Налоговые льготы: вопросы теории и практики

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Налоговое право
  • 2828 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 23.11.2010
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ КАК ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1. Понятие и принципы налоговой льготы
1.2. Формы налоговых льгот
ГЛАВА 2. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ
2.1. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
2.2. Упрощенная система налогообложения (УСН)
2.3. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
2.4. Система налогообложения при выполнении соглашений
о разделе продукции
ГЛАВА 3. ВОПРОСЫ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

В связи с этим впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй НК судам надлежит применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.
В Определении Конституционного суда РФ от 07.02.2002 N 37-О Суд пришел к выводу, что установление льгот не является обязательным при определении существенных элементов налога (см. п. 2 ст. 17 НК РФ), в связи с чем их отсутствие для других категорий налогоплательщиков не влияет на оценку законности установления налога.
На практике значительное количество налоговых споров возникает при применении ставки НДС 0%. Рассматривая экономическую природу налога на добавленную стоимость, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что «...налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения».
При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к их цене предъявляет к оплате покупателю соответствующую сумму НДС. При этом, определяя размер своих налоговых обязательств, он уменьшает сумму налога, поступившую от покупателей, на сумму налога, предъявленную поставщиками. Таким образом, все налогоплательщики, участвующие в определенной стадии производственного процесса, должны уплачивать налог только с той части стоимости товара, которая была создана (добавлена) ими.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2005 N 41-О, п. 1 ст. 164 НК РФ предусматривает освобождение от налогообложения, т.е. налоговую льготу. Поэтому при применении ставки НДС 0% следует принимать во внимание те особенности, которые присущи налоговым льготам в соответствии с законодательством. Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 16.11.2004 N 6579/04, ФАС Северо-Западного округа от 13.02.2006 N А66-8175/2005 и др.
В целом же анализ решений Конституционного Суда Российской Федерации позволяет сделать выводы, во-первых, об отсутствии единого целостного подхода к рассмотрению споров о налоговых льготах, а во-вторых, о наличии определенных противоречий в правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в спорах о налоговых льготах.
Россия в традиционном понимании не является страной прецедентного права. Однако в реальности в нашей стране судебная практика, прежде всего арбитражных судов, играет огромную роль в регулировании налоговых отношений. В настоящее время судебная практика арбитражных судов может существенно корректировать буквальный смысл налогового закона или даже вообще его перечеркивать и вводить другие подходы в регулировании налоговых правоотношений. Более того, в настоящее время в судебной практике сформировалось немало судебных доктрин и подходов, которые дополняют или изменяют текст налогового закона.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вопрос о налоговых льготах является актуальным, в связи с тем, что в России проводится политика сокращения количества налогов.
На современном этапе реформирования российской налоговой системы налоговым льготам присущи следующие особенности.
- налоговая льгота представляет собой разновидность правовой льготы и поэтому отвечает всем ее признакам;
- налоговая льгота - это определенные преимущества в отношении одних налогоплательщиков перед другими в конкретных сферах;
- налоговые льготы нуждаются в четком правовом закреплении.
В качестве инструмента налоговой политики, основной «упор» делается на налоговые вычеты, налоговые освобождения, а также специальные налоговые режимы, то есть те инструменты, которые хотя на первый взгляд могут показаться схожими с налоговыми льготами и даже идентичными им, однако по своей правовой природе не всегда являются таковыми, так как налоговые вычеты устанавливаются, как правило, применительно не к категориям налогоплательщиков, а к тем условиям, с которыми законодатель связывает возникновение оснований для минимизации налогооблагаемой базы, а принадлежность налогоплательщика к какой-то определенной категории (то есть его индивидуально обобщенные особенности) либо отходит на второй план, либо вообще не рассматривается в качестве условия предоставления каких-либо преимуществ по отношению к другим категориям налогоплательщиков.
В контексте изложенного следует согласиться с позицией отдельных исследователей относительно того, что статья 56 Налогового кодекса, установившая определение понятия налоговой льготы, не дает классификации налоговых льгот в зависимости от специфических особенностей различных участников налоговых отношений. На мой взгляд, признаки, установленные в Налоговом кодексе РФ, в настоящее время позволяют под налоговую льготу «подводить» любое нормативно установленное освобождение от уплаты налогов или условие, в связи с которым налогоплательщик получает возможность законно минимизировать суммы налогов, подлежащих уплате в бюджеты.
Нельзя на сегодняшний день также назвать достаточно определенной и однозначной правовую позицию ВАС РФ и Конституционного Суда Российской Федерации по вопросу о налоговых льготах. Рассмотренные обстоятельства позволяют говорить о необходимости не только дальнейшего развития правовой позиции судов высших инстанций по данному вопросу, но и о необходимости дальнейшего корректирования и развития норм налогового права о налоговых льготах.
Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты:

Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998)
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
Федеральный закон от 06.12.1995 N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» // СПС «КонсультантПлюс».

Материалы судебной практики:

Постановление КС РФ от 04.04.1996 N 9-П «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов г. Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и г. Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное место жительства в названные регионы» // СПС «КонсультантПлюс»;
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20.02.2001 N 3-П «По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 7 Федерального закона «О налоге на добавленную стоимость» в связи с жалобой закрытого акционерного общества «Востокнефтересурс» // Вестник Конституционного Суда РФ. № 3. 2001
Определение Конституционного Суда РФ от 07.02.2002 N 37-О «"По жалобе гражданина Кривихина Сергея Васильевича на нарушение его конституционных прав положениями абзаца третьего статьи 143 и пункта 2 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. № 4. 2002
Определение КС РФ от 20.11.2003 N 392-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пронченко А.Я. на нарушение его конституционных прав подпунктом 21 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»;
Определение КС РФ от 20.11.2003 N 396-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Хомутовой Н.В. на нарушение ее конституционных прав подпунктом 16 пункта 3 статьи 149 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»;
Определение Конституционного Суда РФ от 19.01.2005 N 41-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Оренсал» на нарушение конституционных прав и свобод подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»
Постановление Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 2001. N 7

Учебные пособия и монографии:

Барулин С.В., Макрушин А.В., Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики. Саратов. 2007. 175с.
Демин А.В. Налоговое право России: Учебное пособие. Красноярск: РУМЦ ЮО, 2006. 464 с.
Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Центр ЮрИнфоР, 2006. 256с.
Малько А.В., Морозова И.С. Льготы в российском праве (проблемы теории и практики): Монография. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", 2006. 147С.

Научные статьи:

Гудков И.Н. Налоговые льготы как институт налогового права РФ // Финансовое право. 2009. №4 С. 15-16
Демин А.В. Законодательство о налогах и сборах: понятие, состав, проблемы // Финансовое право. 2007. №7. с.20-29
Зимин А. В. Правовой режим налоговых льгот // Налоговые споры: теория и практика. 2005. № 11. С. 22 – 27
Налоговые льготы в свете решений Конституционного Суда РФ // Налоговые споры: теория и практика. 2006. № 4
Назаров В.Н. О противоречиях в правовой позиции Конституционного Суда РФ в спорах о налоговых льготах // Налоги (журнал), 2008. № 3. С.22-25
Пушкарева Л.В., Макеева Т.В., Суворов Д.О. Налоговые льготы как эффективный механизм взаимодействия предпринимательских и властных структур // Налоги (журнал). 2006. № 3. С. 31-32
Специальные налоговые режимы как разновидность налоговых льгот // Налоговые споры: теория и практика. 2007. № 7. С. 12-20
Спорное право на налоговые льготы. // Финансовая газета. 2009. № 29. С.3
Хрешкова В.В. Льготы в финансовом праве: теоретико-правовой аспект // Финансовое право. 2007. №2. С.12-17

Пушкарева Л.В., Макеева Т.В., Суворов Д.О. Налоговые льготы как эффективный механизм взаимодействия предпринимательских и властных структур // Налоги (журнал). 2006. № 3. С. 31
Гудков И.Н. Налоговые льготы как институт налогового права РФ // Финансовое право. 2009. №4 С. 15-16
Налоговый кодекс РФ, часть первая, ст. 56 (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс»
Хрешкова В.В. Льготы в финансовом праве: теоретико-правовой аспект // Финансовое право. 2007. №2. С.12-17
Зимин А. В. Правовой режим налоговых льгот // Налоговые споры: теория и практика. 2005. № 11. С. 22 - 27.
Постановление КС РФ от 04.04.1996 N 9-П «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов г. Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и г. Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное место жительства в названные регионы» // СПС «КонсультантПлюс».
Определение КС РФ от 20.11.2003 N 392-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пронченко А.Я. на нарушение его конституционных прав подпунктом 21 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
Определение КС РФ от 20.11.2003 N 396-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Хомутовой Н.В. на нарушение ее конституционных прав подпунктом 16 пункта 3 статьи 149 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Центр ЮрИнфоР, 2006. С. 163.
Демин А.В. Налоговое право России: Учебное пособие. Красноярск: РУМЦ ЮО, 2006. С.48
Хрешкова В.В. Льготы в финансовом праве: теоретико-правовой аспект // Финансовое право. 2007. №2. С.12-17
Там же.
Барулин С.В., Макрушин А.В. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики // Саратов. 2007г. С.74
п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.12.1995 N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» // СПС «КонсультантПлюс».
Специальные налоговые режимы как разновидность налоговых льгот // Налоговые споры: теория и практика. 2007. № 7. С. 18
Там же. С.20
Спорное право на налоговые льготы. // Финансовая газета. 2009. № 29. С.3
Демин А.В. Законодательство о налогах и сборах: понятие, состав, проблемы // Финансовое право. 2007. №7. с.26
Пункт 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 2001. N 7
Определение Конституционного Суда РФ от 07.02.2002 N 37-О «"По жалобе гражданина Кривихина Сергея Васильевича на нарушение его конституционных прав положениями абзаца третьего статьи 143 и пункта 2 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. № 4. 2002
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20.02.2001 N 3-П «По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 7 Федерального закона «О налоге на добавленную стоимость» в связи с жалобой закрытого акционерного общества «Востокнефтересурс» // Вестник Конституционного Суда РФ. № 3. 2001
Определение Конституционного Суда РФ от 19.01.2005 N 41-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Оренсал» на нарушение конституционных прав и свобод подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»
СПС «КонсультантПлюс»












2

I.Нормативно-правовые акты:

1.Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998)
2.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
3.Федеральный закон от 06.12.1995 N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» // СПС «КонсультантПлюс».

II.Материалы судебной практики:

1.Постановление КС РФ от 04.04.1996 N 9-П «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов г. Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и г. Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное место жительства в названные регионы» // СПС «КонсультантПлюс»;
2.Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20.02.2001 N 3-П «По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 7 Федерального закона «О налоге на добавленную стоимость» в связи с жалобой закрытого акционерного общества «Востокнефтересурс» // Вестник Конституционного Суда РФ. № 3. 2001
3.Определение Конституционного Суда РФ от 07.02.2002 N 37-О «"По жалобе гражданина Кривихина Сергея Васильевича на нарушение его конституционных прав положениями абзаца третьего статьи 143 и пункта 2 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. № 4. 2002
4.Определение КС РФ от 20.11.2003 N 392-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пронченко А.Я. на нарушение его конституционных прав подпунктом 21 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»;
5.Определение КС РФ от 20.11.2003 N 396-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Хомутовой Н.В. на нарушение ее конституционных прав подпунктом 16 пункта 3 статьи 149 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»;
6.Определение Конституционного Суда РФ от 19.01.2005 N 41-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Оренсал» на нарушение конституционных прав и свобод подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»
7.Постановление Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 2001. N 7

III.Учебные пособия и монографии:

1.Барулин С.В., Макрушин А.В., Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики. Саратов. 2007. 175с.
2.Демин А.В. Налоговое право России: Учебное пособие. Красноярск: РУМЦ ЮО, 2006. 464 с.
3.Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Центр ЮрИнфоР, 2006. 256с.
4.Малько А.В., Морозова И.С. Льготы в российском праве (проблемы теории и практики): Монография. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", 2006. 147С.

IV.Научные статьи:

1.Гудков И.Н. Налоговые льготы как институт налогового права РФ // Финансовое право. 2009. №4 С. 15-16
2.Демин А.В. Законодательство о налогах и сборах: понятие, состав, проблемы // Финансовое право. 2007. №7. с.20-29
3.Зимин А. В. Правовой режим налоговых льгот // Налоговые споры: теория и практика. 2005. № 11. С. 22 – 27
4.Налоговые льготы в свете решений Конституционного Суда РФ // Налоговые споры: теория и практика. 2006. № 4
5.Назаров В.Н. О противоречиях в правовой позиции Конституционного Суда РФ в спорах о налоговых льготах // Налоги (журнал), 2008. № 3. С.22-25
6.Пушкарева Л.В., Макеева Т.В., Суворов Д.О. Налоговые льготы как эффективный механизм взаимодействия предпринимательских и властных структур // Налоги (журнал). 2006. № 3. С. 31-32
7.Специальные налоговые режимы как разновидность налоговых льгот // Налоговые споры: теория и практика. 2007. № 7. С. 12-20
8.Спорное право на налоговые льготы. // Финансовая газета. 2009. № 29. С.3
9.Хрешкова В.В. Льготы в финансовом праве: теоретико-правовой аспект // Финансовое право. 2007. №2. С.12-17

Вопрос-ответ:

Какая основная функция налоговых льгот?

Основная функция налоговых льгот заключается в стимулировании определенных действий или практик, которые способствуют достижению определенных целей государства. Налоговые льготы могут быть использованы для поддержки экономического роста, развития определенных отраслей или регионов, привлечения инвестиций, содействия социальным целям и т.д.

Какие принципы лежат в основе налоговых льгот?

Основным принципом налоговых льгот является принцип свободного выбора налогоплательщиков. Это означает, что налоговые льготы должны быть предоставлены только тем налогоплательщикам, которые соответствуют определенным условиям или закрепленным правилам. Другими принципами являются прозрачность, предсказуемость, справедливость и эффективность налоговых льгот.

Какие формы могут принимать налоговые льготы?

Налоговые льготы могут принимать разные формы в зависимости от конкретной цели. Например, это может быть освобождение от уплаты налога в полном объеме или его части, установление сниженной ставки налога, применение упрощенной системы налогообложения, предоставление налоговых кредитов или субсидий, а также другие формы налоговых преференций.

Какие налоговые режимы являются разновидностью налоговых льгот?

Специальные налоговые режимы, такие как единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), упрощенная система налогообложения (УСН), единый налог на вмененный доход (ЕНВД) и система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, являются разновидностью налоговых льгот. Они предоставляют определенные преимущества и упрощения в уплате налогов для определенных групп налогоплательщиков.

Что такое налоговая льгота?

Налоговая льгота - это особый режим налогообложения, предоставляемый государством, который позволяет уменьшить налоговую нагрузку на определенные категории налогоплательщиков или на конкретные виды деятельности. Это правовая категория, которая направлена на стимулирование экономического развития, социальной защиты и поддержки определенных отраслей и сфер жизнедеятельности.

Какие принципы лежат в основе налоговой льготы?

Основными принципами налоговой льготы являются: принцип социальной справедливости, принцип стимулирования экономического развития и конкурентоспособности, принцип эффективности и принцип легитимности. Эти принципы определяют цели и задачи налоговой льготы, а также обеспечивают равные условия налогообложения для разных категорий налогоплательщиков и видов деятельности.

Каковы формы налоговых льгот?

Формы налоговых льгот могут быть разнообразными и зависят от конкретного налога и целей государства. Например, это может быть освобождение от уплаты налогов, уменьшение ставки налога, упрощенный порядок уплаты, использование особых тарифов и т.д. Каждая форма налоговых льгот имеет свои особенности и применяется в соответствии с требованиями закона и правилами налогообложения.

Что такое специальные налоговые режимы?

Специальные налоговые режимы - это разновидность налоговых льгот, которые применяются к определенным сферам деятельности или группам налогоплательщиков. Эти режимы обусловлены особыми условиями и потребностями этих сфер и направлены на их поддержку и развитие. Примерами специальных налоговых режимов являются Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), упрощенная система налогообложения (УСН), единый налог на вмененный доход (ЕНВД) и система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Что такое налоговые льготы?

Налоговые льготы - это особые условия налогообложения, предоставляемые государством или органами местного самоуправления отдельным категориям налогоплательщиков. Они предусматривают снижение или освобождение от уплаты налогов, а также иные преимущества в области налогообложения.

Какие принципы лежат в основе налоговых льгот?

Основными принципами налоговых льгот являются социальная справедливость, стимулирование экономической деятельности, простота и прозрачность системы налогообложения. Для предоставления налоговых льгот должны быть установлены четкие критерии и условия их применения.

Какие формы налоговых льгот существуют?

Существует несколько форм налоговых льгот, включая освобождение от уплаты налогов полностью или частично, установление льготных ставок налога, упрощение процедуры уплаты налога, предоставление субсидий и компенсаций взамен уплаты налога и другие меры, направленные на снижение налоговой нагрузки.

Какие специальные налоговые режимы существуют?

Существуют различные специальные налоговые режимы, такие как Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), Упрощенная система налогообложения (УСН), Единый налог на вмененный доход (ЕНВД), система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции и другие. Они предназначены для упрощения налогообложения определенных сфер деятельности и снижения налоговой нагрузки на малые и средние предприятия.