Культурное наследие региона как основа развития историко-культурного туризма.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Туризм
  • 9898 страниц
  • 74 + 74 источника
  • Добавлена 15.08.2011
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1 Историко-культурный туризм как один из видов туризма
1.1 Сущность и содержание историко-культурного туризма
1.2 Культурное наследие как основа развития туризма
1.3 Основные направления развития историко-культурного туризма
Глава 2 Анализ историко-культурного туризма в России
2.1 Анализ культурного наследия России
2.2 Значение культурного туризма на современном туристском рынке Российской Федерации
2.3 Проблемы развития туризма в Российской Федерации
Глава 3 Перспективы развития историко-культурного туризма
3.1 Включение объектов культурного наследия в туристские программы
3.2 Продвижение историко-культурных туров на рынок услуг
3.3 Социальный и экономический эффект предложенных рекомендаций
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2



Фрагмент для ознакомления

Компания «Smolensk Travel» оценивает организацию сопровождения в 1200 руб., поскольку предполагается встреча группы на вокзале в первый день и проводы на поезд во второй день, то сопровождение оценивается следующим образом: 1200х2 = 2400 руб.
Размещение группы осуществляется в гостинице «Патриот». Для того чтобы забронировать номера необходимо оплатить бронь в размере 700 руб. за койко-место. Группа туристов предполагается в размере 32 человека, поэтому размер брони составит: 700х32 = 22400 руб.
Размещение группы в гостинице «Патриот» будет проходить в 4-х, 3-х и 2-местных номерах. В гостинице имеется 2 четырехместных, 7 трехместных и 15 двухместных номеров. Исходя из численности группы (32 человека) потребуется 2 четырехместных, 7 трехместных и 2 двухместных номера (причем, во втором номере достаточно 1 койко-места). Стоимость номеров в гостинице «Патриот» с учетом количества необходимых номеров следующая:
Стоимость 1 четырехместного номера составляет 1800 руб., поскольку требуется 2 таких номера, то затраты составят 1800х2 = 3600 руб.
Стоимость 1 трехместного номера составляет 1650 руб., поскольку требуется 7 таких номеров, то затраты составят 1650х7 = 11550 руб.
Стоимость 1 двухместного номера составляет 1300 руб., а стоимость койко-места в нем – 650 руб., то затраты составят 1300+650 = 1950 руб.
Итого, затраты на гостиницу составят: 22400 +3600 + 11550 + 1950 = 39500 руб.
Предполагается трехразовое питание. Завтрак (как и ужин) в ресторане гостиницы обойдется в 200 руб. на одного человека. Поскольку предполагается 2 завтрака и 2 ужина, то затраты составят 200х4 = 800 руб. на одного человека.
Обед предполагается организовать в столовой Облпотребсоюза, где его стоимость составит 250 руб. на человека. Поскольку предполагается 2 обеда, то затраты составят: 250х2 = 500 руб. на человека.
Совокупные затраты на питание группы из 32 человек составляют: (800+500)х32 = 41600 руб.
Экскурсионное обслуживание в рамках тура «Военная история города Смоленска» предполагает несколько направлений:
стоимость обзорной экскурсии по городу, как и стоимость экскурсии «Гроза двенадцатого года» составляет 4500 руб. (затраты составят: 4500х2 = 9000 руб.);
стоимость экскурсионного обслуживания туристских групп в историческом музее г. Смоленска, как и в музее Громовой башни – 45 руб. с человека (затраты на музеи составят 45х2х32 = 2880 руб.);
оплата экскурсоводу, сопровождающему группу – 500 руб. за 4-х часовую экскурсию, поскольку в рамках тура предполагается две экскурсии, то оплата экскурсоводу составит: 500х2 = 1000 руб.
Таким образом, затраты на экскурсионное обслуживание в рамках тура «Военная история города Смоленска» составят: 9000+2880+1000 = 12880 руб.
Затраты на рекламу за три месяца составят 101905,92 руб., однако, поскольку тур «Военная история города Смоленска» планируется проводить еженедельно, то в расчет себестоимости положим затраты на рекламу в расчете на одну неделю (один тур).
Эти затраты составляют 101905,92/12 = 8492,16 руб. (округлим до 8492 руб.)
Таким образом, себестоимость тура «Военная история города Смоленска» составляет:
2400+39500+41600+12880+8492 = 104872 руб.
При расчете цены тура необходимо учитывать НДС, который составляет 18% от размера себестоимости: 104872х18% = 18876,96 руб.
В цену закладывается и размер предполагаемой прибыли. Турфирма «Smolensk Travel» предусматривает, как правило, прибыль от тура в размере 10-15%. Поскольку тур «Военная история города Смоленска» является новым, то предполагаемая прибыль составит 10% от себестоимости тура: 104872х10% = 10487,2 руб.
Комиссионное вознаграждение турагента не закладывается в стоимость, поскольку турфирма «Smolensk Travel» организовывает самостоятельно все аспекты предлагаемого тура.
Группа организовывается в составе 32 человек.
Таким образом, стоимость тура для взрослых рассчитывается следующим образом:
(104872+18876,96+10487,2)/32 = 4194,88 руб.,
и при округлении составит 4195 рублей.
Таким образом, стоимость тура «Военная история города Смоленска» составит 4195 рублей.
Главная задача предложенных в третьей главе рекомендаций состоит в том, чтобы создать эффективную туристскую структуру, позволяющую обеспечить комфортные условия труда и повысить уровень жизни за счет профессионального развития и управления.
Важнейшим итогом развития историко-культурного туризма станет выполнение программных мероприятий. Которые будут направлены на поэтапное формирование в городе и районе современного туристского комплекса, обеспечивающего повышение вклада культурного туризма в экономику, в том числе, за счёт увеличения количества рабочих мест (экскурсоводы, рекламисты, менеджеры, персонал для гостиниц и ресторанов и прочее), что ведет к увеличению заработной платы.
Увеличиваются доходы предприятий занятых в туристской индустрии (гостиниц, предприятий питания, транспортных предприятий, спортивных объектов, учреждений культуры и прочее), стимулируется развитие сервиса предприятий бытового обслуживания, связи, автосервиса. Исходя из этого, возрастает заработная плата, население становиться более платежеспособное, от сюда, следует возрастание товарооборота предприятий торговли как специального, так и общего назначения, таким образом, увеличиваются доходы предприятий и организаций.
Мощным социальным фактором явится существенный вклад историко-культурного туризма города в решение проблемы занятости. В соответствии, с наиболее реалистичными прогнозными оценками прироста въездного туристского потока (до 10 % в год) согласно которым каждые 11 дополнительно прибывших туристов способствуют созданию 1 рабочего места в государстве, ожидается ежегодное возникновение 1,7-2 тысяч новых вакансий в организациях, занимающихся непосредственным обслуживанием туристов и в смежных отраслях. При этом существенно, что участие историко-культурного туризма в решении проблемы обеспечения занятости является важным не только в количественном, но и в структурном отношении, поскольку предусматривает и охват территорий, которые испытывают проблемы с вовлечением населения в традиционную хозяйственную деятельность.
Большое значение имеет и тот факт, что историко-культурный туризм обеспечивает немалые поступления в государственный и местный бюджеты через налоги от туристских предприятий, курортный, таможенный и другие сборы. Приток иностранной валюты, сохранение и рациональное использование культурного и природного наследия региона.
Выполнение программных мероприятий по совершенствованию инфраструктуры историко-культурного туризма, укреплению его материальной базы, обустройству территорий и объектов туристского показа с последующим вовлечением их в разнообразные туристские маршруты, определит опережающие темпы экономического развития отрасли, ввиду освоения резервов вовлечения в организованное туристское обслуживание значительного числа самодеятельных туристов, доля которых, по оценкам достигает 75-80 % в общем въездном потоке.
Существенный рост доходов от историко-культурного туризма и связанных с ним видов хозяйственной деятельности, базирующийся на увеличении количества и повышении уровня оказываемых туристских услуг, качественном прорыве в рекламно-информационном обеспечении отрасли, внедрении инновационных проектных технологий, в том числе с участием иностранного капитала, позволяет прогнозировать, выход совокупного валового дохода от историко-культурного туризма на достаточно высокий уровень.
Обладая мощным мультипликативным эффектом, который стимулирует развитие всего хозяйственного комплекса, историко-культурный туризм будет способствовать снижению рисков в развитии экономики и социальной сферы от действия неблагоприятных факторов и кризисных явлений.
Главный социальный эффект от развития историко-культурного туризма будет состоять в создании прочных предпосылок и условий для удовлетворения потребностей населения в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям, расширении кругозора и контактов.
Также, от социального эффекта зависит и увеличение уровня жизни, как прямое (высокая заработная плата), так и косвенное. Косвенное увеличение уровня жизни заключается в том, что все экскурсионные объекты охраняются, развиваются, благоустраиваются, создают комфортную атмосферу для посещения их местными жителями, а это носит воспитательный характер. Создается некая благоприятная среда для внешнего созерцания, которая формирует эстетическое воспитание, также, эта среда формирует своим содержанием и нравственное воспитание нового поколения.
Таким образом, можно предположить, что общественная среда, в связи с развитием историко-культурного туризма, будет более благоприятной для жизни местного населения.
Как известно, среда, в которой находится человек, воспитывает чувство гордости, появляется желание соответствовать своему городу. Создание соответствующей среды для культурного и духовного развития местных жителей, будет воспитывать их нравственных качества и патриотизм к малой Родине.
У каждого города, в зависимости от развития объектов, есть своя «душа», но эту душу необходимо формировать, чтобы каждому приезжему становилось понятно, чем живет город, какие у него интересы, а развитие туризма вносит свои весомые коррективы в это формирование.
Но, также у социального эффекта существует и негативная сторона, в основном она связана с большими потоками туристов, которые предполагают дополнительную нагрузку. Поэтому необходимо разработать инфраструктурный комплекс, в частности, так чтобы схемы движения туристских потоков были продуманными, направленными и меньше тревожили местных жителей.
В заключении хотелось бы особо подчеркнуть, что данные рекомендации возможно использовать не только в Смоленской области, но и в любом другом регионе, который ставит перед собой задачи развитие историко-культурного туризма.

Заключение
Историко-культурный туризм является механизмом сохранения достояния страны, которое рассматривается не только как культурный, но и как экономический потенциал территорий, как невостребованный ресурс их социально-экономического развития.
К основным объектам культурного наследия относятся памятники археологии, культовая и гражданская архитектура, памятники ландшафтной архитектуры, малые и большие исторические города, сельские поселения, музеи, театры, выставочные залы, социокультурная инфраструктура, объекты этнографии, народные промыслы и ремёсла, центры прикладного искусства, технические комплексы и сооружения;
Оценка культурных комплексов для туристских целей может проводиться двумя основными методами: ранжированием культурных комплексов по их месту в мировой и отечественной культуре и необходимым и достаточным временем для осмотра достопримечательностей.
Культурное наследие в своих различных видах создает условия для развития смежных отраслей, прежде всего, туризма. Культурное наследие, являясь одним из важнейших элементов культуры, создает базу для разнообразных межотраслевых контактов. Взаимодействие сфер туризма и культуры в отношении культурного наследия трактуется специалистами и практиками неоднозначно, иногда в крайне противоположных вариантах. Существует точка зрения о несовместимости развития сферы туризма и культурного наследия в силу разности интересов и целей развития этих отраслей. Соответственно, конфликт интересов изначально присущ развитию отношений, и отражается, например, в экономических механизмах регулирования данных сфер (коммерческие цели деятельности и рыночное устройство сферы туризма негативно влияют на деятельность по охране и развитию культурного наследия, преследующую некоммерческие цели и т.д.). Потребительское отношение к культурному наследию является следствием развития туризма и оказывает негативное влияние на его сохранение и использование. Часто в упрек коммерциализации культурного наследия ставится то, что такие взаимоотношения порождают создание культурных мифов, а не способствуют развитию аутентичности дестинации и развитию населения.
С другой стороны совместное использование ресурсов культурного наследия может быть выгодным как для сферы туризма, так и для развития культуры. Во-первых, культурный туризм поддерживает и развивает интерес людей к особенностям истории и культуры и своей страны, и различных народов и стран (территорий). Также объекты культуры, являясь привлекательным туристическим активом, получают дополнительные аргументы в пользу сохранения, реставрации и использования.
Формы взаимоотношений сфер туризма и культуры в отношении использования культурного наследия могут варьироваться от позиций разногласия (конфликта или игнорирования интересов) до сотрудничества и получения взаимных выгод.
Взаимодействия культуры и туризма институализируются прежде всего в виде историко-культурного туризма.
Туристский потенциал нашей страны используется далеко не в полной мере, и создание условий для качественного отдыха на территории России российских и иностранных граждан требует более активного проведения государственной политики в сфере туризма.
Создание развитой туристской индустрии на территории России и, как следствие, организация мощных туристских потоков (как внутренних, так и внешних) может помочь решить многие экономические проблемы государства. По нашему мнению, доходы от иностранного туризма по достижению определенных объемов, могут стать бюджето-образующим фактором (как в других странах с развитым туристическим бизнесом), сделать туризм более выгодной отраслью экономической деятельности чем, например, традиционные экспорт нефти или газа.
Туризм – это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. При этом, в отличие от многих других отраслей, экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Будучи экспортоориентированной сферой, туризм проявляет бóльшую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках.
В соответствии с Поручением Правительства Российской Федерации Ростуризм Приказом от 6 мая 2008 года №51 утвердил Стратегию развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года и план мероприятий по ее реализации. Стратегию развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года является логическим продолжением Концепции развития туризма, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №954-р и действовавшая с 2002 г. по 2005 г., учитывает современные мировые тенденции в сфере туризма и текущий этап развития российской туристской индустрии.
С учетом характера российских туристских ресурсов, состояния туристской инфраструктуры и готовности туристского продукта особый интерес для развития въездного туризма в нашу страну могут в основном представлять такие виды туризма как историко-культурный.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития является развитие человеческого потенциала России, ставящее перед собой, в том числе и такие цели, как:
- обеспечение качества и доступности услуг в сфере туризма;
-создание основ современной индустрии туристско-рекреационных услуг и повышение ее конкурентоспособности на международном рынке;
- содействие развитию культурно-познавательному и экологическому туризму;
- образование и развитие туристско-рекреационных зон с высоким уровнем оказания услуг сервиса на территориях с уникальными природно-климатическими условиями.
Для реализации этих задач государству следует вкладывать средства не только в продвижение туристского продукта, но и в его создание, в развитие инфраструктуры отечественного туризма, определять наиболее перспективные направления его развития, тем более что туризм является наименее капиталоемкой отраслью экономики, обещающей быструю отдачу.
Важными переменными, влияющими на привлекательность туристского направления для различных групп и категорий туристов, являются его культурные и социальные характеристики, то есть, наличие уникальной культуры региона, религиозных памятников, наличие богатейших фондов в музеях, развитой художественной жизнью и так далее. Сохранение культурного наследия и его рациональное использование имело определяющее значение для устойчивого привлечения туристских потоков и сохранения популярности культурно-познавательного туризма.
В целях совершенствования работы отрасли и повышения социального и экономического эффекта от развития историко-культурного туризма необходима концепция развития историко-культурного туризма в регионе. Также необходима централизованная разработка специальной единой рекламной политики.
Кроме того, важное значение приобретает разработка предложений по внедрению концепции, продвижению туристского продукта и эффективного претворения в жизнь ее конкретных мероприятий (в данном случае, продвижение культурно-познавательных программ на туристский рынок).
Необходимость разработки концепции обусловлена изменениями, произошедшими и происходящими на внешнем и внутреннем рынках туризма, увеличением роли туризма в экономике и социальной сфере, развитием межрегионального и международного сотрудничества, потребностью внедрения современных технологий организации туристского процесса, а также увеличением воздействия туризма на экологические комплексы и на сопредельные территории.
Кроме этого важной частью является рекламно-информационная кампания, имеющая целью донести до сведения всех жителей, всех организаций, предприятий и структур о необходимости данной концепции, непосредственно с помощью средств массовой информации.
Основная цель такого проекта - единая информационная система по историко-культурному туризму.
Для продвижения историко-культурных программ целесообразно создание Ассоциации туристских предприятий, целью которой станет создание в городе цивилизованного историко-культурного туристского рынка и содействие развитию местной туристской индустрии на региональном и федеральном уровнях.
Выводы и рекомендации, сделанные в дипломной работе возможно использовать в любом другом регионе, который ставит перед собой задачи развитие историко-культурного туризма.
Список литературы

Азар, В.И., Акишин, В.Н., Байназаров, Ю.К., Биржаков, М.Б., Кузнецов, Ю.В., Маринин, М.М., Путрик, Ю.С., Терещенко, А.А., Туманов, О.Н. Предложения к концепции развития туризма в России // Туристские фирмы. -2000. -Вып.22. –С.23-37.
Актуальные проблемы туризма. Сборник научных трудов / Коллектив авторов. Вып.1. –М.: Сов. спорт, 2001. -319 с.
Александров, А.А. Международное сотрудничество в сфере культурного наследия: учебное пособие / Отв. ред. проф. В.И. Уколова. М.: Проспект, 2009. — 176 с.
Александрова, А.Ю. Международный туризм. -М.: Аспект-Пресс, 2004. - 464 с.
Аналитическая записка. Состояние и проблемы туризма в Российской Федерации // Под ред. М.Б.Биржакова и В.И.Никифорова. – СПб.: Невский Фонд, 2004. –82 с.
Аналитический доклад. Состояние и проблемы туризма в Российской Федерации / Научн. ред. Биржаков М.Б., Путрик Ю.С. –Москва, Санкт Петербург: Московское отделение Национальной Академии туризма. 2004. -63 с.
Анчукина, Н.В. Туризм в экономике региона / Н.В. Анчукина, О.С. Москвина; под науч.ред. М.Ф.Сычева. – Вологда: Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ РАН, 2002. – 134 с.
Афонин, Г.И. Туризм как социально-культурное явление: Автореф. дисс. … канд. филос. наук. –Казань, 2006. -24 с.
Бенхабиб, С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру. –М.: Логос, 2003. -289 с.
Березницкая, Н.Л. Туризм как фактор межкультурной коммуникации: Автореф. дисс. … канд. культурологии. –СПб., 1999. -24 с.
Богданов, Е.И. Туризм и его воздействия на современную социокультурную ситуацию Санкт-Петербурга. -СПб., 1994. -166 с.
Веденин, Ю.А. Социокультурные проблемы туристского освоения особо ценных историко-культурных и природных территорий / Проблемы и прогнозирование туристско-рекреационного использования природного и историко-культурного потенциала в регионах России. -М.: НИИ наследия, -1995. -С.34-41.
Власова, И.Б., Зорин И.В., Ильина Е.Н. Основы туристической деятельности. -М.: Российский международный институт туризма, 1992. –145 с.
Гаврильчак, Н.И. Социально-экономические проблемы развития туризма и туристического бизнеса в Российской Федерации / СПб. гос. ин-т сервиса и экономики. -СПб., 2000. -55 с.
Гализдра, А.С. Феномен туризма: социально-философский анализ. Автореф. дисс. … канд. филос. наук. – Саратов, 2006. -23 с.
Гализдра, А.С. Культурная динамика туризма и путешествий в эпоху глобализации // Первый Российский культурологический конгресс. Программа. Тезисы докладов. –СПб.: Эйдос, 2006. -432 с. –С.34-37.
Гализдра, А.С. Личность и туристское пространство в контексте глобализации // Человек в глобальном мире. Сборник статей молодых ученых. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. -С.83-87.
Глобализация и мультикультурализм / Отв. ред. Н.С.Кирабаев. –М.: РУДН, 2005. -332 с.
Гордин, В.Э., Матецкая, М.В. Культурный туризм как стратегия развития города: поиск компромиссов между интересами местного населения и туристов // Санкт-Петербург: многомерность культурного пространства. – СПб.: Изд-во «Левша. Санкт-Петербург», 2009. С.109-119.
Гуляев, В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. -М.: Финансы и статистика, 2003. -304 с.
Гуляева, Л.Ю. Основные стратегические факторы развития туризма в России. Монография. – СПб.: Приор, 2005. – 211 с.
Джафар Джафари. Феноменология туризма: сайт «туристический вестник». Электронный ресурс – Режим доступа://http://www.tourvest.ru/articles/article0003.
Дементьев, Г.Г. Процесс формирования личности под влиянием социальной среды в современных условиях. Дис. ... канд. социол. наук. -М, 2000. -167 с.
Долженко, Г.П. Экскурсионное дело. – М.: МарТ, 2006. -271 с.
Евдокимов М.Ю. Экономическая и социальная география России. Ч.- Смоленск: "Универсум", 2004. -226 с.
Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М: Советский спорт, 2007. - 216 с.
Зорин, И.В. Феномен туризма. Избранные сочинения. -М.: «Наука», 2005. -552 с.
Зорин, И.В. Феноменология путешествий: В 8 ч. Ч.II: Мифология путешествий. – М.: «Советский спорт», 2005. –256 с.
Зорин, И.В., Каверина Т.П., Квартальнов В.А. и др. Менеджмент туризма: Туризм как вид деятельности. –М.: Финансы и статистика, 2005. -287 с.
Зорин, И.В., Квартальнов В.А. Толковый словарь туристских терминов: Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес. М.–Афины: Infogrop, 1994. -407 с.
Зорин И.В., Квартальнов В.А. Туристика: Монография. –М.: Советский спорт, 2001. -287 с.
Зорин, И.В., Квартальнов В.А. Туристский терминологический словарь. – М.: АО «ИСТЭ-ИНТУР», 1999. -407 с.
Зорин, И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. -М., Финансы и статистика, 2003. -364 с.
Ильина Е. Н. Туроперейтинг: организация деятельности - М.: Финансы и статистика, 2004. - 464 с.
Ионин, Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. Уч.пособ. -М.: Логос, 1996. -430 с.
Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие. – Мн.: БГЭУ, 1999. - 644 с.
Карамашева, А.А. Культурный туризм: понятие и сущность // Тип культуры. Альманах. Вып.1. -М.: РАГС, 2003. -С.322-334.
Карамашева, А.А. Роль туризма в развитии личности // Тип культуры. Альманах. Вып.2. -М.: РАГС, 2004. -С.222-234.
Карамашева, А.А. Туризм как форма межкультурных коммуникаций в глобализированном мире // Материалы научной конференции «Ломоносовские чтения -2003». –М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2003. –С.231–234.
Квартальнов, В.А. Основы туристской деятельности [Текст]: учебник / Квартальнов В.А., Зорин И.В., Ильина Е.Н. - М.: Финансы и статистика, 2001. – 324 с.
Квартальнов, В.А. Теория и практика туризма: Учебник. -М.: Финансы и статистика, 2003. -672 с.
Квартальнов, В.А. Туризм. -М.: Финансы и статистика, 2003. -314 с.
Квартальнов, В.А. Туризм: теория и практика: Избранные труды: В 5 т. -М.: Финансы и статистика, 1998. Т.1: Гуманитарные проблемы развития туризма: история и современность. -189 с.
Квартальнов, В.А. Туризм: теория и практика: Избранные труды: В 5 т. -М.: Финансы и статистика, 1998.Т.2: Социальный туризм. -253 с.
Козлов, В.Б., Шкаликов, В.А., Евдокимова, Е.В., Бобров, Е.А., Катровский, А.П., Евдокимов, М.Ю., Ковалев, Ю.П., Мажар, Л.Ю., Аниськин, В.О. Смоленская область. Учебно-методические материалы по географии. - Смоленск: "Универсум", 2004. – 156 с.
Козырев, В.М. Основы современной экономики: учебник / Козырев В.М. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 432с.
Кокшаров, Н.В. Взаимодействие культур: диалог культур. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.portalus.ru/ modules/philosophy/readme.php?subaction=showfull&id=1108501879&archive=0211&start_from=&ucat=1&
Котелкин, В.И. Соотношение экономического и социального аспектов развития туризма в России // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер.5. Экономика. -2005. -Вып.2. -С.44-47.
Красная, С.А. Культурный туризм: просветительская сущность и факторы развития: Автореф. дисс. … канд. культурологии. –М., 2006. -24 с.
Кузнецов, Ю.В. Туризм как социальный феномен конца XX века - начала XXI веков // Труды Академии туризма. Выпуск 2 -СПб., 1997. –С.93-101.
Культурное наследие России и туризм. Монография / Под ред. Ю.А.Веденина. -М.: Институт наследия, 2005. -172 с.
Культурный туризм для мира и развития. Сборник докладов и тезисов сообщений международной научной конференции, г.Москва, 26-28 сент. 2000 г. -М.: Росс. междунар. академия туризма, 2000. -187 с.
Культурный туризм: конвергенция культуры и туризма на пороге ХХ1 века. Учебное пособие / Под. ред. Я.Брауна, В.Андерсен, В.Гордина. –СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. –212 с.
Лихачев, Д.С. Экология культуры /Д.С.Лихачев // Изб. работы: в 3 т. – Л., 1987. – Т.2. – 484 с.
Покровский, Н.Е., Черняева Т.И. Туризм: от социальной теории к практике управления: учебник. –М.: Университетская книга; Логос, 2008. –424 с.
Проблемы и перспективы развития туристской отрасли. Материалы международной научно-практической конференции. 15-22 апреля 2006 г. -Ростов-на-Дону: РИС ЮРГУЭС, 2006. -378 с.
Проблемы и прогнозирование туристско-рекреационного использования природного и историко-культурного потенциала в регионах России. -М.: НИИ наследия, 1995. -255 с.
Румянцева, Т.В. Перспективы развития дестинаций культурного туризма - СПб.: Изд- во СПбГУЭФ, 2003. – 215 с.
Сапрунова, В.К. Туризм: Эволюция. Структура. Маркетинг. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 351 с.
Седова, Н.А. Культурно-просветительный туризм. -М.: Советский спорт, 2004. -121 с.
Сенин, B.C. Организация международного туризма. -М.: Финансы и статистика, 2003. -398 с.
Соколова, М.В. Культурный туризм как один из важнейших факторов кросс-культурной коммуникации // Труды международной конференции «Культурный туризм в целях мира и развития», 19–20 апреля 2007 г. –Челябинск, Челябинский государственный университет, 2007. – С.27–29.
Соколова, М.В. Психологическая мотивация в туризме // Объединенный научный журнал. -2006. -№15(175). -С.32-38.
Соколова, М.В. Социокультурные аспекты туризма. –М.: МПГУ, 2006. –78 с.
Состояние и проблемы туризма в Российской Федерации. –Москва, Санкт-Петербург: Моск. отд. Национальной Академии туризма, 2004. -64 с.
Туризм в социокультурном пространстве региона. -Тюмень: издательство ТюмГУ, 2006. -133с.
Туризм. Образование. Культура. Сборник тезисов выступлений и докладов межвузовской научно-практической конференции аспирантов и молодых ученых «Туризм. Образование. Культура». -М.: РИБ Турист, 2005. -33 с.
Туризм. Проблемы и перспективы развития. Материалы международной научно-практической конференции. – Смоленск: Издательство "Универсум", 2005. -412 с.
Ушаков Д.С. «Прикладной туроперейтинг» - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 416 с.
Щеглов, С.Е. Динамика и тенденция развития туризма в России // Социальная политика и социология. –2004. -№2. –С.175-176.
Яковлев, Г.А. Экономика и статистика туризма. -М., Изд-во РДЛ, 2005. -368 с.
Howard, P. Heritage: management, interpretation, identity. Continuum: London, 2003. -278 p.
McCarthy, J. Are sweet dreams made of this? Tourism in Bali and Eastern Indonesia. Northcote, Vic.: IRIP. 1994. – 345 p.
Richards, G. (Ed). Cultural tourism in Europe. CAB International. Oxon,UK. 2001. – 167 p.
Приложение 1

Информационный листок туриста

«Военная история города Смоленска»
(наименование путешествия)
Познавательный тематический тур по городу Смоленску, который предполагает обзорную экскурсию по городу с посещением Свято-Успенского кафедрального собора, Смоленской крепостной стены, Шеина бастиона; экскурсии «Смоленск – щит России» (музей в Громовой башне Смоленской крепостной стены, посещение спектакля «Как-то раз на ярмарке» военно-исторического клуба «Порубежье»); «Гроза двенадцатого года» с посещением памятников, посвященных Отечественной войне 1812 г.; осмотр экспозиции «И прежде, чем быть Бородинскому бою, был бой у Смоленской стены» в историческом музее г. Смоленска.
Размещение туристов осуществляется в гостинице «Патриот» в 2-х, 3-х и 4- местных номерах эконом-класса. Питание организовывается в ресторане гостиницы и столовой Облпотребсоюза г. Смоленска.
Рекомендации для туриста во время путешествия:
При наличии руководителя на маршруте, участникам поездки рекомендуется выполнять все его требования для обеспечения безопасности поездки.
Поезд
Норма провоза багажа в поезде - 35 кг на человека.
При рассадке в вагоне участников поездки, фирма исходит не из личного желания каждого клиента в выборе поезда, вагона, места (полки), а от целесообразности, обусловленной максимально удобным и безопасным проездом для всех участников.
Встреча на вокзале назначается за 1 – 1,5 часа до отхода поезда.
Посадка в поезд начнется за 30 минут до отправления в присутствии руководителя, у которого находится группой билет.
Побудка производится проводником за 1ч. 20 мин - 1 ч. 30 мин. до прибытия на конечную станцию маршрута.
Туалеты в поезде закрываются приблизительно за 40 мин. до прибытия.
Рекомендуем Вам поесть в поезде, т. к. по прибытии сразу начнется посадка в автобус.
Просим Вас постоянно иметь документы и деньги при себе в надежном месте.
После прибытия поезда Вам необходимо подождать несколько минут у Вашего вагона на платформе. Затем в сопровождении руководителя группа начинает движение к автобусу.
Автобус
Убедительно просим Вас производить посадку в автобус быстро и организованно, т.к. ранее отправление автобуса позволит сократить время проезда. Просим учесть, что автобус – удобный, но не всегда предсказуемый вид транспорта. В график движения могут внести коррективы задержки в пути из-за погодных условий и состояния дорог (транспортные пробки, заторы, аварии на дорогах), что предусмотреть не представляется возможным. Поэтому в таких случаях рекомендуем Вам запастись терпением.
Норма провоза багажа - в автобусе - не более 30 кг на человека
При рассадке в автобусе участников поездки, фирма исходит не из личного желания каждого клиента в выборе места, а от целесообразности, обусловленной максимально удобным и безопасным проездом для всех участников
Во время пути не разрешается ходить по салону без необходимости.
Запрещается отвлекать водителей во время движения. Все Ваши вопросы решит руководитель группы.
Мусор складывать в индивидуальные пакеты и выбрасывать на стоянках.
Гостиница
В гостиницах необходимо соблюдать тишину, чистоту, не оставлять после себя пищевые отходы, бутылки и консервные банки.
Администрация гостиницы не несет ответственности за утерю ценных вещей, денег и документов, оставленных в номере. Поиск забытых вещей ведётся самостоятельно и за свой счёт.
Меры предосторожности
Не меняйте на вокзале крупных денежных сумм.
Сумочки, кошельки нужно держать крепко в руках, а не на плече.
Паспорт желательно хранить отдельно от денег. При утрате документов необходимо заявить о случившемся в милицию. При утере паспорта все расходы, связанные с получением справки на возвращение, оплачиваются туристом. Рекомендуем Вам записать номер своего паспорта и иметь копии своих документов.
Ни в коем случае нельзя оставлять свои вещи без присмотра. Особенно это касается въезда и выезда из гостиницы, а также посадки в автобус и поезд и выхода из них. Помните об этом.
За утерянные или украденные вещи наша фирма ответственности не несет.
Соблюдайте обычные меры личной безопасности, старайтесь избегать конфликтных ситуаций, и тогда хорошее настроение во время поездки Вам будет гарантировано.
Необходимые документы для проезда
Взрослые: паспорт.
Школьники: свидетельство о рождении/паспорт, справка из школы (на фирменном бланке с печатью).
Дети: свидетельство о рождении.
ВНИМАНИЕ!
При наличии замечаний относительно качества туристического обслуживания, в случае не предоставления оплаченных услуг, указанных в листе подтверждения, турист обязан: обратиться к гиду или сопровождающему для своевременного принятия мер по устранению недостатков в обслуживании или связаться с ООО «Ривьера-Тур».

По всем вопросам, возникающим у Вас во время пребывания в г. Смоленске, Вы можете обращаться в ООО «Ривьера-Тур», расположенный по адресу: г. Смоленск, Окт. революции ул. дом 9 офис 101; тел. 8 (4812) 38-15-29, 38-95-53.


Желаем Вам приятного отдыха!



Памятка-инструктаж по безопасности

Основные правила поведения туристов во время автобусного путешествия
Не отвлекать водителя во время движения автобуса;
Во время движения автобуса не разрешается ходить по салону без необходимости;
Курить в автобусе категорически запрещено;
Во время пути следования не рекомендуется в салоне автобуса пользоваться сотовыми телефонами;
Во время пути следования запрещается употреблять в салоне автобуса спиртные напитки.
Информация для туристов по обеспечению безопасности в автобусных путешествиях
На сложных трассах по требованию водителя или руководителя группы необходимо пристегнуть ремни безопасности;
Не курить в непосредственной близости от приборов системы питания двигателя, в частности от топливных баков автобуса;
При стоянке автобуса на автозаправочных станциях курящим следует находится на безопасном расстоянии от топливных резервуаров и колонок;
На оживленных трассах дорогу переходить следует по специальным проходам, если таковые отсутствуют, то после выхода из автобуса переходить дорогу следует только позади автобуса;
На остановках в пути следования при переходе на другую сторону дороги необходимо предварительно убедиться в отсутствии движения, как в попутном, так и во встречном направлении.
Внимание!!! В целях безопасности ЗАПРЕЩЕНО!!!
Во время движения автобуса пользоваться колющими и режущими предметами (ножи, вилки, маникюрные наборы, ножницы, иголки и т.д.);
Проносить в салон автобуса огнеопасные и взрывчатые вещества (зажигалки, спички, газовые баллончики и т.д.);
Употреблять спиртные напитки;
Пользоваться посудой из стекла.








Основные пункты историко-культурного тура
«Военная история города Смоленска»
Обзорная экскурсия по городу
Свято-Успенский кафедральный собор Иконостас Свято-Успенского
кафедрального собора

Памятник зодчему Федору Коню Восточная часть Смоленской крепостной стены



Экскурсия «Смоленск – щит России»


Громовая башня Фрагмент экспозиции



Фрагменты театрализованного представления военно-исторического клуба «Порубежье» «Как-то раз на ярмарке»

Приложение 2
число поездок ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЮ ПО ЦЕЛЯМ1)
по данным Пограничной службы ФСБ России
тысяч
2007г. 2008г. 2009г. Все страны Всего 22892 23651 21332 в том числе по целям поездок: служебная 3270 4112 3880 туризм 2213 2295 2101 частная 15105 15134 13432 транзит 531 383 282 обслуживающий персонал2) 1773 1727 1636 Страны дальнего зарубежья Всего 8347 8551 8361 в том числе по целям поездок: служебная 2293 2945 2755 туризм 2123 2168 2000 частная 2853 2389 2663 транзит 133 105 61 обслуживающий персонал2) 945 945 883 1) Без учета въехавших на постоянное место жительства.
2) Водители автотраспортных средств и экипажи морских, речных и воздушных судов, бригады железнодорожного транспорта.













Таблица 2
число поездок РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН ЗА ГРАНИЦУ ПО ЦЕЛЯМ1)
по данным Пограничной службы ФСБ России
тысяч
2007г. 2008г. 2009г. Все страны Всего 34218 36487 34246 в том числе по целям поездок: служебная 2162 1968 1294 туризм 9368 11314 9542 частная 20232 20667 21404 обслуживающий персонал2) 2456 2538 2006 Страны дальнего зарубежья Всего 18690 20464 21641 в том числе по целям поездок: служебная 1712 1614 1043 туризм 9039 10822 9192 частная 6070 6072 9882 обслуживающий персонал2) 1869 1956 1526 1) Без учета выехавших на постоянное место жительства и военнослужащих.
2) Водители автотраспортных средств и экипажи морских, речных и воздушных судов, бригады железнодорожного транспорта.









Таблица 3
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТСКИХ ФИРМ

2007г. 2008г. 2009г. Число туристских фирм (на конец года), всего 6639 6477 6897 в том числе занимались:
туроператорской деятельностью 1008 928 906 турагентской деятельностью 4761 4787 5238 только продвижением туров (путевок) 183 164 125 иной туристской деятельностью 377 290 281 только экскурсионной деятельностью 310 308 347 Средняя численность работников (включая внешних совместителей и работников несписочного состава), тыс.человек 44 42 40 Число реализованных населению туристских путевок - всего, тысяч 5819 4305 3696 из них гражданам России:
по территории России 1659 1030 830 по зарубежным странам 4057 3183 2802 Стоимость реализованных населению туристских путевок - всего, млн.рублей 124133 117811 129558 из них гражданам России:
по территории России 26761 17736 15558 по зарубежным странам 96307 98940 112958




Таблица 4
ЧИСЛЕННОСТЬ ТУРИСТОВ, ОБСЛУЖЕННЫХ ТУРИСТСКИМИ ФИРМАМИ
тыс.человек
2007г. 2008г. 2009г. всего в том числе всего в том числе всего в том числе граждане России
(отправлено) граж-дане других стран (принято) граждане России
(отправлено) граждане других стран (принято) граждане России
(отправлено) граждане других стран (принято) Обслужено туристов, всего 7721,1 7140,8 580,4 7668,6 7470,2 198,3 7080 6901,7 178,3 в том числе по странам: Россия 2641,3 2641,3 - 1924,0 1924,0 - 1584,6 1584,6 - государства-участники СНГ 148,4 121,0 27,4 98,1 90,2 7,9 79,8 72,7 7,1 Европа Австрия 22,4 17,7 4,7 32,7 31,3 1,4 30,4 29,3 1,0 Болгария 82,5 82,5 0,1 96,4 96,2 0,2 116,1 116,0 0,1 Германия 116,5 16,3 100,1 56,6 20,5 36,1 54,7 21,8 32,9 Испания 153,0 125,7 27,3 106,3 104,8 1,5 194,8 191,4 3,4 Италия 152,5 84,8 67,7 156,8 145,6 11,2 173,8 151,8 22,0 Норвегия 4,5 3,1 1,4 10,8 10,2 0,6 5,8 4,8 1,0 Польша 9,2 8,4 0,7 10,0 9,5 0,6 7,7 6,5 1,1 Соединенное Королевство (Великобритания) 84,8 17,4 67,4 18,8 15,0 3,8 16,0 12,9 3,1 страны Прибалтики 25,9 17,8 8,2 16,7 14,8 2,0 16,4 14,9 1,5 Финляндия 58,3 42,0 16,3 60,4 47,5 12,9 59,6 47,4 12,1 Франция 90,4 60,8 29,6 122,4 104,3 18,0 94,4 77,6 16,8 Хорватия 30,0 30,0 0,1 51,7 51,6 0,1 44,4 44,4 0,0 Чешская Республика 77,1 76,4 0,7 87,9 87,5 0,4 70,3 70,2 0,1 Швеция 25,6 24,6 1,0 31,9 31,3 0,5 29,3 28,8 0,4 другие страны Европы 115,3 100,8 14,5 260,8 254,6 6,2 201,3 197,2 4,1 Азия Израиль 16,8 11,5 5,4 17,6 17,3 0,3 21,5 19,7 1,8 Кипр 48,4 48,3 0,1 35,4 35,4 0,1 58,6 58,6 0,0 Китай 1435,0 1384,6 50,4 1661,8 1606,6 55,2 704,5 666,7 37,8 Объединенные Арабские Эмираты 112,1 111,9 0,2 86,9 86,9 0,0 83,4 82,5 0,9 Таиланд 154,3 154,2 0,1 181,4 178,5 2,9 228,0 225,3 2,7 Турция 1148,7 1148,5 0,2 1473,9 1473,8 0,1 1694,3 1693,1 1,3 Япония 38,7 15,5 23,2 24,6 11,6 13,1 15,9 4,6 11,3 другие страны Азии 41,4 34,6 6,8 85,7 81,5 4,2 84,1 80,5 3,6 Африка Египет 640,1 640,1 0,0 786,0 786,0 0,0 1232,1 1232,0 0,1 Тунис 52,7 52,7 0,0 61,8 61,8 0,0 53,8 53,8 0,0 другие страны Африки 18,3 18,2 0,1 7,8 6,9 0,9 16,3 14,5 1,9 Америка США, включая Гавайские острова 112,2 11,8 100,4 20,4 7,5 12,9 14,2 6,3 7,9 другие страны Америки 24,2 5,8 18,3 22,9 21,2 1,7 17,9 17,4 0,5 Австралия и Океания 10,6 2,7 7,9 6,8 3,3 3,6 4,7 3,1 1,6 комплексные туры 29,8 29,8 - 53,0 53,0 - 71,2 71,2 -
Таблица 5
КОЛЛЕКТИВНЫЕ СРЕДСТВА РАЗМЕЩЕНИЯ
на конец года
2007г. 2008г.1) 2009г. Число коллективных средств размещения, единиц 10436 11258 12388 в том числе:
гостиничного типа 5917 6774 7410 специализированные 4519 4484 4978 Число номеров (комнат) в коллективных средствах размещения, тысяч 507 540 555 в том числе:
гостиничного типа 219 247 249 специализированные 287 292 306 Число мест в коллективных средствах размещения, тысяч 1190 1247 1258 в том числе:
гостиничного типа 447 498 497 специализированные 743 749 761 1) Без учета микропредприятий.

Таблица 6
ЧИСЛЕННОСТЬ ЛИЦ, РАЗМЕЩЕННЫХ В КОЛЛЕКТИВНЫХ СРЕДСТВАХ РАЗМЕЩЕНИЯ, ПО ЦЕЛЯМ ПРЕБЫВАНИЯ
тыс.человек
2007г. 2008г.1) 2009г.1) Всего размещено в коллективных средствах размещения 32636 35439 27972 из них по целям поездки: досуг, рекреация, отдых 10748 12347 9578 деловые и профессиональные цели 12427 14852 11054 лечение и профилактика 4914 5007 4706 паломничество 35 49 23 прочие цели 2945 3185 2611 Размещено в гостиницах и анало- гичных средствах размещения 22145 24742 18546 из них по целям поездки: досуг, рекреация, отдых 5971 7420 5448 деловые и профессиональные цели 11743 14095 10486 лечение и профилактика 150 148 112 паломничество 23 40 18 прочие цели 2784 3039 2482 Размещено в специализированных средствах размещения 10491 10697 9427 из них по целям поездки: досуг, рекреация, отдых 4776 4928 4130 деловые и профессиональные цели 683 757 568 лечение и профилактика 4764 4859 4594 паломничество 13 9 5 прочие цели 161 145 130 1) Без учета микропредприятий.
Таблица 7
ГОСТИНИЦЫ И АНАЛОГИЧНЫЕ СРЕДСТВА РАЗМЕЩЕНИЯ, ИХ КЛАССНОСТЬ
(без учета микропредприятий)
единиц

2008г. 2009г. Структура коллективных средств размещения общего назначения в 2009г. (в % к итогу) Всего 6774 5621 100 в том числе:
гостиницы 5006 4039 71,9 из них гостиницы класса: 5 звезд 47 42 0,7 4 звезды 178 149 2,7 3 звезды 319 275 4,9 2 звезды 156 118 2,1 1 звезда 38 21 0,4 некатегорийные 4268 3434 61,1 меблированные комнаты 760 573 10,2 общежития для приезжих 504 494 8,8 пансионаты 99 88 1,6 мотели 97 81 1,4 другие организации гостиничного типа 308 346 6,2



Козырев В.М. Основы современной экономики: учебник / Козырев В.М. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 432с.
Яковлев Г.А. Экономика и статистика туризма. -М., Изд-во РДЛ, 2005. -368 с.
Квартальнов В.А. Теория и практика туризма: Учебник. -М.: Финансы и статистика, 2003. -672 с.
Зорин И.В., Квартальнов В.А. Туристика: Монография. –М.: Советский спорт, 2001. -287 с.
Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие. – Мн.: БГЭУ, 1999. - 644 с.

Гордин В.Э., Матецкая М.В. Культурный туризм как стратегия развития города: поиск компромиссов между интересами местного населения и туристов // Санкт-Петербург: многомерность культурного пространства. – СПб.: Изд-во «Левша. Санкт-Петербург», 2009. С.109-119.
Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М: Советский спорт, 2007. - 216 с.
Квартальнов В.А. Основы туристской деятельности: учебник / Квартальнов В.А., Зорин И.В., Ильина Е.Н. - М.: Финансы и статистика, 2001. – 324 с.
Ильина Е. Н. Туроперейтинг: организация деятельности - М.: Финансы и статистика, 2004. - 464 с.
Румянцева Т.В. Перспективы развития дестинаций культурного туризма - СПб.: Изд- во СПбГУЭФ, 2003. – 215 с.
Сапрунова В.К. Туризм: Эволюция. Структура. Маркетинг. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 351 с.
Ушаков Д.С. «Прикладной туроперейтинг» - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 416 с.

Зорин И.В., Квартальнов В.А. Туристский терминологический словарь. – М.: АО «ИСТЭ-ИНТУР», 1999. – С.178.
Зорин, И.В., Квартальнов В.А. Туристский терминологический словарь. – М.: АО «ИСТЭ-ИНТУР», 1999. –С.179.
Квартальнов, В.А. Основы туристской деятельности. / Квартальнов В.А., Зорин И.В., Ильина Е.Н. - М.: Финансы и статистика, 2001. – С.56.

Березницкая, Н.Л. Туризм как фактор межкультурной коммуникации: дис. …канд. культ. наук/ Н.Л. Березницкая. – СПб., 1998. – С.93.
Лихачев, Д.С. Экология культуры /Д.С.Лихачев // Изб. работы: в 3 т. – Л., 1987. – Т.2. – С.136.
Там же, С.145.
Там же, С. 136
Лихачев, Д.С. Экология культуры /Д.С.Лихачев // Изб. работы: в 3 т. – Л., 1987. – Т.2. – С.3.
Лихачев, Д.С. Экология культуры /Д.С.Лихачев // Изб. работы: в 3 т. – Л., 1987. – Т.2. – С.135.
Howard, P. Heritage: management, interpretation, identity. Continuum: London, 2003.
Александров А.А. Международное сотрудничество в сфере культурного наследия: учебное пособие / Отв. ред. проф. В.И. Уколова. М.: Проспект, 2009.
Richards G. (Ed). Cultural tourism in Europe. CAB International. Oxon,UK. 2001, P.3-18.
McCarthy, J. Are sweet dreams made of this? Tourism in Bali and Eastern Indonesia. Northcote, Vic.: IRIP. 1994. P. 14-16
Гордин В.Э., Матецкая М.В. Культурный туризм как стратегия развития города: поиск компромиссов между интересами местного населения и туристов // Санкт-Петербург: многомерность культурного пространства. – СПб.: Изд-во «Левша. Санкт-Петербург», 2009.
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=78641
http://www.heritage-institute.ru/
Социальное положение и уровень жизни населения России. 2010: Стат.сб. / Росстат - M., 2010. – С.406.

Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. -М.: Финансы и статистика, 2003. – с 4.

http://www.strategy.ru/the-travel--tourism-competitiveness-report-2011/
Харрис Г., Кац М. Стимулирование международного туризма в XXI веке. Пер с англ. -М.: Финансы и статистика, 2000. – С.25.












2

Список литературы

1.Азар, В.И., Акишин, В.Н., Байназаров, Ю.К., Биржаков, М.Б., Кузнецов, Ю.В., Маринин, М.М., Путрик, Ю.С., Терещенко, А.А., Туманов, О.Н. Предложения к концепции развития туризма в России // Туристские фирмы. -2000. -Вып.22. –С.23-37.
2.Актуальные проблемы туризма. Сборник научных трудов / Коллектив авторов. Вып.1. –М.: Сов. спорт, 2001. -319 с.
3.Александров, А.А. Международное сотрудничество в сфере культурного наследия: учебное пособие / Отв. ред. проф. В.И. Уколова. М.: Проспект, 2009. — 176 с.
4.Александрова, А.Ю. Международный туризм. -М.: Аспект-Пресс, 2004. - 464 с.
5.Аналитическая записка. Состояние и проблемы туризма в Российской Федерации // Под ред. М.Б.Биржакова и В.И.Никифорова. – СПб.: Невский Фонд, 2004. –82 с.
6.Аналитический доклад. Состояние и проблемы туризма в Российской Федерации / Научн. ред. Биржаков М.Б., Путрик Ю.С. –Москва, Санкт Петербург: Московское отделение Национальной Академии туризма. 2004. -63 с.
7.Анчукина, Н.В. Туризм в экономике региона / Н.В. Анчукина, О.С. Москвина; под науч.ред. М.Ф.Сычева. – Вологда: Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ РАН, 2002. – 134 с.
8.Афонин, Г.И. Туризм как социально-культурное явление: Автореф. дисс. … канд. филос. наук. –Казань, 2006. -24 с.
9.Бенхабиб, С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру. –М.: Логос, 2003. -289 с.
10.Березницкая, Н.Л. Туризм как фактор межкультурной коммуникации: Автореф. дисс. … канд. культурологии. –СПб., 1999. -24 с.
11.Богданов, Е.И. Туризм и его воздействия на современную социокультурную ситуацию Санкт-Петербурга. -СПб., 1994. -166 с.
12.Веденин, Ю.А. Социокультурные проблемы туристского освоения особо ценных историко-культурных и природных территорий / Проблемы и прогнозирование туристско-рекреационного использования природного и историко-культурного потенциала в регионах России. -М.: НИИ наследия, -1995. -С.34-41.
13.Власова, И.Б., Зорин И.В., Ильина Е.Н. Основы туристической деятельности. -М.: Российский международный институт туризма, 1992. –145 с.
14.Гаврильчак, Н.И. Социально-экономические проблемы развития туризма и туристического бизнеса в Российской Федерации / СПб. гос. ин-т сервиса и экономики. -СПб., 2000. -55 с.
15.Гализдра, А.С. Феномен туризма: социально-философский анализ. Автореф. дисс. … канд. филос. наук. – Саратов, 2006. -23 с.
16.Гализдра, А.С. Культурная динамика туризма и путешествий в эпоху глобализации // Первый Российский культурологический конгресс. Программа. Тезисы докладов. –СПб.: Эйдос, 2006. -432 с. –С.34-37.
17.Гализдра, А.С. Личность и туристское пространство в контексте глобализации // Человек в глобальном мире. Сборник статей молодых ученых. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. -С.83-87.
18.Глобализация и мультикультурализм / Отв. ред. Н.С.Кирабаев. –М.: РУДН, 2005. -332 с.
19.Гордин, В.Э., Матецкая, М.В. Культурный туризм как стратегия развития города: поиск компромиссов между интересами местного населения и туристов // Санкт-Петербург: многомерность культурного пространства. – СПб.: Изд-во «Левша. Санкт-Петербург», 2009. С.109-119.
20.Гуляев, В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. -М.: Финансы и статистика, 2003. -304 с.
21.Гуляева, Л.Ю. Основные стратегические факторы развития туризма в России. Монография. – СПб.: Приор, 2005. – 211 с.
22.Джафар Джафари. Феноменология туризма: сайт «туристический вестник». Электронный ресурс – Режим доступа://http://www.tourvest.ru/articles/article0003.
23.Дементьев, Г.Г. Процесс формирования личности под влиянием социальной среды в современных условиях. Дис. ... канд. социол. наук. -М, 2000. -167 с.
24.Долженко, Г.П. Экскурсионное дело. – М.: МарТ, 2006. -271 с.
25.Евдокимов М.Ю. Экономическая и социальная география России. Ч.- Смоленск: "Универсум", 2004. -226 с.
26.Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М: Советский спорт, 2007. - 216 с.
27.Зорин, И.В. Феномен туризма. Избранные сочинения. -М.: «Наука», 2005. -552 с.
28.Зорин, И.В. Феноменология путешествий: В 8 ч. Ч.II: Мифология путешествий. – М.: «Советский спорт», 2005. –256 с.
29.Зорин, И.В., Каверина Т.П., Квартальнов В.А. и др. Менеджмент туризма: Туризм как вид деятельности. –М.: Финансы и статистика, 2005. -287 с.
30.Зорин, И.В., Квартальнов В.А. Толковый словарь туристских терминов: Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес. М.–Афины: Infogrop, 1994. -407 с.
31.Зорин И.В., Квартальнов В.А. Туристика: Монография. –М.: Советский спорт, 2001. -287 с.
32.Зорин, И.В., Квартальнов В.А. Туристский терминологический словарь. – М.: АО «ИСТЭ-ИНТУР», 1999. -407 с.
33.Зорин, И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. -М., Финансы и статистика, 2003. -364 с.
34.Ильина Е. Н. Туроперейтинг: организация деятельности - М.: Финансы и статистика, 2004. - 464 с.
35.Ионин, Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. Уч.пособ. -М.: Логос, 1996. -430 с.
36.Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие. – Мн.: БГЭУ, 1999. - 644 с.
37.Карамашева, А.А. Культурный туризм: понятие и сущность // Тип культуры. Альманах. Вып.1. -М.: РАГС, 2003. -С.322-334.
38.Карамашева, А.А. Роль туризма в развитии личности // Тип культуры. Альманах. Вып.2. -М.: РАГС, 2004. -С.222-234.
39.Карамашева, А.А. Туризм как форма межкультурных коммуникаций в глобализированном мире // Материалы научной конференции «Ломоносовские чтения -2003». –М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2003. –С.231–234.
40.Квартальнов, В.А. Основы туристской деятельности [Текст]: учебник / Квартальнов В.А., Зорин И.В., Ильина Е.Н. - М.: Финансы и статистика, 2001. – 324 с.
41.Квартальнов, В.А. Теория и практика туризма: Учебник. -М.: Финансы и статистика, 2003. -672 с.
42.Квартальнов, В.А. Туризм. -М.: Финансы и статистика, 2003. -314 с.
43.Квартальнов, В.А. Туризм: теория и практика: Избранные труды: В 5 т. -М.: Финансы и статистика, 1998. Т.1: Гуманитарные проблемы развития туризма: история и современность. -189 с.
44. Квартальнов, В.А. Туризм: теория и практика: Избранные труды: В 5 т. -М.: Финансы и статистика, 1998.Т.2: Социальный туризм. -253 с.
45.Козлов, В.Б., Шкаликов, В.А., Евдокимова, Е.В., Бобров, Е.А., Катровский, А.П., Евдокимов, М.Ю., Ковалев, Ю.П., Мажар, Л.Ю., Аниськин, В.О. Смоленская область. Учебно-методические материалы по географии. - Смоленск: "Универсум", 2004. – 156 с.
46.Козырев, В.М. Основы современной экономики: учебник / Козырев В.М. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 432с.
47.Кокшаров, Н.В. Взаимодействие культур: диалог культур. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.portalus.ru/ modules/philosophy/readme.php?subaction=showfull&id=1108501879&archive=0211&start_from=&ucat=1&
48.Котелкин, В.И. Соотношение экономического и социального аспектов развития туризма в России // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер.5. Экономика. -2005. -Вып.2. -С.44-47.
49.Красная, С.А. Культурный туризм: просветительская сущность и факторы развития: Автореф. дисс. … канд. культурологии. –М., 2006. -24 с.
50.Кузнецов, Ю.В. Туризм как социальный феномен конца XX века - начала XXI веков // Труды Академии туризма. Выпуск 2 -СПб., 1997. –С.93-101.
51.Культурное наследие России и туризм. Монография / Под ред. Ю.А.Веденина. -М.: Институт наследия, 2005. -172 с.
52.Культурный туризм для мира и развития. Сборник докладов и тезисов сообщений международной научной конференции, г.Москва, 26-28 сент. 2000 г. -М.: Росс. междунар. академия туризма, 2000. -187 с.
53.Культурный туризм: конвергенция культуры и туризма на пороге ХХ1 века. Учебное пособие / Под. ред. Я.Брауна, В.Андерсен, В.Гордина. –СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. –212 с.
54.Лихачев, Д.С. Экология культуры /Д.С.Лихачев // Изб. работы: в 3 т. – Л., 1987. – Т.2. – 484 с.
55.Покровский, Н.Е., Черняева Т.И. Туризм: от социальной теории к практике управления: учебник. –М.: Университетская книга; Логос, 2008. –424 с.
56.Проблемы и перспективы развития туристской отрасли. Материалы международной научно-практической конференции. 15-22 апреля 2006 г. -Ростов-на-Дону: РИС ЮРГУЭС, 2006. -378 с.
57.Проблемы и прогнозирование туристско-рекреационного использования природного и историко-культурного потенциала в регионах России. -М.: НИИ наследия, 1995. -255 с.
58.Румянцева, Т.В. Перспективы развития дестинаций культурного туризма - СПб.: Изд- во СПбГУЭФ, 2003. – 215 с.
59.Сапрунова, В.К. Туризм: Эволюция. Структура. Маркетинг. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 351 с.
60.Седова, Н.А. Культурно-просветительный туризм. -М.: Советский спорт, 2004. -121 с.
61.Сенин, B.C. Организация международного туризма. -М.: Финансы и статистика, 2003. -398 с.
62.Соколова, М.В. Культурный туризм как один из важнейших факторов кросс-культурной коммуникации // Труды международной конференции «Культурный туризм в целях мира и развития», 19–20 апреля 2007 г. –Челябинск, Челябинский государственный университет, 2007. – С.27–29.
63.Соколова, М.В. Психологическая мотивация в туризме // Объединенный научный журнал. -2006. -№15(175). -С.32-38.
64.Соколова, М.В. Социокультурные аспекты туризма. –М.: МПГУ, 2006. –78 с.
65.Состояние и проблемы туризма в Российской Федерации. –Москва, Санкт-Петербург: Моск. отд. Национальной Академии туризма, 2004. -64 с.
66.Туризм в социокультурном пространстве региона. -Тюмень: издательство ТюмГУ, 2006. -133с.
67.Туризм. Образование. Культура. Сборник тезисов выступлений и докладов межвузовской научно-практической конференции аспирантов и молодых ученых «Туризм. Образование. Культура». -М.: РИБ Турист, 2005. -33 с.
68.Туризм. Проблемы и перспективы развития. Материалы международной научно-практической конференции. – Смоленск: Издательство "Универсум", 2005. -412 с.
69.Ушаков Д.С. «Прикладной туроперейтинг» - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 416 с.
70.Щеглов, С.Е. Динамика и тенденция развития туризма в России // Социальная политика и социология. –2004. -№2. –С.175-176.
71.Яковлев, Г.А. Экономика и статистика туризма. -М., Изд-во РДЛ, 2005. -368 с.
72.Howard, P. Heritage: management, interpretation, identity. Continuum: London, 2003. -278 p.
73.McCarthy, J. Are sweet dreams made of this? Tourism in Bali and Eastern Indonesia. Northcote, Vic.: IRIP. 1994. – 345 p.
74.Richards, G. (Ed). Cultural tourism in Europe. CAB International. Oxon,UK. 2001. – 167 p.

Вопрос-ответ:

Какое значение имеет культурное наследие для развития историко-культурного туризма в регионе?

Культурное наследие играет ключевую роль в развитии историко-культурного туризма в регионе, так как оно является основой для привлечения туристов. Исторические памятники, архитектурные сооружения, национальные обычаи и традиции, культурные события и фестивали – все это создает уникальную атмосферу, которая привлекает любителей истории и культуры со всего мира. Благодаря культурному наследию регион может получить значительные экономические выгоды от развития туризма.

Какова сущность и содержание историко-культурного туризма?

Сущность историко-культурного туризма заключается в посещении и изучении исторических и культурных достопримечательностей различных регионов. Туристы имеют возможность познакомиться с уникальным наследием прошлого, исследовать исторические места, посещать музеи и галереи, участвовать в культурных мероприятиях и фестивалях. Содержание историко-культурного туризма включает путешествия по местам прошлых событий, знакомство с традициями и обычаями народов, понимание исторического контекста и эстетического значения культурных объектов.

Какие основные направления развития историко-культурного туризма выделяются?

Основные направления развития историко-культурного туризма включают сохранение и реставрацию исторических памятников, создание музеев и культурных центров, организацию культурных мероприятий и фестивалей, развитие туристической инфраструктуры, обучение профессионалов в сфере туризма и культуры. Также важным направлением является сотрудничество между регионами и государствами в области историко-культурного туризма.

Какое значение имеет культурное наследие для развития туризма?

Культурное наследие является основой развития историко-культурного туризма. Оно привлекает туристов, предлагая им уникальные исторические и культурные объекты, а также позволяет сохранить и передать наследие предыдущим поколениям.

Какие проблемы возникают при развитии историко-культурного туризма в России?

Одной из проблем является недостаточное финансирование и сохранение культурного наследия. Также низкая осведомленность о возможностях историко-культурного туризма и отсутствие эффективной рекламы могут ограничивать потенциал этого вида туризма.

В чем заключается суть историко-культурного туризма?

Историко-культурный туризм представляет собой путешествия и посещения исторических и культурных достопримечательностей. Он позволяет туристам познавать историю и культуру региона, а также насладиться его уникальной атмосферой.

Каково значение культурного туризма на современном рынке Российской Федерации?

Культурный туризм имеет большое значение на современном туристском рынке России. Он способствует развитию экономики, привлечению иностранных инвестиций, сохранению и продвижению культурного наследия, а также созданию рабочих мест и повышению благосостояния местных жителей.

Как можно развивать историко-культурный туризм?

Одним из способов развития историко-культурного туризма является создание новых маршрутов и достопримечательностей, а также реконструкция и реставрация существующих. Также важно проводить мероприятия и фестивали, направленные на привлечение туристов и популяризацию культурного наследия региона.

Что такое историко-культурный туризм?

Историко-культурный туризм - это вид туризма, основанный на посещении и изучении исторических и культурных достопримечательностей.