Вам нужна курсовая работа?
Интересует Искусство?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Голубые танцовщицы Э. Дега.

  • 19 страниц
  • 10 источников
  • Добавлена 01.09.2011
700 руб. 1 400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Импрессионизм как новое художественное направление живописи второй половины XIX века и роль Дега в нем
2. Тема балета в творчестве Э.Дега
3.Композиция и пространство в творчестве Дега
4. Описание и анализ картины Эдгара Дега "Голубые танцовщицы"
Заключение
Список источников и литературы

Фрагмент для ознакомления

На корсажах балерин сверкают зеленые, голубые и красные ленты. В движениях мы чувствуем сказочную легкость, невесомость и непринужденность. Складывается впечатление, что на картине изображена одна танцовщица, но в разных поворотах балетного движения.
Платья отражают искусственный спектр электрической рампы. В свете сценической иллюминации у нас возникает ощущение волшебного действа, в котором девушки напоминают прекрасные неземные создания, кружащиеся в чарующем танце.
Обращаясь к вопросу об истории создания картины «Голубые танцовщицы», нельзя не отметить, что в работе с техникой пастели Дега прошел своеобразный путь совершенствования и развития. Вначале пастели Дега покрыты были ровной и нежной пылью. В своих пастелях на балетную тему он изображал прозрачности газа, гладкости паркета, ажурности трико, обилию света, льющиеся через громадные окна фойе, и т.д. Начиная с 90-х годов XIX века, эта первоначальная монотонная манера уступает место более темпераментной, богатой и сложной.
В «Голубых танцовщицах» техника пастели похожа на рой густых мазков, штрихов и точек, которые как будто брошены друг на друга. На языке критиков того времени эта новая манера называлась «хаотической» и «беспорядочной». Но, по мнению Я.Тугенхольда «в ней таились новые формальные и психологические ценности. Новая фактура соответствовала новому подходу Дега к зрелищу балета – он изображает теперь не холодное однообразие танцкласса, а феерию представления. И в этой россыпи красок, к которой пришел Дега во второй половине своего творчества, – все то же, столь характерное для него сплетение правды и лжи, реализма и романтики».
Благодаря изменению «фактуры» в технике пастели, появляются новые возможности в изображении. Таким образом, Дега один из первых «импрессионистов» понял значение «фактуры» в живописи – роль густоты и плотности мазка и его направления на поверхности картины.
Возвращаясь к анализу картины «Голубые танцовщицы», обратим внимание на особенности фона. Фон, на котором изображены танцующие девушки, состоит из густых мазков, штрихов и точек изумрудно – голубого, зеленого и желтого цветов. Эти цвета напоминают нам мотив заросшего кувшинками пруда. Я. Тугенхольд сравнивает впечатления от колорита в изображенной сцене с неким водным пространством. Девушки как будто медленно кружатся на водной глади. Желтые цветы, украшают их волосы, а одеяния сливаются с фоном, который напоминает синеву неба и воды.
При помощи светотени художник тщательно вырисовывает обнаженные руки и плечи танцовщиц. Искусствоведы много раз обращали внимание на отстранённость Дега по отношению к его моделям. В изображении полуобнаженных юных танцовщиц отсутствует даже мимолетный намек на эротические чувства или ощущения какого-либо личного человеческого контакта. Но это не значит, что картина холодна по ощущениям, которые она вызывает. Живописный стиль, в котором написаны танцовщицы, наоборот, вызывают теплые и живые чувства, некую отстраненную нежность к своим моделям.
Если посмотреть на все картины цикла о балете, можно увидеть, как проходила стилистическая эволюция творчества Дега. Вначале он соблюдает значительную дистанцию по отношению к мотиву. Выразительные эффекты его композиций во многом определяются сложным и динамичным взаимоотношением фигур в пространстве. Это заметно на картине «Танцкласс» (1874). Во многих случаях сильно повышенная точка зрения позволяет охватить взглядом большую часть пространства: сцену, ряды кулис, откуда выходят балерины («Репетиция балета на сцене», 1874).
В «Голубых танцовщицах» художник изображает фигуры танцовщиц крупным планом. При такой манере изображения пространство теряет свое выразительное значение. Теперь внимание зрителя приковано к линиям, очерчивающим фигуры, к оттенкам цвета и особенностям света. Эта манера изображения напоминает фотографический снимок, сходство с которым мы уже отмечали. Это так называемый прием приближения изображаемого объекта к зрителю или прием кадрирования и «наплыва», широко известный в киноискусстве.
Среди знатоков творчества Э. Дега сложилось мнение, согласно которому художник в последний период творчества ставил перед собой чисто формальные задачи. Такое мнение основывается, главным образом на словах художника: «Меня называют живописцем балерин, не понимая, что танцовщицы послужили мне предлогом, чтобы изобразить писать ткани и ухватить движение», — говорил Дега.. Однако, убедиться в обратном можно на примере картины «Голубые танцовщицы». Она не похожа на формалистическое изображение. В ней по-настоящему чувствуется интерес к изображаемому действу, некое любование красотой балетного движения.
Балетную тему Дега неоднократно повторял в технике пастели, масляной живописи и рисунка. Однако по красоте цветовой гармонии и композиционному решению картина «Голубые танцовщицы» может считаться лучшим воплощением балетной темы. В этой картине художник добился предельного богатства фактуры и цветовых сочетаний.
Э. Дега считают художником, который сделал решительный шаг в сторону более обобщенного видения мира, которое стало характерной чертой искусства XX века.
Заключение


Творчество Э. Дега остается актуальным до настоящего времени. Его картины и сегодня воспринимается живо, основаны на взаимодействии, взаимочувствии. Мир его картин, исполненных движения, движется и во времени.
Творчеству Дега были присущи неподдельный интерес к характерам людей, к своеобразным особенностям их поведения удачно выстроенная динамическая композиция. Основным принципом построения его композиций стало нахождение наиболее выразительных ракурсов в самой действительности. Это отличает творчество Дега от искусства других импрессионистов (в частности, К. Моне, А. Сислея и, отчасти, О. Ренуара).
В настоящее время кино и телевидение смотрит на мир и человека, не стесняя себя лобовыми ракурсами, ощущая неотрывную, содержательную связь между попавшим в кадр и прилежащим извне к его рамкам. Новаторством Дега явилось использование особенных изобразительных возможностей кадра. Он первый почувствовал и показал эти возможности в изобразительном искусстве еще в конце ХIX века.
До Дега картина предполагала строгое расположение частей и деталей, гладь гармонии, фронтальную устроенность и всевидимость. Дега пересмотрел этот принцип. Композиция Дега будто нарочно вырезает фрагмент, заставляя догадываться, что же проистекает по сторонам, и таким способом живописуемому событию сообщается подвижность. И во внешне статичных композициях удавалось ему передать неотрывность персонажей от близлежащей и вообще породившей их среды.
Дега использовал различные выразительные возможности для воплощений завладевшей им темы. Это были карандаш и уголь, масло и пастель, нежно-серые гризайли и яркие гармонии, отдельные фигуры и многолюдные композиции. Однако любимой техникой живописца была пастель, которая послушная поимке быстротекущих впечатлений.
Огромную роль в творчестве Дега сыграло балетное искусство. На протяжении всей своей жизни он оставался его поклонником. Дега любил изображать будни балета, где само уловление подвижности события словно противостоит станковой картине. Балет для Дега - это некий живой организм, это совершенно особый ритм жизни, который очень сложно понять и принять.
На картинах и рисунках Дега балет – это, прежде всего, тяжелый труд, это долгая изнурительная работа, предвосхищающая грандиозное действо, интересующее художника меньше всего. Для него не существуют некоего идеала, некоей прима-балерины, задаренной цветами, любовными посланиями и восторженными взорами. «Балерина Дега – существо всецело телесное, физическое; это живой автомат – кости и мускулы, облеченные газом и шелком, юбочкой и трико. Ее пляска не одухотворена и не осмысленна внутренним переживанием, это – движение, только движение. Ее мимика, ее выражения – они не сводятся к пресловутой и трафаретной улыбке, которая должна расцвести на сцене, или к гримасе усилия, с которой она обучается своему трудному искусству».











Список источников и литературы

Источники
Эдмон и Жюль де Гонкур. Дневник. В двух томах. Том 1. - М.: Художественная литература, 1964. - 712 с.
Эдгар Дега. Письма. Воспоминания современников. М.: Искусство, 1971. - 304 с.

Литература
Воркунова Н. Дега и Тулуз-Лотрек. // Импрессионисты: их современники, их соратники : Живопись. Графика. Литература. Музыка : [сб. ст. / Гос. музей изобр. искусств им. А. С. Пушкина, Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР ; под ред. А. Д. Чегодаева, В. Н. Прокофьева, И. Е. Даниловой]. - М. : Искусство, 1976.- С. 91-111.
Гров Б. Эдгар Дега. - М.: Арт-Родник, 2004. - 96 с.
Зернов Б. А. Дега. - М.: Л.: «Советский художник», 1965. - 184 с.
Ионина Н. A. Сто великих картин. — М.: Вече, 2002. - 480 с.
Крючкова В.В. Эдгар Дега. - М.: Белый город, 2003. - 48 с.
Мышлаевский А. З. О технике и рисунке в творчестве Э.Дега. - СПб.: Питер, 2007. - 203 с.
Муратов Х. И. Биография и творчество Эдгара Дега.- М.: Белый город, 2007.- 245с.
Тугендхольд Я. Эдгар Дега и его искусство// Эдгар Дега. Письма. Воспоминания современников. – М.: Искусство, 1971.- С.5-42.






Зернов Б. А. Дега. - М.: Л.: Советский художник, 1965. – С.7.
Там же
Мышлаевский А. З. О технике и рисунке в творчестве Э.Дега. - СПб.: Питер, 2007. - С. 68.
Крючкова В.В. Эдгар Дега. - М.: Белый город, 2003. - С. 18.

Крючкова В.В. Эдгар Дега. - М.: Белый город, 2003. - С. 19.
Эдгар Дега. Воспоминания современников. – М.: Искусство, 1971. – С.114.
Ионина Н. A. Сто великих картин. — М.: Вече, 2002. - С. 199.

Эдмон и Жюль де Гонкур. Дневник. В двух томах. Том 1. - М.: Художественная литература, 1964. - С. 334.
Тугендхольд Я. Эдгар Дега и его искусство // Эдгар Дега. Письма, воспоминания современников. – М.: Искусство, 1971.- С.16.
Воркунова Н. Дега и Тулуз-Лотрек. // Импрессионисты: их современники, их соратники. -М., 1976.- С. 99.
Воркунова Н. Дега и Тулуз-Лотрек. // Импрессионисты: их современники, их соратники. -М., 1976.- С. 93.
Воркунова Н. Дега и Тулуз-Лотрек. // Импрессионисты: их современники, их соратники. -М., 1976.- С. 96.
Тугендхольд Я. Эдгар Дега и его искусство// Эдгар Дега. Письма, воспоминания современников. – М.: Искусство, 1971.- С.27.
Раздольская В.Искусство Франции второй половины XIX века. – М.: Искусство, 1981. - С.167
Эдгар Дега. Письма. Воспоминания современников. М.: Искусство, 1971. - С. 114.
Крючкова В.В. Эдгар Дега. - М.: Белый город, 2003.- С.17.
Гров Бернд. Эдгар Дега. - М.: Арт-Родник, 2004. - С. 29.












18

Список источников и литературы

Источники
1.Эдмон и Жюль де Гонкур. Дневник. В двух томах. Том 1. - М.: Художественная литература, 1964. - 712 с.
2.Эдгар Дега. Письма. Воспоминания современников. М.: Искусство, 1971. - 304 с.

Литература
3.Воркунова Н. Дега и Тулуз-Лотрек. // Импрессионисты: их современники, их соратники : Живопись. Графика. Литература. Музыка : [сб. ст. / Гос. музей изобр. искусств им. А. С. Пушкина, Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР ; под ред. А. Д. Чегодаева, В. Н. Прокофьева, И. Е. Даниловой]. - М. : Искусство, 1976.- С. 91-111.
4.Гров Б. Эдгар Дега. - М.: Арт-Родник, 2004. - 96 с.
5.Зернов Б. А. Дега. - М.: Л.: «Советский художник», 1965. - 184 с.
6.Ионина Н. A. Сто великих картин. — М.: Вече, 2002. - 480 с.
7.Крючкова В.В. Эдгар Дега. - М.: Белый город, 2003. - 48 с.
8.Мышлаевский А. З. О технике и рисунке в творчестве Э.Дега. - СПб.: Питер, 2007. - 203 с.
9.Муратов Х. И. Биография и творчество Эдгара Дега.- М.: Белый город, 2007.- 245с.
10.Тугендхольд Я. Эдгар Дега и его искусство// Эдгар Дега. Письма. Воспоминания современников. – М.: Искусство, 1971.- С.5-42.

Биография

Эдгар ДЕГА Илер Жермен (1834-1917) - французский художник, один из самых видных представителей импрессионизма. Родился в старинной банкирской семьи. В 1855 году, поступает в Школу изящных искусств в Париже в класс французского художника Ламота, сумевшего воспитать в ученике глубокое уважение к творчеству великогоо французский художник G. D. Ingres. Но, в 1856 году, неожиданно для всех Э. Дега бросает учебу и уезжает на два года в Италию, где с большим интересом изучает работы великих мастеров XVI в. и раннего Возрождения. В этот период кумирами для него становятся А. Мантенья и П. Веронезе, одухотворенная и красочная живопись которых буквально поразила молодого художника.

Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, в сочетании с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856-1857, музей Лувр, Париж; рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), с реалистичной правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, встречи). Вернувшись в Париж, Э. Дега обращается к теме истории, но, в отличие от салонной живописи тех лет отказывается от идеализации античной жизни, считая, что такой, который мог бы быть на самом деле ("Спартанские девушки вызывают на конкурсе молодых", 1860, Институт Варбурга и Курто, Лондон). Движения человеческих фигур на полотне изысканные лишены грации, они резки и угловаты, действие разорачивается на фоне обычного повседневного пейзажа. В 1860-е годы, копируя старых мастеров в Лувре, Э. Дега знакомится с Э. Мане, с которым его сближает общее неприятие академического салонного искусства.

Э. Дега больше интересовался современной жизнью во всех ее проявлениях, чем труднее тем, выставленных в Салоне картин. Не был он также и стремление импрессионистов работать на открытом воздухе, предпочитая мир театра, оперы и кафешантана. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Э. Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин, используя неожиданные ракурсы и планы агрегатов ("Мисс Лала в цирке Фернандо", 1879, Национальная галерея, Лондон).

Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром определенных частях тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство ("Оркестр Оперы", 1868-1869, Музей Орсэ, Париж; "Две танцовщицы на сцене", 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон; "Абсент", 1876, Музей д'Орсе, Париж). Для того, чтобы создать драматическое напряжение, художник использовал также направлен свет, считая, например, человек, который разделил прожектором на две части: освещенную и тени ("Кафешантан в "Амбассадер", 1876-1877, Музей изобразительных искусств в Лионе; "Певица с перчаткой", 1878, Музей Фогт, Cambridge). Этот способ используется в дальнейшем А. де Тулуз-Лотрек плакаты для кабаре "Мулен Руж". Появление фотографии дало художнику опору в поисках новых композиционных решений своих картин, но и для того, чтобы в полной мере оценить это изобретение Э. Дега смог только в 1872 году, во время пребывания в Северной Америке. Результатом этой поездки стал "Портрет хлопка онлайн" (1873, Музей изобразительных искусств,), композицию, которая производит впечатление случайного репортажного снимка.

Узнать стоимость работы