Становление основ конституционного строя РФ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 2424 страницы
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 01.01.2017
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Основы конституционного строя: понятие, общая характеристика 5
2. Закрепление основ конституционного строя в Конституции РФ и других источниках конституционного законодательства 13
3. Развитие основ конституционного строя в законодательстве других отраслей российского права 19
Заключение 24
Список использованных источников 25

Фрагмент для ознакомления

Это необходимо для достижения совпадения юридической и фактическойконституций, т.е. чтобы в полной мере использовать заключенный в самой Конституции РФпотенциал.Такой гарантией стабильности конституционного строя является, прежде всего, установление Уголовным кодексом РоссийскойФедерации 1996 года в соответствии с ч. 4 ст. 3Конституции РФ нормы, предусматривающейответственность за преступления против основконституционного строя и безопасности государства. При этом уголовнаяответственность не является единственноймерой государственного принуждения, применяемой в целях охраны конституционногостроя РФ. Весьма актуальной является проблема конституционной ответственности, возникающей за «невыполнение высшими должностными лицами своих обязанностей позащите конституционного строя». Причемособую значимость приобретает вопрос обответственности за неисполнение решенийКонституционного Суда РФ. При этом нельзяутверждать, что Конституция РФ безразличнак названному вопросу: в ней предусмотреныинституты отрешения Президента РФ от должности (ст. 93) и ответственности Государственной Думы (ст. 109). Однако ими не исчерпывается необходимый и возможный объем конституционной ответственности должностных лици органов государственной власти РФ и еесубъектов. Нормативно эта проблема можетбыть решена без внесения поправок в Конституцию РФ — через принятие соответствующихфедеральных конституционных и федеральных законов.Система права, если говорить образно, устанавливает определенный порядок в многоэтажном и многоквартирном здании конституционного права, располагая правовые институты и нормы по этажам и квартирам, а помимо этого, устраивая лифты, коридоры, лестницы для сообщения между ними. И сколь бы ни были сложны и разнообразны размеры квартир и внутренние коммуникации, здание всё же стоит на одном фундаменте, каковым выступают единые принципы конституционного права: суверенитет народа, естественное право, приоритет охраны прав и свобод, разделение властей, независимое правосудие, правовое государство.Источники конституционного права – это внешние формы выражения конституционно-правовых норм. Теория права в ролиглавных источников права определяет нормативные правовые акты, юридические прецеденты и правовые обычаи (наряду с таким источником, как договор (иногда указывается «нормативный договор»), правовые доктрины, партийные документы (в условиях однопартийных систем), религиозные нормы и так далее). Таким образом, возможно, сказать, что в российской правовой системе присутствуют все наиболее основные источники права. Так как Российская Федерация принадлежит к числу государств континентальной (европейской, романо-германской) правовой системы, основной источник права (в том числе и конституционного) в России будет результат нормотворческой деятельности различных властных институтов – нормативный правовой акт. В свою очередь группа нормативных правовых актов – это очень объемная совокупность источников, поэтому она может быть подвержена внутренней классификации. При этом система нормативных правовых актов отличается четкой иерархией, соотношением по юридической силе.Конституция Российской Федерации. Конституция РФ – это главный источник каждой отрасли национального права, и в самую первую очередь конституционного. Специфика Конституции в качестве главного источника конституционного права отражается в следующем:Конституцию принимают при помощи народалибо от имени народа, она является наивысшей формой воплощения государственной воли народа;конституционные нормы обладают учредительным характером, устанавливая главные принципы существования государства;Конституция определяет ряд других видов источников права;Конституция РФ обладает наивысшей юридической силой и непосредственным действием на всей территории Российской Федерации;Конституция РФ обладает не только правовым, но и большим общественно-политическим и идеологическим значением, закрепляя statusquo российской государственности, а помимо этого идеалы, к которым стремится общество индивидов, объединенных совместным существованием в рамках Российской Федерации.Рассмотренные черты помимо этого присущи конституциям республик в составе Российской Федерации и уставам краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Данные акты действительны на территории определенного субъекта Российской Федерации и возглавляют систему правовых актов регионального уровня. Региональные конституции и уставы не могут противоречить Конституции РФ.Законы. В Российской Федерации законы принимают законодательные (представительные) органы государственной власти на федеральном и региональном уровне. К источникам конституционного права относят законы, которые содержат конституционно-правовые положения. Законы – это самый распространенный источник конституционного права и они имеют наибольшую, после Конституции РФ, юридическую силу.Конституцией РФ предусматриваются следующие виды законов, принимаемых федеральным Собранием - федеральным представительным органом государственной власти:федеральные конституционные законы. Федеральный конституционный закон обладает приоритетом перед федеральнымзаконом и последний не может противоречить конституционному закону. Федеральный конституционный закон обладает усложненной процедурой принятия;федеральные законы. Источником конституционного права будет, например. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» и так далее;законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации..Следующим уровнем законов будут законы, которые принимаются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Правом принимать законы они обладают на основании ст. 5 и 76 Конституции РФ. Но при этом законы субъектов Федерации не могут противоречить федеральным конституционным законам, а кроме этого федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В случае противоречия в таком случае будет действовать федеральный закон.Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации. Государственная Дума и Совет Федерации по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к их ведению, может на основании ст. 102 и 103 Конституции РФ принимать постановления, большинство из которых обладает правоприменительным характером, но ряд из них может обладать и нормативным характером. Аналогичная сила в рамках субъектов Федерации предоставляется актам законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации. Правила принятия данных актов устанавливаются региональными конституциями и уставами.Указы Президента РФ. К источнику конституционного права отнесены только нормативные указы Президента РФ. Допустим, Указ Президента от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».Постановления Правительства РФ, имеющие нормативный характер, тоже будут источниками конституционного права. Особенность этих актов состоит в том, что их издают на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Это значит, что Правительство РФ имеет право принимать постановления только по тем вопросам, которые относятся к его компетенции на основании Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской федерации», указов Президента РФ. Допустим, Постановление Правительства РФ от 22 апреля 1994 г. «О концепции государственной политики по отношению к казачеству».ЗаключениеТаким образом, под основами конституционного строя понимаются основополагающие, исходные положенияустройства общества и государства, а также обеспечения прав личности. Основы конституционного строя закреплены в гл. 1 Конституции РФ (ст.ст. 1-16) исогласно ч. 2 ст. 16 Конституции РФ никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречитьосновам конституционного строя.Традиционно основы конституционного строя делят на политические, экономические, социальные идуховные. При этом, учитывая теснейшую взаимосвязь экономических и социальных вопросов,экономические и социальные основы и соответствующие права и свободы граждан объединяют в однугруппу: социально–экономические. К политическим основам конституционного строя можно отнести:демократическое государство, республиканскую форму правления, федеративное государство (ст. 1),признание прав и свобод человека высшей ценностью (ст. 2), единство государственной власти (ч. 3 ст. 5),государственный суверенитет (ст. 4), разделение властей (ст. 10), самостоятельность местногосамоуправления (ст. 12), политическое многообразие, многопартийность (ч. 3 ст. 13), правовое государство(ст. 1). К социально-экономическим основам относят: единство экономического пространства, свободаэкономической деятельности, поддержка конкуренции, признание многообразия форм собственности (ст. 8),социальный характер государства (ст. 7). К духовным основам конституционного строя: идеологическоемногообразие (ч. 1 ст. 13); светский характер государства (ст. 14).Каждый из указанных элементов основ конституционного строя является основополагающим дляправового регулирования и правоприменительной практики в отдельных сферах и конкретизируютсяКонституционным Судом РФ в рамках полномочий по толкованию Конституции РФ. Список использованных источниковКонституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.  (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.Дмитриев Ю.А. О состоянии и перспективах развития российской конституционно-правовой науки // Российский журнал правовых исследований. 2015. № 1 (2). С. 32-39.Конституционное право Российской Федерации. Учебник / Отв. редактор С.И. Носов. – М.: Издательство: "Статут", 2014. – 456 сКабышев В.Т. Конституционные ожидания // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 11.Корзина И.А. Полномочия конституционного правосудия в сфере защиты местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 10. С. 48-51.Корзина И.А. Полномочия конституционных судов в сфере судебной защиты местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 9. С. 29-33.Красинский В.В. Решения Конституционного Суда Российской Федерации о противодействии религиозно-политическому экстремизму // Современное право. 2013. № 6. С. 113-117.Малюшин А.А. Конституционно-судебное правотворчество в Российской Федерации: проблемы теории и практики: моногр. - М., 2013.Федотова Ю.Г. Проблема стабильности конституционного строя Российской Федерации // Современное право. 2014. № 9. С. 33-43.Шадрин В.В. Гражданского общество как одна из основ конституционного строя России // Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, под ред. Н.В. Малышевой. 2014. С. 299-304.

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Дмитриев Ю.А. О состоянии и перспективах развития российской конституционно-правовой науки // Российский журнал правовых исследований. 2015. № 1 (2). С. 32-39.
3. Конституционное право Российской Федерации. Учебник / Отв. редактор С.И. Носов. – М.: Издательство: "Статут", 2014. – 456 с
4. Кабышев В.Т. Конституционные ожидания // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 11.
5. Корзина И.А. Полномочия конституционного правосудия в сфере защиты местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 10. С. 48-51.
6. Корзина И.А. Полномочия конституционных судов в сфере судебной защиты местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 9. С. 29-33.
7. Красинский В.В. Решения Конституционного Суда Российской Федерации о противодействии религиозно-политическому экстремизму // Современное право. 2013. № 6. С. 113-117.
8. Малюшин А.А. Конституционно-судебное правотворчество в Российской Федерации: проблемы теории и практики: моногр. - М., 2013.
9. Федотова Ю.Г. Проблема стабильности конституционного строя Российской Федерации // Современное право. 2014. № 9. С. 33-43.
10. Шадрин В.В. Гражданского общество как одна из основ конституционного строя России // Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, под ред. Н.В. Малышевой. 2014. С. 299-304.

Вопрос-ответ:

Какие основы конституционного строя РФ разрабатывались в статье?

В статье рассматривается становление основ конституционного строя РФ. Основы конституционного строя - это понятие, общая характеристика и закрепление основ в конституции и других источниках конституционного законодательства, а также развитие основ в других отраслях российского права.

Что такое основы конституционного строя?

Основы конституционного строя - это нормы и принципы, лежащие в основе организации и функционирования государства, его политической системы, правового порядка и общественно-экономического строя. Они определяют права, обязанности, компетенцию органов государственной власти, а также гарантии и защиту прав и свобод граждан.

Где закреплены основы конституционного строя в России?

Основы конституционного строя РФ закреплены в Конституции РФ, которая является основным источником конституционного законодательства. Кроме того, основы конституционного строя могут быть закреплены в других законах, указах Президента, постановлениях Правительства, судебных решениях и других нормативно-правовых актах.

Как развиваются основы конституционного строя в законодательстве других отраслей права?

Основы конституционного строя развиваются в законодательстве других отраслей права путем принятия специальных законов и нормативно-правовых актов, которые дополняют и конкретизируют основы, закрепленные в Конституции РФ. Например, в сфере правового регулирования избирательной системы, федеративных отношений, местного самоуправления и т.д.

Для чего необходимо достижение совпадения юридической и фактической конституций?

Достижение совпадения юридической и фактической конституций необходимо для реализации принципов правового государства, закрепленных в Конституции РФ. Это позволяет обеспечить стабильность правового порядка, гарантировать права и свободы граждан, ограничить произвол и нарушения со стороны государственных органов и должностных лиц, а также обеспечить эффективное функционирование государства.

Что такое основы конституционного строя?

Основы конституционного строя - это нормы и принципы, на которых строится конституционный порядок государства. Они определяют его организационную, политическую и правовую структуру, а также обеспечивают основные гарантии прав и свобод граждан.

Где закреплены основы конституционного строя в РФ?

Основы конституционного строя в РФ закреплены в Конституции Российской Федерации. Они также могут быть закреплены в других источниках конституционного законодательства, например, в федеральных законах.

Какие изменения происходят в основах конституционного строя?

Основы конституционного строя могут развиваться и изменяться со временем. Это может происходить в результате принятия новых конституционных законов, а также внесения поправок в существующие законы. Изменения в основах конституционного строя могут быть вызваны изменением общественно-политической ситуации, стремлением к усовершенствованию государственной системы и защите прав и свобод граждан.

Есть ли связь между основами конституционного строя и другими отраслями российского права?

Да, существует связь между основами конституционного строя и другими отраслями российского права. Например, нормы конституционного права могут влиять на содержание и применение норм административного, гражданского или уголовного права. Они могут определять полномочия и ответственность государственных органов, а также гарантировать основные права и свободы граждан.

Зачем нужно совпадение юридической и фактической конституций?

Совпадение юридической и фактической конституций необходимо для обеспечения стабильности и эффективности функционирования государства. Когда юридическая конституция соответствует фактическому положению дел, гарантируется соблюдение прав и свобод граждан, эффективное функционирование государственных органов и защита правопорядка.

Что такое основы конституционного строя и как они описываются?

Основы конституционного строя - это основные принципы и институты, которые определяют конституционный порядок в государстве. В Конституции РФ основы конституционного строя описываются в разделе 1 "Основы конституционного строя". Этот раздел содержит общие принципы организации государства, права и свободы граждан, системы разделения властей и другие важные положения.

Какие источники закрепляют основы конституционного строя в России?

Основы конституционного строя в России закреплены не только в Конституции РФ, но и в других источниках конституционного законодательства. Например, Основной закон определяет основы системы государственной власти и местного самоуправления, основы правового статуса человека и гражданина, основы конституционного судопроизводства и другие вопросы. Также основы конституционного строя могут быть закреплены в федеральных законах и других нормативных правовых актах.