Вам нужна курсовая работа?
Интересует Микро-, макро-, мегаэкономика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Особенности современной налоговой системы в России; проблемы развития и совершенствования

  • 33 страницы
  • 23 источника
  • Добавлена 15.04.2011
750 руб. 1 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Налогообложение – один из важнейших факторов развития рыночной экономики России.
1.1. Содержание, система и особенности налогового законодательства в России.
1.2. Основные принципы построения налоговой системы в экономике России. Налоговая ставка. Налоговое бремя. Прямые и косвенные налоги. Прогрессивное, пропорциональное и регрессивное налогообложение.
1.3. Структура действующей налоговой системы Российской Федерации.
Глава 2. Характерные особенности действующей налоговой политики. Существующие проблемы.
2.1. Характерные особенности действующей налоговой политики. Существующие проблемы.
2.2. Объективные предпосылки реформирования налоговой политики и основные направления реформы.
2.3. Противоречия действующей налоговой системы России.
Глава 3. Пути реформирования налоговой системы Российской Федерации.
3.1. Мероприятия по усовершенствованию налоговой системы.
3.2. Теоретико-методологические основы модернизации современной налоговой системы России.
3.3. Использование теоретического и практического опыта стран с развитыми рыночными отношениями в налогообложении Российской Федерации.
3.4. Модернизация налоговой системы. Информационные ресурсы налоговых инспекций и проблемы их эффективного использования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Фрагмент для ознакомления

Например, в Великобритании все законодательные инициативы в финансовых и налоговых вопросах принадлежат правительству. Ведь парламент в те времена созывали, чтобы король мог получить разрешение на введение нового налога. Та как парламент менее заинтересован во введении новых налогов, то не мог самостоятельно предлагать нововведения. Такой стиль ограничения законодательной инициативы унаследовали некоторые страны, в частности Канада.
В Португалии Конституция так же гласит, что депутаты парламента не имеют права выступать с законодательной инициативой, которая предусматривает увеличение или уменьшение доходов и расходов государства в текущем налоговом периоде.
В США же, наоборот, с предложением о нововведениях в области налогов может выступить только Палата представителей.
Но во многих странах, как и в России, в отношении законопроектов о налогах и сборах допускается смешанная инициатива (правительственная и парламентская).
Ряд специфических требований закреплены в Конституции РФ. Например, Федеральные законы принимаются Государственной Думой, одной из двух палат Федерального Собрания – представительного и законодательного органа РФ. Законопроекты о введении и отмене налогов, освобождении от их уплаты могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства РФ (ч. 3 ст. 104 Конституции РФ). Это и понятно, поскольку на Правительство РФ возложено исполнение государственного бюджета (ст. 114 Конституции РФ), а реальность его исполнения зависит и от наличия необходимых средств.
Принятие Думой закона по вопросам федеральных налогов и сборов подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации – другой палате Федерального Собрания (ст. 106 Конституции РФ). По общему правилу, закрепленному в ст. 105 Конституции РФ, Совет Федерации вправе определять, будет ли он или не будет рассматривать по существу закон, принятый Государственной Думой. В отношении законов о федеральных налогах и сборах это правило не действует. Совет Федерации обязан их рассматривать. Рассмотрение законов о налогах и сборах в Совете Федерации – обязательная стадия законотворческого процесса.
Таким образом, Российская Федерация в своей налоговой политике объединила опыт множества стран с давней налоговой историей.

3.4. Модернизация налоговой системы. Информационные ресурсы налоговых инспекций и проблемы их эффективного использования.

Для эффективной организации налогового администрирования необходимо обрабатывать большие объемы информации в строго регламентированные интервалы времени. Сделать это можно только с использованием информационных технологий обеспечивающих необходимый спектр ИТ-услуг.
Эффективная информационная система должна решать целый комплекс функциональных задач:
обеспечение контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, учет всех налогоплательщиков, проверка правильности платежей, отслеживание поступлений в соответствующий бюджет;
получение оперативной информации о своевременности предоставленных налогоплательщиками необходимых документов (бухгалтерские отчеты, декларации, балансы, налоговые расчеты);
возможность проверить достоверность предоставляемой информации;
позволяет совершить возврат излишне уплаченных налогов;
позволяет взаимодействовать с различными (как вышестоящими, так и нижестоящими) инстанциями, при проверке достоверности предоставленной информации;
возможность передачи правоохранительным и судебным органам полученных материалов по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность;
обеспечение правильности применения финансовых санкций, предусмотренных законодательством Российской Федерации за нарушение обязательств перед бюджетом и своевременности взыскания средств по ним;
составление, анализ и представление вышестоящим государственным налоговым органам установленной отчетности, в частности ежемесячных сведений о фактически поступивших суммах налогов и других платежах в бюджет;
позволяет рассмотреть заявления, претензии и жалобы налогоплательщиков и оперативно решить спорные вопросы;
ведение делопроизводства, учета корреспонденции (входящей и исходящей), а так же бланков строгой отчетности.
Многообразие видов объектов налогообложения, характеризующихся различными степенями сложности – все это определяет сложность и динамичность налогового администрирования.
Министерство по налогам и сборам последовательно проводит политику внедрения новых технологий в процесс работы налоговых органов. Например, в 2002 году в 47 регионах реализован полный электронный документооборот между органами федерального казначейства Минфина России и управлениями МНС России по субъектам Российской Федерации.
С 1.01.2003 на работу в условиях Единого счета федерального казначейства Минфина России (ЕКС) переведены все территориальные органы. Внедрение в регионах ЕКС по счету № 40101 принципиально изменяет денежные и информационные потоки и требует корректировки действующего порядка взаимодействия между кредитными организациями, таможенными органами, органами федерального казначейства и налоговыми органами.
В 2002 году МНС России проведена масштабная работа по формированию транспортной среды системы телекоммуникаций. С этой целью был заключен государственный контракт с ОАО «РТКомм.РУ» на подключение к IP-сети 93 налоговых органов различного уровня, в число которых вошли все управления МНС России по субъектам Российской Федерации. Создана основа для эффективного использования в работе налоговых органов имеющихся в распоряжении Министерства информационных ресурсов.
Имеющиеся в МНС России базы данных охватывают значительные информационные массивы, но некоторые из них пока еще недоступны для региональных управлений. Подключением управлений и министерства к IP-сети будут созданы условия для прямого доступа в базы данных из субъекта Российской Федерации. Решение этой задачи, прежде всего, позволит добиться оперативности информационного обеспечения работы налоговых органов. В результате сократится время отклика при обращении к информации, находящейся или отсутствующей в базах данных федерального уровня.
Министерство комплексно подошло к решению задачи удаленного доступа в базы данных. Ст. 102 Налогового кодекса вводит понятие "налоговая тайна" и порядок обращения со сведениями, ее составляющими. В связи с этим следующим шагом является оснащение налоговых органов средствами защиты информации. В настоящее время во всех управлениях МНС России по субъектам Российской Федерации и значительной части налоговых органов местного уровня разворачиваются и настраиваются криптомаршрутизаторы. Одновременно руководителям Управлений МНС России по субъектам Российской Федерации дано указание о развертывании работ по формированию региональной системы телекоммуникаций с тем, чтобы уже в этом году налоговые органы местного уровня получили удаленный доступ к базам данных регионального и федерального уровня. Техническую поддержку данного проекта осуществляет ГНИВЦ МНС России.
В настоящее время налоговые органы переходят на новую разработку, которая позволяет осуществлять полностью электронный обмен информацией между инспекциями – Электронная Обработка Документов (ЭОД).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоговая система государства – один из главных элементов рыночной экономики. Данная система является одним из главных инструментов, позволяющих государству воздействовать на развитие народного хозяйства, определять приоритеты экономического и социального развития. Для этого необходимо, чтобы налоговая система соответствовала мировому опыту и состоянию экономики страны.
Для построения оптимальной налоговой политики необходима серьезная теоретическая основа, которую можно почерпнуть из опыта (не только теоретического, но и практического) взимания и использования налогов развитых западных стран. В России же теоретической основы для построения налоговой системы нет. Но целенаправленно ориентироваться на опыт западных стран невозможно, так как необходимо учитывать специфику российской экономики.
Основной источник формирования бюджета большинства стран является налогообложение физических лиц. Именно на гражданах лежит основное налоговое бремя, что стимулирует развитие производства. И уже через налоговую систему осуществляется перераспределение национального дохода, что позволяет финансировать наиболее приоритетные на данный момент отрасли производства, развивать новые технологии, стимулировать экспорт, привлекать инвестиции, расширять сферы вложения капиталов и т.д.
Если же говорить о России, то российская налоговая политика  в настоящий момент сочетает политику максимальных налогов, которые характеризуются принципом «взять все, что можно» и минимальным предоставлением социальных гарантий гражданам государства. При этом государству уготована «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается ростом государственных доходов, а наоборот приводит к их массовому сокращению и свертыванию производств. Как показывает практика, если налоговая политика, предусматривает достаточно высокий уровень обложения, то государство обязано предоставить и значительную социальную защиту своим гражданам. Но любому государству необходимо стремится к политике разумных налогов, которая способствует  развитию предпринимательства и производства, обеспечивая им благоприятный налоговый климат.
К сожалению, в России по сравнению со странами Запада наблюдается неразвитость и незаконченность разработок Налогового Законодательства. Это касается и всех остальных сфер экономики России.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 28.09.2010 г.).
Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.200 г. № 117-ФЗ.
ФЗ РФ «О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.1991 № 943-ФЗ (в ред.от 17.07.2009).
ФЗ РФ О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 17 декабря 1995 года № 200-ФЗ.
ФЗ РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 года, № 157-ФЗ.
ФЗ «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности» от 13.10.95г. № 157-ФЗ, ст.6 пункт 3.
Постановление ВС РФ «О порядке введения в действие закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 года № 2119-1.
«Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» (одобрено Правительством РФ 20.05.2010)
Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н и др. Налоги и налоговое право в схемах. - М.:Аналитика-Пресс,2007. – 236 с.
Большая юридическая библиотека - http://www.ur-library.info/articles/10/12/503/extra/0.html
Газина Ю.А. Современная налоговая политика. // Государственная власть и местное самоуправление. № 7 от 2010 г.
Гуреев В.И. Российское налоговое право. – М.:Экономика,2007. – 128 с.
Государственное регулирование рыночной экономики: Учебное пособие. М.: Дело, 2007. - 280 с.
Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов/ Под общей ред. Кушлина В.И., Волгина Н.А.; редкол.: Владимирова А.А. и др. - М.: ОАО НПО «Экономика», 2005. - 345 с.
Миронова Л.Ю. Власти рассмотрят направления налоговой политики до 2013 г. // Роспечать, от 19 мая 2010 г.
Мурзов И.А. Трансформация налоговой системы в экономике переходного периода. - Новосибирск: Русь, 2007. – 190 с.
Налоги и налогообложение: Учебное пособие для вузов/под ред. Русаковой И.Г., Кашина В.А. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 350 с.
Пепеляев С. Правовое положение органов Государственной налоговой службы Российской Федерации. - М.: Инвест Фонд, 2005. – 96 с.
Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 280 с.
Таможенное право. Учебник для вузов/Отв. редактор проф. Б. Габричидзе. М.: Изд-во БЕК, 2005. – 120 с.
Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. – М.: Финансы, 2007. – 145 с.
Экономико-правовые вопросы государственного регулирования и организации внешней торговли Российской Федерации. Учебник для вузов/ В.И.Дворцов, В.Н.Бурмистров, Е.Н.Ганакова и др./Под ред. В.И.Дворцова. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. - 382 с.
Габричидзе Б. Новый этап в развитии таможенного законодательства  Российской Федерации. Таможенное законодательство. Сборник нормативных актов, М.: Изд-во БЕК, 2004. – с. 124-125.



Налоговый Кодекс РФ.
Газина Ю.А. Современная налоговая политика. // Государственная власть и местное самоуправление. № 7 от 2010 г.
Мурзов И.А. Трансформация налоговой системы в экономике переходного периода. - Новосибирск: Русь, 2007. – с. 19.
Большая юридическая библиотека - http://www.ur-library.info/articles/10/12/503/extra/0.html.
Налоговый Кодекс РФ.
Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н и др. Налоги и налоговое право в схемах. - М.:Аналитика-Пресс,2007. – с. 36.
Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 280 с.
Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 280 с. 24.
Габричидзе Б. Новый этап в развитии таможенного законодательства  Российской Федерации. Таможенное законодательство. Сборник нормативных актов, М.: Изд-во БЕК, 2004. – с. 124-125.
Газина Ю.А. Современная налоговая политика. // Государственная власть и местное самоуправление. № 7 от 2010 г., с. 15-16.
Газина Ю.А. Современная налоговая политика. // Государственная власть и местное самоуправление. № 7 от 2010 г., с. 15-16.
Миронова Л.Ю. Власти рассмотрят направления налоговой политики до 2013 г. // Роспечать, от 19 мая 2010 г.












2



Разновидности налоговых платежей

Иные платежи – компенсационная плата за использование ресурсов ( плата за воду , лесной доход, отчисления за воспроизводство МСР)

Пошлина – плата за совершение действий государственными органами :
государственная
регистрационная
таможенная


Сбор – плата государству за право пользования или право деятельности( гербовый сбор, курортный сбор, сбор с биржевых сделок)

Налог- систе-матический взнос, уплачиваемый без всякого встречного удовлетворения (НДС, налог на рекламу)

Классификация налогов

По уровню управления:
федеральные
региональные
местные

По уровню бюджета:
закрепленные
регулируемые


По субъектам:
налоговые сборы физических лиц
налоговые сборы юридических лиц
налоги смежные



по способу взимания:
прямые(реальные, личные)
косвенные( универсальные , фискальные монополии)



По целевой направленности:
абстрактные
целевые


По характеру отражения в бухгалтерском учете:
включаемые в себестоимость или цену продукции
уменьшающие финансовый результат
уплачиваемые за счет налогооблагаемой или чистой прибыли
удерживаемые из доходов работников


По срокам уплаты:
срочные
периодично – календарные

1.Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 28.09.2010 г.).
2.Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.200 г. № 117-ФЗ.
3.ФЗ РФ «О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.1991 № 943-ФЗ (в ред.от 17.07.2009).
4.ФЗ РФ О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 17 декабря 1995 года № 200-ФЗ.
5.ФЗ РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 года, № 157-ФЗ.
6.ФЗ «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности» от 13.10.95г. № 157-ФЗ, ст.6 пункт 3.
7.Постановление ВС РФ «О порядке введения в действие закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 года № 2119-1.
8. «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» (одобрено Правительством РФ 20.05.2010)
9.Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н и др. Налоги и налоговое право в схемах. - М.:Аналитика-Пресс,2007. – 236 с.
10.Большая юридическая библиотека - http://www.ur-library.info/articles/10/12/503/extra/0.html
11.Газина Ю.А. Современная налоговая политика. // Государственная власть и местное самоуправление. № 7 от 2010 г.
12.Гуреев В.И. Российское налоговое право. – М.:Экономика,2007. – 128 с.
13.Государственное регулирование рыночной экономики: Учебное пособие. М.: Дело, 2007. - 280 с.
14.Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов/ Под общей ред. Кушлина В.И., Волгина Н.А.; редкол.: Владимирова А.А. и др. - М.: ОАО НПО «Экономика», 2005. - 345 с.
15.Миронова Л.Ю. Власти рассмотрят направления налоговой политики до 2013 г. // Роспечать, от 19 мая 2010 г.
16.Мурзов И.А. Трансформация налоговой системы в экономике переходного периода. - Новосибирск: Русь, 2007. – 190 с.
17.Налоги и налогообложение: Учебное пособие для вузов/под ред. Русаковой И.Г., Кашина В.А. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 350 с.
18.Пепеляев С. Правовое положение органов Государственной налоговой службы Российской Федерации. - М.: Инвест Фонд, 2005. – 96 с.
19.Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 280 с.
20.Таможенное право. Учебник для вузов/Отв. редактор проф. Б. Габричидзе. М.: Изд-во БЕК, 2005. – 120 с.
21.Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. – М.: Финансы, 2007. – 145 с.
22.Экономико-правовые вопросы государственного регулирования и организации внешней торговли Российской Федерации. Учебник для вузов/ В.И.Дворцов, В.Н.Бурмистров, Е.Н.Ганакова и др./Под ред. В.И.Дворцова. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. - 382 с.
23.Габричидзе Б. Новый этап в развитии таможенного законодательства Российской Федерации. Таможенное законодательство. Сборник нормативных актов, М.: Изд-во БЕК, 2004. – с. 124-125.


Основные направления и проблемы совершенствования налоговой системы России

План

Введение. 3

Основная часть. 6

1. Принципы построения эффективной налоговой политики. 6

2. Характеристика налоговой системы и налогового бремени. 10

3. Основные направления совершенствования налоговой системы в России........................................................................................13

Вывод. 17

Литература. 19

Введение


Одним из важных факторов экономического роста страны является эффективная налоговая система. В структуре всех доходов бюджета государства налоги составляют, по разным оценкам, 75-85%. Рассмотрение налогообложения как средства регулирования предпринимательской активности требует более тщательного рассмотрения элементов налоговой системы для нахождения баланса интересов государства и предпринимательства.

Баланс интересов государства и предпринимательства актуален сегодня еще и потому, что в настоящее время наиболее актуальной проблема уклонения от налогов, распространение различных схем ухода от налогов. Следует отметить, что механизм взимания налогов также играет существенную роль при расчете налоговой нагрузки, и, следовательно, необходимо разработать мероприятия, способствующие укреплению налоговой дисциплины и ответственности, определения эффективных методов контроля и взыскания.

Государство с помощью налогов осуществляет воздействие на экономическую систему страны, получая соответствующую сумму налоговых платежей и обеспечивая те экономические эффекты, которые обусловлены влиянием налогов: рост объемов производства, увеличение инвестиций, рост прибыли. Некоторые из эффектов видны сразу, например, увеличение акцизов на алкогольные напитки вырастут цены и, если есть продуктов-заменителей, к некоторому снижению спроса. Другие эффекты проявляются только в долгосрочной перспективе, например, было показано, что снижение налоговой нагрузки на предприятие приведет к увеличению налоговых поступлений лишь через определенный промежуток времени. Однако, помимо экономического эффекта от воздействия налоговой системы на хозяйствующие субъекты, государство получает также и иные результаты, прямой измеримый эффект от которых отсутствует, но имеет место решение социально-политических задач.

Узнать стоимость работы