Вам нужна дипломная работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Особенности общения умственно отсталых младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома.

  • 96 страниц
  • 50 источников
  • Добавлена 01.07.2011
3 300 руб. 6 600 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1 Анализ проблемы общения детей младшего школьного возраста как предмет исследования общей и специальной психологии
1.1. Проблема исследования общения в современной психологии
1.2. Возрастная динамика общения детей младшего школьного возраста
1.3. Особенности общения детей с недоразвитием интеллекта
1.4. Своеобразие общения детей-сирот
Выводы
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей общения детей
с недоразвитием интеллекта
2.1. Организация и база исследования
2.2. Содержание исследования общения детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
2.3. Результаты исследования
Выводы
Глава 3. Программа коррекции нарушений общения для детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, воспитывающихся в условиях детского дома.
3.1. Психолого-педагогическое обоснование программы коррекции общения
3.2. Содержание занятий по коррекции нарушений общения
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложения

Фрагмент для ознакомления

Дети, каждый по очереди, становятся в конец комнаты и закрывают глаза, они водят. Два человека из группы по очереди зовут водящего по имени. Задача водящего — отгадать, догадаться, кто его позвал. Если дети хорошо знакомы друг с другом, то можно усложнить задание, предложив детям изменить голос.
6. ИНТОНАЦИЯ . Цель: развитие у детей понимания и чувствования друг друга, дифференцировка слухового восприятия, развитие эмпатии. Ведущий вводит понятие об интонации. Затем детям предлагается по очереди повторить с различными чувствами, с различной интонацией различные фразы (зло, радостно, задумчиво, с обидой): Пойдем играть. Дай мне игрушку и др.
7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ПРОЩАНИЕ. Цель: закрепить полученную информацию; объединить детей и связать все дни тренинга в единую программу.
Занятие 5. Волшебные средства понимания: мимика
Цель: знакомство с мимическими выражениями, развитие внимания, сочувствия, внимательности ко всем детям в группе, отрицательного отношения к безразличию и безучастности к проблемам других.
1. ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ. Цель: продолжать знакомство, создать психологически комфортную атмосферу. Каждое занятие начинается с нового приветствия, с того, каким не здоровались на предыдущем занятии.
2. ВОСПОМИНАНИЯ О ЗНАКОМОМ СРЕДСТВЕ ПОНИМАНИЯ. Цель: закрепить понятие об интонации, знакомство с мимическими выражениями. - С каким «волшебным» средством понимания познакомились на прошлом занятии? Что это такое? - Как еще можно узнать о настроении человека? (По лицу.) - Какие выражения лица вы знаете? Как они называются, о чем они нам говорят? (О настроении человека, с которым мы общаемся.) Далее взрослый рассказывает о мимике.
3. ЛИЦА. Цель: способствовать развитию понимания мимических выражений и выражения лица. Руководитель вывешивает на доске различные картинки, маски: радость; удивление; интерес; гнев, злость; страх; стыд; презрение; отвращение. Задача детей — определить, какое чувство выражает маска
4.МАСКИ. Цель: развивать умение различать мимику, самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения своих эмоций. Каждому из участников дается задание — выразить с помощью мимики горе, радость, боль, страх, удивление... Остальные участники должны определить, что пытался изобразить участник.
5. РОЛЕВОЕ ПРОИГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ. Цель: развитие умения применять уже знакомые «волшебные» средства понимания, развитие эмпатии. Упражнение выполняется в парах. Воспользовавшись «волшебными» средствами понимания, дети должны помочь: плачущему ребенку, он потерял мячик; мама пришла с работы, она очень устала; товарищ в классе сидит грустный, у него заболела мама; ваш друг плачет, он получил плохую оценку; девочка-соседка попросила тебя сделать ей аппликацию, Необходимо подобрать столько ситуаций, чтобы каждый ребенок смог выполнить задание.
6.РИСОВАНИЕ. Цель: развитие эмпатии, закрепление понятия о «волшебных» средствах понимания. Детям дается задание: «Нарисуйте доброе животное и назовите его ласковым именем, наградите его каким-нибудь «волшебным» средством понимания». Рисование проводится под тихую, спокойную мyзыку, красками или яркими мелками, фломастерами на нелинованных белых листах. Затем устраивается выставка рисунков добрых животных, проводится обсуждение рисунков. (Что говорит о том, что это животное доброе? Какие средства использовал художник? и т. д.)
7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ПРОЩАНИЕ. Цель: закрепить полученную информацию; объединить детей и связать все дни тренинга в единую программу.
Занятие 6. Волшебные средства понимания: пантомимика
Цель: знакомство с понятием пантомимики и жеста, развитие внимания, сочувствия, внимательности ко всем детям в группе.
1. ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ. Цель: продолжать знакомство, создать психологически комфортную атмосферу. Каждое занятие начинается с нового приветствия, с того, каким не здоровались на предыдущем занятии.
2. «ВОЛШЕБНЫЕ» СРЕДСТВА ПОНИМАНИЯ. Цель: закрепить понятие об интонации и мимике, познакомить с понятием пантомимики и жеста. - С какими «волшебными» средствами понимания мы познакомились на прошлых занятиях? Что это такое? - Можно ли узнать о настроении человека, не видя его лица, не слыша его голоса? Каким образом? (С помощью пантомимики.) - Вспомните, какие жесты вы знаете, и какие жесты вы используете при общении. Поздоровайтесь с помощью только жеста, попрощайтесь, позовите друга...
3. ВОЛШЕБНЫЕ ЗАРОСЛИ. Цель: развитие умения добиваться своей цели приемлемыми способами общения, развитие эмпатии. Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в центр круга, образованного тесно прижавшимися друг к другу «волшебными водорослями» — всеми остальными участниками. «Водоросли» понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить участника в центр круга, а могут и не пропустить его, если их плохо «просят». Затем следует обсуждение: когда водоросли расступались? Когда нет?
4. ПАНТОМИМИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ. Цель: развитие способности общаться с помощью пантомимики. Детям предлагается пройтись так, как в их представлении ходит: маленькая девочка в хорошем настроении; старик; взрослая девушка; ребенок, который учится ходить; уставший мужчина. Необходимо подобрать столько ситуаций, чтобы каждый ребенок смог выполнить задание.
5. КТО ЭТО? Цель: развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновения, развитие эмпатии., внимательности к окружающим. Упражнение предваряется разговором о том, какие эмоции существуют и как они выражаются (мимика, пантомимика, голос). Один человек (ведущий) закрывает глаза. К нему по очереди подходят двое из участников группы и выражают свое отношение к этому человеку прикосновением. После двух прикосновений участники рассаживаются по местам, водящий открывает глаза и пытается отгадать, кто к нему прикасался, обосновывая свой выбор. Затем проводится обсуждение того, что хотели выразить своим прикосновением дети, и того, как ребенок-водящий их понял.
6. СОБЕРИТЕСЬ ВМЕСТЕ. Цель: развитие умения понимать и чувствовать других, развитие пантомимики, эмпатии. Группе детей раздаются парные картинки с изображением различных предметов и животных. Задача детей — найти себе подобных, не пользуясь при этом словами и звукоподражанием (то есть только с помощью мимики и пантомимики).
7. РОЛЕВОЕ ПРОИГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ. Цель: развитие умения применять уже знакомые «волшебные» средства общения, развитие эмпатии.
Упражнение выполняется в парах. Детям задаются игровые ситуации, которые они инсценируют. Ты участвовал в соревновании, занял первое место, а твой друг был почти последним. Твои действия, слова. Твой друг попросил у тебя твою любимую игрушку, а вернул ее сломанной. Мама принесла три апельсина: тебе и твоему другу. Как ты их поделишь? Почему? Ребята играют в интересную игру, а ты опоздал к началу. Попроси, чтоб тебя приняли в игру. Что ты будешь делать, если тебе откажут, не возьмут играть? Необходимо подобрать столько ситуаций, чтобы каждый ребенок смог выполнить задание.
10. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ПРОЩАНИЕ. Цель: закрепить полученную информацию; объединить детей и связать все дни тренинга в единую программу.
Занятие 7. Понимаешь других – понимаешь себя.
Цель: развитие умения понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации, развитие внимательности.
1. ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ. Цель: продолжать знакомство, создать психологически комфортную атмосферу. Каждое занятие начинается с нового приветствия, с того, каким не здоровались на предыдущем занятии.
2.ЧЕРЕЗ СТЕКЛО. Цель: развитие эмпатии, умения вникать в суть получаемой информации, развитие внимательности, развитие умения гибко использовать средства понимания. Двум детям предлагают передать друг другу какую-нибудь информацию жестами, представив, что один из них находится в поезде, а другой – на перроне, т.е. они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникает звук. Возможные темы сообщений для передачи: «Я тебе позвоню, когда приеду», «Напиши мне письмо» и др. После игры желательно обсудить, насколько правильно дети поняли друг друга, легко ли им было это сделать.
3. МАГАЗИН ИГРУШЕК. Цель: развитие умения понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации и умения доносить ее, развитие внимательности. Дети делятся на две группы – «покупатели» и «игрушки». Последние загадывают, какой игрушкой каждый из них будет, и принимают позы, характерные для них. Покупатели подходят к ним и спрашивают: что это за игрушки? Каждая игрушка, услышав вопрос, начинает двигаться, совершая характерные для нее действия. Покупатель должен догадаться, какую игрушку ему показывают. Недогадавшийся уходит без покупки.
4. Я начну, а вы продолжите. Цель: развитие умения вникать в суть получаемой информации, развитие внимательности, умения слушать и слышать другого, умение развить мысль собеседника, развитие речевых умений. Ведущий приносит незаконченные предложения из рассказа Н.Н. Носова «На горке». Ребенок должен закончить предложение, использовав образные слова и выражения, Например, «Был ясный день, снег на солнце… (сверкал, искрился, переливался, блестел). Миша сел на санки и помчался с горы… (пулей, вихрем, так что дух захватывало). И т.д.
5. ПУТЕШЕСТВИЕ БУРАТИНО. Цель: развитие умения вникать в суть получаемой информации, перерабатывать ее, развитие внимательности, умения слушать и слышать другого. Детям показывают Буратино (куклу) и говорят, что он - заядлый путешественник и сейчас расскажет о том, где был и что видел, а дети постараются отгадать, в каких помещениях детского сада он побывал и когда это было. Итак Буратино был там, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются; расстегивают пуговицы, снимают одежду, складывают ее, потягиваются, расстилают постель, успокаиваются, отдыхают, спят; пляшут, поют, слушают музыку, кланяются; маршируют, подлезают, приседают, сгибаются, спрыгивают, когда дети приходят, здороваются, раздеваются, переобуваются, заходят в группу; обедают, благодарят; одеваются, прощаются, уходят.
6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ПРОЩАНИЕ. Цель: закрепить полученную информацию; объединить детей и связать все дни тренинга в единую программу.
Занятие 8. Ты мой друг, и я твой друг
Цель: развитие умения сотрудничать, учитывать интересы других, побуждать к осмыслению своих поступков и поступков другого.
1. ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ. Цель: продолжать знакомство, создать психологически комфортную атмосферу. Каждое занятие начинается с нового приветствия, с того, каким не здоровались на предыдущем занятии.
2. ХУДОЖНИК СЛОВА. Цель: развитие способности описывать наблюдаемое, речевых умений, расширение активного и пассивного словаря детей. Каждый ребенок по очереди задумывает кого-то из группы и начинает рисовать его словесный портрет — его внешние особенности (а по возможности и внутренние, психологические), не называя конкретно имени этого человека. Учитывая уровень развития детей, можно предложить им упражнения на ассоциативное восприятие. (На какое животное похож? На какой цветок? На какой предмет мебели? и т. д.)
3. СДЕЛАЕМ ПО КРУГУ ДРУГ ДРУГУ ПОДАРОК. Цель: развитие у детей чувствования друг друга, понимания настроения другого; развитие эмпатии. Ведущий дает задание каждому сделать своему соседу справа подарок, но не какой-то конкретный подарок, а выдуманный: «Что вы хотели бы подарить именно этому человеку? Подарите тот подарок, который, по вашему мнению, сейчас ему особенно нужен». Подарок можно описать словами или показать жестами.
4. ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА. Цель: развитие уважения в общении, привычки пользоваться вежливыми словами. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Затем упражнение усложняется: надо называть только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет), благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста), извинения (извините, простите, жаль), прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи). В конце упражнения спрашивается, какие чувства вызвали вежливые слова у того, кто их говорил, и у того, кому они были адресованы.
5. ИГРУШКА. Цель: развитие умения сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умения находить общие решения в конфликтных ситуациях. Упражнение выполняется в парах. Один ребенок из пары — обладатель красивой и очень любимой им игрушки, с которой он очень любит играть. Другой ребенок очень хочет поиграть с этой игрушкой. Его задача — уговорить хозяина игрушки дать поиграть с ней. Важно: при выполнении этого упражнения ребенку — хозяину игрушки в руки дается любая игрушка, которую он должен представить как свою самую любимую. Как только хозяин игрушки отдает ее просящему ребенку, упражнение прерывается и у ребенка спрашивают, почему он отдал игрушку.
7. РОЛЕВОЕ ПРОИГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ. Цель: развитие умения применять уже знакомые «волшебные» средства общения, развитие эмпатии. Детям задаются игровые ситуации, которые они инсценируют. Упражнение выполняется коллективно (из группы выбираются участники, разыгрывающие ситуацию, и наблюдатели). Задача актеров — максимально естественно проиграть заданную ситуацию, наблюдатели же анализируют увиденное. После коллективного обсуждения можно проиграть ситуацию еще раз с теми же самыми актерами (если ранее ОНИ сделали это неудачно) или с новыми (для закрепления использования на практике «волшебных» средств понимания).
Примеры проигрываемых ситуаций: Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика. Тебе очень хочется поиграть с такой же игрушкой, как у одного из ребят вашего класса. Попроси ее. Ты очень обидел своего друга. Извинись и попробуй помириться.
8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ПРОЩАНИЕ. Цель: закрепить полученную информацию; объединить детей и связать все дни тренинга в единую программу.
Занятие 9. Я тебя понимаю
Цель: развитие внимательности к чувствам и настроению окружающих, умения сотрудничать, эмпатии, развитие умения гибко использовать различные средства понимания.
1. ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ. Цель: продолжать знакомство, создать психологически комфортную атмосферу. Каждое занятие начинается с нового приветствия, с того, каким не здоровались на предыдущем занятии.
2. НАСТРОЕНИЕ. Цель: развивать умение описывать свое настроение, развитие понимания настроения других, развитие эмпатии. Создается цветопись настроения группы. Например, на общем листе ватмана с помощью красок каждый ребенок рисует свое настроение в виде полоски, или облачка, или просто в виде пятна. Возможен другой вариант: из корзинки с разноцветными лепестками из цветной бумаги каждый ребенок выбирает для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету его настроения. Затем вес лепестки собираются в общую ромашку. Можно предложить детям сочинить спонтанный танец настроения.
3. ШКОЛА УЛЫБОК. Цель: развитие эмпатии, навыков культурного общения, развитие умения гибко использовать различные средства понимания. Вводная беседа: Когда люди улыбаются? Какие бывают улыбки? Попробуйте их показать. (Дети пробуют улыбнуться сдержанно, хитро, искренне...) Нарисуйте улыбающегося человека. Улыбающийся человек — какой он?
4. ОБЩЕЕ НАСТРОЕНИЕ. Цель: развитие внимательности к чувствам окружающих, сотрудничать, развитие умения гибко использовать различные средства понимания. 1-й этап Объявляется конкурс на лучшее изображение радости, страха, гнева, горя (в дальнейшем набор эмоций можно расширить). Настроение изображается с помощью мимики и жестов. Затем, когда выражение эмоции найдено, ведущий просит придумать и издать звук, ассоциирующийся у каждого ребенка с этим состоянием. Если задание выполняется с трудом, то можно связать его с ситуацией из конкретного жизненного опыта детей: «.Вспомни себя, когда ты радовался, когда у тебя произошло какое-то приятное событие и т. д.» Если дети начинают копировать движения друг у друга, то задание можно проделать с закрытыми глазами и открывать их только тогда, когда выражение нужного состояния будет найдено.
2-й этап Работа в парах. Выбирается несколько базовых эмоций, например испуг, удивление, радость, горе. Дети стоят спиной друг к другу, на счет раз-два-три показывают одно и то же состояние не сговариваясь Важно как можно лучше научиться чувствовать друг друга. Удачно, когда выбор состояния в паре совпадает 2—3 раза подряд. 3-й этап Разрабатывается единый, всеобщий знак для изображения основных эмоций, например страха, горя, радости... На этом этапе важна работа по обсуждению видимых признаков, выражающих определенное состояние.
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ПРОЩАНИЕ. Цель: закрепить полученную информацию; объединить детей и связать все дни тренинга в единую программу. Заканчиваются все дни тренинга подведением итогов и одним и тем же прощанием.
Занятие 10. Почемучки.
Цель: обучать умению взаимодействовать на уровне диалога, развивать умение слушать и слышать другого, речевые умения.
1. ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ. Цель: продолжать знакомство, создать психологически комфортную атмосферу. Каждое занятие начинается с нового приветствия, с того, каким не здоровались на предыдущем занятии.
2. «ДА» И «НЕТ» НЕ ГОВОРИ. Цель: развивать умение слушать и слышать другого, речевые умения, умение взаимодействовать на уровне диалога, умение преодолевать психологические барьеры в общении. В игре участвуют две команды. Ведущий предлагает одной из команд выбрать «добровольца»: он встает перед другой командой, игроки которой в течение минуты «обстреливают» его вопросами, «Доброволец» должен отвечать на них, соблюдая правило: «Да и нет не говорить». Если игрок произнесет одно из этих слов, это будет означать, что команда-соперница его перехитрила и он должен вернуться на свое место, Если же игрок в течение минуты удержится и не произнесет запрещенных слов, то команда-соперница признает себя побежденной. «Доброволец» получает фишку. Затем команды меняются ролями. В конце игры подсчитывают фишки: команда, у которой их больше, победила.
3. СУНДУЧОК. Цель: развивать умение грамотно и ясно сформулировать свою мысль, умение слушать и слышать другого. На столе стоит сундучок, в котором лежит какой-нибудь предмет. Вызывают одного ребенка. Он заглядывает в сундучок. Остальные дети задают ему вопросы о цвете, форме, качестве, свойствах и т.д. этого предмета до тех пор, пока не угадают, что лежит в сундучке. Правило: на все вопросы надо отвечать только «Да» или «Нет».
4. АЗБУКА ПОЧЕМУЧЕК. Цель: расширение активного и пассивного словаря детей, обучать умению слушать и слышать другого. Задавайте вопросы так, чтобы их первые слова начинались с каждой буквы алфавита (по порядку). Проигрывает тот, кто первый собьется, кто забудет последовательность букв в алфавите. Арбуз – это фрукт или овощ? Бегемот – это кто? Волки водятся в наших лесах? Где зимуют ежи?…Яблоки какого бывают цвета?
5. ИНТЕРВЬЮ. Цель: обучать умению слушать и слышать другого, развивать умение грамотно и ясно сформулировать свою мысль, умение взаимодействовать на уровне диалога. Детям предлагается разделиться на две равные команды. Одна команда – эксперты, другая – журналисты. Инструкция: «Сейчас каждый журналист найдет себе эксперта и возьмет у него интервью по такой, например, теме «Город, в котором я живу». Пожалуйста, исполняйте свои роли так, чтобы ваше поведение, речь были как у настоящих журналистов и экспертов. На проведение интервью вам дается 10 минут».
6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ПРОЩАНИЕ. Цель: закрепить полученную информацию; объединить детей и связать все дни тренинга в единую программу.




























Выводы

Программа занятий по коррекции навыков общения умственно отсталых детей младшего школьного возраста направлена на решение задач: обучать умению слушать и слышать другого; побуждать к осмыслению своих поступков и поступков другого; учить гибко использовать мимику, пантомимику и голос в общении; воспитывать желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях; обучать речевым умениям (грамотно и ясно сформулировать свою мысль, высказываться логично и связно, передать в речевой деятельности виденное, наблюдаемое и т.д.); обучать умению взаимодействия на уровне диалога.
Программа основывается на ряде принципов: принцип творческой активности, принцип исследовательской позиции, принцип партнерского общения, принцип объективизации поведения. Методическими приемами психотренинговой программы являются: беседы, направленные на знакомство с различными средствами понимания, словесные и подвижные игры и упражнения, проигрывание психогимнастических игр и упражнений, анализ и инсценировка различных психологических этюдов.














Заключение
Дипломная работа посвящена изучению особенностей общения умственно отсталых младших школьников воспитывающихся в условиях детского дома. Исследование проведено на теоретическом и эмпирическом уровне.
В первой главе представлена проблема исследования общения в современной психологии, изучено понятие общения, как информационного, эмоционального и предметного взаимодействия, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются межличностные взаимоотношения. Изучены виды и структура общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная составляющие. Охарактеризована возрастная динамика общения детей младшего школьного возраста, которая заключается в формировании функционально-ролевых, эмоционально-оценочных и личностно-смысловых отношений между сверстниками, нарастанием внеситуативности и избирательности в контактах, дифференцированности детского коллектива, повышении уровня развития коммуникативных навыков, активном использовании вербальных и невербальных средств общения.
Изучены особенности общения детей с недоразвитием интеллекта, которое ограничено, осуществляется без должной активности и инициативности. Сделан вывод о том, что речевые нарушения и личностная незрелость умственно отсталых детей обусловливают трудности в развитии общения. У детей с нарушением интеллекта в младшем школьном возрасте отсутствуют необходимые для социального развития способности в общении: нормальное развитие импрессивной и экспрессивной речи, знания и умения в сфере межличностных отношений, представления об индивидуальных особенностях людей при недостатках произвольной регуляции эмоционального состояния и поведения.
Проанализировано своеобразие общения детей-сирот, которое проявляется в нарушении социального взаимодействия и навыков общения, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности, целеустремленности, неадекватной самооценке, в недоверчивости, неспособности выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству, эмоциональной холодности, уходе в себя, нарушении эмоциональных контактов с окружающими, нарастании пассивности, депрессии и т.д. Данные отклонения могут усугубляться нарушениями интеллектуального развития детей-сирот.
Во второй главе представлена эмпирическая часть исследования, в котором приняли участие дети с умственной отсталостью, воспитывающиеся в детском доме (12 человек) и дети с умственной отсталостью, воспитывающиеся в семье. (12 человек), а также учителя, работающие в данных группах.
С целью изучения особенностей общения младших школьников нами были выбраны следующие методики: анкета для ученика «Я в коллективе»; анкета для педагога «Общение в классе»; методика диагностики межличностных отношений Т. Лири; определение индекса групповой сплоченности Сишора; методика диагностики социально – психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда; методика «Картинки» Смирновой Е.О., Калягиной Е.А.; методика «Проблемные ситуации» Смирновой Е.О., Холмогоровой В.М.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что в целом взаимоотношения среди умственно отсталых детей, воспитывающихся в семье, благоприятнее чем среди умственно отсталых детей из детского дома. У всех умственно отсталых детей слабо развиты авторитарные, лидерские характеристики. Эгоистичность, агрессивность и враждебности, подозрительность, мнительность в отношениях больше выражена у умственно отсталых детей из детского дома, чем у детей, воспитывающихся в условиях семьи. Альтруистичность больше выражена в группе детей из семьи. Индекс групповой сплоченности в группе умственно отсталых детей из детского дома ниже, чем в группе умственно отсталых детей. Интегральный показатель адаптации у детей-сирот ниже чем у детей, имеющих семью. Значения эмоциональной комфортности самоприятия и принятия других гораздо ниже у детей из детского дома чем у детей, воспитывающихся в семье. В целом умственно-отсталые дети из детского дома характеризуются более низкими показателями социально-психологической адаптации чем умственно отсталые дети, воспитывающиеся в семье. У умственно-отсталых детей из детского дома более низкий уровень развития коммуникативных умений чем у умственно отсталых детей, воспитывающихся в семье.
В третьей главе представлена составленная нами программа занятий по коррекции навыков общения умственно отсталых детей младшего школьного возраста, которая направлена на решение задач: обучать умению слушать и слышать другого; побуждать к осмыслению своих поступков и поступков другого; учить гибко использовать мимику, пантомимику и голос в общении; воспитывать желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях; обучать речевым умениям (грамотно и ясно сформулировать свою мысль, высказываться логично и связно, передать в речевой деятельности виденное, наблюдаемое и т.д.); обучать умению взаимодействия на уровне диалога. Методическими приемами психотренинговой программы являются: беседы, направленные на знакомство с различными средствами понимания, словесные и подвижные игры и упражнения, проигрывание психогимнастических игр и упражнений, анализ и инсценировка различных психологических этюдов.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены в полном объеме. Подтверждена гипотеза исследования о том, что в отличие от детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью воспитывающихся в условиях семьи, у детей – сирот того же возраста с недоразвитием интеллекта развитие навыков общения снижено. На развитие навыков общения в значительной степени влияет обстановка в которой ребенок воспитывается.





Список литературы
Абраменкова В. В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире.// Вопросы психологии, 2002, №1.
Агавелян О.К. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития. Челябинск, 1999. – 275 с.
Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 378с.
Аникеева Н.П. Обучение школьников способам общения // Психологический климат в коллективе. - М.: Просвещение, 1989. - С. 131-183.
Байбородова Л.В. Преодоление трудностей социализации детей-сирот. Ярославль,1997. - С. 57.
Бодалев А. А. Психология общения. Избранные психологические труды / М. Наука, 2002.
Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей . М.: Акад. проект, 2006. – 357 с.
Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. - М., 1996.
Глозман Ж.М. Нарушения общения и школьная дезадаптация // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология. - 2001. - № 3.
Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот. -М.: 1992.
Дети с отклонениями в развитии (ограничение олигофрении от сходных состояний) / Под редакцией М. С. Певзнер М., 1966.
Драгунова Т.В. Общение с товарищами как особая сфера жизни подростков // Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. - М.: Педагогика, 1967. - С.305-318.
Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. / М., 1986.
Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей. / Л.,1982
Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. - СПб., 2003.
Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. СПб,: Издательство «Речь», 2005.- 160с.
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1996.
Коломинский Я. Л. Психология общения. М., 1974.
Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Общение и возрастные особенности. - Минск: Изд-во БГУ, 1976. - 350 с.
Косякова О.О. Психология раннего и дошкольного детства. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
Кузьмина Е.С. Развитие эмоционально-волевой сферы умственно отсталых младших школьников // Коррекционно развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей. - М., 1987.
Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии. - М.: Наука, 1985. - С.106-123.
Леонтьев А.А. Психология общения. - 3-е изд. - М.: Смысл, 1999. - 365 с.
Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.; Воронеж, 1997.
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986. - 144 с.
Ломов Б.Ф. Категория общения и деятельности в психологии // Вопросы философии. - 1979. - №8. - С. 34-47.
Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1984.— 256с.
Минкова Э.А. Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи. М., 1995. — С. 8–20.
Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1984. - 112 с.
Мухина В. С. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях .Воспитание и развитие детей в детском доме. /М., 1996.
Мясищев В.Н. Психология отношений / Под редакцией А.А.Бодалева. - М., Воронеж, 1995. - 356 с.
Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. М.: Академия. 2002. – 480 с.
Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталого школьника (Олигофренопсихология). - М., 2002.
Практикум по возрастной психологии / под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002.- 694 с.
Практическая психодиагностика / Под ред. Райгородского Д.Я. Самара: Бахрах-М, 2005. – с.408-417.
Прихожан А. М. Психология сиротства. СПб.: Питер, 2007. — 416 с.
Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Дети без семьи (Детский дом: заботы и тревоги общества). / М., 1990
Проблемы общения и воспитание. Тарту, 1984, ч. 2. с. 8 – 17.
Психическое развитие воспитанников детского дома/Под ред. Дубровиной И. В., Рузской А. Г.. / М., 1990
Психология / Под ред. Л.Д. Столяренко. – СПб.: Лидер, 2004. – 592с.
Психология умственно отсталых школьников / Под ред. В.П.Петровой. - Красноярск, 1995. - 106 с.
Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации/ Под общ. ред. Шипицыной Л. М.. /СПб., 1997
Разуван Е.И. Некоторые особенности делового общения умственно отсталых школьников // Дефектология. - 1987. - № 4.
Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника / М., 1986
Смирнова Е.О. Психология ребенка. М., 2003., с. 301.
Смирнова Е.О., Холмогорова Е.М, Межличностные отношения детей. Диагностика, проблемы, коррекция. – М.: Владос, 2003. – 350 с.
Шипицина Л. М. Психология детей–сирот. Спб.: Изд–во С.–Пб. Ун–та, 2005. — 628 с.
Шипицына Л. М. ''Необучаемый'' ребёнок в семье и обществе. СПб., 2002.
Шульга Т.Н. Психологические основы работы с детьми в учреждениях социальной помощи и поддержки. - М.: изд. УРАО, 1997.
Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. Избранные психологические труды / М., 1974.
Приложения
Анкета для педагогов
«общение в классе»

Считаете ли Вы что у вас дружный класс?
________________________________________________________________
Как часто дети хвалят друг друга?
________________________________________________________________
Проявляют дети чувство зависти? Как?
_________________________________________________________________
Часто ли в классе случаются конфликты?

Считаете ли Вы нужным вмешиваться в конфликты детей? Если да, то как?
________________________________________________________________
Идут ли дети к Вам за советом?
________________________________________________________________
Существует ли в классе разделение на подгруппы? Четко ли прослеживаются?
________________________________________________________________
Существует ли взаимопомощь и взаимоподдержка?
________________________________________________________________
Случается ли переписка детей во время уроков?
________________________________________________________________
Есть ли в классе ученики «одиночки»?
________________________________________________________________
Отмечают ли дети праздники все вместе?
________________________________________________________________
Насколько дружно и весело проходят мероприятия в классе?
________________________________________________________________
Присутствует ли доброжелательность во взаимоотношениях детей?
__________________________________________________________________
Нравится ли детям бывать вместе, участвовать в совместных делах?
_________________________________________________________________
В трудных ситуациях происходит эмоциональное соединение детей по принципу "один за всех, все за одного"









Анкета для ученика «я в коллективе»
Ты больше любишь бывать со всеми или один?
_______________________________________________________________
Часто ли ты играешь вместе с одноклассниками?
_______________________________________________________________
Предлагаешь ли ты первым поиграть, погулять или ждешь когда тебя пригласят?
_______________________________________________________________
Если кому-то грустно ты подойдешь что бы утешить?
_______________________________________________________________
Как ты отнесешься к новому ребенку у вас в классе?
_______________________________________________________________
Если ты о чет-то мечтаешь, ты расскажешь кому-нибудь?
_______________________________________________________________
Уроки ты делаешь один или вместе с одноклассниками?
_______________________________________________________________
Ты помогаешь в учебе, если предмет ты знаешь лучше других ребят?
_______________________________________________________________
Если тебе в чем-то трудно ты сам попросишь о помощи? Одноклассников или учителя?
________________________________________________________________
У вас бывают драки?
________________________________________________________________
Ты принимаешь участие в драках или наблюдаешь со стороны?
________________________________________________________________
Есть ли у вас в классе человек которого к которому все относятся плохо?
________________________________________________________________
А есть тот к кому все относятся хорошо?
________________________________________________________________
Если у твоего одноклассника день рождения ты поздравишь словами или нарисуешь открытку?
________________________________________________________________
Часто ли ты оказываешься в центре внимания товарищей?
________________________________________________________________
Стремишься ли к установлению хороших отношений со всеми в классе?


Нравится ли тебе постоянно находиться среди одноклассников?
____________________________________________________________________
Долго ли тебя беспокоит обида, причиненная кем-то из товарищей?
___________________________________________________________________
Любишь ли придумывать и организовывать со своими товарищами разные игры и развлечения?
____________________________________________________________________
Считаешь ли ты себя общительным?
_______________________________________________________________________________


Тест "Диагностика межличностных отношений" (ДМО) Тимоти Лири

1. Другие думают о нём благосклонно.
2. Производит впечатление на окружающих.
3. Умеет распоряжаться, приказывать.
4. Умеет настоять на своём.
5. Обладает чувством собственного достоинства.
6. Независимый.
7. Способен сам позаботиться о себе.
8. Может проявить безразличие.
9. Способен быть суровым.
10. Строгий, но справедливый.
11. Может быть искренним.
12. Критичен к другим.
13. Любит поплакаться.
14. Часто печален.
15. Способен проявить недоверие.
16. Часто разочаровывается.
17. Способен быть критичным к себе.
18. Способен признать свою неправоту.
19. Охотно подчиняется.
20. Уступчивый.
21. Благородный.
22. Восхищающийся и склонный к подражанию.
23. Уважительный.
24. Ищущий одобрения.
25. Способен к творчеству.
26. Стремится ужиться с другими.
27. Дружелюбный, доброжелательный.
28. Внимательный и ласковый.
29. Деликатный.
30. Одобряющий.
31. Отзывчивый.
32. Бескорыстный.
33. Способен вызвать восхищение.
34. Пользуется уважением у других.
35. Обладает талантом руководителя.
36. Любит ответственность.
37. Уверен в себе.
38. Самоуверен и напорист.
39. Деловит и практичен.
40. Любит соревноваться.
41. Строгий и крутой, где надо.
42. Неумолимый и беспристрастный.
43. Раздражительный.
44. Открытый и прямолинейный.
45. Не терпит, чтобы им командовали.
46. Скептичен.
47. На него трудно произвести впечатление.
48. Обидчивый, щепетильный.
49. Легко смущается.
50. Неуверен в себе.
51. Уступчивый.
52. Скромный.
53. Часто прибегает к помощи других.
54. Очень почитает авторитеты.
55. Охотно принимает советы.
56. Доверчив и стремится радовать других.
57. Всегда любезен в обхождении.
58. Дорожит мнением окружающих.
59. Общительный и уживчивый.
60. Добросердечный.
61. Добрый, вселяющий уверенность.
62. Нежный и мягкосердечный.
63. Любит заботиться о других.
64. Бескорыстный, щедрый.
65. Любит давать советы.
66. Производит впечатление значимости.
67. Начальственно-повелительный.
68. Властный.
69. Хвастливый.
70. Надменный и самодовольный.
71. Думает только о себе.
72. Хитрый и расчётливый.
73. Нетерпим к ошибкам других.
74. Своекорыстный.
75. Откровенный.
76. часто недружелюбен.
77. Озлобленный.
78. Жалобщик.
79. Ревнивый.
80. Долго помнит обиды.
81. Склонный к самобичеванию.
82. Застенчивый.
83. Безынициативный.
84. Кроткий.
85. Зависимый, несамостоятельный.
86. Любит подчиняться.
87. Предоставляет другим принимать решения.
88. Легко попадает впросак.
89. Легко попадает под влияние друзей.
90. Готов довериться любому.
91. Благорасположен ко всем без разбору.
92. Всем симпатизирует.
93. Прощает всё.
94. Переполнен чрезмерным сочувствием.
95. Великодушен и терпим к недостаткам.
96. Стремится покровительствовать.
97. Стремиться к успеху.
98.Ожидает восхищение от каждого.
99. Распоряжается другими.
100. Деспотичный.
101. Сноб (судит о людях по рангу и достатку, а не по личным качествам).
102. Тщеславный.
103. Эгоистичный.
104. Холодный, чёрствый.
105. Язвительный, насмешливый.
106. Злобный, жестокий.
107. Часто гневливый.
108. Бесчувственный, равнодушный.
109. Злопамятный.
110. Проникнут духом противоречий.
111. Упрямый.
112. Недоверчивый и подозрительный.
113. Робкий.
114. Стыдливый.
115. Отличается чрезмерной готовностью подчиняться.
116. Мягкотелый.
117. Почти никогда и никому не возражает.
118. Ненавязчивый.
119. Любит, чтобы его опекали.
120. Чрезмерно доверчив.
121. Стремится снискать расположение каждого.
122. Со всеми соглашается.
123. Всегда дружелюбен.
124. Всех любит.
125. Слишком снисходителен к окружающим.
126. Старается утешить каждого.
127. Заботится о других в ущерб себе.
128. Портит людей чрезмерной добротой.

Бланк опросника к методике Сишора

I. Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?
Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5)
Участвую в большинстве видов деятельности (4)
Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3)
Не чувствую, что являюсь членом группы (2)
Живу и существую отдельно от нее (1)
Не знаю, затрудняюсь ответить (1)

II. Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?
Да, очень хотел бы перейти (1)
Скорее перешел бы, чем остался (2)
Не вижу никакой разницы (3)
Скорее всего остался бы в своей группе (4)
Очень хотел бы остаться в своей группе (5)
Не знаю, трудно сказать (1)

III. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?
Лучше, чем в большинстве коллективов (3)
Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
Хуже, чем в большинстве классов (1)
Не знаю, трудно сказать (1)

IV. Каковы у вас взаимоотношения с руководством?
Лучше, чем в большинстве коллективов (3)
Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
Хуже, чем в большинстве коллективов (1)
Не знаю. (1)

V. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в вашем коллективе?
Лучше, чем в большинстве коллективов (3)
Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
Хуже, чем в большинстве коллективов (1)
Не знаю (1)









Методика диагностики социально-психологической адаптации
К. Роджерса и Р. Даймонда
Инструкция. В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни – переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.
Прочитав очередное высказывание опросника, примерьте его к привычкам, образу жизни ребенка и оцените, в какой мере это высказывание может быть отнесено к нему. Для того чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберите, подходящий, по вашему мнению, один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от «О» до «6»:
«0» – это ко мне совершенно не относится;
«1» – мне это не свойственно в большинстве случаев;
«2» – сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;
«3» – не решаюсь отнести это к себе;
«4» – это похоже на меня, но нет уверенности;
«5» – это на меня похоже;
«6» – это точно про меня.
Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания.
Испытывает неловкость, когда вступает с кем-нибудь в разговор.
Нет желания раскрываться перед другими.
Во всем любит состязание, соревнование, борьбу,
Предъявляет к себе высокие требования.
Часто ругает себя за сделанное.
Часто чувствует себя униженным.
Сомневается, что может нравиться кому-нибудь из лиц противоположного пола.
Свои обещания выполняет всегда.
Теплые, добрые отношения с окружающими.
Человек сдержанный, замкнутый; держится от всех чуть в стороне.
В своих неудачах винит себя.
Человек ответственный; на него можно положиться.
Чувствует, что не в силах хоть что-нибудь изменить, все усилия напрасны.
На многое смотрит глазами сверстников.
Принимает в целом те правила и требования, которым надлежит следовать.
Собственных убеждений и правил не хватает.
Любит мечтать – иногда прямо среди бела дня. С трудом возвращается от мечты к действительности.
Всегда готов к защите и даже нападению: «застревает» на переживаниях обид, мысленно перебирая способы мщения.
Умеет управлять собой и собственными поступками, заставлять себя, разрешать себе; самоконтроль для него не проблема.
Часто портится настроение: накатывает уныние, хандра.
Все, что касается других, не волнует: сосредоточен на себе; занят собой.
Люди, как правило, ему нравятся.
Не стесняется своих чувств, открыто их выражает.
Среди большого стечения народа бывает немножко одиноко.
Сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться.
С окружающими обычно ладит.
Всего труднее бороться с самим собой.
Настораживает незаслуженное доброжелательное отношения окружающих.
В душе – оптимист, верит в лучшее.
Человек неподатливый, упрямый; таких называют трудными.
К людям критичен и судит их, если считает, что они этого заслуживают.
Обычно чувствует себя не ведущим, а ведомым: ему не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно.
Большинство из тех, кто его знает, хорошо к нему относится, любит его.
Иногда бывают такие мысли, которыми не хотелось бы ни с кем делиться.
Человек с привлекательной внешностью.
Чувствует себя беспомощным, нуждается в ком-то, кто был бы рядом.
Приняв решение, следует ему.
Принимает, казалось бы, самостоятельные решения, не может освободиться от влияния других людей.
Испытывает чувство вины, даже когда винить себя как будто не в чем.
Чувствует неприязнь к тому, что его окружает.
Всем доволен.
Выбит из колеи: не может собраться, взять себя в руки, организовать себя.
Чувствует вялость; все, что раньше волновало, стало вдруг безразличным.
Уравновешен, спокоен.
Разозлившись, нередко выходит из себя.
Часто чувствует себя обиженным.
Человек порывистый, нетерпеливый, горячий: не хватает сдержанности.
Бывает, что сплетничает.
Не очень доверяет своим чувствам: они иногда подводят его.
Довольно трудно быть самим собой.
На первом месте рассудок, а не чувство: прежде чем что-либо сделать, подумает.
Происходящее с ним толкует на свой лад, способен напридумывать лишнего. Словом – не от мира сего.
Человек, терпимый к людям, и принимает каждого таким, каков он есть.
Старается не думать о своих проблемах.
Считает себя интересным человеком – привлекательным как личность, заметным.
Человек стеснительный, легко тушуется.
Обязательно нужно напоминать, подталкивать, чтобы довел дело до конца.
В душе чувствует превосходство над другими.
Нет ничего, в чем бы выразил себя, проявил свою индивидуальность, свое Я.
Боится того, что подумают о нем другие.
Честолюбив, неравнодушен к успеху, похвале: в том, что для него существенно, старается быть среди лучших.
Человек, у которого в настоящий момент многое достойно презрения.
Человек деятельный, энергичный, полон инициатив.
Пасует перед трудностями и ситуациями, которые грозят осложнениями.
Себя просто недостаточно ценит.
По натуре вожак и умеет влиять на других.
Относится к себе в целом хорошо.
Человек настойчивый, напористый; ему всегда важно настоять на своем.
Не любит, когда с кем-нибудь портятся отношения, особенно – если разногласия грозят стать явными.
Подолгу не может принять решение, а потом сомневается в его правильности.
Пребывает в растерянности; все спуталось, все смешалось у него.
Доволен собой.
Невезучий.
Человек приятный, располагающий к себе.
Лицом, может, и не очень пригож, но может нравиться как человек, как личность.
Презирает лиц противоположного пола и не связывается с ними.
Когда нужно что-то сделать, охватывает страх; а вдруг – не справлюсь, а вдруг – не получится.
Легко, спокойно на душе, нет ничего, что сильно бы тревожило.
Умеет упорно работать.
Чувствует, что растет, взрослеет: меняется сам и отношение к окружающему миру.
Случается, что говорит о том, в чем совсем не разбирается.
Всегда говорит только правду.
Встревожен, обеспокоен, напряжен.
Чтобы заставить хоть что-то сделать, нужно как следует настоять, и тогда он уступит.
Чувствует неуверенность в себе.
Обстоятельства часто вынуждают защищать себя, оправдываться и обосновывать свои поступки.
Человек уступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими.
Человек толковый, любит размышлять.
Иной раз любит прихвастнуть.
Принимает решения и тут же их меняет; презирает себя за безволие, а сделать с собой ничего не может.
Старается полагаться на свои силы, не рассчитывает на чью-то помощь.
Никогда не опаздывает.
Испытывает ощущение скованности, внутренней несвободы.
Выделяется среди других.
Не очень надежный товарищ, не во всем можно положиться.
В себе все ясно, себя хорошо понимает.
Общительный, открытый человек; легко сходится с людьми.
Силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые приходится решать; со всем может справиться.
Себя не ценит: никто его всерьез не воспринимает; в лучшем случае к нему снисходительны, просто терпят.
Беспокоится, что лица противоположного пола слишком занимают мысли.
Все свои привычки считает хорошими.


БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101













57

Список литературы
1.Абраменкова В. В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире.// Вопросы психологии, 2002, №1.
2.Агавелян О.К. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития. Челябинск, 1999. – 275 с.
3.Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 378с.
4.Аникеева Н.П. Обучение школьников способам общения // Психологический климат в коллективе. - М.: Просвещение, 1989. - С. 131-183.
5.Байбородова Л.В. Преодоление трудностей социализации детей-сирот. Ярославль,1997. - С. 57.
6.Бодалев А. А. Психология общения. Избранные психологические труды / М. Наука, 2002.
7.Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей . М.: Акад. проект, 2006. – 357 с.
8.Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. - М., 1996.
9.Глозман Ж.М. Нарушения общения и школьная дезадаптация // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология. - 2001. - № 3.
10.Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот. -М.: 1992.
11.Дети с отклонениями в развитии (ограничение олигофрении от сходных состояний) / Под редакцией М. С. Певзнер М., 1966.
12.Драгунова Т.В. Общение с товарищами как особая сфера жизни подростков // Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. - М.: Педагогика, 1967. - С.305-318.
13.Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. / М., 1986.
14.Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей. / Л.,1982
15.Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. - СПб., 2003.
16.Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. СПб,: Издательство «Речь», 2005.- 160с.
17.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1996.
18.Коломинский Я. Л. Психология общения. М., 1974.
19.Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Общение и возрастные особенности. - Минск: Изд-во БГУ, 1976. - 350 с.
20.Косякова О.О. Психология раннего и дошкольного детства. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
21.Кузьмина Е.С. Развитие эмоционально-волевой сферы умственно отсталых младших школьников // Коррекционно развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей. - М., 1987.
22.Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии. - М.: Наука, 1985. - С.106-123.
23.Леонтьев А.А. Психология общения. - 3-е изд. - М.: Смысл, 1999. - 365 с.
24.Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.; Воронеж, 1997.
25.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986. - 144 с.
26.Ломов Б.Ф. Категория общения и деятельности в психологии // Вопросы философии. - 1979. - №8. - С. 34-47.
27.Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1984.— 256с.
28.Минкова Э.А. Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи. М., 1995. — С. 8–20.
29.Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1984. - 112 с.
30.Мухина В. С. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях .Воспитание и развитие детей в детском доме. /М., 1996.
31.Мясищев В.Н. Психология отношений / Под редакцией А.А.Бодалева. - М., Воронеж, 1995. - 356 с.
32.Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. М.: Академия. 2002. – 480 с.
33.Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталого школьника (Олигофренопсихология). - М., 2002.
34.Практикум по возрастной психологии / под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002.- 694 с.
35.Практическая психодиагностика / Под ред. Райгородского Д.Я. Самара: Бахрах-М, 2005. – с.408-417.
36.Прихожан А. М. Психология сиротства. СПб.: Питер, 2007. — 416 с.
37.Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Дети без семьи (Детский дом: заботы и тревоги общества). / М., 1990
38.Проблемы общения и воспитание. Тарту, 1984, ч. 2. с. 8 – 17.
39.Психическое развитие воспитанников детского дома/Под ред. Дубровиной И. В., Рузской А. Г.. / М., 1990
40.Психология / Под ред. Л.Д. Столяренко. – СПб.: Лидер, 2004. – 592с.
41.Психология умственно отсталых школьников / Под ред. В.П.Петровой. - Красноярск, 1995. - 106 с.
42.Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации/ Под общ. ред. Шипицыной Л. М.. /СПб., 1997
43.Разуван Е.И. Некоторые особенности делового общения умственно отсталых школьников // Дефектология. - 1987. - № 4.
44.Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника / М., 1986
45.Смирнова Е.О. Психология ребенка. М., 2003., с. 301.
46.Смирнова Е.О., Холмогорова Е.М, Межличностные отношения детей. Диагностика, проблемы, коррекция. – М.: Владос, 2003. – 350 с.
47.Шипицина Л. М. Психология детей–сирот. Спб.: Изд–во С.–Пб. Ун–та, 2005. — 628 с.
48.Шипицына Л. М. ''Необучаемый'' ребёнок в семье и обществе. СПб., 2002.
49.Шульга Т.Н. Психологические основы работы с детьми в учреждениях социальной помощи и поддержки. - М.: изд. УРАО, 1997.
50.Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. Избранные психологические труды / М., 1974.

Опубликовано

Особенности эмоциональной сферы младших школьников, воспитывающихся в детском доме

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения эмоциональной сферы детей, воспитывающихся в детском доме

1.1 Социальное сиротство и его причины. Пути решения проблемы сиротства в России,

1.2 Социальная депривация как одна из причин нарушений социально - эмоционального развития детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в детском доме

1.3 особенности эмоциональной сферы младших школьников

1.4 Психолого-педагогические пути преодоления нарушений социально - эмоциональной сферы детей из детских домов

Выводы по первой главе

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей социальных эмоций у младших школьников в детском доме

2.1 Организация исследования (цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы, время и место, условия проведения исследований)

2.2 Описание методов исследования

2.3 Обработка и анализ результатов исследования

Выводы по второй главе

Психолого-педагогические рекомендации учителям начальной школы, воспитателям детских домов преодоления эмоциональных расстройств у младших школьников, воспитывающихся в детском доме

Вывод

библиография

Введение

Актуальность темы исследования. Формирование и развитие личности по праву считается одной из наиболее актуальных проблем в психологии и педагогики. Опыт, полученный в семье, является по своей сути уникальным и неповторимым для каждого человека. Факторы этой среды являются внутрисемейные межличностные отношения, семейные традиции и моральный климат, внутрисемейное поведение и культуру общения, но и опыт совместной деятельности [Богданова.- Н.. 2005].

Семья считается неполной, когда дети живут только с одним из родителей. В большинстве случаев, это дети, которые растут без отца. Вероятно, отсутствие обоих родителей, детьми, с дедушками и бабушками.

Ребенок, став свидетелем характеристики отношений, которые приняты у него в семье, то, став взрослым, переносит их в вашей жизни, в вашей семье. Это относится к семейной роли, которые ребенок усвоил в процессе идентификации.

В традиционном смысле социализация означает процесс включения индивида в мир общества, в ходе которого он усваивает образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для достижения успеха в определенном обществе.

Узнать стоимость работы