Россия и Всемирная торговая организация

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Международное право
  • 3030 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 01.01.2017
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Роль ВТО в регулировании международной торговли 5
1.1 Основные принципы функционирования ВТО 5
1.2 Современные вызовы для ВТО 8
Глава 2. Особенности членства России в ВТО 14
2.1 Адаптация российской экономики к требованиям ВТО 14
2.2 Краткосрочные и долгосрочные последствия членства России в ВТО 19
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 31
Фрагмент для ознакомления

Другой целью реиндустриализации является уменьшение зависимости страны от экспорта сырьевых товаров и доминирования иностранных поставщиков готовых изделий на внутреннем рынке.
Разрабатывая планы реиндустриализации, необходимо четко понимать, что широкомасштабная модернизация и диверсификация отечественной экономики не может быть реализована спонтанно, посредством рыночных механизмов саморегулирования. Для успешного проведения реиндустриализации нашей страны необходимо ее проведение строго в рамках промышленной политики. Возглавлять этот процесс должно государство. Именно оно должно будет сформировать экономические и институциональные условия, необходимые для перевода экономики в новое состояние. Главным среди этих условий является создание высокой экономической мотивации (прежде всего в виде финансовых и налоговых льгот) в среде хозяйствующих субъектов для того, чтобы повысилась активность их участия в проектах модернизации отечественной обрабатывающей промышленности и в целом экономики.
Большинство специалистов согласны с тем, что центром реиндустриализации, или «новой индустриализации» России должно стать машиностроение – отрасль, с одной стороны, больше других пострадавшая в годы реформ, а с другой – от состояния которой зависят все другие отрасли экономики, обороноспособность и экономическая безопасность страны. Кроме того, машиностроение дает значительный мультипликационный эффект для всей экономики, создавая большое количество рабочих мест в смежных отраслях. Возродив машиностроение, можно не только ускорить техническое перевооружение всей экономики, в том числе обрабатывающей промышленности, но и избавить Россию от чрезмерной зависимости от импорта оборудования.
Импорт многих видов оборудования и технологий для старта реиндустриализации в России пока, к сожалению, не имеет альтернативы. Но Россия, как любая крупная страна с высоким потенциалом образования и фундаментальных научных исследований, не должна развиватьсятолько на основе импортных технологий. Такая стратегия может привести к дальнейшему упадку отечественной науки, активизации процесса утечки умов, снижению качества человеческого потенциала и, как следствие, создать серьезные угрозы ее экономической безопасности и обороноспособности страны.
Пока Россия окончательно не утратила свои научные «компетенции» хотя бы по некоторым направлениям НТП, необходимо поддерживать процесс их воспроизводства. Без этого Россия никогда не преодолеет стадию догоняющего развития, а перенесенные в страну технологии так и не станут точками роста российских инноваций. Но не следует и преувеличивать техническое и технологическое отставание России. В последние годы, наряду с «экономическим чудом» в сельском хозяйстве мы наблюдаем второе «экономическое чудо» - развитие российского оборонно-промышленного комплекса. За последние годы российский ОПК освоил выпуск большого количества новых изделий, которые по своим параметрам не только не уступают зарубежным аналогам, но и превосходят их. В частности, о высоком качестве российских военных самолетов говорит тот факт, что за все время проведения операции в Сирии не было ни одного случая падения самолетов по техническим причинам.
Особое положение в экономике занимает финансовый рынок России. Финансовый рынок является весьма чувствительным в трансграничным факторам влияния. Спекулятивные переливы капитала могут чрезвычайно быстро дестабилизировать финансовый рынок. Поэтому не случайно вопросы либерализации финансового рынка были предметом длительных и сложных переговоров накануне вступления России в ВТО. Сегодня основными перспективными направлениями его развития могут быть следующие:
1. Реформирование модели финансового рынка России с учетом интеграции со странами ЕАЭС, развивающимися странами.
2. Соблюдение пропорций между привлечением иностранных инвестиций и экспортом капитала за рубеж, реализация мер по «деоффшоризации» российского бизнеса.
3. Определение избытка или дефицита необходимого инвестиционного капитала путем сравнения максимального объема доступных внутренних ресурсов и инвестиционных потребностей в рамках рассматриваемого периода. Это позволит снизить дефицит инвестиционного капитала России в целях развития экономики путем привлечения прямых иностранных инвестиций.
4. Достижение баланса интересов государства и бизнеса при введении ограничений на допуск иностранных инвесторов в стратегически важные для страны отрасли. Жесткие заградительные меры, содержащиеся в федеральном законе от 29.04.2008 № 57-ФЗ, ограничивают приток иностранных инвестиций в высокотехнологичные сектора, причем с этими инвестициями обычно приходят не только финансовые, но и интеллектуальные ресурсы.
5. Развитие инфраструктуры финансового рынка, включая такие направления, как освоение новых продуктов и технологических рядов; повышение активности небанковских институтов развития; перспективы формирования в России мирового финансового центра и создание новых биржевых площадок. Данные мер на практике позволят снизить регулятивные, технологические и информационные барьеры на рынке, которые препятствуют честности и справедливости ценообразования, что позволит значительно уменьшить транзакционные издержки инвесторов.
Поддержка российского банковского сектора может после вступления в ВТО может быть достаточно активной и включать следующие меры:
1. Рост капитализации банков. Капитал всех банков России (включая Сбербанк и Внешторгбанк) в разы меньше капитала любого среднего европейского банка. У большинства российских банков собственный капитал уже много лет едва достигает 5 млн. евро. Для сравнения, норматив собственного капитала любого китайского банка должен быть равен минимум 340 млн. долларов.
2. Консолидация банков. В России в настоящее время существует очень большое по мировым меркам число банков – более девятисот (хотя их количество стабильно снижается под воздействием мер Центрального банка). При этом по сравнению с мировым уровень капитализации большинства из них очень мал. Исходя из этого, естественным шагом является стратегическое партнёрство либо слияние ряда банков.
3. Оптимизация фондового рынка. Увеличение IPO (initial placement offer – первичное размещение ценных бумаг), привело бы к тому, что банки стали бы более активными участниками фондового рынка, и смогли бы увеличивать свою капитализацию, более четко проводя операции с ценными бумагами. Более того, это приведет к тому, что их деятельность станет более прозрачной.
Другими видами мер, которые позволят отечественной банковской системе функционировать в условиях конкуренции с иностранными банками, являются квоты на присутствие иностранных банков (например, не более 30%). Даже с учетом мирового финансового кризиса, за прошедшие пять лет доля иностранных банков в России увеличилась в три раза (с 6 до 18%). Сейчас квота на присутствие иностранных банков не установлена, несмотря на то, что ЦБ РФ имеет право на установление таких квот.
Одним из ключевых факторов для отстаивания своих интересов является недопущение внесения радикальных изменений в действующий закон «О банках и банковской деятельности». В сложных условиях финансового кризиса 2008 года российское правительство предпочло «японкую» модель выхода из кризиса. Данная модель подразумевает финансирование банков для того, чтобы те, в свою очередь, выдавали доступные кредиты коммерческим организациям и населению.


Заключение

На современном этапе приоритетом российских властей в сфере внешнеэкономической политики является активизация усилий по интеграции России в мировую экономику, прежде всего путем вступления во Всемирную торговую организацию. Процесс вступления в ВТО для России был очень долгим и закончился только в 2011 году (окончательная процедура ратификации документов парламентом РФ произошла только летом 2012 года).
Сегодня важной задачей для российской экономики остается адаптация к принципам ВТО. Последствия от присоединения к ВТО РФ уже смогла на себе ощутить в последние четыре года. Для этого в данной работе было уделено внимание экономическому развитию страны.
Если оценивать потенциал России, то можно отметить, что положительным моментом является наличие у страны богатых природных ресурсов (особую роль для национальной экономики играют энергетические ресурсы, они формируют большую долю государственного бюджета и внешней торговли), обширной территории. С точки зрения такого важного показателя как ВВП Россия стоит на 7 месте по итогам 2014 года, что является хорошим показателем, который сопоставим с развитыми государствами. Однако в расчете на душу населения место РФ в мире только 196, что является уровнем развивающихся стран. В этой связи можно сделать вывод, что национальное экономическое благосостояние России не соответствует ее потенциалу.
Структура национальной экономики России в настоящее время продолжает оставаться нерациональной. В первую очередь виной тому экспортноориентированный характер экономики. Экспорт РФ, который на 30% формирует ВВП страны, в основном ориентирован на сырье, что ставит очень часто трудности перед нашим государством. Подобная однобокая направленность показывает, что российский бюджет напрямую завязан на мировые цены на нефть и природный газ, а также на основных государств-потребителей.
Промышленность России (для любого развитого государства это один из важнейших элементов ВВП) обладает низкой конкурентоспособностью. С каждым годом ее роль в экономике страны падает, так как структурных реформ не предпринимается. На данную сферу российской экономике членство в ВТО оказало без сомнения негативное влияние.
В настоящее время российская экономика требует внедрения новых разработок, а также повышения спроса на отечественную научно-техническую продукцию, что очень сложно реализовать в условиях конкуренции в контексте членства РФ в ВТО.
Сфера услуг, как важнейший сектор любой рыночной экономики, в России развита на уровне стран с постиндустриальной экономикой. Ее доля в ВВП страны существенно выросла по сравнению с 1990-ми годами, но все равно не дотягивает до уровня развитых государств, поэтому перспективы ее адаптации к ВТО очень сложные.
Можно сделать вывод, что вопрос «плюсов и минусов» присоединения РФ к ВТО носит крайне неоднозначный характер: единого мнения по данной теме не существует. Однако можно констатировать, что преимущества вступления смогут осуществиться в долгосрочной перспективе (и то при условии эффективной торгово-экономической и социально-экономической политики государства), в то время как негативные последствия можно наблюдать уже сразу после вступления в ВТО.



Список использованных источников и литературы

Нормативно-правовые акты:
Федеральный закон от 21 июля 2012 г. № 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» // Правовая база «КонсультантПлюс».

Литература:
Кокушкина И.В., Подоба З.С. Тенденции развития международной торговли в условиях глобализации // Экономика и предпринимательство. 2014. №3. С. 33-38.
Кубасская О.В. Развитие финансового рынка России, проблемы и перспективы // Молодой ученый. 2014. №8. С. 508-511.
Лабыкин А. Отягощены господдержкой //Эксперт. 2016. №4.
Обойн М. Международная торговля в период глобального экономического кризиса // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2012. Сер. 5. 2012. №3.
Хмелев И.Б. Последствия вступления России в ВТО и перспективы развития экономики России // Транспортное дело России. 2016. №2. С. 80-82.
Ernst & Young, Oxford Economics. Trading Places: The Emergence of New Patterns of International Trade / Ernst & Young, Oxford Economics – Ernst & Young, 2011.

Источники Интернет:
10 ноября 2011 года в Женеве завершены переговоры по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации // URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/15415.html
Министерство экономического развития России // URL: http://economy.gov.ru/minec/press/news/doc20120718_010
Таможенная служба РФ // URL: http://www.customs.ru
Федеральная служба государственной статистики // URL: http://www.gks.ru
Финам // URL: http://pda.finam.ru/analysis/forecasts01166
Paskal Lamy Economic engagement with emerging countries key to Europe’s growth, 15 May 2013 // URL: http://www.wto.org/english/news_e/sppl_e/sppl282_e.htm
WTO Annual Report // UR: https://www.wto.org/english/res_e/booksp_e/anrep_e/anrep13_e.pdf
WTO Statistics database. Time Series. Merchandise trade by commodity // URL: http://stat.wto.org/



WTO Statistics database. Time Series. Merchandise trade by commodity // URL: http://stat.wto.org/
WTO Annual Report // UR: https://www.wto.org/english/res_e/booksp_e/anrep_e/anrep13_e.pdf
WTO Statistics database. Time Series. Merchandise trade by commodity // URL: http://stat.wto.org/
WTO Annual Report // UR: https://www.wto.org/english/res_e/booksp_e/anrep_e/anrep13_e.pdf
Обойн М. Международная торговля в период глобального экономического кризиса // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2012. Сер. 5. 2012. №3. С. 76.
Paskal Lamy Economic engagement with emerging countries key to Europe’s growth, 15 May 2013 // URL: http://www.wto.org/english/news_e/sppl_e/sppl282_e.htm
Ernst & Young, Oxford Economics. Trading Places: The Emergence of New Patterns of International Trade / Ernst & Young, Oxford Economics – Ernst & Young, 2011. Р. 4.
Кокушкина И.В., Подоба З.С. Тенденции развития международной торговли в условиях глобализации // Экономика и предпринимательство. 2014. №3. С. 33-38.
World Trade Report, WTO // URL: https://www.wto.org/english/res_e/publications_e/wtr13_e.htm
См.: Хмелев И.Б. Последствия вступления России в ВТО и перспективы развития экономики России // Транспортное дело России. 2016. №2. С. 80-82.
Лабыкин А. Отягощены господдержкой //Эксперт. 2016. №4.
Кубасская О.В. Развитие финансового рынка России, проблемы и перспективы // Молодой ученый. 2014. №8. С. 508-511.
Министерство экономического развития России // URL: http://economy.gov.ru/minec/press/news/doc20120718_010
Финам // URL: http://pda.finam.ru/analysis/forecasts01166
10 ноября 2011 года в Женеве завершены переговоры по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации // URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/15415.html
Кубасская О.В. Развитие финансового рынка России, проблемы и перспективы // Молодой ученый. 2014. №8. С. 508-511.
Кубасская О.В. Развитие финансового рынка России, проблемы и перспективы // Молодой ученый. 2014. №8. С. 508-511.









2

Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон от 21 июля 2012 г. № 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» // Правовая база «КонсультантПлюс».

Литература:
2. Кокушкина И.В., Подоба З.С. Тенденции развития международной торговли в условиях глобализации // Экономика и предпринимательство. 2014. №3. С. 33-38.
3. Кубасская О.В. Развитие финансового рынка России, проблемы и перспективы // Молодой ученый. 2014. №8. С. 508-511.
4. Лабыкин А. Отягощены господдержкой //Эксперт. 2016. №4.
5. Обойн М. Международная торговля в период глобального экономического кризиса // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2012. Сер. 5. 2012. №3.
6. Хмелев И.Б. Последствия вступления России в ВТО и перспективы развития экономики России // Транспортное дело России. 2016. №2. С. 80-82.
7. Ernst & Young, Oxford Economics. Trading Places: The Emergence of New Patterns of International Trade / Ernst & Young, Oxford Economics – Ernst & Young, 2011.

Источники Интернет:
8. 10 ноября 2011 года в Женеве завершены переговоры по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации // URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/15415.html
9. Министерство экономического развития России // URL: http://economy.gov.ru/minec/press/news/doc20120718_010
10. Таможенная служба РФ // URL: http://www.customs.ru
11. Федеральная служба государственной статистики // URL: http://www.gks.ru
12. Финам // URL: http://pda.finam.ru/analysis/forecasts01166
13. Paskal Lamy Economic engagement with emerging countries key to Europe’s growth, 15 May 2013 // URL: http://www.wto.org/english/news_e/sppl_e/sppl282_e.htm
14. WTO Annual Report // UR: https://www.wto.org/english/res_e/booksp_e/anrep_e/anrep13_e.pdf
15. WTO Statistics database. Time Series. Merchandise trade by commodity // URL: http://stat.wto.org/

Вопрос-ответ:

Какую роль играет Всемирная торговая организация в регулировании международной торговли?

ВТО имеет целью создание свободного и предсказуемого международного торгового порядка. Она разрабатывает правила и нормы для торговых отношений между странами, осуществляет мониторинг и разрешение торговых споров.

Какие основные принципы функционирования ВТО?

Основными принципами функционирования ВТО являются наибольший благоприятствуемый режим, принцип национального режима, недискриминации, устойчивости и предсказуемости, консенсуса и прозрачности.

Какие вызовы сегодня стоят перед Всемирной торговой организацией?

ВТО сталкивается с вызовами, связанными с ростом протекционизма, появлением новых торговых барьеров, сложностью приема новых участников, механизмами разрешения споров и актуализацией правил торговли в сфере услуг и интеллектуальной собственности.

Как адаптировалась российская экономика к требованиям ВТО?

Членство России в ВТО позволило провести необходимые структурные изменения в экономике. Это подразумевало снижение таможенных пошлин, устранение некоторых льгот и приведение законодательства в соответствие с международными требованиями.

Какие долгосрочные последствия членства России в ВТО?

Долгосрочные последствия членства России в ВТО могут включать увеличение экспорта, повышение конкурентоспособности отечественных производителей, приток иностранных инвестиций и развитие торговых связей с другими странами.

Какую роль играет Всемирная торговая организация в регулировании международной торговли?

Всемирная торговая организация (ВТО) играет важную роль в регулировании международной торговли. Она служит форумом для урегулирования торговых споров и разработки общих правил и принципов для международной торговли между участниками. ВТО стремится обеспечить открытый, прозрачный и предсказуемый режим торговых отношений.

Какие основные принципы функционирования Всемирной торговой организации?

Основные принципы функционирования Всемирной торговой организации включают национальное обращение (наибольший благоприятный режим), запретные меры (качественные ограничения на импорт), снижение таможенных пошлин и нераспространение квот и других количественных ограничений на импорт. ВТО также признает принципы свободной торговли и предоставляет механизм для урегулирования торговых споров.

С какими вызовами сталкивается Всемирная торговая организация в настоящее время?

Всемирная торговая организация сталкивается с различными вызовами в настоящее время. Некоторые из них включают увеличение протекционистских тенденций и тарифных войн между странами, отсутствие согласия на новые международные торговые договоры и слабость механизмов урегулирования споров. ВТО также сталкивается с вызовами в области цифровой экономики и торговли услугами.

Какая адаптация российской экономики к требованиям Всемирной торговой организации произошла после вступления России в ВТО?

После вступления России в Всемирную торговую организацию была проведена адаптация российской экономики к требованиям ВТО. Это включало снижение таможенных пошлин и отмену некоторых протекционистских мер, а также согласование правил и норм торговли с международными стандартами. Россия также согласилась на механизм урегулирования споров ВТО и стала участником многосторонних торговых договоров, таких как Таможенный союз.

Какую роль играет Всемирная торговая организация в регулировании международной торговли?

Всемирная торговая организация (ВТО) играет важную роль в регулировании международной торговли. Она предоставляет форум для обсуждения и разрешения торговых споров между странами-членами, а также устанавливает правила и принципы, которым должны следовать ее члены при проведении международной торговли. ВТО также проводит периодические раунды переговоров, во время которых члены договариваются о новых международных торговых правилах и снижении таможенных и некоторых некоторых торговых барьеров, что способствует созданию свободного и справедливого международного торгового порядка.

Какие вызовы существуют для Всемирной торговой организации в настоящее время?

В настоящее время Всемирная торговая организация сталкивается с рядом вызовов. Один из них - это растущее протекционистское настроение во многих странах, которое приводит к введению новых торговых барьеров и нарушению международных торговых правил. Еще одним вызовом является неспособность ВТО урегулировать новые формы торговли, такие как электронная коммерция или защита интеллектуальной собственности. Кроме того, ВТО также сталкивается с проблемами связанными с недостаточной прозрачностью и недемократичностью своих процессов принятия решений.