Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Представления школьников о конфликтах в системе

  • 24 страницы
  • 16 источников
  • Добавлена 17.12.2016
924 руб. 1 320 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 2
Глава 1.Теоретический анализ психолого-педагогической литературы о представлениях школьников о конфликтах в системе «ученик-учитель» 4
1.1.Характеристика конфликта 4
1.2. Сущность конфликта в педагогическом процессе 10
1.3. Специфика конфликтов между учениками и учителями 16
Заключение 22
Список литературы 24
Фрагмент для ознакомления

Процесс учебы и воспитания, как и любое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя наименовать благоприятными, - явление обыкновенное. Конфликты между учителем и учеником можно классифицировать так:
- действия, которые связаны с успеваемостью ученика, исполнение им внеучебных заданий;
- поведение и поступки учителя как реакция на нарушение учеником правил поведения в школе и вне её;
- отношения, которые возникаютв сфере эмоционально-личностного взаимодействия между учителем и обучащимся;
Конфликты деятельности появляются между учителем и учеником и выражаются в отказе ученика исполнить учебное задание или плохом его исполнении. Это может проистекать по разным причинам: утомление, трудность в освоении учебного материала, а временами неудачное замечание учителя вместо определенной подержки ученику. Подобные конфликты нередко проистекают с учениками, которые испытывают трудности в освоении материала, а также тогда, когда учитель в классе преподаёт непродолжительное время, и отношения между ним и учениками ограничиваются учебной работой. В последнее время наблюдается повышение школьных конфликтов по причине того, что учитель нередко предъявляет повышенные запросы к обучащимся, а отметки применяются как средство наказания для тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации часто становятся причиной плохой успеваемости способных, самостоятельных учеников, у  них понижается интерес к познанию вообще.
Конфликты поступков. Педагогическая ситуация к конфликту может привести в том случае, если при анализе поступка ученика учитель ошибся, не раскрыв его мотивы, или сделал не аргументированные выводы. Ведь один и тот же поступок разными мотивами может быть продиктован. Учитель поведение учеников пытается корректировать, порой оценивая их поступки при малой информации о причинах их вызвавших. Временами он только догадывается о мотивах поступков, не вникая в отношения между детьми - в таких случаях вероятны ошибки при оценке поведения. Как результат – целиком оправданное несогласие учеников с таким положением.
Конфликты отношений нередко появляются в итоге неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, затяжной характер. Эти конфликты  приобретают личную окраску, порождают продолжительную неприязнь ученика к учителю, их взаимодействие надолго нарушают.
Причины  конфликтов между учителями и учениками.
Недостаточная ответственность учителя за педагогически верное разрешение проблемных ситуаций : ведь школа – модель общества, где ученики осваивают нормы отношений между людьми.
Участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель и ученик), чем и определяется их поведение в конфликте.
Отличие в жизненном опыте участников конфликта определяет и различную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов.
Разное понимание событий и их причин (конфликт «глазами учителя» и « глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не постоянно удается понять переживания ребенка, а ученику – справится с эмоциями.
Присутствие иных учеников делает их из наблюдателей участниками, а конфликт воспитательный смысл приобретает для них, об этом постоянно приходится помнить учителю.
Профессиональная позиция учителя в конфликте его обязывает взять на себя инициативу в его разрешении, поскольку приоритетными постоянно остаются интересы ученика как формирующейся личности
Любая ошибка учителя при разрешении конфликта новые проблемы и конфликты порождает, в которые включаются иные ученики.
Современная ситуация в стране, бедственное положение многих семей, недостаточная подготовка молодых учителей к конструктивному разрешению конфликтов с учениками приводят к деструктивным ледствиям. По данным психологических исследований  дидактогенный характер носят40% детских неврозов. Обследования также представляют, что в межличностном конфликте учителя и ученика велика часть негативных последствий в учебном процессе. Значимо, чтобы учитель умел верно установить свою позицию в конфликте; и если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти наилучший выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителями дисциплины или занимает двоякую позицию, это чревато отрицательными последствиями, например: хроническим явлением в этом классе могут стать конфликты. 
Опрос школьников в одной из российских школ  представил, что примерно 80% обучащихся ненависть испытывают  к тем или другим педагогам. В качестве главных причин  такого отношения ученики именуют следующие:
- детей учителя не любят;
- негативные личностные качества учителя;
- учителем несправедливая оценка их знаний;
- своей профессией учитель плохо владеет.
В основании конфликтных отношений между учеником и учителем часто лежит отрицательная оценка обучащимися профессиональных и личностных качеств педагога. Чем выше профессионализм и личность учителя школьник оценивает, тем более он для него авторитетен, тем реже между ними появляются конфликты.
Задолго до возникновения конфликтологии как науки умными людьми на основании житейского опыта правило было сформулировано: «Когда два человека конфликтуют, неправ тот из них, кто умнее». Умный без конфликтов должен уметь защитить себя. Истекая из этого, в конфликтах учеников с учителями последние чаще всего неправы. Житейский опыт ученика, объём его знаний, мировоззрение, навыки общения с окружающим миром гораздо меньше, чем у учителя. Педагог выше конфликта должен оставаться и разрешать естественные и неизбежные проблемы во взаимоотношениях с учениками без отрицательных эмоций.
С другой стороны всю ответственность за конфликты между учеником и учителем возлагать на последнего было бы совершенно неправильно.
Во- первых, нынешние школьники заметно различаются от тех, кто учился в школе в 1992 году. Причем, часто  не  в лучшую сторону. Пятнадцать  лет  назад  в кошмарном сне невозможно было представить, что в школе так обострится обстанока с применением алкоголя, наркотиков, токсичных веществ. А нынче это реальность.
Во-вторых, приметно повысилась разница между социально-экономическим статусом в семьях, что содействует возникновению конфликтов между учениками и учителями.
В-третьих, очевидно понизилось качество профессиональной подготовки учителей.
А также низкий уровень жизни напряженность провоцирует во взаимоотношениях обучащихся и учителей. Стресс у педагогов и учеников вызывает поднятую агрессию.



Заключение

Политические, социальные и идеологические видоизменения, проистекающие в нашей жизни, привели к обострению отношений. Конфликты становятся характеристикой их развития. Умение выделять конфликты одни как стимулирующие формирование личности и взаимоотношения с обществом и иные- как разрушающие отношения, разрешает подготовить личность к самостоятельной жизни. Учебная деятельность трудную многозначную систему представляет, где ее цели и пути их достижения учителем и учениками воспринимаются по-разному. Это обстоятельство во многом устанавляет особенности взаимоотношений педагога и обучаемого. Ученики находятся на ответственном периоде вхождения в самостоятельную жизнь. В общении с учителем расширяются социальные границы восприятия, и скапливается опыт общественных отношений, поэтому педагогузначимо уметь грамотно управлять и предотвращать конфликтные ситуации. С другой стороны, имеется такое понятие, как конфликтная компетентность. Это одно из главных качеств, которое должен приобрести и иметь современный преподаватель. Знание конфликтологии, умение конфликтом улаживать и управлять, удачно вести переговоры, достигнуть соглашения в условиях совместной деятельности есть непременная составляющая подготовки преподавателя, который не только сам должен обладать этим качеством, но и ребенка научить этому, представить пример.
Причинами возникновения конфликтов типа учитель-ученик в начальной школе могут быть:
неумение педагога прогнозировать поведение обучащихся на уроках, нетерпимость к внезапным поступкам, которые нарушают запланированный ход урока (это вызывает раздражение и затрудняет избрание наилучшего поведения и тона обращения);
стремление педагога сохранить свой социальный статус всякой ценой;
оценивание педагогом не отдельного поступка обучащегося, а его личности (эта оценка может установить дальнейшее отношение к обучащемуся иных учителей и сверстников, особенно в начальной школе);
оценка учащегося с опорой на субъективное восприятие его поступка и без учета мотивов, особенностей личности, условий жизни в семье;
неумение педагога анализировать обстановку и стремление наказать провинившегося обучащегося;
нетерпимость педагога к назначенным личностным качествам и поведению;
личностные качества педагога (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность и др.);
отсутствие у учителя педагогических способностей, интереса к педагогической деятельности;
в педагогическом коллективе неблагоприятный психологический климат и плохая организация работы.









Список литературы

Банькина,С.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы обследования и перспективы развития.-М.,2001.-с.373-394
Валяев,А.М. Развитие практической готовности педагога к управлению межличностными конфликтами в школе.-М.,2007.- с.10
Кузьмина, Н.В.Психология-производству и воспитанию.-Л.,1977.-с.212
Лукашонов,О.Н. Конфликтологический этюд для учителя.-М.,2010.-с.13
Петровский,А.В. Краткий психологический словарь.-М.,1986.-с.153
Петровская Л.А. Гуманистическаяориентация педагогического общения и современная школа / Л.А. Петровская // Инновационное обучение: стратегия и практика.- М.:МГУ, 2012.
Платонов Ю.П. Психологияконфликтного поведения \ Ю.П. Платонов.- СПб: Речь, 2009.- 544с.
Практикум по возрастнойпсихологии: учеб. пособие / Под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.- СПб.: Речь, 2002.- 694 с.
РыбаковаМ.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе.- М.,2010.-с.43-51,100-104
Сухомлинский, В.А. Методика воспитанияколлектива.-М.,2012.- с.185
Хасан,Б.И. Конструктивная психологияконфликта.-СПб,2013.-с.131-132
Светлов В.А., Семенов В.А. Конфликтология / В.А. Светлов, В.А. Семенов.- СПб.: Питер, 2011.- 352с.
Спирин Л.Ф. Педагогика решенияучебно-воспитательных задач / Л.Ф. Спирин.- Кострома: КГУ, 2010.- 107с.
Темина С.Ю. Конфликты школы или школаконфликтов. Введение в конфликтологию образования / С.Ю. Темина.- Воронеж, 2012.- 144с.
Учитель. Школа. Общество. Социологическийочерк 90-х годов Текст. / Под ред. Е.Э. Смирновой. СПб., 2012. - 224с.
Шварц Г. Управление конфликтамиситуациями: Диагностика, анализ и разрешениеконфликтов / Г. Шварц / пер. с нем. Л.Конторовой.- СПб.: Изд-во Вернера Регена, 2012.- 296с.









23

1. Банькина,С.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы обследования и перспективы развития.-М.,2001.-с.373-394
2. Валяев,А.М. Развитие практической готовности педагога к управлению межличностными конфликтами в школе.-М.,2007.- с.10
3. Кузьмина, Н.В.Психология-производству и воспитанию.-Л.,1977.-с.212
4. Лукашонов,О.Н. Конфликтологический этюд для учителя.-М.,2010.-с.13
5. Петровский,А.В. Краткий психологический словарь.-М.,1986.-с.153
6. Петровская Л.А. Гуманистическаяориентация педагогического общения и современная школа / Л.А. Петровская // Инновационное обучение: стратегия и практика.- М.:МГУ, 2012.
7. Платонов Ю.П. Психологияконфликтного поведения \ Ю.П. Платонов.- СПб: Речь, 2009.- 544с.
8. Практикум по возрастнойпсихологии: учеб. пособие / Под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.- СПб.: Речь, 2002.- 694 с.
9. РыбаковаМ.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе.- М.,2010.-с.43-51,100-104
10. Сухомлинский, В.А. Методика воспитанияколлектива.-М.,2012.- с.185
11. Хасан,Б.И. Конструктивная психологияконфликта.-СПб,2013.-с.131-132
12. Светлов В.А., Семенов В.А. Конфликтология / В.А. Светлов, В.А. Семенов.- СПб.: Питер, 2011.- 352с.
13. Спирин Л.Ф. Педагогика решенияучебно-воспитательных задач / Л.Ф. Спирин.- Кострома: КГУ, 2010.- 107с.
14. Темина С.Ю. Конфликты школы или школаконфликтов. Введение в конфликтологию образования / С.Ю. Темина.- Воронеж, 2012.- 144с.
15. Учитель. Школа. Общество. Социологическийочерк 90-х годов Текст. / Под ред. Е.Э. Смирновой. СПб., 2012. - 224с.
16. Шварц Г. Управление конфликтамиситуациями: Диагностика, анализ и разрешениеконфликтов / Г. Шварц / пер. с нем. Л.Конторовой.- СПб.: Изд-во Вернера Регена, 2012.- 296с.

- часто ли ты соришься с одноклассниками?

- Причины конфликтов с одноклассниками?

- Если кто-то не так, ваши действия.

- Если ты неправ, твои действия.

- Причина конфликта с учителем.

- Помочь в конфликт, чтобы доказать свою правоту?

- Кто первый должен пойти положить после конфликта?

Анализируя ответы учащихся, мы составили таблицу 2.1.2

Таблица 2.1.2 Показатели понимание сути конфликта, возникновение и развитие у учащихся

Узнать стоимость работы

Показатели

Пилот класса

Контрольный класс

Что такое конфликт

Знает - 20%

Имеет представление - 20%

Не знает - 60%

Знает - 34%

Имеет представление - 20%

Не знает - 46%

часто ли ты ссоришься с одноклассниками

часто - 60%

очень Редко - 34 %

Не ссорюсь - 6%

часто - 46%

очень Редко - 40%

Не ссорюсь - 14%

Причины конфликтов с одноклассниками

Знает - 20%

Имеет представление - 20%

Не знает - 60%

Знает - 34%

Имеет представление - 20%

Не знает - 46%

Если кто-то не так, ваши действия

Знать - 14%

Есть идея - 26%

Не знает - 60%

Знает - 34%

Имеет представление - 20%

Не знает - 46%

Если ты неправ, твои действия

Знать - 14%

Есть идея - 34%

Не знает - 52%

Знает - 34%

Есть идея - 46%

Не знает - 20%

Причина конфликта с учителем

Знает - 20%

Имеет представление - 20%

Не знает - 60%

Знает - 34%

Имеет представление - 20%

Не знает - 46%

Помогает на конфликт, чтобы доказать свою правоту вашей

Согласен - 74%

Не согласны - 26%

Согласен - 60%

Не согласны - 40%