Дворцово-парковые ансамбли СПб как выражение культурного сознания эпохи.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Культурология
  • 2222 страницы
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 09.12.2010
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Дворцово-парковые ансамбли Санкт-Петербурга как выражение культурного сознания эпохи
Содержание
Введение
Глава 1. Дворцово-парковые ансамбли Санкт Петербурга
Дворцово-парковые ансамбли 18 века. Петергоф, Стрельна, Царское село
Дворцово-парковые ансамбли конца 18 и 19 века. Павловск, Гатчина.
Дворцово-парковые ансамбли Санкт-Петербурга
Глава 2. Как дворцово-парковые ансамбли выражают культурное сознание эпохи
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Строительство города Санкт-Петербурга началось после победы в Северной войне, Россия получила выход к морю и страна собиралась полностью измениться. Для строительства нового города были приглашены мастера из Европы. Это надо иметь в виду, чтобы лучше понять, почему город был построен таким, каким мы его видим сейчас. Россия становилась европейским государством и очевидно, в новом городе проявился и русский характер, и очевидно влияние европейской культуры.
В первой главе мы описали самые яркие из сохранившихся дворцово-парковых ансамблей Санкт-Петербурга. Они строились и перестраивались согласно принятым тогда художественным стилям. Но дворцово-парковые ансамбли Санкт-Петербурга можно рассмотреть и как проявление художественного сознания эпох.
18 век был знаменателен для России заметными переменами не только в изменении статуса государства, повышении его роли среди других государств. Петр I выиграл Северную войну, затем Россия победила в войне с Турцией. Теснейшим образом с историей развития государства связано развитие архитектурного стиля, а архитектура любого времени, любой эпохи выполняет несколько функций – функциональную, эстетическую и конструктивную. При этом функциональные задачи дворцов соответствует утилитарным и культурным потребностям тех, для кого строились дворцы. Строительство тех или иных сооружений всегда соответствует устройству страны, ее политическому и общественному укладу, идеологическим требованиям. Ведь именно устройством страны определяются бытовые условия, традиции проживающего в стране народа. Это хорошо видно на примерах из истории Рима. В Древнем Риме здания административно-судебного назначения в виде базилик, строили бани-термы, но со временем в них отпала необходимость. Стали строить монументальные дворцы, монастыри, замки, а базилики постепенно разрушались, материал, из которого они были построены, шел на строительство сооружений больше соответствующих изменяющемуся времени. Затем стали строить здания, которые стали удовлетворять все большее количество римлян, они становились комфортнее, но также становились памятниками архитектуры [9-13].
В дворцово-парковых ансамблях Санкт-Петербурга проявилось художественное сознание прошедших трех столетий. Они являются памятниками архитектуры, которые позволяют нам видеть, как изменялись художественные взгляды, наблюдать новые достижения в области искусства. В дворцово-парковых ансамблях также видно как изменялось отношение к русскому искусству, какое влияние оказывала Франция, Голландия, Германия на сложившееся к 18 столетию русское искусство.
Архитектура связана с историей развития общества и в памятниках архитектуры отражается история цивилизации. Но архитектурные сооружения имеют художественную ценность, которая определяется решением внутреннего и внешнего облика. Для дворцово-парковых ансамблей важно, что ценность их определяется архитектурным сооружением и парком, который окружает дворец.
Дворцово-парковые ансамбли, дошедшие до наших дней, заметно отличаются от того, какими они были при разных владельцах. Связано это и с именем владельца и с устоями, вкусами и нравами, соответствующего времени. Так Дворец в Царском селе при жизни Елизаветы Петровны [Бен] был практически интимной, но очень роскошной резиденцией царицы.
При Екатерине II Царское Село изменилось. Это стал ансамбль в стиле русского классицизма с пейзажными парками. Из лирики Пушкина Лицейские сады предстают как пейзажные парки, которые специалисты [10,4] относят архитектурно-голландскому типу парков, и связано это видимо с тем, что для лицеистов доступен был Голландским садом и отдаленными пейзажными парками.
Лицейские стихи Пушкина являются очень важными источниками для понимания той эпохи. Стихи Пушкина проникнуты духом свободы и свободной природы:
Я редко пел, но весело, друзья!
Моя душа свободно разливалась,
О Царскосельский сад, тебя ль забуду я?
Твоей красой волшебной оживлялась
Проказница фантазия моя …
Вслед за Пушкиным мы тоже воспринимаем ансамбли Царского Села как мир свободы, беззаботности, дружбы и любви, а также как мир уединенного чтения, размышления.
В книге Д.С. Лихачева «Поэзия садов» показано, что парки нельзя рассматривать только как памятники «зеленой архитектуры» [9], что часто наблюдается при реставрации парков Санкт-Петербурга. Анализируя садово-парковое искусство российских городов, Лихачев показывает, что парки нельзя рассматривать только как садово-парковые композиции, которые делятся на две группы. Первые построены по принципу геометрических соответствий и вторые, представляющие композиции, имеющие в своей основе подчинение пейзажам.
Для осознания эпохи через дворцы и парки Санкт-Петербурга обязательно надо говорить о лицейской лирике Пушкина, о его Евгении Онегине. Лицей, в котором учился величайший русский поэт, был учрежден с такими понятиями как учебные заведения садами Аристотеля и Платона. Новое учебное заведение для юношей Лицей ассоциировался тогда с понятием о колоннадах, ротондах афинских садов, в которых греческие философы беседовали со своими учителями.
Лицей располагался в Царском селе, вокруг лицея было несколько садов. Важно, что сады царского села относят к садам голландского барочного типа. Сад был полон фруктовых деревьев, что вполне соответствовало духу простых удовольствий посетителей и владельцев парков. По описанию А. Бенуа [10] в Екатерининском парке было около 1000 яблонь, вишен 270, 5 грушевых деревьев и 80 кустов смородины. И еще одно важное замечание, которое позволяет осознать эпоху, в Царском Селе мылись с помощью мыла, дорожки выравнивались после каждого дождя.

Заключение

Архитектурный ансамбль Петербурга, его дворцы и парки были спроектированы и построены преимущественно западными архитекторами и скульпторами в соответствии с лучшими образцами европейской культуры. В эпоху каждого из правящих императоров Санкт-Петербург обогатился ансамблями, носящими значительный отпечаток личности царствующих особ, в результате чего было создано уникальное архитектурное пространство, которое сейчас рассматривается как символ именно русской культуры.
В 18 веке в России был расцвет садово-паркового искусства, и были созданы замечательные дворцово-парковые ансамбли в Петербурге и его пригородах в стиле барокко с правильной геометрией дорожек, площадок, с фонтанами и статуями. Им соответствовали и архитектурные сооружения. Стиль, в котором построены ансамбли, называют иногда французским стилем. Во второй половине 18 века изменилась мода, вкусы и дворцы и парки перестраивались в новом пейзажном стиле. происходили изменения в Но это очень упрощенный подход. Ведь смена стилей происходит медленно, она подготавливается всеми событиями в стране. Петровская эпоха была переходной от допетровского периода России, в это время произошли глобальные перемены в русском обществе.
Затем во второй половине 18 века не происходит серьезных изменений в положении России, в ее развитии. Заложенные Петром I дворцово-парковые ансамбли изменяются частично, они перестраиваются, расширяются, изменяют стили украшения внутренних помещений, становятся более ухоженными территории всего города Петербурга. А парки увеличивают территории, и происходит изменение паркового стиля, регулярные парки плавно превращаются в романтические пейзажные, безархитектурные парки. При Павле снова создаются новые дворцы и архитектурные парки.
Все изменения, произошедшие с дворцово-парковыми ансамблями Санкт-Петербурга. показывают изменение самих людей. Ансамбли из закрытых сооружений становятся доступными все большему числу людей.
В данной работе мы рассмотрели только часть ансамблей, но по которой можно было увидеть как на примере изменений в архитектуре и организации парков отражаются изменения в осознании эпохи.




Список использованной литературы
1. Три века Санкт-Петербурга: Энцикл.: В 3 т. СПб.; М., 2003
2. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энцикл. справ. Л.Н. Белова, Г.Н. Булдаков, А.Я. Дегтярев и др. М., 1992. 687 с.
3. Глезеров С.Е. Исторические районы Санкт-Петербурга. СПб.-2004. -206 с..
4. Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. Науч. ред. И. А. Бартенев. Л., 1983. 615 с.
5. Зеленова А.И.  Дворец в Павловске. Л., 1986. -95 с.
6. Герасимов В.В.  Большой дворец в Стрельне – без четверти три столетия. СПб. 1997.- 176 с.: ил.
7. Голдовский Г.Н., Знаменов В.В.  Дворец Монплезир в Нижнем парке Петродворца. Л., 1981.- 88 с.
8. Михайлов Г.В.  Зимние дворцы Петра I: Архитектура и худож. убранство. События и люди. СПб., 2002.- 223 с.
9. Лихачев Д.С.  Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. М., 1998.-367 с.
10. Бенуа А.Н. Мои воспоминания. М.: Директ-Медиа, 2007.-1262 с.
11. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб. 1994.- 652 с.
12. Антонов Б. И. Императорские дворцы в Санкт-Петербурге. — СПб: Глагол, 2004.
13. Доброхотов А. Л., Калинкин А. Т. Культурология: учебное пособие. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА — М, 2010. — 480 с.













2

Список использованной литературы
1. Три века Санкт-Петербурга: Энцикл.: В 3 т. СПб.; М., 2003
2. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энцикл. справ. Л.Н. Белова, Г.Н. Булдаков, А.Я. Дегтярев и др. М., 1992. 687 с.
3. Глезеров С.Е. Исторические районы Санкт-Петербурга. СПб.-2004. -206 с..
4. Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. Науч. ред. И. А. Бартенев. Л., 1983. 615 с.
5. Зеленова А.И. Дворец в Павловске. Л., 1986. -95 с.
6. Герасимов В.В. Большой дворец в Стрельне – без четверти три столетия. СПб. 1997.- 176 с.: ил.
7. Голдовский Г.Н., Знаменов В.В. Дворец Монплезир в Нижнем парке Петродворца. Л., 1981.- 88 с.
8. Михайлов Г.В. Зимние дворцы Петра I: Архитектура и худож. убранство. События и люди. СПб., 2002.- 223 с.
9. Лихачев Д.С. Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. М., 1998.-367 с.
10. Бенуа А.Н. Мои воспоминания. М.: Директ-Медиа, 2007.-1262 с.
11. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб. 1994.- 652 с.
12. Антонов Б. И. Императорские дворцы в Санкт-Петербурге. — СПб: Глагол, 2004.
13. Доброхотов А. Л., Калинкин А. Т. Культурология: учебное пособие. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА — М, 2010. — 480 с.


Вопрос-ответ:

Какие дворцово-парковые ансамбли можно найти в Санкт-Петербурге?

В Санкт-Петербурге можно найти несколько известных дворцово-парковых ансамблей. Это Петергоф, Стрельна, Царское Село, Павловск и Гатчина. Каждый из них имеет свою уникальность и культурное значение.

Какие дворцово-парковые ансамбли были построены в 18 веке?

В 18 веке были построены Петергоф, Стрельна и Царское Село. Петергоф является одним из самых известных ансамблей, известным своими фонтанами и скульптурными композициями. Стрельна имеет свою изюминку в виде непревзойденного дворца и уникальных парковых сооружений. А Царское Село славится своими дворцами и парками, прекрасно сочетающимися друг с другом.

Какие дворцово-парковые ансамбли были построены в конце 18 и 19 века?

В конце 18 и в 19 веке были построены ансамбли Павловск и Гатчина. Павловск известен своими дворцами, парками и пейзажным дизайном. Здесь можно найти замечательные пруды, ручьи и озера. Гатчина же славится своими дворцовыми комплексами, где можно увидеть уникальные архитектурные сооружения и живописные парки.

Как дворцово-парковые ансамбли выражают культурное сознание эпохи?

Дворцово-парковые ансамбли в Санкт-Петербурге являются выражением культурного сознания эпохи, так как они отражают историческое, архитектурное и художественное наследие данной эпохи. Они воплощают в себе самобытность стиля и вкуса того времени, а также являются памятниками градостроительства и ландшафтного дизайна.

Какое значение имеет строительство города Санкт-Петербург?

Строительство города Санкт-Петербург играло огромную роль в формировании культурного сознания эпохи. Город, основанный Петром I, стал символом развития России и выражением нового образа государства. Его архитектура, включая дворцово-парковые ансамбли, отражает роскошь, величие и влияние западной европейской культуры.

Какие знаменитые дворцово-парковые ансамбли находятся в Санкт-Петербурге?

В Санкт-Петербурге располагаются такие известные дворцово-парковые ансамбли, как Петергоф, Стрельна, Царское село, Павловск и Гатчина.

Какие дворцово-парковые ансамбли стали популярны в России в 18 веке?

В 18 веке особенно востребованными стали дворцово-парковые ансамбли Петергоф, Стрельна и Царское село.

Какие дворцово-парковые ансамбли были построены в конце 18 и 19 века в Санкт-Петербурге?

В конце 18 и 19 века были созданы дворцово-парковые ансамбли Павловск и Гатчина, которые до сих пор впечатляют своей архитектурой и красотой.

Как дворцово-парковые ансамбли выражают культурное сознание эпохи?

Дворцово-парковые ансамбли выражают культурное сознание эпохи через свою архитектуру, ландшафтный дизайн, художественные элементы и декорации. Они отражают вкус и предпочтения общества, его понимание красоты и статуса. Ансамбли создавались для внушительных показов силы и богатства, а также для развлечения и престижа владельцев.

Как дворцово-парковые ансамбли связаны со строительством города Санкт-Петербурга?

Дворцово-парковые ансамбли сильно связаны со строительством города Санкт-Петербурга, так как многие из них были построены или реконструированы в эпоху создания столицы Российской империи. Они служили не только местом жительства для императоров и их семей, но и являлись символом развития и мощи Петербурга, его культуры и искусства.

Какие дворцово-парковые ансамбли есть в Санкт-Петербурге?

В Санкт-Петербурге есть несколько известных дворцово-парковых ансамблей, таких как Петергоф, Стрельна, Царское село, Павловск и Гатчина.

Каким образом дворцово-парковые ансамбли отражают культурное сознание эпохи?

Дворцово-парковые ансамбли Санкт-Петербурга отражают культурное сознание эпохи идеалами красоты, величия и власти. Они являются воплощением архитектурного и художественного стиля, характерного для данной эпохи, а также отражают исторические и культурные события того времени.