Вам нужна курсовая работа?
Интересует История?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Региональный сепаратизм и феодальная раздробленность в Византии в конце 11-13 веков

  • 28 страниц
  • 10 источников
  • Добавлена 25.07.2011
700 руб. 1 400 руб.
Купить в 1 клик Скачать превью
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление


Введение
Глава I. Византия как государство в XI – XIII веках
Глава II. Феодальная раздробленность в Византии
Глава III. Культура Византии
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

«Такое же принципиальное значение в ту эпоху шел вопрос о соотношении духовного и физического в человеке. Христианство разрушило античный идеал гармонической личности, в котором красота внешняя, физическая, сливалась в единое целое с красотой духовной. Оно открыло дисгармоничность человека. Внутренняя красота может сочетаться с внешним безобразием — и наоборот. Вот почему христианские святые часто оказываются поразительно отталкивающими внешне, и авторы житий не скупятся на натуралистические подробности, описывая тела аскетов, иссохшие от поста или покрытые ранами. Но это безобразие, нарочитая антиэстетичность облика служили для того, чтобы по контрасту выделить красоту духовную, которая обладала особой ценностью в глазах средневекового человека». Прекрасен тот, «кто украшен духовно, даже если по внешнему виду он был бы нищим, слепым, хромым, увечным и имел бы какие-либо другие недостатки, которые считаются позорными у людей».Феодор Студит, византийский богослов, 759—826 гг.Плотское, земное вообще часто ассоциировалось в средние века с греховным, с тем, что отделяет человека от небесной благодати. Однако это не означает, что христианство полностью отвергало все материальное, физическое. Церковь и в данном случае старалась сгладить противоречия, найти связь между противоположностями. Тело было создано Богом по его же образу и подобию, поэтому к нему нельзя относиться с пренебрежением. Нет ничего презренного в том, что произошло от Бога.ИоаннДамаскинБогословы часто цитировали апостола Павла, который назвал плоть «храмом Духа Святого» и утверждал, что тело не может помешать развитию в себе Божественного начала. Земной мир, согласно христианской доктрине, устроен целесообразно, в нем есть порядок и красота, хотя и не совершенные, допускающие существование зла. Это следует из того, считали византийские богословы, что мир, сотворенный Богом, содержит в себе его проявления, энергии.Средневековый человек тонко чувствовал красоту мира и умел восхищаться ею, но осознавал, что земная красота — лишь ступень на пути к высшей, небесной.Глава III. Культура ВизантииЦерковь в Византии была в большей мере, чем на Западе, подчинена государству. Избрание константинопольского патриарха — второго лица в государстве — зависело от императора. Патриарх не обладал, подобно папе, светской властью и не располагал столь значительными материальными средствами. У византийских епископов не было личных земельных владений, и их благосостояние зависело от милости императора. В Х в. «добровольные» приношения в пользу церкви были узаконены государством и превратились в постоянную подать деньгами и натурой, которая налагалась подворно на все население.«Весьма многочисленным в Византии было монашество. Мистические настроения широко распространялись среди беднейшего крестьянства. Объединив свои участки, несколько крестьян иногда основывали маленький монастырь, который, однако, быстро попадал под власть крупного монастыря во главе с влиятельным игуменом (настоятелем), в недавнем прошлом светским феодалом. В Византии существовали императорские, патриаршие и частные монастыри. Монастыри были крупнейшими землевладельцами. В Х в. императоры даже пытались ограничить рост монастырского землевладения. Крупные монастыри стали серьезной политической силой».Ценности приобретают доминирующее значение как регуляторы духовной культуры. Ценность формируется через синтез не только функций нормы и обычая, но она включает в себя интерес и потребность, долг и идеал, побуждение и мотивацию. Ценности могут быть витальные, связанные со здоровьем, идеальным образом жизни; ценности социальные, связанные с благосостоянием.Но ценность не может возникнуть сама по себе, она создается именно в процессе развития.Культура воспринимается как развитие человеческого общества. Арабская культура – понятие многогранное. Это историческое и развивающееся явление.Здесь интересны факты, события, явления, которые свидетельствуют о развитии общества в историческом времени. Культура в своем развитии обозначает универсальное отношение человека к окружающему его миру. Каждая культура как ценность является творческой самореализацией человека в его развитии.Многие ученые культурологи давно говорят о том, что человека отличает от мира природы деятельностное начало, то, что он является субъектом деятельности, под этим в первую очередь имеется ввиду отказ, дистанцирование от понимания человека как существа. Деятельность выражает собой активное начало в человеке.В отличие от животного человек не приспосабливается к окружающей среде, а активно пересоздает ее в соответствии с собственными потребностями и целями. Преодоление адаптивности, приспособительности в пользу активности предполагает еще одно фундаментальное свойство человеческой деятельности.В отличие от старой римской армии в византийской армии сильно возрастает значение флота, которому изобретение «греческого огня» помогает завоевать господство в море. Однако византийский флот постепенно приходил в упадок, начиная с X века. Некоторый подъём он испытал во время реформ императора Алексея Комнина. Основной военно-морской базой Византии была Кибартская фема. Главным поставщиком кораблей и моряков была Анатолия. В XI веке основным типом корабля была небольшая быстроходная галера с двумя рядами вёсел, двумя мачтами и двумя парусами. Наиболее мощным оружием боевого корабля был греческий огонь. На палубе, помимо матросов, располагался отряд пехоты численностью 200—300 воинов. Основным типом тяжёлого боевого корабля был дромон. Корабли и моряков Византии поставляли итальянские морские республики. При Мануиле I флот вновь был возрождён. В его состав входили 12 больших боевых кораблей, 150 галер и 60 транспортных судов. В дальнейшем флот постепенно разлагался. В 1196 году Византия располагала всего 30 действующими галерами. Но уже в 1261 году с освобождением Константинополя флот по распоряжению императора Михаила VIII начали отстраивать заново, и к 1283 году он насчитывал уже 80 боевых кораблей. В дальнейшем флот по большей части состоял из нанятых итальянских кораблей.Фортида — военный грузовой корабль; служил для перевозки продовольствия и снаряжения.На землях, попавших под власть константинольских монархов, издревле сложились многочисленные философские теории и религиозные учения. И на сознание простолюдинов, и на умы людей образованных в первые столетия византийской истории заметно влияли иудаизм, манихейство, неоплатонизм, философия Филона Александрийского, римского стоика Сенеки и т.д. С некоторыми из подобных религий и систем христианская мысль была связана особенно тесно — взаимоотношениями преемственности и отталкивания, полемикой, соперничеством.Иудаистские (ветхозаветные) истоки христианства понятны. Не без восприятия манихейской традиции верующие в Иисуса восприняли идеал аскетизма, отречения от земных радостей. Неоплатонизм и некоторые другие философские школы дали аргументы для утверждения приоритета духовного над материальным, горнего над земным. Этика стоиков оказалась одним из оснований, на которых византийские (и некоторые западные) богословы пытались выстроить свое понимание моральных проблем. Очень важной при этом были мысль, неоднократно высказывавшаяся многими греческими и римскими философами: при правильном понимании и восприятии действительности, при достойном образе жизни человек достигает атараксии;— спокойствия и невозмутимости духа.Однако всё-таки христианство становилось носителем новой этики, нового понимания человека и его места в мире. В античном обществе достоинство человека определялось его родовой честью, выполнением долга, богатством и полисным статусом. Многое выше человеческой жизни; боги, смеясь, вершат судьбы людей и народов, а герои, выполняя их волю, бесстрашно идут на смерть. В христианстве же высшей ценностью был сам человек, любовь к другому человеку, к ближнему.Античная философия такого понимания любви не знала. Она признавала любовь чувственную и любовь как безличную космическую силу; в христианстве же «Бог есть любовь».Новая вера привлекала и еще одной своей особенностью: она предполагала всех людей равными перед Богом. Для Бога нет ни эллина, ни иудея, ни плебея, ни патриция, ни раба, ни рабовладельца, ни мужчины, ни женщины — все равны перед Ним.Человек слаб, греховен, раздираем противоречиями. Христианство выявляло мучительное раздвоение внутри человека. Но земной жизнью не заканчивается человеческое бытие. Есть еще и другая жизнь, и человек верит в нее, зная, что никогда не поздно раскаяться в содеянном, спасти свою грешную душу и заслужить вечное блаженство.В таком отношении к человеку и в четко сформулированной надежде на спасение — существенные причины распространения христианства и его жизненности.На византийских кораблях служили несколько категорий моряков: газмулы (выходцы из смешанных греко-латинских семей), а также цаконы и просаленты (местные жители). Цаконы были матросами, просаленты — гребцами.Формирование и развитие византийской культуры проходило на фоне драматических событий. В апреле 1204 г. участники Четвертого крестового похода захватили и разграбили Константинополь. Это был удар, от которого Византия не смогла полностью оправиться. Империя как целое государство прекратила свое существование.На ее территории возникла сначала Латинская империя, образованная крестоносцами и организованная — формально, по крайней мере, — по феодальному принципу, а также продолжавшие византийскую традицию Никейская империя, Эпирское царство, Трапезундская империя и т.д.Центр политического, национального развития временно перемещается в Никею, где были заложены основы нового культурного подъема. Он последовал тогда, когда Михаил VII Палеолог отвоевал Константинополь и вновь провозгласил город столицей (1261).Почти двухсотлетнее правление Палеологов (1261—1453) составило поздний период истории византийской культуры. Подъем в этот период был обусловлен в первую очередь борьбой за национальное самоутверждение, что предполагало обращение к далекому прошлому, к истокам.Это было время больших свершений, больших новаций, развития специфического византийского гуманизма. В подавляющем числе случаев созданные в этот период памятники культуры появились в провинции, а не в столице.Во второй половине ХIV в. культурное развитие утрачивает свою динамику, идет повторение старого. Резко снижается одухотворенность и эмоциональная выразительность образов, трактовка становится всё более сухой и вялой. При этом сохраняется способность византийской культуры воздействовать на молодые народы, заявившие о себе на исторической арене в начале Средневековья.XV столетие стало временем заката византийской культуры.ЗаключениеТолько в X—XIII вв. феодализм в Византии стал развиваться в ускоренном темпе. В эту эпоху складывалась крупная феодальная собственность. Но феодал византийский еще сильно отличался от феодала западноевропейского. Он не был полным хозяином в своем поместье. Государство контролировало количество земли, которой владел феодал, и число зависимых крестьян, имело право конфисковать землю и регулировать размеры налогов. Кроме того, феодалы в Византии не могли осуществлять высший суд над своими крестьянами. Одним словом, государство держало владения феодала под своим надзором. Само государство было собственником огромных земель, разбросанных по всей территории империи, на которых трудились «государственные» крестьяне-налогоплательщики. Поэтому крупная феодальная собственность распространялась в Византии гораздо медленнее, чем в Западной Европе, а феодалы были во многом зависимы от государственной власти. Итак, Церковь воспринималась как эталон. Именно она занимала главенствующую роль в процессе укрепления русского государства. Власть и Церковь были едины в решении социальных проблем, в наказаниях за проступки.С XII века Церковь уже оказывала влияние на политическую власть. В это время церковные органы могли свободно запретить праздники, любые развлечения, азартные игры. Запрещало и гадание, которое иногда приравнивали к колдовству. Иногда за нарушения людей могли отлучить от церкви.Власть патриарха в XVIII–XIX веках была очень значима. Священнослужители нередко участвовали в управлении страной и считались крупными землевладельцами. Церковные приказы, ведавшие вопросами управления церковным хозяйством и людьми, составляли бюрократическую основу этой власти.Создание сильного государства, действенность власти, проведение жизнеспособной политики, опирающейся на созидательную энергию общества, невозможно без представлений об общих идеалах, целях и ценностях.Социологи констатировали глубокий социокультурный кризис российского общества. Он характеризовался распадом привычной картины мира, социальных и культурных ценностей, дестабилизацией социального положения людей и общественных структур, что ведет к конфликтам различных ценностных систем.Негативное влияние на сознание людей оказывал и распада исторического российского государства, фактическая утрата страной статуса великой державы, которым ранее было принято гордиться.Наблюдался нравственный кризис большей части общества. Смешались понятия добра и зла, долга, чести, совести; притуплялись чувства стыда, сострадания, любви, дружбы, товарищества. Уходил в прошлое тип нравственности, связанный с коллективизмом, со стремлением быть полезным обществу.В то же время выросла значимость индивидуалистических ценностей эгоистической направленности. Размывалось представление о такой фундаментальной прежде ценности, как труд.Церковь дает нам возможность стать добрее и терпимее ко всему, что нас окружает.Список использованной литературы№ 1. Анна Комнина. Алексиада / под ред. Я. Н. Любарского. – М.: Слово, 2002. – 316 с.№ 2. «Byzantium and Its Armies, 284—1281», Warren Treadgold,1995№ 3. Васильев А. А. История Византии. Латинское владычество на Востоке. Эпоха Никейской и Латинской империй. – Пг., 1913. – 212 с.№ 4. Горянов Б. Т. Поздневизантийский Феодализм. – М.: Сфера, 2007. – 162 с.№ 5. Егер О. Всемирная история в 4 т. Т. 2. Средние века. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во АСТ. – 608 с.: ил.№ 6. Жоффруа де Виллардуэн. Завоевание Константинополя. – М.: Слово, 1996. – 516 с.№ 7. Заборов М. А. Крестовые походы. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.№ 8. История Византии. – М.: Наука, 1997. – 366 с.№ 9. Робер де Клари. Завоевание Константинополя / М. А. Заборов. – М.: Изд-во Слово, 2002. – 312 с.№ 10 Характеристика истоков Византии. – М.: Эксмо, 2002. – 312 с.

Список использованной литературы

№ 1. Анна Комнина. Алексиада / под ред. Я. Н. Любарского. – М.: Слово, 2002. – 316 с.
№ 2. «Byzantium and Its Armies, 284—1281», Warren Treadgold,1995
№ 3. Васильев А. А. История Византии. Латинское владычество на Востоке. Эпоха Никейской и Латинской империй. – Пг., 1913. – 212 с.
№ 4. Горянов Б. Т. Поздневизантийский Феодализм. – М.: Сфера, 2007. – 162 с.
№ 5. Егер О. Всемирная история в 4 т. Т. 2. Средние века. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во АСТ. – 608 с.: ил.
№ 6. Жоффруа де Виллардуэн. Завоевание Константинополя. – М.: Слово, 1996. – 516 с.
№ 7. Заборов М. А. Крестовые походы. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
№ 8. История Византии. – М.: Наука, 1997. – 366 с.
№ 9. Робер де Клари. Завоевание Константинополя / М. А. Заборов. – М.: Изд-во Слово, 2002. – 312 с.
№ 10 Характеристика истоков Византии. – М.: Эксмо, 2002. – 312 с.

У нас вы можете заказать