Вам нужен реферат?
Интересует Экономика?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Занятость и безработица в условиях рыночной экономики. Причины и формы безработицы.

  • 29 страниц
  • 24 источника
  • Добавлена 19.11.2010
700 руб. 1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Проблемы безработицы в рыночной экономике
1.1. Понятие и показатели безработицы
1.2. Виды безработицы. Естественный уровень безработицы
1.3. Последствия безработицы
2. Проблемы безработицы и пути их решения в России
2.1. Общая характеристика социально-экономической ситуации
2.2. Анализ занятости населения в России
2.3. Регулирование занятости населения
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Далее следуют Дальневосточный (5,3 %) и Сибирский (5,2%) федеральные округа при показателях 4,5 % в среднем по Российской Федерации.
При этом по всем федеральным округам в I полугодии 2010 года произошло снижение доли граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, в общей численности экономически активного населения в сравнении с аналогичным периодом 2009 года.
Министерство здравоохранения и социального развития направило в правительство предложения по поддержке программ занятости населения в будущем году. Предполагается, что из федерального бюджета будет выделено 27 миллиардов рублей.
Об этом сообщили на выездном совещании по мониторингу ситуации на рынке труда, которое провел вице-премьер Александр Жуков летом 2010 г.
Пик роста безработицы в этом году был зафиксирован в феврале - 2 миллиона 286 тысяч безработных. После чего ее уровень начал снижаться. Уже к концу года, по прогнозам экспертов, некоторые регионы смогут выйти на докризисный уровень положения на рынке труда.
По мнению специалистов, все это подтверждает, что в будущем году необходимо изменить акценты в программе по поддержке занятости населения. Будет не только уменьшен более чем на треть объем средств (в нынешнем году на эти цели выделялось 40 миллиардов рублей), но и изменены приоритеты. Например, сокращена программа по созданию временных рабочих мест. Предполагается, что изменения произойдут и в программах опережающего обучения: средства будут выделяться только в тех случаях, когда на предприятии будут создаваться новые рабочие места в результате реконструкции производства, внедрения новых технологий. Помимо этого средства будут выделяться на стажировку выпускников учебных заведений, на высвобождение женщин, занятых тяжелым трудом, и на трудоустройство инвалидов. «Практически мы переходим от программы антикризисных мер к выработке новых инструментов поддержки занятости населения», - подчеркнул заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ Максим Якимов [24, с. 9].
Государственная поддержка программ занятости населения будет сохранена в моногородах, почти половина из которых находится на территории Приволжского федерального округа. Однако чтобы ситуация там изменилась, требуются грамотные экономические решения. В нынешних условиях особенно возрастает спрос за эффективность расходования средств с представителей местной власти. Пока получается так, что в некоторых регионах деньги на поддержку занятости населения «успешно» осваиваются, однако уровень безработицы даже вырос в сравнении с прошлым годом, в отличие от ситуации во всей стране. А представители Роструда выразили обеспокоенность тем, что средства, направленные в регионы, порой тратятся на содержание самих служб занятости. Только в регионах Приволжского федерального округа общая сумма таких расходов составила 600 миллионов рублей.
Кроме того, государство безработным, открывающим собственное дело, решили добавить денег на создание дополнительных рабочих мест. Если сегодня начинающим бизнесменам выдаются подъемные 58,8 тысячи рублей, то теперь они смогут получить еще столько же, если возьмут на работу человека, стоящего на учете в службе занятости.
Такая возможность предусмотрена в проекте постановления правительства по снижению напряженности на рынке труда в регионах. С начала года свое дело при помощи служб занятости открыли вдвое больше россиян, чем предполагалось изначально, - порядка 120 тысяч против ожидаемых 52 тысяч. В той же Тамбовской области за дело взялись 1325 человек, преимущественно жители сельской местности. Люди открыли парикмахерские, маникюрные салоны, многие начали разводить скот и птицу. Бизнес-инкубатор, созданный краевой администрацией, помогает людям обучиться новому делу, познать тонкости ведения бизнеса, составить бизнес-план. А на особо интересные проекты выдает дополнительные гранты - по 200 тысяч рублей.
Этот опыт рекомендуют взять на заметку и другим регионам, где подобные структуры отсутствуют. И сотрудников служб занятости просят сопровождать бывших безработных, открывших дело, помогать им при возникновении трудностей или административных барьеров. И уж ни в коем случае не задерживать выплаты.
Кроме того, в проекте постановления предусмотрено выплачивать по 30 тысяч рублей работодателям, принимающим на работу людей с ограниченными возможностями и оборудующим для них специальные рабочие места. И это не единственные изменения в антикризисных программах занятости на следующий год. В документе предусмотрено еще несколько новых пунктов. Так, предполагается установить надбавки к зарплате наставникам, которые будут работать с молодыми специалистами, пришедшими на предприятие по направлению службы занятости по программе «Стажировка». Сумма доплаты небольшая - половина от минимального уровня оплаты труда. Но до последнего времени эта позиция вообще государством никак не оплачивалась. И это первая попытка за последние два десятилетия стимулировать опытных специалистов работать с молодыми кадрами.
Что касается таких программ занятости, как общественные работы, опережающее профессиональное обучение, содействие переезду в другую местность, они в следующем году останутся без изменений.
Руководители некоторых служб регионов выразили опасение, что число официальных безработных может подрасти - в следующем году у службы должна появиться возможность проникать даже в самые отдаленные уголки России, где, безусловно, есть пока еще не учтенные безработные. К окончанию первого полугодия 2010 года для каждого центра занятости страны (а их всего 2200) приобретен автомобиль - можно сказать, центр занятости на колесах, оснащенный по последнему слову техники. В нем есть компьютеры с базами данных вакансий района, региона и страны, полностью автоматизированные рабочие места специалиста [24, с.9].
Мобильный центр регулярно выезжает в отдаленные села и там оказывает местным жителям все услуги службы - регистрацию безработных, поиск вакансий, направление на обучение и так далее. Одна такая машина обошлась федеральному бюджету в 1,3 миллиона рублей. Кстати, по аналогичному мобильному центру будет закуплено и для каждой государственной инспекции труда в 2011 году.
Правительство уверено, что вывод безработных из тени не повлияет на численность безработных.
Кроме того, Правительство особое внимание обращает на другую тему - это выпускники учебных заведений. Сейчас Роструд ведет за ними особое наблюдение. Ведомство фиксирует, выпускники каких конкретно учебных заведений и по каким специальностям становятся клиентами служб занятости. В первом квартале следующего года Роструд и Рособрнадзор подведут итоги этого исследования, после чего будут думать, как поступить с учебными заведениями, поставляющими на рынок труда безработных.


Заключение
Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников оказывалось в соответствии с Законом о занятости и требованиями Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 3 июля 2006 года № 513.
В I полугодии 2010 года 55,2 % граждан, обратившихся в органы службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, были признаны безработными. Наименьший уровень признания граждан, ищущих работу, безработными отмечался в Южном (44,5 %) и Северо-Западном (44,6 %) федеральных округах; наибольший - в Северо-Кавказском федеральном округе (82,5 %).
Следует отметить существенные различия между субъектами Российской Федерации по этому показателю. Так, в г. Санкт-Петербурге только 15,7 % граждан, обратившихся в органы службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, признавались безработными, тогда как в Республике Ингушетия - 97,5 %, в Чеченской Республике – 94,4 %. В 11 регионах значение данного показателя не превышало 44,0 %, а в 10 регионах составляло более 70,0 %. Столь существенные различия во-многом обусловлены особенностями ситуации на рынке труда субъектов Российской Федерации.
Однако нельзя не отметить, что это один из показателей, характеризующих эффективность деятельности органов службы занятости населения по трудоустройству граждан, обращающихся за содействием в поиске подходящей работы.
Анализ структуры безработных граждан, состоящих на учете в 2010 г., показал существенное увеличение жителей монопрофильных городов (более чем в полтора раза) и граждан, уволенных с военной службы (на 28,1 %) в сравнении со структурой в 2009 г.
В образовательной структуре безработных наблюдается рост доли граждан, имеющих высшее профессиональное образование, при снижении доли безработных граждан, имеющих среднее и начальное профессиональное образование и не имеющих профессиональной подготовки.
В I полугодии 2010 года при содействии органов службы занятости населения 2 048,5 тыс. граждан нашли работу (доходное занятие), что составило 60,4 % от численности граждан, обратившихся в органы службы занятости населения в целях содействия в поиске подходящей работы (в I полугодии 2009 года – 49,1 %). Наиболее высокий уровень трудоустройства граждан, ищущих работу, в I полугодии 2010 года отмечался в Приволжском федеральном округе (67,1 %). Самые низкие показатели трудоустройства - в Северо-Кавказском федеральном округе (45,3 %).
В настоящее время Правительство планирует направить на профподготовку, повышение квалификации 173 тыс. человек. Временные рабочие места получат 982 тыс. человек. Для этого регионы получат субвенции. Активно работает общероссийский Интернет-ресурс, в котором собраны все вакансии, имеющиеся в распоряжении Роструда. Кстати, для тех, кто готов ради работы переехать в другое место, государство также обещает дополнительную денежную поддержку. Причем впервые кроме «подъемных» человек сможет получить деньги для временной аренды жилья на новом месте. Всего в программе «трудового переселения» могут поучаствовать 15 тыс. человек.
Второе направление - социальная защита безработных. Социальная политика дает реальный результат, если строится на основе реальных возможностей экономики и исключает ускорение инфляции и повышение институциональной безработицы.
Список использованной литературы

Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. - М.: Дело и Сервис, 2009.
Бреев Б.Д. Безработица в современной России. - М.: Наука, 2008.
Бродский Б.Е. Лекции по макроэкономике переходного периода. - М.: ГУ ВШЭ, 2008.
Бункина М.К., Семенов А.М. Макроэкономика. - М.: Дело и Сервис, 2008.
Варшавская, Е.Я. Непостоянная занятость: российский вариант / Е.Я. Варшавская // Трудовое право. - 2008.- № 7.
Гонтмахер, Е. Подмастерья: почему на российском рынке труда не хватает квалифицированных рабочих / Е.Гонтмахер // Российская газета. - 2009. - № 99. –
Зенирова, А. Как уволить и не убить / А. Зенирова // Kadrovik.ru. - 2009. - № 6.
Косульникова, М. Социальная поддержка безработных граждан / М.Косульникова // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. - 2009.- № 4.
Разумов, А., Новик, Е. Политика занятости и доходов населения в условиях финансово-экономического кризиса / А. Разумов, Е. Новик // Человек и труд.- 2010.- № 4.
Фетисов, Г. Г. Региональная экономика и управление : учебник для студ. вузов / Г. Г. Фетисов и В. П. Орешин ; под ред. Т.И. Никитина . - М. : Инфра-М, 2008.
Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. - СПб.: Питер, 2008.
Генкин Б.М. Экономика и социология труда. - М.: НОРМА, 2007.
Корнейчук Б.В. Экономика труда. - М.: Гардарики, 2007.
Мазин А.Л. Экономика труда. - М.: ЮНИТИ, 2007.
Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику: Учебное пособие. - М.: ГУ ВШЭ, 2008.
Мумладзе Р.Г., Гужина Г.Н. Экономика и социология труда: Учебник. - М.: КноРус, 2007.
Мэнкью Н.Г. Принципы макроэкономики / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2006.
Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Лунева Н.К. Рынок труда. Практическая макроэкономика труда. - М.: Альфа-Пресс, 2007.
Остапенко Ю.М. Экономика труда. - М.: ИНФРА-М, 2007.
Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица. - М.: Изд-во МГУ, 2010.
Плакся Т.И. Безработица: теория и современная практика (социально-экономический аспект). - М.: РАГС, 2009.
Рофе А.И. Труд: теория, экономика, организация. - М.: МИК, 2009.
Труд и занятость в России 2009. - М.: Статистика России, 2010.
Якимов М. Занятость населения // Российская газет, 2010. № 26. – с. 5




29

Список использованной литературы

1.Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. - М.: Дело и Сервис, 2009.
2.Бреев Б.Д. Безработица в современной России. - М.: Наука, 2008.
3.Бродский Б.Е. Лекции по макроэкономике переходного периода. - М.: ГУ ВШЭ, 2008.
4.Бункина М.К., Семенов А.М. Макроэкономика. - М.: Дело и Сервис, 2008.
5.Варшавская, Е.Я. Непостоянная занятость: российский вариант / Е.Я. Варшавская // Трудовое право. - 2008.- № 7.
6.Гонтмахер, Е. Подмастерья: почему на российском рынке труда не хватает квалифицированных рабочих / Е.Гонтмахер // Российская газета. - 2009. - № 99. –
7.Зенирова, А. Как уволить и не убить / А. Зенирова // Kadrovik.ru. - 2009. - № 6.
8.Косульникова, М. Социальная поддержка безработных граждан / М.Косульникова // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. - 2009.- № 4.
9.Разумов, А., Новик, Е. Политика занятости и доходов населения в условиях финансово-экономического кризиса / А. Разумов, Е. Новик // Человек и труд.- 2010.- № 4.
10.Фетисов, Г. Г. Региональная экономика и управление : учебник для студ. вузов / Г. Г. Фетисов и В. П. Орешин ; под ред. Т.И. Никитина . - М. : Инфра-М, 2008.
11.Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. - СПб.: Питер, 2008.
12.Генкин Б.М. Экономика и социология труда. - М.: НОРМА, 2007.
13.Корнейчук Б.В. Экономика труда. - М.: Гардарики, 2007.
14.Мазин А.Л. Экономика труда. - М.: ЮНИТИ, 2007.
15.Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику: Учебное пособие. - М.: ГУ ВШЭ, 2008.
16.Мумладзе Р.Г., Гужина Г.Н. Экономика и социология труда: Учебник. - М.: КноРус, 2007.
17.Мэнкью Н.Г. Принципы макроэкономики / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2006.
18.Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Лунева Н.К. Рынок труда. Практическая макроэкономика труда. - М.: Альфа-Пресс, 2007.
19.Остапенко Ю.М. Экономика труда. - М.: ИНФРА-М, 2007.
20.Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица. - М.: Изд-во МГУ, 2010.
21.Плакся Т.И. Безработица: теория и современная практика (социально-эконо¬мический аспект). - М.: РАГС, 2009.
22.Рофе А.И. Труд: теория, экономика, организация. - М.: МИК, 2009.
23.Труд и занятость в России 2009. - М.: Статистика России, 2010.
24.Якимов М. Занятость населения // Российская газет, 2010. № 26. – с. 5

Калининградский Государственный Технический Университет

диссертация по дисциплине

"Причины и виды безработицы в условиях рыночной экономики ".

"Экономическая теория"

Калининград 2007,

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Понятие безработицы, виды и причины появления

    1.1 Сущность, понятие безработицы, подходы

    1.2 Взгляды экономических школ на безработицу

    1.3 Причины безработицы

    1.4 Виды безработицы и их специфика

    Глава 2. Последствия безработицы и влияние на нее инфляции

    2.1 Экономические последствия безработицы

    2.2 Социальные последствия безработицы

    2.3 Взаимосвязь безработицы и инфляции

    Глава 3. Проблема безработицы в России и пути ее решения. Государственная политика в отношении занятости

    3.1 Особенности государственной политики занятости и пути решения проблем безработицы

    3.2 Создание более модели рынка труда

    3.3 Новая государственная программа снижения безработицы.

    библиография

    Введение

    Одним из социально-экономических проблем современного этапа развития российского общества является проблема безработицы. Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах его главной производительной силы, существенное сокращение потенциального валового внутреннего продукта и национального дохода страны, значительные производительные расходы государств на выплату пособий по безработице, переквалификацию безработных и их работа. Один урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им реализовать творческие потенциалы, чтобы положить свои навыки в этом роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя и, самое главное, резко ухудшая финансовое положение семей безработных, способствуя росту заболеваемости и преступности, обостряя социальную напряженность в обществе. Таким образом, показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки его эффективности. В силу этого проблема безработицы в российской Федерации в условиях перехода к рыночной экономике приобретает исключительную актуальность. Эта проблема требует глубоких научных исследований, всестороннем теоретическом анализе и выработке на этой основе практических рекомендаций, которые могут быть использованы для разработки и реализации эффективной экономической и социальной политики, направленной на обеспечение занятости трудоспособного населения страны, снижение безработицы до минимального, социально допустимого уровня. Поэтому изучение и анализ проблемы безработицы и путей ее преодоления, выявление возможностей повышения уровня занятости на рынке труда России и является целью данной работы.

    Узнать стоимость работы