Экспериментирование как средство формирования представления о природе у детей дошкольного возраста.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 3333 страницы
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 10.12.2011
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1.Формирование представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста
2.Детское экспериментирование, как метод обучения детей старшего дошкольного возраста
3.Особенности естественнонаучных экспериментов в формировании представлений о природе у детей дошкольного возраста
4.Методика организации экспериментирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Выводы
Список литературы



Фрагмент для ознакомления

Почему?
Детей нужно учить находить сходства и различия между объектами.
По окончании серии экспериментов обсуждается с детьми, кто из них узнал что-то новое, зарисовываться схема общего эксперимента.
Ниже приводиться примеры экспериментирования.
1 блок занятий: экспериментирование с песком.
Цель: познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточится; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.
Эксперимент 1. «Песочный конус»
Возьмите горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, то в другом возникают сплывы, движения песка, похожее на течение. Дети делают вывод: песок сыпучий и может двигаться (Вспомнить с детьми о пустыне, о том, что именно там пески могут передвигаться, быть похожим на волны моря).
Эксперимент 2. «Свойства мокрого песка»
Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Выясняем с детьми, почему из мокрого песка можно сделать фигурки: когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга. Если же в мокрый песок добавить цемент, то и высохнув, песок свою форму не потеряет и станет твердым, как камень. Вот так песок работает на строительство домов.
Эксперимент 3. «Волшебный материал»
Предложить детям слепить что-нибудь из песка и глины, после чего проверить прочность построек. Дети делают вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания. Выясняют, что сухой песок форму не сохраняет. Рассуждают, можно ли сделать посуду из песка и глины. Дети проверяют свойства песка и глины, вылепив из них посуду и высушив ее.
Эксперимент 4. «Где вода?»
Предложить детям выяснить свойства песка и глины, пробуя их на ощупь (сыпучие, сухие). Дети наливают стаканчики одновременно одинаковым количеством воды (волы наливают ровно столько, сколько чтобы полностью ушла в песок). Выяснить, что произошло в емкостях с песком и глиной (Вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины); почему (у глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду); где больше луж после дождя (на асфальте, на глинистой почве, т.к. они не пропускают воду внутрь; на земле, в песочнице луж нет); почему дорожки в огороде посыпают песком (для впитывания воды).
2 блок занятий: экспериментирование с воздухом.
Цель. Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятия детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.
Эксперимент 1. «Поиск воздуха»
Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно, объясняют происходящие процессы на основе результата своих действий (например: дует в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик и т.д.).
Эксперимент 2. «Живая змейка»
Зажечь свечу и тихо подуть на нее, спросить у детей, почему отклоняется пламя (воздействует поток воздуха). Предложить рассмотреть змейку (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить), ее спиральную конструкцию и продемонстрировать детям вращение змейки над свечой (воздух над свечой теплее, над ней змейка вращается, но не опускается, но не опускается вниз, т.к. ее поднимает теплый воздух). Дети выясняют, что воздух заставляет вращаться змейку, и с помощью обогревательных приборов опыт выполняют самостоятельно.
Эксперимент 3. «Реактивный шарик»
Предложить детям надуть воздушный шар и отпустить его, обратить внимание на траекторию и длительность его полета. Дети делают вывод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть, т.к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону. Рассказать детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.
3 блок занятий «Знакомство с ветром»(по Н.А. Рыжовой).
Цель: познакомить детей с тем, что ветер — это движение воздуха, обсудить роль ветра в природе и в жизни людей.
Материалы и оборудование: небольшие емкости для каждого ребенка (можно использовать упаковочные материалы) с водой. Для привлекательности можно создать Белое, Черное, Красное, Желтое моря, подкрасив воду. Заранее сделайте с детьми устойчивые парусные кораблики (они не должны быть слишком маленькими, в противном случае, как показывает опыт, они сразу переворачиваются в воде). Красиво смотрятся кораблики с разноцветными парусами. Подготовьте заранее веера (лучше сделать их вместе с детьми). Понадобятся также небольшие емкости с песком (или банки) и трубочки для коктейля, иллюстрация песчаной пустыни.
Примечание. Элемент игры — на занятиях дети становятся «ветрами».
Опыт 1. Дети дуют на воду. Что получается? Волны. Чем сильнее дуть, тем больше волны (но во всем нужно знать меру, если подуть слишком сильно, море вообще исчезнет!).
Опыт 2. Дети «отпускают» парусные кораблики в большое плавание (помещаем в мисочки с водой) и дуют на паруса, кораблики плывут. Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Экспериментируем: что происходит с корабликом, если ветра нет? а если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение.
Опыт 3. Для этого опыта используйте веера, сделанные заранее самими ребятами. Можно взять и настоящие веера, которые вы, например, приготовили для костюмированных танцев. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. А, как ребята уже знают, ветер — это движение воздуха (старайтесь, чтобы во время опытов дети делали как можно больше самостоятельных выводов).
Опыт 4. А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем мы заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором.) Хорошо показать картинки с изображением женщин в костюмах прошлого века, с веерами.
Опыт 5. Поставьте перед каждым ребенком емкость с довольно высокими краями и с небольшим количеством песка. Для повышения безопасности исследований можно использовать стеклянную банку с сухим песком, закрытую крышкой с дырочкой, вставив в дырочку резиновый шланг. Песок в емкости (банке) — имитация пустыни. Опять превращаемся в ветры: несильно, но довольно долго дуем на песок. На песок в емкости нужно дуть через соломинку для коктейля, в банке — через резиновую трубку, тогда он не будет разлетаться в стороны. Что происходит? Сначала появляются волны, похожие на волны в мисочке с водой, но только песчаные. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится на другое. У самого добросовестного «ветра» появится песчаный холмик.
Творческое задание. Предложите детям рассмотреть картину с изображением песчаной пустыни с барханами и предположить, почему в песчаной пустыне появляются такие холмы. Важно, чтобы дошкольники, вспомнив предыдущий опыт, пришли к выводу, что их создает ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, возникает много разных холмов. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне.
Опыт 6. Рассмотрите иллюстрации с изображением пустыни. На барханах либо вообще не растут растения, либо их крайне мало. Почему? Наверное, что-то им тут не нравится. А что именно, вы сейчас выясните с детьми. «Посадите» (воткните) в песок палочку или сухую травинку. Теперь дети должны дуть на песок таким образом, чтобы он перемещался в сторону палочки. Если они правильно будут это делать, со временем песок почти засыплет все ваше «растение». Откопайте его так, чтобы видна была верхняя половина. Теперь ветер дует прямо на растение (дети при помощи соломинки осторожно выдувают песок из-под палочки). В конце концов песка возле «растения» почти не останется, оно упадет. Вернитесь опять к вопросу о том, почему на барханах мало растений. Ветер то засыпает их песком, то выдувает его, и корешкам не за что держаться. К тому же песок в пустыне бывает очень горячим! В таких условиях могут выжить только самые выносливые растения, но их очень мало.
Таким образом, педагогам дошкольных учреждений можно дать следующие рекомендации по проведению экспериментирования:
1.Во время проведения экспериментирования не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
2.Не следует указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка во время экспериментирования. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
3.Неоюходимо предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
4.Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).
Выводы
На основе анализа психолого-педагогической и экологической литературы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.
Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Т.е. детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.
Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Список литературы
Арсентьева В.П., Зайцева Л.М. Начальное экологическое образование. – Смоленск, 1999. – 244с.
Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 56с.
Иванова, А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80с.
Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др.; Под ред. Л.Г. Нисканен. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208с.
Кондратьева Н.Н. Мы! Программа экологического образования детей. – М.: Детство-Пресс, 2005. – 229с.
Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 208с.
Локтионова З.А., Варыгина В.В. Поисково-познавательная работа в детском саду // Методист. – 2006. – №8. – С.60-64.
Методика ознакомления с природой в детском саду/под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1992. – 240с.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дед. сада. – М.: Просвещение, 2004. – 208с.
Поддъяков, Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. – М.: Проф. образование, 1996. – 131с.
Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Аркти, 2004. – 64с.
Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 336с.
Саморукова П. Систематизация знаний детей о природе. // Дошкольное воспитание. – 1973 – №4
Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. – М. Просвещение, 1983 – 208с.
Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности. // Дошкольное воспитание, 2007. –№6. – С.13-16.
Методика ознакомления с природой в детском саду/под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1992. – 240с.
Саморукова П.Г.. Как знакомить дошкольников с природой. – М. Просвещение, 1983 – 208с.
Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дед. сада. - М.: Просвещение, 2004. - 208 с.
Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дед. сада. - М.: Просвещение, 2004. - 208 с.
Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дед. сада. - М.: Просвещение, 2004. - 208 с.
Саморукова П. Систематизация знаний детей о природе. // Дошкольное воспитание. – 1973 – №4
Кондратьева Н.Н. Мы! Программа экологического образования детей. – М.: Детство-Пресс, 2005. – 229с.
Арсентьева В.П., Зайцева Л.М. Начальное экологическое образование. – Смоленск, 1999. – 244с.
Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др.; Под ред. Л.Г. Нисканен. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208с.
Поддъяков, Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. – М.: Проф. образование, 1996. – 131с.
Локтионова З.А., Варыгина В.В. Поисково-познавательная работа в детском саду // Методист. – 2006. – №8. – С.60-64.
Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56с.
Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности. // Дошкольное воспитание, 2007. –№6. – С.13-16.
Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 336с.
Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Аркти, 2004. – 64с.
Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 336с.
Иванова, А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80с.
Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дед. сада. - М.: Просвещение, 2004. - 208 с.
Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дед. сада. - М.: Просвещение, 2004. - 208 с.
Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.- ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 208с.
Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 336с.
Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 336с.









2

1.Арсентьева В.П., Зайцева Л.М. Начальное экологическое образование. – Смоленск, 1999. – 244с.
2.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 56с.
3.Иванова, А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80с.
4.Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др.; Под ред. Л.Г. Нисканен. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208с.
5.Кондратьева Н.Н. Мы! Программа экологического образования детей. – М.: Детство-Пресс, 2005. – 229с.
6.Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 208с.
7.Локтионова З.А., Варыгина В.В. Поисково-познавательная работа в детском саду // Методист. – 2006. – №8. – С.60-64.
8.Методика ознакомления с природой в детском саду/под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1992. – 240с.
9.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дед. сада. – М.: Просвещение, 2004. – 208с.
10.Поддъяков, Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. – М.: Проф. образование, 1996. – 131с.
11.Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Аркти, 2004. – 64с.
12.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 336с.
13.Саморукова П. Систематизация знаний детей о природе. // Дошкольное воспитание. – 1973 – №4
14.Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. – М. Просвещение, 1983 – 208с.
15.Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности. // Дошкольное воспитание, 2007. –№6. – С.13-16.

Вопрос-ответ:

Каким образом экспериментирование помогает детям формировать представления о природе?

Экспериментирование позволяет детям учиться и исследовать окружающий мир через собственный опыт. Они могут наблюдать, делать выводы и экспериментировать с различными материалами и явлениями природы. Таким образом, дети активно вовлекаются в процесс познания и получают представления о природе.

Какие особенности экспериментирования существуют при работе с детьми старшего дошкольного возраста?

При работе с детьми старшего дошкольного возраста важно учитывать их возрастные особенности и представления о природе, чтобы создать полезные и интересные эксперименты. Дети в этом возрасте уже обладают определенным запасом знаний и понимания мира, поэтому эксперименты должны быть более сложными и содержательными для них.

Можно ли использовать детское экспериментирование как метод обучения?

Да, детское экспериментирование вполне может быть использовано в качестве метода обучения детей. Оно позволяет активно включить детей в процесс познания, развивает их наблюдательность, логическое мышление и креативность. Кроме того, через эксперименты дети могут лучше понять и запомнить сложные понятия и явления природы.

Как организовать экспериментирование при работе с детьми старшего дошкольного возраста?

При организации экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста необходимо предложить им интересные задания, объяснить правила и безопасность, а также помочь им анализировать полученные результаты. Важно также создать подходящую атмосферу и условия для проведения экспериментов, включая необходимые материалы и инструменты.

Почему экспериментирование является эффективным методом формирования представлений о природе у детей дошкольного возраста?

Экспериментирование является эффективным методом формирования представлений о природе у детей дошкольного возраста, так как оно позволяет им активно вовлекаться в процесс познания и собственно деятельности. Дети могут самостоятельно проводить опыты, наблюдать за явлениями природы, делать выводы, что развивает их познавательные способности и позволяет им лучше понять и запомнить информацию.

Как экспериментирование помогает формировать представления о природе у детей дошкольного возраста?

Экспериментирование позволяет детям дошкольного возраста наблюдать и исследовать природные явления, что помогает им формировать представления о природе. Дети могут самостоятельно проводить простые эксперименты, рассматривать результаты и делать выводы, что способствует их познавательному развитию.

Как формируются представления о природе у детей старшего дошкольного возраста?

Представления о природе у детей старшего дошкольного возраста формируются через непосредственное наблюдение и экспериментирование. В этом возрасте дети уже могут проводить более сложные эксперименты, задавать гипотезы и проверять их. Они могут самостоятельно разрабатывать планы экспериментов и делать выводы на основе полученных данных.

Каким образом детское экспериментирование может быть использовано как метод обучения детей старшего дошкольного возраста?

Детское экспериментирование может быть использовано как метод обучения детей старшего дошкольного возраста, так как оно позволяет развивать их наблюдательность, логическое мышление и творческие способности. Через проведение экспериментов дети могут усвоить новые знания и умения, а также научиться формулировать и проверять гипотезы.

Какие особенности имеют естественнонаучные эксперименты в формировании представлений о природе у детей дошкольного возраста?

Естественнонаучные эксперименты в формировании представлений о природе у детей дошкольного возраста имеют такие особенности, как использование простых материалов и инструментов, доступность для понимания детьми исследуемых явлений, а также возможность повторения экспериментов для закрепления полученных знаний. Эксперименты должны быть безопасными и интересными для детей.