Методы анализа и сопоставления затрат, объемов производства и прибыли.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономика
  • 2727 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 10.02.2011
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление


Введение
1 Экономическая сущность взаимосвязи производства, затрат и прибыли в хозяйственной деятельности предприятий
1.1 Понятие основных показателей: затраты, выручка от реализации и прибыль
1.2 Взаимосвязь затрат и прибыли в результатах производственной деятельности предприятий
2 Основныке методики анализа сопоставления «затраты – объем – прибыль»
2.1 Операционный анализ безубыточности
2.2 Методы оптимизации выручки от продаж с целью максимизации прибыли
2.3 Показатели рентабельности как оценка эффективности хозяйствования
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Рассчитывается предельный доход, предельные издержки и предельная прибыль.
Выбор определяется также получением максимальной прибыли. На рисунке 4 видно, что при реализации продукции объемом 500 единиц величина выручки совпадает с величиной издержек. Оптимальная величина объема производства находится на пересечении кривой предельных издержек и предельного дохода. Точка пересечения называется «точкой оптимального выпуска». Использование данных методов в системе планирования выручки от продаж можно определить оптимальный объем производства, который обеспечивает фирме максимальную прибыль.


Рисунок 4 – Выбор оптимального объема производства методом сопоставления предельных величин

Одним из способов выбора оптимального планируемого объема в процессе планирования выручки является определение критического объема, критической цены, ниже которых производство не имеет смысла. Операционный анализ, нахождение оптимального соотношения объемов производства, затрат и прибыли, является одним из самых распространенных и эффективных методов оптимизации объемов производства и реализации. Целесообразно в качестве критерия использовать показатель доходности изделий на основании маржинального дохода, показателей воздействия операционного и финансового рычага, запаса финансовой прочности. Получение выручки от продаж ниже критического объема принесет фирме только убытки.

2.3 Показатели рентабельности как оценка эффективности хозяйствования

Показатели рентабельности являются одними из важнейших показателей, отражающих уровень доходности производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Рентабельность характеризует эффективность работы предприятия в целом, прибыльность отдельных направлений деятельности , производственной, инвестиционной, коммерческой. Сущность всех показателей рентабельности в том, что они отражают отношение эффекта, полученного в результате хозяйственной деятельности с потребленными ресурсам. Другими словами, рентабельность основывается на соотношении полученной в результате производственной деятельности прибыли и части затрат, которые рассматриваются в данный момент
Для управления результатами предприятия используются эффективные показатели рентабельности, позволяющие определить величину прибыли, приходящуюся на отдельные составляющие части системы управления ( затраты, капитал, активы, ресурсы и т.д.). Рентабельность является относительным показателем, который характеризует доходность продаж, или активов, или затрат.
Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу оказываемых услуг, или сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля использованных и имеющихся в наличии ресурсов. Показатели рентабельности рассчитываются как отношение прибыли к объему продаж (либо к объему затрат), выраженное в процентах. Из произведенных расчетов можно заключить, что продукция фирмы является рентабельной.
Рентабельность продаж (Return on Sales – ROS) определяется отношением операционной прибыли до уплаты налогов (OI или EBIT) к объему продаж (S), выраженном в процентах. Рентабельность затрат ( Return on Cost – ROC) определяется отношением операционной прибыли до уплаты налогов (OI или EBIT) к объему затрат (С), выраженном в процентах.
Анализ результатов хозяйствования и уровень использования затрат на предприятии проводится на основании показателей рентабельности, характеризующих:
-окупаемость издержек производства (рентабельность производственной деятельности);
-рентабельность оборота ( выручки от реализации продукции).
Показатель рентабельности продаж показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля реализованной продукции, и рассчитывается по формуле (16)
R = * 100 %, (16)
Где R - рентабельность продаж, %;
П – чистая прибыль предприятия , остающаяся в распоряжении, тыс. руб. ( в качестве показателя прибыли иногда используют валовую прибыль, но более точным является показатель чистой прибыли).
Показатель рентабельности затрат показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля вложенных средств и рассчитывается по формуле (17)
R = * 100 %, (17)
где R- рентабельность затрат, %;
П – чистая прибыль предприятия , остающаяся в распоряжении, тыс. руб. ( в качестве показателя прибыли иногда используют валовую прибыль, но более точным является показатель чистой прибыли).
Аналогично рассчитывается показатель рентабельности материальных затрат, характеризующий величину прибыли, полученную с рубля стоимости затраченных материальных ресурсов. Рентабельность основных средств характеризует величину прибыли с 1 рубля стоимости основных фондов.
Рост показателей рентабельности свидетельствует о повышении эффективности производственно-хозяйственной деятельности, о снижении издержек, о более рациональном использовании ресурсов предприятия.
Постоянный контроль за состоянием предприятия с помощью расчетных показателей финансовых результатов позволяет оперативно выявлять проблемные зоны в хозяйствовании, в системе обеспечения предприятия ресурсами; своевременно принимать действенные меры по повышению эффективности хозяйствования.

Заключение

Эффективность хозяйственной деятельности предприятия в значительной мере зависит от качества управления, правильной оценки внутренних резервов повышения финансовой устойчивости предприятия.
Затраты, прибыль и выручка от продаж являются основными экономическими показателями хозяйственной деятельности предприятия. Затраты по своей сущности характеризуются расходом материальных, трудовых, финансовых, информационных и других видов ресурсов в стоимостном выражении. Выручка представляет собой совокупность денежных поступлений за определенный период времени от результатов хозяйственной деятельности организации , она является основным источником формирования его собственных финансовых ресурсов. Объем выручки от продаж зависит также от конъюнктуры рынка, от структуры продукции, от емкости рынка, от конкурентоспособности каждого вида выпускаемой продукции. прибыль является основным показателем, характеризующим результат хозяйствования.
Изменение продажной цены и переменных затрат приводит к колебаниям маржинальной прибыли и точки равновесия. Если объем продаж становится выше точки равновесия, то производство продукции способно обеспечить большую прибыль. Высокий показатель безопасности сопряжен с низким операционным риском.
Применение анализа безубюыточности, различным методом , определящих взаимосвязь объема, затрат и прибыли, способствует выявлению рензервов роста производства, нахождения критических величин и повышению эффективности хозяйствования.

Список литературы

Законодательные документы
1.Российская Федерация. Постановление Совета Министров. О порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли / изм. и доп. От 21.03. 1996 №229
2.Российская Федерация. Постановление Совета Министров. Положением о составе затрат no-производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) / изм . и доп. на 01.01.2002 №661
Учебные пособия
3.Володин, А.А. Управление финансами (Финансы предприятий): Учебник / А.А.Володин, Н.Ф.Самсонов, Л.А.Бурмистрова. – М.: Инфра-М, 2006. – 346 с.
4. Герчикова, И.Н. Менеджмент: учебное пособие / Изд. 2-е перераб. и доп. - М.: “ЮНИТИ”, 2005 . – 371 с.
5.Ковалева, А.М. Финансы фирмы: Учебник / А.М. Ковалева, М.Г. Лапуста, Л.Г. Скамай. - Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 416 с.
6.Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / под ред. проф. М.А.Вахрушиной. – М.: Вузовский учебник, 2009. - 462 с.
7.Курганская, Н.И. Планирование и анализ производственной деятельности предприятия: Учебное пособие / Н.И.Курганская, Н.В.Волкова, А.В.Вишневская. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – С 108.
8.Просветов, Г.И. Менеджмент: задачи и решения: учебно-практическое пособие / Г.И.Просветов. - М.: Альфа-Пресс, 2009. – 567 с.
9. Просветов Г.И. Прогнозирование и планирование: задачи и решения / Г.И.Просветов. - Изд. 2-е, М.: Альфа-Пресс, 2008. – 395 с.
10.Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / Г.В.Савицкая. - Изд.3-е, испр. и доп.- М.: Инфра-М, 2006.- 329с.
11. Селезнева, Н.Н. Анализ финансовой отчетности организации.: учебное пособие / Н.Н.Селезнева, А.В. Ионова. - изд.3-е, перераб. и доп.. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 584 с.
12.Экономика предприятия: учебник / Под общей ред. акад.. В.М.Семенова. – СПб.: ПИТЕР, 2005. – 383 с.
13.Экономика фирмы: Учебник / Под общей ред. Проф. Н.П.Иващенко. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 527 с.
Интернет-ресурсы
14.www - garant. - ru



Российская Федерация. Постановление Совета Министров. Положением о составе затрат no-производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) / изм . и доп. на 01.01.2002 №661

www - garant. - ru

Экономика фирмы: Учебник / Под общей ред. Проф. Н.П.Иващенко. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С.278

Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / под ред. проф. М.А.Вахрушиной. – М.: Вузовский учебник, 2009. - С.206
Там же. - С.279

Селезнева, Н.Н. Анализ финансовой отчетности организации.: учебное пособие / Н.Н.Селезнева, А.В. Ионова. - изд.3-е, перераб. и доп.. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – С.301

Селезнева, Н.Н. Анализ финансовой отчетности организации.: учебное пособие / Н.Н.Селезнева, А.В. Ионова. - изд.3-е, перераб. и доп.. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – С.283
Экономика фирмы: Учебник / Под общей ред. Проф. Н.П.Иващенко. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С.278

Паламарчук, А.С. Методические рекомендации по диагностике финансового состояния предприятия: статья // Справочник экономиста. – 2006. – №2. – с. 14 – 20

Просветов, Г.И. Менеджмент: задачи и решения: учебно-практическое пособие / Г.И.Просветов. - М.: Альфа-Пресс, 2009. – С. 332
Володин, А.А. Управление финансами (Финансы предприятий): Учебник / А.А.Володин, Н.Ф.Самсонов, Л.А.Бурмистрова. – М.: Инфра-М, 2006. – С.48.

Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / Г.В.Савицкая. - Изд.3-е, испр. и доп.- М.: Инфра-М, 2006.- С.131
Экономика предприятия: учебник / Под общей ред. акад.. В.М.Семенова. – СПб.: ПИТЕР, 2005. – С.99

Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / под ред.проф. М.А.Вахрушиной. - М.: Вузовский учебник, 2009. – С.341
Курганская, Н.И. Планирование и анализ производственной деятельности предприятия: Учебное пособие / Н.И.Курганская, Н.В.Волкова, А.В.Вишневская. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – С 108.
Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / Г.В.Савицкая. - Изд.3-е, испр. и доп.- М.: Инфра-М, 2006.- С.104












24



Кривая валовой выручки

Объем производства

Кривая валовых издержек

Оптимальный объем

500 ед

Прибыль

100 тыс.руб.

Кривая предельной выручки

Объем производства

Кривая предельных издержек

Оптимальный объем

500 ед

Усл.ед/ штук

Объем реализации

Затраты постоянные

Затраты переменные

2 4 6 8 10 12

Валовой доход

Совокупные затраты

убытки

прибыль

Точка безубыточности

Расчет стоимости единицы ресурса

Распределение стоимости по операциям, исходя из количества затрат на каждой операции

Распределение стоимости операции на бизнес-процессы

Определение себестоимости продукта

Проведение анализа себестоимости продукта, выявление слабых мест, проблемных зон

Контроль за исполнением всей последовательности операций и четкое распределение затрат согласно бизнес-процессу

Формирование цены продукта, анализ снижение затрат на изготовление и реализацию продукта

Разработка мероприятий по снижению затрат и повышению эффективности использования ресурсов.

Контроль за исполнением мероприятий по снижению затрат. Расчет эффективности внедренных мероприятий.

Список литературы

Законодательные документы
1.Российская Федерация. Постановление Совета Министров. О порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли / изм. и доп. От 21.03. 1996 №229
2.Российская Федерация. Постановление Совета Министров. Положением о составе затрат no-производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) / изм . и доп. на 01.01.2002 №661
Учебные пособия
3.Володин, А.А. Управление финансами (Финансы предприятий): Учебник / А.А.Володин, Н.Ф.Самсонов, Л.А.Бурмистрова. – М.: Инфра-М, 2006. – 346 с.
4. Герчикова, И.Н. Менеджмент: учебное пособие / Изд. 2-е перераб. и доп. - М.: “ЮНИТИ”, 2005 . – 371 с.
5.Ковалева, А.М. Финансы фирмы: Учебник / А.М. Ковалева, М.Г. Лапуста, Л.Г. Скамай. - Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 416 с.
6.Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / под ред. проф. М.А.Вахрушиной. – М.: Вузовский учебник, 2009. - 462 с.
7.Курганская, Н.И. Планирование и анализ производственной деятельности предприятия: Учебное пособие / Н.И.Курганская, Н.В.Волкова, А.В.Вишневская. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – С 108.
8.Просветов, Г.И. Менеджмент: задачи и решения: учебно-практическое пособие / Г.И.Просветов. - М.: Альфа-Пресс, 2009. – 567 с.
9. Просветов Г.И. Прогнозирование и планирование: задачи и решения / Г.И.Просветов. - Изд. 2-е, М.: Альфа-Пресс, 2008. – 395 с.
10.Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / Г.В.Савицкая. - Изд.3-е, испр. и доп.- М.: Инфра-М, 2006.- 329с.
11. Селезнева, Н.Н. Анализ финансовой отчетности организации.: учебное пособие / Н.Н.Селезнева, А.В. Ионова. - изд.3-е, перераб. и доп.. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 584 с.
12.Экономика предприятия: учебник / Под общей ред. акад.. В.М.Семенова. – СПб.: ПИТЕР, 2005. – 383 с.
13.Экономика фирмы: Учебник / Под общей ред. Проф. Н.П.Иващенко. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 527 с.
Интернет-ресурсы
14.www - garant. - ru



Вопрос-ответ:

Что такое основные показатели затраты, выручка от реализации и прибыль?

Основные показатели затраты, выручка от реализации и прибыль используются для анализа финансовой деятельности предприятий. Затраты представляют собой денежные средства, которые были использованы для производства товаров и услуг. Выручка от реализации, или выручка, это денежные средства, полученные от продажи продукции или услуг. Прибыль представляет собой разницу между выручкой и затратами, которая показывает финансовую эффективность деятельности предприятия.

Как связаны затраты и прибыль в результатах производственной деятельности предприятий?

Затраты и прибыль взаимосвязаны в результатах производственной деятельности предприятий. Затраты являются основной составляющей производства товаров или услуг, и они влияют на уровень выручки и прибыли. Чем выше затраты на производство, тем ниже может быть прибыль, если выручка не компенсирует эти затраты. Поэтому важно анализировать и сопоставлять затраты, объем производства и прибыль для оптимизации производственной деятельности и достижения финансовой эффективности.

Какие методики анализа используются для сопоставления затрат, объема и прибыли?

Для сопоставления затрат, объема и прибыли применяются различные методики анализа. Одной из них является операционный анализ безубыточности, который позволяет определить минимальный объем продаж, необходимый для покрытия затрат. Другим методом является анализ маржинального дохода, который позволяет оценить индивидуальный вклад каждого продукта в общую прибыль предприятия. Также используются методы оптимизации выручки от продажи и методы чувствительности, которые позволяют исследовать влияние изменения объема и цены продаж на прибыль предприятия.

Что такое операционный анализ безубыточности?

Операционный анализ безубыточности является методикой анализа, которая позволяет определить минимальный объем продаж, при котором предприятие не будет терпеть убытков. Для этого необходимо вычислить точку безубыточности, которая представляет собой точку, в которой выручка равна затратам. Операционный анализ безубыточности позволяет оценить финансовую стабильность предприятия и принять решения по увеличению объемов продаж или снижению затрат для достижения прибыльности.

Какова экономическая сущность взаимосвязи производства, затрат и прибыли предприятия?

Экономическая сущность взаимосвязи производства, затрат и прибыли заключается в том, что производство товаров или услуг требует определенных затрат, которые должны быть покрыты с помощью выручки от реализации. Если выручка превышает затраты, то предприятие получает прибыль. Соответственно, затраты, объем производства и прибыль тесно связаны между собой.

Какие показатели связывают затраты, выручку и прибыль?

Основными показателями, связывающими затраты, выручку и прибыль, являются: затраты, то есть средства, затраченные на производство товаров или услуг; выручка от реализации, которая представляет сумму денег, полученную предприятием за продажу своей продукции; и прибыль, которая получается как разница между выручкой и затратами.

В чем состоит основная взаимосвязь между затратами и прибылью предприятия?

Основная взаимосвязь между затратами и прибылью заключается в том, что затраты должны быть покрыты с помощью выручки от реализации, и если выручка превышает затраты, то предприятие получает прибыль. Если же выручка меньше затрат, то предприятие терпит убыток. Таким образом, уровень затрат влияет на прибыльность предприятия.

Какими методиками можно проанализировать и сопоставить затраты, объем производства и прибыль предприятия?

Для анализа и сопоставления затрат, объема производства и прибыли предприятия используются различные методики, такие как операционный анализ безубыточности и методы оптимизации выручки от продажи товаров или услуг. Операционный анализ безубыточности позволяет определить, какой объем продаж необходим предприятию для покрытия своих затрат и достижения безубыточности. Методы оптимизации выручки от продажи товаров или услуг направлены на максимизацию выручки и прибыли предприятия путем оптимизации цен, объема производства и расходов на рекламу, сбыт и пр.

Как связаны затраты, объем производства и прибыль на предприятии?

Затраты, объем производства и прибыль на предприятии взаимосвязаны. Затраты представляют собой денежные затраты на производство товаров или услуг, а объем производства определяет количество произведенных товаров или оказанных услуг. Прибыль же является результатом разницы между выручкой от реализации продукции и затратами.

Какие основные показатели связаны с затратами, выручкой и прибылью?

Основными показателями, связанными с затратами, выручкой и прибылью, являются: затраты, выручка от реализации и прибыль. Затраты представляют собой денежные затраты на производство товаров или услуг. Выручка от реализации - это денежные средства, полученные от продажи товаров или услуг. Прибыль вычисляется как разница между выручкой от реализации и затратами.

Какие методики анализа и сопоставления затрат, объемов производства и прибыли существуют?

Существует несколько методик анализа и сопоставления затрат, объемов производства и прибыли, например: операционный анализ безубыточности и методы оптимизации выручки от продажи товаров или услуг. Операционный анализ безубыточности позволяет определить объем производства, при котором предприятие не будет иметь убытков. Методы оптимизации выручки от продажи позволяют максимизировать прибыль предприятия.