Вам нужен реферат?
Интересует Культура?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Античный полис в истории древнегреческой культуры

  • 21 страница
  • 16 источников
  • Добавлена 09.12.2010
700 руб. 1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Античный полис
1.1. Возникновение и развитие античного полиса
1.2. Формирование социально – экономической и политической структуры полиса
2. Культура древнегреческих полисов
2.1. Архитектура античных полиса
2.2. Античное искусство
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Портики и боковые галереи предназначались для собиравшихся в храме людей. Колоннада окружала закрытое прямоугольное помещение где находилась статуя божества. Наиболее ясно идейный смысл периптера выражался в дорическом ордере, возникшем и разработанном в Пелопоннесе.
Весьма популярным становится так же ионический ордер. От дорического он отличается более стройными пропорциями, более широкой расстановкой колонн и обилием декора.
Столкновение различных тенденций и ордеров в архитектуре наиболее сильно сказалось на Афинах и Фивах. В строениях этого периода очень ярко была выражена борьба новых идейных требований народа с консерватизмом. Гекатомпедон благодаря этим тенденциям строился в виде древнего антового храма, украшенного с восточной пышностью, пестро раскрашенного фантастическими чудовищами на фронтоне. Уже ок. 350 года до н.э. он был перестроен на новый демократический лад и приобрел вид периптера с фронтонами, заполненными фигурами божеств.
Победа в Греко – персидских войнах приводит к новым тенденциям в архитектуре. Античная классика очень активно использовала опыт архаики, но тем не менее привнесла значительные изменения в строительство монументальных сооружений.
В храмах V века до н.э. установилась строгая соразмерность и упорядоченность пропорций, числа и масштабов колонн. В этот период происходит перестройка многих культовых сооружений. Был заново отстроен Парфенон, возведены Пропилеи, выстроен маленький ионический храм Ники Аптерос и Эрехтейон.
Таким образом, в результате активной поддержки застройки полисов правительством и развития новых архитектурных тенденций в архитектуре, полисы превратились в центр культурной жизни Греции, а замечательные архитектурные постройки сделали греческие полисы красивейшими городами древнего мира.

2.2. Античное искусство

Помимо центра развития архитектуры, греческие полисы так же являлись и центром развития еще ряда искусств, в частности скульптуры. Скульптуры и скульптурные композиции в изобилии украшали строения и обладали рядом своеобразных черт.
С культовых сооружений полисов начинаются наиболее ранние фронтонные композиции в древнегреческой скульптуре. Для архаичного скульптора характерно желание передать красоту идеального человеческого тела, которое в полной мере проявилось в произведениях более поздней эпохи, но слишком трудно еще было отойти художнику от формы каменного блока, и фигуры этого периода всегда статичны.
Первые памятники древнегреческой скульптуры эпохи архаики определяются геометрическим стилем (VIII в.). Это схематичные фигурки. Начало монументальной скульптуры в Греции относится к середине VII в. до н.э. и характеризуется ориентализирующими стилями, из которых наибольшее значение имел дедаловский, связанный с именем полумифического скульптора Дедала. К кругу «дедаловской» скульптуры относится статуя Артемиды Делосской, творение рук ученика Дедала Ендия.
Архаические рельефы украшают базы статуй, фронтоны и метопы храмов (в дальнейшем на место рельефов во фронтонах приходит круглая скульптура), надгробные стелы. Среди знаменитых памятников архаической круглой скульптуры - статуя Мосхофор («Тельценосец») с афинского Акрополя. В архаической скульптуре принят еще целый ряд условностей - например, так называемая «архаическая улыбка» на лицах архаических скульптур.
В «Корах» афинского Акрополя идеал женственности выражен в его первозданной чистоте. Улыбка светла, взор доверчив и как бы радостно изумлен зрелищем мира, фигура целомудренно задрапирована пеплосом - покрывалом, или легким одеянием - хитоном (в эпоху архаики женские фигуры, в отличие от мужских, еще не изображались нагими), волосы струятся по плечам вьющимися прядями. Эти коры стояли на постаментах перед храмом Афины, держа в руке яблоко или цветок.
Крупнейшие скульпторы ранней классики - Пифагор Регийский, Каламид и Мирон. Архитектору Иктину было поручено проектирование храмов, а их скульптором стал Фидий (высокая классика). Произведений, составивших славу Фидия, не сохранилось, но даже по поздним копиям можно представить магическую красоту его скульптур: «Зевс», «Афина - Воительница», «Афина Парфенос».
Не менее замечательно произведение современника Фидия - скульптора Мирона «Дискобол», а также творения Поликлета: статуя Геры, выполненая из золота и слоновой кости, «Дорифор» («Копьеносец»), «Раненая амазонка».
В период эллинизма в скульптуре возрастает интерес к человеческому характеру стимулирует развитие скульптурного портрета. Противоречия действительности остро преломились в творчестве Скопаса, запечатлевшего своих мифологических композициях драматизм борьбы, силу духовных и физических порывов человека. В статуях Праксителя преобладают мечтательная задумчивость, элегия, покой и созерцательность.
В работах Лисиппа, придворного скульптора Александра Македонского проявляется острое ощущении изменчивой драматически сложной жизни мира, в героическую тематику вплетаются ноты возбуждения, тревоги. На произведения Леохара стремившегося следовать возвышенным образам классики 5 в, лежит печать академической холодности (Гаспаров М.Л. Занимательная Греция, С. 52).
Особые реалистичные черты прослеживались в процессе формирования античной живописи. Пронаблюдать их возможно в немногочисленных сохранившихся фресках и вазописи. В рисунках наряду с мифологическими сюжетами присутствуют и многочисленные сцены быта, в которых более быстро развивалась и утверждалась бытовая наблюдательность, особенно у таких выдающихся мастеров, как Эксекий (сер. VI века до н.э.). К концу VI века до н.э. именно вазопись оказывается на первом месте.
К V веку до н.э. происходит замена старой чернофигурной техники росписи ваз, краснофигурной, позволяющей вместо плоского силуэта давать трехмерное построение человеческой фигуры, изображая любое реальное движение и жест. Творчество некоторых из мастеров первых краснофигурных ваз наглядно показывает борьбу новых реалистичных принципов с сохраняющимися условностями архаики. Рядом с героическими темами троянской войны, перекликающимися с событиями современности, рисуются яркие живые бытовые сцены с весьма прозаическими сюжетами.
Среди греческих художников V в. до н.э. выделяются Полигнот, Аполлодор и Паррасий. К сожалению, их живописные произведения до нашего времени не дошли, сохранились лишь описания современников (Чубова А.П., Иванова А.Н. Античная живопись, С. 81).
Произведения Полигнота оказали огромное влияние не только на живопись, но и на скульптуру. Полигнот впервые создал сложные многофигурные композиции, используя наиболее драматические сюжеты греческой мифологии и истории. Полигноту принадлежат прославленные росписи Пинакотека, где он изобразил среди других героических сюжетов «Битву при Марафоне».
Зато сохранились прекрасные образцы вазовой росписи, свидетельствующие о высоком мастерстве их создателей и развитии в полисах ремесла. Крупнейшими вазописцами ранней греческой классики были Евфроний и Евтимид, работавшие в технике краснофигурной росписи.
В живописи поздней классики происходили такие же перемены как в скульптуре. Наиболее прославленные мастера IV века до н.э. часто обращались к жанровой трактовке мифологических сюжетов, пользуясь различными колористическими и свето – теневыми эффектами. В вазописи становится господствующим чисто декоративный, так называемый роскошный стиль.
Заключение

Начало истории античных полисов теряется в незапамятных временах. Возникновение полисов стало одним из важных признаков, свидетельствующим о переходе греческого общества от варварства к цивилизации. Афины.
В период архаики полисы становится центрами политичекой, экономической и культурной жизни.
Процесс социально – имущественного расслоения начался в полисах достаточно рано. Уже в VII веке до н. э. этот процесс получил свое дальнейшее развитие. Лучшие земли целиком сосредоточились в руках родовой аристократии. Существовало суровое долговое право в силу которого несостоятельные должники отвечали перед кредитором не только своим имуществом, но и личной свободой, а так же свободой членов своей семьи. Долговая кабала являлась одним из источников рабства, достигшего значительного развития.
Наиболее передовые стороны общественной жизни полисов VII - VI веков до н. э. отразились в сложении и развитии культуры. Совершенно особое место в истории греческой культуры занимает архитектура, оформившаяся в несколько стилей, представленных в культовых и дворцовых сооружениях. Помимо центра развития архитектуры, полисы так же являлись и центром развития еще ряда искусств, в частности скульптуры. Скульптуры и скульптурные композиции в изобилии украшали строения полисов и обладали рядом своеобразных черт.
Особые реалистичные черты прослеживались в процессе формирования античной живописи в древнегреческих полисах. Пронаблюдать их возможно в немногочисленных сохранившихся фресках и вазописи. В рисунках наряду с мифологическими сюжетами присутствуют и многочисленные сцены быта.


Список использованной литературы

Алпатов М.В. Художественные проблемы искусства древней Греции.- М.: Искусство, 1987.
Античная литература. Греция. Антологая. ч. 1-2 / Сост. Н.А. Федоров, В.И. Мирошенкова. - М.: Просвещение, 1989.
Античная цивилизация / Под ред. В.Д. Блаватского. - М.: Наука, 1973.
Боннар А. Греческая цивилизация. - М.: Искусство, 1995.
Брунов Н.И. Памятники Афинского Акрополя. Парфенон и Эрехтейон. - М.: Искусство, 1973.
Виппер Б.Р. Искусство древней Греции. - М.: Наука, 1972.
Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. - М.: Акрополь, 2005.
Гладкий В.Д. Древний мир. – М.: Центрполиграф, 1998.
Колобов А.В., Гущин ВУ., Братухин А.Ю. Античная мифология в историческом контексте. - М.: Папирус, 2004.
Колпинский Ю.д. Великое наследие античной Эллады. - М.: Искусство, 1988.
Куманецкий К. История культуры древней Греции и Рима. - М:Высшая школа, 1990.
Маринович Л.П., Кошеленко Г.А. Судьба Парфенона. - М.: Логос, 2000.
Полевой В.М. Искусство Греции. - М.: Знание, 1990.
Ривкин Б.И. Античное искусство / Малая история искусств. - М.; Искусство, 1972.
Чубова А.П., Иванова А.Н. Античная живопись. - М.; Искусство,1967.
Штаерман Е.М. Кризис античной культуры. - М.; Наука, 1975.














2

Список использованной литературы

1.Алпатов М.В. Художественные проблемы искусства древней Греции.- М.: Искусство, 1987.
2.Античная литература. Греция. Антологая. ч. 1-2 / Сост. Н.А. Федоров, В.И. Мирошенкова. - М.: Просвещение, 1989.
3.Античная цивилизация / Под ред. В.Д. Блаватского. - М.: Наука, 1973.
4.Боннар А. Греческая цивилизация. - М.: Искусство, 1995.
5.Брунов Н.И. Памятники Афинского Акрополя. Парфенон и Эрехтейон. - М.: Искусство, 1973.
6.Виппер Б.Р. Искусство древней Греции. - М.: Наука, 1972.
7.Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. - М.: Акрополь, 2005.
8.Гладкий В.Д. Древний мир. – М.: Центрполиграф, 1998.
9.Колобов А.В., Гущин ВУ., Братухин А.Ю. Античная мифология в историческом контексте. - М.: Папирус, 2004.
10.Колпинский Ю.д. Великое наследие античной Эллады. - М.: Искусство, 1988.
11.Куманецкий К. История культуры древней Греции и Рима. - М:Высшая школа, 1990.
12.Маринович Л.П., Кошеленко Г.А. Судьба Парфенона. - М.: Логос, 2000.
13.Полевой В.М. Искусство Греции. - М.: Знание, 1990.
14.Ривкин Б.И. Античное искусство / Малая история искусств. - М.; Искусство, 1972.
15.Чубова А.П., Иванова А.Н. Античная живопись. - М.; Искусство,1967.
16.Штаерман Е.М. Кризис античной культуры. - М.; Наука, 1975.



Пятьдесят

Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Северо-западная академия государственной службы

Факультет государственного и муниципального

РЕФЕРАТ

Античный полис как особая форма культуры в истории древней Греции

Санкт-Петербург 2007

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Греция XI-IX века до.

1.1 Гомеровская Греция XI-IX ВВ. перед сном

1.2 Данные археологии

1.3 Новое явление в общественной жизни XI-IX века до н. э

2. Греческий полис

2.1 Полис древней Греции: общая характеристика

2.2 Греческий полис как социально-политический организм

3. Культура Греции архаического и классического периодов

3.1 Особенности формирования греческой культуры в VIII-IV века до н. э

3.2 Греческая религия и государственные праздники

3.3 Литература и театр

3.4 Архитектура и изобразительное искусство

3.5 Живописи

3.6 Философии, науки, образования

Вывод

ВВЕДЕНИЕ

Реферат, как вы уже знаете, называется "Античный полис как особая форма культуры в истории древней Греции". Выбор пал на эту тему не случайно, ведь Древняя Греция и культура занимают особое место в мировой истории. В высокой оценке античной (т. е. греко-римской) цивилизации мыслителей разных эпох и жанров. Французский историк прошлого века Эрнест Ренан назвал цивилизацию древней Эллады "чудо греческого". Самые высокие оценки греческой цивилизации не кажутся преувеличенными. Но то, что породило идею "чуда"? Греческая цивилизация -- не единственная, да и не самая древняя. Когда она появилась, некоторые цивилизации древнего Востока измеряли свою историю уже тысячелетиями. Это относится, например к Египту и Вавилону. Мысль о чуде греческой цивилизации вызвана скорее всего ее необычайно быстрым цветением. Общество и культура Древней Греции уже в начале третьего тысячелетия до нашей эры находилась на той же ступени развития, которая позволяет говорить о переходе от варварства к цивилизации. Создание греческой цивилизации относится к эпохе "культурного переворота" - VII - V века до е., В течение трех веков в Греции возникла новая форма государства -- первая в истории демократии. Это греческий полис, город-государство.

Узнать стоимость работы