Вам нужен реферат?
Интересует Право?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Всероссийская Чрезвычайная Комиссия

  • 23 страницы
  • 10 источников
  • Добавлена 29.12.2010
700 руб. 1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Создание Всероссийской Чрезвычайной Комиссии
2. Деятельность ВЧК
3. Реорганизация ВЧК
Заключение
Список литературы


Фрагмент для ознакомления

ВЧК неоднократно вмешивалась в деятельность различных государственных учреждений, в результате чего провоцировала конфликты, которые заставляли центральные органы Советской власти реагировать на них, тратить время на межведомственные дрязги. Подобная ситуация сложилась в 1919 г., когда в ответ на неоднократное вмешательство в деятельность железнодорожной администрации со стороны ВЧК в адрес Ленина пришла телеграмма Я.М. Свердлова с протестом против подобных действий чекистов. На заседании Совета Обороны по инициативе Ленина вопрос был поставлен на обсуждение, и вышло постановление от 24 февраля с поручением ВЧК прекратить подобную практику. Позднее, в марте, вышло постановление об урегулировании взаимоотношений между ВЧК, железнодорожными ЧК и НКПС.
Немаловажным фактором, повлиявшим на осуществление реформы, был фактор внешнеполитический. Советская республика нуждалась в передышке, конфронтация с соседями и крупными державами завела в тупик, шапкозакидательские настроения и революционный романтизм необходимо было отбросить. Наступало время холодных расчетливых администраторов. Необходимо было показать себя правительством, готовым к диалогу. Для этого «чрезвычайщину» надо было ликвидировать, в частности реформировать репрессивные органы.
Работа над реформированием ВЧК развернулась еще до съезда Советов. В декабре появились на свет проекты Дзержинского и Курского. Положение об упразднении ВЧК разрабатывалось в развитие резолюции съезда, оно должно было определить правовой статус и полномочия нового карательного учреждения. В период с 18 января по 4 февраля 1922 г. Уншлихт подготовил несколько вариантов проекта положения об органах государственной безопасности и представил их для анализа Ленину. По ним можно проследить процесс обсуждения, шедший в верхах, и сделать вывод, что под давлением мнения большинства ВЧК вынуждена была постепенно сдавать свои позиции одну за другой.
Фактически уже на заседании Политбюро 23 января основные моменты, касающиеся реформирования ВЧК, были определены и одобрены. Было сформулировано положение ВЦИК о ВЧК.
2 февраля 1922 г. состоялось утверждение проекта положения о реорганизации ВЧК на заседании Политбюро. На этом же заседании Уншлихту было поручено представить на предварительное утверждение Политбюро положение о Государственном политическом управлении. При этом особое внимание было обращено на реорганизацию Экономического отдела ВЧК, а по вопросу о распределении имущества ВЧК была создана комиссия Президиума ВЦИК, в составе И.С. Уншлихта, Д.И. Курского и А.С. Енукидзе. Показательно, что официально состав комиссии должен был определиться Президиумом ВЦИК, а фактически он заранее определился на Политбюро ЦК. Одновременно встал вопрос о статусе служащих нового учреждения, в частности о признании их военнослужащими. Вопрос этот так же был отдан в ведение комиссии Уншлихта.
6 февраля 1922 г. ВЦИК принял декрет «Об упразднении Всероссийской чрезвычайной комиссии и правилах производства обысков, выемок и арестов». Задачи, которые ранее выполняла ВЧК, возлагались на Народный комиссариат внутренних дел, для чего в его составе создавалось Государственное политическое управление (ГПУ) под председательством наркома внутренних дел. На местах вместо чрезвычайных комиссий создавались политические отделы, а также их уполномоченные. От выполнявшихся ранее органами ВЧК задач по борьбе со спекуляцией, должностными и иными преступлениями органы ГПУ освобождались, и все уголовные дела по этим преступлениям передавались в народные суды и революционные трибуналы по принадлежности. ВЦИК наделил органы госбезопасности правами органов дознания и предварительного следствия. Они имели право ареста, обыска (уездные уполномоченные прав ареста и обыска не имели), выемки, право использовать в оперативно-служебной деятельности гласные и негласные средства и методы, в том числе агентуру, проводить розыскные мероприятия (агентурное наблюдение за преступными или подозреваемыми лицами, группами и организациями), просматривать почтово-телеграфную и иную корреспонденцию как внутреннюю, так и заграничную, выдавать разрешение на въезд и выезд в РСФСР, высылать за пределы страны неблагонадежных граждан. (1: С. 232-233)
С созданием ГПУ прекращалась практика внесудебного рассмотрения дел органами государственной безопасности. Эта мера значительно сузила полномочия ГПУ и подвигла чекистов на борьбу за их расширение. ГПУ пыталось добиться для себя больше полномочий, финансов, статусных и человеческих ресурсов. Так, 9 февраля 1922 г. на Политбюро был поднят вопрос о том, что необходимо оставить в рядах органов государственной безопасности коммунистов со стажем работы один год, но в просьбе было отказано.
Итак, 22 февраля 1922 г. Уншлихт был официально назначен заместителем председателя ГПУ и членом коллегии НКВД. 6 - 7 марта в ходе телефонного опроса членов Политбюро произошло предварительное утверждение положения о ГПУ. А 9 марта на заседании Политбюро это положение было окончательно одобрено, причем решено было принять его особым постановлением ВЦИК. Тогда же было утверждено положение об особых отделах ГПУ, разработанное Уншлихтом, Курским и Енукидзе.
В этот день ряд дополнений и предложений, выдвинутых Уншлихтом, были приняты. Так, все внесудебные приговоры ВЧК по делам, не являющимся напрямую политическими, теперь должны были пересматриваться по мере надобности особой комиссией под руководством представителя ГПУ, помимо которого в нее входили еще представители Верховного трибунала и НКЮ. Что же касается политических преступлений и преступлений по должности, совершенных сотрудниками ЧК, то пересмотр приговоров по этим делам всецело должен был быть возложен на ГПУ.
Третья уступка для ГПУ заключалась в том, что следствие по делам его собственных сотрудников должно было вестись только силами ГПУ.
ГПУ также получило право изолировать граждан иностранных государств до произведения обмена в лагерях по согласованию с НКИД и с ведома Президиума ВЦИК.
К тому же революционные трибуналы, народные суды и другие судебные органы, и следственные учреждения обязаны были копии всех своих приговоров и постановлений по делам, направляемым туда ГПУ и его местными отделениями, направлять в ГПУ по принадлежности в течение 48-ми часов с момента вынесения приговора.
В дальнейшем, вплоть до создания ОГПУ, шло обсуждение двух ключевых вопросов, касающихся ГПУ: взаимоотношения его с НКИД и о сокращении штатов войск ГПУ.

Заключение
Вскоре после Октября острота борьбы заставила поднять вопрос о создании органа госбезопасности. 7 декабря 1917 г. СНК создал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем (ВЧК). Она была задумана прежде всего как орган борьбы с саботажем в связи с готовящейся всеобщей забастовкой служащих правительственных учреждений. Впоследствии слова “и саботажем” в названии комиссии были заменены на “и преступлениями по должности”.
Учреждалась ВЧК при СНК, председателем был назначен Ф.Э.Дзержинский. В момент образования ВЧК на нее смотрели как на временный орган. Это отразилось в названии комиссии - чрезвычайная, хотя в момент создания она не наделялась чрезвычайными полномочиями (она начинает их приобретать при возложении на нее борьбы с общеуголовным преступлением - спекуляцией). Первые шаги ВЧК были направлены против нарушений трех видов: саботажа чиновников, “пьяных погромов” (они происходили при разграблении винных складов в Петрограде) и бандитизма “под флагом анархизма”.
С самого начала своей деятельности ВЧК наделялась правом ареста. 31 января 1918 г. СНК установил, что ВЧК занимается розыском, пресечением и предупреждением преступлений, передавая материалы для следствия в следственную комиссию трибунала, которая и передавала дела в суд. Таким образом, четко разграничивалась компетенция органов ВЧК и трибуналов. Создавались нормальные взаимоотношения между этими органами. Это положение было нарушено наступлением немецких войск, когда принятое в связи с этим постановление СНК 21 февраля 1918 г. наделило ВЧК правом внесудебного решения дел с применением высшей меры наказания - расстрела. ВЧК становится в полном смысле чрезвычайным органом. С этого времени органы ВЧК вели не только оперативную работу, но и проводили следствие и выносили приговор, заменяя следственные и судебные органы. Это привело к неизбежным при отсутствии процессуального контроля ошибкам и злоупотреблениям с гибелью невиновных.
После Октябрьской революции вооруженные силы страны составляли отряды Красной гвардии, рабочей милиции, части старой армии, которые поддержали Советскую власть. Одной из причин падения Временного правительства было нежелание солдат продолжать войну. Ввиду явной опасности, что с фронта вглубь страны хлынет неорганизованный поток вооруженных дезертиров, Советское государство сразу приступило к демобилизации старой армии.
ВЧК, созданная как чрезвычайный орган защиты, выполнила поставленные перед ней задачи и заложила основы дальнейшей деятельности органы госбезопасности.
С реформой 1922 г. органы государственной безопасности стали юридически конституционными. Был завершен формальный переход от «чрезвычайщины» к государственности.


Список литературы
Баталина В.В. Краткий курс по истории государства и права России. М.: Окей-кига  2007.
Из истории Всероссийской чрезвычайной комиссии (1917—1922 гг.). Сб. док. М., 1958, N 313.
История государства и права России.  Исаев И.А. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004.
История отечественного государства и права в вопросах и ответах.  Батычко В.Т. 2005
Колпакиди А., Север А. КГБ. — М.: Яуза Эксмо, 2010.
Леонов С.В. Рождение советской империи. Государство и идеология 1917 - 1922 гг. // М.-2007.
Ленин В. И. и ВЧК. Сборник документов (1917—1922 гг.). М., 1987.
Правда для служебного пользования: Из документов личного архива Ф.Э. Дзержинского // М. Неизвестная Россия: XX век .-2007.
Титов Ю.П. История государства и права России // М. Проспект.-2004.
Яковлева М. А. Дискуссии 1919–1921 годов о функциях и правах Всероссийской и Московской чрезвычайных комиссий: современный взгляд // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2010. — № 6












3

Список литературы
1.Баталина В.В. Краткий курс по истории государства и права России. М.: Окей-кига 2007.
2.Из истории Всероссийской чрезвычайной комиссии (1917—1922 гг.). Сб. док. М., 1958, N 313.
3.История государства и права России. Исаев И.А. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004.
4.История отечественного государства и права в вопросах и ответах. Батычко В.Т. 2005
5.Колпакиди А., Север А. КГБ. — М.: Яуза Эксмо, 2010.
6.Леонов С.В. Рождение советской империи. Государство и идеология 1917 - 1922 гг. // М.-2007.
7.Ленин В. И. и ВЧК. Сборник документов (1917—1922 гг.). М., 1987.
8.Правда для служебного пользования: Из документов личного архива Ф.Э. Дзержинского // М. Неизвестная Россия: XX век .-2007.
9.Титов Ю.П. История государства и права России // М. Проспект.-2004.
10.Яковлева М. А. Дискуссии 1919–1921 годов о функциях и правах Всероссийской и Московской чрезвычайных комиссий: современный взгляд // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2010. — № 6

всероссийская чрезвычайная комиссия

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Создание ВЧК

2. Внесудебные полномочия ВЧК

Вывод

Список источников и литературы

ВВЕДЕНИЕ

Созданная после Октябрьской революции система подавления с первых шагов несла в себе быстро развивающийся зародыш вседозволенности и аморальности, которые обосновывались революционной целеустремленностью. Хотя "всероссийская чрезвычайная комиссия создана в декабре 1917 года для борьбы против саботажа и бандитизма, то очень скоро ее функции распространились на "искоренение контрреволюции", понимаемой в самом широком смысле. Меч, предназначенный для законной защиты революции от заговоров ее реальных врагов было зарегистрировано более всего общества.

Лидеры большевизма, выдвигая на первый план борьбу классов, абсолютизировали значение государства как инструменты власти и отводили в нем особое место карательным инструментам. Сеть органов ВЧК опутала всю структуру гражданских и военных учреждений огромной страны. Осуществляя с санкции партии по своему разумению аресты, ведение эффектов, принятие и исполнение вступивших в законную силу приговоров, массовые расстрелы "заложников", ВЧК построен террор и беззаконие в разряд государственной политики. В то время революционного произвола берет свое начало специфическая идеология "чекизма", отлакированная и вылизанная последующими поколениями идеологов КПСС и публицистами, паразитирующими на "криминально-патриотической" романтике.

Эта идеология оказалась более живучей, чем структуры ее вдохновил. Не только, что за все время существования партийных карательных органов-от ВЧК до КГБ, она пользовалась некоторой симпатией и популярностью в массах, в то время как органы вызывали у людей, мягко говоря, страх.

Причина этого, конечно же, наш традиционный двойной стандарт. Суть секретной деятельности КГБ до сих пор никому в достаточной степени не известна, но из сознания не поднять то, что навечно оставили в нем многосерийные слащаво-мужественные телесериалы "о разведчиках". На самом деле идеология "чекизма" и чекисты ничего общего с разведчиками не имеют.

Это узурпированное у народа право на его "защиту" его именем от его "врагов" помимо его воли. Врагов определяет не народ, а партия. Враг нужен всегда. Без нее станет ясно, бесполезность системы. Поэтому "чекизм" - это постоянный поиск "врагов" по придуманной удобной формуле: "Кто не снами, тот против нас". Это слияние идеологии спецслужбы не с законом, а с идеологией правящей партии.

Узнать стоимость работы