Почему в средневековой правовой практике часто применялись ордалии («божий суд»)

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: История Средних веков
  • 44 страницы
  • 3 + 3 источника
  • Добавлена 20.12.2016
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
«Божий суд» или ордалии – один из древнейших способов обнаружения лжи. Этот вид суда использовался во всех феодальных государствах, не только в средневековой Европе, как принято считать. Древняя Русь также применяла этот способ выяснения истины.
Суть «божьего суда» заключалась в том, что вся доказательная база связывалась с представлением о всезнающем божестве, которое может защитить невиновного и выявить виновное лицо. Нам, людям с научной картиной миропонимания, трудно понять смысл такого суда. Но средневековые люди наделяли окружающий их мир сверхъестественными силами, которые все обо всех знают и их нельзя обмануть.
«Божий суд» проходил в форме разнообразных ритуалов, позволяющих выявить преступника и наказать без вынесения людского приговора: виновных настигала смерть, невиновные оставались живы. Но, характерно, что ордалии применяли не сразу, а только тогда, когда доказательства виновности или не виновности отсутствовали либо их было недостаточно для вынесения приговора Наглядным примером ордалии является способ выявления ведьм: женщин с камнем на шее бросали в воду, если они не утонут, то значит они не ведьмы. Сложно и догадаться, что все были ведьмами, потому как трудно не утонуть с камнем на шее.
С чем же связано применение ордалий? Почему средневековые люди считали их высшим судом? В связи с этим нельзя не обратить внимание на характер и особенности средневековой культуры. Человек Средневековья был абсолютно уверен в том, что, как бы он ни пытался утаить содеянное, кара Божья все равно настигнет его. Средневековое общество было очень религиозным и не важно, какая религия доминировала.
В средние века христианизация достигла своего апогея. Все прекрасно помнят многочисленные крестовые походы на Восток с мифической целью захватить Гроб Господень, а на самом деле – завоевать территории и распространить христианство на них. Народ безгранично верил не только в Бога, но и в церковь. Люди шли на эти призывы - кто искал денег, кто свободы, кто приключений, но все они до единого верили в своего Бога, не подозревая, что у врагов есть точно такой же, только зовут его иначе.
Фрагмент для ознакомления

Но пришло время, она стала слишком много говорить и требовать и ее сожгли на костре. И только по прошествии многих веков ее канонизировали и сделали святой.О чем это говорит? А о том, что народ не имел своего мнения, во всем полагаясь на церковь и короля. Да и, что характерно, король тоже не особо что-то решал, так как именно церковь во время коронации наделяла его властью, соответственно, могла и отобрать ее в любой момент. Поэтому все государства средневековой Европы были не светскими, а конфессиональными, то есть страной, незримо управляла церковь, а король был всего лишь марионеткой.Надо сказать, что в Новое время тот самый темный народ еще и не хотел просвещаться. Его всё устраивало и ничего менять он не хотел, в большинстве своем. Следует отметить, что в средневековой Европе применялись более жесткие методы «божьего суда», чем, например, в Древней Руси. Для европейцев характерно испытание болью: утопить в воде, сжечь на костре, пытки раскаленным железом и т.д. Следует заметить, что каноническое право, крайне негативно относившееся к ордалиям вообще, прямо называло лицо, убившее противника на судебном поединке, убийцей и предусматривалосоответствующее церковное наказание.Единственным видом ордалий, к которому церковь относилась снисходительно, был жребий. Средневековое право вообще прибегало к жребию в сложных, запутанных, неразрешимых случаях. В целом широкое распространение жребия на северо-западе Руси связано с особенностями политической жизни этого региона. При всѐм различии взглядов представителей разных политических группировок авторитет института жребия признавался всеми, что позволяло использовать его в качестве универсального средства для предотвращения социально-политических конфликтов.Вывод мы можем сделать следующий, средневековье это, несомненно, важный период в истории не только Европы, но и всего человечества. Для него характерны такие процессы, как навязывание людям христианской идеологии, низкий уровень образования народа, инквизиторские суды, борьбы с еретиками. Но в то же время развивается техника, происходят первые промышленные революции, зарождается рабочий класс и предпосылки для развития европейских государств. Постепенно ордалии исчезают из судопроизводства, начинается формироваться правовой судебный процесс, начинается кодификация права.Список использованной литературы:Гуревич А. Я Культураиобществосредневековой Европы глазами современников. М.: Искусство, 1989.Дюби Ж. Средниевека : (987 - 1460). ОтГугоКапетадоЖанныд'Арк / Жорж Дюби; Пер. с фр. Г. А. Абрамова, В. А. Павлова. - М. :Междунар. отношения, 2001.ЖакЛеГофф, ЦивилизациясредневековогоЗапада, Сретенск: МЦИФИ, 2000.

1. Гуревич А. Я Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М.: Искусство, 1989.
2. Дюби Ж. Средние века : (987 - 1460). От Гуго Капета до Жанны д'Арк / Жорж Дюби; Пер. с фр. Г. А. Абрамова, В. А. Павлова. - М. : Междунар. отношения, 2001.
3. Жак Ле Гофф, Цивилизация средневекового Запада, Сретенск: МЦИФИ, 2000.

Содержание

  • Конспект
  • Введение

    1. Понятие и общая характеристика доказательств

    1.1 Уголовно-процессуальных (судебных) доказательств в царской России

    1.2 Модернизация системы доказательств в постреволюционный период

    2. Сущность и содержание доказательств в код процедуры системы России

    2.1 Понятие и значение доказательств

    2.2 Источники доказательств и их классификация доказательств в код процедуры системы РФ

    3. Проблемные вопросы в системе доказательств и пути их решения

    3.1 Спорные вопросы в определении понятия и элементы доказательств

    3.2 Совершенствование системы доказательств в России

    Вывод

    Список используемых источников

    Приложение И

    Список сокращений

    Аннотация:

    Тема лечения исследования "Доказательства в уголовном процессе". Диссертация состоит из трех глав, введения, заключения, списка использованных источников и приложений. Базой для исследования послужили труды современных авторов в области уголовно-процессуального, расследования и сбора доказательств по делам различной степени тяжести.

    Целью исследования является изучение сущности, источников и значения доказательств в системе уголовно-процессуального законодательства в России.

    В процессе работы были использованы аналитические статьи современных авторов по проблематике системы доказательств в современной России, классические труды по уголовному праву, информационно-справочная система "Консультант Плюс" и многие другие.

    В статье представлены основные положения о сущность и значение доказательств в уголовном процессе, определен порядок учета доказательств в уголовном процессе, а также рассмотрены примеры из судебной практики. В статье указаны проблемные вопросы и пути их решения в уголовном процессе в нашей стране. Были определены основные законодательные недостатки, как и право СССР, так и сегодняшней России.

    Основные методы в процессе исследования были анализ и синтез, а также индукция и дедукция.

    Введение

    Тема доказательства является одной из самых широких и сложных в уголовном процессе, поэтому выбранная тема лечения исследования актуальной. На основе вещественных доказательств строится доказывание в уголовном процессе, который регулируется кодексом процессуальные нормы. Эти правила настолько существенно затрагивают права и свободы человека и гражданина, что, в принципе, основы регулируют нормы Конституции Российской Федерации. Статья 49 Конституции устанавливает, что доказывание виновности в преступлении должно производиться в порядке, установленном Федеральным законом. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу подсудимого. В соответствии со статьей 50 Конституции при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением Федерального закона. На основании статьи 51 Конституции никто не обязан свидетельствовать против себя, супруга и близких родственников.