Вам нужнакурсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Особенности психологического развития ребенка с задержкой психо - моторного развития от 0 до 3 х лет

  • 40 страниц
  • 20 источников
  • Добавлена 01.03.2011
700 руб.1 400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Основные характеристики развития ребенка в период новорожденности, младенчества и раннего возраста
2. Этиология и патогенез нарушения
3. Особенности развития ребенка с нарушением общей и мелкой моторики от 0 до трех лет
4. Выводы
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

В этом случае уже необходим комплекс специальных мер по оптимизации процесса физического и психического развития ребенка.
4. Выводы

Итак, психомоторное развитие представляет собой сложный диалектический процесс, который характеризуется определенной последовательностью и неравномерностью созревания отдельных функций, качественным их преобразованием на новом возрастном этапе. При этом каждая последующая стадия развития неразрывно связана с предыдущей.
В основе психомоторного развития лежит генетическая программа, которая реализуется под влиянием различных факторов окружающей среды. Поэтому если ребенок отстает в развитии, прежде всего, необходимо учитывать роль наследственных факторов в этом отставании.
Причинами нарушений, связанных с психо – моторным развитием выступают неблагоприятные факторы, которые возникают в процессе как внутриутробного развития, также во время родов и первых лет жизни ребенка.
Поэтому для успешной лечебно-коррекционной и педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, важное значение имеет знание причин и характера нарушений развития.
Значение имеет и тот факт, что чем раньше будет выявлено отклонение отнормы развития, тем быстрее и эффективное будут результаты по оптимизации физического и психического развития малыша.
Это связано с тем, что зачастую одно нарушение в процессе - психомоторного развития является фактором возникновения другого.
Например, нарушение слуха ведет за собой нарушения в речевом и интеллектуальном развитии; а нарушения в развитии общей моторики и координации движений влекут за собой нарушения мелкой моторики рук.
Таким образом, необходимость ранней диагностики и профилактики возникновения нарушений в психо – моторном развитии налицо.
Анализ особенностей психо – моторного развития в период новорожденности, младенчества и раннего дошкольного детства на примере патологии, связанной с нарушением общей и мелкой моторики показал, что к трем годам ребенок, имеющий нарушения развития общей моторики и координации, а также развития мелкой моторики руки, заметно отстает в психо – моторном развитии по сравнению с возрастными нормами.
Ребенок с нарушениями общей моторики и координации менее подвижен и самостоятелен, круг его возможностей ограничен, налицо задержка психического развития.
Эффективность психологической коррекции в значительной степени зависит от анализа психологической структуры нарушения и его причин. Сложность и своеобразие нарушений развития ребенка требуют тщательного методологического подхода к его анализу и психо-коррекционным воздействиям. Разработка принципов, как основополагающих, отправных идей, чрезвычайно важна в теории и практике психологической коррекции .
Важным принципом психологической коррекции является принцип комплексности. Согласно этому принципу психологическую коррекцию, можно рассматривать как единый комплекс медико-психолого-педагогических воздействий. Эффективность психологической коррекции в значительной степени зависит от учета клинических и педагогических факторов в развитии ребенка. Например, коммуникативные тренинги, которые использует психолог в клинике с целью оптимизации процесса общения ребенка, не будут эффективны, если психолог не учитывает клинические факторы и ту социальную среду (медперсонал, педагоги, родители), в которой находится ребенок.
Второй принцип психологической коррекции — личностный подход. Это подход к ребенку как целостной личности с учетом всей ее сложности и индивидуальных особенностей. В процессе психологической коррекции мы учитываем не какую-то отдельную функцию или изолированное психическое явление у человека, а личность в целом. К сожалению, этот принцип не всегда учитывается в процессе групповых тренингов, психорегулирующих тренировок. При использовании разнообразных приемов психо-коррекционных воздействий психолог не должен оперировать такими понятиями, как обобщенная норма (возрастная, половая, нозологическая). В процессе психологической коррекции мы ориентируемся не на один какой-то параметр, а на личность в целом.
Третий принцип — деятельностный подход. Личность проявляется и формируется в процессе деятельности. Соблюдение этого принципа является чрезвычайно важным в процессе психологической коррекции детей и подростков. Психокоррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков ребенка, не как отдельные упражнения по совершенствованию психической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность, органически вписывающаяся в систему повседневных жизненных отношений ребенка. Психокоррекционный процесс должен проводиться с учетом основного, ведущего вида деятельности ребенка. Если это дошкольник — то в контексте игровой деятельности, если школьник — то в учебной деятельности. Однако, учитывая специфику и задачи психокоррекционного процесса, следует ориентироваться не только на ведущий тип деятельности ребенка, но и на тот вид деятельности, который является личностном значимым для ребенка и подростка. Особенно это важно при коррекции эмоциональных нарушений у детей. Эффективность коррекционного процесса в значительной степени зависит от использования продуктивных видов деятельности ребенка (например, рисование, конструирование и др.).
Четвертый принцип психологической коррекции — это единство диагностики и коррекции. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены лишь на основе полной психологической диагностики не только зоны актуального, но и зоны ближайшего развития ребенка. Схема и подбор диагностических и психокоррекционных методов и методик должны соответствовать нозологии заболевания ребенка, особенностям его возрастных характеристик, физических возможностей, специфике ведущей деятельности, характерной для каждого возрастного периода. Процессы психологической диагностики и коррекции являются взаимодополняющими процессами, не исключающими друг друга. В самом процессе психологической коррекции заложен огромный диагностический потенциал. Например, ни при каком психологическом тестировании так не раскрываются коммуникативные способности личности, как в процессе групповых психокоррекционных занятий. Или психогенные переживания ребенка с наибольшей глубиной отражаются в процессе игровой психокоррекции. Процесс психологической диагностики содержит в себе коррекционные возможности, особенно при использовании обучающего эксперимента.
Пятый принцип психологической коррекции — иеархический. Он базируется на положении Л.С.Выготского (1960) о ведущей роли обучения в психическом развития ребенка. Реализация этого принципа означает целенаправленное формирование психологических новообразований, требует максимальной активности ребенка и носит опережающий характер, так как коррекция направлена не на актуальную зону, а зону ближайшего развития ребенка. Например, для коррекции мнестических функций у ребенка необходимо развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение. Обучение ребенка использованию мыслительных операций в процессе запоминания материала повысит эффективность запоминания в большей степени, чем простые тренировки памяти.
Шестой принцип — каузальный. Реализация этого принципа в психокоррекционной работе направлена на устранение причин и источников отклонений в психическом развитии ребенка. В зависимости от первопричины разрабатывается стратегия психокоррекции. Если причиной эмоционального неблагополучия ребенка являются семейные конфликты, неадекватные стили семейного воспитания больного ребенка, то психокоррекционный процесс должен быть направлен на нормализацию семейных отношений. Если причиной эмоциональных нарушений является резидуально-органическая недостаточность ЦНС, то главным звеном психологической коррекции должно быть снижение эмоционального дискомфорта ребенка специальными методами психорегулирующих тренировок на фоне медикаментозной терапии.
Седьмой принцип психокоррекции — временной, то есть раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции. Раннее выявление патологии доречевого и раннего речевого развития и своевременное коррекционное педагогическое воздействие в младенческом и раннем возрасте позволяют уменьшить, а в некоторых случаях и исключить психоречевые нарушения у детей с церебральным параличом в старшем возрасте. Необходимость ранней коррекционной работы при ДЦП вытекает из особенностей детского мозга — его пластичности и универсальной способности к компенсации нарушенных функций, а также в связи с тем, что наиболее оптимальными сроками созревания речевой функциональной системы являются первые три года жизни ребенка. Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психоречевого развития находится ребенок.
Основными направлениями психокоррекционной работы при нарушении общей и мелкой моторики в раннем и дошкольном возрасте являются:
развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими;
стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового, кинестетического восприятия и стереогноза), формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений;
развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения);
развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев; подготовка к овладению письмом.
Восьмой принцип — единство коррекционной работы с ребенком и его окружением, прежде всего с родителями. В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессе становления личности ребенка необходима такая организация социума, которая могла бы максимально стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка.
Опыт работы психологов-педагогов в системе медико-коррекционных учреждений показывает, что основной целью является максимальное развитие познавательных способностей детей с нарушениями психомоторного развития.
Психолог-педагог при этом решает следующие задачи:
развитие сохранных сторон познавательной деятельности;
коррекция отклонений в психическом развитии;
формирование компенсаторных способов познания окружающей действительности;
развитие зрительного восприятия цветов: различение, называние цветов, классификация по цвету, рядообразование по интенсивности цвета;
развитие зрительного и осязательного восприятия форм: различение, называние, классификация, трансформация форм;
развитие зрительного и осязательного восприятия величин: различение, называние, классификация, трансформация, сравнение по величине, рядообразование по величине;
развитие зрительного и осязательного восприятия фактуры предметов: различение, называние, классификация;
развитие зрительного и осязательного восприятия пространственных отношений: понимание, называние, ориентирование, трансформация;
развитие слухового восприятия неречевых звуков;
развитие темпо-ритмического чувства: узнавание и воспроизведение темпо-ритмических структур. Развитие речи предполагает:
развитие фонематической системы: дифференциации звуков, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений;
развитие наглядно-действенных и наглядно-образных форм мышления: установление тождества объектов, сравнение объектов, моделирование по величине и форме, развитие способности соотнесения частей и целого, классификация объектов по одному-двум признакам;
развитие вербально-логических форм мышления: определение понятий,
классификация предметов по категориям, исключение предметов,
отгадывание загадок, понимание переносных значений слов, определение последовательности событий.
Подводя итог выше изложенному следует отметить, что коррекционно-психологическая работа организуется в рамках ведущей деятельности. Нарушения психического и речевого развития при нарушении общей моторики и координации, а также мелкой моторики рук в значительной степени обусловлены отсутствием или дефицитом деятельности детей.
Поэтому при коррекционно-психологических мероприятиях стимулируется ведущий для данного возраста вид деятельности: в младенческом возрасте эмоциональное общение со взрослым; в раннем возрасте – предметная деятельность; в дошкольном возрасте – игровая деятельность.
Так же опыт работы существующих специальных учреждений показал, что целесообразно комплектовать группы, клинически и психологически неоднородные как в отношении опорно-двигательной патологии, так и в отношении интеллектуального развития. Это не только позволяет решить организационные проблемы, но действительно положительно влияет на личностное развитие детей.
Медико-психолого-педагогическое воздействие на детей должно реализоваться комплексно усилиями ряда специалистов. Важно четко определить систему взаимодействия специалистов для рациональной организации работы.

Заключение

Итак, в данном теоретическом обзоре нами были рассмотрена проблема нарушений в психо – мотором развитии детей в период новорожденности, младенчества и раннего дошкольного детства.
Многие отечественные и зарубежные авторы указывают на важность своевременной и комплексной коррекции нарушенных психических функций у детей с отклоняющимся физическим и психическим развитием.
В результате анализа психологической литературы была отмечена значимость телесного аспекта в дошкольном возрасте, в связи с присущей ребенку данного возраста инстинктивной потребности в движении, доминировании кинестетической перцепции в познании окружающего мира.
В настоящее время внимание значительной части педагогов, психологов и социальных работников привлечено к проблемам физического и психического развития детей дошкольного возраста.
Это обусловлено тем, что дошкольный период является периодом наиболее важным с точки зрения наиболее интенсивного развития, периодом формирования фундамента физического и психического здоровья ребенка.
Своевременная и адекватная психолого-педагогическая помощь детям, страдающим нарушениями в психо – моторном развитии является необходимым условием коррекции их состояния и дальнейшей социализации.
В результате сравнительного анализа нормального процесса психического и физического развития ребенка первых трех лет жизни и ребенка, имеющего нарушения в психо-моторном развитии (на примере нарушения развития общей и мелкой моторики) были выявлены основные причины возникновения этих нарушений, а также процесс их дальнейшего влияния на общее развитие дошкольника.
Таким образом, ранняя диагностика и коррекция нарушений в психо – моторном развитии дает возможность предотвращения процесса усугубления проблемы, а также обеспечивает нормализацию процессов адаптации и социализации ребенка, что является залогом его здорового физического, психического и личностного развития.

Список литературы

Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 2000.
Выготский. Л.С. Мышление и речь. - М., 1982
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 2005
Глезерман Т.Б. Мозговые дисфункции у детей. М., 2002
Данилова Т.А., Зедгенидзе В.Я. Программно – методическое обеспечение кратковременного пребывания детей раннего дошкольного возраста в ДОУ. – М., 2006
Дмитриев А.А. Специальная коррекционная педагогика. – М., 2005
Дьячков А.И. Основы обучения и воспитания аномальных детей. - М., 2006
Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни. - М.,1991
Забрамная С.Д., Борисов О.В. Практический материал для проведения психологическо-педагогического обследования детей. – М., 2008
Ипполитова М.В,, Чернобровкина Е.Д. Педагогам и воспитателям о детях с отклонениями в развитии. - М., 1994
Каппелле Б., Фарричелли М., Соре В. Лица с физическими аномалиями // Основы ортопедагогики / Под ред. Э.Брукарт . - М., 1999
Катаева А.А., Стреблева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. – М., 2001
Коррекционно-педагогическая работа в ДОУ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Под ред. И.А. Смирновой. — СПб., 2000
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. - М., 2000
Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. – М., 2007
Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. - СПб., 2005
Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2004
Селиверстов В.И. Специальная дошкольная коррекционная педагогика. – М., 2010
Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика. - М., 2002
Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормального и аномально ребенка. - М., 2001









Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни. – М., 1999. с. 17
Психология человека от рождения до смарти /Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2002. с. 96
Психология человека от рождения до смарти /Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2002. с. 100
Психология человека от рождения до смарти /Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2002. с. 102
Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика. – М., 2002. с. 46
Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика. – М., 2002. с. 48
Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика. – М., 2002. с. 49
Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. – М., 2007. с. 34
Психология человека от рождения до смарти /Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2002. с. 105
Психология человека от рождения до смарти /Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2002. с. 107
Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормального и аномального ребенка. – М., 2001. с. 41
Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. – М., 2007. с. 39
Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика. – М., 2002. с. 60
Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни. – М., 1999. с. 26
Глерерман Т.Б, Мозговые дисфункции у детей. – М., 2002. с. 46
Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни. – М., 1999. с. 30
Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 2000. с. 51
Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 2000. с. 56
Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 2000. с. 54
Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 2000. с. 55

Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 2000. с. 56
Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни. – М., 1999. с. 42
Селиверстов В.И. Специальная дошкольная коррекционная педагогика. – М., 2010. с. 29
Селиверстов В.И. Специальная дошкольная коррекционная педагогика. – М., 2010. с. 32

Селиверстов В.И. Специальная дошкольная коррекционная педагогика. – М., 2010. с. 59
Селиверстов В.И. Специальная дошкольная коррекционная педагогика. – М., 2010. с. 56
Селиверстов В.И. Специальная дошкольная коррекционная педагогика. – М., 2010. с. 61













29

1.Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 2000.
2.Выготский. Л.С. Мышление и речь. - М., 1982
3.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 2005
4.Глезерман Т.Б. Мозговые дисфункции у детей. М., 2002
5.Данилова Т.А., Зедгенидзе В.Я. Программно – методическое обеспечение кратковременного пребывания детей раннего дошкольного возраста в ДОУ. – М., 2006
6.Дмитриев А.А. Специальная коррекционная педагогика. – М., 2005
7.Дьячков А.И. Основы обучения и воспитания аномальных детей. - М., 2006
8.Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни. - М.,1991
9.Забрамная С.Д., Борисов О.В. Практический материал для проведения психологическо-педагогического обследования детей. – М., 2008
10.Ипполитова М.В,, Чернобровкина Е.Д. Педагогам и воспитателям о детях с отклонениями в развитии. - М., 1994
11.Каппелле Б., Фарричелли М., Соре В. Лица с физическими аномалия¬ми // Основы ортопедагогики / Под ред. Э.Брукарт . - М., 1999
12.Катаева А.А., Стреблева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. – М., 2001
13.Коррекционно-педагогическая работа в ДОУ для детей с нарушения¬ми опорно-двигательного аппарата / Под ред. И.А. Смирновой. — СПб., 2000
14.Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. - М., 2000
15.Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. – М., 2007
16.Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. - СПб., 2005
17.Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2004
18.Селиверстов В.И. Специальная дошкольная коррекционная педагогика. – М., 2010
19.Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика. - М., 2002
20.Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормального и аномально ребенка. - М., 2001

Социальный статус семьи, образование - высшее, родителей, благоприятные отношения в семье. Ребенок легко идет на контакт, контакт постоянно. Девушка амбициозная, организованная, добродушная, мебель. Физическая активность: мебель и цели.

ребенок разнообразие игрового материала (куклы, плюшевые игрушки), игры действия соответствуют функциональному назначению игрушки. Девушка выполняет итерации за действиями других. Игра-поведение, которое удовлетворяет потребности ребенка.

Анастасия. П. 5 месяцев (на момент обследования - апрель 2013). Внешний вид счастливые, эмоциональные, общительна, малоконтактна. Контакт неустойчивый. Девочка от I беременности, беременность протекала с токсикозом в 1 триместре, роды на 39 неделе, быстрые, вес 2500 кг, рост 50 см, ребенок закричал сразу, громко. Баллы по шкале Апгар-Аршевского - 7-8 баллов. Психофизическое развитие соответствует норме возраста. Гуление с 2 мес, лепет с 6,5 месяцев. Перенесенные заболевания: пневмония новорожденных ОРВИ - в 4 месяца и в 7 месяцев. Неврологический статус: на момент обследования на учете у невролога не стоит. Массаж делали в 7 месяцев. Медицинские противопоказания в медицинской документации не указаны. В воспитании ребенка участвуют мама и папа, дедушка и бабушка. Один ребенок в семье. Связь патологии в семье не хватает. Дома преобладают игры с использованием кукол, мягкие и развивающие игрушки.

Социальный статус семьи - средний воспитания родителей, отношения в семье неблагоприятные (конфликты изо дня в день родителей). ребенок малоконтактен, контакт неустойчивый. Девушка амбициозная, организованная, добродушная. Физическая активность: мебель и цели.

ребенок разнообразие игрового материала (куклы, игрушки, кубики, книги), игры действия соответствуют функциональному назначению игрушки. Девушка выполняет итерации за действиями других. Игра-поведение, которое удовлетворяет потребности ребенка.

Денис, 5 месяцев (на момент обследования - в феврале 2013 года). Внешний вид счастлива, эмоции неярко выражены, общителен, демонстрирует настороженное отношение, что соответствует норме по возрасту. Постоянный контакт, постоянное стимуляции не нуждается. Ребенок от II беременности, беременность протекала с токсикозом в 1 триместре, роды в 38 недель, без особенностей, вес-3700 кг, рост 52 см, ребенок закричал сразу, громко. Баллы по шкале Апгар-Аршевского - 8-9 баллов. Психофизическое развитие соответствует норме возраста. Гуление с 1,5 млн., лепет с 6 месяцев. Перенесенные заболевания: ОРВИ - на 3 месяца . Неврологический статус: на момент обследования на учете у невролога не стоит. Массаж делали в 3 и 6 месяцев. Медицинские противопоказания в медицинской документации не указаны. В воспитании ребенка участвуют мама, папа и сестра. Связь патологии в семье не хватает. Дома преобладают игры с использованием кукол, мягкие и развивающие игрушки. Дал большое внимание на физическое развитие (упражнения, игры).

Узнать стоимость работы