Вам нужнакурсовая работа?
Интересует Право?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Унитарное государство. Общая характеристика

  • 26 страниц
  • 15 источников
  • Добавлена 15.12.2010
600 руб.1 200 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
1.Понятие и разновидности унитарных государств
1.1 Понятие и признаки унитарного государства
1.2 Разновидности унитарных государств
2.Автономия в унитарных государствах.
2.1 Общие определения автономии
2.1 Политическая автономия
2.2 Административная автономия
3.Особенности отдельных унитарных государств
Заключение
Список литературы


Фрагмент для ознакомления

Граничащие друг с другом провинции, имеющие общие культурные и экономические черты, а также островные территории и регионы, представляющие единую историческую область, могут получать право на самоуправление и образовать автономное сообщество. Каждое сообщество имеет статут, утверждаемый, изменяемый и дополняемый Генеральными кортесами. Статуты являются основными правовым актами сообществ.
Кроме того, государство признает и охраняет их как составную часть национального законодательства (п. 1 ст. 147 Конституции Испании).
Разграничение полномочий между государством и автономными сообществами основано на принципе определения исключительной сферы ведения каждого из них (ст.ст. 148 и 149). Так, к компетенции сообществ относится 22 пункта (ст. 148), совокупность которых во многом превышает возможности некоторых субъектов федерации. Более того, вопросы, прямо не отнесенные Конституцией к ведению государства, могут быть переданы автономным сообществам в соответствии с их статутами. У каждого сообщества через пять лет появляется право расширить свои полномочия в пределах, не затрагивающих компетенцию государства.
Перечень вопросов, отнесенных к исключительному ведению Королевства Испании (ст. 149), еще более обширен (32 позиции). Вместе с тем Генеральные кортесы могут принимать решения и по предметам ведения, отнесенным к сфере компетенции сообществ, если они не включены в их статуты. Контроль за деятельностью органов автономных сообществ осуществляется Конституционным судом, Правительством, органами административной юстиции и Счетной палатой. При делегировании сообществу Генеральными кортесами права на принятие законодательных актов по вопросам, входящим в сферу ведения государства, каждый раз определяется дополнительная система контроля со стороны парламента (ст. 150).
Особое внимание следует уделить Великобритании, которая является унитарным государством с оригинальной моделью территориальной организацией власти. Государственное управление относительно самостоятельных частей объединенного королевства осуществляется на принципах автономии, во многом отличающихся от используемых в Испании.
Наибольшей самостоятельностью обладает Шотландия. На уровне исполнительной власти это проявляется в том, что в рамках британского правительства (Кабинета) функционирует специальное министерство (так называемое Шотландское ведомство), возглавляемое министром – членом Кабинета, то есть государственным служащим высшего ранга. Структурные части аппарата этого министерства дислоцированы главным образом в исторической столице Шотландии – Эдинбурге. В компетенцию Шотландского ведомства включены вопросы местного характера, связанные с задачами традиционного самоуправления: здравоохранение, образование, охрана общественного порядка и некоторые другие. Одной из важнейших задач министерства является осуществление так называемого административного контроля над деятельностью органов местного самоуправления – муниципалитетов, которые избираются населением административно-территориальных единиц.
На уровне законодательной власти определенная автономизация государственного управления проявляется, прежде всего, в создании специальных структур в рамках британского Парламента. Так, в нижней палате Парламента функционирует Большой шотландский комитет, в состав которого входят все депутаты, избранные по округам на территории Шотландии. Этот комитет предназначен для проведения второго чтения законопроектов, касающихся так называемых «шотландских дел». В Палате общин создаются и другие законотворческие структуры – постоянные комиссии, деятельность которых связана с управлением национальными частями государства.
«Шотландская модель» автономизации государственного аппарата на уровне исполнительной и законодательной властей в целом воспроизведена в Уэльсе, но при более узкой компетенции соответствующих органов. Само понятие автономии применительно к указанным историко-этническим регионам Великобритании может использоваться весьма условно. Здесь должна идти речь об особенностях государственного управления не на провинциальном уровне, а исключительно в центре, но в отношении регионов.
Шотландию и Уэльс нельзя считать классическими автономно-территориальными образованиями, предлагающими достаточно широкие полномочия по самоуправлению, которые в данном случае отсутствуют. Специфичность государственного управления дополняется некоторыми особенностями административно-территориального деления. Если территория Англии разделена на графства, районы и приходы (подобная система административно-территориальных единиц существует и в Уэльсе), то Шотландия территориально организована по двухуровневому принципу – округа и районы.
Кроме того, в Шотландии существует особая система судов, в корне отличающаяся от английской и сохраняющая по отношению к ней значительную самостоятельность, прежде всего в сфере уголовной юрисдикции.
Своя система судов функционирует и в Северной Ирландии, хотя она во многом близка к английской и объединена с нею. Вместе с тем именно Северная Ирландия до введения в 1972 году так называемого прямого правления была реальным автономно-территориальным образованием в составе унитарного государства. Здесь действовал избиравшийся населением законодательный орган – стормонт, перед которым несло политическую ответственность сформированное им же правительство автономии. Попытки восстановить такое образование неоднократно предпринимались в последующие годы, но безуспешно.



Заключение
Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать следующие выводы. Унитарное государство представляет собой единое государство, территория которого подразделяется на административно-территориальные единицы. В унитарном государстве есть только один законодательный орган, обладающий нормотворческой компетенцией по всем отраслям законодательства; нормотворческие органы автономий в унитарном государстве, по существу, обладают подзаконной компетенцией, даже если акты этих органов называются законами. Исполнительную власть осуществляют центральные органы исполнительной власти и созданные ими территориальные (местные) административные органы. Реже территориальные административные органы избираются местным населением. В унитарном государстве судебная система является единой.
Помимо административно-территориальных единиц, управляемых органами центрального подчинения, в унитарном государстве могут быть автономные образования. Население автономных образований самостоятельно формирует свои парламенты и органы исполнительной власти, действующие на основе разграничения компетенции между центральными органами власти и органами власти автономии.
Наряду с территориальными органами исполнительной власти в унитарном государстве существуют формируемые населением органы местного самоуправления. Последние не входят в систему государственных органов, но государство может передавать этим органам полномочия территориальных органов государственной власти и контролировать их деятельность в пределах переданных полномочий. Унитарные государства, в которых органы местного самоуправления выступают и как территориальные органы власти, называют относительно децентрализованными. Чисто централизованными считаются унитарные государства, в которых власть на местах осуществляют исключительно чиновники, назначаемые из центра.

Унитаризм по сравнению с дроблением территории на уделы, княжества – явление, безусловно, прогрессивное, способствует становлению единого рынка, развитию экономических отношений. Однако с развитием общества, проявлением глобальных экономических проблем и других факторов начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государственных образований.
Один из важнейших вопросов при любой форме государственного устройства – это распределение полномочий между центром и периферией, создание условий и механизмов, позволяющих минимизировать межэтнические и межрегиональные конфликты, обеспечить социально-экономические и политико-правовые стимулы для отдельных регионов, которые закрепили бы их в составе государства и тем самым сохранили стабильность и целостность последнего.
Экономика определяет государственные формы лишь в самом конечном счете. Споры и конкуренции между регионами и центральным правительством – повсеместная вещь. На местах хотят обладать неограниченным контролем в пределах собственной территории. Центральные правительства всегда стремятся к увеличению своих полномочий, а региональные власти сопротивляются, одновременно добиваясь всеми способами преимуществ над другими регионами.
Большинство всех государств – унитарные, эта форма государственного устройства обеспечивает хорошую управляемость и государственное единство, оно идеально подходит для государств с небольшой или средней территорией.

Список литературы
Конституция Дании. // Конституции государств Европейского Союза. // Под общей ред. Л.А. Окунькова. – М., 1999.
Конституция Испании 1978.
Бабаев В.К. Теория государства и права. – М., 1999. – с. 96.
Баглая М.В., Лейбо Ю.И., Энтин Л.М. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Норма, 2004. – 832 с.
Григорьева И.В. Теория государства и права. – Тамбов: ТГТУ, 2009. – 304 с.
Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко Е.В. Теория государства и права. – с. 112.
Малько А. В.Конституционное право зарубежных стран. – М.: Норма, 2004. – 320 с.
Мелехин А. В. Теория государства и права. – М.: Маркет ДС, 2007. – 640 с.
Морозова Л.А. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2002. – 414 с. 
Нерсесянец В. С. Проблемы общей теории права и государства. – М.: Норма, 2004. – 832 с.
Пиголкин А.С. Теория государства и права. – М.: Городец, 2003. – 544 с. 
Сизько И.А., Чепурнова Н.М. Конституционное право зарубежных стран. – М.: МЭСИ, 2007. – 184 с.
Страшун Б.А. Конституционное (государственное право) зарубежных стран: Часть общая. – М.: БЕК, 2000. – 784 с.
Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М.: Омега-Л, 2008. – 384 с. 
Чепурнова Н.М., Серегин А.В. Теория государства и права. – М.: ЕАОИ, 2008 – 465 с.
Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. – М.: БЕК, 1995. – С. 660–666; Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М.: Юстицинформ, 2009. – с. 84–86.
Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко Е.В. Теория государства и права. – с. 112.
Бабаев В.К. Теория государства и права. – М., 1999. – с. 96.
Чепурнова Н.М., Серегин А.В. Теория государства и права. – М.: ЕАОИ, 2008. – с.80
Баглая М.В., Лейбо Ю.И., Энтин Л.М. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Норма, 2004. – с. 126
Пиголкин А.С. Теория государства и права. – М.: Городец, 2003. – с. 45
Баглая М.В., Лейбо Ю.И., Энтин Л.М. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Норма, 2004. – с. 126
Малько А. В.Конституционное право зарубежных стран. – М.: Норма, 2004. – с. 135
Григорьева И.В. Теория государства и права. – Тамбов: ТГТУ, 2009. – с.39
Пиголкин А.С. Теория государства и права. – М.: Городец, 2003. – с. 45
Малько А. В.Конституционное право зарубежных стран. – М.: Норма, 2004. – с. 135
Пиголкин А.С. Теория государства и права. – М.: Городец, 2003. – с. 45
Морозова Л.А. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2002. – с. 80
Мелехин А. В. Теория государства и права. – М. : Маркет ДС, 2007. – с. 164
Сизько И.А., Чепурнова Н.М. Конституционное право зарубежных стран. – М.: МЭСИ, 2007. – с. 73
Нерсесянец В. С. Проблемы общей теории права и государства. – М.: Норма, 2004. - 617
Нерсесянец В. С. Проблемы общей теории права и государства. – М.: Норма, 2004. - 617
Баглая М.В., Лейбо Ю.И., Энтин Л.М. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Норма, 2004. – с. 128
Конституция Дании. // Конституции государств Европейского Союза. // Под общей ред. Л.А. Окунькова. – М., 1999. – с. 298.
См.: там же.
Конституция Дании. // Конституции государств Европейского Союза. // Под общей ред. Л.А. Окунькова. – М., 1999. – с. 298–299.
Конституция Испании 1978. // Там же, с. 401–409.
См.: там же, с. 401.
См.: Конституция Испании 1978. // Там же, с. 401.
См.: там же, с. 370.
См.: Конституция Испании 1978. // Там же, с. 403.
См.: там же.
См.: там же, с. 404.
См.: Конституция Испании 1978. // Там же, с. 406.
Там же, с. 147.
См.: Конституция Испании 1978. // Там же, с. 147
См.: там же, с. 148.









25

Список литературы
1.Конституция Дании. // Конституции государств Европейского Союза. // Под общей ред. Л.А. Окунькова. – М., 1999.
2.Конституция Испании 1978.
3.Бабаев В.К. Теория государства и права. – М., 1999. – с. 96.
4.Баглая М.В., Лейбо Ю.И., Энтин Л.М. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Норма, 2004. – 832 с.
5.Григорьева И.В. Теория государства и права. – Тамбов: ТГТУ, 2009. – 304 с.
6.Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко Е.В. Теория государства и права. – с. 112.
7.Малько А. В.Конституционное право зарубежных стран. – М.: Норма, 2004. – 320 с.
8.Мелехин А. В. Теория государства и права. – М.: Маркет ДС, 2007. – 640 с.
9.Морозова Л.А. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2002. – 414 с.
10.Нерсесянец В. С. Проблемы общей теории права и государства. – М.: Норма, 2004. – 832 с.
11.Пиголкин А.С. Теория государства и права. – М.: Городец, 2003. – 544 с.
12.Сизько И.А., Чепурнова Н.М. Конституционное право зарубежных стран. – М.: МЭСИ, 2007. – 184 с.
13.Страшун Б.А. Конституционное (государственное право) зарубежных стран: Часть общая. – М.: БЕК, 2000. – 784 с.
14.Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М.: Омега-Л, 2008. – 384 с.
15.Чепурнова Н.М., Серегин А.В. Теория государства и права. – М.: ЕАОИ, 2008 – 465 с.

Унитарное государство и федерация: сравнительная характеристика














Унитарное государство и федерация: сравнительная характеристика

орган федеративного мощности штуку

В типологии государств играет важную роль вопрос о том, как устроена эта инспекция, на какие компоненты можно разделить, какие отношения данных деталей с центральными органами власти и между ними. Критерии, формирующие понятие формы государственного устройства.

Форма государственного устройства-это совокупность способов устройства государственной власти применительно к территории, внутреннее деление государства на части и взаимоотношения между этими сторонами.

Таким образом, форма государства это связано с публичной властью и территориальной организации населения. Это понятие дает возможность рассмотреть структуру государства, характер взаимоотношений между местными и высшими органами власти. Однако, форма организации имеет и практическое значение, правильно выбранный, он обеспечивает нормальное функционирование государства, в то время как неправильно выбранная форма вызывает в государстве и за его пределами, конфликты, том числе вооруженные ( мы можем вспомнить пример Южной Осетии в состав Грузии или страна басков в Испании).

территориального устройства большинство современных ученых относит свод простых, то есть, единые и неделимые, сложные, то есть имеющие в своем составе государство-подобные образования, либо суверенных государств. От простого государств являются единицы, комплекса федерацию и конфедерацию.

Конфедерация является публично-правовой ассоциации, союз суверенных государств, созданный для достижения определенных ограниченных целей в пределах известного исторического периода. Государства, объединившиеся в конфедерацию, сохраняют свою независимость, имеют собственные органы управления и контроля и, в то же время, создают специальные объединенные органы для решения вопросов. Однако, например, В. Е. Чиркин считает, что конфедераций в современном мире не существует. Как бы там ни было, конфедерация действительно наименее стабильной из форм государственного устройства: она может либо перейти в федерацию (как произошло в Швейцарии в 1815 - 1848), или упустить (как это произошло с Сенегамбией в 1989 году).

Узнать стоимость работы