История становления местного самоуправления в России.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное право
  • 2525 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 02.01.2017
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1 Становление местного самоуправления от Древней Руси до 19-го века 5
2 Местное самоуправление в 19-м веке и до распада СССР 11
3 Местное самоуправление РФ на современном этапе 18
Заключение 23
Список использованных источников 25
Фрагмент для ознакомления

Принцип общефедеральных стандартов применялсявесьма слабо, и закон носил очень общий, рамочный характер, на практике применяясь по-разному. Этим и объясняется возникновениеразличных региональных моделей организации местного самоуправления.Отличия между региональными моделями можно определить тремя существенными параметрами:1. Уточнение территориального формата муниципальных образований. Некоторые регионы сочли правильным органы местного самоуправления создавать лишь в населенных пунктах, но не в административных районах.2. Количество уровней местного самоуправления. Регионы имели право выбора между двухуровневой и одноуровневой моделями. Двухуровневой моделью предполагалось, что одни муниципальные образования могут разделяться на другие. При одноуровневой модели органы местного самоуправления создавались или в районах, или в отдельных населенных пунктах, которые входили в их состав.3. Способ формирования органов местного самоуправления. В одних муниципальных образованиях и регионах выборы глав местного самоуправления сделали всенародными, в иных глава местного самоуправления избирался депутатами представительного органа или ими нанимался на работу по контракту (или же вовсе создавался один лишь представительный орган местного самоуправления — при сохранении вертикали государственной исполнительной власти и назначении губернаторами глав районных администраций).В 1997 году принят Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», в 1998 году - Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в РФ»; в том же году РФ ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления. В 1999 году Указом Президента РФ утверждены были Основные положения государственной политики в сфере  развития местного самоуправления в РФ. Для организации взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной властисозданы были Совет по местному самоуправлению в РФ, который был возглавлен Президентом РФ, и Совет руководителей органов местного самоуправления по проблемам социально-экономической реформы при Правительстве РФ.В ряде субъектов государства полноценные органы местного самоуправления так и не были сформированы и сохранилась практика назначения глав городов и районов региональными губернаторами и президентами. Изменения в бюджетном и налоговом законодательстве в существенной мере подорвали финансовую базу местного самоуправления и превратили большую часть муниципальных образований в дотационные. На органы местного самоуправления возложен был существенный объем государственных полномочий, не обеспеченных финансированием. С 2002 года в РФ началась административная реформа, которая была призвана повысить эффективность деятельности    всех уровней публичной власти, разграничить четко между ними ответственность и полномочия, привести    финансовые ресурсы каждого уровня в соответствие с объемом полномочий. Значительным ее компонентом стала реформа местного самоуправления. Новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в 2003 году, своей целью имел устранение неопределённостей в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Согласно указанному ФЗ (действующему и в настоящее время) муниципальные образования должны быть наделены одним из следующих статусов: городское поселение, сельское поселение, муниципальный район, городской округ.Уставом муниципального образования могут предусматриваться должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, которое возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности других выборных должностных лиц местного самоуправления.В некоторых субъектах федерации областными законами устанавливаются новые наименования представительных органов муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации. К примеру, в городских муниципальных округах представительные органы могут называться Думами, в муниципальных районах — Собраниями депутатов, в сельских и городских поселениях — Советами депутатов. Руководители исполнительной власти муниципальных образований могут называться главами городского округа, муниципального района, сельского и городского поселений. Представительный орган местного самоуправления включает в себя депутатов, которых избирают на основе всеобщего прямого и равного избирательного права при тайном голосовании в соответствии с законодательством. В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся:- принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, которые предусмотрены уставом муниципального образования;- утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;- принятие программ и планов развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;- установление местных сборов и налогов;- установление порядка распоряжения и управления муниципальной собственностью;-контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, которые предусмотрены уставами муниципальных образований.Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения могут принимать или издавать правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и иных должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию данных актов, порядок их принятия и вступления в силу должны определяться уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта Российской Федерации.ЗаключениеРоссия - не первое и не последнее государство в мире, которое ведет поиск методов и форм разумного соединения интересов государства и его территориальных сообществ. Данные поиски начались давно, еще на заре становления российского государства. Формирование российской государственности, захватившее временной отрезок с 6-го века и продолжающееся по сей день, требует постоянной перестройки системы государственного и муниципального управления. Этот процесс сложен, так как проходит в процессе пересмотра ценностных основ российского общества, что затрагивает процессы функционирования и формирования власти, управления в разных его проявлениях, а также иные сферы общественной жизни.Во времена Древней Руси место имели догосударственные формы развития самоуправления, иными словами речь идет о зарождении общинного местного самоуправления. Самоуправление у древних славян существовало еще при родовом устройстве. Местное самоуправление же зарождается там и тогда, где и когда появляются союзы общин, объединившихся на основе политических и экономических интересов на некоторой территории и образовавших вертикальное соподчинение власти.В 988-1785 годах местное самоуправление на территории российского государства существовало в форме территориальных и производственных общин. Люди, объединившиеся на основе собственности, трудовой деятельности и несения повинностей в общины, принимали непосредственное участие в управлении общественными делами. Ремесленные цехи, товарищества, купеческие гильдии, иные корпоративные единицы, характеризуются территориальным, производственным, сословным единством, выступают в качестве первичных ячеек, являются наиболее органичной и естественной основой местного самоуправления.В 1785-1917 годах существовало земское и крестьянское самоуправление, которое развилось в период становления капитализма в России. Самым существенным его недостатком являлось сохранение сословного принципа формирования.В 1917-1990 годах, в советский период российской истории под органами местного самоуправления понимать необходимо местные государственные органы публичной власти, которые обладали независимостью в решении вопросов местного значения по отношению к центральным органам государственной власти.С принятием в 1993 году новой Конституции РФ, которая закрепила право населения на осуществление местного самоуправления, в государстве начался реальный процесс его реформирования. В настоящее время с уверенностью можно говорить, что в основных чертах данный институт народовластия в России создан. На федеральном уровне и почти во всех субъектах Федерации есть законодательная база, которая устанавливаетправовой статус и режим местного самоуправления. Определены территории местных сообществ, уточнена система муниципальных образований. Структурирование органов местного самоуправления практически завершено.В той или иной степени местное самоуправление в России существовало на всем протяжении ее истории. При этом является немаловажным обстоятельством то, что, как и на современном этапе, государство шло сознательно на возрождение местного самоуправления в периоды кризиса государственной власти, принуждаемое неизбежной необходимостью проведения реформ.На всех этапах развития главной задачей структур местного самоуправления является обеспечение комплексного решения вопросов обслуживания населения и достижения тем самым социальной и политической стабильности как на местном уровне, так и в целом в государстве.Список использованных источниковБарабашев Г.В. Местное самоуправление: Учебное пособие по муниципальному праву, истории и теории государственного управления. - М.: МГУ, 2011. – 350 с.Бердашкевич А. П. Органы государственной власти: функционал и статус / А. П. Бердашкевич, З. И. Елкибаева // Гос. власть и местноесамоупр. – 2013. – № 9. – С. 12-17. Бовыкин В. В. Краткий обзор постсоветской историографии о местном самоуправлении в Русском государстве XVI в. ⁄⁄ Муниципальное право. — 2012. — № 1. — С. 61-65.Васильев В.П. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие. - М.: ДиС, 2014. - 352 c.Выдрин И.В. Местное самоуправление в Российской Федерации: от идеи к практике (конституционно-правовой аспект). - Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2012. -205 с.Гегедюш Н.С. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие для прикладногобакалавриата. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 238 c.Граждан В. Д. Муниципальная служба : учебник для академического бакалавриата / В. Д. Граждан. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2015. – 467 с. Емельянов Н.А., Емельянова Т.С. Местное самоуправление в Российской Федерации. Курс лекций. – М.: КноРус, 2011. – 157 с.Игнатов В. Г. Государственное и муниципальное управление в России. Теория и организация / В. Г. Игнатов – М. : Феникс, 2011. – 384 с.Иоголевич Н.И., Сагандыков М. С. К вопросу о реформировании системы муниципальногоуправления // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право . - 2012. - №20. - С.81-83.Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. - М.: Норма, 2011. - 272 с.Муниципальное управление / А. Д. Моисеев, Л. В. Московцева, А. С. Шурупова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 160 с.Наумов С.Ю. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2016. - 556 c.Рой О. М. Основы государственного и муниципального управления / О. М. Рой. – 4-е изд. – СПб : Питер, 2013. – 360 с.Чиркин В. Е. Основы государственного и муниципального управления : Учебник. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 421 с.Цечоев В.К. История органов власти России: учебное пособие/ В.К. Цечоев, 2013. – 160 с.

1. Барабашев Г.В. Местное самоуправление: Учебное пособие по муниципальному праву, истории и теории государственного управления. - М.: МГУ, 2011. – 350 с.
2. Бердашкевич А. П. Органы государственной власти: функционал и статус / А. П. Бердашкевич, З. И. Елкибаева // Гос. власть и местное самоупр. – 2013. – № 9. – С. 12-17.
3. Бовыкин В. В. Краткий обзор постсоветской историографии о местном самоуправлении в Русском государстве XVI в. ⁄⁄ Муниципальное право. — 2012. — № 1. — С. 61-65.
4. Васильев В.П. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие. - М.: ДиС, 2014. - 352 c.
5. Выдрин И.В. Местное самоуправление в Российской Федерации: от идеи к практике (конституционно-правовой аспект). - Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2012. -205 с.
6. Гегедюш Н.С. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие для прикладного бакалавриата. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 238 c.
7. Граждан В. Д. Муниципальная служба : учебник для академического бакалавриата / В. Д. Граждан. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2015. – 467 с.
8. Емельянов Н.А., Емельянова Т.С. Местное самоуправление в Российской Федерации. Курс лекций. – М.: КноРус, 2011. – 157 с.
9. Игнатов В. Г. Государственное и муниципальное управление в России. Теория и организация / В. Г. Игнатов – М. : Феникс, 2011. – 384 с.
10. Иоголевич Н.И., Сагандыков М. С. К вопросу о реформировании системы муниципального управления // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право . - 2012. - №20. - С.81-83.
11. Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. - М.: Норма, 2011. - 272 с.
12. Муниципальное управление / А. Д. Моисеев, Л. В. Московцева, А. С. Шурупова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 160 с.
13. Наумов С.Ю. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2016. - 556 c.
14. Рой О. М. Основы государственного и муниципального управления / О. М. Рой. – 4-е изд. – СПб : Питер, 2013. – 360 с.
15. Чиркин В. Е. Основы государственного и муниципального управления : Учебник. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 421 с.
16. Цечоев В.К. История органов власти России: учебное пособие/ В.К. Цечоев, 2013. – 160 с.

Вопрос-ответ:

Как формировалось местное самоуправление в России?

С момента Древней Руси до 19-го века местное самоуправление в России формировалось постепенно, на основе различных установлений и законодательных актов. Оно развивалось в зависимости от политической и социальной конъюнктуры, а также отношений власти и народа.

Как развивалось местное самоуправление в 19-м веке?

В 19-м веке местное самоуправление в России стало более организованным и систематическим. Были приняты ряд законодательных актов, регламентирующих его деятельность. Также были созданы губернские и уездные земские управы, которые выполняли функции местного самоуправления.

Какое местное самоуправление было в России до распада СССР?

До распада СССР в России существовала система советских депутатов и советских исполнительных комитетов, которые осуществляли местное самоуправление на территории сельских и городских поселений. Они имели свои полномочия и решали местные вопросы.

Какое местное самоуправление существует в РФ сейчас?

В настоящее время в России существует система местного самоуправления, основанная на принципах конституционной и государственно-правовой основы. Местное самоуправление осуществляется через органы местного самоуправления - представительные и исполнительные органы власти.

Какие источники использовались при написании статьи?

Для написания статьи использовался ряд источников, включая книги, научные статьи, законодательные акты и официальные документы. Все использованные источники указаны в списке использованных источников в конце статьи.

Какое значение имеет местное самоуправление в России?

Местное самоуправление в России имеет важное значение, поскольку обеспечивает гражданскую активность, позволяет решать вопросы относительно развития и благосостояния конкретных территорий, а также способствует демократизации и разделению власти на различные уровни.

Как развивалось местное самоуправление в России до 19 века?

Существование местного самоуправления в России можно проследить еще с Древней Руси. Затем оно постепенно эволюционировало, претерпевая изменения и приспосабливаясь к различным эпохам и формам государственного устройства. В 19 веке местное самоуправление стало более организованным и структурированным, с появлением городских дум и земских соборов.

Каково было значение местного самоуправления в России в 19 веке и до распада СССР?

Местное самоуправление в России в 19 веке и до распада СССР играло существенную роль в организации жизни на территории. Оно было ответственно за множество сфер, включая управление инфраструктурой, образованием, здравоохранением и социальной защитой. Однако, в разные периоды и при различных правительствах, местное самоуправление обладало разной степенью автономии и влияния.

Как организовано местное самоуправление в современной России?

В современной России местное самоуправление организовано на муниципальном уровне, где существуют органы местного самоуправления - муниципальные образования. Эти органы выбираются гражданами и регулируются соответствующим законодательством. Местные органы самоуправления имеют полномочия и ответственность за решение вопросов, касающихся жизни и развития конкретной территории.

Каковы основные проблемы современного местного самоуправления в России?

Среди основных проблем современного местного самоуправления в России можно выделить недостаток финансирования, ограниченные полномочия муниципальных органов, неэффективность регулирующей системы и отсутствие реального механизма контроля со стороны граждан. Эти проблемы мешают развитию и эффективной работе местных органов самоуправления и требуют дальнейшей модернизации системы.