Вам нужен реферат?
Интересует Право?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Место прокуратуры в государственном механизме современной России.

  • 28 страниц
  • 22 источника
  • Добавлена 02.03.2011
770 руб. 1 100 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
План


Введение
1. Основы правового положения прокуратуры в России
2. Прокуратура в системе разделения властей
3. Прокуратура как орган государственной власти
4. Перспективы реформирования прокуратуры в условиях административно-правовой реформы в России
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

При этом функция надзора должна приобрести статус основополагающей.
В рамках реформы прокуратура должна стать самостоятельной, единой, централизованной системой органов государственной власти с четко закрепленным правовым статусом в Основном законе страны и специальном федеральном конституционном законе.
Один из наиболее актуальных вопросов в рамках административной и судебной реформы - проблема взаимоотношения судебной власти и прокуратуры при осуществлении ими правозащитной функции.
Конечной целью судебной реформы предполагалось возрождение судебной власти в России на демократических принципах и укрепление ее независимости. В связи с этим суд был освобожден от прокурорского надзора и прокурор в судебном разбирательстве обрел статус лишь процессуального участника. Однако в действующем законодательстве наметилась тенденция постепенного вытеснения прокурора из судебного процесса. Пресловутая ст. 45 ГПК РФ определяет возможность обращения прокурора в суд в защиту лишь ограниченного круга субъектов. Возникает закономерный вопрос: как подобное реформирование повлияет на простых граждан, на соблюдение конституционных прав личности в российском государстве?
Здесь следует отметить, что основная идея реформаторов, согласно которой с усилением роли судебной власти в стране сама по себе отпадет необходимость реализации правозащитной функции прокуратуры, по меньшей мере, непродуманна. Институт прокурорской власти в любом государстве связан в первую очередь с его культурно-историческими традициями. Прокуратура - столь специфичный институт государственной власти, что при решении вопроса о целесообразности его существования прежде всего необходимо учитывать общественный интерес, а потом теоретико-правовые устремления. Попытки западных специалистов привести российскую модель конституционно-правового статуса прокуратуры в соответствие с несуществующими европейскими стандартами чреваты дестабилизацией правоохранительной системы в целом.
К основным направлениям реформирования прокуратуры в рамках административной реформы следует отнести предложение расширить полномочия прокурора на обращение в суд в защиту интересов граждан, особенно в тех случаях, когда игнорируются требования традиционных мер прокурорского реагирования.
Необходимо отметить, что процесс реформирования, осуществляемый в рамках административной реформы в настоящее время, не может не повлечь соответствующих изменений и для территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. В этой связи все более актуальным становится вопрос о взаимодействии субъектов Российской Федерации с федеральными структурами. Система территориальных структур федеральных органов исполнительной власти должна стабильно и эффективно обеспечивать реализацию властных полномочий, отнесенных как к исключительному ведению Российской Федерации, так и к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Условием успеха реформы становится целенаправленное формирование новых правовых механизмов работы органов государственной власти, что возможно лишь в рамках крупных изменений в объеме и методах правового регулирования. Речь идет о комплексных правовых решениях. Поэтому представляется обоснованным общий вывод о необходимости принятия государственной программы развития законодательства в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития страны.
К основным направлениям реформирования прокуратуры России, применительно к целям административно-правовой реформы, также можно отнести повышение уровня профессионализма кадрового состава. В настоящее время сложности правозащитной деятельности прокуратуры можно разделить на две группы. Первая группа - проблемы внутренней организации, а именно кадровые проблемы и нехватка вспомогательных материально-технических средств; вторая группа - вопросы внешней организации: в основном проблемы пересечения полномочий с ведомственными контрольными органами, а также вопросы определения статуса прокурора в системе субъектов, участвующих в осуществлении правосудия. Вопрос качественной кадровой политики наиболее актуален, поскольку нехватка профессиональных кадров в значительной степени оставляет незащищенными права и свободы граждан.
В качестве целей реформирования государственной службы определены кардинальное повышение ее эффективности в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, создание целостной системы государственной службы с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей Российской Федерации.
Как приоритетное направление в области нового государственного строительства реформирование государственной службы предполагает решение следующих основных задач:
- приведение системы государственной службы и технологий профессиональной деятельности государственных служащих в соответствие со сложившимися общественными отношениями и новыми экономическими условиями;
- определение видов государственной службы и их законодательное урегулирование;
- создание комплексной нормативной правовой основы регулирования государственной службы на базе Федерального закона о системе государственной службы, федеральных законов прямого действия и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.


Заключение

В заключение можно сделать следующие выводы:
Отмечая конституционный принцип закрепления положений о прокуратуре, в рамках главы, посвященной судебной власти, необходимо отметить, что прокуратура не отправляет правосудие по уголовным, гражданским, административным и иным делам. По своей сути участие прокурора в рассмотрении конкретных дел судом имеет конечной целью обеспечение прав и законных интересов отдельных граждан, а также интересов общества и государства в целом; при этом прокурор выступает как самостоятельная сторона в процессе, а не от имени и по поручению судебных органов. Прокуратура не входит в систему судов или органов юстиции, а прокуроры не подчинены и неподотчетны этим органам.
Прокуратура как надзирающий орган взаимосвязана с каждой из ветвей государственной власти в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Данное заключение позволяет сделать вывод о необходимости введения в Конституцию отдельной главы, посвященной прокуратуре.
В ходе проведения административной реформы в Российской Федерации совершенствование законодательства о прокуратуре, как конституционного, так и отраслевого, должно быть увязано с задачами построения в России демократического правового государства. Усиление влияния прокуратуры на состояние законности, правопорядка, защиты прав и свобод личности, интересов общества и государства, безусловно, находится в рамках выполнения этих задач. Идеалом при этом служит такой тип правового государства, в котором право, добившись своего верховенства и неукоснительного авторитета, берет под жесткую защиту ценности социальной справедливости.
Список использованной литературы
Нормативные акты

Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята Верховным Советом РСФСР 22.11.91 // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. N 52. Ст. 1865.
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.93. М., 2010.
О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.96 N 1-ФКЗ. С последующими изменениями // СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1; 2001. N 51. Ст. 4825; 2003. N 27 (ч. I). Ст. 2698.
О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.92 N 2202-1. С последующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472; 1999. N 7. Ст. 878; N 47. Ст. 5620; 2000. N 2. Ст. 140; 2001. N 53 (ч. 1). Ст. 5018; 2002. N 26. Ст. 2523; N 30. Ст. 3029; N 40. Ст. 3853; 2003. N 27 (ч. I). Ст. 2700; 2004. N 35. Ст. 3607.
О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федеральный закон от 15.07.95 N 103-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2759; 1998. N 30. Ст. 3613; 2001. N 11. Ст. 1002; 2003. N 1. Ст. 2; N 27 (ч. I). Ст. 2700; N 50. Ст. 4847; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607.

Научная и учебная литература

Беляев В.П. Надзорная и иные функции прокуратуры - совместимы ли они? // Российский следователь. 2006. N 4.
Бессарабов В.Г., Хуторецкий Р.Б. Участие российской прокуратуры в правотворческой деятельности. М., 2006.
Велиев И.В. Место прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации // Современное право. 2005. N 10.
Винокуров А.Ю. Практикум по уголовно-процессуальному праву: Учеб.-метод. пособие / Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. М., 2005.
Винокуров Ю.Е., Коробейников Б.В., Козусев А.Ф., Кобзарев Ф.М., Карлин А.Б., Винокуров К.Ю., Винокуров А.Ю. Прокурорский надзор: Учебник. Изд. 5-е, М., 2004.
Ергашев Е.Р. Принципы института надзора за исполнением законов // Исполнительное право. 2006. N 3.
Кобзарев Ф.М. Правовой статус российской прокуратуры и проблемы его развития. М., 2002.
Козусев А.Ф. Проблемы прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности. М., 2001.
Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву. М., 2004.
Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. 2-е изд. СПб., 2004.
Курочкина П.А. О деятельности прокурора в стадии судебного разбирательства // Судебная реформа в России: проблема совершенствования процессуального законодательства: По материалам научно-практической конференции. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; Настольная книга прокурора / Под ред. С.И. Герасимова. М., 2002.
Мельников Н.В. Прокурорская власть и личность. М., 2003.
Прокурорский надзор в Российской Федерации: Курс лекций / Под ред. проф. Ю.Е. Винокурова. М., 2005.
Прокурорский надзор: Курс лекций и практикум / Авт. кол.: Ю.Е. Винокуров, А.Ю. Винокуров, К.Ю. Винокуров и др.; под науч. ред. Ю.Е. Винокурова; Ин-т повышения квалификации руководящих кадров Ген. прокуратуры РФ. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2003.
Прокурорский надзор: Курс лекций и практикум / Под ред. Ю.Е. Винокурова. Изд. 6-е, перераб. и доп. М., 2004.
Прокурорский надзор: Учебник для вузов / Под ред. Ю.Е. Винокурова.
Чайка Ю.Я. О развитии органов прокуратуры // Адвокат. 2006. N 7.

Беляев В.П. Надзорная и иные функции прокуратуры - совместимы ли они? // Российский следователь. 2006. N 4.

Чайка Ю.Я. О развитии органов прокуратуры // Адвокат. 2006. N 7.

Велиев И.В. Место прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации // Современное право. 2005. N 10.
Бессарабов В.Г., Хуторецкий Р.Б. Участие российской прокуратуры в правотворческой деятельности. М., 2006.
Мельников Н.В. Прокурорская власть и личность. М., 2003. С. 37.
Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. 2-е изд. СПб., 2004. С. 300 - 304.
Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву. М., 2004. С. 161 - 183.
Ергашев Е.Р. Принципы института надзора за исполнением законов // Исполнительное право. 2006. N 3.
См.: Прокурорский надзор: Курс лекций и практикум / Авт. кол.: Ю.Е. Винокуров, А.Ю. Винокуров, К.Ю. Винокуров и др.; под науч. ред. Ю.Е. Винокурова; Ин-т повышения квалификации руководящих кадров Ген. прокуратуры РФ. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2003. С. 87.
См.: Винокуров Ю.Е., Коробейников Б.В., Козусев А.Ф., Кобзарев Ф.М., Карлин А.Б., Винокуров К.Ю., Винокуров А.Ю. Прокурорский надзор. Учебник. 5-е изд. М., 2004. С. 91.
См.: Бойков А.Д., Карпец И.И. О законотворчестве, судебной власти и правосудии // Государство и право. 1992. N 11. С. 92.
См.: Винокуров А.Ю. Практикум по уголовно-процессуальному праву: Учеб.-метод. пособие / Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. М., 2005. С. 51.
См.: Курочкина П.А. О деятельности прокурора в стадии судебного разбирательства // Судебная реформа в России: проблема совершенствования процессуального законодательства: По материалам научно-практической конференции. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; Настольная книга прокурора / Под ред. С.И. Герасимова. М., 2002. С. 54.
См.: Мельников Н.В. Прокурорская власть и личность. М., 2003. С. 198.

См.: Кобзарев Ф.М. Правовой статус российской прокуратуры и проблемы его развития. М., 2002. С. 65.
См.: Прокурорский надзор: Учебник для вузов / Под ред. Ю.Е. Винокурова. С. 89.












26

Список использованной литературы
Нормативные акты

1.Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята Верховным Советом РСФСР 22.11.91 // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. N 52. Ст. 1865.
2.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.93. М., 2010.
3.О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.96 N 1-ФКЗ. С последующими изменениями // СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1; 2001. N 51. Ст. 4825; 2003. N 27 (ч. I). Ст. 2698.
4.О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.92 N 2202-1. С последующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472; 1999. N 7. Ст. 878; N 47. Ст. 5620; 2000. N 2. Ст. 140; 2001. N 53 (ч. 1). Ст. 5018; 2002. N 26. Ст. 2523; N 30. Ст. 3029; N 40. Ст. 3853; 2003. N 27 (ч. I). Ст. 2700; 2004. N 35. Ст. 3607.
5.О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федеральный закон от 15.07.95 N 103-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2759; 1998. N 30. Ст. 3613; 2001. N 11. Ст. 1002; 2003. N 1. Ст. 2; N 27 (ч. I). Ст. 2700; N 50. Ст. 4847; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607.

Научная и учебная литература

1.Беляев В.П. Надзорная и иные функции прокуратуры - совместимы ли они? // Российский следователь. 2006. N 4.
2.Бессарабов В.Г., Хуторецкий Р.Б. Участие российской прокуратуры в правотворческой деятельности. М., 2006.
3.Велиев И.В. Место прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации // Современное право. 2005. N 10.
4.Винокуров А.Ю. Практикум по уголовно-процессуальному праву: Учеб.-метод. пособие / Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. М., 2005.
5.Винокуров Ю.Е., Коробейников Б.В., Козусев А.Ф., Кобзарев Ф.М., Карлин А.Б., Винокуров К.Ю., Винокуров А.Ю. Прокурорский надзор: Учебник. Изд. 5-е, М., 2004.
6.Ергашев Е.Р. Принципы института надзора за исполнением законов // Исполнительное право. 2006. N 3.
7.Кобзарев Ф.М. Правовой статус российской прокуратуры и проблемы его развития. М., 2002.
8.Козусев А.Ф. Проблемы прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности. М., 2001.
9.Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву. М., 2004.
10.Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. 2-е изд. СПб., 2004.
11.Курочкина П.А. О деятельности прокурора в стадии судебного разбирательства // Судебная реформа в России: проблема совершенствования процессуального законодательства: По материалам научно-практической конференции. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; Настольная книга прокурора / Под ред. С.И. Герасимова. М., 2002.
12.Мельников Н.В. Прокурорская власть и личность. М., 2003.
13.Прокурорский надзор в Российской Федерации: Курс лекций / Под ред. проф. Ю.Е. Винокурова. М., 2005.
14.Прокурорский надзор: Курс лекций и практикум / Авт. кол.: Ю.Е. Винокуров, А.Ю. Винокуров, К.Ю. Винокуров и др.; под науч. ред. Ю.Е. Винокурова; Ин-т повышения квалификации руководящих кадров Ген. прокуратуры РФ. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2003.
15.Прокурорский надзор: Курс лекций и практикум / Под ред. Ю.Е. Винокурова. Изд. 6-е, перераб. и доп. М., 2004.
16.Прокурорский надзор: Учебник для вузов / Под ред. Ю.Е. Винокурова.
17.Чайка Ю.Я. О развитии органов прокуратуры // Адвокат. 2006. N 7.

Введение

В системе правоохранительных органов российской Федерации прокуратура занимает особое место. В латинском языке слово "procuro" означает "попечение, заведывание, управление", а также "пост прокуратора" - "руководитель, администратор, главный распорядитель кредитов". Прокуратура является органом государства, специально предназначенным для осуществления правоохраны совместно с другими органами.

Прокуратура Российской Федерации отличается от прокуратур других государств, что в России был создан с целью общего надзора за законностью, а также в европейских странах, с целью осуществления уголовного преследования. Начиная с 1722 года система прокуратуры изменяется, но изменить основную суть и предназначение органов прокуратуры - она как была, так и остается "оком государевым".

Глава 1. Место прокуратуры в системе органов государственной власти РОССИЙСКОЙ федерации

Россия, будучи самой большой по территории страной мира, с национально-территориальным делением, просто не может обойтись без органа, осуществляющего надзор за исполнением законов. В государственном механизме место и роль прокуратуры определяется по-разному, так как это обусловлено недостаточно четким определением правового статуса прокуратуры. На разные позиции на этот вопрос имеют в виду, например, Алексеев В. Б., Долежан В. В. Колибаб К. Е, Шобухин В. Ю., и многие другие. Долежан В. В. считает, о распределении прокуратуры к законодательной ветви государственной власти, Шобухин В. Ю. в исполнительной власти, а Алексеев В. Б., Колибаб К. Е. к правосудию. Отметим, что прокуратура российской Федерации является государственным институтом права и не может принадлежать ни одной из держав.

осуществляет надзор органы прокуратуры за законностью деятельности исполнительной власти, законодательных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В связи с этим, Верховный Суд Российской Федерации в своем Решении от 11 февраля 2005 г. № ГКПИ04-1479 указывает, что прокуратура РФ не входит в систему федеральных органов исполнительной власти и нормативные правовые акты не подлежат государственной регистрации и опубликованию в журнале "Законность". Прокуратура и иные государственные органы, кроме суда, не могут осуществлять судебную власть.

Некоторые ученые, например, Байкин Я. М., Бурмистров А. С., Денисова С. А. и некоторые другие ученые относятся к прокуратуре "регулировка мощности". Отметим, что Байкин И. М. сформулировал характерные признаки типичных прокуратуры как органа государственной власти:

Узнать стоимость работы