Вам нужна курсовая работа?
Интересует Право?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Основные принципы конституционного строя России

  • 33 страницы
  • 25 источников
  • Добавлена 11.04.2011
750 руб. 1 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика конституционного строя……………………..6
1.1. Определение понятие конституционный строй……………………………6
1.2. Принципы конституционного строя………………………………………...9
Глава 2. Принципы конституционного строя…………………………………..11
2.1. Гражданского общества и государственная власть………………………11
2.2. Формирование государственных органов…………………………………14
2.3. Принцип конституционного строя – природные ресурсы………………..21
Заключение ………………………………………………………………………33
Список литературы………………………………………………………………34


Фрагмент для ознакомления

Немаловажное значение здесь отводится и конституционному праву, особенно вследствие активной позиции Конституционного Суда Российской Федерации по ряду эколого-правовых проблем.
Так, рассматривая дело о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации, Конституционный Суд подчеркнул, что законодателю в его нормотворческой практике надлежит руководствоваться принципом глобального экологического развития, стремиться к сбалансированному развитию экономики и восстановлению состояния окружающей природной среды . В ходе проверки конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Конституционный Суд установил, что государство признает ответственность перед гражданами за последствия крупнейшей по масштабам радиоактивного загрязнения биосферы экологической катастрофы, затронувшей судьбы миллионов людей, проживающих на огромных территориях. Эта экстраординарная по своим последствиям техногенная авария XX в. привела к неисчислимым экологическим и гуманитарным потерям. В результате были существенно нарушены не только право на благоприятную окружающую среду (статья 42 Конституции Российской Федерации), но и как следствие этого - другие конституционные права и интересы граждан, связанные с охраной жизни, здоровья, жилища, имущества, а также право на свободное передвижение и выбор места пребывания и жительства, которые ущемлены столь значительно, что причиненный вред оказался реально невосполнимым.
Из этого следует обязанность возмещения государством вреда, связанного с осуществлением государственной деятельности в различных ее сферах, независимо от возложения ответственности на конкретные органы государственной власти или должностных лиц, что обусловлено правом нынешнего и будущих поколений на защищенность от радиационного излучения, связанного с использованием ядерной энергетики. Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал вывод, что забота государства о восстановлении нарушенных вследствие этой катастрофы конституционных прав и интересов граждан, в том числе путем возмещения вреда, реализуется в русле обеспечения радиационной безопасности и экологического благополучия, исходя из целей и принципов правового и социального государства.
Реализации указанных правовых позиций судебного конституционного контроля во многом способствует опыт ежегодных докладов Совета Федерации о состоянии законодательства в Российской Федерации. В частности, в Докладе по итогам мониторинга правового пространства за 2006 г. отмечено, что "курс на осуществление социально-экономических реформ в Российской Федерации, сопровождающийся расширением экономических свобод, созданием льготных режимов налогообложения, приводит к превалированию экономических интересов над экологическими, не сопровождается мерами по повышению ответственности хозяйствующих субъектов за негативные экологические последствия своей деятельности" .
Конституционный принцип охраны окружающей среды предполагает наряду с сохранением и восстановлением природных ресурсов также деятельность, направленную на улучшение состояния природы. Эта обязанность государства, гражданского общества, организаций и частных лиц означает необходимость превентивного воздействия на природные объекты, придание им улучшенной формы по сравнению с их естественным состоянием.
Обеспечение результативности подобных природоохранных мероприятий во многом зависит от эффективности взаимодействия науки и практики. Именно наука должна вырабатывать обоснованные и комплексные мероприятия по улучшению состояния окружающей среды, поскольку бессистемное воздействие на природу, основанное на методе проб и ошибок, чревато весьма негативными последствиями. С другой стороны, "апробация идей, на которых строится та или иная теория, положений, сформулированных в процессе доказательства таких идей, и главное - результатов теоретических изысканий" составляет необходимый компонент логического построения науки. Поэтому "внедрение в практику и подтверждение опытом - обязательное объективное требование к полноценной теории. Не подкрепленные практикой теоретические построения, как правило, являются односторонними и в конечном счете оказываются ложными" .
Исторически задача по оптимизации использования природных ресурсов предшествовала более современной проблеме пресечения негативного воздействия на окружающую среду. Однако сегодня все более актуализируется вопрос о деятельности, направленной на улучшение состояния природы. Это должно найти свое отражение в теории, законодательстве и правоприменительной практике на основе сбалансированного комплекса государственных и общественных, отраслевых и региональных, регулирующих и охранительных, экономических и организационных, правовых и технических мер.
В предложенной нами модели интерпретации принципа охраны природных ресурсов как основы конституционного строя замыкающим элементом является защита окружающей среды, то есть предотвращение угроз и противоправных деяний эколого-правового характера. В буквальном смысле слово "защита" корреспондирует с чьим-либо нападением, однако в современной науке принято более широкое истолкование данного термина, что, однако, не должно приводить к отождествлению защитной и охранной деятельности. Если "охранять" означает "оберегать, относиться бережно, стеречь", то "защитить" - "охраняя, оградить от посягательств". Подобная методология, на наш взгляд, применима к рассматриваемой основе конституционного строя нашего государства.
Особая роль в защите окружающей среды отводится государству и его органам. Признание экологических прав личности предполагает не только формирование механизма гарантий экологических прав, но и создание правовых инструментов, позволяющих обеспечить их реализацию. Каждый государственный орган в соответствии с его конституционно-правовым статусом выполняет отдельные функции, направленные на защиту окружающей среды: Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней экологической политики, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех ветвей власти в данном направлении; Федеральное Собрание в лице его палат принимает федеральные конституционные и федеральные законы по экологическим вопросам; Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти специальной компетенции осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность в природоохранной сфере; на суды возлагается задача разрешения экологических споров на основе действительного или предполагаемого нарушения правовых норм. Аналогичным образом круг властных полномочий и публично-значимых функций разграничивается на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований.
Немаловажная роль по защите окружающей среды отводится также органам прокуратуры. Не умаляя и в то же время не преувеличивая указанную роль, следует отметить, что в юридической науке сложилось неоднозначное понимание функций прокуратуры по защите окружающей среды. Так, по мнению Ю.Е. Винокурова и А.С. Сугробова, "в связи с тем что проблема оздоровления окружающей среды решается совместными усилиями многих органов, должностных лиц и граждан и является, по существу, общегосударственным и общенародным делом, прокуроры призваны совершенствовать механизм взаимодействия с ними, добиваясь скоординированности природоохранной деятельности, организуя единый фронт борьбы с экологическими правонарушениями, максимально используя при этом возможности других органов и общественности в работе по предупреждению нарушений законодательства об охране окружающей среды" .
Однако эта точка зрения может быть принята при следующих оговорках. Во-первых, исходя из конституционного положения о разделении властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), каждый государственный орган, включая прокуратуру, вправе действовать строго в рамках своих полномочий, не вмешиваясь в компетенцию других органов и должностных лиц. Это позволяет защитить общество от произвола и несанкционированного вмешательства государственной и муниципальной власти. По названной причине органы прокуратуры в процессе координации работы по защите окружающей среды не должны подменять собой другие государственные органы, в особенности Президента Российской Федерации, высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов) субъектов Федерации, глав муниципальных образований, а также законодательные (представительные) органы.
Во-вторых, координирующая роль прокуратуры не может очерчиваться столь неопределенными целями, как "оздоровление окружающей среды", "взаимодействие государственных органов", вне акцента на предупреждение нарушений законодательства и борьбу с экологическими правонарушениями. Полномочия прокуратуры органически связаны с надзорной сферой государственной деятельности за исполнением экологических законов другими органами (предупреждение, выявление, пресечение нарушений; меры по устранению причин и условий правонарушений), координацией деятельности именно правоохранительных, а не вообще государственных органов, активное реагирование на нарушения экологических законов.




























Заключение

В заключении необходимо выделить следующее.
Современный конституционный строй охватывает сущностную и структурную характеристику государства не только как символа аппаратной власти, но и как явления, находящегося в обществе и тесно взаимодействующего с ним. В этой связи принципы конституционного строя не могут ограничиваться сугубо вопросами организации публичной власти, важнейшее значение приобретают наиболее ключевые, базовые основы общественных отношений, которые правомерно находят свое выражение в Конституции Российской Федерации, развиваются текущим законодательством и правоприменительной практикой. В Конституции России "в концентрированном виде должны быть закреплены основные цели, задачи и принципы современной цивилизационной модели развития, определены полномочия и ответственность государства по отношению к народу, обществу, индивиду".
Система принципов, закрепленных в самой конституции, и составляет, следуя такой логике, понятие и особенности конституционного строя соответствующего государства, а также позволяет характеризовать данное государство в качестве конституционного.











Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 25.12.1993
2. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 г. по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации // Собрание законодательств РФ. 1998. N 3. Ст. 429
3. Баглай М. В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. — М.: Инфра, М. — Кодекс, 1996. - С.97
4. Бандорин Л.Е. Обновление экологического законодательства // Реформы и право / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М.: Издательский дом ГУ - ВШЭ, 2006. - С. 206 - 207
5. Боброва Н.А. Конституционный строй и конституционализм в России: Монография. – М.: ЮНИТИ_ДАНА, Закон и право, 2003. – С. 70
6. Богданова Н.А. Система науки констиутционного права. – М.: Юристъ, 2001. – С. 161
7. Быков С.В. Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания России (становление и перспективы развития): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. - С. 3
8. Винокуров Ю.Е., Сугробов А.С. Деятельность прокуратуры в сфере охраны окружающей среды. М.: Знание, 1992. - С. 7
9. Государственное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. О.Е. Кутафина. М., 1996. - С. 298 - 302
10. Голенкова З.Т. Гражданское общество в России // Социс. 1997. N 3. - С. 27
11. Григонис Э.П., Григонис В.П. Конституционное право России. Курс лекций. – Спб.: Питер, 2002. – С. 52-70
12. Еллинек Г. Право современного государства. Общее учение о государстве // Конституционное право. Общая часть: Учеб. пособие. Ч. 2. Хрестоматия. Конституционно-правовая мысль XIX - начала XX века / Сост. Н.А. Богданова. М., 1996. - С. 245
13. Ермаков В.Д., Жевлаков Э.Н., Кудрявцева Е.С., Осипов Г.И., Сильнов М.А. Экологические преступления в России и прокурорский надзор в сфере охраны окружающей природной среды. М.: Издательский центр "Анкил", 1996. - С. 6
14. Керимов А.Д. К вопросу о формировании в России гражданского общества // Гражданин и право. 2002. N 3. - С. 18
15. Киров В.Ц. Парадоксы государственной власти в гражданском обществе. М., 1992
16. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М.: Юристъ, 1995. – С. 75-148
17. Кубеев Е. К. Основы конституционного строя Республики Казахстан. Авторе-ферат дисс. на соиск. уч. степ.доктора юр. наук. — М.: Московская государст-венная юр. академия, 1998. — С.З
18. Матузов Н. И. Гражданское общество: сущность и основные принципы // Правоведение. 1995. N 3. - С. 84
19. Морозова М.В. Конституционно-правовые гарантии права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду в современной России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2007. - С.3
20. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарев. М.: Спарк, 2001. - С. 63
21. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. М., 1994. - С. 2
22. Сравнительное конституционное право. — М., 1996. — С.67—81
23. Ткачева Н.А. Проблемы гарантированности основ конституционного строя: Дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2004. - С. 77
24. Топорнин Б.Н., Лазарев Б.М., Шафир М.А. Органы Советского общенародного государства. М., 1982. - С. 39
25. Черниловский З.М. Гражданское общество: опыт исследования // Государство и право. 1992. N 6. - С. 150






Григонис Э.П., Григонис В.П. Конституционное право России. Курс лекций. – Спб.: Питер, 2002. – С. 52-70
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М.: Юристъ, 1995. – С. 75-148
Богданова Н.А. Система науки констиутционного права. – М.: Юристъ, 2001. – С. 161
Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Росси1йской Федерации. Учебник для юридических вузов. – М.: Инфра. М.-Кодекс, 1996. – С. 96
Государственное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. О.Е. Кутафина. М., 1996. - С. 298 - 302
Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. М., 1994. - С. 2
Ткачева Н.А. Проблемы гарантированности основ конституционного строя: Дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2004. - С. 77
Баглай М. В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. — М.: Инфра, М. — Кодекс, 1996. - С.97
Кубеев Е. К. Основы конституционного строя Республики Казахстан. Авторе-ферат дисс. на соиск. уч. степ. доктора юр. наук. — М.: Московская государст-венная юр. академия, 1998. — С.З
Сравнительное конституционное право. — М., 1996. — С.67—81

Боброва Н.А. Конституционный строй и конституционализм в России: Монография. – М.: ЮНИТИ_ДАНА, Закон и право, 2003. – С. 70
Быков С.В. Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания России (становление и перспективы развития): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. - С. 3

Еллинек Г. Право современного государства. Общее учение о государстве // Конституционное право. Общая часть: Учеб. пособие. Ч. 2. Хрестоматия. Конституционно-правовая мысль XIX - начала XX века / Сост. Н.А. Богданова. М., 1996. - С. 245
Топорнин Б.Н., Лазарев Б.М., Шафир М.А. Органы Советского общенародного государства. М., 1982. - С. 39

Матузов Н. И. Гражданское общество: сущность и основные принципы // Правоведение. 1995. N 3. - С. 84
Голенкова З.Т. Гражданское общество в России // Социс. 1997. N 3. - С. 27
Черниловский З.М. Гражданское общество: опыт исследования // Государство и право. 1992. N 6. - С. 150
Керимов А.Д. К вопросу о формировании в России гражданского общества // Гражданин и право. 2002. N 3. - С. 18
Киров В.Ц. Парадоксы государственной власти в гражданском обществе. М., 1992
Морозова М.В. Конституционно-правовые гарантии права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду в современной России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2007. - С.3
Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарев. М.: Спарк, 2001. - С. 63

Ермаков В.Д., Жевлаков Э.Н., Кудрявцева Е.С., Осипов Г.И., Сильнов М.А. Экологические преступления в России и прокурорский надзор в сфере охраны окружающей природной среды. М.: Издательский центр "Анкил", 1996. - С. 6

Бандорин Л.Е. Обновление экологического законодательства // Реформы и право / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М.: Издательский дом ГУ - ВШЭ, 2006. - С. 206 - 207
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 г. по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации // Собрание законодательств РФ. 1998. N 3. Ст. 429

Винокуров Ю.Е., Сугробов А.С. Деятельность прокуратуры в сфере охраны окружающей среды. М.: Знание, 1992. - С. 7












32

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 25.12.1993
2. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 г. по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации // Собрание законодательств РФ. 1998. N 3. Ст. 429
3. Баглай М. В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. — М.: Инфра, М. — Кодекс, 1996. - С.97
4. Бандорин Л.Е. Обновление экологического законодательства // Реформы и право / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М.: Издательский дом ГУ - ВШЭ, 2006. - С. 206 - 207
5. Боброва Н.А. Конституционный строй и конституционализм в России: Монография. – М.: ЮНИТИ_ДАНА, Закон и право, 2003. – С. 70
6. Богданова Н.А. Система науки констиутционного права. – М.: Юристъ, 2001. – С. 161
7. Быков С.В. Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания России (становление и перспективы развития): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. - С. 3
8. Винокуров Ю.Е., Сугробов А.С. Деятельность прокуратуры в сфере охраны окружающей среды. М.: Знание, 1992. - С. 7
9. Государственное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. О.Е. Кутафина. М., 1996. - С. 298 - 302
10. Голенкова З.Т. Гражданское общество в России // Социс. 1997. N 3. - С. 27
11. Григонис Э.П., Григонис В.П. Конституционное право России. Курс лекций. – Спб.: Питер, 2002. – С. 52-70
12. Еллинек Г. Право современного государства. Общее учение о государстве // Конституционное право. Общая часть: Учеб. пособие. Ч. 2. Хрестоматия. Конституционно-правовая мысль XIX - начала XX века / Сост. Н.А. Богданова. М., 1996. - С. 245
13. Ермаков В.Д., Жевлаков Э.Н., Кудрявцева Е.С., Осипов Г.И., Сильнов М.А. Экологические преступления в России и прокурорский надзор в сфере охраны окружающей природной среды. М.: Издательский центр "Анкил", 1996. - С. 6
14. Керимов А.Д. К вопросу о формировании в России гражданского общества // Гражданин и право. 2002. N 3. - С. 18
15. Киров В.Ц. Парадоксы государственной власти в гражданском обществе. М., 1992
16. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М.: Юристъ, 1995. – С. 75-148
17. Кубеев Е. К. Основы конституционного строя Республики Казахстан. Авторе-ферат дисс. на соиск. уч. степ.доктора юр. наук. — М.: Московская государст-венная юр. академия, 1998. — С.З
18. Матузов Н. И. Гражданское общество: сущность и основные принципы // Правоведение. 1995. N 3. - С. 84
19. Морозова М.В. Конституционно-правовые гарантии права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду в современной России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2007. - С.3
20. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарев. М.: Спарк, 2001. - С. 63
21. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. М., 1994. - С. 2
22. Сравнительное конституционное право. — М., 1996. — С.67—81
23. Ткачева Н.А. Проблемы гарантированности основ конституционного строя: Дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2004. - С. 77
24. Топорнин Б.Н., Лазарев Б.М., Шафир М.А. Органы Советского общенародного государства. М., 1982. - С. 39
25. Черниловский З.М. Гражданское общество: опыт исследования // Государство и право. 1992. N 6. - С. 150

Два

Курсы

Основы конституционного строя Российской Федерации,

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Общетеоретическая характеристика конституционного

1.1 Понятие системы конституционного

1.2 Основы конституционного строя Российской Федерации и их закрепление в Конституции РОССИЙСКОЙ федерации

1.3 конституционные Принципы

2.Основы конституционного строя Российской Федерации,

2.1 Государственный суверенитет РОССИЙСКОЙ федерации

2.2 Свобода личности и прав человека как основа демократического общества

2.3 Социальные государства.

2.4 Многообразие и свобода экономической деятельности

2.5 Разделение властей и единство государственной власти в России,

Идеологическое многообразие (политический плюрализм)

2.7 Принцип светскости государства

Вывод

библиография

Приложение. Основы конституционного строя Российской Федерации,

свободы личности, конституционный строй, суверенитет

Введение

Каждое государство характеризуется определенными чертами, которые выражаются в специфике его. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т. д. Совокупность этих черт позволяет говорить об определенной форме, определенный способ организации государства, или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится конституционным строем. Таким образом, конституционный строй-это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в конституции. Поскольку конституционный строй Российской Федерации включает в себя всю систему складывания общественных отношений, в обеспечении участвуют не отдельные правовые нормы и даже не отдельные отрасли права и законодательства, а все отрасли российского права и законодательства.

Ведущее место среди правовых норм, регулирующих конституционный строй России, занимают нормы Конституции РФ, поскольку Конституция обладает высшей юридической силой и является базой текущего законодательства.

Среди же норм Конституции определяющую роль играют нормы, закрепляющие устои российского конституционного, в котором он выражает свою человеческую сущность, принадлежность России к семье демократических стран. Это нормы конституционные принципы, характеризующие Российскую Федерацию как государство конституционное.

Узнать стоимость работы