Международный опыт развития малого бизнеса и его использование в РФ.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Экономика
  • 111111 страниц
  • 65 + 65 источников
  • Добавлена 05.08.2012
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1. Понятие малого предпринимательства
1.2. Форма и способы образования малого и микро предприятия. Виды деятельности
1.3. Государственное регулирование деятельности малых предприятий
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ
2.1. Опыт стран Европы в развитии малого предпринимательства
2.2. Опыт США в развитии малого предпринимательства
2.3. Опыт стран Азии в развитии малого предпринимательства
ГЛАВА 3. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
3.1. Этапы и особенности развития малого предпринимательства в России
3.2. Факторы, влияющие на состояние малого предпринимательства в России
3.3. Анализ программ поддержки и развития малого предпринимательства в России
3.4. Анализ деятельности малого предприятия м-н «Стрелец» ИП Еремреева
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Фрагмент для ознакомления

Но и эти предприятия сократили численность персонала, снизили оплату его труда.
В основе всей системы программных направлений закладывается комплекс мероприятий по совершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечивающей развитие малого предпринимательства. Этот комплекс мероприятий нацелен на разработку концепции формирования правового поля государственной поддержки малого предпринимательства. Для этого разработаны следующие первоочередные законы:
- «Закон об обществах взаимного страхования» создает правовые условия для страхования рисков предпринимательской деятельности;
- «Закон о фондах поддержки малого предпринимательства» своевременно ставит вопрос о расширении и закреплении прав и обязанностей этих фондов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Он также нацелен на более эффективное управление системой региональных фондов на основе унификации организационно-правовых форм;
- «Закон об инновационной деятельности» направлен на создание устойчивого правового поля и льготных условий для высоко рискованного малого бизнеса с использованием интеллектуальной собственности. Этот закон предусматривает реализацию схем привлечения, аккумулирования и направления средств частных инвесторов на развитие малого предпринимательства. И, наконец, он будет содействовать продвижению ценных бумаг на фондовый рынок.
Данный этап развития предпринимательства является основным при переходе на современные уровни предпринимательской деятельности в РФ.
На основании изложенного можно сделать вывод, что российское предпринимательство прошло длительный опыт своего формирования. В различные периоды российской рыночной экономики государством принимались законы по стимулированию малых и средних предприятий, развивалась система кредитования. Однако, российское предпринимательство так и не достигло уровня того развития, которое получили малые и средние предприятия развитых стран.
При формировании современного предпринимательства большую роль играют различные факторы.
3.2. Факторы, влияющие на состояние малого предпринимательства в России
1. Законодательные основы поддержки малого предпринимательства.
Сектор малого бизнеса является объектом государственной поддержки по законодательству. «Правовое поле» в России за последнее время существенно изменилось, и не в лучшую сторону, с точки зрения сохранения и развития прибыльного частного бизнеса для субъектов малого предпринимательства. Речь идет о предпринимателях без образования юридического лица и мелких собственниках, владеющих не менее 75% уставных капиталов малых фирм - предприятий со средней численностью наемных работников не более 100 человек в промышленности, строительстве, на транспорте; не более 60 человек - в сельском хозяйстве и научно-технической сфере; не более 50 человек в оптовой и не более 30 человек - в розничной торговле.
Если в 1991-1993 годах критерии отнесения к категории субъекта МСП были «мягче» (150-200 человек), то по мере приватизации реального сектора экономики нормы и объемы преференций и государственных льгот для малого бизнеса стали уменьшаться [55]. Например, перевод на упрощенную систему налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности, принятую 08.12.95г. согласно федеральному закону, предусматривает замену подоходного налога на предпринимательский доход стоимостью патента, но только для предпринимателей, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, и организаций с численностью работающих по найму не более 15 человек.
Решение о переходе на упрощенную систему принимают сами субъекты МСП, за исключением предприятий, производящих продукцию, а также созданных на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий либо являющихся кредитной или страховой организацией (точный перечень запрещенных к переводу на упрощенную систему МСП устанавливает Минфин России). В дальнейшем и само право добровольного выбора (патент или обычная система налогов) было ограничено для ряда малых предприятий введением федерального Закона от 31.07.98г. № 148-ФЗ «О единственном налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».
Однако, в законодательном регулировании деятельности МСП существует и ряд недостатков: специализирующиеся на государственной поддержке МП внебюджетные фонды Российской Федерации не созданы; ФФПМП создан Правительством РФ как федеральное учреждение, которому средства передаются в определенное управление (фонду, как известно, передавались в собственность). По сути, финансовый фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП) - бюджетное учреждение, которое должно финансироваться строго по смете. Государственный фонд социальной защиты не специализируется на государственной поддержке МСП, несмотря на то, что в утвержденном федеральном законе в ежегодном бюджете этого внебюджетного фонда Российской Федерации часть средств расходуется на вовлечение в сектор МСП безработных граждан.
2. Государственное регулирование и контроль над деятельностью МСП
Государственное регулирование - необходимый и неизбежный процесс, задачами которого в развитых рыночных экономиках являются поддержание и обеспечение равного доступа субъектов МСП к необходимой им инфраструктуре, защита конкуренции от попыток монополизации и потребителя - от недобросовестных продавцов или поставщиков товаров и услуг. Для того чтобы такое регулирование было эффективным и не сопровождалось негативными явлениями, необходимо наличие факторов, сдерживающих неизбежные тенденции к бюрократизации всякого государственного регулирования и превращению его из эффективного элемента государственной политики в чиновничью «кормушку».
Приходится констатировать, что в российской действительности положительные моменты государственного регулирования - в силу слабости, как самого государства, так и сдерживающего его чрезмерные притязания гражданского общества - выражены недостаточно, тогда как негативные превратились в особую группу факторов, препятствующих нормальному развитию МСП.
3. Инвестиционная и финансово-кредитная поддержка деятельности МСП. Любой развивающийся бизнес нуждается в определенных финансовых средствах. Для российского МСП в целом вопросы поиска источников финансирования и инвестиций не только не теряют своей актуальности, а наоборот, приобретают все более критический характер.
Анализ результатов проведенных выборочных обследований деловой активности МСП в промышленности, строительстве и розничной торговле показывает, что три четверти опрошенных предпринимателей считают одним из основных факторов, ограничивающих рост производства на малых промышленных предприятиях, недостаток денежных средств. Дефицит средств для инвестиций - ключевая проблема развития примерно каждого третьего предприятия, на недостаток денежных оборотных средств указали каждые восемь из десяти опрошенных [55].
Обычная для Запада практика финансирования малого бизнеса, а также практикуемая там государственная поддержка предпринимательства в силу разных причин неадекватны российским условиям.
История развития МCП в западных странах насчитывает не одно десятилетие. Уже сложилось и успешно развивается весьма монолитное, сбалансированное в отраслевом плане и отвечающее рыночными потребностями ядро предпринимательства. В условиях стабильного экономического и правового поля оно относительно слабо подвержено воздействиям внешней экономической среды. Именно вокруг этого ядра постоянно возникают и исчезают новые малые предприятия и компании. Самые перспективные и жизнеспособные из них в конечном итоге также находят свое место на рынке и вливаются в это ядро.
Результаты деятельности малых предприятий (обычно семейных и передающихся по наследству) материализовались в различных объектах собственности (домах, квартирах, офисных и производственных помещениях, оборудовании, предприятии и т.п.). стоимость которых из поколения в поколение прирастала. Помимо того, создавался определенный капитал в виде банковских накоплений и ценных бумаг. Эти активы ликвидны на финансовом рынке западных стран и являются гарантийной (залоговой) базой для финансовой и, прежде всего, кредитной поддержки малого бизнеса. Дополняет общую картину тот факт, что богатые западные страны выделяют существенные средства на оказание прямой финансовой поддержки субъектам МCП в виде дотаций, безвозвратных субсидий, беспроцентных и льготных кредитов.
В России сложилась совершенно иная ситуация. Несмотря на то, что МCП стало важным элементом экономической системы страны, непродолжительная история его существования и весьма скромные результаты развития пока не позволили создать сектор аналогичный западному по значимости для экономики.
В целом наиболее доступным источником развития для подавляющего большинства малых предприятий являются внутренние ресурсы, лишь четверть субъектов МCП пользуется внешними источниками. Проведенные опросы показывают, что первое место среди источников финансирования занимают доходы от собственной деятельности малых предприятий - их отметили 6796 всех участников опроса. Второе место занимает другой внутренний источник - личные средства учредителей малых предприятий (21,7%). Третье место занимает частный кредит, которым пользуются 17,9% малых предприятий. Прочие источники используют 10-15% предприятий. При этом свыше 20% опрошенных руководителей МCП указывали на отсутствие возможности для развития своих предприятий [55].
Анализ источников финансирования в различных отраслях показал, что инвестиционными кредитами чаще всего пользовались малые предприятия в сельском хозяйстве и на транспорте, предполагают пользоваться - посреднические фирмы и также производители сельскохозяйственной продукции. Малые предприятия здравоохранения прибегали к услугам банков реже, чем малые предприятия других отраслей, и впредь намерены делать это значительно реже, чем другие. Малые предприятия сферы услуг почти не получали инвестиционных кредитов коммерческих банков. Впредь рассчитывают на их получение малые предприятия научной сферы, а реже всего планируют прибегать к кредитованию инвестиций через коммерческие банки малые предприятия сферы туризма, спорта и прочие вследствие меньшей потребности в этом, обусловленной работой с большими суммами наличных денег [55].
Важным источником кредитных ресурсов для МСП останутся средства международных финансово-кредитных организаций, например, Европейского банка реконструкции и развития, распределяемые через сеть уполномоченных российских банков.
Привлечению дополнительных финансовых ресурсов в сферу МСП могут способствовать развитие и правовое урегулирование вопросов ипотечного кредитования, то есть предоставления заемных средств под залог недвижимого имущества малого предприятия или физического лица, начинающего предпринимательскую деятельность. Объектом ипотечного кредитования может служить имущество, как принадлежащее малому предприятию на правах собственности, так и личное имущество предпринимателя. В настоящее время уже осуществляется кредитование под залог квартир, а в дальнейшем таким объектом должна стать и земля.
Российским банкам необходимо развивать такие же финансовые услуги для малых предприятий, какие предоставляют на Западе. Но при этом, учитывая специфику России, следует делать акцент на более детальной подготовке и экспертизе каждого проекта независимо от суммы кредитования, более ориентируясь на оценку рыночных перспектив реализации проекта, потенциальных возможностей предприятия и команды управления, чем на стоимость их основных фондов и размер залога.
Кредитование инвестиций малых предприятий коммерческими банками будет зависеть от преобладающих тенденций в развитии МСП, но рассчитывать на значительный рост объема предоставляемых кредитов пока не приходится.
Вывод. Таким образом, на развитие малого и среднего предпринимательства большое влияние оказывают несколько факторов: уровень законодательной поддержки, государственное регулирование и контроль над деятельностью МСП, объемы и условия кредитования предприятий МСП. Сбалансированное развитие данных факторов позволит государство влиять не только на развитие всего малого и среднего предпринимательства, но и развивать отраслевые сегменты, которые на данный момент времени более востребованы.
3.3. Анализ программ поддержки и развития малого предпринимательства в России
Начиная с 1994 года, Правительство РФ начинает утверждать Федеральные программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации. Так Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 1994 г. № 409 утверждается первая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994–1995 годы.
Данная программа отражала политику государственного патернализма по отношению к малому бизнесу. Основными направлениями государственной поддержки малого предпринимательства названы:
- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
- создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности; поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие их торговым, научно-техническим, информационным, производственным связям с зарубежными государствами; организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1995 г. № 1256 принимается следующая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1996–1997 годы. Субъекты РФ, основываясь на федеральных программах, принимали свои целевые региональные программы развития и поддержки малого бизнеса.
Новая программа в значительной степени опиралась на работу с Государственным комитетом по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства, а также на работу с региональными фондами и создаваемыми центрами поддержки малого бизнеса в субъектах РФ. Положениями программы предусматривалось целевое финансирование малого бизнеса, на 1996 год в этих целях Федеральному фонду поддержки малого предпринимательства было выделено 386,6 млрд. рублей. Эти средства в свою очередь должны перераспределяться по региональным фондам поддержки малого предпринимательства для осуществления конкретной поддержки предприятий малого бизнеса. Таким образом, программа предусматривала формирование единой государственной системы по поддержке и развитию малого бизнеса.
Целью второй Федеральной программы поддержки малого предпринимательства на 1996-1997 годы было обеспечение устойчивого развития малого бизнеса в производственной и инновационной и других сферах. Разрабатывалась концепция обществ взаимного кредитования и механизма предоставления государственных гарантий по целевым и инвестиционным кредитам. Особое внимание уделялось поддержке МСП в кризисных и депрессивных районах.
На тот момент, в России существовало около миллиона малых предприятий. Однако главной их проблемой оставалась выживаемость. Малый бизнес в то время не имел достаточной поддержки в регионах РФ. В связи с инфляцией, высокими налогами, отсутствием достаточных финансовых средств многие предприятия ликвидировались в течение нескольких месяцев после регистрации. Новая программа предусматривала поддержку данным организациям в регионах в части кредитования малого бизнеса. Региональные фонды должны были оказывать помощь в области поручительства, предоставления залогового обеспечения, непосредственного льготного кредитования, компенсируя банкам часть потерянных процентов на договорной основе за свой счет.
Третья Федеральная программа поддержки малого предпринимательства на 1998-1999 годы предполагала формирование общих благоприятных социально-экономических и правовых условий развития российского малого бизнеса и создание целостной системы его государственной и общественной поддержки на национальном, региональном и муниципальном уровне.
Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. № 121 была утверждена новая (четвертая по счету) Федеральная Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000–2001 годы. Основной целью этой, равно как и предыдущих программ, являлось обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне. Реализация Программы была рассчитана на 2000-2001 годы и предполагала два этапа. Первый этап предусматривал создание всех организационных структур и отладку механизмов их взаимодействия при выполнении программных мероприятий. Второй этап предусматривал реализацию мероприятий на основе результатов первого этапа с учетом отраслевых, социальных и территориальных приоритетов.
В период с 2002 по2004 годы программы государственной поддержки малого предпринимательства на федеральном уровне отсутствовали. В силу разных причин разработанный на 2002-2004 годы проект новой Программы Правительство РФ в Государственную Думу не вносило, Программа 2000-2001 годов была пролонгирована на 2002 год. Тоже самое можно констатировать и про проект программы на 2003-2005 годы. Основными целями проекта программы должно было стать обеспечение условий для интенсивного роста малого предпринимательства и выравнивания потенциала развития малого предпринимательства в разных регионах России на основе создания современной рыночной среды. Тем не менее, в отличие от федерального уровня, в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях и прежде, и в настоящее время разрабатывались, утверждались и действовали программы поддержки малого предпринимательства. Однако проведенные исследования эффективности программ поддержки малого предпринимательства показали, что эти программы в послекризисный период 2001 – 2002 годов в большинстве своем реализовались слабо в связи с их четкой ориентацией на Федеральную программу, которая в эти годы либо не финансировалась, либо финансировалась в минимальных объемах. Подтверждением этому служит тот факт, что в 2005 году только 59 субъектов Российской Федерации приняли программы поддержки малого предпринимательства на региональном уровне.
В связи с этим стоит признать, что заявленные приоритеты государственной политики в области поддержки и развития малого бизнеса на период с1994 года по 2005 год остались по большей части декларациями. Так уж получилось, что значительная часть важных положений была прописана в законе в виде отсылочных норм, обращенных к другим законам и подзаконным актам. В результате они оказались практически дезавуированными. В частности:
- упрощенный порядок регистрации, лицензирования и сертификации продукции в полной мере не установлен, да и имеющиеся нормы не действуют;
- порядок представления упрощенных процедур и форм отчетности Правительством РФ не утвержден;
- порядок предоставления кредитных льгот не определен;
- ежегодные проекты федеральных программ государственной поддержки малого предпринимательства Правительством РФ не разрабатываются и на рассмотрение Федеральное Собрание не вносятся.
На основании изложенного в параграфе можно сделать вывод, что начиная с 1994 года российскими властями, как федеральными, так и региональными разрабатывались различные программы поддержки МСП. Данные программы предполагали развитие кредитования, целевое финансирование МСП, снижение налогового бремени и введение упрощенных систем налоговой отчетности. Все это несомненно повлияло на развитие российского МСП, однако, как показало время, оказалось недостаточным для формирования активной прослойки малого бизнеса и среднего класса. Государству необходимо и дальше разрабатывать и внедрять программы поддержки СМП, особенно в кризисный и посткризисный период
3.4. Анализ деятельности малого предприятия м-н «Стрелец» ИП Еремеева
Для анализа развития и состояния российского малого предпринимательства рассмотрим деятельность малого предприятия на примере ИП Еремеева Н.Н. «Стрелец».
Еремеева Н.Н. является физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, имеет обособленное имущество, закрепленное за ней; печать со своим наименованием, названием магазина и номером свидетельства, бланки и другие средства его индивидуализации в качестве самостоятельного участника гражданского оборота.
Еремеева Н.Н. отвечает по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами.
Деятельностью ИП является оптовая закупка и розничная перепродажа непродовольственных товаров, а именно: швейных товаров (джинсы; брюки; юбки; блузки; джемпера; рубашки; футболки; и т.д.), кожгалантереи ( перчатки; кошельки; ремни; и т.д.), пластмассовой галантереи (заколки; резинки; и т.д.)
Структура предприятия – это внутреннее устройство и организация предприятия, состав и соотношение его внутренних звеньев: цехов, отделов, лабораторий и других компонентов, составляющих единый хозяйственный объект.
Факторами, определяющими структуру предприятия, являются: характер продукции и технологии ее изготовления, масштаб производства, степень специализации предприятия и кооперирования его с другими фабриками и заводами, а также степень специализации производства внутри предприятия. На рисунке 3.1 представлена производственная структура ИП «Стрелец».














Рис. 3.1. Производственная структура

Этап 1: Директор покупает билет и отправляется за товаром, производит его оптовую закупку и отправляет багажом.
Этап 2: После прибытия товара, его встречает водитель на станции прибытия и по сопроводительным документам (накладным) принимает и доставляет в магазин.
Этап 3: Доставив груз в магазин, машину разгружают, и по накладным передают продавцам.
Этап 4: Продавцы принимают товар по накладным, сверяя количество и проверяя отсутствие брака (видимого).
Этап 5: Товар приходуется в магазине.
Структура магазина «Стрелец» включает в себя орган управления, в лице Еремеевой Н.Н., главного бухгалтера (Дмитриева В.А.), водителя (Панфилов А.А.) и продавцов (Чернецъ Н.В.; Примак И.А.).
Главный бухгалтер выполняет непосредственные функции по ведению бухгалтерии, составлению и предоставлению отчетов, расчету и произведению всех необходимых выплат и отчислений и др. Продавцы выполняют свои функциональные обязанности в магазине по перепродаже товаров и работают на кассе. Водитель занимается транспортировкой товаров от места их прибытия до магазина, со всеми сопроводительными документами. А контроль и проверку за производимой работой осуществляет непосредственно директор магазина, в лице Еремеевой Н.Н.
В магазине «Стрелец» расчет осуществляется наличными деньгами через кассу, ведется журнал кассира-операциониста по установленной форме. По кассе имеются все необходимые документы: паспорт, договор на техническое обслуживание контрольно-кассовой машины, карточка регистрации в налоговом органе.
Перепродажа товаров в розницу производится обычно за наличный расчет. Прием денег за товары осуществляется через кассу кассирами-контролерами. С кассирами-контролерами заключен договор о материальной ответственности. На каждую контрольно-кассовую машину заведена книга кассира - операциониста. В ней в обязательном порядке ежедневно указываются показатели счетчика кассовой машины на начало и конец дня, а также сумма поступившей выручки. Запись заверяется подписью представителя администрации и кассира. Сумма выручки должна совпадать с показаниями счетчиков и сдается кассиром в кассу предприятия. Розничный товарооборот предприятия определяется по сумме денег, поступивших в кассу предприятия.
На предприятии бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией, являющейся структурным подразделением, возглавляемым директором, который контролирует работу главного бухгалтера. Право подписи на документах имеет директор и главный бухгалтер.
На бухгалтерию возлагается организация своевременного и достоверного бухгалтерского учета, формирования полной и достоверной информации о его деятельности и имущественном положении, необходимой также для контроля за соблюдением действующего законодательства, за рациональным и экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов (в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами), предотвращения негативных явлений в деятельности организации, осуществление строжайшего режима экономии.
Любой хозяйственный процесс измеряется рядом взаимосвязанных показателей. От того на сколько показатели полно и точно отражают сущность изучаемых явлений зависят результаты анализа. Использование большого количества показателей, при оценке того или иного явления предполагает их группировку и систематизацию. В зависимости от положенных в основу измерителей показатели делятся на стоимостные, натуральные и условно-натуральные.
По содержанию показатели делятся на количественные и качественные. Они связаны между собой например: рост производительности труда приводит к увеличению объёма выпуска, увеличению объёма реализации и как следствие к повышению финансовой устойчивости.
Взаимосвязь основных показателей определяет последовательность выполнения анализа, от изучения первичных показателей до обобщающих.
Поэтому нужно подробно изучить все основные показатели за период с 2008 г. по 2010 г. и сделать соответствующие выводы (таблица 3.2).
Из таблицы видна тенденция увеличения по всем показателям. Увеличилась выручка на 5 034,6 тыс. руб. так же возросла и прибыль ИП.
Для анализа и оценки уровня и динамики показателей прибыли составлена таблица, в которой использованы данные бухгалтерской отчетности организации.
Из данных таблицы следует, что прибыль по отношению к предыдущему периоду возросла на 50%. В динамике организации следует заметить следующие изменения:
Прибыль от реализации растет медленнее, чем нетто-выручка от реализации товаров. Это свидетельствует об относительном увеличении затрат на производство продукции.
Так же как видно из таблицы стоимость имущества увеличилась на 4328 руб. или 70%.


Таблица 3.2
Основные экономические показатели магазина «Стрелец»
Показатели, единицы измерения Значение показателей 2008г. 2009г. 2010г. Абсолютная
величина, Абсолютная
величина Темп роста к
предыдущему
году, % Абсолютная
величина Темп роста к
предыдущему
году, % 1 2 3 4 5 6 Уставный капитал. 100000 135000 135 145000 107 Стоимость всего имущества, тыс. руб. 1877 2546 135 4328 170 Выручка в ценах 2008 года, руб. 1579786 3356390 212 5034586 150 Выручка без НДС,
в том числе по основным видам деятельности (продукции):
а) женская одежда
б) мужская одежда
в) бижутерия


721476
633310
225000


1885315
1169000
302075


261
184
134


2906417
2000800
127368


154
171
42 Выручка от внешнеэкономической деятельности, руб. - - - - - Себестоимость продукции (работ, услуг), 785393 1678195 213 2517293 150 Прибыль до налогообложения. 794393 1678195 211 2517293 149 Чистая прибыль. 794393 1678195 211 2517293 150 Среднесписочная численность работающих, чел. 4 4 100 4 100 Среднемесячная заработная плата, руб./мес. 3910 5000 128 7361 147
В составе имущества оборотные активы как наиболее ликвидные и динамичные составили 92,45% на начало и возросли на 0,26% наконец и достигли 92,71% активов. Удельный вес в имуществе наиболее ликвидных средств увеличился.
Оборотные активы увеличились за счет денежных средств, которые достигли 32,73% их величины, т.е. за отчетный период увеличились на 14,91%, составив 772,6 ед.
На 369,3 уменьшились средства в расчетах. В качестве отрицательного явления необходимо отметить тот факт, что величина средств на расчетном счете увеличилась в 2,49 раза и составила 32,66% оборотных активов
Внеоборотные активы увеличились на 43,8, т.е. темп прироста иммобилизованных средств за отчетный период увеличился на 30,91%, а оборотных активов на 36,04% или 1,17 раз, что показывает тенденцию к ускорению оборачиваемости оборотных средств. Т.е. здесь мы сравнили темпы прироста внеоборотных и оборотных активов в составе иммобилизованных средств.
Если взять реальные активы, характеризующие производственную мощность предприятия (основные средства, производственные запасы), то к началу отчетного периода они составляли 412,7 (132,5 + 280,2 (21, 99%)) всех активов, а к концу отчетного периода 1055,9 (41,47%), то есть производственная мощность предприятия возросла на 19,48%. Это показывает тенденцию на повышение производственных возможностей данного хозяйствующего субъекта.
Таблица 3.3
Финансовые показатели магазина «Стрелец»
Показатели Нормативное значение по отрасли Фактическое значение На начало года На конец года 1 2 3 4 Абсолютная ликвидность 0,2-0,3 0,86 1,07 Текущая ликвидность (общий коэффициент покрытия) 1,5-2 4,85 3,28 Промежуточная (срочная) ликвидность 1-1,5 3,09 1,67 Соотношение собственных и заемных средств 1 0,2 0,4 Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности 0,5 0,45 1,67 Коэффициент автономии 0,5 0,8 0,7 Коэффициент обеспечения собственными оборотными средствами 0,6-0,8 0,73 0,65 Рентабельность активов по прибыли до налогообложения - 84 53 Рентабельность активов по чистой прибыли - 17 13 Рентабельность оборотных активов по прибыли до налогообложения - 91 57,4 Рентабельность оборотных активов по чистой прибыли - 18,1 14,1 Рентабельность собственного капитала по прибыли до налогообложения - 103,7 74,1 Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли - 20,58 18,2 Продолжение таблицы 3.3
1 2 3 4 Рентабельность продаж по прибыли от продаж - 19,8 24,53 Оборачиваемость оборотных активов - 0,9 0,5
Коэффициент абсолютной ликвидности:
К =Денежные средства : Текущие пассивы (Краткосрочные обязательства)
К ( н.г.) = (309,1 : 357,8) = 0,86 (86,4%)
К (к.г.) = (771,1 : 718,5) = 1,07 (107,3%)
Под ликвидностью понимается способность оборотных средств превращаться в денежную наличность, что является необходимым для нормальной деятельности предприятия.
Коэффициент абсолютной ликвидности за анализируемый период увеличился в 1,2 раза, хотя его величина достаточно нормальная. Промежуточный коэффициент покрытия составил 86,4% на начало периода и 107,5% в конце периода, то есть произошло изменение на 20,9%. Это изменение может вселить доверие любого кредитора, при оценке деятельности предприятия и принятии правильного решения, это говорит о том, что не эффективно используются средства.
Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время. Он характеризует платежеспособность предприятия на дату составления баланса. Полученные значения оцениваются как положительные для данной организации.
Промежуточный коэффициент покрытия
К = Денежные средства + Дебиторская задолженность : Краткосрочные обязательства
К (н.г.) = (309,3+796,6: 357,8) = 3,09 (309%)
К (к.г.) = (772,6 +428,3: 718,5) = 1,67 (167%)
Отражает прогнозируемые платежные возможности предприятия при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами. В нашем примере этот коэффициент достигает 3,09 и 1,67. Нижней нормальной границей коэффициента считается значение большее или равное 1.
Изменение величины Оборотного капитала, который определяется как разность между всеми текущими активами и кредиторской задолженностью
Нач.г. = 1735,4 – 357,8 = 1377,6 т.р.
Кон.г. = 2360,7 – 718,5 = 1642,2 т.р.
Коэффициент общей ликвидности ( покрытия )
К = Все оборотные активы : Кредиторская задолженность
К (н.г.) = (1735,4 : 357,8) = 4,85 (485%)
К (к.г.) = ( 2360,8 : 718,5) = 3,28 (328,6%)
Коэффициент общей ликвидности уменьшился и в конце периода составил 328,6%.
Коэффициент текущей ликвидности
К = (Оборотные средства – Дебиторская задолженность долгосрочная) : Краткосрочные обязательства
К (н.г.)= (1877, 1 – 281, 3) : 357,8 = 4, 5
К (к.г.) = (2546, 3 – 281, 3) : 718,5 = 3, 2
Коэффициент обеспеченности собственными средствами
К(н.г.) = (1519,3- 141,7) : 1877,1 = 0,73
К(к.г.) = (1828,1-185,5) : 2546,3 = 0,65
Основанием для признания структуры баланса организации неудовлетворительной, а организацию неплатежеспособной является выполнение одного из следующих условий : коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее 2, коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода имеет значение менее 0,1. В нашем примере мы видим, что коэффициент текущей ликвидности на конец периода составил 3, 2, а коэффициент обеспеченности собственными средствами – 0,65. Следовательно, организация является платежеспособной.
Коэффициент автономности
К = Собств. капитал : Капитал
К (н.г.) = 1519,3 : 1877,1 = 0,8
К (к.г.) = 1828,1 : 2546,3 = 0,7
Доля собственного капитала в капитале предприятия составляет на начало периода 80% и на конец 70%. Предприятие теряет на немного свою финансовую независимость, поэтому можно порекомендовать привлекать поменьше заемных средств.
Коэффициент финансовой независимости
К = Заемный капитал : Собственный капитал
К (н.г.) = 357,8 : 1519,3 = 0,2
К (к.г.) = 718,5 : 1828,1 = 0,4
Оптимальное значение этого коэффициента меньше или равно 1 . Мы наблюдаем, что на начало периода на 1 руб. Собственного капитала привлекалось 20 коп. Заемных средств, а к концу года этот коэффициент равен 0,4, то есть на 1 руб. Собственных средств предприятие привлекает 40 коп. Заемных средств, что является отрицательным моментом в деятельности предприятия.
Коэффициент финансирования
К = Собственный капитал + долгосрочные пассивы : Капитал
К (н.г.) = 1519,3 : 1877,1 = 0,8
К (к.г.) = 1828,1 : 2546,3 = 0,7
Доля средств, которая может быть приравнена к собственным на срок, ограниченный долгосрочными кредитами на начало периода, составила 80%, а на конец –70%. Мы имеем такие же показатели, как и при подсчете коэффициента автономности, так как предприятие, не имело долгосрочных обязательств.
При всем многообразии форм предпринимательства существуют ключевые положения, применимые практически во всех областях коммерческой деятельности и для разных фирм, но необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться и обойти потенциальные трудности и опасности, тем самым уменьшить риск в достижении поставленных целей.
В городе данный вид товара в основном из других городов и районов, поэтому цены на них соответственно выше. Так же существует высокий уровень конкуренции, да и товар привозят не всегда достойного качества. У ИП для реализации предлагается товар для населения с разным уровнем дохода, так же есть возможность индивидуального заказа, плюс профессиональные советы и со средним уровнем дохода, так как действует постоянная система скидок и распродаж.
ИП в современных условиях основным видом своей деятельности имеет продажу мужской и женской одежды. Перепродажа осуществляется ИП Еремеева по средствам магазина оптом и в розницу. Оптовый и розничный товарооборот является важнейшим показателем, выражающим развитие торговли.
Товарооборот магазина «Стрелец» складывается за счет продажи оптом и в розницу. На основании данных магазина можно проанализировать объем продаж основных видов продукции (таблица 3.4).
Таблица 3.4
Объем продаж основных видов продукции в магазине «Стрелец» за 2010 г., руб.
Виды товаров План Фактически Отклонения сумма % к обороту сумма % к обороту сумма % к обороту 1 2 3 4 5 6 7 Женская одежда 1974000.00 56.40 1885315.70 56.20 -88684.30 -4.5 Мужская одежда 1169000.00 33.40 1169000.00 34.80 - - Бижутерия 357000.00 10.20 302075.2 9.00 -54924.80 -15.4 ВСЕГО 3500000.00 100.00 3356390.90 100.00 -143609.1 -4.1
Из данных таблицы 3.2 видно, что по продаже мужской одежды план товарооборота выполнен на 100 %. Невыполнение плана по общему товарообороту за 2010 год связано с меньшим спросом на товары женской одежды и бижутерии. В результате малое предприятие недополучило 143,609 тыс. рублей, что составляет - 4,1 %.
В ходе дальнейшего товарооборота используем плановую документацию, бухгалтерскую статистическую и оперативную отчетность. В бухгалтерской отчетности товарооборот показывается в «Отчете об издержках обращения». В статистической отчетности – «Отчет о розничном и оптовом товарообороте и остатках товаров».
Таблица 3.5
Выполнение плана розничного и оптового товарооборота в магазине «Стрелец» 2009 - 2010 гг.
Показатели Предшествующий
2009 г. Отчетный 2010 г. Фактически, % план факт отклонение (+,-) к плану к прошедшему году 1 2 3 4 5 6 7 Розничный товарооборот
1049116.2
2500000.0
2356390.9
-143609.1
-5.7
+ 124.6 Оптовый товарооборот
530670.0
1000000.0
1000000.0
-
-
+ 88.4 ВСЕГО 1579786.2 3500000.0 3356390.9 -143609.1 -4.1 + 112.5
В 2010 году плановый товарооборот в магазине «Стрелец» составил 3500 тыс. руб. рублей, однако фактически он снизился на 143609,1 тыс. руб. рублей и составил 3 356 390,9 тыс. рублей. Это снижение связано с невыполнением розничного товарооборота на 5,7%.
Товарооборот в 2009 году составил 1 579,786 тыс. рублей. Произведя анализ товарооборота за два года в магазине «Стрелец» видно, что по сравнению с 2009 годом в 2010 году произошло увеличение общего объема товарооборота на сумму 1 776,604 тыс. рублей, что составило 112,5 %.
Рассмотрим анализ товарооборота по формам реализации (таблица 3.6).


Таблица 3.4
Товарооборот магазина «Стрелец» по формам реализации в 2009-2010 гг.
Предшествующий, год Отчетный год отклоне-ние.2008г. Сумма Уд. Вес, % Сумма Уд. Вес, % Сумма Уд. вес. от 2007г., % 1 2 3 4 5 6 7 8 Оптовый товарооборот 1) Женская одежда
236070.0
44.5
514000.0
51.4
459000.0
45.9
+94.4 2) Мужская одежда
194600.0
36.7
386000.0
38.6
386000.0
38.6
+98.4 3) Бижутерия
100000.0
18.8
100000.0
10.0
155000.0
15.5
+55.0 ИТОГО 530670.0 100.0 1000000 100.0 1000000 100.0 +88.4 Розничный товарооборот 1) Женская одежда
485406.0
46.3
1460000
58.4
1426315.7
60.5
+193.2 2) Мужская одежда
438710.2
41.8
783000.0
31.3
783000.0
33.2
+78.5 3) Бижутерия
125000.0
11.9
257000.0
10.3
147075.2
6.3
+17.7 ИТОГО 1049116.2 100.0 2500000.0 100.0 2356390.9 100.0 +124.6
В результате анализа выявлено, что в 2010 году оптовый товарооборот по продаже женской одежды увеличился на 94,4 %, мужской на 98,4 %, а бижутерии на 55,0 % по сравнению с 2009 годом.
Что касается розничного товарооборота, то в 2010 году он вырос на 193,8 % для женской одежды, увеличилась продажа мужской одежды и бижутерии на 78,5 % и 17,7 % соответственно с предшествующим годом.
Таким образом, на основании материала, изложенного в параграфе, можно сделать вывод, что рассматриваемое нами предприятие столкнулось с проблемами, присущими всему российскому малому предпринимательству. Анализ финансового состояние предприятия показал, что оно значительно зависит от заемных источников, на предприятии наблюдается нехватка оборотных средств. При этом показатели ликвидности остаются на высоком уровне и имеет тенденцию к росту, что говорит о высоком уровне управления на предприятии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам исследования можно сделать вывод, что предпринимательство является стержнем любой социально-экономической системы, основанной на началах частной собственности и конкуренции. Предприниматель – собственник является центральной фигурой в торговом обороте, он - главное действующее лицо рынка.
В современных условиях предпринимательство является важнейшим структурным элементом рыночной экономики. На пути эффективной предпринимательской деятельности стоит множество правовых, организационных, бюрократических, политических, экономических, культурологических препон, что связано, в первую очередь, с переходным характером общественного развития и что, в конечном счете, тормозит становление и функционирование гражданского общества в России.
Российское предпринимательство, несмотря на программы поддержки, выживает «скорее не благодаря, а вопреки», развиваясь стихийно и не за счет заслуг Правительства, а благодаря собственным усилиям. В то же время в развитых странах малому бизнесу и его развитию уделяется достаточно большое внимание. В частности в период кризиса развитые страны разработали ряд программ для вывода из кризиса малых предприятий и поддержки их в тот период, пока финансовая ситуация не стабилизируется. Эти мероприятия включают в себя: снижение налогового бремени, отсрочки платежей по налоговой и финансовой задолженности, стимулирование сбыта продукции и товаров, производимых и реализуемых малыми предприятиями, разработку льготных схем кредитования и другие мероприятия.
Россия может использовать опыт тех стран, которые уже прошли долгий путь формирования среднего класса. Однако, российское правительство не только не использовало их опыт, но и пошло совершенно обратным путем.
В работе были рассмотрены результаты исследования, которые отражают достаточно оптимистические настроения представителей российского малого бизнеса. Однако, эти настроения уже в декабре 2010 года начинают меняться в связи с законом об отмене ЕСН и замене его страховыми взносами. Введение данной реформы уже в конце 2010 года вызывает много протестов со стороны малого бизнеса и экономистов, в том числе ведущих. Некоторые из них считают, что новый 2011 год может стать последним для малых предприятий России, некоторые из которых работают от общества инвалидов и уже точно не только не смогут выжить. Следовательно, уволены будут тысячи людей по всей стране.
Правительству РФ необходимо больше учитывать зарубежный опыт в данной сфере и проводить экономические прогнозы в среднесрочной и дальнесрочной перспективе, а не думать только о наполнении бюджета на ближайший год.
Необходимо проводить совершенно обратные меры:
- снижать налоговое время для малых предприятий;
- разрабатывать систему льготного кредитования;
- стимулировать сбыт отечественной продукции;
- снижать административные и бюрократические барьеры и др.
Необходимо помнить, что в малом бизнесе занята значительная доля населения, которая и сможет создать средний класс, на который опирается экономика любой развитой страны.
Рассматриваемое нами предприятие столкнулось с проблемами, присущими всему российскому малому предпринимательству. Анализ финансового состояние предприятия показал, что оно значительно зависит от заемных источников, на предприятии наблюдается нехватка оборотных средств. При этом показатели ликвидности остаются на высоком уровне и имеет тенденцию к росту, что говорит о высоком уровне управления на предприятии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ с изменениями 2008 г. [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/
Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ с изменениями 2008 г. [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/nalog1/
Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (ред. от 30 декабря 2008г.). [Электронный документ]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=95580
Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ред. от 30 декабря 2008г.). [Электронный документ]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=92888
Федеральный закон РФ от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»
Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»
Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
Постановление Совета Министров СССР от 8 августа 1990 г № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий»
Постановление Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»
Постановление Правительства РФ от 4 декабря 1995 г. № 1184 «О Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства»
Постановление Правительства РФ от З февраля 1994 г. № 65 «Положение о Фонде содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере»
Приказ Министерства финансов РФ от 22.07.2003 №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (с учетом последующих изменений и дополнений)
Методические рекомендации по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций: Утв. приказом Министерством финансов РФ от 20.05.2003 №44н
Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник / Под общ. ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 5-е изд., перераб. и доп.. – М.: Из-во «Дело и сервис», 2002. – 367с.
Аудит: Метод. указания / Сост.: Н.Л. Вещунова, Ю.Ю. Кочинев, К.Г. Турцевич, Т.М. Вершкова. СПб.: Изд-во Политехн.ун-та, 2006.-74 с.
Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента.- М.: Финансы и статистика, 2008.- 384 с.
Банк В.Р., Банк С.В., Тараскина А.В. Финансовый анализ: учебное пособие. – М.: Проспект.- 2006.- 344с.
Батманова Е.С, Томилов П.С. Мировая экономика и международные экономические отношения. Екатеринбург: УГТУ, 2005. — 111 с.
Богатин Ю.В., Швандер В.А. Оценка эффективности бизнеса и инвестиций. М.: Финансы, ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 356 с.
Богомолов О.Т. Мировая экономика в век глобализации.  М.: Экономика, 2007. — 368 с.
Бухгалтерский управленческий учет: Метод. указания / Сост.: Н.Л. Вещунова, Н.Л. Долотова, В.А. Дуболазов. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007.-50 с.
Вещунова Н.Л. Бухгалтерский и налоговый учет. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 848 с.
Вещунова Н.Л. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007.- 152 с.
Вещунова Н.Л. Налоги Российской Федерации. – СПб.: Питер, 2006.– 416 с.
Гатина Г.Ф., Мерзликин В.А., Щукина Н.Н. Мировая экономика: Учебник. – М.: ИНФПА-М, 2001. – 412с.
Градов А.П. Национальная экономика. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2005. — 240 с.
Захарьин, В.Р. УСН и ЕНВД новое в налогообложении: спорные вопросы применения.- 2-е изд. – М.: ОМЕГА – Л: 2006. – 356 с.
Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч.   М.: Международные отношения, Ч.1. 1997 -416с.; Ч.2. 2001 -488с.
Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.:Финансы и статистика, 2006. – 234с.
Колесов В.П., Кулаков М.В.Международная экономика.  М.: ИНФРА-М, 2004. — 474 с.
Контракты: Метод.указания / Сост.: В.А.Дуболазов, А.М.Ефимов. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007.- 110 с.
Кошелев А.Н. Национальная экономика. Конспект лекций.М.: Эксмо, 2008. — 160 с.
Кругман П.Р., Обстфельд М. Международная микроэкономика. Учебник для вузов / Пер. с англ. Под ред. П.Д. Шимко. 5-е изд. – СПб.:Питер, 2003. – 365с.
Крушвиц Л. Финансирование и инвестиции. СПб.: Питер,2006. – 417с.
Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие для студентов вузов / Рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2007. – 1040с.
Ломакин В.К. Мировая экономика.  3-е изд., стереотип. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 672 с.
Мамруков, О.И. Налоги и налогообложение: учебное пособие. – 6-е изд. переработанное.- М.: ОМЕГА – Л: 2007. – 411 с.
Морозова, Т.В. Малые предприятия и индивидуальные предприниматели: практические рекомендации.- 3-е изд. – М.: ЮСТИЦИНФОРМ; 2006. – 387 с.
Налоги и налогообложение: Метод.указания / Сост.: Н.Л.Вещунова, Ю.Е.Путихин. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2006.-56 с.
Оганесова, А.О. Малый бизнес: налоги и отчетность: универсальный справочник. - М .: 2006. – 345 с.
Осипова Л.В. Коммерческая деятельность. М.: Юнити, 2005. - 255с.
Российский статистический ежегодник. Статистический сборник.- М.: Госкомстат России
Семенихина, В.В.Оптовая и розничная торговля. Организация бухгалтерского и налогового учета.- М.: ОМЕГА – Л: 2007. – 411 с.
Экономика предприятия (фирмы): Учебное пособие. М.:Эксмо, 2006. – 464с.
Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты. [Электронный документ]. (http://for-expert.ru/finansirovanie_malogo_bisnesa/12.shtml)
Инвестиционные возможности России. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М.,2008]. - Режим доступа: http://www.ivr.ru
Материалы официального сайта информационного агентства. [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.bbc.co.uk/russian\
Материалы официального сайта информационного агентства. [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.tamognia.ru
Материалы официального сайта информационного агентства «Обозреватель». [Электронный документ]. Режим доступа: http://obozrevatel.com/news/2010/1/5/342908.htm
Материалы официального сайта информационного агентства INFOLine. [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.advis.ru/cgi-bin/new.pl?8ADCDCC7-DC56-F34A-8CFA-B356CF69CDCF
Материалы официального сайта Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации - [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.economy.gov.ru
Данные официального сайта Министерства финансов РФ. [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/index.php?pg56=2
Данные информационно-аналитического сайта «Институт экономики переходного периода»: http://www.iet.ru/
Материалы официального сайта информационного агентства «Прайм-ТАСС». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.prime-tass.ru
Материалы официального сайта Рабочей группы Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по присоединению России в ВТО [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.rgwto.com
Материалы официального сайта издательства «Российская газета» - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rg.ru/
Материалы официального сайта газеты «Труд». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.info.trud.ru/
Материалы официального сайта Министерства сельского хозяйства РФ - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.fagps.ru
Материалы официального сайта статистики. [Электронный документ]. Режим доступа: http://faostat.fao.org/site/570/DesktopDefault.aspx?PageID=570#ancor
Материалы официального сайта Федеральной службы Государственной статистики - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/
http://www.oecd.org/dataoecd/37/4/42514259.pdf
http://www.whitehouse.gov/assets/documents/Public_Law-111-5.pdf
http://www.sba.gov/idc/groups/public/documents/ sba_homepage/sba_recovery_act_plan.pdf
http://www.meti.go.jp/english/press/data/20090424_04.html
http://www5.cao.go.jp/keizai1/2009/0420summary-english.pdf

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Государственное обеспечение развития и поддержки МП в Великобритании


Приложение 2
Структура государственной поддержки МП в Великобритании

Приложение 3
Базовые государственные программы и территориальная инфраструктура поддержки и развития МП в Великобритании
Приложение 4
Государственное обеспечение развития и поддержки МП во Франции

Приложение 5
Структура государственной поддержки МП во Франции

Приложение 6
Базовые государственные программы и территориальная инфраструктура поддержки и развития МП во Франции
Приложение 7
Государственное обеспечение развития и поддержки МП в Германии


Приложение 8
Структура государственной поддержки МП в Германии

Приложение 9
Базовые государственные программы и территориальная инфраструктура поддержки и развития МП в Германии



Приложение 10
Государственное обеспечение развития и поддержки МП в Италии


Приложение 11
Структура государственной поддержки МП в Италии

Приложение 12
Базовые государственные программы и территориальная инфраструктура поддержки и развития МП в Италии
Приложение 13
Государственное обеспечение развития и поддержки МП в США

Приложение 14
Структура государственной поддержки МП в США
Приложение 15
Базовые государственные программы и территориальная инфраструктура поддержки и развития МП в США
Приложение 16
Государственное обеспечение развития и поддержки МП в Японии
Приложение 17
Структура государственной поддержки МП в Японии
Приложение 18
Базовые государственные программы и территориальная инфраструктура поддержки и развития МП в Японии












2












Продавцы

Водитель

персонал

Главный бухгалтер

Директор

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ с изменениями 2008 г. [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/
2.Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ с изменения-ми 2008 г. [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/nalog1/
3.Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обще-ствах» (ред. от 30 декабря 2008г.). [Электронный документ]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=95580
4.Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. №14-ФЗ «Об обществах с ограни-ченной ответственностью» (ред. от 30 декабря 2008г.). [Электронный доку-мент]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=92888
5.Федеральный закон РФ от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»
6.Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной систе-ме налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предприни-мательства»
7.Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
8.Постановление Совета Министров СССР от 8 августа 1990 г № 790 «О ме-рах по созданию и развитию малых предприятий»
9.Постановление Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 «О первоочеред-ных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринима-тельства в РФ»
10.Постановление Правительства РФ от 4 декабря 1995 г. № 1184 «О Феде-ральном фонде поддержки малого предпринимательства»
11.Постановление Правительства РФ от З февраля 1994 г. № 65 «Положение о Фонде содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере»
12.Приказ Министерства финансов РФ от 22.07.2003 №67н «О формах бухгал-терской отчетности организаций» (с учетом последующих изменений и до-полнений)
13.Методические рекомендации по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций: Утв. приказом Министер-ством финансов РФ от 20.05.2003 №44н
14.Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник / Под общ. ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 5-е изд., пере-раб. и доп.. – М.: Из-во «Дело и сервис», 2002. – 367с.
15.Аудит: Метод. указания / Сост.: Н.Л. Вещунова, Ю.Ю. Кочинев, К.Г. Турце-вич, Т.М. Вершкова. СПб.: Изд-во Политехн.ун-та, 2006.-74 с.
16.Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента.- М.: Финансы и стати-стика, 2008.- 384 с.
17.Банк В.Р., Банк С.В., Тараскина А.В. Финансовый анализ: учебное пособие. – М.: Проспект.- 2006.- 344с.
18.Батманова Е.С, Томилов П.С. Мировая экономика и международные эконо-мические отношения. Екатеринбург: УГТУ, 2005. — 111 с.
19.Богатин Ю.В., Швандер В.А. Оценка эффективности бизнеса и инвестиций. М.: Финансы, ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 356 с.
20.Богомолов О.Т. Мировая экономика в век глобализации. М.: Экономика, 2007. — 368 с.
21.Бухгалтерский управленческий учет: Метод. указания / Сост.: Н.Л. Вещуно-ва, Н.Л. Долотова, В.А. Дуболазов. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007.-50 с.
22.Вещунова Н.Л. Бухгалтерский и налоговый учет. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 848 с.
23.Вещунова Н.Л. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007.- 152 с.
24.Вещунова Н.Л. Налоги Российской Федерации. – СПб.: Питер, 2006.– 416 с.
25.Гатина Г.Ф., Мерзликин В.А., Щукина Н.Н. Мировая экономика: Учебник. – М.: ИНФПА-М, 2001. – 412с.
26.Градов А.П. Национальная экономика. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2005. — 240 с.
27.Захарьин, В.Р. УСН и ЕНВД новое в налогообложении: спорные вопросы применения.- 2-е изд. – М.: ОМЕГА – Л: 2006. – 356 с.
28.Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. М.: Международные от-ношения, Ч.1. 1997 -416с.; Ч.2. 2001 -488с.
29.Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвести-ций. Анализ отчетности. М.:Финансы и статистика, 2006. – 234с.
30.Колесов В.П., Кулаков М.В.Международная экономика. М.: ИНФРА-М, 2004. — 474 с.
31.Контракты: Метод.указания / Сост.: В.А.Дуболазов, А.М.Ефимов. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007.- 110 с.
32.Кошелев А.Н. Национальная экономика. Конспект лекций.М.: Эксмо, 2008. — 160 с.
33.Кругман П.Р., Обстфельд М. Международная микроэкономика. Учебник для вузов / Пер. с англ. Под ред. П.Д. Шимко. 5-е изд. – СПб.:Питер, 2003. – 365с.
34.Крушвиц Л. Финансирование и инвестиции. СПб.: Питер,2006. – 417с.
35.Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микро-экономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие для студентов вузов / Рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидоро-вича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2007. – 1040с.
36.Ломакин В.К. Мировая экономика. 3-е изд., стереотип. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 672 с.
37.Мамруков, О.И. Налоги и налогообложение: учебное пособие. – 6-е изд. пе-реработанное.- М.: ОМЕГА – Л: 2007. – 411 с.
38.Морозова, Т.В. Малые предприятия и индивидуальные предприниматели: практические рекомендации.- 3-е изд. – М.: ЮСТИЦИНФОРМ; 2006. – 387 с.
39.Налоги и налогообложение: Метод.указания / Сост.: Н.Л.Вещунова, Ю.Е.Путихин. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2006.-56 с.
40.Оганесова, А.О. Малый бизнес: налоги и отчетность: универсальный спра-вочник. - М .: 2006. – 345 с.
41.Осипова Л.В. Коммерческая деятельность. М.: Юнити, 2005. - 255с.
42.Российский статистический ежегодник. Статистический сборник.- М.: Гос-комстат России
43.Семенихина, В.В.Оптовая и розничная торговля. Организация бухгалтерско-го и налогового учета.- М.: ОМЕГА – Л: 2007. – 411 с.
44.Экономика предприятия (фирмы): Учебное пособие. М.:Эксмо, 2006. – 464с.
45.Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспек-ты. [Электронный документ]. (http://for-expert.ru/finansirovanie_malogo_bisnesa/12.shtml)
46.Инвестиционные возможности России. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М.,2008]. - Режим доступа: http://www.ivr.ru
47.Материалы официального сайта информационного агентства. [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.bbc.co.uk/russian\
48.Материалы официального сайта информационного агентства. [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.tamognia.ru
49.Материалы официального сайта информационного агентства «Обозрева-тель». [Электронный документ]. Режим доступа: http://obozrevatel.com/news/2010/1/5/342908.htm
50.Материалы официального сайта информационного агентства INFOLine. [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.advis.ru/cgi-bin/new.pl?8ADCDCC7-DC56-F34A-8CFA-B356CF69CDCF
51.Материалы официального сайта Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации - [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.economy.gov.ru
52.Данные официального сайта Министерства финансов РФ. [Электронный до-кумент]. Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/index.php?pg56=2
53.Данные информационно-аналитического сайта «Институт экономики пере-ходного периода»: http://www.iet.ru/
54.Материалы официального сайта информационного агентства «Прайм-ТАСС». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.prime-tass.ru
55.Материалы официального сайта Рабочей группы Российского союза про-мышленников и предпринимателей (РСПП) по присоединению России в ВТО [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.rgwto.com
56.Материалы официального сайта издательства «Российская газета» - [Элек-тронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rg.ru/
57.Материалы официального сайта газеты «Труд». [Электронный ресурс]. Ре-жим доступа: http://www.info.trud.ru/
58.Материалы официального сайта Министерства сельского хозяйства РФ - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.fagps.ru
59.Материалы официального сайта статистики. [Электронный документ]. Ре-жим доступа: http://faostat.fao.org/site/570/DesktopDefault.aspx?PageID=570#ancor
60.Материалы официального сайта Федеральной службы Государственной ста-тистики - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/
61.http://www.oecd.org/dataoecd/37/4/42514259.pdf
62.http://www.whitehouse.gov/assets/documents/Public_Law-111-5.pdf
63.http://www.sba.gov/idc/groups/public/documents/ sba_homepage/sba_recovery_act_plan.pdf
64.http://www.meti.go.jp/english/press/data/20090424_04.html
65.http://www5.cao.go.jp/keizai1/2009/0420summary-english.pdf

Вопрос-ответ:

Какие формы и способы образования малого и микро предприятия существуют? Виды деятельности малого предпринимательства

Формы образования малого и микро предприятия могут быть различными, включая индивидуальное предпринимательство, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества и другие. Основной критерий при выборе формы образования - уровень риска и ответственности, который предприниматель готов принять. Кроме того, виды деятельности малого предпринимательства тоже разнообразны. Это может быть производство товаров, оказание услуг, торговля и другие отрасли экономики.

Какое государственное регулирование деятельности малых предприятий существует?

В России государственное регулирование деятельности малых предприятий осуществляется через различные меры и программы, направленные на поддержку и развитие малого бизнеса. Это может включать льготы по налогообложению, государственные гарантии и поручительства, финансовую поддержку, обучение и консультации предпринимателей, создание специальных институтов для развития малого бизнеса и другие меры, направленные на создание благоприятного климата для предпринимательской деятельности.

Какой опыт развития малого предпринимательства существует в странах Европы?

Страны Европы имеют достаточно развитый опыт в развитии малого предпринимательства. Они создают благоприятные условия для начала и развития бизнеса, предоставляют финансовую поддержку, обучение и консультации предпринимателям, создают специальные институты для развития малого бизнеса и др. Кроме того, существуют различные программы поддержки, направленные на стимулирование предпринимательства и развитие инноваций.

Какой опыт развития малого предпринимательства существует в США?

США является одной из ведущих стран в развитии малого предпринимательства. В США создан благоприятный климат для бизнеса, особенно для малых предприятий. Существуют различные программы финансовой поддержки, кредитования и грантов для предпринимателей, а также механизмы защиты прав собственности и интеллектуальной собственности. Кроме того, в США активно проводятся исследования и разработки в области малого бизнеса и предпринимательства.

Какие есть способы образования малых и микро предприятий?

Существуют различные способы образования малых и микро предприятий, например, создание собственного бизнеса с нуля, приобретение готового предприятия, франшиза или партнерство с другими предпринимателями.

Какие виды деятельности могут осуществлять малые предприятия?

Малые предприятия могут заниматься различными видами деятельности, такими как производство, торговля, услуги, строительство и т.д. Возможности варьируются в зависимости от отрасли и местности.

Как государство регулирует деятельность малых предприятий?

Государство регулирует деятельность малых предприятий через различные законы и нормативные акты, которые определяют требования к регистрации предприятий, налогообложению, охране труда, защите прав потребителей и другие аспекты предпринимательской деятельности. Также может предоставляться финансовая и консультационная поддержка.

Какой опыт развития малого предпринимательства есть в странах Европы?

В странах Европы существует богатый опыт развития малого предпринимательства. Это включает в себя создание специальных программ и инструментов финансовой и консультационной поддержки, содействие в доступе к рынкам, обучение предпринимателей и другие меры, направленные на стимулирование развития малого бизнеса.

Какой опыт развития малого предпринимательства есть в США?

В США малое предпринимательство имеет долгую и успешную историю. Государство и частный сектор активно поддерживают развитие малого бизнеса через предоставление финансирования, консультаций и менторинга, образовательных программ и других мер. Благодаря этому, США имеет одну из самых развитых сетей малых предприятий в мире.

Какие теоретические основы малого предпринимательства описывает глава 1 статьи?

Глава 1 статьи описывает понятие малого предпринимательства, формы и способы образования малых и микро предприятий, а также государственное регулирование деятельности малых предприятий.