вышлю на почту

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Логопедия
  • 119119 страниц
  • 50 + 50 источников
  • Добавлена 15.05.2012
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение

Глава 1. Современное состояние проблемы нарушения лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР
1.1.Развитие лексико-грамматического строя в онтогенезе
1.1.1. Формирование лексики в онтогенезе
1.1.2. Формирование словоизменения в онтогенезе
1.1.3. Формирование словообразования в онтогенезе
1.2. Особенности лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
1.3. Конструктивная деятельность дошкольников
Выводы по главе 1

Глава 2. Исследование особенностей лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР
2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования
2.2. Характеристика детей экспериментальной группы
2.3.Содержание методики исследования лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста

Глава 3. Особенности лексико-грамматического строя у дошкольников с ОНР
3.1. Особенности умения называть предметы
3.2. Исследование процессов словоизменения
3.3. Исследование процессов словообразования
3.4.. Статистическая обработка и анализ экспериментальных данных
Выводы по главе 3

Глава 4. Методика развития лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР
4.1. Научно-теоретическое обоснование развития лексико-грамматического строя речи в конструктивной деятельности
4.2. Содержание игр и занятий по развитию лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР на основе конструктивной деятельности

Заключение

Литература

Фрагмент для ознакомления

В процессе приобщения детей к разным видам изобразительного искусства происходит развитие познавательных способностей, уточняются знания об окружающем: общественных явлениях, природе и т.д. (Косминская В.Б. [16]).
Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В процессе коррекционно-логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала.
Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, далее — в связной речи
Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.
В процессе формирования словообразования у дошкольников с ОНР необходимо уделять основное внимание организации системы продуктивных словообразовательных моделей.
Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.
В процессе логопедической работы по развитию грамматического строя речи у дошкольников с ОНР основной целью является формирование, с одной стороны, психологических механизмов овладения системой языка (формирование операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения), с другой стороны, усвоение правил, организующих морфологическую и синтаксическую систему языка.
Процесс формирования морфологической системы языка осуществляется на основе сопоставления речевых единиц (словообразования и формообразования), выделения морфем в единстве их значения и звуковой оболочки, закрепления парадигматических (внутри парадигмы словообразования и словоизменения) и синтагматических (закрепление связей между словами) отношений.
Дети с ОНР испытывают существенные трудности в вычленении из речи форм слов, морфем, в определении грамматических значений, в их соотнесении с формальным выражением. В связи с этим, в процессе логопедической работы осуществляется поэтапное формирование тех речевых предпосылок, которые определяют овладение парадигмой словоизменения и словообразования, а также выбор правильной формы слова в процессе порождения речи.
На начальном этапе в качестве таких предпосылок рассматривается уточнение лексического значения слова, отдельных грамматических значений, закрепление связи отдельного грамматического значения с его звуковой формой параллельно с уточнением звуковой структуры слова и морфемы.
Эти предпосылки дают возможность перейти к дифференциации форм слов на основе комплекса грамматических значений, определяющих форму слова (формирование парадигмы словоизменения и словообразования).
В дальнейшем осуществляется закрепление операции выбора и комбинирования правильных грамматических словоформ в словосочетаниях, предложениях, связной речи.
Значение грамматической формы в целом представляет собой единство грамматических значений, на основании которых и происходит выделение какой-либо формы из ряда грамматических форм. Каждая грамматическая форма занимает в парадигматической системе определенное место и находится как бы на пересечении (на стыке) грамматических значений.
Логопедическая работа по развитию умения различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы должна опираться на онтогенетический принцип появления данных частей речи в активном словаре детей. При этом учитываются этапы формирования умственных действий (Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. [17]).
У дошкольников с ОНР нарушена как дифференциация грамматических форм по значению и формально-языковому выражению, так и выбор грамматической формы из парадигмы словоформ, поэтому развитие системы словоизменения должно быть направлено на уточнение грамматического значения и его связи с языковым оформлением морфемы, актуализацию слуховых и кинестетических образов морфологического состава словоформ (Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева и др. [26]).
Работа над каждой грамматической формой начинается с уточнения ее значения в импрессивной речи. После усвоения отрабатываемой формы в импрессивной речи осуществляется ее закрепление в экспрессивной речи.
В процессе логопедической работы по формированию системы словоизменения глаголов и закреплению связей глагольных форм с существительными придается особое значение. Это связано с тем, что именно глагол выполняет предикативную функцию, являясь организующим звеном предложения (Правдина О.В. [25]).
Формирование системы словоизменения прилагательных проходит с учетом появления форм прилагательных в процессе онтогенеза речи и предполагает работу по следующим направлениям:
Согласование прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа.
Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа (беспредложные конструкции; конструкции с предлогами).
Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах множественного числа: а) беспредложные конструкции; б) конструкции с предлогами (Сазонова С.Н. [27]).
Дифференциация грамматических форм слова предполагает выделение морфем из слова и соотнесение их со значением. Аналогичные процессы происходят и при словообразовании. В связи с этим, работа над формообразованием должна проходить в тесной связи с развитием словообразования.
Процесс словообразования у дошкольников с ОНР сформирован в меньшей степени, чем процесс словоизменения, и находится только на начальной стадии становления. Овладение процессом словообразования у данной категории детей сопровождается значительными трудностями. В ходе коррекционной работы по формированию словообразования отрабатывается относительно небольшой объем словообразовательных форм, в основном, формы, находящиеся в зоне ближайшего развития дошкольников с ОНР (Туманова Т.В. [33]).
При формировании словообразования главная задача заключается в уточнении значения наиболее продуктивных форм словообразования, дифференциации их по значению и звуковому оформлению, проводится закрепление продуктивных моделей словообразования в экспрессивной речи.
Работа над отдельной словообразовательной моделью строится с учетом поэтапного формирования речевых умений (первоначально — на основе наглядно-образного мышления, далее — в речевом плане и, наконец, во внутреннем плане); на основе постепенного усложнения форм и функций речи, видов речевой деятельности; перехода от импрессивной речи к экспрессивной; постепенного усложнения характера заданий и речевого материала и проходит в следующей последовательности: а) определение общего значения ряда слов с одинаковым словообразующим аффиксом; б) выделение одинаковой морфемы из ряда слов раз личного лексического значения; в) соотнесение значения со звуковым образом морфемы; г) осуществление звукового анализа морфемы, закрепления его с помощью буквенного обозначения; д) образование слов по аналогии с опорой на значение словообразующих аффиксов; е) включение производных слов в различные виды речевой деятельности; ж) дифференциация слов с аффиксами одного значения (Туманова Т.В. [33]).
Коррекционно-логопедическое воздействие проводится по следующим направлениям:
уточнение грамматического значения слова;
формирование парадигмы словоизменения;
формирование словообразования;*
развитие умения определять родственные слова и производить морфологический анализ слов (Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. [17]).
Связь между этими направлениями осуществляется симультанно - сукцессивно (параллельно - последовательно).
4.2. Содержание игр и занятий по развитию лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР на основе конструктивной деятельности
Конструирование теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием ребенка. При помощи конструирования у детей развивается техническое мышление, концептуальное мышление, речевая деятельность и способности: конструировать, планировать, думать, оценивать, классифицировать, считать, оценивать результат, совместно решать задачи, распределять роли, объяснять важность данного конструктивного решения.
Тематическое планирование занятий по конструктивной деятельности
Неделя Тема занятия Задачи развития Формы организации образовательного процесса Дидактическое обеспечение СЕНТЯБРЬ 1 «Прогулка по осеннему лесу» - Познакомить детей с деревянным конструктором;
- учить создавать постройку по образцу (ёлочки, грибочки);
- учить различать размер, цвет и форму деталей строительного материала В игровой форме – путешествие в осенний лес. Создание постройки методом приставления, наставления деталей друг на друга; во время работы используются загадки, стихи об осеннем лесе и грибах Деревянный конструктор «Строитель», пирамидки разных размеров 2 «Собираем урожай овальных овощей Учить отыскивать нужные детали по форме и цвету и накладывать на образец (плоскостное моделирование) Сбор овощей овальной формы методом накладывания; во время работы используются загадки об овощах Муляжи овощей, цветной картон 3 «Ягодные фантазии» Закреплять умения детей отыскивать и накладывать детали на образец, чётко определять форму и цвет (плоскостное моделирование) Сбор различных ягод методом накладывания; чтение стихов о лете и ягодах Муляжи ягод, цветной картон, цветная бумага 4 «Фруктовая ярмарка» Учить собирать фрукты по образцу, из частей собирать целое (плоскостное моделирование) Сбор фруктов круглой и овальной формы методом накладывания Чтение считалочки «Мы делили апельсин». Муляжи фруктов, животных, цветной картон ОКТЯБРЬ 1 «Домашние животные», «Путешествие в деревню», «Домик для петушка» -Учить работать с деревянным конструктором, создавать постройку по образцу воспитателя;
-поощрять творческую инициативу детей - Игровая мотивация «В деревню, в гости»; - строительство домика для петушка методом установки деталей конструктора друг на друга и приставления друг к другу Деревянный конструктор «Строитель», муляж деревянного дома и игрушка – петушок 2 «Домашние животные», «Весёлая семейка» -Учить преобразовывать постройку в высоту и ширину, в зависимости от животного, для которого строится домик;
- поощрять творческую инициативу детей;
-обсуждать с детьми виды домашних животных: где живут, чем питаются - Строительство домика для домашних животных; - чтение народного фольклора: песенок, потешек, прибауток различных домашних животных Муляжи разных домашних животных, картинки с их домиками, деревянный конструктор 3 «Теремок» Закреплять умение детей преобразовывать постройку, украшать её различными деталями, используя собственную фантазию - Создание постройки способом приставления, пристраивания, надстраивания деталей; - обучение детей строительству перекрытия; - театрализация сказки «Теремок» - Муляжи разных животных; - картинки из сказки «Теремок»; - деревянный конструктор 4 «Три поросёнка» - Познакомить детей с брусковым конструктором;
- учить создавать разные по форме и цвету постройки, используя сказочных персонажей и собственное воображение - Строительство домиков для поросят методом пристраивания и надстраивания деталей друг на друга; - обыгрывание сказки «Три поросёнка» - Муляжи трёх поросят; - картинки из сказки; - брусковый конструктор НОЯБРЬ 1 «Волшебный мир игрушек», «Высокие и низкие башенки из кубиков» - Познакомить детей с кубиком; - учить из деревянного конструктора строить башенки разных размеров, чередуя кубики разных цветов; делать их устойчивыми, аккуратно ставить детали друг на друга - Построить башни установкой кубиков друг на друга; - чтение стихотворения Я. Тайц «Кубик на кубик», обыгрывание постройки Деревянные кубики разных цветов и размеров 2 «Вышли куколки гулять» - Познакомить детей с кирпичиком и пластиной разной длины и цвета; - научить строить из них дорожки, прикладывая детали друг к другу, различать детали, находить нужную - Строительство длинных и коротких дорожек методом приставления пластин и кирпичиков разного цвета;
- слушание песенки «Куклы-неваляшки» (З. Левина) - Деревянный конструктор «Строитель»,
- игрушки-неваляшки 3 «Теремок для матрёшки» - Познакомить детей с призмой, научить использовать её для строительства теремка;
- поощрять творческую инициативу детей;
- учиться строить мебель для дома - Строительство теремка для матрёшки, используя образец и собственную фантазию, методом пристраивания и накладывания деталей друг на друга; - слушание песенок, потешек, обыгрывание постройки Деревянный домик, пластмассовая и деревянная мебель среднего и малого размера 4 «Гараж для машины» - Познакомить с пластмассовым конструктором;
- закрепить умение детей использовать нужные для постройки детали строительного материала, научить прочно скреплять их между собой Строительство гаража для игрушечной машины методом прикрепления деталей друг к другу Пластмассовый конструктор, пластмассовые машинки ДЕКАБРЬ 1 «Маленькой ёлочке холодно зимой» - Познакомить детей с приёмами работы с картами-вкладышами;
- учить выкладывать изображение чётко в прорези, не сдвигая, подбирая нужные по форме и размеру детали - Выкладывание ёлочек способом вкладывания деталей строительного материала в прорези; - слушание песенки ёлочке Карты-вкладыши, детали деревянного конструктора 2 «Ёлки большие и маленькие» - Закрепить умение работать с вкладышами;
- научить чётко различать размер ёлочек и деталей, из которых они выкладываются - Выкладывание в прорези карты-вкладыша изображения ёлочек разного размера; - чтение стихов и слушание песен о ёлочке, обыгрывание постройки - Карты-вкладыши;
- деревянный и пластмассовый конструкторы 3 «Покатились санки вниз» - Научить детей, приставляя детали друг к другу, создавать горки разных размеров, используя собственное изображение и детали строительного материала;
- обыгрывать постройку с помощью игрушек Строительство горок разного размера методом приставления деталей друг к другу - Деревянный конструктор (кубики, арки, призмы, пластины);
- мелкие игрушки 4 «Забавные снеговики» - Познакомить детей с мягким объёмным конструктором;
- научить скреплять детали между собой - Создание снеговиков, разных по размеру и цвету, способом накладывания деталей объёмного конструктора;
- чтение стихов о зиме, обыгрывание постройки - Мягкий объёмный конструктор;
- игрушки ЯНВАРЬ 1 «Птицы на ветках» Учить детей собирать лесных птиц из деталей строительного материала с помощью контурного рисунка - Плоскостное моделирование: выкладывание изображения птиц методом накладывания деталей конструктора на контурный рисунок; - обыгрывание постройки Детали строительного конструктора, контурные рисунки 2 «Домики для лесных птиц» Учить детей выкладывать домики для лесных птиц из деталей строительного материала с помощью карт-вкладышей - Плоскостное моделирование: выкладывание различных домиков ля птиц методом вкладывания деталей конструктора в прорези карт-вкладышей; - обыгрывание постройки Карты-вкладыши, контурные рисунки 3 «Жили у бабуси два весёлых гуся» Учить детей с помощью контурного рисунка выкладывать домашних птиц - Выкладывание изображения гусей способом накладывания деталей конструктора на контурный рисунок Контурные рисунки 4 «Вышла курочка гулять» - Закреплять тему о домашних птицах; - изготовление курочек, используя муляжи Создание постройки домашних птиц (курочек) способом соединения деталей пластмассового конструктора между собой Карты-вкладыши, детали пластмассового конструктора ФЕВРАЛЬ 1 «Красивый дом» - Учить детей приёмам сборки домов (пол, стены, крыша);
- закреплять понятия: кирпичик, пластина, призма - Создание постройки дома методом приставления деталей конструктора друг к другу, накладывания деталей друг на друга; - слушание детских песенок и чтение стихов об игрушках, обыгрывание постройки Деревянный или пластмассовый конструктор 2 «Домик с лесенкой» Закреплять приёмы сборки домов: пристраивание лесенки к дому, преобразование постройки в высоту и ширину Строительство дома, используя кирпичик, кубик, пластину, призму и лесенки из кубика и кирпичика способом надстраивания деталей друг на друга Детали строительного конструктора (кубики, кирпичики, пластина, призма) 3 «Стол и стул для матрёшек» Учить детей приёмам сборки мебели (стол, стул) - Строительство мебели для матрёшек способом пристраивания деталей друг к другу; - чтение стихов, слушание песенок, обыгрывание постройки Детали строительного конструктора (кубики, кирпичики, пластина) 4 «Мебель для кукол» Учить детей с помощью карт-вкладышей собирать изображение мебели (стол, стул, кровать, диван) Плоскостное моделирование: сбор мебели методом вкладывания деталей конструктора в прорези карт-вкладышей «Мебель для кукол» (плоскостное моделирование) МАРТ 1 «Весна пришла» Учить детей выкладывать сюжетную композицию (весна), используя карты-вкладыши и детали мягкого конструктора Плоскостное моделирование: выкладывание композиции по теме «Весна» методом вкладывания деталей конструктора в прорези карт-вкладышей Карты-вкладыши и детали мягкого конструктора 2 «Солнышко» Учить детей из деталей мозаики выкладывать изображение солнца - Создание изображения солнца методом выкладывания деталей мозаики; - чтение детских стихов и слушание песенок о солнышке Мозаика 3 «Радуга» Продолжать учить детей работать с мозаикой, использовать в работе разные цвета и формы мозаики Создание изображения радуги способом выкладывания деталей Мозаика 4 «Волшебный сад» - Познакомить детей с мягким объёмным конструктором;
- научить строить деревья и цветы различных цветов, формы и размеров Создание изображений деревьев, цветов способом присоединения деталей мягкого конструктора друг к другу Мягкий объёмный или пластмассовый конструктор АПРЕЛЬ 1 «Нет, напрасно мы решили прокатить кота в машине» Учить детей выкладывать изображения грузовых машин Создание изображений машин методом вкладывания машин в прорези карт-вкладышей;
- использование стихотворений о машинах Карты-планшеты, карты-вкладыши, контурные изображения 2 «Весёлый автобус» Учить детей собирать автобус из пластмассового брускового конструктора Сборка автобуса методом присоединения деталей конструктора друг к другу Брусковый пластмассовый конструктор 3 «Самолёт построим сами» - Закреплять навыки работы с брусковым конструктором, учить собирать самолёт, плотно скрепляя детали между собой - Сборка самолёта методом присоединения де6талей конструктора другу; - слушание детских песенок и чтение стихов о транспорте, обыгрывание поделки Брусковый пластмассовый конструктор 4 «Наш весёлый самолёт» - Закреплять навыки работы с мягким объёмным конструктором, учить собирать самолёт; - поощрять творческую инициативу Сборка самолёта методом плотного прикрепления деталей друг к другу Мягкий объёмный или пластмассовый конструктор МАЙ 1 «Аленький цветочек» Закреплять навыки работы с картами-вкладышами - Создание изображения цветка методом вкладывания деталей мягкого конструктора в прорези карт-вкладышей;
- обыгрывание сказки «Аленький цветочек» Карты-планшеты, карты-вкладыши, контурные изображения 2 «Ковёр из цветов» Учить детей выкладывать из деталей мозаики изображения цветов различной цветовой гаммы и размеров - Выкладывание изображения цветов, используя детали мозаики разных размеров;
- чтение стихов и песенок о цветах Мозаика 3 «Бабочки» Закреплять навыки работы с картами-вкладышами и мягким конструктором - Создание изображения бабочек методом вкладывания деталей мягкого конструктора в прорези карт-вкладышей;
- чтение стихов о бабочках Карты-планшеты, карты-вкладыши, контурные изображения 4 «Наступает лето» Учить детей выкладывать сюжетные картинки, работать вместе, сообща - Создание сюжетной картинки: деревья, цветы, бабочки, солнце, дети - методом вкладывания деталей из мягкого конструктора Мягкий объёмный конструктор
Таким образом, комплекс занятий по конструктивной деятельности имеет свои особенности:
1)в ходе игр и занятий на основе конструктивной деятельности реализуется дифференцированный подход в зависимости от уровня развития грамматического строя у детей с ОНР (коррекционная работа направлена на дошкольников с низким и средним уровнем развития грамматического строя речи);
2)в ходе действий со строительным материалом дети не только получают представления о различных предметах, но и узнают об их видах;
3)дети умеют не только построить конструкцию, но и увидеть её объёмно (зарисовка постройки);
4)взрослые и дети – партнёры в ходе совместных действий;
5)в ходе конструктивной деятельности развивается речь дошкольников, формируются представления детей об окружающем мире;
6)дети учатся планировать свою деятельность и действия со сверстником – воспитание партнёрства;
7)детям интересна тематика занятия – они переносят полученные знания в самостоятельную игровую деятельность.
Занятие 1.
Тема. Игрушки.
Цели.
3акреплять умение образовывать относительные прилагательные.
Учить подбирать определения к названию игрушек.
Упражнять в составлении простых предложений с однородными определениями.
Развивать логическое мышление, слуховое внимание, долговременную память.
Ожидаемый результат. Обогащение словарного запаса по теме: «Игрушки». Развитие лексико-грамматических конструкций. Развитие психических процессов.
Оборудование. Игрушки: пластмассовая кукла, железная машинка, резиновый Буратино, деревянная матрешка, меховой медведь. Модели предложений. Полоски разных цветов.
Ход занятия.
I часть - вводная.
Организационный момент.
Упражнение.
- Послушай и назови слово, обозначающее игрушку.
- тетрадь, альбом, кукла;
- кубики, яблоко, машинка;
- репа, юла, свекла;
- троллейбус, мишка, кофта;
- матрешка, пирамидка, дом; и т.д.
II часть - основная.
1. Введение в тему.
Упражнение. «Отгадай загадку!»
Я - хорошая игрушка.
Буду девочкам подружка!
Я могу сидеть в коляске.
Закрывать умею глазки. Что это? (Кукла)

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. Что это? (Матрешка)

Зверь забавный
Сшит из меха.
Есть и лапы, и два уха.
Меду зверю дай немного
И устрой ему берлогу. Что это? (Мишка)

Совсем не нужен ей водитель,
Ключом ее вы заведите –
Колесики начнут крутиться.
Поставьте, и она помчится. (Машинка)

Человечек деревянный, - на воде и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный. Кто же это? (Буратино)
2.Образование относительных прилагательных.
Логопед предлагает рассмотреть игрушки, самостоятельно определить, из какого материала каждая из них изготовлена и сказать, какая она.
Кукла из пластмассы - пластмассовая кукла
Машины из железа -
Мишка из меха -
Матрешка из дерева -
Словосочетания: меховой мишка, деревянная матрешка, и пр. повторяются индивидуально и хором.
3. Подбор определений.
Дети стоят в кругу. Логопед передает игрушку.
-Кукла пластмассовая, а еще что можно сказать про нее? Какая она?
Дети передают друг другу куклу и говорят:
-Кукла нарядная, красивая, большая, голубоглазая, длинноволоса...
То же проделывается и с другими игрушкам.
-Машинка железная, заводная, зеленая, легковая, игрушечная...
-Мишка меховой, большой, мохнатый, лохматый, мягкий, пушистый, красивый ...
-Матрешка деревянная, расписная, красивая, яркая, нарядная...
-Буратино, резиновый, красивый, смешной, озорной, нарядный, длинноносый.
4.Физкультминутка.
Буратино потянулся. Руки вверх
Раз - нагнулся, два - нагнулся. Наклониться, коснуться руками пальцев ног
Руки в стороны развел. Развести руки в стороны
Будто ключик не нашел. Пожать плечами.
Чтобы ключик нам достать, Руки вверх,
Надо на носочки встать. Встать на носочки.
Вариант.
Дети становятся в круг. Два ребенка стоят вне круга спиной друг к другу. Все хором произносят:
-У нашей машины нет шины, шагом иди, меня обгони.
После этого дети, стоящие вне круга, обходят круг. Кто первый обойдет круг, тот выигрывает. Проигравший, выполняет какое-либо задание.
Например:
-Назови части машины.
Или:
- Чем различаются человек и кукла?
- У нас Буратино резиновый, а в сказке какой? Почему? И т.д. Данную игру желательно проводить после подбора определений про машинку.
5. Работа с предложением.
Логопед выставляет на доску модели предложений, просит вставить красивые слова.
-Миша катает… (новую, красивую, заводную) машинку.
-Продавец показывает… (большую, нарядную, пластмассовую) куклу.
-Пете подарили... (мехового, коричневого, забавного) мишку.
-Коля строит башню из … (неярких, разноцветных, деревянных) кубиков.
-Катя расставит на столе… (расписные, нарядные, деревянные) матрешки.
Предложения повторяются несколькими детьми и хором.
III часть - заключительная.
- О чем мы говорили?
- Какая игрушка была меховая?
- Какая была пластмассовая?
- Что вам понравилось?
IV. Рефлексия. Упражнение: «Какого цвета сегодняшнее занятие»
- Ребята перед вами полоски различных цветов и оттенков. Каждый из вас пусть возьмет полоску такого цвета, который соответствует нашему сегодняшнему занятию. А теперь поделитесь с группой впечатлениями и подарите пожелания всем участникам.
Занятие 2.
Тема. Осень.
Цели.
Расширять и автоматизировать словарь по теме.
Закреплять умение образовывать относительные прилагательные.
Учить образовывать сложные слова.
Правильно употреблять предлоги в предложениях.
Учить подбирать слова-антонимы.
Составлять простые предложения с заданным словом.
Развивать логическое мышление, внимание, память.
Ожидаемый результат. Обогащение и активизацию словаря по теме «Осень». Усовершенствовать и увеличивать образование сложных слов. Уточнить конструкцию простого предложения. Развивать психические процессы.
Оборудование. Сюжетные картины осени, листья разных цветов, гриб. Лист ватмана, краски.
Ход занятия.
I часть - вводная.
Логопед просит детей назвать лишнее слово и объяснить свой выбор:
Сентябрь, октябрь, ноябрь, март.
Картофель, яблоко, свекла, морковь.
Подосиновик, сыроежка, рябина, груздь.
Грач, стриж, ласточка, воробей.
-Когда мы собираем урожай овощей?
-Когда собираем грибы?
-Когда перелетные птицы улетают на юг?
Логопед:
- Сегодня мы с вами будем говорить об осени.
II часть основная.
1.Почему осень называют золотой?
Логопед:
-Раннюю осень называют «золотой» - золотыми становятся травы, листья на деревьях и кустарниках. В чистом голубом небе золотятся верхушки берез, лип и осин.
-А теперь подумайте и скажите, про что мы можем сказать;
золотые? (листья, травы, деревья, кустарники, верхушки деревьев),
золотая? (осень, трава, веточка).
золотой? (ковер, листик, кустарник).
З. Упражнение в образовании сложных слов методом сложения основ.
- Какого цвета осенью бывают листья?
- Если в осеннем листе есть желтый и красный цвета, то какой это листик?
(желто-красный листик)
- Если в осеннем листе есть желтый и зеленый цвета, то какой это листик?
(желто-зелёный листик)
- А если в осеннем листе присутствуют разные цвета, то, как мы скажем про такой лист? (разноцветный лист)
-Листья падают. Как про это явление сказать, одним словом?
- Это листопад.
3. Подбор однородных прилагательных.
-Давайте придумаем разные слова, с помощью которых мы сможем рассказать про осень.
- Какая бывает осень? (холодная, теплая, ранняя, поздняя, сухая, дождливая, красивая, замечательная)
- Какой осенью дует ветер? (сильный, слабый, холодный, теплый, северный, пронизывающий)
- Какой осенью идет дождь? (мелкий, моросящий, холодный)
- Какое осенью небо? (теплое, серое)
4. Упражнение в подборе антонимов. Игра «Скажи наоборот».
- осень ранняя - поздняя
- день веселый - грустный
- день солнечный - пасмурный
- небо голубое - серое
- время года холодное - теплое, жаркое
- небо яркое - тусклое
- облако белое - туча черная
- погода хорошая – плохая
5.Физкультминутка «Листья».
Листья осенние Кружатся на цыпочках,
Тихо кружатся, руки в стороны
Листья нам под ноги Приседают
Тихо ложатся.
И под ногами Движения руками вправо-влево
Шуршат, шелестят,
Будто опять Поднимаются, кружатся
Закружиться, хотят
6. Обогащение и активизация глагольного словаря.
- Дождь что делает? (льет, идет, моросит, сыплет, капает, льет как из ведра)
- Трава что делает? (желтеет, сохнет, увядает, засыхает)
- Листья? (желтеют, сохнут, осыпаются, гниют)
- Придумайте с этими словами предложения.
(Моросит мелкий холодный дождь. С деревьев осыпаются золотые листья).
7. Правильное употребление простых предлогов.
Логопед показывает детям игрушечный грибок (или муляж) и осенний листик. Затем логопед производит некоторые действия, в результате которых листик оказывается в разных местах, а дети составляют предложения.
(Осенний листик летит над грибком. Осенний листик лежит на грибке. Осенний листик лежит под грибком. Осенний листик упал на пол.)
III часть - заключительная.
- Что вам понравилось?
- Скажите, пожалуйста, вам нравится осень?
- Почему?
IV. Рефлексия. Упражнение: «Моё настроение».
Техника проведения: на общем листе ватмана с помощью красок каждый ребёнок рисует своё настроение в виде полоски, облачка, пятнышка (в течение минуты).
Занятие 3.
Тема. Овощи.
Цели.
Учить практическому употреблению существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Правильно употреблять словосочетания (прилагательное + существительное) в единственном и множественном числе.
Составлять, предложения с однородными членами по заданной схеме.
Развивать слуховое внимание, мышление, долговременную память.
Ожидаемый результат. Активизация словарного запаса по теме «Овощи». Научить правильному употреблению существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласованию прилагательных с существительными. Научить составлять предложения с однородными членами. Развивать психические процессы.
Оборудование.
Игрушка - Гном, корзина с овощами, предметные картинки, парные картинки, силуэты посуды, фишки.
Ход занятия.
I часть - вводная.
Организационный момент.
Вариант 1.
Звучит песня «Урожай собирай», муз. Филиппенко (1-3 куплеты) в грамзаписи или сольном исполнении логопеда.
- Про что говорилось в песне? Что дети собирали? (Огурцы, фасоль, горох, кабачок).
- Как все это можно назвать, одним словом?
- Какие овощи еще вы знаете?
Вариант 2.
Логопед читает стихотворение «Помидор» (вопросы те же).
В огороде помидор Крикнул дядя огурец.
Взгромоздился на забор. - Безобразник, сорванец!
Притворяется негодник. Ай-ай, помидор!
Будто сам он огородник! Стыд тебе и позор!
Ай-ай, помидор! Огорчился старый лук
Стыд тебе и позор! - Не терплю подобных штук!
Возмутилась тетя репа Ай-ай, помидор!
Это глупо и нелепо! - Стыд тебе и позор!
Ай-ай, помидор! Покраснел сорванец.
Стыд тебе и позор! Устыдился наконец,
И скатился чин по чину
К огороднику в корзину.
II часть - основная.
1.Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.
Логопед вносит Гнома. Гость пришёл с корзиной овощей. Логопед предлагает детям представить малюсенькие овощи те, что растут в Лилипутии и назвать их.
(Помидорчик, репка, редисочка, лучок и т.д.)
2. Образование множественного числа существительных в сочетании с прилагательными.
Гном раздаёт детям картинки: зеленый огурец - зеленые огурцы; красный помидор – красные помидоры, и т.д. дети называют изображённые предметы.
- У меня зелёный огурец и зеленые огурцы ...
Вариант.
Упражнение «Найди пару».
На доске выставлены предметные картинки:
Зелёный огурец, красный помидор, желтая репа и т.д. У детей по одной такой же картинке. Ребёнок выходит, называет свою картинку, находит её пару, ставит рядом.
- У меня красный помидор, на доске красные помидоры.
3. Образование относительных прилагательных.
Логопед предлагает угостить Гнома овощными блюдами. На доску выставляются силуэты предметов посуды: кастрюля, сковорода, стакан, тарелка. У детей картинки с овощами. Ребенок выходит к доске со своей картинкой, кладет её в кармашек в посуде и называет блюдо, которое можно приготовить из данного овоща.
- Я угощу Гнома гороховым супом
- Я фасолевым супом
- морковной
- капустной котлетой
- свекольной
- картофельным пюре
- гороховым
- кабачковой икрой
- баклажанной
- томатным соком
- тыквенным
- капустным
- огуречным салатом
4.Физкультминутка. «Нелепица».
Дети стоят в кругу взявшись за руки.
Логопед произносит словосочетание, например:
Зеленый огурец, круглый кабачок, красная репа, горький помидор. Если сказанное соответствует действительности, то дети поднимают руки вверх и отвечают:
-Да-да-да, это так!
Если нет, то дети приседают и говорят;
-Нет-нет-нет, все не так!
5. Составление предложений с однородными прилагательными по заданной схеме.
На доске выставляется схема для окончания предложения.
Логопед начинает предложение и предлагает продолжить его в соответствии со схемой.
- На грядке выросли…хрустящие, сочные, зеленые огурцы.
- В теплице поспели... красные крупные, мясистые перцы.
- На кустике созрел... крупный, красный, сладкий помидор.
- В корзине лежит… огромный, пузатый, жёлтый кабачок.
III часть - заключительная.
- Про какие овощи говорилось в песне (в стихотворении)?
- Что вам больше всего понравилось на занятии?
IV. Рефлексия.
Упражнение «Пиктограмма».
Занятие 4.
Тема. Фрукты.
Цели.
Активизировать словарь качественных прилагательных.
Закреплять умение образовывать относительные прилагательные.
Расширять словарь слов-антонимов.
Учить составлять предложения с противительным союзом «а».
Развивать слуховое внимание, вербальную память, логическое мышление.
Ожидаемый результат. Активизировать словарь по теме «Фрукты». Совершенствовать лексико-грамматические конструкции. Развитие психических процессов.
Оборудование. Корзина с муляжами овощей и фруктов. Сюжетная картина «Больной товарищ». Фишки.
Ход занятия.
1 часть - вводная.
Организационный момент.
Упражнение на развитие слухового внимания. «Повтори за мной».
- репа, морковь, тыква;
- яблоко, персик, абрикос;
- банан, апельсин, слива...
I часть - основная.
1.Введение в тему.
Логопед вносит корзину с фруктами и овощами, предлагает детям взять по одному фрукту.
2.Подбор определений к существительному.
Упражнение «Кто лучше скажет про свой фрукт».
Логопед дает образец:
-У меня большой, оранжевый, аппетитный, сочный апельсин.
Дети рассказывают о своем фрукте. За каждое слово- определение выдается фишка, чем стимулируется результативность подбора слов.
3.Усвоение слов - антонимов. Упражнение «Скажи наоборот».
Логопед обращается к ребёнку:
-У тебя спелый персик, а наоборот? Как скажешь? (Незрелый персик).
- крупное яблоко - мелкое...
- сладкий абрикос - кислый…
- мягкий банан - твердый...
- гладкий апельсин - пупырчатый (шершавый)...
- круглая слива - продолговатая...
- шершавый лимон - гладкий...
4. Физкультминутка и упражнение на развитие мелкой моторики пальцев.
Дети стоят в кругу. Логопед «по секрету» назначает волка.
Мы делили апельсин, Одноименные пальцы обеих рук касаются
Много нас, а он один. друг друга подушечками.
Эта долька для ежа, Руки с растопыренными пальцами
Эта долька для чижа, обращены ладонями от себя «много»,
Эта долька для утят, затем показать один палец.
Эта долька для котят, Руки в первоначальном положении, на каждое слово
Эта долька для бобра, «эта» разъединяется пара пальцев, начиная с больших
А, для волка кожура,
Он сердит на нас - беда,
Разбегайся кто куда! Дети разбегаются, волк ловит.
5. Образование прилагательных от названия фруктов.
Упражнение. «Какие блюда можно приготовить из фруктов?»
Образец.
- Из фруктов можно приготовить салат. Какой салат получится? (фруктовый).
- Из фруктов можно приготовить фруктовый салат.
- Что можно приготовить из яблок, груш, сливы, апельсинов, вишни, абрикосов? (яблочное пюре, вишневое варенье, грушевый компот, сливовое повидло, апельсиновый сок, яблочный пирог, абрикосовый джем и т. д.).
Каждый ребенок придумывает, опираясь на свой фрукт. Затем хором и индивидуально нужно повторить предложение.
Вариант.
Упражнение. «Исправь ошибку Незнайки».
Почтальон Печкин приносит письмо от Незнайки.
- Мама сварила из яблок сливовое варенье.
- Винтик ел абрикосовый компот из желтых груш.
- Бабушка купила спелой вишни для яблочного пирога.
6. Работа над предложениями.
Составление предложения с союзом «а». На доске сюжетная картинка «Больной товарищ».
- Представьте, заболел ваш товарищ. (Логопед предлагает придумать ему имя). Его надо навестить, справиться о его здоровье. Подумайте, что вы понесете больному товарищу? Образец.
- Я понесу Пете сливовый джем.
Логопед вызывает двух детей. Выслушав ответ каждого, логопед предлагает кому-нибудь сказать про них.
- Что понесут Пете Ира и Вова?
- Ира понесет Пете яблочный пирог, а Вова вишневый компот. Предложение повторяется несколькими детьми и хором. Задание повторяется несколько раз.
III часть - заключительная.
- Что вам понравилось больше всего на занятии?
- Какие фрукты вы запомнили?
IV. Рефлексия. Упражнение «Моё настроение».
- Если бы сейчас перед вами лежала целая коробка разноцветных карандашей, то карандаш, какого цвета ты бы взял. Почему?
Проводятся игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя на основе конструктивной деятельности.
«Найди одинаковые предметы».
Материал: детали конструктора
Цели:
- -активизация речевой деятельности,
- развитие памяти
- развитие внимания
Ход игры
Детям предлагаются детали конструктора.
Среди нескольких предметов надо отыскать два одинаковых (по форме, по цвету).
«Опиши предмет».
Материал: детали конструктора
Цели:
- -активизация речевой деятельности,
- развитие памяти
- развитие внимания
Ход игры
Взрослый показывает ребенку поделку из конструктора и просит описать её. Что это? Какого цвета? Из каких деталей сделана? Для чего она предназначена?
3. «Запоминаем вместе».
Материал: детали конструктора
Цели:
- -активизация речевой деятельности,
- развитие памяти
- развитие внимания
Ход игры
Детям предлагаются детали конструктора.
Один ребенок называет какую–нибудь деталь. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-либо свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье и т.д.
4. «Посмотри и запомни».
Материал: детали конструктора
Цели:
- -активизация речевой деятельности,
- развитие памяти
- развитие внимания
Ход игры
Детям предлагаются детали конструктора.
Дети внимательно рассматриваются их в течение 1-2 мин. Потом детали убирают, а дошкольники перечисляют предметы, которые им удалось запомнить. Выигрывает тот, кто назовет большее количество предметов.
5. «В чем отличия?»
Материал: детали конструктора
Цели:
- -активизация речевой деятельности,
- развитие памяти
- развитие внимания
Ход игры
Детям предлагаются две похожие детали конструктора, имеющих при этом некоторые отличия
Предлагается дошкольникам внимательно посмотреть, и далее задаются вопросы:
-Чем отличаются …
6. «Назови одним словом».
Материал: детали конструктора
Цели:
- -активизация речевой деятельности,
- развитие памяти
- развитие внимания
Ход игры
Детям предлагаются детали конструктора.
Логопед перечисляет несколько предметов, затем просит одного из детей сказать, что их объединяет и как их можно назвать одним словом.
Примеры заданий:
Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник,
Красный, желтый, синий, черный.
7. «Что появилось? Что потерялось?».
Материал: детали конструктора
Цели:
- -активизация речевой деятельности,
- развитие памяти
- развитие внимания
Ход игры
Детям предлагаются поделки из конструктора.
Внимательно посмотрите. Что появилось, что потерялось.
8. «Где, какие детали»?
Материал: детали конструктора
Цели:
- -активизация речевой деятельности,
- развитие памяти
- развитие внимания
Ход игры
Детям предлагаются детали конструктора.
Взрослый размещает вокруг детей детали (3-4 штуки). Затем он просит назвать деталь, которая расположена справа от ребенка, слева, перед ним, позади. Потом задание усложняется:
9. «Страна геометрия».
Материал: детали конструктора
Цели:
- -активизация речевой деятельности,
- развитие памяти
- развитие внимания
Ход игры
Детям предлагаются детали конструктора, в который входят квадраты, треугольники, прямоугольники, круги разных цветов и размеров.
Собери все круги (квадраты, прямоугольники, треугольники).
Отложи в сторону все большие круги (квадраты, прямоугольники, треугольники).
Отложи в другую сторону все маленькие круги (квадраты, прямоугольники, треугольники).
Выбери среди больших кругов (квадратов, прямоугольников, треугольников) все синие
Выбери среди маленьких кругов (квадратов, прямоугольников, треугольников) все красные
Собери все синие (желтые, красные) квадраты…
«Сложи из конструктора».
Материал: детали конструктора
Цели:
- -активизация речевой деятельности,
- развитие памяти
- развитие внимания
Ход игры
Детям предлагаются детали конструктора.
Сложи из конструктора цветок, дом, кошку…
11. «Отгадай».
Цель: учить детей узнавать знакомые детали конструктора (куб, папка, треугольник, цилиндр, арка, таблетка, брус) на ощупь.
Материал: детали конструктора
Ход игры:
Одному из детей завязывают глаза и предлагают отгадать на ощупь форму
12. «Не ошибись Петрушка!»
Цель: Учить детей узнавать знакомые детали конструктора на ощупь.
Материал: детали конструктора (большие модули)
Ход игры
Как только Петрушка наденет свой колпачок, надо подойти к модулям, выбрать любой из них, поднять его повыше и спросить: «Петрушка, Петрушка, что у меня в руках?». Если Петрушка скажет, что он не видит, подойти к нему и положить деталь прямо ему в руки, и сказать вместе со всеми: «Петрушка, потрогай, что у тебя в руках, и догадайся, какой модуль мы тебе дали. Не ошибись, Петрушка!»
13. «Есть у тебя или нет?»
Цель: Учить детей узнавать знакомые детали конструктора на ощупь.
Материал: детали конструктора
Ход игры
Первому ребенку завязывают глаза, и предлагают на ощупь определить форму детали. Второй ребенок должен будет найти точно такую же деталь по форме.
14. «Принеси и покажи»
Цель: Учить детей применять приемы зрительного обследования формы.
Материал: детали конструктора
Ход игры
Воспитатель показывает образец детали и прячет, а дети должны найти самостоятельно такую же.
«Грузовые машины»
Программное содержание. Учить детей самостоятельно анализировать объект, выделяя в нем основные части и детали, их составляющие; определять назначение каждой из них. Формировать умение соотносить размеры отдельных частей конструкции с размерами предметов, выражающих назначение конструкции.
Подготовка к занятию. Предварительное наблюдение грузового транспорта с целью определения практического назначения (для перевозки грузов, продуктов, мебели и т.п.) и соответствия формы и размеров основных частей машин этому назначению (грузовая машина для перевозки мебели имеет высокий крытый кузов, а для перевозки строительного материала — длинный открытый и т.д.).
Подготовить бумажные коробочки (груз) разных размеров прямоугольной формы по 1 шт. на ребенка и строительный материал, дополненный дощечками.
Ход занятия.
В предварительной короткой беседе (5 мин.) воспитатель выясняет с детьми, какие бывают грузовые машины, их назначение. Дети называют основные части: мотор, кабина, кузов, рама, колеса. Затем дети рассматривают образец-постройку, выделяют в нем основные части и детали, из которых они построены. После анализа образца и коробочки-груза воспитатель предлагает построить машину такой же конструкции для ее перевозки. Задавая вопрос: «Какая часть машины должна соответствовать размерам коробочки?», он побуждает детей соизмерять раму-дощечку с коробочкой.
В процессе создания построек воспитатель следит за точностью воспроизведения заданной конструкции, за своевременным контролем действий. При анализе готовых конструкций дети отмечают, что общего в них, чем они отличаются и почему.

«Детский сад»
Программное содержание. Учить детей сооружать различные постройки, объединенные общим содержанием; коллективно создавать замыслы построек и совместно реализовывать их.
Жилые дома:
а — образец; сделанные самими детьми:
б — трехэтажный с одним подъездом и двумя балконами на втором этаже, в — трехподъездный с балконом над центральным входом а б в
Оборудование. Строительный материал (по набору на каждого ребенка).
Ход занятия.
Накануне занятия, на прогулке, организуется целенаправленное обследование детского сада. Отмечается специфика здания (сколько этажей, сколько входов, как они расположены, какие окна и т.д.) и участка (на нем есть горки, качели, беседки, лесенки и т.д.).
Дети делятся на подгруппы (3–4 человека) и обсуждают конструкцию здания «своего» детского сада, его расположение на участке. Затем договариваются, что будут строить на участке (горку, качели, беседку и т.д.), и кто что конкретно будет строить. Воспитатель тщательно контролирует этот момент и направляет процесс обсуждения в нужное русло (каждый из детей отстаивает свое предложение, однако принимать надо наиболее удачное; тон обсуждения должен быть спокойный, дружелюбный).
В процессе выполнения построек воспитатель следит за взаимоотношениями и взаимодействиями детей. Готовые постройки сравниваются, отмечаются оригинальные конструкции, их расположение и т.п.
Затем дети могут строить улицу, площадь, поселок, город, устраивать выставку по градостроению и т.п.


Заключение

Данная работа представляет собой анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме нарушения лексико - грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, дающий возможность сделать обоснованные выводы:
- Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом.
- Овладение словообразованием осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития.
- Формирование грамматического строя речи (словоизменения, синтаксической структуры предложения) осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка. Так, при формировании словоизменения ребенок, прежде всего, должен уметь дифференцировать грамматические значения (значения рода, числа, падежа и др.), так как, прежде чем начать использовать языковую форму, ребенок должен понять, что она означает.
- При анализе речевых нарушений следует рассматривать речевую деятельность как сложную многоуровневую функциональную систему, составные части которой (фонетическая, лексическая, грамматическая стороны речи, фонематические процессы, семантика) зависят одна от другой и обусловливают друг друга. Вступая во взаимодействие, они вносят свой специфический вклад в формирование языковых навыков и протекание речевого процесса.
Таким образом, особенности овладения дошкольниками лексическим и грамматическим средствами оформления высказывания тесно связаны.
Нарушение лексико-грамматического строя речи имеет широкое распространение среди дошкольников с ОНР. Результаты проведённого констатирующего эксперимента показали, что нарушения лексики и процессов словоизменения и словообразования у дошкольников с ОНР, очень распространены и качественно неоднородны, значительно затрудняют развитие речи. Особенности нарушения лексико-грамматического строя речи необходимо учитывать в коррекционной работе.
Комплекс занятий по конструктивной деятельности имеет свои особенности:
1)в ходе действий со строительным материалом дети не только получают представления о различных предметах, но и узнают об их видах;
2)дети умеют не только построить конструкцию, но и увидеть её объёмно (зарисовка постройки);
3)взрослые и дети – партнёры в ходе совместных действий;
4)в ходе конструктивной деятельности развивается речь дошкольников, формируются представления детей об окружающем мире;
5)дети учатся планировать свою деятельность и действия со сверстником – воспитание партнёрства;
6)детям интересна тематика занятия – они переносят полученные знания в самостоятельную игровую деятельность
Литература

Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М., 2004
Баряева Л.Б., Силиванова Л.В. Учим детей играть с иллюстрированными кубиками / Традиции и инновации специального образования: Сборник научно-методических трудов с международным участием. – СПб., 2010. – С. 163 – 169
Выготский Л.С. Избранные психологические исследования - М., 1956. - С. 519 – 523.
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960. - С. 500 – 507
Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М., 1999.
Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. – М., 1991
Галкина Е.М. – Федорук, Горшкова К.В., Шанский Н.М. Современный русский язык / Под ред. Е.М. Галкиной – Федорук. – М., 1962
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961
Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка / Под ред. С.И. Абакумова. - М., 1949
Грибова О.Е. Онтогенетический принцип в логопедии // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. - М., 1997. - С. 31 – 40
Гриншпун Б.М., Воробьева В.К. О механизмах затруднений в актуализации слов у детей с моторной алалией // Восьмая научная сессия по дефектологии и пятые всесоюзные педагогические чтения. - М., 1979. – С. 422 – 423
Дудников А.В. Современный русский язык. – М., 1990. – С. 155 – 199
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1990
Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи: Автореф. дис... канд.филол.наук. - М., 1972.
Земская Е.А. Словообразование как деятельность. – М., 1992
Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Н.Б. Халезова и др. – М., 1977
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. - СПб., 2001
Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов). - М., 1951. - С. 120 – 131
Лебедева Л.Г., Сорокина Ю.К. Использование плоскостной геометрической мозаики при формировании конструктивных навыков у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Традиции и инновации специального образования: Сборник научно-методических трудов с международным участием. – СПб., 2010. – С.275 – 278.
Лурия А.Р. Внутренняя речь и её мозговая организация // Язык и сознание. – М., 1979
Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. – М., 1973
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М., 1978
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению/ Под. Ред. Т. В. Волосовец. – М., 2002. – С. 49 – 66
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка - СПб, 1997
Правдина О.В. Логопедия. - М., 1973
Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи / Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева и др. // Под ред.проф. Л.В. Лопатиной. – СПб., 2009
Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. – М., 2003
Современный русский язык / Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1984
Современный русский язык/ Под ред. П.А. Леканта. – М., 1982
Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. – М., 2003
Трауготт Н.Н. К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами // Расстройства речи в детском возрасте. - Л., 1940. - С. 70 – 103
Туманова Т.В. Нарушения процессов словообразования в устной и письменной речи. - М., 2005
Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 2001. – №6. – С. 68 – 77
Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду: РАОНЦ семьи и детства. – М., 2001
Ушакова Т.Н. Роль словотворчества в усвоении родного языка. Материалы третьего симпозиума по психолингвистике. – М., 1970
Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. – М., 1984
Филичева Т.Б. Консультации по вопросу проведения логопедической работы в спец. дошк. учреждениях//Дефектология. – 1977. – №7. – С. 60 – 61
Филичева Т.Б. Четвёртый уровень недоразвития речи // Методическое наследие / Под ред. Л.С.Волковой. Кн. V. – М., 2003
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 1999. – С. 3 – 54
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Обучение и воспитание детей с ОНР в старших группах специализированного детского сада // Дефектология. – 1986. – №3. – С. 50 – 56; 1987. – №1. – С. 69 – 74; 1987. – №4. – С. 71 – 76
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Психолого-педагогические основы коррекции ОНР у детей дошкольного возраста//Дефектология. – 1985. – №4. – С. 72 – 78
Хватцев М.Е. Логопедия. - М., 1959
Цейтлин С.Н. Основные особенности детской практической грамматики // Совершенствование методов диагностики и преодоление нарушений речи. - Л., 1989
Цейтлин С.Н. и др. Междисциплинарный словарь: язык, речь, коммуникации. – СПб., 2006.
Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики: На материале онтогенеза речи. - М., 1990
Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. - М., 1997. - С. 240 – 250
Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи, М.: Просвещение, 1988.
Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л., 1977
Эльконин Д.Б. Развитие речи в детском возрасте. - М., 1958. - 115 с.
Эльконин Д.Б., Запорожец А.В. Психология детей дошкольного возраста. - М., 1963











6


1.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М., 2004
2.Баряева Л.Б., Силиванова Л.В. Учим детей играть с иллюстрированны-ми кубиками / Традиции и инновации специального образования: Сборник научно-методических трудов с международным участием. – СПб., 2010. – С. 163 – 169
3.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования - М., 1956. - С. 519 – 523.
4.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960. - С. 500 – 507
5.Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М., 1999.
6.Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреж-дениях для умственно отсталых детей. – М., 1991
7.Галкина Е.М. – Федорук, Горшкова К.В., Шанский Н.М. Современный русский язык / Под ред. Е.М. Галкиной – Федорук. – М., 1962
8.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961
9.Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка / Под ред. С.И. Абакумова. - М., 1949
10.Грибова О.Е. Онтогенетический принцип в логопедии // Психолингви-стика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. - М., 1997. - С. 31 – 40
11.Гриншпун Б.М., Воробьева В.К. О механизмах затруднений в актуали-зации слов у детей с моторной алалией // Восьмая научная сессия по дефектологии и пятые всесоюзные педагогические чтения. - М., 1979. – С. 422 – 423
12.Дудников А.В. Современный русский язык. – М., 1990. – С. 155 – 199
13.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего не-доразвития речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1990
14.Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи: Автореф. дис... канд.филол.наук. - М., 1972.
15.Земская Е.А. Словообразование как деятельность. – М., 1992
16.Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельно-сти в детском саду / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Н.Б. Халезова и др. – М., 1977
17.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматиче-ского строя у дошкольников с ОНР. - СПб., 2001
18.Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов). - М., 1951. - С. 120 – 131
19.Лебедева Л.Г., Сорокина Ю.К. Использование плоскостной геометри-ческой мозаики при формировании конструктивных навыков у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Традиции и инновации специального образования: Сборник научно-методических трудов с международным участием. – СПб., 2010. – С.275 – 278.
20.Лурия А.Р. Внутренняя речь и её мозговая организация // Язык и соз-нание. – М., 1979
21.Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. – М., 1973
22.Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М., 1978
23.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению/ Под. Ред. Т. В. Волосовец. – М., 2002. – С. 49 – 66
24.Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка - СПб, 1997
25.Правдина О.В. Логопедия. - М., 1973
26.Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжёлыми наруше-ниями речи / Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева и др. // Под ред.проф. Л.В. Лопатиной. – СПб., 2009
27.Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. – М., 2003
28.Современный русский язык / Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1984
29.Современный русский язык/ Под ред. П.А. Леканта. – М., 1982
30.Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. – М., 2003
31.Трауготт Н.Н. К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами // Расстройства речи в детском возрасте. - Л., 1940. - С. 70 – 103
32.Туманова Т.В. Нарушения процессов словообразования в устной и письменной речи. - М., 2005
33.Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у до-школьников с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 2001. – №6. – С. 68 – 77
34.Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду: РАОНЦ семьи и детства. – М., 2001
35.Ушакова Т.Н. Роль словотворчества в усвоении родного языка. Мате-риалы третьего симпозиума по психолингвистике. – М., 1970
36.Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. – М., 1984
37.Филичева Т.Б. Консультации по вопросу проведения логопедической работы в спец. дошк. учреждениях//Дефектология. – 1977. – №7. – С. 60 – 61
38.Филичева Т.Б. Четвёртый уровень недоразвития речи // Методическое наследие / Под ред. Л.С.Волковой. Кн. V. – М., 2003
39.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Вос-питание и обучение. – М., 1999. – С. 3 – 54
40.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Обучение и воспитание детей с ОНР в старших группах специализированного детского сада // Дефектология. – 1986. – №3. – С. 50 – 56; 1987. – №1. – С. 69 – 74; 1987. – №4. – С. 71 – 76
41.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Психолого-педагогические основы кор-рекции ОНР у детей дошкольного возраста//Дефектология. – 1985. – №4. – С. 72 – 78
42.Хватцев М.Е. Логопедия. - М., 1959
43.Цейтлин С.Н. Основные особенности детской практической граммати-ки // Совершенствование методов диагностики и преодоление наруше-ний речи. - Л., 1989
44.Цейтлин С.Н. и др. Междисциплинарный словарь: язык, речь, комму-никации. – СПб., 2006.
45.Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семан-тики и грамматики: На материале онтогенеза речи. - М., 1990
46.Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недо-развитии речи // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. - М., 1997. - С. 240 – 250
47.Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи, М.: Про-свещение, 1988.
48.Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л., 1977
49.Эльконин Д.Б. Развитие речи в детском возрасте. - М., 1958. - 115 с.
50.Эльконин Д.Б., Запорожец А.В. Психология детей дошкольного возрас-та. - М., 1963

самостоятельная работа

По дисциплине: "связи с общественностью в социальной работе"

Тема: "Использование интернета для проведения исследований как технологии по связям с общественностью"

Содержание

  • Интернет-технологии в связях с общественностью
  • Пример использования интернета для психологического исследования

    библиография

    Интернет-технологии в связях с общественностью

    Могу поверить, что уже настало время и в России, где Интернет должен включать в число ведущих средств массовой коммуникации.

    Число людей, черпающих информацию из Интернета, растет в геометрической прогрессии. Среди причин, желательно в Интернете, называется:

    легкая доступность нон-стоп, даже с мобильного телефона;

    глобальный пользователя информации;

    регулярная обновляемость информации.

    С точки зрения коммуникационных технологий Интернет предлагает мгновенную скорость доставки информации, высокая избирательность целевой аудитории, обратная связь.

    Специалисты прогнозируют, что через три-четыре года, 95% все данные будут получены и передаются через электронные средства связи и только 5% останется на межличностную связь. [1]

    Среди основных интернет-технологий, делающих работу специалиста по связям с общественностью в Сети эффективной, наиболее важную роль играют:

    e-mail;

    проведение маркетинговых и социологических исследований;

    корпоративный веб-сайт

    работа с представителями средств массовой информации.

    это, наибольшее распространение получил e-mail. Любопытно, что в развитых странах в промышленном и e-mail, вытесняя факсы, стал основным каналом передачи информации для различных профильных организаций. Это не удивительно, так как преимущества электронной почты очевидны для тех, кто, хотя бы раз в жизни, она обрадовалась. В текст сообщения из основной части письма вы можете прикрепить несколько файлов, которые содержат различные сведения (фотографии, чертежи, графики и др.).

    Очевидно, что в результате перевода обычной почтовой переписки, осуществляемой в целях связей с общественностью, на электронную основу можно добиться значительной экономии средств. В первую очередь это относится к организациям, ведущим широкую международную переписку или которые нуждаются в распространении фотографий.E.N. Пашенцев указывает на то, что, например, "корпорация Bell удалось достичь экономии затрат на производство печатных материалов для прессы на 50%".