Анализ механизма рынка несовершенной конкуренции на примере чистой монополии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Микроэкономика
  • 1818 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 21.01.2017
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты функционирования рынка несовершенной конкуренции в форме чистой монополии 5
1.1 Понятие, сущность и основные черты чистой монополии 5
1.2 Барьеры для вхождения на рынок чистой монополии 8
1.3 Максимизация прибыли в условиях чистой монополии 11
2. Анализ механизма рынка несовершенной конкуренции на примере монополий в России 13
Заключение 16
Список использованных литературных источников 18
Приложение А 19


Фрагмент для ознакомления

В создании единой системы газоснабжения Россия определила страны западной Европы, где подобная система только начинает формироваться. По данным Министерства финансов РФ, доля нефтегазовых доходов в бюджете РФ по состоянию на март 2016 г. составляет 37,4%. Для сравнения, в 2015 г., нефтегазовые доходы принесли бюджету 5 трлн 862,7 млрд руб. (42,9% от общих доходов), в 2014 г. - 7 трлн 433,8 млрд руб. (51,3%).Доля нефтегазовых доходов в ВВП также постепенно снижается. В 2010 г., по оценке министра финансов Алексея Кудрина, она достигала 25%. В ноябре 2015 г. спикер Госдумы РФ Сергей Нарышкин сообщил, что доля нефтегазового сектора в ВВП к концу 2015 г. упала ниже уровня в 10%.Подводя итог сказанному необходимо отметить, следующую особенность экономики России. Крупнейшие рынки представлены, в первую очередь, не монополиями, а олигополиями. При этом крупнейшими компаниями практически во всех значимых секторах экономики являются компании с государственным участием: в банковском секторе это «Сбербанк», «ВТБ», «Газпромбанк»; в газовом секторе это «Газпром»; в нефтяном секторе это «Газпромнефть», «Роснефть»; в сфере перевозок это «РЖД» и «Аэрофлот»; в сфере услуг почтовой связи это «Почта России» и так далее. В конечном итоге указанная ситуация приводит к формированию абсолютной государственной монополии в стране. По оценкам Федеральной антимонопольной службы доля государственных компаний в ВВП страны выросла с 35% в 2005 году до 70% в 2015 году, что является основным препятствием для развития конкуренции в стране в настоящее время.Необходимо отметить, что в целом государственное участие в экономике существенно ниже и не достигает 50% за счет частичной приватизации многих государственных компаний. Однако даже такие показатели свидетельствуют о чрезмерной доле государственного участия в экономике страны, а контроль над компаниями, дающими 70% общенационального дохода, создает препятствия для развития конкуренции. Кроме того, в условиях кризиса происходит разорение большого количества малых и средних предприятий, очень чувствительных к объему платежеспособного спроса и уровню процентных ставок по кредитам. При этом монополисты (подавляющее большинство которых являются государственными и муниципальными компаниями) ощущают на себе последствия кризисов в гораздо меньшей степени. Кроме того, они всегда могут заручиться государственной поддержкой.ЗаключениеВ ходе проведенного исследование автор пришел к следующим выводам:1) Чистая монополия – это тип рыночной структуры, который предполагает абсолютное доминирование одного производителя товаров или услуг. Чистая монополия возможна только при отсутствии у товара близких заменителей и наличии платежеспособного спроса на предлагаемую продукцию. Ярким примеров чистых монополий можно считать коммунальные услуги, поставляемые жителям городов. Создание аналогичной сети для развития конкуренции представляется очень затратным и нецелесообразным, так как спрос полностью удовлетворен существующим поставщиком-монополистом. В более широком смысле монополией считается компания, которая занимает более 35% рынка (согласно подходу Федеральной антимонопольной службы) и деятельность которой может препятствовать развитию конкуренции.2) Рынок чистой монополии – одна из наиболее закрытых рыночных структур, абсолютно полярная совершенной конкуренции. Проникновение на рынок чистой монополии практически невозможно по причине наличия ряда барьеров. Принципиальное отличие барьеров зависит от типа монополии. Для монополий, образовавшихся естественным образом, характеры экономические, технологические и маркетинговые факторы. Т.е. создать компанию или продукцию аналогичную существующей у монополии практически невозможно, поскольку инвестиции несоизмеримы с результатом, а потребители вполне возможно выберут продукцию монополиста. Искусственные монополии прибегают к юридической защите, например, патентуя созданную продукцию, либо используют разнообразные методы давления: запугивание, установление монопольно низкие цены и т.д.3) Фирма монополист может максимизировать прибыль при равенстве предельных издержек и предельного дохода. Однако необходимо понимать, что несмотря на возможности монополии устанавливать практически любые цены на производимую продукцию серьезно ограничены кривой спроса на нее. В этом случае, чем менее эластичен будет спрос (меньше зависит от цены на продукцию), тем больший контроль над ценой появляется у монополии. Эластичность спроса определяется характеристиками самой продукции, например, спрос на продукцию чистых монополий (коммунальные услуги) крайне неэластичен. Однако при повышении цены выше определенного уровня потребители просто откажутся от указанных услуг по причине отсутствия возможности их оплачивать.4) В России контролем за деятельности монополий занимается Федеральная антимонопольная служба. Механизм функционирования рынков монополий в России при этом достаточно прост. Существует достаточно большое количество отраслей, в которых единственным поставщиком продукции является компания-монополия. При этом практически все монополии в России находятся в собственности государства и полностью им контролируются. Области деятельности монополий это ключевые для страны сырьевые отрасли, а также услуги жилищно-коммунального хозяйства, привлечение частного капитала в которые приведет к неконтролируемому росту цен и нанесению прямого ущерба потребителям. Анализ государственного участия в экономике стране показывает, что в России постепенно формируетсягосударственная монополия в ключевых областях деятельности. Даже в тех секторах, которые можно считать олигополистическими (нефть, банковская сфера), доля государственных компаний заметно превышает 50%, что говорит об их полном контроле со стороны государства. Указанное обстоятельство по мнению Федеральной антимонопольной службы приводит к снижению конкуренции в стране и эффективности производства, что в конечном итоге может сказать на темпах роста ВВП, которые раньше подкреплялись высокими ценами на нефть и газ, а в настоящее время показывают отрицательную величину по причине отсутствия в стране высокоэффективных и конкурентоспособных на мировом уровне производств.Список использованных литературных источниковГуляев Г. Ю. Эволюция теории конкуренции /Г.Ю. Гуляев // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского, 2012. – №28. – С. 317-321.Латышев А.Ю. Особенности современной монополии как формы организации бизнеса / А.Ю. Латышев // Вестник ЧелГУ, 2014. – №21 (350). – С.192-200.Латышев А.Ю. Противоречия развития современных монополий: теория и российская практика / А.Ю. Латышев // Вестник ЧелГУ, 2014. – №9 (338). – С.78-88.Лешкова А.И. Методика определения типа рыночной структуры: теория и практика (на примере нефтяного рынка России) / А.И. Лешкова, О.А. Верховец // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика, 2013. – №3. – С.70-77.Малкина М.Ю. Институциональный анализ естественных монополий в современной России / М.Ю. Малкина // JIS, 2012. – №4. – С.117-132.Нефтегазовая отрасль России в цифрах и фактах // Экономика и бизнес. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tass.ru/ekonomika/3215065Радюкова Я.Ю. Этапы становления и развития естественных монополий в России / Я.Ю. Радюкова // Социально-экономические явления и процессы, 2012. – №7-8. – С.148-155.Экономика для бизнеса: учебник / Джон Сломан, Кевин Хайнд. – М.: Эксмо, 2010. – 960 с.Юртаев И.Д. Монополии и их роль в российской экономике / И.Д. Юртаев, М.В. Кудрина, Е.В. Ермолаева // БМИК, 2015. – №12. – С.1553-1553.Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О защите конкуренции» [Электронный ресурс]. Режимдоступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_61763/baabe5b69a3c031bfb8d485891bf8077d6809a94/Приложение А - Реестр субъектов естественных монополийТаблица А.1 - Реестр субъектов естественных монополий республики Крым№РеестрРазделРегионОрганизация1Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексеРаздел II «Транспортировка газа по трубопроводам»Республика КрымООО «Объединение Транс-Континенталь»2Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексеРаздел II «Транспортировка газа по трубопроводам»Республика КрымЧастное предприятие «Укргазпром»3Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексеРаздел II «Транспортировка газа по трубопроводам»Республика КрымГУП РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КРЫМГАЗСЕТИ»4Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексеРаздел II «Транспортировка газа по трубопроводам»Республика КрымГУП РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ЧЕРНОМОРНЕФТЕГАЗ»5Реестр субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры«Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры»Республика КрымМУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ПОБЕДНОЕ»6Реестр субъектов естественных монополий на транспортеРаздел I «Железнодорожные перевозки»Республика КрымГП «Крымская железная дорога»7Реестр субъектов естественных монополий на транспортеРаздел II «Услуги аэропортов»Республика КрымАКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ "СИМФЕРОПОЛЬ" (бывш. ПАО «Международный аэропорт «Симферополь» )8Реестр субъектов естественных монополий на транспортеРаздел II «Услуги аэропортов»Республика КрымООО «Предприятие ВИТЭК»9Реестр субъектов естественных монополий на транспортеРаздел III «Услуги в портах и (или) транспортных терминалах, услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей»Республика КрымГУП РК «КРЫМСКИЕ МОРСКИЕ ПОРТЫ»10Реестр субъектов естественных монополий в области связиРаздел I «Услуги общедоступной почтовой связи»Республика КрымФГУП "Почта Крыма"

Список использованных литературных источников

1. Гуляев Г. Ю. Эволюция теории конкуренции /Г.Ю. Гуляев // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского, 2012. – №28. – С. 317-321.
2. Латышев А.Ю. Особенности современной монополии как формы организации бизнеса / А.Ю. Латышев // Вестник ЧелГУ, 2014. – №21 (350). – С. 192-200.
3. Латышев А.Ю. Противоречия развития современных монополий: теория и российская практика / А.Ю. Латышев // Вестник ЧелГУ, 2014. – №9 (338). – С.78-88.
4. Лешкова А.И. Методика определения типа рыночной структуры: теория и практика (на примере нефтяного рынка России) / А.И. Лешкова, О.А. Верховец // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика, 2013. – №3. – С.70-77.
5. Малкина М.Ю. Институциональный анализ естественных монополий в современной России / М.Ю. Малкина // JIS, 2012. – №4. – С.117-132.
6. Нефтегазовая отрасль России в цифрах и фактах // Экономика и бизнес.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tass.ru/ekonomika/3215065
7. Радюкова Я.Ю. Этапы становления и развития естественных монополий в России / Я.Ю. Радюкова // Социально-экономические явления и процессы, 2012. – №7-8. – С.148-155.
8. Экономика для бизнеса: учебник / Джон Сломан, Кевин Хайнд. – М.: Эксмо, 2010. – 960 с.
9. Юртаев И.Д. Монополии и их роль в российской экономике / И.Д. Юртаев, М.В. Кудрина, Е.В. Ермолаева // БМИК, 2015. – №12. – С. 1553-1553.
10. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О защите конкуренции» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_61763/baabe5b69a3c031bfb8d485891bf8077d6809a94/

Вопрос-ответ:

Что такое чистая монополия?

Чистая монополия - это форма несовершенной конкуренции, при которой на рынке существует только один продавец товара или услуги. В чистой монополии нет других фирм, которые могли бы предложить аналогичный продукт или услугу.

Какие основные черты имеет чистая монополия?

Основные черты чистой монополии заключаются в том, что на рынке есть только один продавец, у него отсутствуют конкуренты, он контролирует предложение и цену товара или услуги, и вход на рынок для новых фирм является затруднительным или практически невозможным.

Какие барьеры могут существовать для вхождения на рынок чистой монополии?

Для вхождения на рынок чистой монополии могут существовать различные барьеры. Например, это могут быть юридические барьеры, такие как лицензирование или патентование определенных технологий. Также существуют экономические барьеры, такие как высокие затраты на производство или масштабные экономии.

Как монополист максимизирует прибыль в условиях чистой монополии?

Монополист максимизирует прибыль в условиях чистой монополии путем выбора оптимальной цены и объема производства. Он старается найти точку, где его маржинальная выручка равна маржинальным затратам. Таким образом, монополист может установить более высокую цену и производить меньшее количество товара, чем в случае конкурентного рынка.

В каких сферах экономики существуют монополии в России?

В России существуют монополии в различных сферах экономики. Например, это государственные монополии, такие как РЖД, Газпром или Роснефть, которые контролируют соответствующие отрасли. Также существуют частные монополии, например, в сфере телекоммуникаций или железнодорожных перевозок.

Что такое чистая монополия и каковы ее основные черты?

Чистая монополия - это форма рынка несовершенной конкуренции, когда на рынке существует только один продавец, контролирующий всю производственную деятельность. Основные черты чистой монополии включают отсутствие конкуренции, наличие высоких барьеров для вхождения на рынок, возможность контролировать цены и максимизировать прибыль.

Какие барьеры существуют для вхождения на рынок чистой монополии?

Для вхождения на рынок чистой монополии существуют различные барьеры, такие как экономические, юридические, технологические и маркетинговые. Экономические барьеры могут включать масштабные экономии, контроль над редкими ресурсами или единоличный доступ к новым технологиям. Юридические барьеры могут возникать из-за наличия патентов или лицензий, которые запрещают другим фирмам производить и продавать определенный продукт. Технологические барьеры связаны с наличием специфических знаний, навыков или технологий, которые не могут быть легко воспроизведены другими фирмами. Маркетинговые барьеры могут быть созданы за счет высоких затрат на рекламу и продвижение товара.

Каким образом чистая монополия максимизирует прибыль?

Чистая монополия максимизирует прибыль путем установления оптимальной цены, при которой сумма издержек производства и сумма излишков потребителей являются максимальными. Это достигается путем использования метода анализа предельных издержек и предельных доходов. Чистая монополия также может максимизировать прибыль путем контроля за производственным объемом и ограничением доступа конкурентов на рынок.

Что такое чистая монополия?

Чистая монополия - это форма несовершенной конкуренции на рынке, при которой на рынке существует только один продавец, который контролирует предложение товара или услуги.

Какие основные черты имеет чистая монополия?

Основные черты чистой монополии включают наличие единственного продавца на рынке, отсутствие близких заменителей товара или услуги, значительные барьеры для вхождения на рынок и возможность влиять на цены.