Вам нужна дипломная работа?
Интересует География?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

География земельных отношений стран и регионов мира.

  • 96 страниц
  • 27 источников
  • Добавлена 29.05.2011
3 300 руб. 6 600 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Глава 1. Земельная политика и совершенствование земельных отношений в мире на современном этапе
1.1. Сущность и формы земельных отношений
1.2 Цели и методы государственного регулирования земельных отношений
2. Разнообразие форм важнейших составляющих земельных отношений в сельском хозяйстве мира
2.1. Географические различия в структуре и формах собственности на сельскохозяйственные земли
2.2. Масштабы и формы аренды сельскохозяйственных земель в мире
2.3 Дифференциация размеров сельскохозяйственных производственных единиц по странам и регионам мира
2.4 Влияние на содержание земельных отношений состава сельскохозяйственных земель по видам угодий и их ценности
3. Особенности земельных отношений в сельском хозяйстве стран разного типа
3.1 Земельные отношения в экономически развитых странах
3.2 Земельные отношения в развивающихся странах
3.3. Земельные отношения в СНГ и других государствах переходной экономики
Выводы
Список источников
Приложение 1.
Приложение 2.

Фрагмент для ознакомления

Это обусловлено тем, что парадигма постоянного развития (возникшая на нач. 90- х годов ХХ ст.), предусматривала равномерные, хотя и невысокие темпы экономического и социального роста и экологического прогресса, оказалась несостоятельной повлиять на нисходящую часть странового и глобального циклов конца ХХ и нач. ХХІ в. Некоторые страны такие, например, как Япония, еще и до сих пор имеют негативные (или близкие к нулевым) показатели роста ВВП.
К “традиционным” подходам относительно идентификации стран мира можно отнести их группировку в соответствии с показателем ВВП на душу населения. Те, которые имеют числовое значение свыше 20000 долл. США и относятся к самым большим (США, Япония, Швейцария и др.). Группу 15000-20000 долл. в год образовывают богатые страны (Испания, Израиль, Новая Зеландия и др.). Страны среднего уровня развития относятся к двум подгруппам: выше среднего, с соответствующим показателем 10000-15000 долл. (Республика Корея, Греция, Чили, Саудовская Аравия, Чехия и др.) и ниже среднего – 5000-10000 долл. США (ЮАР, Турция, Мексика и др.). Следующей группой являются бедные страны и государства с переходной экономикой (1000-5000 долл.). Сюда попадают страны бывшего СССР, а также некоторые африканские и азиатские страны. И, в конце концов, группу самых бедных государств образовывают те страны, где ВВП на душу населения (вся эта градация рассчитывается по паритету покупательной способности) представляет меньше чем 1000 долл. на год. Это так называемый “полюс бедности Африки”: Ангола, Мозамбик, Эфиопия и т.п. [17, с.34].
В соответствии с подходами Мирового банка можно было бы сгруппировать государства, исходя из их места в трансформационной модели человечества:
І. Страны с развитой экономикой (ВВП больше 15000 долл. США). Отдельную подгруппу образовывают государства Большой семерки (Great 7 – G7): США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Канада.
Кроме стран-членов сообщества к названной выше группе относят Швейцарию, Норвегию, Австралию, Новую Зеландию. С 1995 года сюда вошли Северная Корея, Гонконг (сейчас является частью КНР), Сингапур, Тайвань, Израиль.
ІІ. Страны с переходной экономикой. К ним относят постсоциалистические государства Европы и Азии, которые находятся на разных стадиях трансформационного процесса. Однако дальнейшее выделение такой группы едва ли целесообразно, из-за того, что сам переход к рыночному обществу в них уже закончился.
ІІІ. Развивающиеся страны. В ней выделяют подгруппу стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), Африки и Латинской Америки.
Исходя из этих градаций можно сделать вывод, о том, что современные государства мира, находятся на разных этапах экономической зрелости, которая дает основания сгруппировать их по уровню развития и вместе с тем максимально учитывать географический фактор идентификации. Таких стран будет десять:
Большая семерка.
Другие развитые страны.
Новые индустриальные страны: Республика Корея, Малазия, Таиланд, Филиппины, Мексика, Бразилия, Аргентина, Чили и т.п.
Страны Центральной и Восточной Европы.
Россия и страны СНГ.
Китай.
Индия и Пакистан.
Страны, которые имеют относительно высокие социально-экономические показатели (Саудовская Аравия, Катар, Оман, Кипр, Ямайка и др.).
“Классические” развивающиеся страны.
Наименее развитые государства мира.

3.1 Земельные отношения в экономически развитых странах

Развитые страны имеют многолетний опыт развития земельного законодательства и системы регулирования земельных отношений, который весьма разнообразен по государствам. Общими тенденциями управления земельными ресурсами в этих странах являются органическое включение их в процесс земельного планирования (зонирования) и сельского развития на разных уровнях (региональном и локальном). Постоянно возрастают экологические требования, налагаемые на сельскохозяйственных землепользователей. В развитых странах широко развита юридическая система разрешения земельных споров, гарантий прав земельных собственников и арендаторов, правомочности заключенных земельных контрактов. Это - важные факторы социальной стабильности и пропорционального развития сельского хозяйства и сельской местности.
В экономически развитых странах существует большое количество кооперативов в отраслях, сопряженных с сельским хозяйством, а также в сфере услуг – торговле, строительстве, в обслуживании населения, финансовой сфере. Сельскохозяйственные производственные кооперативы являются коллективной формой ведения сельскохозяйственного производства и вполне соответствуют условиям рыночной экономики. Но в ведении сельскохозяйственного производства кооперация в экономически развитых странах почти не получила развития. Можно предположить, что такая кооперация в условиях экономически развитых стран малоэффективна. Тем не менее в западной части Канады, в Саскачеване, существуют так называемые «рабочие» кооперативы, в которых в общей собственности находятся земля и другие средства производства, а производство ведется совместно членами кооператива. Другая форма сельскохозяйственной кооперации в том же Саскачеване – коллективное скотоводство. В этом случае совместно осуществляется только выпас скота на общих пастбищных угодьях, тогда как растениеводство ведется раздельно. Форму абсолютной сельскохозяйственной кооперации представляют израильские киббуцы, располагающие 2/5 сельскохозяйственных угодий в стране. Но в киббуцах обоществлены не только средства производства и труд, но также и распределение, что их выводит за рамки чисто экономических форм организации труда. Можно предположить, что наличие сельскохозяйственных производственных кооперативов определяется скорее культурно-региональными различиями, чем уровнем развития стран.
По этой причине, а также в силу проведенной коллективизации в период плановой экономики, сельскохозяйственные производственные кооперативы широко представлены в ряде стран СНГ. В России из 22 тыс. организаций по производству сельскохозяйственной продукции производственными кооперативами является половина. Фермерские хозяйства, созданные по образцу западных стран, не стали им полноценной альтернативой.
В Евросоюзе выработано такое понимание традиционного фермерское хозяйства: это – семейное предприятие по производству сельскохозяйственной продукции, хозяйствующее на собственной земле, в котором общие трудозатраты членов семьи составляют 2200 чел-часов в год, что соответствует полной трудовой нагрузке для одного человека. В классическом фермерском хозяйстве основные трудозатраты несет собственно фермер и его семья. Но таких традиционных хозяйств в странах Запада становится все меньше.
Во-первых, идет поляризация фермерских хозяйств, вымывание в ходе конкурентной борьбы хозяйств среднего размера, которые либо должны укрупниться, чтобы отвечать более высоким требованиям, либо ликвидироваться; многие, однако, в результате сокращаются в размерах, а их владельцы становятся неполнозанятыми в аграрной сфере и ищут дополнительную работу.
Во-вторых, под воздействием технологических сдвигов, роста капиталоемкости сельскохозяйственного производства традиционная организационная структура в странах Запада подвергается глубокой трансформации, которая состоит во все большем распространении в аграрной сфере форм организации производства, свойственных другим сферам экономики – промышленности, сфере услуг. Изменения идут по четырем линиям: 1) роста удельного веса земельной аренды; 2) снижения доли индивидуальных хозяйств за счет увеличения других правовых форм сельскохозяйственных предприятий – товариществ, компаний с ограниченной ответственностью и акционерных обществ; 3) использования для управления сельскохозяйственными предприятиями наемных менеджеров; 4) расширения найма рабочей силы.
В наибольшей мере такая трансформация затронула фермерские хозяйства Великобритании, США, Австралии, Новой Зеландии. Есть и внутритерриториальные закономерности. В Великобритании, например, наибольшее количество фермерских хозяйств нового типа встречается вблизи крупногородских агломераций, а больше всего традиционных хозяйств расположено в животноводческих районах. Смешанная картина – в районах крупного механизированного земледелия.
Особую роль играет сельскохозяйственная сбытовая, закупочная и сервисная кооперация. В странах Запада такая кооперация очень высоко развита, в противоположность сельскохозяйственной производственной кооперации. Особенно сильны сбытовые, закупочные и сервисные сельскохозяйственные кооперативы в Европе – родине сельскохозяйственной кооперации. В ЕС-15 до 1/2 сельскохозяйственной продукции реализуется через кооперативные структуры, и через них проходит около 1/3 поставок сельскому хозяйству различных ресурсов. По уровню развития сельскохозяйственной кооперации в Европе выделяются Нидерланды, Франция, Бельгия, Дания. Значительное развитие она получила в США, Канаде. В Японии сельскохозяйственной кооперацией вообще охвачено 100% крестьян. Сбытовые, закупочные и сервисные сельскохозяйственные кооперативы представлены и в развивающихся странах (помимо производственных).
Первоначальный смысл такой кооперации заключался в создании соразмерной «рыночной силы» для многочисленных в целом некрупных фермерских хозяйств, которым на рынках противостоят крупные закупочные и перерабатывающие компании, а также производящие средств производства. Уровень развития сельскохозяйственной кооперации зависит от ряда факторов. Прежде всего – это соотношение предложения сельскохозяйственной продукции и спроса на нее. Сельскохозяйственная сбытовая кооперация больше развита в регионах и странах, производство сельскохозяйственной продукции в которых превышает потребности местного рынка. Играет роль и то, насколько продукция является скоропортящейся. Именно поэтому сбытовая кооперация больше развита в сбыте и переработке молока, овощей, плодов. Сбытовая кооперация в целом развита сильнее, чем закупочная, поскольку в последнем случае фермеры выступают на ресурсных рынках в качестве покупателей, а в условиях стран Запада в целом преобладает «рынок покупателя», а не «рынок продавца». На сбытовых же рынках позиции фермеров слабее. На уровень развития кооперации влияют размеры сельскохозяйственных предприятий. Чем они мельче, тем меньше «рыночная сила» отдельных фермеров, и тем объективно выше потребность в кооперировании друг с другом. И, безусловно, развитие кооперации сильно зависит от особенностей национальной экономики, законодательства, менталитета населения.
Существуют значительные различия в организационных основах сельскохозяйственной кооперации. В Европе распределение голосов и доходов в сельскохозяйственных кооперативах происходит в основном в соответствии с тем, какой объем деятельности провел через кооператив тот или иной его член. Это – совершенно особая форма распределения голосов в управлении хозяйственными организациями, не имеющая аналогов в других сферах экономики. Но в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии сельскохозяйственные кооперативы юридически оформлены как корпорации, и распределение голосов в них происходит по капиталу. Сельскохозяйственные кооперативы в странах Запада зачастую образуют сложные иерархические структуры, в которых первичные кооперативы создают «кооперативы кооперативов», охватывая целые регионы или выходя на общенациональный уровень. Но независимо от сложности кооперативных структур фермеры сохраняют юридическую самостоятельность.
Рассмотрим особенности земельных отношений в отдельных экономически развитых странах.
Соединенные Штаты Америки. Создание законодательной базы для развития сельского хозяйства занимает важное место в экономической политике США, и именно поэтому здесь раньше, чем в других странах мира, проявилось существенное влияние государства на аграрную сферу деятельности.
В 1980 году сельскохозяйственное законодательство вышло на первое место, поскольку ему отводилось более всего внимания со стороны государства. Новые обстоятельства, которые сложились как в самой стране, так и на мировой арене, привели к тому, что необходимо было пересмотреть некоторые предыдущие принципы подхода к решению проблем сельского хозяйства и обеспечение продовольственной безопасности. Эти проблемы стали одними из самых важных для Конгресса, что и нашло свое отображение в законах, принятых в тот период [17, с. 94].
К 80-м годам все сельскохозяйственное законодательство ориентировалось в поддержку семейного фермерства. Закон 1985 года « О продовольственной безопасности США» начал юридические принципы нового этапа развития сельского хозяйства. Он подтвердил подход к сельскому хозяйству как к особой области экономики, которая имеет стратегическое значение для США, а также взятый страной курс на сохранение широкого субсидирования сельского хозяйства за счет бюджета.
Этот нормативный акт легализировал новые взгляды в подходе к развитию сельского хозяйства. В отличие от предыдущей политической линии, закрепленной в законодательстве, в нем определились такие два направления: 1) стабилизация коммерческого сельского хозяйства страны, которое означает ориентацию государства на развитие больших хозяйств, и 2) обеспечение надлежащего уровня в сельских районах, которые, учитывая сохранение социальной стабильности в сельской местности, а также введение нового механизма государственного субсидирования сельского хозяйства, предусматривает поддержку среднего фермера.
Закон 1990 года «Об охране сельскохозяйственного обеспечения продовольственными товарами» соединил усилие фермеров и общества для решения важных задач в сельском хозяйстве. Затраты на сельское хозяйство начали рассматриваться как долгосрочные инвестиции для стабильного развития сельского хозяйства США.
Закон 1996 года «Об усовершенствовании и реформировании сельского хозяйства» предоставил фермерам больше свободы в планировании объемов сельскохозяйственного производства. Вышеупомянутый Закон включает новую программу поддержки аграрного рынка и субсидирования производства главных сельскохозяйственных продуктов. Эта программа имеет название «продовольственные товары для мира». Она направлена на предоставление поддержки правительства и неправительственным организациям стран, которые развиваются (страны СНГ, Восточной и Центральной Европы), при переработке и продаже дешевых товаров со США, поддержку свободного.
Наиболее распространенной формой являются семейные, партнерские и так называемые другие хозяйства. Семейные работают на собственном капитале и кредитах коммерческих банков. Таких хозяйств в стране большинство, им принадлежит 70 % земли. Они вырабатывают 60 % сельскохозяйственной продукции [21, с.87].
Партнерство дает возможность соединить капиталы, земельные участки, материальные и трудовые ресурсы. Это обеспечивает рост производительности сельскохозяйственного производства. Владея 16 % земли, они вырабатывают свыше 16 % продукции области. К "другим" фирмам принадлежат сельскохозяйственные кооперации и кооперативы. Первых в США близко 60 тыс. Занимая 14 % земли, они обеспечивают 24 % товарной продукции США. Важная роль принадлежит кооперативам, их в стране почти 55 тыс., а численность пайщиков — 4,5 млн чел. Кооперативы реализуют готовую продукцию, обеспечивают сельскохозяйственных производителей техникой, финансовыми услугами.
В США 3 % население, занятого в сельскохозяйственном производстве, полностью обеспечивает продовольствием населения страны. Продукция этой области экспортируется также за границу. Этого было достигнуто благодаря интенсивной профессиональной подготовке производителей, широкому применению разной, высококачественной техники и связи, всесторонней государственной помощи фермерству [14, с.74].
Германия. Экономическое устройство, которое сложилось на сегодня в Германии, обычно называют социальным рыночным хозяйством. Основными его принципами есть: частная собственность на средства производства при усиленной юридической ответственности владельцев за использования капитала; свободная конкуренция и открытость рынка с государственным влиянием; обеспечение стабильной валюты и стабильности хозяйственной политики; поддержка интеграционных процессов в экономике как в стране, так и в пределах ЕС; система социальной защиты населения от негативного влияния рынка.
Франция. Во французском сельском хозяйстве приобрели наибольший распространение два основных образа ведения хозяйства: прямой, когда земля сельскохозяйственного назначения обрабатывает ее владельцем, и косвенный, когда обработка земли осуществляется лицом, которое арендует хозяйство у одного или нескольких владельцев, на протяжении последнего столетия половина сельскохозяйственных площадей обрабатывались методом прямого ведения хозяйства.
В сельском хозяйстве Франции определенное место занимают групповые формы ведения хозяйства. Они имеют существенное влияние на процесс сельскохозяйственного производства. Развитие групповых форм связано с углублением процессов его специализации и концентрации. Главное место среди них занимают кооперативы.
Существуют и другие коллективные формы организации сельскохозяйственного производства, такие как фактические общества, гражданские общества сельскохозяйственного производства, а также объединения сельскохозяйственных производителей, которые обеспечивают производство и сбыт сельскохозяйственной продукции определенного вида на договорных началах.
Аграрное правоотношение во Франции регулируются Аграрным кодексом, который закрепляет существование разных форм собственности в сельском хозяйстве, наличие разных форм управления сельскохозяйственными предприятиями, развитие арендных отношений, ориентацию на большие фермерские хозяйства.
Великобритания. В последние годы в Великобритании наблюдается тенденция объединения аграрного сектора с промышленным капиталом; создаются большие формирования агропромышленного комплекса; практикуются концентрации производства отдельных продовольственных товаров [14, с.284].
Обеспечение и гарантии владения землей, контроль за рентой и компенсационные условия регулируются Актом о сельскохозяйственном землевладении.
В развитии аграрных отношений в Великобритании принимают участие фермеры, землевладельцы, нанимаемые работники.
Чаще всего британская ферма представляет собой семейный бизнес. Фермеры объединяются в кооперативы. В этой стране кооперация осуществляется в таких основных формах:
1) кредитные кооперативно-государственные системы, представленные традиционными кооперативами по сбыту и переработке сельскохозяйственной продукции и снабжения хозяйствам средств производства;
2) большие кооперативные объединения универсального характера;
3) кооперативные объединения на основе вертикальной и горизонтальной интеграции, которые имеют национальное региональное значение;
4) производственные кооперативы на основе партнерства (общества). Израиль. Земельные отношения в Израиле регулируются Основным законом « О земельном владении».
Японское сельское хозяйство в конце прошлого века заметно снизило темпы развития. Одной из причин этого есть постоянное сокращение обрабатываемых земель в стране. Оно происходит в связи с использованием угодий под строительство дорог, промышленных объектов, жилых домов, через стихийные бедствия. Снижение урожайности было обусловлено также чрезмерной химизацией, применением ядохимикатов, агротехническими нарушениями.
Недостаточный уровень производства сельскохозяйственной продукции в стране, а также повышение жизненного уровня населения нуждались в импорте продовольствия. Особенно выросшая потребность в таких товарах, как кофе, какао, бананы, ананасы, пряности. Главными поставщиками сельскохозяйственной продукции в Японию являются США и Австралия. Этот процесс регулирует правительство, которое контролирует внутренний рынок производства продовольствия, его импорт и экспорт. В 1968-1988 гг. площадь, на которой выращивали рис, уменьшилась на 1170 тыс. га. Соответственно увеличились урожаи пшеницы, кормовых культур. Сегодня, как и в прошлому, большинство крестьян в Японии являются мелкими владельцами, которые связано со спецификой пахотных земель, которые расположены преимущественно на горных склонах [14, с.194].
Если обратиться к этапам становления аграрного сектора в Израиле, то прежде всего следует отметить, что первыми начали выкупать земли в Палестине евреи из России за средства, которые были собраны среди еврейской части населения страны. Купленные земли не имели персональной принадлежностей (их покупали для семей переселенцев, которые поселились группами — кибуцами), в связи с чем был создан Еврейский национальный фонд (ЕНФ), к которому перешли все кредиты, купленные земли и все следующие поступления. Еврейский национальный фонд действует на основе устава, согласно которому земли, купленные на объединенные средства фонда, является неотъемлемой собственностью этого еврейского народа, неотъемлемой частью государства.
Израильское сельскохозяйственное производство имеет высокую насыщенность техникой, которая пополняется и обновляется по мере необходимости. Это ограничило количество лиц, занятых в этой области.
Государство имеет довольно значительное влияние на сельскохозяйственную область, почти свыше 90 процентов всех сельскохозяйственных предприятий являются государственными. Это в полной мере привело к тому, что Израиль — одна из стран с наиболее развитым аграрным сектором.
Польша. Многосекторное сельское хозяйство есть в основном индивидуальным. В Польше около 70 процентов сельскохозяйственных наделов.
Государство стимулирует развитие индивидуального сельского хозяйства принятием ряда нормативных актов — главным образом законов.
Среди них нужно обратить внимание на:
Закон « Об изменениях в Гражданском кодексе»;
Закон « Об изменениях в Гражданском процессуальном кодексе»;
Закон « О защите сельского хозяйства и лесных угодий»;
Закон « О возведении земельных наделов»;
Закон « О поземельных книгах и ипотеке»;
Закон « О Кооперативном праве».
Эти нормативные акты закрепляют достижение продовольственной независимости путем увеличения экспорта, уменьшение импорта в количественном ассортиментах, получение положительного сальдо торговли сельского хозяйства, динамического и эффективного развития сельского хозяйства страны, стабилизации темпов его роста, уменьшение затрат и убытков. Государство обеспечивает себя продовольственными товарами, вместе с тем улучшается питания населения.
Мы видим, что аграрным законодательством в этих странах определяется законное требование целевого использования сельскохозяйственных земель, обязательность их возделывания (обязанность надлежащим образом использовать свою собственность) под угрозой экспроприации. Большое распространение приобрели институты неделимости сельскохозяйственных земель, недопущение их чрезмерной эксплуатации, принципы приобретения права собственности на землю за давностью их владения или пользования. Гарантии и защита прав частной собственности на землю осуществляется в через установление сложных процедур ее отчуждения [28, с.21].
Важным итогом развития сельского хозяйства в экономически развитых странах стал рост его экономического потенциала. Они достигли высокого уровня самообеспеченности продуктами питания, за исключением продукции тропического земледелия.

3.2 Земельные отношения в развивающихся странах

Первый список наименее развитых, в который вошли 24 государства, был выпущен ООН в 1971 г., а в 1998 г. их число удвоилось, достигнув 48. Согласно стандартам ООН развивающимися странами считаются: �Государства, неспособные обеспечить свой экономический рост и относительно высокий уровень жизни. Кроме того, национальная экономика которых сильно зависит от внешних факторов и природных катаклизмов. Этим странам предусмотрена экономическая помощь для их интеграции в мировую экономику. Однако принятые с этой целью программы на первой (1981) и второй (1990) конференциях ООН по проблемам развивающихся государств не принесли практически никаких результатов.
В 1971 г. в упомянутый выше список из 24 экономически неразвитых стран попали 8 государств - членов Организации “Исламская конференция”, что составляет около 33%. В 1998 г. это соотношение изменилось не в пользу мусульманских стран, составив уже 43% (21 из 48 стран: 17 - в Африке, 3 - в Южной Азии и 1 - на Ближнем Востоке). Общее население мусульманских стран с неразвитой экономикой насчитывает 324,7 млн. человек, что составляет 49,8% от населения всех развивающихся стран.
Важной характеристикой общности развивающихся государств является нарастающая дифференциация составляющих ее стран. Три группы факторов определяют позиции развивающихся стран по отношению друг к другу. К внутренним факторам дифференциации относятся природно – климатические, географические, демографические, экономические и социальные условия той или иной страны.
Внешние причины расчленения группы развивающихся стран составляют структурные и циклические кризисы капитализма, а также изменения в движении капитала из империалистических стран в развивающиеся. Все наиболее важным становится фактор глобального масштаба – НТР. По степени использования ее достижений, развивающиеся страны все более отличаются друг от друга [28, с.54].
Еще в 70 – 80 годы среди развивающихся стран, идущих по капиталистическому пути, усилилась экономическая дифференциация. Среди них выделилась группа стран, наиболее развитых в экономическом отношении. Это прежде всего ряд стран Латинской Америки – Аргентина, Бразилия, Мексика, приблизившиеся по многим показателям к странам среднего уровня развития капитализма. Возрос уровень экономического развития ряда стран и территорий Юго-Восточной Азии. Вместе с наиболее развитыми странами Латинской Америки их сегодня именуют новыми индустриальными странами. К ним относятся Гонконг, Сингапур, Тайвань и Республика Корея. Экономических успехов добились и другие страны Юго-Восточной Азии – Индия, Индонезия, Малайзия, Филиппины. На Западе эту группу стран Юго-Восточной Азии вместе с менее развитыми странами латинской Америки (Венесуэла, Колумбия, Перу, Чили) часто называют странами второго яруса (в отличие от новых индустриальных стран).
Наряду со странами, где хотя и в противоречивых формах, но наблюдается известный экономический прогресс, довольно большую группу (более 40) составляют наименее развитые страны (страны Тропической Африки, островные государства в Тихом океане, некоторые страны Карибского бассейна). Эта группа стран не обладает запасами полезных ископаемых, в них нет не только обрабатывающей, но и добывающей промышленности. Сельское хозяйство отсталое и малопродуктивное. Сохраняется сильное неравенство в распределении доходов, бедность и нужда огромного большинства населения. Преобладают докапиталистические производственные отношения, хотя и в большинстве этих стран идет постепенное развитие капитализма [17, с.85].
После Второй мировой войны в Азии, Африке и Латинской Америке произошли важные политические и социально-экономические сдвиги, сопровождавшиеся серьезными социальными преобразованиями в деревне. Во второй период (60-е гг.) благодаря завоеванию политической независимости и освобождению от колониального гнета в целом ряде государств Африки, Азии и Латинской Америки были проведены аграрные преобразования, приведшие к ликвидации иностранных колониальных земельных владений, ограничению крупного помещичьего землевладения и регулированию арендных отношений, наделению землей безземельных и малоземельных-крестьян.
Практически всюду усилилась роль государственного регулирования сельского хозяйства, касавшегося аграрных отношений, производства и торговли сельскохозяйственной продукцией.
Производительность труда в сельском хозяйстве остается ниже, чем в среднем по всей экономике как в целом в мире, так и в большинстве государств. Неравномерность этих процессов привела к большим контрастам между странами по производительности сельскохозяйственного труда, определяемого величиной стоимости, добавленной обработкой (т.е. товарной продукции за вычетом материальных производственных затрат) на одного занятого. В Южной Америке (Аргентина, Бразилия) показатели средние (3-14 тыс. долл.). В Африке разница в производительности между странами значительная — от 76 долл. в Мозамбике до 3,4 тыс. долл. в ЮАР, но самые резкие различия в Азии — от 296 долл. в Китае, 343 долл. в Индии до 29 тыс. долл. в Японии. Во второй половине XX в. усилились контрасты в производительности труда между развитыми и развивающимися странами, так как именно первые воспользовались всеми преимуществами НТР.
Реальная насыщенность техникой в сельском хозяйстве развивающихся стран остается низкой: в Африке на 1 тыс. га пашни приходится 1 трактор, в Латинской Америке — 5. Избыток рабочей силы и, главное, нехватка денег ограничивают возможности механизации производства. Лишь отдельные районы зернового товарного хозяйства или производства некоторых экспортных технических культур крупными землепользователями выделяются более высоким техническим уровнем. Научно-технический прогресс не сводится, однако, к количественному росту, а включает и постоянное обновление и совершенствование техники [17, с.132].
Научно-технический прогресс стимулирует главное направление развития сельскохозяйственного производства — интенсификацию. Рост производственных затрат и капиталовложений на единицу площади сопровождается увеличением продукции. Совершенствуются и формы экстенсивного сельского хозяйства, где рост продукции — результат расширения площади посевов или поголовья стада. Экономическая эффективность этих направлений связана с природными условиями и социальными особенностями, например, с плотностью населения и обеспеченностью трудовыми ресурсами. Отмечено, что в тропических странах Африки с ростом населения произошел переход от подсечно-огневой к более интенсивным системам залежного земледелия. Экстенсивное пастбищное животноводство сохраняется на обширных пространствах пустынь, полупустынь, саванн и степей умеренного и жаркого пояса в Азии и Африке, в Северной и Южной Америке, а также в Австралии. Однако материально-техническая оснащенность этих форм хозяйства сильно отличается в развитых и экономически слабо развитых государствах.
Мусульмане достигли больших успехов в сельском хозяйстве, используя 3 принципа – чётко продуманная система севооборота (позволяющая получить двойной урожай за год на той же земле, к примеру как этого добились в Йемене и Ираке), развитая система орошения и использование определённого вида зерновых в зависимости от их особенностей. На долю сельского хозяйства, в общем ВВП развивающихся мусульманских стран приходится в среднем 34,2% за период 1991 - 1995 гг. и 32,5% за период 1994 - 1998 гг.
Особого внимания заслуживает вопрос земельных отношений в Китае. Инициаторами земельной реформы в Китае являлось как партийное руководство, так и крестьяне. В частности, предпосылками земельных реформ стали крестьянские требования поравнения, естественные в условиях резкого земельного неравенства: в Китае десять процентов богатых дворов владели пятюдесятью шестью процентами земли, а шестьдесят восемь процентов бедноты – лишь четырнадцатью процентами. Начало земельной реформе Китая положил закон «О земельной реформе» 1950 года. Исходя из основных положений закона, целью земельной реформы являлась с одной стороны, ликвидация феодального класса помещиков и передача земли крестьянам, с другой стороны, законодатель предусматривал сохранение хозяйства кулаков с целью дальнейшего использования его для преодоления хозяйственной разрухи. Новая власть должна была считаться с тем, что частная собственность на землю существовала в Китае длительное время, а крестьянство глубоко прониклось собственническим инстинктом. Земельная реформа на основе этого закона была проведена на всей территории страны. Она способствовала развитию производительных сил китайской деревни и создала необходимые условия для осуществления социалистических преобразований в сельском хозяйстве КНР.
Итогом данного этапа реформы стала коллективизация. За исключением «большого скачка» 1951-1961гг., когда «фундаменталистическая политика» строительства социализма привела к «экономическому коллапсу и голоду», сельское хозяйство Китая, за период осуществления данной реформы, наращивало показатели.
Ключевым моментом стала «вторая земельная реформа», которая заключалась в перераспределении коллективизированной земли крестьянам. По сути данный процесс можно назвать деколлективизацией. Именно она способствовала быстрому росту социального расслоения общества в Китае. Следует отметить, что эта проблема является актуальной для Китая и сегодня. В целом, за чертой бедности в Китае остается 14% сельского населения.
Анализ сложившейся ситуации позволяет нам сделать вывод о том, что основным достижением в аграрной сфере Китая на данный период времени является упразднение коллективного хозяйства и переход к семейному подряду. Результатом данных преобразований стал бурный подъем сельского хозяйства в целом.
Можно утверждать, что цель земельной реформы достигнута – в результате подъема сельского хозяйства были получены средства на индустриализацию. Это, в свою очередь, гарантировало успешное проведение экономических реформ. Однако, нельзя не сказать о минусах проводимой политики. В частности, именно быстрое экономическое развитие привело к нарушению экологического баланса в Китае. Также, налицо все более обостряющаяся с каждым годом проблема противостояния между городом и деревней, выражающаяся в обострении социальных противоречий в китайском обществе и ускоренном расслоении населения по уровню доходов. Результатом данной статистики является ухудшение среды обитания и проблемы в аграрном секторе, которые могут обесценить значительную часть успехов в экономической сфере.

3.3. Земельные отношения в СНГ и других государствах переходной экономики

В социалистических странах во второй половине 40-х годов были проведены аграрные реформы, которые предусматривали конфискацию земли у крупных собственников, монастырей и передача ее мало-и безземельным крестьянам (кроме Польши и Югославии). Часть земли перешла в собственность государства. На ней был организован государственные сельские хозяйства, опытные станции. Ликвидировались ипотечное и другая задолженность крестьянских хозяйств.
На протяжении 50-х годов происходило кооперирование крестьянских хозяйств, 60-е годы стали периодом интенсификации на основе механизации, химизации, электрификации. За это время социалистические страны развивали сельское хозяйство более быстрыми темпами, чем развитые. Заметно повышался уровень потребления основных видов продовольствия на душу населения [19, с.65].
Непрестанное углубление экономического кризиса, а точнее кризиса отношений общества с природой конце ХХ века обусловило необходимость радикальных мер в отношении целей и приоритетов развития.
Социальные, политические и экономические изменения, произошедшие в мире в конце XX века, повлиявших на все сферы человеческой деятельности. Падение коммунистических правительств в странах Восточной Европы и распад Советского Союза открыли возможности для ускорения развития экономических взаимосвязей между странами, основанные на рыночных отношениях. Такие изменения позволили проникновения в эти страны недоступных ранее современных технологий. В результате преобразований, происходящих контакты между людьми становятся все более тесными.
В этих условиях особенно важную роль играет реформирования земельных и имущественных отношений, прежде всего земли как главного и ограниченного ресурса. При этом земля рассматривается в двух аспектах. С одной стороны, она является уязвимым ресурсом, нуждающимся в защите и проведения соответствующей государственной политики, с другой стороны - это объект, обладающий свойством ускорять социально-экономическое развитие и создавать богатство при условии, что права на него имеют статус товара.
Возрастание роли земельных отношений подтверждается всплеском интереса мирового сообщества к проблемам управления земельными ресурсами. Особое внимание этой проблеме уделяют такие международные институты, как ООН, Международный банк реконструкции и развития, Организация по продовольствию и сельскому хозяйству ООН, Центр по населенным пунктам ООН "Хабитат". В частности этот интерес можно объяснить следующими основными причинами:
• изменениями во взаимоотношениях человек - земля и как следствие - множество земельных реформ, проводимых в различных частях планеты;
• появлением и широким распространением новых технологий и связанных с ними инфраструктурных изменений.
Реформирование земельных отношений в странах Восточной Европы и бывших республиках Советского Союза в большинстве случаев базировалось на необходимости приватизации земли и воссоздания института частной собственности на землю. Это объясняется тем, что проводимая социалистическими странами земельная политика основывалась на идеологическом постулате незыблемости государственной собственности и ведущей роли государства в процессах централизованного распределения произведенных продуктов. Применительно к земельным отношениям это предполагало угнетение не только прав частной собственности на землю, но и на полученный в результате ее использования продукт [19, с.49].
В результате одна из основных задач социально-политических преобразований в этом регионе - проведение земельных реформ. Если в странах Восточной Европы и Прибалтики в основу ставилась реституция или компенсация за потерю собственности бывшим владельцам, то в большинстве бывших республик Советского Союза основой земельной реформы был низкий уровень производительности сельскохозяйственного производства. Это нашло выражение в ряде политических решений, определивших развитие земельной реформы.
При проведении первого этапа земельной реформы за изолированности экономической мысли в СССР почти не учитывались изменения, происходившие в земельных отношениях во всем мире. В результате задача повышения уровня производительности сельскохозяйственного производства не была решена.
После краха плановой экономики новое руководство стран региона осуществляло в сельском хозяйстве рыночные реформы, но процесс шел по-разному. Даже при ориентации на образцы западного фермерства в некоторых из тех стран, в которых в социалистический период были созданы крупные сельскохозяйственные предприятия, зачастую оказалось нецелесообразно дробить их имущество между множеством крестьян. Поэтому были избраны такие схемы приватизации, которые позволили сохранить крупные формы хозяйствования. В результате, например, в Чехии 88% сельскохозяйственных земель находится в распоряжении предприятий размером более 1000 га. Похожая структура характерна и для Словакии. С другой стороны, в Венгрии, где тоже прежде существовали крупные социалистические предприятия, в результате реформ сельское хозяйство оказалось сильно раздроблено, и средний размер хозяйств составляет 6,7 га. Аналогично раздроблению было подвергнуто и сельское хозяйство стран Балтии. В тех странах Центрально-Восточной Европы, в которых и в социалистический период существовало множество мельчайших крестьянских хозяйств, такая структура сохраняется и поныне – в Румынии, Хорватии, Сербии, Польше и др.
На пространстве СНГ аграрные преобразования несмотря на общую рыночную направленность тоже шли по-разному. На одном полюсе оказались те бывшие республики СССР, в которых было осуществлено полное раздробление землепользования: например, в Грузии, Кыргызстане средний размер хозяйств теперь 1,2 га. На другом – Россия, Беларусь, в которых крупные предприятия были почти полностью сохранены. В РФ средний земельный размер хозяйств, относящихся по статистике к «сельскохозяйственным организациям», достигает 6670 га, и эта категория сельскохозяйственных производителей концентрирует 76% всего фонда сельскохозяйственных угодий.
Следовательно, можно отметить разнонаправленность земельных преобразований в странах Восточной Европы и изменений в земельных отношениях, которые происходят во всем мире под влиянием объективного развития человеческого общества. Очевидно, что после завершения реформирования отношений собственности в этих странах приступили к совершенствованию землеустроительных и кадастровых систем, гарантирующих права частной собственности, создают механизмы общественного контроля за использованием земли.
Поэтому на данном этапе земельной реформы, которая по реформированию собственности в значительной степени превращается в реформу землеустроительную и кадастровую, следует исходить из того, что необходимо рассматривать землю как ограниченный, подданный деградации природный ресурс, без рационального использования которого невозможно дальнейшее экономическое и социальное развитие общества. В этой связи необходимо усилить элементы планирования эффективного использования земли с максимальным учетом общественных интересов. При этом следует ожидать усиления роли земельно-информационных систем и землеустройства, как регуляторного механизма государства в организации использования и охраны земли, а также многоцелевого кадастра как инструмента принятия управленческих решений государственными и частными институтами.

Выводы

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Земельные отношения, являясь неотъемлемой частью аграрных отношений, представляют собой сложную систему, выполняющую важные экономические, социальные и экологические функции в аграрном секторе. В экономике большинства стран мира чрезвычайно актуальной задачей становится определение способов сочетания государственного и рыночного регулирования земельных отношений.
Набор средств государственного воздействия, в том числе с помощью экономических рычагов, зависит от конкретных социально-экономических условий и направлений государственной политики в отдельных государствах.
Формы собственности на землю и реализующие их организационно-политические и правовые механизмы в значительной мере влияют на развитие экономики. В зависимости от того, насколько эффективно субъекты собственности реализуют свои права на землю, формируется земельная политика каждого конкретного периода. Большое значение имеет и другая составная часть земельных отношений – управление земельными ресурсами.
Одним из средств, которые революционизируют развитие аграрных отношений, есть аграрные реформы, которые превращают систему собственности, землевладение и землепользование, организационные формы хозяйствования на селе. Они должны основываться на создании таких условий, при которых бы непосредственный производитель был бы хозяином на земле, свободно выбирая производственное направление для своего хозяйства, распоряжался сделанным продуктом и доходом.
Функционирование цивилизованного рынка земель (в том числе и земель сельскохозяйственного назначения) невозможно без наличия соответствующей институционной базы, которая бы определяла институционные принципы владения и продажи земли.
В мире преобладает частное владение сельскохозяйственными землями. Однако далеко не все эти земли принадлежат фермерам и крестьянам, которые ее обрабатывают. Даже в экономически развитых странах широко развита аренда сельскохозяйственных земель, причем не только одними фермерами у других.
Агропромышленная сфера сильно дифференцирована по странам и регионам по своей социально-экономической и организационной структуре. Оказывают влияние природные условия, сложившаяся специализация стран и регионов. Однако главными дифференцирующими факторами выступают уровень социально-экономического развития и культурное разнообразие мира.
Что касается проблемы решения земельного вопроса в России, необходимо помнить, что это не только экономический, хозяйственный вопрос, определяющий макроэкономическое поведение нации, что земля — не только главное средство производства в сельском хозяйстве, но и основа государственности, национального самоопределения и функционирования всего народного хозяйства, пространственный базис и кладовая полезных ископаемых, бесценное богатство страны. Земельный фактор играет огромную роль в жизнеобеспеченности общества в целом и каждого его члена в отдельности, поскольку земля — ресурс особого рода, определяемый ее ограниченностью, невоспроизводимостью и многофункциональностью.

Список источников

Аграрная политика: Учебное пособие / Зинченко А.П., Назаренко В.И., Шайкин В.В. и др. – М.: КолосС, 2004. - 304 с.
Боголюбов С.А. Земельное право. - М.: ТК Велби, Проспект, 2009. - 400 стр.
Боголюбов С.А., Галиновская Е.А., Минина Е.Л., Устюкова В.В. Все о земельных отношениях: учебно-практическое пособие. – М., Проспект, 2010 г. – 656 с.
Буздалов И.Н Аграрная теория: концептуальные основы, тенденции развития, современные представления. – М., Академия, 2005 – 437 с.
Варламов А.А., Хлыстун В.Н., Гальченко С.А., Демидова М.М. История земельных отношений и землеустройства. - М.: Колос, 2000. – 336 с.
Добровольский Г.В., Урусевская И. С. География почв. - М.: Изд-во МГУ, 2004. - 460 с.
Жариков Ю.Г. Земельное право России. - М., Кнорус, 2006. – 480 с.
Земельное право/под ред. В.В. Петрова. - М., Стоглавъ, 1991. – 430 с.
Земельное право: учебник для вузов/отв. редакторы Г.Е. Быстров, Р.К. Гусев. - М., Проспект, Велби, 2006. – 712 с.
Комов Н.Н. Российская модель землепользования и землеустройства. - М., ООО «Институт оценки природных ресурсов», 2001. – 622 с.
Концепция развития гражданского законодательства о недвижимом имуществе. Москва, февраль 2003 г./Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. N 1-2 (14-15).
Коровкин В.П., Незадоров А.Н. Внешнеэкономическая деятельность в агропромышленном комплексе. – М.: ТД ЭЛИТ-2000, 2003. – 462 с.
Корольков А.Ф., Рунов Б.А., Приемко В.П. Аграрная политика стран мира. – М.: Изд-во РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 2008. – 169 с.
Крассов О.И. Земельное право. Учебник. – М.: Юристъ, 2004. – 671 с.
Леппке О. Формирование земельного рынка и его инфраструктура // Экономика сельского хозяйства России. 2001. №9. - С.30.
Лойко П. Ф. Земельный потенциал мира и России: пути глобализации его использования в XXI веке. - М.: Федеральный кадастровый центр «Земля», 2000. - 342 с.
Мухаметзянов Р.Р. и др. Рынки сельскохозяйственной продукции. Учебное пособие. – М.: Издательство ФГОУ ВПО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 2005. – 345 с.
Нецветаев А.Г. . Земельное право: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. – 386 с.
Оценка природных ресурсов / Под общей ред. В.П. Антонова и П. Ф. Лойко. - Институт оценки природных ресурсов, 2002. - 475 с.
Пантелеева О.И. Индикаторы устойчивого развития сельских территорий: методика расчета и практика применения. – Кострома: КГСХА, 2010.
Пасечник О. С. Актуальные проблемы земельной реформы Китая //Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Юридические науки». Том 23 (62). № 1. 2010 г. С.380-384.
Розанов Б.Г Почвенный покров земного шара. - М.: Изд-во МГУ, 1979. - 248 с.
Розов К.Н., Строганова М.Н. Почвенный покров мира. - М.: Изд-во МГУ, 1979. – 288 с.
Романова Е.П., Куракова Л.И. Єрмаков Ю.Г Природные ресурсы мира. - М.: Изд-во МГУ, 1993. - 304 с.
Сельскохозяйственные рынки / В.В. Шайкин, Р.Г. Ахметов, Н.Я. Коваленко и др. – М.: Колос, 2001. – 264 с.
Станкевич Н.Г. Земельное право. - Гродно: ГрГУ, 2003. – 114 с.
Сырых Е.В. Земельное право: Учебник для вузов. – М.: ЗАО «Юстицинформ», 2005. – 336 с.
Ференци Т. Рынки земли в странах с переходной экономикой. — Будапешт: Университет Корвинуса, 2005 – 382 с.
Шагайда Н.И. Особенности оборота сельскохозяйственных земель в России: институционный анализ. — М.: ВИАПИ, 2006. — 225 с.
Company for Property Planning and Rural Installation (France).
FAO Production Yearbook-Rome: FAO, 1996.
Latruffe L. and Mouel C. Description of agricultural land market functioning in partner countries, INRA-ESR, Deliverable 9 of the IDEMA project, January 2006.
Polany К. The Self-Regulating Market and the Fictitious Commodities: Labor, Land and Money. In: K.Polany, The Great Transformation. N.Y.: Farrar & Rinehart, Inc., 1944. — Р. 68-76.
Pugachov M., Shevtsov O. Land reform and title registration in Ukraine // http://www.un.org.ua/brc/en_wdp.html.
World Census of Agriculture Main results and Metadata by Country (1996-2005) // Food and agriculture organization of the United Nations, Rome, 2010

Приложение 1.
Размеры с/х предприятий
№ Страны Колличество предприятий Площадь пахотной земли, га Средний размер с/х предприятия, га 0-1 га 1 Коморские острова 52464 3570 0,07 2 Бангладеш 28191544 9782409 0,4 3 Шри-Ланка 3264678 1531461 0,47 4 Острова Кука 1721 1029 0,6 5 Китай 193445894 130039000 0,67 6 Вьетнам 10689753 7633882 0,71 7 Индонезия 24868675 19673412 0,79 8 Непал 3364139 2654037 0,8 9 Мадагаскар 2428492 2083590 0,86 10 Мальта 11959 11620 0,97 1-2 га 11 Кабо-Верде 44450 44359 1 12 Египет 4541884 3750699 1,01 13 Малайзия 526265 533914 1,01 14 Эфиопия Федеративная Демократическая Республика 10758597 11047249 1,03 15 Сент-Винсент и Гренадины 7380 7199 1,11 16 Американское Самоа 7094 7949 1,12 17 Япония 3120215 3734288 1,2 18 Грузия 729542 886766 1,22 19 Кыргызстан 1130855 1306787 1,26 20 Мозамбик 3064715 3925324 1,28 21 Ливан 194829 247940 1,3 22 Индия 119894000 159394000 1,33 23 Йемен 1180105 1609486 1,36 24 Сент-Люсия 13366 20770 1,55 25 Лаосская Народная-Демократическая Республика 668000 1047700 1,62 26 Гвинея 840454 1370145 1,63 27 Азербайджан 1287385 2341000 1,82 28 Того 429534 842124 1,96 2-3 га 29 Филиппины 4822739 9670793 2,01 30 Ямайка 187791 407434 2,36 31 Танзания, Объединенная Республика 4901837 11997071 2,45 32 Сербия 778891 1919423 2,46 33 Мьянма 3453850 8721115 2,53 34 Тонга 10328 27096 2,62 35 Сент-Китс и Невис 2383 6369 2,67 36 Намибия 102357 295632 2,89 37 Румыния 4759698 13939473 2,93 3-4 га 38 Хорватия 449896 1391622 3,09 39 Пакистан 6620224 20437554 3,09 40 Таиланд 5792519 18313749 3,16 41 Уганда 3833485 12455458 3,25 42 Гваделупа 12160 41700 3,43 43 Кипр 44611 156380 3,51 44 Ботсвана 51264 96840 3,52 45 Самоа 14734 53382 3,62 46 Мали 805194 3055667 3,79 47 Берег Слоновой Кости 1117667 4351663 3,89 48 Мартиника 8039 32041 3,99 4-10 га 49 Иордания 92258 306001 4,03 50 Албания 466809 1889498 4,2 51 Сенегал 437037 1877684 4,3 52 Гуам 153 667 4,36 53 Гамбия 69140 304856 4,41 54 Северные Марианские острова 214 952 4,45 55 Тринидад и Тобаго 19111 84990 4,45 56 Гватемала 830684 3750855 4,52 57 Реюньон 9387 43691 4,65 58 Греция 817060 3875180 4,77 59 Литва 610543 3029700 4,96 60 Иран, Исламская Республика 3480729 17665198 5,08 61 Марокко 1496349 8732223 6,1 62 Турция 3022127 18434822 6,1 63 Французская Гвиана 5318 34655 6,52 64 Польша 2933000 19324800 6,59 65 Венгрия 966916 6448000 6,67 66 Италия 2590674 19607094 7,57 67 Алжир 1023799 8458680 8,74 10-20 га 68 Ливийской Арабской Джамахирии 176658 1809596 10,24 69 Тунис 505868 5391800 10,66 70 Словения 86465 950269 10,99 71 Панама 236794 2769529 11,7 72 Катар 3553 42328 11,91 73 Португалия 415969 5188955 12,56 74 Эквадор 842882 12355831 14,66 75 Пуэрто-Рико 17659 271440 15,37 76 Саудовская Аравия, Королевство 242267 4046446 16,7 77 Виргинские острова (США) 191 3710 19,42 78 Латвия 180263 3586200 19,89 20-50 га 79 Эстония 83808 1705136 20,35 80 Нидерланды 101550 2239290 22,37 81 Бельгия 61710 1426780 23,6 82 Испания 1764456 42180951 23,91 83 Колумбия 2021895 50705453 25,08 84 Никарагуа 199549 6254514 31,34 85 Ирландия 141530 4714970 33,32 86 Австрия 199470 6804610 34,51 87 Германия 471960 19097900 40,62 88 Франция 663810 29897670 45,76 89 Словацкая Республика 71038 3462427 48,74 90 Дания 57830 2878730 49,98 50-100 га 91 Новая Каледония 5574 289545 51,95 92 Люксембург 2638 137664 52,18 93 Венесуэла 500979 30071192 60,02 94 Финляндия 81190 5865530 72,51 95 Бразилия 4859865 353611240 72,76 96 Великобритания 222240 16505030 74,27 97 Чили 316492 26502363 84,86 98 Норвегия 70740 6355686 90,35 99 Швеция 79770 7544390 94,58 100 Чешская Республика 56487 5607935 99,28 более 100 га 101 Соединенные Штаты Америки 2128982 379712150 178,35 102 Новая Зеландия 70000 15640348 223,43 103 Канада 246923 67503924 273,38 104 Уругвай 57131 16419683 287,4 105 Южная Африка 1093000 315128000 288,31 106 Аргентина 295485 172105798 582,45 107 Австралия 140516 455723000 3243,21 108 Бутан - 105938 - 109 Корея, Республика 3269527 - - 110 Лесото 337795 - - 111 Монголия 250000 - - 112 Сейшельские острова 4685 - - 113 Замбия 1305783 - - 114 Афганистан 3044670 - - Составлено по: 2000 World Census of Agriculture Main results and Metadata by Country (1996-2005) // FOOD AND AGRICULTURE ORGANIZATION OF THE UNITED NATIONS Rome, 2010

Приложение 2.
Карта размеров с/х предприятий

Обозначения: 0-1 га, 1-2 га, 2-3 га, 3-4 г, 4-10 га, , 0-20 га, 20-50 га, 50-100 га, более 100 га











2





110


Список источников

1.Боголюбов С.А. Земельное право. - М., 2009. С. 24-26
2.Боголюбов С.А., Галиновская Е.А., Минина Е.Л., Устюкова В.В. Все о земельных отношениях: учебно-практическое пособие. - Проспект, 2010 г. – С. 18-31
3.Варламов А.А., Хлыстун В.Н., Гальченко С.А., Демидова М.М. История земельных отношений и землеустройства. - М.: Колос, 2000. - с. 10
4.Добровольский Г.В., Урусевская И. С. География почв. - М.: Изд-во МГУ, 2004. - 460 с.
5.Жариков Ю.Г. Земельное право России. - М., 2006. С. 3.
6.Земельное право/под ред. В.В. Петрова. - М., 1991. C. 4.
7.Земельное право: учебник для вузов/отв. редакторы Г.Е. Быстров, Р.К. Гусев. - М., 2006. С. 8
8.Комов Н.Н. Российская модель землепользования и землеустройства. - М., 2001. - с. 195
9.Концепция развития гражданского законодательства о недвижимом имуществе. Москва, февраль 2003 г./Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. N 1-2 (14-15).
10.Крассов О.И. Земельное право. Учебник. – М.: Юристъ, 2004. – 671 с.
11.Леппке О. Формирование земельного рынка и его инфраструктура // Экономика сельского хозяйства России. 2001. №9. С.30.
12.Лойко П. Ф. Земельный потенциал мира и России: пути глобализации его использования в XXI веке. - М.: Федеральный кадастровый центр «Земля», 2000. - 342 с.
13.Нецветаев А.Г. . Земельное право: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. – 386 с.
14.Нецветаев А.Г. Земельное право: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. – 386 с.
15.Оценка природных ресурсов / Под общей ред. В.П. Антонова и П. Ф. Лойко. - Институт оценки природных ресурсов, 2002. - 475 с.
16.Розанов Б.Г Почвенный покров земного шара. - М.: Изд-во МГУ, 1979. - 248 с.
17.Розов К/Н., Строганова М.Н. Почвенный покров мира. - М.: Изд-во МГУ, 1979. – 288 с.
18.Романова Е.П., Куракова Л.И. Єрмаков Ю.Г Природные ресурсы мира. - М.: Изд-во МГУ, 1993. - 304 с.
19.Станкевич Н.Г. Земельное право. - Минск, 2003. - С. 13.
20.Сырых Е.В. Земельное право: Учебник для вузов. – М.: ЗАО «Юстицинформ», 2005. – 336 с.
21.Ференци Т. Рынки земли в странах с переходной экономикой. — Будапешт: Университет Корвинуса, 2005.
22.Шагайда Н.И. Особенности оборота сельскохозяйственных земель в России: институционный анализ. — М.: ВИАПИ, 2006. — 225 с.
23.Company for Property Planning and Rural Installation (France).
24.FAO Production Yearbook-Rome: FAO, 1996.
25.Latruffe L. and Mouel C. Description of agricultural land market functioning in partner countries, INRA-ESR, Deliverable 9 of the IDEMA project, January 2006.
26.Polany К. The Self-Regulating Market and the Fictitious Commodities: Labor, Land and Money. In: K.Polany, The Great Transformation. N.Y.: Farrar & Rinehart, Inc., 1944. — Р. 68-76.
27.Pugachov M., Shevtsov O. Land reform and title registration in Ukraine // http://www.un.org.ua/brc/en_wdp.html.

Девятнадцать

География населения мира

Содержание

  • 1. Численность и воспроизводство населения
  • 2. Состав и структура населения

    3. Размещение и миграции населения

    4. Этнический состав населения мира

    5. География религий. Трех мировых религий

    6. Основные ветви христианства - католицизм, православие и протестантизм

    1. Численность и воспроизводство населения

    География населения изучает численность, структуру и размещение населения во внимание в процессе общественного воспроизводства и взаимодействия с окружающей природной средой. В последнее время в географии населения прослеживается два направления. Первое - геодемографическое, которое изучает численность и структуру населения, главные демографические показатели (смертность, рождаемость, средняя продолжительность жизни) и воспроизводство населения, демографической ситуации и демографической политики в мире, отдельных регионах и странах. Второе - собственно географическое, которое изучает общую географическую картину размещения населения в мире, отдельных регионах и странах, и в особенности географию расселения и населенных пунктов. В связи с этим наибольшее развитие получила геоурбанистика.

    На протяжении всей истории человечества численность населения росла очень медленно. Ускорение роста численности наступило в период новой истории, особенно в XX веке, В настоящее время годовой прирост населения составляет около 90 млн. человек. В конце 90-х, население земли 6 млрд. человек. Но, в различных регионах мира население растет неравномерно. Это объясняется различным характером воспроизводства населения.

    Под воспроизводства населения понимают совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену человеческих поколений. На воспроизводство оказывают влияние социально-экономические условия жизни людей, взаимоотношения между людьми и отношения в семье.

    В настоящее время существуют два вида размножения. Для первого типа характерны относительно невысокие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста. Характерным для этого типа экономически развитых стран, где естественный прирост или очень низкий, или преобладает естественная убыль населения. Демографы называют это явление

    Узнать стоимость работы