Вам нужна курсовая работа?
Интересует Право?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Государственная Дума Российской империи 1906-1917 годов.

  • 27 страниц
  • 16 источников
  • Добавлена 30.12.2010
600 руб. 1 200 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Глава 1. Развитие парламентаризма в России в начале XX века
1.1. Исторические предпосылки формирования российского парламента
1.2. Политические партии в России в начале XX века
Глава 2. Деятельность Государственной Думы
2.1.Первая Государственная Дума и аграрный вопрос
2.2.Работа второй Государственной Думы
2.3. Третья и четвертая Государственные Думы
Заключение
Список литературы:

Фрагмент для ознакомления

3 июня 1907 г. был опубликован царский Манифест о роспуске II Государственной Думы и изменении Положения о выборах. Накануне роспуска Думы четыре представителя кадетской партии были тайно приняты Столыпиным; на вопрос Струве, почему правительство решило распустить Думу как раз тогда, когда она собирается переходить к конкретной работе, Столыпин ответил, что по одному вопросу они никак не могут согласиться, а именно по аграрному вопросу, что и делает конфликт в любом случае неизбежным.
Роспуск Думы нанес сильный удар по престижу царизма. Особенно чувствительным для правительства оказалось падение на 31% курса билетов Российского государственного займа на международном валютном рынке. Издание нового закона о выборах фактически явилось государственным переворотом, так как в соответствии с Основными законами царь не имел права без согласия Думы принимать новый закон о выборах. Попытки I и II Государственных дум добиться создания парламентской монархии с правительством, ответственным перед парламентом, потерпели крах.
Третья Дума, единственная из четырех, проработала весь положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок — с ноября 1907 года по июнь 1912 года. III Государственная дума провела пять парламентских сессий и была распущена по указу императора в июне 1912 г.
Новый избирательный закон на 33% увеличил число выборщиков от помещиков. Единая городская курия была разделена на две курии. Смысл этого нововведения состоял в том, чтобы предоставить сравнительно узкому слою самых богатых городских избирателей столько мест выборщиков, сколько и второй городской курии, где голосовали мелкие собственники городской недвижимости, мелкие чиновники, квартиросъемщики небольших квартир и т.д. Объективно это давало перевес на выборах крупным землевладельцам и крупной буржуазии.
Рабочие теперь только в центральных губерниях голосовали по рабочей курии. В остальных губерниях им было предписано голосовать по второй городской курии, если у них был для этого необходимый имущественный ценз. Это новшество не только отстраняло от выборов значительную часть рабочих как не имевших ценза, но и голоса тех, кто имел ценз и голосовал по второй городской курии, растворялись в массе голосов мелкой буржуазии, чиновников и т.д. Теперь голос одного помещика стал равен 260 голосам крестьян или 543 голосам рабочих. Численность лиц, обладавших активным избирательным правом, сократилась до 15% от общей численности населения Российской империи. Резко сокращено было количество депутатских мест от национальных окраин (от Польши 14 вместо 37, от Кавказа 10 вместо 29 и т.д.). Сокращена была и общая численность депутатов Думы (442 вместо 524).
Новый избирательный закон, нажим, осуществлявшийся местной администрацией, разгул погромов и террора, проводившихся черносотенцами, массовые репрессии властей дали свои результаты. Выборы в III Государственную думу проходили осенью 1907г. Общее число депутатов было сокращено с 518 до 442 человек. Благодаря предпринятым правительством мерам третья Государственная дума по своему составу оказалась гораздо правее двух предыдущих. В III Думу было избрано: правых — 51, октябристов — 136, прогрессистов — 28, кадетов — 53, националистов — 90, трудовиков — 13 и социал-демократов — депутатов. Председателем Думы был избран октябрист Н. А.Хомяков, которого в марте 1910г. сменил крупный купец и промышленник октябрист А.И.Гучков; в 1911г. место председателя Думы занял лидер октябристов М.В.Родзянко. В Думе действовало около 30-ти комиссий, восемь из которых являлись постоянными: бюджетная, финансовая, по исполнению государственной политики в области доходов и расходов, редакционная, по запросам, библиотечная, личного состава, распорядительная. Выборы членов комиссий производились на общем собрании Думы по предварительному согласованию кандидатур во фракциях. В большинстве комиссий все фракции имели своих представителей.
За время своей работы Дума провела более 600заседаний, рассмотрела около 2,5тыс. законопроектов, из которых подавляющее большинство было внесено правительством. Среди основных законопроектов, принятых Думой, были законы о крестьянской частной собственности на землю, о страховании рабочих, о введении местного самоуправления в западных регионах империи.
Таким образом, в III Думе, работавшей до 1912г. и IV Думе (1912—1917 гг.) правительство могло опираться на блок правых и октябристов, а если правые по каким-либо вопросам расходились с октябристами, то на блок октябристов с кадетами. Октябристы — партия крупных землевладельцев и промышленников — управляли работой всей Думы. Причем главным их методом было блокирование по разным вопросам с разными фракциями. Когда блокировались с откровенно правыми, появлялось правооктябристское большинство, когда составляли блок с прогрессистами и кадетами — октябристско-кадетское большинство. Царь и правительство получили послушную («карманную») Думу. Но она не отражала истинных интересов социальных групп населения и оказалась неспособной решить насущные задачи страны. Поскольку мирный конституционный путь решения основных вопросов заблокирован, остался единственный путь— революционное свержение самодержавия. Царизм, совершив государственный переворот 3 июня 1907 г., повел страну прямиком к новой революции.
Председателем четвертой Думы весь период ее работы был октябрист М.В. Родзянко. Обстановка не позволила четвертой Думе сосредоточиться на крупномасштабной работе. Ее постоянно лихорадило. Шли бесконечные, личностные «разборки» между лидерами фракций, внутри самих фракций. К тому же с началом в августе 1914 года мировой войны, после крупных провалов русской армии на фронте Дума вступила в острейший конфликт с исполнительной властью.
Государственная Дума плохо вписывалась в систему самодержавной власти и, именно поэтому, Николай II постоянно стремился от нее избавиться. Через восемь лет и один день после обнародования манифеста от 17 октября 1905 года — 18 октября 1913 года — он подписал, не поставив даты, два указа. Одним в столице империи вводилось осадное положение, а другим существовавшая тогда четвертая Дума досрочно распускалась, с тем чтобы вновь избранная стала уже не законодательным, а лишь законосовещательным органом. Государственная Дума должна была не принимать законопроекты, а лишь высказывать свое мнение о них, с которым царь мог не считаться. Министр внутренних дел Н. А. Маклаков получил право обнародовать законы только тогда, когда сочтет это нужным.
3 сентября 1915 года, после принятия Думой выделенных правительством кредитов на войну, ее распустили на каникулы. Вновь Государственная Дума собралась только в феврале 1916 года. Разъяренные депутаты, главным образом из кадетов, решительно потребовали отставки военного министра. Его сняли, заменив А. Ф. Треповым.
Но проработала Дума недолго, так как 16 декабря 1916 года была вновь распущена за участие в «дворцовом перевороте». Возобновила Дума свою деятельность 14 февраля 1917 года, в канун февральского отречения НиколаяII от власти. 25 февраля 1917 года Дума вновь была распущена и больше официально не собиралась. Но формально и фактически Дума существовала.
Государственная Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства. При Временном правительстве Дума работала под видом «частных совещаний». Дума выступила против создания Советов. Участвовала в августе 1917 года в подготовке неудачного корниловского похода на Петроград. Большевики не раз требовали ее разгона, но тщетно.6 октября 1917 года Временное правительство постановило Думу распустить в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание.
Заключение
Начало XX века было ознаменовано в России значительными переменами в государственной и политической жизни. Под напором внутренних и внешних обстоятельств сама верховная власть была вынуждена предпринять ряд шагов, которые ограничивали самодержавие. Эти акции можно свести к двум, наиболее важным и существенным сдвигам в российском обществе: впервые фактически была осуществлена идея об органе представительской власти, которая находилась в центре политической борьбы. Во-вторых, была легализована оппозиционная политическая деятельность, что позволило в достаточно короткие сроки сформировать многопартийную систему, которая стала оказывать определенное влияние на течение политической жизни и управление государством.
Первое парламентское учреждение было созвано в 1906 году. Оно получило название — Государственная Дума и просуществовало около 12 лет, вплоть до падения самодержавия, имея четыре созыва.
Во всех четырех созывах Государственной Думы среди депутатов доминировали представители трех социальных слоев — поместного дворянства, городской интеллигенции и крестьянства. Именно они принесли в Думу навыки общественных дискуссий. Здесь были получены первые уроки межпартийной борьбы и поиски принципов и «техники» сотрудничества партий. В целом работа Государственной Думы в России начала XX века являлась важным фактором политического развития, оказывающим воздействие на многие сферы общественной жизни.
Список литературы:
Аврех А.Я. П.А.Столыпин и судьбы реформ в России. -М.,1991.
Власть и реформы : от самодержавной к советской России.- СПб., 1996.
Выборы в I–IV Государственные думы Российской империи (Воспоминания современников. Материалы и документы). -М., 2008.
Государственная Дума Российской империи: 1906–1917: энциклопедия. -СПб., 2008.
Государственная Дума: III созыв — 3-я сессия. Справочник [Электронный ресурс]. URL: http://dlib.rsl.ru/view.php?path=/rsl01004000000/rsl01004165000/rsl01004165880/rsl01004165880.pdf#page2
Демин В.А. Государственная Дума России (1906–1917 гг.): механизм функционирования. - М., 1996.
Дякин B.C. Самодержавие, буржуазия и дворянство в 1907-1911 гг. - Л.,1978
Дякин B.C. Буржуазия, дворянство и царизм в 1911-1914 гг.: разложение третьеиюньской системы. - Л.,1988.
Кирьянов И.К. Лукьянов М.Н. Парламент самодержавной России : Государственная Дума и её депутаты (1906–1907). - Пермь, 1995.
Колесниченко Д.А. Трудовики в период первой российской революции.- М., 1985.
Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (ХVIII – нач. ХХ вв).Т.1. – М., 1999.
Мосолов А.А. При дворе последнего императора. Спб.,1992.
Мухаев Р.Т. История государственного управления России. – М.: ЮНИТИНИ-ДАНА, 2007.
Обзор деятельности Государственной Думы третьего созыва. 1907-1912 гг. - СПб., 1912. Ч. 1: Общие сведения. 1912.
Смирнов А.Ф. Государственная Дума Российской империи 1906–1917 гг.: историко-правовой очерк. - М., 1998.
Тян В.В. Проблемы эволюции верховной самодержавной власти России (1860-е–1917 гг). - М., 2007.

Тян В.В. Проблемы эволюции верховной самодержавной власти России (1860-е–1917 гг). -М., 2007. -С.73–74.
Власть и реформы : от самодержавной к советской России.- СПб., 1996.- С. 552.
Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (ХVIII – нач. ХХ вв). . – М.,1999. Т. 1. - С. 325.
Смирнов А.Ф. Государственная Дума Российской империи 1906–1917 гг. : историко
правовой очерк. - М., 1998. - С. 18.
Кирьянов И.К. Лукьянов М.Н. Парламент самодержавной России : Государственная Дума и её депутаты (1906–1907). - Пермь, 1995.
Кирьянов И.К. Лукьянов М.Н. Парламент самодержавной России : Государственная Дума и её депутаты (1906–1907). - Пермь, 1995.- С.31.
Демин В.А. Государственная Дума России (1906–1917 гг.): механизм функционирования. - М., 1996.- С.27.
Цит.по: Государственная Дума Российской империи : 1906–1917 : энциклопедия. - СПб., 2008.- С.156.
См. Мухаев Р.Т. История государственного управления России. – М.: ЮНИТИНИ-ДАНА, 2007.- С.365.
Цит.по: Леонтович В.В. История либерализма в России: 1762-1914.. – Париж, 1980. – С.492.
Цит.по: Власть и реформы : от самодержавной к советской России.- СПб., 1996. - С. 396.
Там же
Дякин B.C. Самодержавие, буржуазия и дворянство в 1907-1911 гг. - Л.,1978.- С.36.
Власть и реформы : от самодержавной к советской России.- СПб., 1996.- С.58.
Государственная Дума Российской империи: 1906–1917: энциклопедия. -СПб., 2008.- С.368.
Смирнов А.Ф. Государственная Дума Российской империи 1906–1917 гг.: историко-правовой очерк. - М., 1998.
Аврех А.Я. П.А.Столыпин и судьбы реформ в России. -М.,1991. – С.158-159.
Смирнов А.Ф. Государственная Дума Российской империи 1906–1917 гг.: историко-правовой очерк. - М., 1998. – С.149.
Кирьянов И.К. Лукьянов М.Н. Парламент самодержавной России : Государственная Дума и её депутаты (1906–1907). - Пермь, 1995.- С.183.
Кирьянов И.К. Лукьянов М.Н. Парламент самодержавной России : Государственная Дума и её депутаты (1906–1907). - Пермь, 1995.- С.206.
Там же, С.215.
Смирнов А.Ф. Государственная Дума Российской империи 1906–1917 гг.: историко-правовой очерк. - М., 1998. –С.168.
Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (ХVIII – нач. ХХ вв).Т.1. – М., 1999.- С.314.
Мухаев Р.Т. История государственного управления России. – М.: ЮНИТИНИ-ДАНА, 2007. – С.373.
Аврех А.Я. П.А.Столыпин и судьбы реформ в России. -М.,1991. – С. 74.
Государственная Дума: III созыв — 3-я сессия. Справочник [Электронный ресурс]. URL: http://dlib.rsl.ru/view.php?path=/rsl01004000000/rsl01004165000/rsl01004165880/rsl01004165880.pdf#page2












4

1.Аврех А.Я. П.А.Столыпин и судьбы реформ в России. -М.,1991.
2.Власть и реформы : от самодержавной к советской России.- СПб., 1996.
3.Выборы в I–IV Государственные думы Российской империи (Воспоминания современников. Материалы и документы). -М., 2008.
4.Государственная Дума Российской империи: 1906–1917: энциклопедия. -СПб., 2008.
5.Государственная Дума: III созыв — 3-я сессия. Справочник [Электронный ресурс]. URL: http://dlib.rsl.ru/view.php?path=/rsl01004000000/rsl01004165000/rsl01004165880/rsl01004165880.pdf#page2
6.Демин В.А. Государственная Дума России (1906–1917 гг.): механизм функционирования. - М., 1996.
7.Дякин B.C. Самодержавие, буржуазия и дворянство в 1907-1911 гг. - Л.,1978
8.Дякин B.C. Буржуазия, дворянство и царизм в 1911-1914 гг.: разложение третьеиюньской системы. - Л.,1988.
9.Кирьянов И.К. Лукьянов М.Н. Парламент самодержавной России : Государственная Дума и её депутаты (1906–1907). - Пермь, 1995.
10.Колесниченко Д.А. Трудовики в период первой российской революции.- М., 1985.
11.Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (ХVIII – нач. ХХ вв).Т.1. – М., 1999.
12.Мосолов А.А. При дворе последнего императора. Спб.,1992.
13.Мухаев Р.Т. История государственного управления России. – М.: ЮНИТИНИ-ДАНА, 2007.
14.Обзор деятельности Государственной Думы третьего созыва. 1907-1912 гг. - СПб., 1912. Ч. 1: Общие сведения. 1912.
15.Смирнов А.Ф. Государственная Дума Российской империи 1906–1917 гг.: историко-правовой очерк. - М., 1998.
16.Тян В.В. Проблемы эволюции верховной самодержавной власти России (1860-е–1917 гг). - М., 2007.

Опубликовано

Вделают

государственная дума российской

Актуальность темы. Государственная дума 1906 - 1917, был первый в истории россии парламент, которого относительно непродолжительная работа внесла значительный вклад в развитие российского парламентаризма, а также оказала значительное влияние не ход истории россии.

Опыт работы Государственной Думы - опыт надежд и разочарований, взаимного непонимания и неспособности к компромиссу, ожесточенной политической борьбы и кропотливой законодательной работы. Этот опыт во многом актуален и сегодня, потому что именно этот опыт, в настоящее время, может способствовать лучшему развитию деятельности не только органов представительной, но и политической системы в целом.

Объектом исследования является политическая система Российской Империи периода 1906-1917, текущий,

Предметом исследования является законодательная деятельность Государственной Думы в 1906-1917 гг.

Целью данного резюме является выявление аспектов права в деятельности Государственной Думы.

исходя из этого, выстраивается ряд задач, а именно:

- Проследить эволюцию избирательного законодательства

- Проанализировать правовую базу регулирования деятельности Государственной Думы

- Исследовать соотношение политических сил в Государственной Думе I-IV созывов

- Определить зависимость характера полученных счетов-фактур от партии отчета в рамках Государственной Думы,

- Рассмотреть основные направления законодательной деятельности Государственной Думы.

Методы исследования. При проведении исследования в рамках данной работы были использованы исторический, правовой, сравнительный методы, а также факторный анализ.

Источниковая база. Эта тема имеет достаточно высокий уровень научной разработки, которая обусловлена важность исследуемой проблемы, как в историческом аспекте, так и в восприятии современной и освоения.

Исследование этой проблемы в своих трудах занимались такие личности научные, как: I. C., Кирьянов ("Парламент самодержавной России: Государственная Дума и ее депутаты", "Российские парламентарии начала ХХ века: новые политики в новом политическом пространстве"), Аврех А. Я ("Столыпин и Третья Дума", "Царизм и IV Дума. 1912-1914,"), А. Ф. Смирнов ("Государственная Дума Российской Империи 1906-1917") и многих других отечественных ученых-историков.

Узнать стоимость работы