Проблемы эффективного использования бюджетных средств. Механизм формирования госбюджета, региональных и муниципальных бюджетов. Программа повышения эффективности бюджетных расходов.

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Экономика
  • 1414 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 20.01.2011
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Фрагмент для ознакомления

Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР) можно определить как систему бюджетного планирования, связывающую произведенные расходы с ожидаемой отдачей от этих расходов, с их эффективностью и общественной значимостью.
Но существенным недостатком для внедрения БОР является отсутствие системы показателей, по которым можно оценивать результаты работы и органов власти, и конкретных учреждений. Необходимо на федеральном сформировать пакет методических рекомендаций, отработать критерии оценки результатов, формы стимулирования и т.д. Эти меры приведет к созданию стимулов улучшения качества оказываемой государственной (муниципальной) услуги, повышенного финансового обеспечения тех, кто добивается лучших результатов, и т.д.
5. Одной из главных зада государства определяется задача развития эффективного, работоспособного и действенного государственного и муниципального контроля, поскольку именно система государственного финансового контроля, отражающая многоуровневый характер бюджетных отношений и единство общегосударственных финансов является объективной необходимостью формирования, развития и реализации целостной экономической политики государства.
В настоящее время, системе государственного и муниципального контроля так же присущ ряд недостатков. В современной России до сих пор не выработана единая политика в области государственного и муниципального финансового контроля, не отрегулирована его нормативно-правовая база, отсутствует координация внешнего контроля между законодательными и исполнительными органами власти. В результате государственные органы исполнительной власти сегодня, защищая свои интересы в бесконтрольном распоряжении государственными бюджетными средствами, всячески пытаются ограничить внешний контроль за своей деятельностью со стороны контрольно-счетных органов, образованных законодательной властью.
Контроль в государственной финансовой сфере осуществляют различные органы. Их задачи и полномочия определяются разными законодательными и нормативно-правовыми актами, чаще всего между собой не согласованными.
Необходимо на современном этапе исключить параллелизм и дублирование органов государственного и муниципального контроля, усилить координацию органов контроля, урегулировать нормативно-правовую базу.
Так же программой повышения эффективности бюджетных расходов предусмотрен ряд других мер [9]:
-совершенствование разграничения полномочий и организации деятельности публично-правовых образований (наделение публично-правовых образований статусом юридического лица, оптимизация структуры органов местного самоуправления и органов государственной власти и др.)
-оптимизация функций государственного (муниципального) управления и повышение эффективности их обеспечения (разработка методик деятельности органов государственного (муниципального) управления, оптимизация межведомственного взаимодействия, повышение мотивации руководителей, создание «электронного правительства» и т.д.)
-формирование комплексной федеральной контрактной системы Российской Федерации;
-реформирование системы бюджетных платежей. Концепция предусматривает отказ от большинства налоговых льгот, которые установлены на федеральном уровне. Сегодня такие изъятия и льготы существуют более чем по 20 видам налогоплательщиков.
* * *
Таким образом, Президент Российской Федерации в своем Послании к Федеральному Собранию ориентировал всех на модернизацию, которая в условиях российского общества должна означать стратегический прорыв во всем том, что позволяет создать принципиально новый продукт, за счет которого страна может получить новые доходы, которые и составят основу нового бюджета.
Тем не менее, даже по консервативным оценкам МФ РФ недостаток доходов консолидированных бюджетов Российской Федерации составит в 2010 г. более 400 млрд. руб., в том числе первоочередных почти 80 млрд. руб. Эта проблема коснулась большинства, а именно 65 регионов РФ.
В муниципалитетах и регионах существуют проблемы внедрения среднесрочного планирования, программно-целевого метода планирования бюджетных расходов, бюджетирования, ориентированного на результат, не выработана единая политика в области государственного и муниципального финансового контроля, не отрегулирована его нормативно-правовая база. Отсутствует координация внешнего контроля между законодательными и исполнительными органами власти. Недостаточно активно ведется работа по переводу бюджетных учреждений в автономные учреждения.
С целью повышения эффективности бюджетных расходов, необходимо: осуществить переход к программной структуре расходов c принятием показателей оценки результатов действия программ; повысить качество государственных услуг с оптимизацией расходов на их оказание, разработать объективную и разностороннюю систему базовых и нормативных показателей, направленную на улучшение показателей среднесрочного и долгосрочного планирования. Данные рекомендации должны сопровождаться развитием системы финансового контроля с четким выделением и разграничением форм и методов государственного и муниципального финансового контроля. Так же решение указанных задач требует использования новейших информационно-технологических средств.
Но, все же, говоря о модернизации и об эффективном использовании средств следует помнить, что нельзя сделать ничего лучшего для продвижения новых продвигающих нашу жизнь технологий, кроме создания нормальных, благоприятных условий для жизни людей, свободного доступа к профессии, свободного выбора информации. Если в стране не будет решена задача обеспечения всех ее граждан нормальным здравоохранением, образованием, жилищем, дорогами, средствами коммуникации на современном уровне, не будет ничего остального.
Список использованных источников

Бюджетный кодекс Российской Федерации №145 ФЗ /принят Государственной Думой 17 июля 1998 г. в редакции ФЗ № 63 от 26 апреля 2007.-М.: Омега-Л, 2008.-276 с.
Бюджетное послание Президента РФ о бюджетной политике в 2011-2012 г.г//Финансы.-2010.-№7.-с.3
Барулин С.В., Кусмарцева В.С. Оценка результативности и эффективности долгосрочных целевых программ//Финансы.-2010.-№5.-с.18
Гараджа М.Ю. «Мониторинг результативности бюджетных расходов: основные этапы внедрения на местном уровне».– М.: Фонд «Институт экономики города», 2005.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г.// www.minfin.ru
Кудрин А.Л. Бюджет-основа обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости страны// Финансы.-2008.-№12.-с.6
Модернизация – новая экономическая политика РФ// Регионы России.-2009.-№4
Обсуждаются проблемы региональных и местных бюджетов//Финансы.-2010.-№7.-с.10
Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2010г. №1101-р «Программа Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов до 2012 г// www.minfin.ru











2

1.Бюджетный кодекс Российской Федерации №145 ФЗ /принят Государственной Думой 17 июля 1998 г. в редакции ФЗ № 63 от 26 апреля 2007.-М.: Омега-Л, 2008.-276 с.
2.Бюджетное послание Президента РФ о бюджетной политике в 2011-2012 г.г//Финансы.-2010.-№7.-с.3
3.Барулин С.В., Кусмарцева В.С. Оценка результативности и эффективности долгосрочных целевых программ//Финансы.-2010.-№5.-с.18
4.Гараджа М.Ю. «Мониторинг результативности бюджетных расходов: основные этапы внедрения на местном уровне».– М.: Фонд «Институт экономики города», 2005.
5.Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г.// www.minfin.ru
6.Кудрин А.Л. Бюджет-основа обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости страны// Финансы.-2008.-№12.-с.6
7.Модернизация – новая экономическая политика РФ// Регионы России.-2009.-№4
8.Обсуждаются проблемы региональных и местных бюджетов//Финансы.-2010.-№7.-с.10
9.Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2010г. №1101-р «Программа Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов до 2012 г// www.minfin.ru

Вопрос-ответ:

Какие проблемы возникают при эффективном использовании бюджетных средств?

Возникают такие проблемы, как неэффективное расходование бюджетных средств, коррупция, отсутствие контроля за использованием средств, недостаточная прозрачность и отчетность в бюджетных процессах.

Как формируются госбюджеты региональных и муниципальных уровней?

Госбюджеты региональных и муниципальных уровней формируются на основе доходов и расходов, предполагаемых на определенный период. Доходы могут поступать из различных источников, включая налоги, субсидии и трансферты от федерального бюджета. Расходы определяются в соответствии с приоритетами и потребностями региона или муниципалитета.

Что представляет собой программа повышения эффективности бюджетных расходов?

Программа повышения эффективности бюджетных расходов - это набор мер, направленных на оптимизацию использования бюджетных средств с целью достижения максимального соотношения между затратами и полученными результатами. Такая программа может включать в себя анализ и оптимизацию расходов по различным видам деятельности, контроль за исполнением бюджета, внедрение современных методов управления финансами и др.

Что представляет собой бюджетирование, ориентированное на результат?

Бюджетирование, ориентированное на результат, представляет собой подход к планированию и управлению бюджетными средствами, в основе которого лежит оценка и ожидание конкретных результатов от использования средств. Такой подход позволяет определять приоритетные направления применения средств и контролировать достижение поставленных целей.

Почему система бюджетного планирования, ориентированного на результат, не все еще внедрена полностью?

Существенным недостатком для внедрения системы бюджетного планирования, ориентированного на результат, является отсутствие системы показателей, по которым можно было бы оценивать эффективность и общественную значимость расходов. Также для успешной реализации этой системы необходимо обеспечить соответствующий уровень компетенции и профессионализма у бюджетных исполнителей.

Какие проблемы возникают при эффективном использовании бюджетных средств?

Проблемы эффективного использования бюджетных средств могут быть разными. Одной из них является недостаточная контрольная функция, которая позволяет убедиться в правильном и целевом использовании средств. Также возникают проблемы с планированием и распределением бюджетных средств, когда некоторые программы или проекты не получают необходимого финансирования из-за недостатка средств или неясности в их приоритетности. Еще одной проблемой является недостаток системы показателей эффективности и результативности, которая позволила бы оценить эффективность расходов и достижение поставленных целей.

Как формируется госбюджет региональных и муниципальных бюджетов?

Госбюджет региональных и муниципальных бюджетов формируется путем учета доходов и расходов. Доходы могут быть получены от налогов, сборов, субсидий и других поступлений. Расходы включают в себя финансирование программ и проектов, выплату заработной платы, закупку оборудования, проведение капитальных вложений и т.д. Формирование госбюджета осуществляется с учетом приоритетных направлений развития региона или муниципалитета.

Что такое программа повышения эффективности бюджетных расходов?

Программа повышения эффективности бюджетных расходов это набор мер и действий, направленных на оптимизацию использования бюджетных средств. Цель программы - достичь максимального результата от каждого потраченного рубля бюджетных средств. Для этого в программе определяются пути сокращения ненужных расходов, повышения качества оказываемых услуг, улучшения контроля за расходованием средств и другие меры.

Что такое бюджетирование, ориентированное на результат?

Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР) это система бюджетного планирования, которая связывает произведенные расходы с ожидаемой отдачей от этих расходов, их эффективностью и общественной значимостью. При использовании этой системы осуществляется переход от учета только финансовых показателей к оценке конкретных результатов, достигнутых благодаря расходам. Это позволяет оптимизировать использование бюджетных средств и достигать максимального социального и экономического эффекта.