Вам нужна курсовая работа?
Интересует Экономика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Экономическая роль государства.

  • 26 страниц
  • 10 источников
  • Добавлена 10.02.2011
600 руб. 1 200 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
1.Необходимость государственного регулирования экономики.
1.1Воздействие государства на развитие экономики в различные исторические периоды
1.2Причины вмешательства государства в экономическую жизнь
2.Экономические функции государства
3. Методы и средства государственного регулирования экономики
3.1 Экономические и административные методы регулирования экономики
3.2 Инструменты государственного регулирования
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Государственное регулирование предполагает использование таких методов как прогнозирования и программирования.
Прогнозирование – это научное предвидение будущего состояния экономики, направленное на решение крупномасштабных, стратегических задач.
Основой программирования является государственный бюджет и государственный сектор в сфере производства. Прежде всего, с помощью программ решаются задачи структурной перестройки, осуществления капитальных вложений, достижения экологического равновесия и др.
Экономическое программирование – система государственного регулирования экономики на основе комплекса программ, формулирующих среднесрочные и долгосрочные цели и определяющих порядок их достижения, органы, ответственные за исполнение программ, необходимые средства и порядок их финансирования. Программирование – это высшая форма государственного регулирования, предполагающая комплексное использование всех методов государственного регулирования для достижения определенных экономических целей.
Объекты программирования те же, что и в случае краткосрочного регулирования: отрасли, регионы, социальная сфера, научно-технический прогресс, занятость, темпы экономического роста, внешняя торговля и т.д.
Государственные программы могут различаться по срокам (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные) и по видам:
– целевые (программы развития какой-либо отрасли или региона, определенного направления НТП или занятости, например, программы общественных работ);
– общенациональные (стабилизации или развития экономики в целом,
например, удвоения ВНП за 10 лет);
– чрезвычайные (борьба с инфляцией, массовой безработицей, социальная защита беднейшего населения и т.п.).
Во всех странах существуют специальные государственные органы, ответственные за разработку программ, их осуществление и контроль над их выполнением.
3.2 Инструменты государственного регулирования
1. Налоговая система. Сравнительно с другими инструментами налоги являются наиболее сильными средствами воздействия на экономическое развитие. Здесь наиболее важными являются два момента. Первый момент – это объем аккумуляции денежных средств за счет налогоплательщиков и использование их для содержания государственных и правоохранительных органов, вооруженных сил, пенсионеров, инвалидов, ликвидации последствий стихийных бедствий и т. п. Второй момент – величина налоговых ставок по различным налогам. От величины налоговых ставок непосредственно зависит абсолютная величина собираемого налога и соответственно степень воздействия на темпы экономического роста. В современных условиях воздействие на экономический рост это, прежде всего, использование налоговых средств на научно-технический прогресс и, следовательно, улучшение экономических показателей выпускаемой продукции, что во многих случаях эквивалентно увеличению объема выпуска. От объема собираемых налогов во многом зависит уровень пенсионного обеспечения, качество здравоохранения, образования и т. д.
Роль налогов в экономике противоречива. С одной стороны, уменьшение налоговых ставок благотворно сказывается на темпах и качестве экономического роста, на жизненном уровне населения посредством совершенствования пенсионного обеспечения. С другой стороны, каждый налог представляет собой больший или меньший вычет из доходов предпринимателей и населения, повышение цен и, следовательно, оказывает отрицательное воздействие на экономический рост и уровень жизни населения. Так, например, безработица и деловая активность регулируются увеличением государственных расходов и снижением налогов, предоставлением налоговых льгот на новые инвестиции в период спада и повышением налогов с понижением государственных расходов в период подъема.
Экономическая политика нашего Правительства состоит в последовательном снижении налоговых ставок и ликвидации некоторых налогов, взимание которых не диктуется объективной необходимостью.
2. Кредитная система. Характерной особенностью кредита как инструмента государственного регулирования является многогранность направлений непосредственного воздействия и поистине общенациональные масштабы воздействия на экономику.
Использование кредита позволяет государству и всей денежно-кредитной системе мобилизовывать временно свободные денежные средства, и направлять их на развитие национального хозяйства, в те его области, которые могут давать наибольшую прибыль и соответственно повышать эффективность производства. В конечном счете, рациональное использование кредита имеет своим результатом повышение темпов и качества экономического роста.
Кредит может быть инструментом отношений между двумя финансовыми субъектами и что особенно важно инструментом регулирования в руках государства. Государство, используя кредит, осуществляет контроль над деятельностью финансово кредитных учреждений.
Жесткий контроль позволяет государству обеспечивать значительную экономию денежных средств. В Российской Федерации создан специальный государственный орган для этой цели, функцией которого является осуществление контроля над кредитными отношениями.
Кредитно-денежная политика в период кризиса и депрессии экономики предполагает проведение кредитной экспансии. Государство пытается оживить экономическую деятельность с помощью дополнительных кредитов. В это время проводится политика «дешевых денег», то есть снижается процентная ставка, увеличиваются кредитные ресурсы банков, что ведет к увеличению капиталовложений, росту деловой активности и снижению безработицы.
В период подъема проводятся противоположные мероприятия кредитно-денежной политики – политика «дорогих денег», уменьшение кредитных ресурсов банков.
3. Бюджет. Как один из регуляторов экономики бюджет обеспечивает государству решать следующие вопросы регулирования: распределение и перераспределение национального дохода (частично национально богатства), доходов и расходов государства.
Важно отметить, что регулирование охватывает не только доходную и расходную части бюджета в целом, но и их структуры. Финансовым источником регулирования, изменения соотношения между доходной и расходной частью бюджета выступают налоги, таможенные пошлины и другие платежи, поступаемые в бюджет в соответствии с бюджетным законодательством.
Помимо распределительной и перераспределительной функций, бюджет выполняет и контрольную функцию, сигнализируя государству о ходе и результатах регулирования. Контрольная функция позволяет государству и его органам осуществлять контроль исполнения бюджета, как по объему, так и во времени.
4. Операции на открытом рынке. В современных условиях во всех странах с развитой банковской системой в качестве регулятора денежного обращения выступает совокупность финансовых операций, получившая название «операции на открытом рынке». Воздействие на денежную массу и соответственно на функционирование экономики осуществляется посредством купли продажи государственных ценных бумаг предпринимателям и населению.



Заключение
Государство с самого своего зарождения прямо или косвенно способствовало обеспечению необходимых условий для нормального функционирования экономики. Особенно усилилось регулирующее влияние государства после второй мировой войны. В неблагоприятные для экономического развития периоды государственное регулирование экономики усиливается, а в благоприятные – в целом ослабляется.
Роль государства в экономике страны до сих пор является спорным вопросом: некоторые считают, что государство – это достаточно неповоротливый механизм, который только мешает экономике; другие считают, что без государства просто невозможно, поскольку механизмы экономики страны очень сложны.
Современная экономическая теория признает необходимость участия государства в экономических процессах.
В самом общем виде роль государства в экономике сводится к следующему.
Во-первых, государство обеспечивает разработку и исполнение хозяйственного законодательства. Создание такого законодательства делает «правила экономической игры» достаточно детальными и надежными. Это позволяет экономическим субъектам лучше планировать свою производственно-финансовую деятельность на перспективу.
Во-вторых, государство обеспечивает сохранение и поддержание условий нормальной работы рыночного механизма (поддержание конкурентной среды, демонополизация экономики, антиинфляционное регулирование).
В-третьих, государство пытается устранить или хотя бы частично компенсировать недостатки рыночного регулирования экономики. Для этого государство стремится стимулировать и финансировать НТП, обеспечить экологическую безопасность, гарантировать социальную защищенность своих граждан, сгладить структурные диспропорции. Решение этих задач расширяет потенциальные возможности использования личного и вещественного факторов для ускорения экономического роста.
Наряду с чисто властными мерами по регулированию экономики государство осуществляет предпринимательство на принадлежащей ему собственности, которое также оказывает регулирующее воздействие. Государственный сектор – это совокупность предприятий, в управлении которых ключевые посты занимают лица, выступающие от имени государства – собственника. Государственное предпринимательство нацелено, как правило, на сферы, определяющие общие условия воспроизводства или жизненно важные для экономики: инфраструктура (энергетика, транспорт, связь), жилищное строительство, коренная модернизация отдельных отраслей, структурная перестройка и индустриализация экономики отсталых районов, создание новых рабочих мест в регионах с повышенным уровнем безработицы, помощь жизненно важным отраслям экономики, особенно науко- и капиталоемким (авиакосмическая, атомная, электронная), охрана окружающей среды.
Широкие возможности государства в экономической сфере породили излишне оптимистичную оценку роли государства, переоценку его реальных возможностей. В результате в экономике многих стран мира «избыточное» государственное регулирование привело к неоправданному подрыву товарно-конкурентного механизма. Поэтому в 80-х гг. нашего века в передовых странах Запада обозначилась отчетливая тенденция к разгосударствлению экономики, к устранению избыточных экономических функций государства.






Список литературы
Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 399 с.
Душенькина Е. А. экономическая теория. – М.: Эксмо, 2008. – 160 с. 
Ефимова Е.Г. Экономика. – М.: МГИУ, 2005. – 368 с.
Исаева С.А. Роль современного государства в преодолении кризисных явлений. // Проблемы современной экономики, № 4 (32), 2009.
Итуэлл Дж. Экономическая теория. // Перевод с англ. Автономов В.С. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 931 с.
Камаев В.Д. Экономическая теория. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 592 с.
Никитин С.М. Современный капитализм: хозяйственный механизм и НТП. – M.: Наука, 1989. – с. 28
Новиков А.А. История экономических учений – М.: МИЭМП, 2010.
Новикова Е.В. Экономическая теория. Часть 2. – М.: МИЭМП, 2010.
Фрейкман Ф., Дашкеев В. Россия в 2007 году: риски замедления экономического развития на фоне сохраняющейся институциональной стагнации. // Вопросы экономики, № 4, 2008 – с. 80


Исаева С.А. Роль современного государства в преодолении кризисных явлений. // Проблемы современной экономики, № 4 (32), 2009.
Фрейкман Ф., Дашкеев В. Россия в 2007 году: риски замедления экономического развития на фоне сохраняющейся институциональной стагнации. // Вопросы экономики, № 4, 2008 – с. 80

Итуэлл Дж. Экономическая теория. // Перевод с англ. Автономов В.С. – М.: ИНФРА-М, 2004. – с.454
Новиков А.А. История экономических учений – М.: МИЭМП, 2010.

Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – с. 332
Новикова Е.В. Экономическая теория. Часть 2. – М.: МИЭМП, 2010.

Камаев В.Д. Экономическая теория. – М.: ВЛАДОС, 2003. – с. 444
Никитин С.М. Современный капитализм: хозяйственный механизм и НТП. – M.: Наука, 1989. – с. 28
Ефимова Е.Г. Экономика. – М.: МГИУ, 2005. – с. 257
Душенькина Е. А. экономическая теория. – М.: Эксмо, 2008. – с. 96
Новикова Е.В. Экономическая теория. Часть 2. – М.: МИЭМП, 2010.

Ефимова Е.Г. Экономика. – М.: МГИУ, 2005. – с. 262
Камаев В.Д. Экономическая теория. – М.: ВЛАДОС, 2003. – с. 459









5

Список литературы
1.Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 399 с.
2.Душенькина Е. А. экономическая теория. – М.: Эксмо, 2008. – 160 с.
3.Ефимова Е.Г. Экономика. – М.: МГИУ, 2005. – 368 с.
4.Исаева С.А. Роль современного государства в преодолении кризисных явлений. // Проблемы современной экономики, № 4 (32), 2009.
5.Итуэлл Дж. Экономическая теория. // Перевод с англ. Автономов В.С. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 931 с.
6.Камаев В.Д. Экономическая теория. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 592 с.
7.Никитин С.М. Современный капитализм: хозяйственный механизм и НТП. – M.: Наука, 1989. – с. 28
8.Новиков А.А. История экономических учений – М.: МИЭМП, 2010.
9.Новикова Е.В. Экономическая теория. Часть 2. – М.: МИЭМП, 2010.
10.Фрейкман Ф., Дашкеев В. Россия в 2007 году: риски замедления экономического развития на фоне сохраняющейся институциональной стагнации. // Вопросы экономики, № 4, 2008 – с. 80


министерство образования российской федерации

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра великого

Инженерно-экономический институт

Кафедра "Мировая экономика и промышленная политика региона"

КУРСЫ

По дисциплине Экономика общественного сектора

Тема: Роль государства в экономике России

выполнил студент гр. Ч 33708/22 ___________ Красавина Е. О.

Глава k. e. н., доцент ________________ Тесля A. b.

Санкт-Петербург

2015

Содержание < / ul>

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические подходы к изучению роли государства в рыночной экономике
  • < / ul>
  • 1.1 Понятие государственного регулирования рыночной экономики
  • 1.2 Функции государства в рыночной экономике. Формы и методы государственного регулирования рыночной экономики
  • 1.3 Необходимость и пределы вмешательства государства в экономику, с позиций обеспечения социальной справедливости
  • Глава 2. Анализ эффективности вмешательства российского государства в экономику с позиций обеспечения социальной справедливости
  • < / ul>
  • 2.1 Анализ эффективности государственного регулирования экономики в России
  • 2.2 вмешательство государства в экономику России и уровень доходов населения
  • 2.3 Роль государства в преодолении инфляции и недопущение роста безработицы
  • Глава 3. Пути оптимизации влияния России на экономику страны в условиях кризиса
  • < / ul>
  • 3.1 Проблемы экономической политики России
  • 3.2 Ключевые функции Российского государства в экономику в условиях кризиса
  • Вывод
  • Список использованных источников и литературы
  • Введение
  • За исключением, вероятно, анархисты, представители любого философского течения справедливо разрешает современном государстве роль лидера в урегулировании любых социально-экономических. И это не случайно, поскольку государство имеет обширный аппарат государственного принуждения, финансового аудита основных, мощный аппарат управления. Распространение суверенитета на всей территории, государство может и должно активно влиять на все процессы и явления.

    Узнать стоимость работы