Голубые танцовщицы Э. Дега.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Искусство
  • 19 19 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 01.09.2011
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Импрессионизм как новое художественное направление живописи второй половины XIX века и роль Дега в нем
2. Тема балета в творчестве Э.Дега
3.Композиция и пространство в творчестве Дега
4. Описание и анализ картины Эдгара Дега "Голубые танцовщицы"
Заключение
Список источников и литературы

Фрагмент для ознакомления

На корсажах балерин сверкают зеленые, голубые и красные ленты. В движениях мы чувствуем сказочную легкость, невесомость и непринужденность. Складывается впечатление, что на картине изображена одна танцовщица, но в разных поворотах балетного движения.
Платья отражают искусственный спектр электрической рампы. В свете сценической иллюминации у нас возникает ощущение волшебного действа, в котором девушки напоминают прекрасные неземные создания, кружащиеся в чарующем танце.
Обращаясь к вопросу об истории создания картины «Голубые танцовщицы», нельзя не отметить, что в работе с техникой пастели Дега прошел своеобразный путь совершенствования и развития. Вначале пастели Дега покрыты были ровной и нежной пылью. В своих пастелях на балетную тему он изображал прозрачности газа, гладкости паркета, ажурности трико, обилию света, льющиеся через громадные окна фойе, и т.д. Начиная с 90-х годов XIX века, эта первоначальная монотонная манера уступает место более темпераментной, богатой и сложной.
В «Голубых танцовщицах» техника пастели похожа на рой густых мазков, штрихов и точек, которые как будто брошены друг на друга. На языке критиков того времени эта новая манера называлась «хаотической» и «беспорядочной». Но, по мнению Я.Тугенхольда «в ней таились новые формальные и психологические ценности. Новая фактура соответствовала новому подходу Дега к зрелищу балета – он изображает теперь не холодное однообразие танцкласса, а феерию представления. И в этой россыпи красок, к которой пришел Дега во второй половине своего творчества, – все то же, столь характерное для него сплетение правды и лжи, реализма и романтики».
Благодаря изменению «фактуры» в технике пастели, появляются новые возможности в изображении. Таким образом, Дега один из первых «импрессионистов» понял значение «фактуры» в живописи – роль густоты и плотности мазка и его направления на поверхности картины.
Возвращаясь к анализу картины «Голубые танцовщицы», обратим внимание на особенности фона. Фон, на котором изображены танцующие девушки, состоит из густых мазков, штрихов и точек изумрудно – голубого, зеленого и желтого цветов. Эти цвета напоминают нам мотив заросшего кувшинками пруда. Я. Тугенхольд сравнивает впечатления от колорита в изображенной сцене с неким водным пространством. Девушки как будто медленно кружатся на водной глади. Желтые цветы, украшают их волосы, а одеяния сливаются с фоном, который напоминает синеву неба и воды.
При помощи светотени художник тщательно вырисовывает обнаженные руки и плечи танцовщиц. Искусствоведы много раз обращали внимание на отстранённость Дега по отношению к его моделям. В изображении полуобнаженных юных танцовщиц отсутствует даже мимолетный намек на эротические чувства или ощущения какого-либо личного человеческого контакта. Но это не значит, что картина холодна по ощущениям, которые она вызывает. Живописный стиль, в котором написаны танцовщицы, наоборот, вызывают теплые и живые чувства, некую отстраненную нежность к своим моделям.
Если посмотреть на все картины цикла о балете, можно увидеть, как проходила стилистическая эволюция творчества Дега. Вначале он соблюдает значительную дистанцию по отношению к мотиву. Выразительные эффекты его композиций во многом определяются сложным и динамичным взаимоотношением фигур в пространстве. Это заметно на картине «Танцкласс» (1874). Во многих случаях сильно повышенная точка зрения позволяет охватить взглядом большую часть пространства: сцену, ряды кулис, откуда выходят балерины («Репетиция балета на сцене», 1874).
В «Голубых танцовщицах» художник изображает фигуры танцовщиц крупным планом. При такой манере изображения пространство теряет свое выразительное значение. Теперь внимание зрителя приковано к линиям, очерчивающим фигуры, к оттенкам цвета и особенностям света. Эта манера изображения напоминает фотографический снимок, сходство с которым мы уже отмечали. Это так называемый прием приближения изображаемого объекта к зрителю или прием кадрирования и «наплыва», широко известный в киноискусстве.
Среди знатоков творчества Э. Дега сложилось мнение, согласно которому художник в последний период творчества ставил перед собой чисто формальные задачи. Такое мнение основывается, главным образом на словах художника: «Меня называют живописцем балерин, не понимая, что танцовщицы послужили мне предлогом, чтобы изобразить писать ткани и ухватить движение», — говорил Дега.. Однако, убедиться в обратном можно на примере картины «Голубые танцовщицы». Она не похожа на формалистическое изображение. В ней по-настоящему чувствуется интерес к изображаемому действу, некое любование красотой балетного движения.
Балетную тему Дега неоднократно повторял в технике пастели, масляной живописи и рисунка. Однако по красоте цветовой гармонии и композиционному решению картина «Голубые танцовщицы» может считаться лучшим воплощением балетной темы. В этой картине художник добился предельного богатства фактуры и цветовых сочетаний.
Э. Дега считают художником, который сделал решительный шаг в сторону более обобщенного видения мира, которое стало характерной чертой искусства XX века.
Заключение


Творчество Э. Дега остается актуальным до настоящего времени. Его картины и сегодня воспринимается живо, основаны на взаимодействии, взаимочувствии. Мир его картин, исполненных движения, движется и во времени.
Творчеству Дега были присущи неподдельный интерес к характерам людей, к своеобразным особенностям их поведения удачно выстроенная динамическая композиция. Основным принципом построения его композиций стало нахождение наиболее выразительных ракурсов в самой действительности. Это отличает творчество Дега от искусства других импрессионистов (в частности, К. Моне, А. Сислея и, отчасти, О. Ренуара).
В настоящее время кино и телевидение смотрит на мир и человека, не стесняя себя лобовыми ракурсами, ощущая неотрывную, содержательную связь между попавшим в кадр и прилежащим извне к его рамкам. Новаторством Дега явилось использование особенных изобразительных возможностей кадра. Он первый почувствовал и показал эти возможности в изобразительном искусстве еще в конце ХIX века.
До Дега картина предполагала строгое расположение частей и деталей, гладь гармонии, фронтальную устроенность и всевидимость. Дега пересмотрел этот принцип. Композиция Дега будто нарочно вырезает фрагмент, заставляя догадываться, что же проистекает по сторонам, и таким способом живописуемому событию сообщается подвижность. И во внешне статичных композициях удавалось ему передать неотрывность персонажей от близлежащей и вообще породившей их среды.
Дега использовал различные выразительные возможности для воплощений завладевшей им темы. Это были карандаш и уголь, масло и пастель, нежно-серые гризайли и яркие гармонии, отдельные фигуры и многолюдные композиции. Однако любимой техникой живописца была пастель, которая послушная поимке быстротекущих впечатлений.
Огромную роль в творчестве Дега сыграло балетное искусство. На протяжении всей своей жизни он оставался его поклонником. Дега любил изображать будни балета, где само уловление подвижности события словно противостоит станковой картине. Балет для Дега - это некий живой организм, это совершенно особый ритм жизни, который очень сложно понять и принять.
На картинах и рисунках Дега балет – это, прежде всего, тяжелый труд, это долгая изнурительная работа, предвосхищающая грандиозное действо, интересующее художника меньше всего. Для него не существуют некоего идеала, некоей прима-балерины, задаренной цветами, любовными посланиями и восторженными взорами. «Балерина Дега – существо всецело телесное, физическое; это живой автомат – кости и мускулы, облеченные газом и шелком, юбочкой и трико. Ее пляска не одухотворена и не осмысленна внутренним переживанием, это – движение, только движение. Ее мимика, ее выражения – они не сводятся к пресловутой и трафаретной улыбке, которая должна расцвести на сцене, или к гримасе усилия, с которой она обучается своему трудному искусству».











Список источников и литературы

Источники
Эдмон и Жюль де Гонкур. Дневник. В двух томах. Том 1. - М.: Художественная литература, 1964. - 712 с.
Эдгар Дега. Письма. Воспоминания современников. М.: Искусство, 1971. - 304 с.

Литература
Воркунова Н. Дега и Тулуз-Лотрек. // Импрессионисты: их современники, их соратники : Живопись. Графика. Литература. Музыка : [сб. ст. / Гос. музей изобр. искусств им. А. С. Пушкина, Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР ; под ред. А. Д. Чегодаева, В. Н. Прокофьева, И. Е. Даниловой]. - М. : Искусство, 1976.- С. 91-111.
Гров Б. Эдгар Дега. - М.: Арт-Родник, 2004. - 96 с.
Зернов Б. А. Дега. - М.: Л.: «Советский художник», 1965. - 184 с.
Ионина Н. A. Сто великих картин. — М.: Вече, 2002. - 480 с.
Крючкова В.В. Эдгар Дега. - М.: Белый город, 2003. - 48 с.
Мышлаевский А. З. О технике и рисунке в творчестве Э.Дега. - СПб.: Питер, 2007. - 203 с.
Муратов Х. И. Биография и творчество Эдгара Дега.- М.: Белый город, 2007.- 245с.
Тугендхольд Я. Эдгар Дега и его искусство// Эдгар Дега. Письма. Воспоминания современников. – М.: Искусство, 1971.- С.5-42.






Зернов Б. А. Дега. - М.: Л.: Советский художник, 1965. – С.7.
Там же
Мышлаевский А. З. О технике и рисунке в творчестве Э.Дега. - СПб.: Питер, 2007. - С. 68.
Крючкова В.В. Эдгар Дега. - М.: Белый город, 2003. - С. 18.

Крючкова В.В. Эдгар Дега. - М.: Белый город, 2003. - С. 19.
Эдгар Дега. Воспоминания современников. – М.: Искусство, 1971. – С.114.
Ионина Н. A. Сто великих картин. — М.: Вече, 2002. - С. 199.

Эдмон и Жюль де Гонкур. Дневник. В двух томах. Том 1. - М.: Художественная литература, 1964. - С. 334.
Тугендхольд Я. Эдгар Дега и его искусство // Эдгар Дега. Письма, воспоминания современников. – М.: Искусство, 1971.- С.16.
Воркунова Н. Дега и Тулуз-Лотрек. // Импрессионисты: их современники, их соратники. -М., 1976.- С. 99.
Воркунова Н. Дега и Тулуз-Лотрек. // Импрессионисты: их современники, их соратники. -М., 1976.- С. 93.
Воркунова Н. Дега и Тулуз-Лотрек. // Импрессионисты: их современники, их соратники. -М., 1976.- С. 96.
Тугендхольд Я. Эдгар Дега и его искусство// Эдгар Дега. Письма, воспоминания современников. – М.: Искусство, 1971.- С.27.
Раздольская В.Искусство Франции второй половины XIX века. – М.: Искусство, 1981. - С.167
Эдгар Дега. Письма. Воспоминания современников. М.: Искусство, 1971. - С. 114.
Крючкова В.В. Эдгар Дега. - М.: Белый город, 2003.- С.17.
Гров Бернд. Эдгар Дега. - М.: Арт-Родник, 2004. - С. 29.












18

Список источников и литературы

Источники
1.Эдмон и Жюль де Гонкур. Дневник. В двух томах. Том 1. - М.: Художественная литература, 1964. - 712 с.
2.Эдгар Дега. Письма. Воспоминания современников. М.: Искусство, 1971. - 304 с.

Литература
3.Воркунова Н. Дега и Тулуз-Лотрек. // Импрессионисты: их современники, их соратники : Живопись. Графика. Литература. Музыка : [сб. ст. / Гос. музей изобр. искусств им. А. С. Пушкина, Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР ; под ред. А. Д. Чегодаева, В. Н. Прокофьева, И. Е. Даниловой]. - М. : Искусство, 1976.- С. 91-111.
4.Гров Б. Эдгар Дега. - М.: Арт-Родник, 2004. - 96 с.
5.Зернов Б. А. Дега. - М.: Л.: «Советский художник», 1965. - 184 с.
6.Ионина Н. A. Сто великих картин. — М.: Вече, 2002. - 480 с.
7.Крючкова В.В. Эдгар Дега. - М.: Белый город, 2003. - 48 с.
8.Мышлаевский А. З. О технике и рисунке в творчестве Э.Дега. - СПб.: Питер, 2007. - 203 с.
9.Муратов Х. И. Биография и творчество Эдгара Дега.- М.: Белый город, 2007.- 245с.
10.Тугендхольд Я. Эдгар Дега и его искусство// Эдгар Дега. Письма. Воспоминания современников. – М.: Искусство, 1971.- С.5-42.

Вопрос-ответ:

Какое новое художественное направление появилось во второй половине XIX века и какую роль в нем сыграл Эдгар Дега?

Во второй половине XIX века появился импрессионизм - новое художественное направление живописи, которое ставило целью передать мгновенные впечатления от восприятия мира. Эдгар Дега был одним из основных представителей импрессионизма и сыграл значительную роль в развитии этого направления. Он экспериментировал с композицией, пространством, светом и цветом, создавая новый способ передачи реальности на холсте.

Что изображено на картинах Эдгара Дега? В чем особенность его творчества?

Тема балета является одной из основных в творчестве Эдгара Дега. Он обращался к изображению балерин, искажая их позы и движения, чтобы передать динамичность и эмоции момента. Особенностью его творчества является внимание к деталям и акцент на интимных моментах за кулисами, которые придают картинам особую глубину и атмосферу.

Какие особенности композиции и пространства можно наблюдать в работах Дега?

В работах Дега можно наблюдать необычные композиции и пространство. Он часто представлял своих героев в незаурядных ракурсах и рамках, придающих художественную динамичность и эмоциональность. Дега также использовал обрезание, что оставляет ощущение, будто сцена продолжается за пределами картины. Все это создает особую атмосферу и эффект присутствия.

Расскажите о картине "Голубые танцовщицы" Эдгара Дега.

На картинах "Голубые танцовщицы" Эдгара Дега изображены балерины в своих корсетах со сверкающими голубыми, зелеными и красными лентами. В движениях танцовщиц мы чувствуем сказочную легкость, невесомость и непринужденность. Картина создает впечатление, что мы наблюдаем за ними в моменте их выступления. Она полна энергии и эмоциональности, благодаря обработке цвета, света и композиции.

Какое новое художественное направление представляет импрессионизм?

Импрессионизм - это новое художественное направление живописи, которое возникло во второй половине XIX века. Основными принципами импрессионизма являются передача моментальных впечатлений, зависимость от света и цвета, а также использование быстрых и беспрепятственных мазков. Художники-импрессионисты стремились передать не только визуальные образы, но и эмоции, которые вызывает у них окружающий мир.

Какую роль играет Эдгар Дега в импрессионизме?

Эдгар Дега является одним из ведущих художников импрессионистического движения. Он не только активно участвовал в выставках импрессионистов, но и стал их организатором и идеологом. Дега внес значительный вклад в развитие импрессионизма своим оригинальным подходом к композиции, пространству и использованию светотенистых эффектов. Он также часто изображал тему балета в своих работах, воссоздавая атмосферу и эмоции танцовщиц на холсте.

Какое место занимает тема балета в творчестве Дега?

Тема балета занимает центральное место в творчестве Эдгара Дега. Он был фанатом балета и множество раз посещал его представления, что нашло отражение в его работах. Дега изображал не только выступления на сцене, но и интимные моменты подготовки танцовщиц к выступлению. Он стремился передать не только красоту и грацию движений, но и эмоциональное состояние балерин.

Как Дега использовал композицию и пространство в своих работах?

Дега использовал оригинальные композиционные решения и особенности пространства в своих работах. Он часто смещал центр внимания картины, создавая нестандартные кадры и ракурсы. В своих полотнах Дега умело располагал фигуры танцовщиц, создавая ощущение глубины пространства и движения. Он также использовал светотенистые эффекты и мягкую палитру, чтобы создать атмосферу и передать эмоции.

Какое значение имел Импрессионизм как новое художественное направление второй половины XIX века?

Импрессионизм был новым художественным направлением, которое возникло во второй половине XIX века. Оно представляло собой разрыв с традиционной академической живописью и ставило акцент на передачу моментного впечатления от реальности. Художники импрессионисты стремились передать световые и цветовые эффекты, игру света и тени в природе и повседневной жизни. Они использовали яркие, насыщенные цвета, короткие и быстрые мазки кистью. Это направление открыло новые возможности для художественного выражения и оказало значительное влияние на развитие искусства.

Какую роль играл Эдгар Дега в импрессионизме?

Эдгар Дега считается одним из ведущих представителей импрессионизма. Он не только активно участвовал в выставках импрессионистов, но и стал одним из основателей группы импрессионистов в Париже. Дега внес значительный вклад в развитие этого художественного направления, экспериментируя с композицией, пространством и светом. Он часто изображал повседневную жизнь парижских балерин, запечатлевая их в движении и передавая непринужденность и энергию. Также он часто использовал необычные ракурсы и кадрирование, что придало его работам оригинальность и уникальность.