Вам нужен реферат?
Интересует Культура?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Дворцово-парковые ансамбли СПб как выражение культурного сознания эпохи.

  • 22 страницы
  • 13 источников
  • Добавлена 09.12.2010
700 руб. 1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Дворцово-парковые ансамбли Санкт-Петербурга как выражение культурного сознания эпохи
Содержание
Введение
Глава 1. Дворцово-парковые ансамбли Санкт Петербурга
Дворцово-парковые ансамбли 18 века. Петергоф, Стрельна, Царское село
Дворцово-парковые ансамбли конца 18 и 19 века. Павловск, Гатчина.
Дворцово-парковые ансамбли Санкт-Петербурга
Глава 2. Как дворцово-парковые ансамбли выражают культурное сознание эпохи
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Строительство города Санкт-Петербурга началось после победы в Северной войне, Россия получила выход к морю и страна собиралась полностью измениться. Для строительства нового города были приглашены мастера из Европы. Это надо иметь в виду, чтобы лучше понять, почему город был построен таким, каким мы его видим сейчас. Россия становилась европейским государством и очевидно, в новом городе проявился и русский характер, и очевидно влияние европейской культуры.
В первой главе мы описали самые яркие из сохранившихся дворцово-парковых ансамблей Санкт-Петербурга. Они строились и перестраивались согласно принятым тогда художественным стилям. Но дворцово-парковые ансамбли Санкт-Петербурга можно рассмотреть и как проявление художественного сознания эпох.
18 век был знаменателен для России заметными переменами не только в изменении статуса государства, повышении его роли среди других государств. Петр I выиграл Северную войну, затем Россия победила в войне с Турцией. Теснейшим образом с историей развития государства связано развитие архитектурного стиля, а архитектура любого времени, любой эпохи выполняет несколько функций – функциональную, эстетическую и конструктивную. При этом функциональные задачи дворцов соответствует утилитарным и культурным потребностям тех, для кого строились дворцы. Строительство тех или иных сооружений всегда соответствует устройству страны, ее политическому и общественному укладу, идеологическим требованиям. Ведь именно устройством страны определяются бытовые условия, традиции проживающего в стране народа. Это хорошо видно на примерах из истории Рима. В Древнем Риме здания административно-судебного назначения в виде базилик, строили бани-термы, но со временем в них отпала необходимость. Стали строить монументальные дворцы, монастыри, замки, а базилики постепенно разрушались, материал, из которого они были построены, шел на строительство сооружений больше соответствующих изменяющемуся времени. Затем стали строить здания, которые стали удовлетворять все большее количество римлян, они становились комфортнее, но также становились памятниками архитектуры [9-13].
В дворцово-парковых ансамблях Санкт-Петербурга проявилось художественное сознание прошедших трех столетий. Они являются памятниками архитектуры, которые позволяют нам видеть, как изменялись художественные взгляды, наблюдать новые достижения в области искусства. В дворцово-парковых ансамблях также видно как изменялось отношение к русскому искусству, какое влияние оказывала Франция, Голландия, Германия на сложившееся к 18 столетию русское искусство.
Архитектура связана с историей развития общества и в памятниках архитектуры отражается история цивилизации. Но архитектурные сооружения имеют художественную ценность, которая определяется решением внутреннего и внешнего облика. Для дворцово-парковых ансамблей важно, что ценность их определяется архитектурным сооружением и парком, который окружает дворец.
Дворцово-парковые ансамбли, дошедшие до наших дней, заметно отличаются от того, какими они были при разных владельцах. Связано это и с именем владельца и с устоями, вкусами и нравами, соответствующего времени. Так Дворец в Царском селе при жизни Елизаветы Петровны [Бен] был практически интимной, но очень роскошной резиденцией царицы.
При Екатерине II Царское Село изменилось. Это стал ансамбль в стиле русского классицизма с пейзажными парками. Из лирики Пушкина Лицейские сады предстают как пейзажные парки, которые специалисты [10,4] относят архитектурно-голландскому типу парков, и связано это видимо с тем, что для лицеистов доступен был Голландским садом и отдаленными пейзажными парками.
Лицейские стихи Пушкина являются очень важными источниками для понимания той эпохи. Стихи Пушкина проникнуты духом свободы и свободной природы:
Я редко пел, но весело, друзья!
Моя душа свободно разливалась,
О Царскосельский сад, тебя ль забуду я?
Твоей красой волшебной оживлялась
Проказница фантазия моя …
Вслед за Пушкиным мы тоже воспринимаем ансамбли Царского Села как мир свободы, беззаботности, дружбы и любви, а также как мир уединенного чтения, размышления.
В книге Д.С. Лихачева «Поэзия садов» показано, что парки нельзя рассматривать только как памятники «зеленой архитектуры» [9], что часто наблюдается при реставрации парков Санкт-Петербурга. Анализируя садово-парковое искусство российских городов, Лихачев показывает, что парки нельзя рассматривать только как садово-парковые композиции, которые делятся на две группы. Первые построены по принципу геометрических соответствий и вторые, представляющие композиции, имеющие в своей основе подчинение пейзажам.
Для осознания эпохи через дворцы и парки Санкт-Петербурга обязательно надо говорить о лицейской лирике Пушкина, о его Евгении Онегине. Лицей, в котором учился величайший русский поэт, был учрежден с такими понятиями как учебные заведения садами Аристотеля и Платона. Новое учебное заведение для юношей Лицей ассоциировался тогда с понятием о колоннадах, ротондах афинских садов, в которых греческие философы беседовали со своими учителями.
Лицей располагался в Царском селе, вокруг лицея было несколько садов. Важно, что сады царского села относят к садам голландского барочного типа. Сад был полон фруктовых деревьев, что вполне соответствовало духу простых удовольствий посетителей и владельцев парков. По описанию А. Бенуа [10] в Екатерининском парке было около 1000 яблонь, вишен 270, 5 грушевых деревьев и 80 кустов смородины. И еще одно важное замечание, которое позволяет осознать эпоху, в Царском Селе мылись с помощью мыла, дорожки выравнивались после каждого дождя.

Заключение

Архитектурный ансамбль Петербурга, его дворцы и парки были спроектированы и построены преимущественно западными архитекторами и скульпторами в соответствии с лучшими образцами европейской культуры. В эпоху каждого из правящих императоров Санкт-Петербург обогатился ансамблями, носящими значительный отпечаток личности царствующих особ, в результате чего было создано уникальное архитектурное пространство, которое сейчас рассматривается как символ именно русской культуры.
В 18 веке в России был расцвет садово-паркового искусства, и были созданы замечательные дворцово-парковые ансамбли в Петербурге и его пригородах в стиле барокко с правильной геометрией дорожек, площадок, с фонтанами и статуями. Им соответствовали и архитектурные сооружения. Стиль, в котором построены ансамбли, называют иногда французским стилем. Во второй половине 18 века изменилась мода, вкусы и дворцы и парки перестраивались в новом пейзажном стиле. происходили изменения в Но это очень упрощенный подход. Ведь смена стилей происходит медленно, она подготавливается всеми событиями в стране. Петровская эпоха была переходной от допетровского периода России, в это время произошли глобальные перемены в русском обществе.
Затем во второй половине 18 века не происходит серьезных изменений в положении России, в ее развитии. Заложенные Петром I дворцово-парковые ансамбли изменяются частично, они перестраиваются, расширяются, изменяют стили украшения внутренних помещений, становятся более ухоженными территории всего города Петербурга. А парки увеличивают территории, и происходит изменение паркового стиля, регулярные парки плавно превращаются в романтические пейзажные, безархитектурные парки. При Павле снова создаются новые дворцы и архитектурные парки.
Все изменения, произошедшие с дворцово-парковыми ансамблями Санкт-Петербурга. показывают изменение самих людей. Ансамбли из закрытых сооружений становятся доступными все большему числу людей.
В данной работе мы рассмотрели только часть ансамблей, но по которой можно было увидеть как на примере изменений в архитектуре и организации парков отражаются изменения в осознании эпохи.




Список использованной литературы
1. Три века Санкт-Петербурга: Энцикл.: В 3 т. СПб.; М., 2003
2. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энцикл. справ. Л.Н. Белова, Г.Н. Булдаков, А.Я. Дегтярев и др. М., 1992. 687 с.
3. Глезеров С.Е. Исторические районы Санкт-Петербурга. СПб.-2004. -206 с..
4. Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. Науч. ред. И. А. Бартенев. Л., 1983. 615 с.
5. Зеленова А.И.  Дворец в Павловске. Л., 1986. -95 с.
6. Герасимов В.В.  Большой дворец в Стрельне – без четверти три столетия. СПб. 1997.- 176 с.: ил.
7. Голдовский Г.Н., Знаменов В.В.  Дворец Монплезир в Нижнем парке Петродворца. Л., 1981.- 88 с.
8. Михайлов Г.В.  Зимние дворцы Петра I: Архитектура и худож. убранство. События и люди. СПб., 2002.- 223 с.
9. Лихачев Д.С.  Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. М., 1998.-367 с.
10. Бенуа А.Н. Мои воспоминания. М.: Директ-Медиа, 2007.-1262 с.
11. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб. 1994.- 652 с.
12. Антонов Б. И. Императорские дворцы в Санкт-Петербурге. — СПб: Глагол, 2004.
13. Доброхотов А. Л., Калинкин А. Т. Культурология: учебное пособие. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА — М, 2010. — 480 с.













2

Список использованной литературы
1. Три века Санкт-Петербурга: Энцикл.: В 3 т. СПб.; М., 2003
2. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энцикл. справ. Л.Н. Белова, Г.Н. Булдаков, А.Я. Дегтярев и др. М., 1992. 687 с.
3. Глезеров С.Е. Исторические районы Санкт-Петербурга. СПб.-2004. -206 с..
4. Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. Науч. ред. И. А. Бартенев. Л., 1983. 615 с.
5. Зеленова А.И. Дворец в Павловске. Л., 1986. -95 с.
6. Герасимов В.В. Большой дворец в Стрельне – без четверти три столетия. СПб. 1997.- 176 с.: ил.
7. Голдовский Г.Н., Знаменов В.В. Дворец Монплезир в Нижнем парке Петродворца. Л., 1981.- 88 с.
8. Михайлов Г.В. Зимние дворцы Петра I: Архитектура и худож. убранство. События и люди. СПб., 2002.- 223 с.
9. Лихачев Д.С. Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. М., 1998.-367 с.
10. Бенуа А.Н. Мои воспоминания. М.: Директ-Медиа, 2007.-1262 с.
11. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб. 1994.- 652 с.
12. Антонов Б. И. Императорские дворцы в Санкт-Петербурге. — СПб: Глагол, 2004.
13. Доброхотов А. Л., Калинкин А. Т. Культурология: учебное пособие. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА — М, 2010. — 480 с.


Дворец-парках, архитектурных ансамблей и культурно-исторической в качестве туристического потенциала

ВВЕДЕНИЕ

Одной из наиболее важных задач современного белорусского общества является сохранение культурного наследия. По его словам Э. А. Баллера, культурное наследие является «целом, доставшихся человечеству от прошлых эпох культурных ценностей, критически осваиваемых, развиваемых и используемых в контексте конкретно-исторических задач современности, в соответствии с объективные критерии прогресса». На которые приходится самая высокая человеческая ценность, богатство нации, памятники истории и культуры выступают как важный фактор интеграции общества, развития самосознания и исторической памяти народа. Особое место в структуре историко-культурного наследия занимают дворцово-парковые ансамбли, являются, с одной стороны, глубокое отражение идей и представлений своей эпохи, а с другой стороны - вневременными символами государства и власти. Однако, несмотря на большую историко-культурную ценность дворцов Беларуси до сих пор не были объектом комплексного исследования. Потеряли свои первоначальные функции и назначение, были превращены в музеи или преобразованы под нужды различных организаций, они были изучены, в основном, историками, искусствоведами и реставраторами. Рассмотрение дворцово-парк ансамблей ограничивается анализом конкретных памятников, без учета общих закономерностей их развития и функционирования.

он Сам культурно-исторический термин «дворец» изначально несет в себе определенную смысловую двойственность. С одной стороны, начиная с момента зарождения государственности, княжеские дворцы (дворцово-парковые ансамбли) были символом власти страны, служил неотъемлемым атрибутом внутренней, так и внешней политики государства.[16,p.11] в то Же время, они продолжали выполнять чисто утилитарные функции, оставаясь жилых помещений.

Строительство дворцов были вовлечены лучшие архитекторы эпохи, для оформления их интерьера заказать специальные вещи, постепенно создали великолепные коллекции прикладного и изобразительного искусства, открытого дворца музеев. Здания постоянно выполняли особую художественно-эстетическую функцию, являясь образцом для общегражданского строительства.

Дворцово-парковые ансамбли в Беларуси в настоящее время, являются памятниками истории и культуры. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 13 ноября 1992 года, № 1940-XII «По охране историко-культурного наследия» «памятники истории и культуры называют сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и художественного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность». Классификации, указанных в Законе, памятники классифицируются на различные виды: памятники истории, археологии, градостроительства и архитектуры, искусства, документальные фильмы и другие. Дворцово-парковые ансамбли относятся к памятникам архитектуры, как, архитектурные ансамбли и связанные с ними произведения садово-паркового искусства, но к ним применяются понятия «памятники истории», «памятники искусства». Если обобщить эти понятия, то можно определить, дворцово-парковые ансамбли памятников истории и культуры.[29]

Узнать стоимость работы