Механизмы противодействия корупции на государственной службе: проблемы и решения

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное и муниципальное управление
  • 3535 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 20.04.2011
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение
1. Состояние коррупции в органах государственной власти
2. Нормативно-правовое регулирование противодействия коррупции
3. Механизмы противодействия коррупции
4. Международное сотрудничество по борьбе с коррупцией
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Фрагмент для ознакомления

Главной такой формой является международный контроль за выполнением обязательств, известный классическому международному праву. Антикоррупционный контроль осуществляется в двух формах: инициативный контроль (международная организация самостоятельно исследует ситуацию и собирает факты) и самоконтроль (государство само собирает информацию о состоянии дел в сфере борьбы с коррупцией, проводимых реформах и существующих проблемах и предоставляет ее в распоряжение международной организации). Инициативный контроль может быть неэффективным в случае противодействия принимающего государства; самоконтроль часто является поверхностным, поскольку государство заинтересовано в том, чтобы представлять ситуацию в стране в позитивном ключе. В этой связи важными направлениями международного сотрудничества являются разработка норм, обязывающих государства подвергаться инициативному контролю, и составление более эффективных и точных критериев самоконтроля. По результатам международного контроля разрабатываются рекомендации.
Помимо контроля, активной формой деятельности международных организаций является экспертная, техническая и финансовая помощь. Экспертная помощь может оказываться для разработки проектов законов, оценки эффективности антикоррупционных мероприятий, согласования деятельности различных структур, подготовки специалистов. Техническая помощь может предполагать оснащение специализированных центров по борьбе с коррупцией, предоставление компьютерных программ и установление доступа к специализированным базам данных. Финансовая помощь состоит в предоставлении денежных средств, необходимых для осуществления мероприятий по борьбе с коррупцией.
Традиционной формой деятельности международных организаций является координация информационного обмена. Интерпол облегчает обмен информацией между государствами с целью расследования отдельных преступлений. Другие международные организации часто предоставляют свою трибуну для осуществления обмена опытом между государствами, участвующими в антикоррупционных программах. Сводная информация об опыте различных государств может размещаться в докладах международных организаций и на их сайтах.
Довольно распространенным явлением в области борьбы с коррупцией в последние годы стали комплексные программы. Структурными элементами таких программ являются планы мероприятий и координирующие органы. В ходе реализации программ проводятся различные антикоррупционные реформы. Программы являются весьма эффективной формой сотрудничества, прежде всего потому, что они не отдают создание имплементационных механизмов на откуп национальным правопорядкам, а пытаются координировать соответствующие процессы при помощи международных структур.
Деятельность организаций высших органов аудита в области борьбы с коррупцией была обозначена относительно недавно, поэтому о каких-то крупных достижениях здесь пока говорить не приходится. На институциональном уровне соответствующими вопросами занимается Рабочая группа ИНТОСАЙ (intosai - Международная организация высших органов финансового контроля) по борьбе с международным отмыванием денег и коррупцией (Working Group «Fight against International Money Laundering & Corruption»), на нормативном - основным достижением является Резолюция XX Симпозиума, вышедшая в феврале 2009 г. Любая аналитическая деятельность предполагает в качестве первого этапа сбор информации. Этот этап в настоящее время как раз и проходится организациями высших органов аудита.
Направления, по которым ИНТОСАЙ будет осуществлять антикоррупционную деятельность, прогнозируемы. На нормотворческом уровне - это выработка инструментов, аналогичных уже имеющимся у других международных организаций и предназначенных для системы государственного аудита, - в частности кодексов поведения аудиторов, правил эффективного аудита и пр. На организационном уровне - это расширение функций Рабочей группы за счет предоставления ей полномочий по мониторингу и наблюдению над процессами имплементации тех стандартов, которые будут выработаны в будущем. На функциональном уровне - это углубление процессов взаимодействия с отдельными государствами и международными организациями, разработка новых программ сотрудничества и пр.
На 49-м заседании Исполнительного комитета ИНТОСАЙ было решено провести обзор, способствующий уточнению сферы деятельности рабочего органа по борьбе с коррупцией. Генеральный секретариат выработал и распространил вопросник, касающийся роли высших органов аудита в борьбе с международным отмыванием денег. 86 высших органов аудита прислали свои ответы.
Результаты обзора были таковы:
- 64% респондентов заявили, что отмывание денег является в их странах проблемой, а 91% - отметили, что эта проблема требует международной кооперации;
- в государствах-членах существует правовое регулирование предупреждения, раскрытия и борьбы с международным отмыванием денег; данное деяние является уголовно наказуемым;
- большое количество респондентов указали, что существует национальная стратегия, осуществляемая институтами уголовного преследования, и особенно - в финансовом секторе;
- некоторые высшие органы аудита имеют разрешение контролировать публичные кредитные/банковские институты; другие - контролировать частные и публичные кредитные институты; в некоторых случаях они не вправе контролировать как публичные, так и частные кредитные/банковские институты;
- большинство респондентов считают необходимым осуществление аудита за рубежом; иногда государства разрешают такую практику;
- 38% высших органов аудита могут проводить аудит кредитных институтов для проверки на наличие проблем, связанных с отмыванием денег; 15% имеют право делать это, а 9% имеют как право, так и юридическую обязанность;
- половина высших органов аудита имеет право проводить аудит своих национальных банков и примерно 66% имеют с данными органами иные отношения, помимо аудита;
- примерно 3% высших органов аудита имеют опыт, связанный с изучением эффективности аудита и надлежащих практик, составлением обзоров в области борьбы с международным отмыванием денег;
- почти ни один из высших органов аудита не проводил оценку кредитных институтов, касающуюся международного отмывания денег;
- ресурсы (квалифицированный персонал, бюджет) высших органов аудита являются недостаточными для борьбы с международным отмыванием денег;
- 44% респондентов полагают, что в будущем в сфере контроля в отношении отмывания денег должны быть предприняты специальные усилия;
- 6% респондентов указали, что это должно стать главной задачей, в то время как 66% отметили желательность работы в кооперации с ИНТОСАЙ.
К сожалению, большинство высших органов аудита пока недостаточно участвует в национальных стратегиях борьбы с международным отмыванием денег. Только часть из них имеет компетенцию по осуществлению контроля в данной области. Немногие имеют небольшой практический опыт контроля в отношении отмывания денег; к тому же во многих случаях высшие органы аудита не имеют базовых ресурсов для проведения такого контроля. Наконец, большинство признает необходимость сотрудничества между ИНТОСАЙ и высшими органами аудита. Счетная палата РФ могла бы представить в ИНТОСАЙ ряд инициатив, одновременно способствующих повышению престижа Российской Федерации и усилению роли ИНТОСАЙ в противодействии коррупции. Такие инициативы могли бы предусматривать:
- составление под эгидой ИНТОСАЙ кодексов поведения аудиторов и принципов эффективной практики;
- составление полной базы данных о международных актах, посвященных борьбе с коррупцией;
- составление эффективных моделей аудиторских проверок финансовых учреждений в отношении отмывания денег.
Главным результатом международного сотрудничества в сфере борьбы с коррупцией на сегодняшний день являются международно-правовые стандарты, в основе которых лежат опыт передовых стран и аналитическая деятельность международных институтов. Имплементация данных стандартов зависит от доброй воли государств; именно от этого фактора в конечном счете зависит и успех борьбы с коррупцией. Международная ситуация в целом внушает оптимизм - практически все государства, хоть и в разной степени, вовлечены в антикоррупционную сеть.
Государственный аудит может стать мощным антикоррупционным инструментом, а деятельность ИНТОСАЙ - весомым вкладом в международную борьбу с коррупцией. Вместе с тем данная организация пока еще не стала заметным фактором антикоррупционной сети. Тем более важной является активизация работы в данной сфере как самой ИНТОСАЙ, так и национальных высших органов аудита. Россия могла бы стать одним из лидеров этого процесса.


Заключение

В заключение данной работы можно сделать следующие выводы:
Коррупция представляет собой серьезную угрозу для современного российского государства и общества. Непринятие кардинальных мер по противодействию данному явлению может привести к негативным последствиям для государства и общества. Противодействие коррупции должно состоять в совершенствовании экономического законодательства и законодательства о государственной службе, а не ужесточении уголовного законодательства. Законодательство должно быть ориентировано на борьбу, главным образом, с коррупцией как с негативным явлением, а не с коррупционерами. Антикоррупционная политика должна представлять собой комплекс мер и процедур, применение которых именно в совокупности принесет ожидаемый положительный результат. Необходимым представляется создание независимого органа для проведения антикоррупционной политики на уровне Российской Федерации и органов в субъектах РФ с наделением их особыми полномочиями.
Необходимо, чтобы общество было ознакомлено с особенностями проведения антикоррупционной политики.
Конкретными мерами должны стать: исключение коррупционных преступлений из перечня статей, по которым объявляется амнистия, установление достаточного срока для надлежащего рассмотрения коррупционных преступлений, установление запретов на занятие в дальнейшем государственных должностей теми, кто был уличен в коррупции, формирование положительного образа российского чиновника и государственной службы, повышение престижа государственной службы, уменьшение наличного оборота, использование метода провоцирования, системы многоканального получения информации о совершенных и готовящихся коррупционных преступлениях.
Должна существовать система мониторинга возможных точек возникновения коррупционных действий; распределение и ротация государственных служащих должна стать нормой для современного российского государственного аппарата.
Неотъемлемой частью антикоррупционной политики должна стать ратификация и исполнение международных договоров и конвенций.
Взяточничество на сегодняшнем этапе развития российского общества - одно из наиболее распространенных проявлений коррупции, давно ставшее социально-политическим и социально-экономическим явлением. Несмотря на то что в различных отраслях права содержатся нормы, реализация которых косвенно включается в правовой механизм предупреждения должностных преступлений, идея о необходимости ужесточения уголовно-правовых мер борьбы с коррупцией звучит все чаще.
Кардинально и одномоментно ужесточать ответственность за коррупционные преступления ни в коем случае не следует. Учитывая менталитет россиян, кардинальные изменения могут привести к негативным результатам. Однако постепенное и тщательно спланированное совершенствование законов и подзаконных актов, направленных на борьбу со взяточничеством и коррупцией, просто необходимо.
Список использованной литературы

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Российская газета. – 2008. - № 266, 30 декабря.
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» // Российская газета. – 2008. - № 266, 30 декабря.
Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Российская газета. – 2003. -№ 104, 31 мая.
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. – 2004. - №0162, 31 июля.
Национальный план противодействия коррупции (утв. Президентом РФ 31 июля 2008 г. № Пр-1568) // Российсая газета. – 2008. № 164, 5 августа.
Аминов Д.И., Гладких В.И., Соловьев К.С. Коррупция как социально-правовой феномен и пути его преодоления: Учебное пособие. М., 2002; Криминология / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М., 2002.
Антикоррупционная политика: Справочник / Под ред. А.В. Малько. М., 2006.
Богуш Г.И. Конвенция ООН против коррупции 2003 г., общая характеристика и проблемы имплементации // Организованная преступность и коррупция: результаты криминолого-социологических исследований. Вып. 2. Под ред. д.ю.н., проф. Н.А. Лопашенко. – Саратов. Саратовский Центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции: Сателлит, 2006.
Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России / Материалы всероссийской научной конференции. – М.: Научный эксперт, 2007.
Данелян Р.С. Судейское усмотрение и институт условного осуждения // Российский следователь. - 2006. - № 10.
Дорохов Н.И. Некоторые аспекты оценки коррупции как социально-правового явления // Военно-юридический журнал. - 2006. - № 4.
Жданов А.Ф., Дидикин А.Б. Национальный план противодействия коррупции: механизмы реализации (Обзор всероссийского круглого стола) // Гражданин и право. – 2009. - №1.
Камынин И. Международное законодательство о борьбе с коррупцией и нормы УК РФ // Законность. - 2005. - № 11.
Константинов А.Д. Коррумпированная Россия. М.: АСТ, 2006.
Куракин А.В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации. // Гражданин и право. – 2007. - №8.
Левакин И.В., Толстых В.Л. Тенденции и перспективы международного сотрудничества в области борьбы с коррупцией. // Гражданин и право, 2010 - №8, август
Новикова О.С. Сравнительный анализ законодательной базы по минимизации коррупции в Германии и России // Безопасность бизнеса. 2010. - № 2.
Тихомиров Ю.А. Управление на основе права: Монография. – М.: Формула права, 2007.
Тихомиров Ю.А, Трикоз Е.Н. Право против коррупции. // Журнал российского права. – 2007. №5, май.
Чанов С. Дисциплинарная ответственность за нарушения антикоррупционного законодательства. // Кадровик. Трудовое право для кадровика. – 2009. - №8.

Приложение

Таблица 1. Формы проявления коррупции

Форма коррупции % Взяточничество 65 Семейственность, родственные связи, землячество 52 Подкуп государственных служащих 35 Махинации с государственным имуществом 33 Вымогательство со стороны государственных служащих 30 Уклонение от уплаты налогов 30 Оказание услуг с использованием служебного положения без прямой выгоды 28 Нецелевое использование/присвоение государственных средств 27 Контрабанда 20 Махинации с государственными поставками 20 Связи с организованной преступностью 18 Операции с неучтенными средствами 16 Махинации с оформлением бумаг/прохождением бюрократических процедур 15 Действия в обход существующего порядка ведения дел в собственных корыстных интересах 14 Предоставление неоправданных льгот и привилегий 10 Затрудняюсь ответить 2




Константинов А. Коррумпированная Россия. М., 2006. С. 18.
Там же
Новикова О.С. Сравнительный анализ законодательной базы по минимизации коррупции в Германии и России // Безопасность бизнеса. 2010. № 2. С. 22-25.
Тихомиров Ю.А., Трикоз Е.Н. Право против коррупции // Журнал российского права. 2007. № 5.
Тихомиров Ю.А, Трикоз Е.Н. Право против коррупции. // Журнал российского права. – 2007. №5.
Аминов Д.И., Гладких В.И., Соловьев К.С. Коррупция как социально-правовой феномен и пути его преодоления: Учебное пособие. М., 2002; Криминология / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М., 2002.
Тихомиров Ю.А, Трикоз Е.Н. Право против коррупции. // Журнал российского права. – 2007. №5, май
Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России / Материалы всероссийской научной конференции. – М.: Научный эксперт, 2007.
Данелян Р.С. Судейское усмотрение и институт условного осуждения // Российский следователь–2006.№10.
Принята в г. Нью-Йорке 31 октября 2003 г. на 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Ратифицирована Федеральным законом от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ.
Камынин И. Международное законодательство о борьбе с коррупцией и нормы УК РФ // Законность. - 2005. - № 11.
Богуш Г.И. Конвенция ООН против коррупции 2003 г., общая характеристика и проблемы имплементации // Организованная преступность и коррупция: результаты криминолого-социологических исследований. Вып. 2. Под ред. д.ю.н., проф. Н.А. Лопашенко. – Саратов. Саратовский Центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции: Сателлит, 2006.
Ратифицирована Федеральным законом от 25 июля 2006 г. № 125-ФЗ.
Левакин И.В., Толстых В.Л. Тенденции и перспективы международного сотрудничества в области борьбы с коррупцией. // Гражданин и право, 2010, №8, август
Международно-правовые обязательства в данной области зачастую осуществляются due diligence.
ФАТФ (Financial Action Task Force on Money Laundering - FATF) - специальная финансовая комиссия по проблемам отмывания капиталов, международный межправительственный орган по борьбе с отмыванием. Россия в ФАТФ не входит.
Левакин И.В., Толстых В.Л. Тенденции и перспективы международного сотрудничества в области борьбы с коррупцией. // Гражданин и право, 2010, №8, август
Левакин И.В., Толстых В.Л. Тенденции и перспективы международного сотрудничества в области борьбы с коррупцией. // Гражданин и право, 2010, №8, август
Там же












2

Список использованной литературы

1.Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Российская газета. – 2008. - № 266, 30 декабря.
2.Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ «О внесении изме-нений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против кор-рупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» // Российская газета. – 2008. - № 266, 30 декаб-ря.
3.Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государствен-ной службы Российской Федерации» // Российская газета. – 2003. -№ 104, 31 мая.
4.Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. – 2004. - №0162, 31 июля.
5.Национальный план противодействия коррупции (утв. Президентом РФ 31 июля 2008 г. № Пр-1568) // Российсая газета. – 2008. № 164, 5 августа.
6.Аминов Д.И., Гладких В.И., Соловьев К.С. Коррупция как социально-правовой феномен и пути его преодоления: Учебное пособие. М., 2002; Кри-минология / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М., 2002.
7.Антикоррупционная политика: Справочник / Под ред. А.В. Малько. М., 2006.
8.Богуш Г.И. Конвенция ООН против коррупции 2003 г., общая характе-ристика и проблемы имплементации // Организованная преступность и кор-рупция: результаты криминолого-социологических исследований. Вып. 2. Под ред. д.ю.н., проф. Н.А. Лопашенко. – Саратов. Саратовский Центр по ис-следованию проблем организованной преступности и коррупции: Сателлит, 2006.
9.Государственная политика противодействия коррупции и теневой эко-номике в России / Материалы всероссийской научной конференции. – М.: Научный эксперт, 2007.
10.Данелян Р.С. Судейское усмотрение и институт условного осуждения // Российский следователь. - 2006. - № 10.
11.Дорохов Н.И. Некоторые аспекты оценки коррупции как социально-правового явления // Военно-юридический журнал. - 2006. - № 4.
12.Жданов А.Ф., Дидикин А.Б. Национальный план противодействия кор-рупции: механизмы реализации (Обзор всероссийского круглого стола) // Гражданин и право. – 2009. - №1.
13.Камынин И. Международное законодательство о борьбе с коррупцией и нормы УК РФ // Законность. - 2005. - № 11.
14.Константинов А.Д. Коррумпированная Россия. М.: АСТ, 2006.
15.Куракин А.В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Фе-дерации. // Гражданин и право. – 2007. - №8.
16.Левакин И.В., Толстых В.Л. Тенденции и перспективы международно-го сотрудничества в области борьбы с коррупцией. // Гражданин и право, 2010 - №8, август
17.Новикова О.С. Сравнительный анализ законодательной базы по мини-мизации коррупции в Германии и России // Безопасность бизнеса. 2010. - № 2.
18.Тихомиров Ю.А. Управление на основе права: Монография. – М.: Фор-мула права, 2007.
19.Тихомиров Ю.А, Трикоз Е.Н. Право против коррупции. // Журнал рос-сийского права. – 2007. №5, май.
20.Чанов С. Дисциплинарная ответственность за нарушения антикоррупци-онного законодательства. // Кадровик. Трудовое право для кадровика. – 2009. - №8.

Вопрос-ответ:

Каково состояние коррупции в органах государственной власти?

Состояние коррупции в органах государственной власти можно охарактеризовать как проблематичное. Наблюдаются случаи взяточничества, злоупотребления полномочиями и другие формы коррупции. Это подрывает доверие граждан к государственным органам и препятствует эффективной работе системы управления.

Какое нормативно-правовое регулирование существует для противодействия коррупции?

Для противодействия коррупции существует ряд нормативно-правовых актов. Например, в России введены специальные законы, такие как Федеральный закон "О противодействии коррупции" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которые предусматривают ответственность за коррупционные действия.

Какие механизмы противодействия коррупции существуют?

Для противодействия коррупции существует ряд механизмов. Один из них - создание специальных органов и подразделений, отвечающих за противодействие коррупции. Также проводятся обучающие программы и курсы по этике и противодействию коррупции для государственных служащих. Также важным механизмом является обеспечение прозрачности и открытости деятельности государственных органов.

В чем заключается международное сотрудничество по борьбе с коррупцией?

Международное сотрудничество по борьбе с коррупцией включает в себя различные меры, направленные на обмен информацией, опытом и лучшими практиками в противодействии коррупции. Также проводятся совместные расследования и преследование коррупционных преступлений, осуществляется сотрудничество в области создания и реализации антикоррупционных программ и мер.

Как осуществляется антикоррупционный контроль?

Антикоррупционный контроль осуществляется в двух формах. Первая форма - это инициативный контроль, который выполняют независимые антикоррупционные органы, граждане и другие заинтересованные структуры. Вторая форма - это контроль со стороны международных организаций и государств, которые могут проводить регулярную оценку и аудит системы противодействия коррупции.

Какое состояние коррупции существует в органах государственной власти?

Состояние коррупции в органах государственной власти является одной из наиболее серьезных проблем. Коррупция может проявляться в виде взяточничества, злоупотребления должностными полномочиями, неправомерного обогащения и других противоправных действий.

Какое нормативно-правовое регулирование существует для противодействия коррупции?

Для противодействия коррупции на государственной службе принимаются различные законы и нормативные акты. В России основным законом является Федеральный закон "О противодействии коррупции", который устанавливает правовые основы борьбы с коррупцией, определяет механизмы предотвращения и противодействия коррупционным проявлениям.

Какие механизмы противодействия коррупции существуют на государственной службе?

Механизмы противодействия коррупции на государственной службе включают в себя такие меры, как ужесточение ответственности за коррупцию, создание специализированных органов и служб для борьбы с коррупцией, прозрачность и открытость в работе государственных органов, электронное декларирование доходов и имущества должностных лиц и другие.

Как осуществляется международное сотрудничество по борьбе с коррупцией?

Международное сотрудничество по борьбе с коррупцией осуществляется в рамках различных международных организаций и соглашений. Одной из форм такого сотрудничества является международный контроль за выполнением обязательств по борьбе с коррупцией. Антикоррупционный контроль осуществляется как на уровне государств, так и на международном уровне.