Утренняя гимнастика как средство развития двигательных умений детей 5-6 лет

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 3333 страницы
  • 42 + 42 источника
  • Добавлена 01.01.2017
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Развитие словарного запаса дошкольника как психолого-педагогическая проблема 6
2. Утренняя гимнастика и рекомендации к ее организации 16
2. Разработка содержания утренней гимнастики для обогащения словарного запаса дошкольников 21
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Фрагмент для ознакомления

Захватывающими и интересными занятия утренней зарядкой делает сюжет, который «рассказывает» о каких-то конкретных событиях с участием взаимодействующих персонажей, хорошо знакомых детям. Их содержание позволяет вести занятия на эмоционально положительном контакте педагога с детьми удовлетворяет потребности ребенка в познании, активной деятельности, в общении со сверстниками, побуждает ребенка к творческой активности, самовыражению, снимают скованность, напряжение.Вполне очевидны и то, что ребенку, благодаря сюжету (или определенной тематике), легче осмысливать и выполнять движения. И именно сюжетные занятия в значительной степени способствуют взаимопроникновение учебных моментов в единый процесс. Важным является способность минимизировать механическое усвоение техники движения, заучивание детьми только «жестких стереотипов» движений, которые лишают детей возможности «конструирование» новых вариантов путем дополнения, осложнения составляющих элементов [22].И на этапе обучения сюжет облегчает освоение движения, и способствует сокращению сроков его разучивания.  Наличие сюжета расширяет возможности применения словесных форм, а, значит, позволяет создать условия для эффективного развития словарного запаса детей. В дальнейшей работе над движением дети не боятся отступить от изученных образцов придумывают собственные варианты движений. сюжетные физкультурные занятия позволяют самостоятельно находить оптимальные способы выполнения основных движений, общеразвивающих упражнений, способствую развитию физических качеств, развития творчества, психических процессов.Эффективность обучения физическим упражнениям обеспечивается с помощью различных способов организации детей: фронтальный, переменный, круговое тренировки, поточный, групповой, индивидуальный.Эти занятия открывают широкие возможности в работе с детьми, создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, способствуют умственному и физическому развитию дошкольника, стимулируют двигательную активность, регулируют ее, обеспечивая, таким образом, гармоничное развитие ребенка [12].Утренняя гимнастика по теме: «Домашние электроприборы».Бег —ток бежит по проводам; бег цепочкой —длинные провода отодной опоры до другой; ходьба на носочках с высоко поднятыми руками —опора ЛЭП, вращение руками —вентилятор; попеременное движение руками перед собой вверх- вниз, ладони рук параллельно друг другу —овощерезка, сидя, наклоны туловища вперед —соковыжималка, лежа, «велосипед» —стиральная машина; лежа — электротренажер, наклоны вперед —пылесос -, мелкие движения пальцами —печатание накомпьютере или электрической пишущей машинке, прыжки — из тостера выскакивают поджаренные ломтики хлеба; прыжки с кружением —тестомешалка,лежа расслабление — расплавленный сыр вмикроволновой печи, бег —зарядка сотового телефона; бег по спирали —миксер, ходьба скользящим шагом — утюг.Упражнения сопровождаются различным звукоподражанием.Утренняя гимнастика по теме: «Грибы».«Отправляемся в царство грибов»..Педагог читает зарифмованный текст, дети выполняют соответствующие движения.По тропинке в лес пойдем,Много там грибов найдем.Топ-топ-топ — шагают ножки,Топ-топ-топ — идут по дорожке.Наши ножки не усталиВ лес быстрее побежали.До поляны добежали,У пенечков сразу встали.Мы посмотрим вправо, влево,Ловко примемся за дело.Вниз, под ноги поглядимИ присядем, посидим.Разбредемся кто куда.Не случилась бы беда!Далеко не уходите,А грибочки вы ищите.Приседайте, наклоняйтесьИ набрать грибов старайтесь.Вот лесной ручей бежитИ куда-то все спешит.Перепрыгнем мы егоИ не скажем ничего.Пусть бежит себе вперед,За собою нас ведет.А теперь на мох ступаем,Мягко, мягко наступаем.Как по мягкому ковру,Ходим тихо мы в бору.А во мхе боровички,Чудо — дивные грибки!Мы присядем, мох раздвинем,Осторожно ножку вынем.Бор закончился, гляди:Там березки впереди.В сарафанах круглый годВодят плавно хоровод.В круг и вы скорей вставайте,Дружно песню запевайте.Песню пойте и смотрите,Подберезовик ищите.(Дети поют один куплет «Во поле береза стояла».)Весь березнячок прошли.Сколько там грибов нашли!На пути осинки ждут,Нас листочками зовут.Все осинки встали в ряд,Весело на нас глядят.Вдруг из ряда разбежалисьИ в колонну все собрались.Разыгрались мы совсем —В треугольник встали все.Вот вершина, вот углы.Будь внимателен! Смотри!Головой вокруг крути,Подосиновик ищи.Он с оранжевой головкой.Ты его не прогляди!Много мы грибов набрали,А потом пересчитали:Один — лисичка,Два — свинушка,Три — опята,Четыре — чернушка,Пять — пузатый боровик,Шесть — малышка моховик,Семь — как шляпа, черный груздь,Восемь — я назад вернусь.Подберезовик хорош,Подосиновик пригож.А десятым будет белый —Всей корзины нашей гвоздь!Вы внимательно искали.Много все грибов собрали.А теперь назад пойдемИ корзины унесем.До свиданья, лес дремучий!Мы к тебе еще придем.За грибы спасибо скажем,Весело рукой помашем.Утренняя гимнастика по теме: «Город». «Путешествуем по улицам города».Ходьба поузкой улочке по одному, поширокому проспекту в колонне по двое, по трое, поплощади — по кругу; ходьба на носочках с вытянутыми вверх руками — высотные дома; подметаем улицы, катаемся на велосипедах сквере, на лодках в пруду парка, качаемсяна качелях, прыгаем набатуте в цирке -, идем скользящим шагом, кактрамвай по рельсам, разбегаемся в разные стороны, кактранспорт по своим маршрутам, застываем на месте по сигналу светофора и т.п.Утренняя гимнастика по теме: «Деревня».Сюжет «Поездка в Простоквашино»: дети едут на электричке, имитируют уборку паутины, мытье полов, дойку коровы, раздувание самовара, заведение часов, разжигание печи, езду на велосипеде; изображают вороненка — хлопают крыльями, стучат клювом о стекло со словами: «Кто там?», бегают с фоторужьем, имитируют плавание под водой, скачут на теленке, которого дрессировали кот Матроскин и Шарик.Утренняя гимнастика по теме: «Профессии».Ходьба — каквоенные, какбалерины; бег — какпограничники за нарушителем границы,милиционерыза нарушителем порядка; лесорубы;каменщикикладут кладку;маляры красят;часовщикипочинили часы;рыбаки закидывают и вытягивают сеть — сидя; космонавтыпроверяют приборы — лежа;акробаты— прыжки; дробный ход —трактористы, комбайнеры; широким шагом —экскаваторщикна гигантском экскаваторе; потянуться вверх —садовникобрезает сухие ветки плодовых деревьев.Утренняя гимнастика по теме: «Дикие животные».Педагог читает зарифмованный текст, дети выполняют движения.Шею вытянул жираф До седьмого неба. Смотрит влево, смотрит вправо. Где еще он не был? Вытягивают шею.Страус испугался льва. Где же его голова? Он воткнул ее в песок. Лучше спрятаться не смог.Делают наклоны вниз.Словно веером, ушами Отгоняет мошек слон. Энергично ими машет, Поднимают руки через стороны вверх-вниз.Не взлетел бы только он! На спину жучки упалиЛежа на спине, ногу сгибают, резкоИ барахтаться все стали. выпрямляют.Брык — ногой, брык — другой, Говорят: «Брык-брык, жу-жу».Мы — брыкалочки с тобой. На лапы встала кошка, Делают упражнение «Кошечка».Потянется немножко.Спину выгнула сначала. Показалось кошке мало.А потом ее прогнула, Потянулась и зевнула. Говорят: «Мяу-мяу».Скачут, скачут зайчики. Скачут побегайчики. Прыг да скок, прыг да скок, Не на пятку, на носок. Зайцы прыгают легко, Уши держат высоко. Прыгают на месте.Птицы дивные летят Плавно поднимают и опускают рукиИ на землю сесть хотят. с продвижением вперед.Плавно крылья поднимают, А потом их опускают. Вверх и вниз, вверх и вниз, Говорят: «Курлы-курлы, у-у».Только слышен ветра свист.Как пингвины, мы пойдем, Ходят вперевалочку.Вперевалочку идем. Холод нам совсем не страшен. Спорт для всех пингвинов важен. Разлетались комары, Бабочки, стрекозы. Пчелы, мотыльки, жуки, Их догнать не можем. Жу-жу-жу — они жужжат,Пи-пи-пи — они пищат, Зу-зу-зу — они зудят, Полетать скорей хотят. Бегают по всей площадке легко на носочкахВ комаров мы превратились И на травку опустились. А теперь слонами стали. Ходят в присяде или полуприсяде, на носочкахИ до неба мы достали,с вытянутыми вверх рукамиМы в огромную змею ходят змейкой, взявшись за руки.С вами превратились, Будем ползать и шипеть, Чтобы все страшились.ЗаключениеРазвитие словарного запаса детей - основная задача дошкольного обучения. Под словарным запасом мы понимаем определенный багаж, сумму слов в активной и пассивной речи, которые являются основой для речевой деятельности дошкольника на данном этапе. Дети старшего дошкольного возраста хорошо осознают связи между различными явлениями и предметами окружающей среды, в результате чего возрастает уровень связности их речи. Развитию словаря дошкольников способствуют такие методы работы как наблюдение, экскурсии, обсуждения прочитанных произведений. Это обогащает словарный запас детей, связность речи. Содержанием речи дошкольников является продукт познания, результат мышления. Словарь детей исключительно важен, поскольку со скудным словарным запасом ребенок не сможет передать свои впечатления, попросить о чем-то, сообщить и др. В таких условиях ребенок будет чувствовать себя ущербным, то есть развитие словаря является фундаментальным для реализации коммуникативной функции речи. Одной из основных форм организации физического воспитания детей дошкольного возраста является утренняя гимнастика, которую в детском саду проводят ежедневно перед завтраком. Главное ее назначение состоит в том, чтобы устранить заторможенность, в которой находится ребенок после ночного сна, подбодрить его, подготовить к активной деятельности. Утренняя гимнастика оздоровляет и дисциплинирует ребенка. Дети, которые делают утреннюю гимнастику, легко просыпаются, более собранные исамостоятельные, физически крепкие, у них развиты мышцы и правильная осанка.Утреннюю гимнастику следует проводить в хорошо проветренном помещении, а в теплое время года упражнения желательно делать на свежем воздухе. Общий принцип построения утренней зарядки таков: ее начинают ходьбой, затем проводят дыхательные и обще развивающие упражнения нарастающейинтенсивности, а заканчивают также спокойной ходьбой, постепенно снимает лишнюю мышечную и нервное напряжение.Проводить зарядку нужносистематически, каждое утро. Только при соблюдении этого важного условия у ребенка вырабатывается стойкая привычка и потребность быстро вставать после сна, делать зарядку, принимать утренние гигиенические процедуры. Полученный заряд бодрости помогает ему сразу включиться в активную деятельность. Систематическая зарядкаблаготворно влияет на нервную систему: чрезмерно возбудимы дети становятся более сдержанными, дисциплинированными, а неторопливые или даже инертные дети становятся бодрыми, действуют активнее и смелее. Кроме этого, утренняя гимнастика и водные процедуры является хорошим профилактическим средством по предупреждению простудных заболеваний.Сюжетные (тематические) занятия открывают широкие возможности для работы с детьми, создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, способствуют умственному и физическому развитию дошкольника, стимулируют двигательную активность, регулируют ее, обеспечивая, таким образом, гармоничное развитие ребенка. Подобные занятия могут быть использованы и для развития речи. Рекомендуется их согласовывать с лексической темой, рассматриваемой детьми на конкретной неделе.Нами разработаны и предложены сюжетные (тематические) комплексы зарядки для развития словарного запаса дошкольников 5-6 лет. Таким образом, поставленные задачи исследования решены, а цель - достигнута.Список использованной литературыАлексеева М.М., Яшина В.И.Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М. Изд.центр «Академия», 2000. - 400 с.Алексеева, М.М. Методика развития речи дошкольников/ М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М., 2006.Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей /А.Г.Арушанова. - М., 2005.Бар-Ор О. Здоровье детей и двигательная активность: от физиологических основ до практического применения / О. Бар-Ор, Т. Роуланд; пер. с англ. И. Андреев. — К.: Олимп. л-ра, 2009. — 528 с.Бойкова С. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников. М.: Просвещение, 2005.Вареник Е.Н. Утренняя гимнастика в детском саду. – М., 2008.Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду// Программа и методические рекомендации для работы с детьми/ В.В..Гербова. - М., 2007.Глазырина Л.Д. Физическая культура — дошкольникам. Старший возраст: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. / Глазырина Л.Д. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 264 сГолицына Н.С. Физкультурный калейдоскоп для дошкольников. – М., 2006.Злобина М. А. Формы проведения утренней гимнастики с детьми [Текст] / М. А. Злобина // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 17 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (8). — С. 180–182. Колунова, Л.А. .. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников// Проблемы изучения речи дошкольников/ Л.А.Колунова. - М., 1994.Митневская Н.Н. Интегрированное занятие по речевому и физическому занятию детей /Н.Н. Митневская. – Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. – N 2. – С. 36 – 39.Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу./ Под редакцией Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой. – Ярославль: Академия развития, 2006–143 с.Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: Методическое пособие для руководителей физического воспитания в дошкольных учреждениях / Под ред. С.О. Филипповой. – СПб.: Детство – Пресс, 2005. – 416 с.Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников/ Н.А.Стародубова. - М., 2006.Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Э.Я. Степаненкова. – М.: Издательский центр Академия, 2001. – 386cУшакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников Творческий Центр. Сфера.    Москва  2008г.Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: Сфера, 2010.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1968.Хаpчeнко, Т. Утренняя гимнастика для малышей Т. Харченко // Дошкольное воспитание. – 2006. – №3. – С. 62-65.Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду. – М., 2007.Якушина, Т. Утренняя гимнастика с элементами лото ритмики / Т. Якушина // Дошкольное воспитание. – 2003. – №12. – С. 41-43.

1. Алексеева М.М., Яшина В.И.Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М. Изд.центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи дошкольников/ М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М., 2006.
3. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей /А.Г.Арушанова. - М., 2005.
4. Бар-Ор О. Здоровье детей и двигательная активность: от физиологических основ до практического применения / О. Бар-Ор, Т. Роуланд; пер. с англ. И. Андреев. — К.: Олимп. л-ра, 2009. — 528 с.
5. Бойкова С. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников. М.: Просвещение, 2005.
6. Вареник Е.Н. Утренняя гимнастика в детском саду. – М., 2008.
7. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду// Программа и методические рекомендации для работы с детьми/ В.В..Гербова. - М., 2007.
8. Глазырина Л.Д. Физическая культура — дошкольникам. Старший возраст: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. / Глазырина Л.Д. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 264 с
9. Голицына Н.С. Физкультурный калейдоскоп для дошкольников. – М., 2006.
10. Злобина М. А. Формы проведения утренней гимнастики с детьми [Текст] / М. А. Злобина // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 17 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (8). — С. 180–182.
11. Колунова, Л.А. .. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников// Проблемы изучения речи дошкольников/ Л.А.Колунова. - М., 1994.
12. Митневская Н.Н. Интегрированное занятие по речевому и физическому занятию детей /Н.Н. Митневская. – Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. – N 2. – С. 36 – 39.
13. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу./ Под редакцией Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой. – Ярославль: Академия развития, 2006–143 с.
14. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: Методическое пособие для руководителей физического воспитания в дошкольных учреждениях / Под ред. С.О. Филипповой. – СПб.: Детство – Пресс, 2005. – 416 с.
15. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников/ Н.А.Стародубова. - М., 2006.
16. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Э.Я. Степаненкова. – М.: Издательский центр Академия, 2001. – 386c
17. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников Творческий Центр. Сфера. Москва 2008г.
18. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: Сфера, 2010.
19. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1968.
20. Хаpчeнко, Т. Утренняя гимнастика для малышей Т. Харченко // Дошкольное воспитание. – 2006. – №3. – С. 62-65.
21. Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду. – М., 2007.
22. Якушина, Т. Утренняя гимнастика с элементами лото ритмики / Т. Якушина // Дошкольное воспитание. – 2003. – №12. – С. 41-43.

Вопрос-ответ:

Как утренняя гимнастика помогает в развитии двигательных умений детей 5-6 лет?

Утренняя гимнастика способствует развитию координации движений, гибкости и выносливости у детей 5-6 лет. Она помогает укрепить мышцы, улучшить равновесие, развить ловкость и грацию. Эти умения важны для повседневной активности и будут полезны при занятии спортом в будущем.

Как развитие словарного запаса дошкольника становится психолого-педагогической проблемой?

Развитие словарного запаса дошкольника становится психолого-педагогической проблемой, так как оно является важным компонентом языкового развития ребенка. Бедный словарный запас может препятствовать правильному пониманию и выражению мыслей, а также затруднять обучение и социальное взаимодействие. Поэтому важно разработать методики и подходы, которые помогут развить словарный запас дошкольников.

Какие рекомендации можно дать по организации утренней гимнастики?

При организации утренней гимнастики для детей 5-6 лет рекомендуется создавать игровую атмосферу, чтобы они были заинтересованы и мотивированы участвовать. Важно разнообразить упражнения, включая элементы танца, песни и игры. Также стоит учитывать возрастные и физические особенности детей, не перегружать их тренировками и обеспечивать безопасность.

Как разработать содержание утренней гимнастики для обогащения словарного запаса дошкольников?

Для разработки содержания утренней гимнастики с целью обогащения словарного запаса дошкольников можно выбрать определенные темы и предложить детям выполнять упражнения, связанные с этими темами. Например, можно устраивать занятия на тему "животные" и просить детей описывать движения или звуки, которые они делают. Таким образом, дети будут не только развивать свое тело, но и учить новые слова и строить предложения.

Как утренняя гимнастика способствует развитию двигательных умений детей 5-6 лет?

Утренняя гимнастика помогает развивать координацию движений, гибкость, силу и выносливость у детей. Она способствует развитию мышц и суставов, а также улучшению общей физической формы. Регулярные занятия утренней гимнастикой позволяют детям освоить различные движения и улучшить свои двигательные навыки.

Каким образом утренняя гимнастика может быть организована для детей 5-6 лет?

Утренняя гимнастика для детей 5-6 лет должна быть интересной и разнообразной. Она может проводиться в виде игр, с использованием музыки, различных спортивных снарядов или с опорой на сказочные сюжеты. Важно заранее разработать план занятия, включающий различные упражнения на развитие гибкости, силы и координации движений.

Каким образом можно разработать содержание утренней гимнастики для обогащения словарного запаса детей 5-6 лет?

Для обогащения словарного запаса детей 5-6 лет в утренней гимнастике можно использовать различные игры, в которых дети будут учить новые слова на темы, связанные с физическими упражнениями. Также можно использовать двигательные активности, в сочетании с названием упражнений и объяснениями их пользы для организма.

Каким образом сюжет в утренней гимнастике может делать занятие более захватывающим и интересным?

Сюжет в утренней гимнастике может быть построен в виде истории или сказки, в которой дети будут участвовать. Важно, чтобы персонажи были хорошо знакомыми и дети могли вжиться в их роль. Также можно использовать различные предметы или костюмы, связанные с сюжетом и участниками игры.

Как утренняя гимнастика помогает развитию двигательных умений детей 5-6 лет?

Утренняя гимнастика способствует развитию координации движений, гибкости и силы у детей 5-6 лет. Она помогает им укрепить мышцы, улучшить осанку, повысить гибкость суставов и развить чувство ритма. Участие в утренней гимнастике также помогает детям развивать навыки сотрудничества, следования инструкциям, а также повышает их энергию и настроение на весь день.

Как развивается словарный запас у детей 5-6 лет?

Развитие словарного запаса у детей 5-6 лет - это психолого-педагогическая проблема, которая требует особого внимания. В этом возрасте дети активно учатся новым словам и пытаются использовать их в речи. Чтение книг, просмотр мультфильмов, игры со словами, общение с родителями и другими детьми - все это способствует развитию словарного запаса. Также важно создать для детей благоприятную речевую среду, где они могут часто слышать и использовать новые слова в разных контекстах.

Как рекомендуется организовывать утреннюю гимнастику?

Для организации утренней гимнастики рекомендуется выбрать подходящее время и место. Лучше всего проводить ее на свежем воздухе или в просторной комнате. Важно разнообразить упражнения, включить элементы растяжки, силовые упражнения и упражнения на развитие координации. Необходимо также учесть особенности возрастной группы и физическую подготовку детей. Рекомендуется проводить утреннюю гимнастику в игровой форме, чтобы дети были заинтересованы и вовлечены в занятие.