Вам нужнакурсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Исследование звукослоговой структуры слов у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи.

  • 43 страницы
  • 40 источников
  • Добавлена 23.11.2010
800 руб.1 600 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Глава I. Теоретический анализ проблемы развития звукослоговой структуры слов у дошкольников с ОНР
1.1.Звукослоговая структура речи русского языка
1.2.Закономерности формирования звукослоговой структуры слов у дошкольников в онтогенезе
1.3.Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР
1.4.Особенности усвоения слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР
Глава 2. Методика исследования звукослоговой структуры слов у дошкольников с ОНР
2.1. Цели, задачи, методы и организация констатирующего эксперимента
2.2. Характеристика экспериментальной группы
2.3. Методика исследования
Глава 3. Особенности звукослоговой системы слова детей среднего дошкольного возраста с ОНР
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Перед ребенком раскладываются поочередно пары картинок на слова квазиомонимы и задаются вопросы: («Где крыса? Где крыша?» и т. д. По двум картинкам задаются 3-4 вопроса, чтобы избежать случайного выполнения задания.
Инструкция. «Я буду называть слова, а ты постарайся правильно показать картинку».
Речевой материал: миска-мышка, крыса-крыша, каска-кашка, козы-кожи, лизать-лежать, лес-лещ, плюс-плющ, весы-вещи, жук-сук, нос-нож, забыть-забить, вол-вел, завод-зовет, дымка-Димка, угол-уголь, лук-люк, мыло-Мила, мышка-мишка, банка-банька, нос-нес, пальцы-пяльцы, горка-горько, осы-оси, тапки-тяпки, шест-шесть, суп-зуб, сайка-зайка, коса-коза, собор-забор, сабля-цапля, свет-цвет, Светик-цветик, челка-щелка, плач-плащ, Луша-лужа, шар-жар, пашня-башня, палка-балка, запор-забор, тачка-дачка, уточка-удочка, махать-макать, кора-гора, тапки-цапки, чаша-чаща, плюш-плющ, украшать-укрощать, галька-гайка, лямка-ямка, лед-йод, тапки-шапки, звери-двери, зуб-дуб, кафтан-каштан, шишки-фишки, варить-валить, игра-игла, салат-халат, гроздь-гвоздь, санки-танки, загон-вагон, рама-дама, галка-балка, рама-рана, трап-краб, баран-варан, бинт-винт, граб-драп, пень-тень.
Критерии оценки:
4 балла – все задание выполнено верно;
3 балла – нарушается дифференциация одного звука;
2 балла – нарушается дифферекнциация 2-3 звуков;
1 балл – нарушается дифференциация более трех звуков.

3. Исследование умения воспринимать и воспроизводить слова-паронимы.
Процедура и инструкция. «Сейчас я буду называть тебе по два слова. Внимательно слушай и повторяй. Одинаковые или нет эти слова?».
Существительные: здравица-здравница, факт-фактор, президент-резидент, форум-кворум, комплект-комплекс, континент-контингент, контакт-контракт, дезинфекция-дезинсекция, полковник-поклонник.
Прилагательные: одинарный-ординарный, пластичный-пластический.
Глаголы: начертить-начертать, сточить-стачать.
Критерии оценки:
4 балла – все задание выполнено верно;
3 балла – нарушается восприятие одного слова;
2 балла – нарушается восприятие 2-3 слов;
1 балл – нарушается восприятие более трех слов.

4. Исследование умения воспринимать и воспроизводить слова, составленные с учетом акустических характеристик звуков, входящих в их состав.
Процедура и инструкция: «Я буду говорить слова, а ты внимательно слушай и поправляй меня. Например, я скажу слово «стол». Правильно я сказала? (Правильно.) Я если я скажу «стом», это будет правильно? (Неправильно.)».
Далее называются слова и задается вопрос: «Правильно я сказала?» Если ребенок определяет асемантичное звукосочетание как неправильное слово, ему задается вопрос: «А как казать правильно?»
Речевой материал: молоток, самолет, кувшим, шолудь, сумга, кажа, ластотька, кошка, сопака, шанки, бакет, крач, чигр, кровачь, кольсо, тощка, щука, тыня, коска и т.д.
Критерии оценки:
4 балла – все задание выполнено верно;
3 балла – нарушается восприятие нескольких слов;
2 балла – нарушается восприятие половины слов;
1 балл – нарушается восприятие более половины слов.

Для всех заданий:
Высокий уровень – 4 балла,
Средний уровень – 3 балла,
Ниже среднего – 2 балла,
Низкий уровень – 1 балл.

Глава 3. Особенности звукослоговой системы слова детей среднего дошкольного возраста с ОНР
Изучение сенсорно-перцептнвного уровня восприятия речи показало, что у большинства дошкольников с ОНР наблюдается смешения звуков. Наиболее распространёнными оказались смешение свистящих и шипящих звуков (с-ш, з-ж, с-ч, с-щ), а также сонорных (р-л) – 53%.
У 33 % дошкольников с ОНР выявлено искажённое произношение звуков, преимущественно свистящих, а также увулярное и велярное произношение звука р.
У 27 % дошкольников экспериментальной группы обнаружились стойкие замены одного звука другим звуком (р-л, л-ль, л-в, ш-с, ж-з). Наблюдалось и отсутствие звуков, звука р (14 %).
У детей контрольной группы наблюдались редкие смешения свистящих и шипящих звуков, искаженное произношение сонорных звуков.
Таким образом, у детей с ОНР выявлено своеобразие в соотношении смешений, искажений и замен. Преобладающим видом нарушений звукопроизношения является смешение звуков. На втором месте стоят искажения, на третьем месте – стойкие замены. Можно предположить, что преобладание смешение звуков над заменами и искажениями говорит о нечёткости слуховых образов звуков, недостаточной сформированности речеслухового анализа и синтеза.
На рисунке 1. показано распределение по уровням сенсорно-перцептнвного восприятия речи.

Рисунок 1. Уровни сенсорно-перцептнвного восприятия речи

Исследование слуховой дифференциации звуков на материале слов-квазиомонимов показало, что были допущены следующие ошибки. Дети с ОНР допускали ошибки при слуховой дифференциации слов, отличающихся артикуляторно сходными, но акустически далекими звуками, таких как каска-кашка, лес-лещ, шест-шесть, лук-люк, горка-горько в 53% случаев. Также 40% детей допускали ошибки при показе картинок при дифференциации слов-квазиомонимов, отличающихся акустически и артикуляторно близкими звуками, например, собор-забор, суп-зуб, коса-коза, сабля-цапля, свет-цвет, запор-забор, гора-кора, украшать-укрощать. Также встречались ошибки при показе картинок при дифференциации слов-квазиомонимов, отличающихся акустически и артикуляторно далекими звуками, таких как игра-игла, звери-двери, гроздь-гвоздь у 33% детей. Ошибки при показе картинок при дифференциации слов-квазиомонимов, отличающихся акустически близкими, но артикуляторно далекими звуками встречались у 27% детей. Также было выявлено, что при выполнении всех заданий многие дети испытывали затруднения в показе картинок, которые обозначали незнакомые для них слова. Это указывает на то, что дети с ОНР имеют небольшой лексический запас слов. Не вызывают затруднения слова, которые часто используются в повседневной жизни. Затруднялись в показе картинок плюс-плющ, банка-банька, пальцы-пяльцы, сабля-цапля, пашня-башня, махать-макать, кафтан-каштан, загон-вагон, галка-балка, граб-драп, ряд-яд, баран-варан.
Данные ошибки можно объяснить тем, что у дошкольников с ОНР отмечаются нарушения формирования лексики, которые проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов.
Дети контрольной группы во всех заданиях показали высокий и средний уровень. Затруднения у детей вызывали сложные и незнакомые слова - плющ, банька, пяльцы, кафтан-каштан, граб-драп, варан.
Уровни выполнения заданий на исследование восприятия речи на фонологическом уровне представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Уровни выполнения заданий на слуховую дифференциацию звуков на материале слов-квазиомонимов

Результаты исследования умения воспринимать и воспроизводить слова-паронимы показало, что у дошкольников с ОНР наблюдаются нарушения данной функции, они допускали ошибки, говоря, что такие слова одинаковые, как здравица-здравница, президент-резидент, дезинфекция-дезинсекция, одинарный-ординарный, сточить-стачать. Данные нарушения указывают на ослабление дифференцированной деятельности, связанной с различением близко звучащих фонем. У детей экспериментальной группы наблюдаются трудности в анализе нарушенных в произношении звуков, неподготовленность детей с речевыми нарушениями к элементарным формам звукового анализа, затруднения при анализе звукового состава речи.
Дети контрольной группы справились с данным заданием, трудности возникали только с теми словами, которые им были незнакомы, например, форум-кворум.
Уровни выполнения заданий на исследование умения воспринимать и воспроизводить слова-паронимы представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Уровни выполнения заданий на умения воспринимать и воспроизводить слова-паронимы

Исследование умения воспринимать и воспроизводить слова, составленные с учетом акустических характеристик звуков, входящих в их состав показало, что дошкольники с ОНР большей частью (67%) могут определить неправильное слово, но при этом сказать, как оно произносится правильно не могут. Остальные 27% детей считают, что все слова произнесены правильно.
Дети контрольной группы полностью справились с заданием, лишь некоторые дети допускали небольшие ошибки.
Уровни выполнения заданий на исследование умения воспринимать и воспроизводить слова, составленные с учетом акустических характеристик звуков представлены на рисунке 4.

Рисунок 4. Уровни выполнения заданий на исследование умения воспринимать и воспроизводить слова, составленные с учетом акустических характеристик звуков

В результате исследования было выявлено недоразвитие восприятия как на фонетическом, так и на фонематическом уровне, а также несформированность звукослоговой системы слова у детей экспериментальной группы по сравнению с детьми контрольной группы.
Недифференцированность фонематического восприятия, прежде всего, проявлялась по различении как артикуляторно и акустически близких звуков, так и артикуляторно близких, но акустически далеких звуков (в заданиях на различение слов - квазиомонимов, при повторении слогов).
Таким образом, проведенное исследование выявило нарушения фонематических функций у дошкольников с ОНР, проявляющиеся на разном уровне. С детьми должна быть организована коррекционная работа.
Выводы по третьей главе
По результатам исследования всех детей экспериментальной группы можно разделить на три подгруппы.
В первую подгруппу со средним уровнем звукослоговой структурой слова можно отнести одного ребенка. У него недостаточно сформирована звукослоговая система речи, им допускались ошибки при оппозиционных звуках и при стечении согласных. Больше ошибок наблюдалось в спонтанной речи, чем по образцу.
Во вторую подгруппу с уровнем ниже среднего можно отнести десять детей из экспериментальной группы. У данной группы детей еще недостаточно сформирована звукослоговая система речи, они допускали ошибки, особенно при оппозиционных звуках и при стечении согласных. Больше ошибок наблюдалось в спонтанной речи, чем по образцу. Большинство ошибок заключалось в заменах и искажениях. При исследовании слоговой системы дети в данной группе затруднялись произносить слова с течением согласных и состоящие более чем из трех слогов.
В третью подгруппу с низким уровнем можно отнести четыре ребенка экспериментальной группы. У них звукослоговая система еще не сформирована. Они не справлялись со всеми заданиями, у них нарушено восприятие, дифференциация и произношение звуков, слогов и слов.
Проведенное исследование показывает, что необходимо проводить специальную коррекционную работу, направленную на формирование звукослоговой системы у дошкольников с ОНР.
Заключение
Проблема коррекции нарушений слоговой структуры слова на сегодняшний день остается одной из самых актуальных в логопедической теории и практике. Разработкой теоретического аспекта данной проблемы занимались многие исследователи.
Исследования нарушения звукослоговой структуры у детей с ОНР показывают следующие особенности нарушения:
Искажения звукослоговой структуры слова представляют собой один из симптомов сложного комплекса фонетико-фонематических нарушений при ОНР.
Нарушения слоговой структуры проявляются как в нарушении количества и последовательности слогов в слове, так и в нарушении отдельного слога, особенно со стечением согласных.
Искажения звукослоговой структуры слова у детей с ОНР разнообразны. Характер нарушения звукослоговой структуры слова определяется различными факторами. Ведущими факторами, приводящими к нарушениям звукослоговой структуры слова у детей с ОНР, являются мышечная и иннервационная недостаточность органов артикуляции, трудность дифференциации артикуляторных укладов звуков, дисфункция артикуляторной программы.
Ввиду специфических артикуляторных затруднений распространенными являются ошибки, затрагивающие звуковой состав слова и проявляющиеся на фоне более сохранного слогового его контура. Основная трудность воспроизведения слогового контура заключается не в трудности слияния ряда слогов в один последовательный ряд, а в слиянии разных слогов в ряду.
По результатам исследования всех детей экспериментальной группы можно разделить на три подгруппы.
В первую подгруппу со средним уровнем звукослоговой структурой слова можно отнести одного ребенка. У него недостаточно сформирована звукослоговая система речи, им допускались ошибки при оппозиционных звуках и при стечении согласных. Больше ошибок наблюдалось в спонтанной речи, чем по образцу.
Во вторую подгруппу с уровнем ниже среднего можно отнести десять детей из экспериментальной группы. У данной группы детей еще недостаточно сформирована звукослоговая система речи, они допускали ошибки, особенно при оппозиционных звуках и при стечении согласных. Больше ошибок наблюдалось в спонтанной речи, чем по образцу. Большинство ошибок заключалось в заменах и искажениях. При исследовании слоговой системы дети в данной группе затруднялись произносить слова с течением согласных и состоящие более чем из трех слогов.
В третью подгруппу с низким уровнем можно отнести четыре ребенка экспериментальной группы. У них звукослоговая система еще не сформирована. Они не справлялись со всеми заданиями, у них нарушено восприятие, дифференциация и произношение звуков, слогов и слов.
Список литературы
Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб., 2001. – 45с.
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272с.
Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. – М.: Книголюб, 2005. – 96с.
Бельтюков, В.И., Салахова, А.Д. Закономерности овладения произношением слышащими детьми / В.И. Бельтюков, А.Д. Салахова // Дефектология. – 1976. – № 4. – С. 15-18
Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. – М.: Скрипторий 2003, 2008. – 136с.
Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. — М., 2007. — 56с.
Большакова С.Е. Формируем слоговую структуру слова. — М., 2006. — 32с.
Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие и проблемы дефектологии. – М., 1987. – 264с.
Винарская Е.Н. Нарушение пространственной ориентации движений взора и конечностей при зрительной агнозии // Проблемы восприятия пространства и времени. – Л.: Изд-во ЛГУ им. А.А. Жданова, 1961. – 198с.
Воспитание и обучение детей с расстройством речи. / Под. ред. С.С. Ляпидевскаго. – М. 1968. – 342с.
Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999. — 352с.
Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003. – 298с.
Галкина-Федорук Е.М., Горшкова К.В., Шанский Н.М. Современный русский язык. Ч. 1, под ред. проф. Галкиной-Федорук Е.М. – М.: Издательство московского университета, 1962. – 427с.
Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. – М., 1948. – 87с.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 2007. – 358с.
Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 112с.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М, 2005. – 79с.
Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. – 369с.
Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2004. – 374с.
Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект. / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Совершенство, 2001. – 368с.
Китаева Н.Н. Особенности коррекции нарушения звукослоговой структуры слова у дошкольников с задержкой психического развития. Автореферат. – СПб, 2002. – 322с.
Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. – СПб: Речь, 2006. – 386с.
Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 243с.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 1999. – 262с.
Левина Р.Е. Нарушение речи и письма у детей: Избранные труды. М.: АРКТИ, 2005. – 222с.
Леонтьев А.А. Психофизиологические механизмы речи. Общее языкознание. – М.: Наука, 1969. – 445с.
Лепская Н.И., Винарская Е.Н., Богомазов Г.М. Способы слогоделения слов детьми разных возрастных групп и современные теории слога // Фонология. Фонетика. Интонация. // Материалы к IX Международному конгрессу фонетических наук – М., 1979. – с. 107-115.
Логопедия: Учебник / Под ред. Л.С. Волковой. -5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 524с.
Лопатина Л.В. О нарушениях звукослоговой структуры слова у дошкольников со стертой дизартрией // Логопед в детском саду, № 1(4), 2005
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. – М.: Академический проект, 2000. – 504с.
Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. – М.: Академия, 2000. – 315с.
Мастюкова Е.М. Клиническая диагностика в комплексной оценке психомоторного развития и прогноза детей с отклонениями в развитии//Дефектология – 1996 – №5 –3-9с.
Маркова А.К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи: Дисс. канд. пед. наук. – М., 1963. – 25с.
Современный русский язык. Фонетика: учеб. пособие для пед. институтов / Тихонов А.Н. – М.: Просвещение, 1981. – 388с.
Современный русский язык. Фонетика: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / Л.Л. Касаткин. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 361с.
Титова Т.А. Нарушения звукослоговой структуры слова и их коррекция у детей с речевой патологией. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 126с.
Филичева Т.Б. Четвёртый уровень недоразвития речи // Методическое наследие / Под ред. Л.С.Волковой: В 5 кн. – М., 2003. – Кн. V Фонетико – фонематическое и общее недоразвитие речи . – 187с.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 275с.
Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 1996. – 354с.
Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку. – М., 1957. – 258с.

43

Список литературы
1.Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб., 2001. – 45с.
2.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272с.
3.Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. – М.: Книголюб, 2005. – 96с.
4.Бельтюков, В.И., Салахова, А.Д. Закономерности овладения произношением слышащими детьми / В.И. Бельтюков, А.Д. Салахова // Дефектология. – 1976. – № 4. – С. 15-18
5.Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. – М.: Скрипторий 2003, 2008. – 136с.
6.Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. — М., 2007. — 56с.
7.Большакова С.Е. Формируем слоговую структуру слова. — М., 2006. — 32с.
8.Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие и проблемы дефектологии. – М., 1987. – 264с.
9.Винарская Е.Н. Нарушение пространственной ориентации движений взора и конечностей при зрительной агнозии // Проблемы восприятия пространства и времени. – Л.: Изд-во ЛГУ им. А.А. Жданова, 1961. – 198с.
10.Воспитание и обучение детей с расстройством речи. / Под. ред. С.С. Ляпидевскаго. – М. 1968. – 342с.
11.Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999. — 352с.
12.Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003. – 298с.
13.Галкина-Федорук Е.М., Горшкова К.В., Шанский Н.М. Современный русский язык. Ч. 1, под ред. проф. Галкиной-Федорук Е.М. – М.: Издательство московского университета, 1962. – 427с.
14.Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. – М., 1948. – 87с.
15.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 2007. – 358с.
16.Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 112с.
17.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М, 2005. – 79с.
18.Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. – 369с.
19.Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2004. – 374с.
20.Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект. / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Совершенство, 2001. – 368с.
21.Китаева Н.Н. Особенности коррекции нарушения звукослоговой структуры слова у дошкольников с задержкой психического развития. Автореферат. – СПб, 2002. – 322с.
22.Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. – СПб: Речь, 2006. – 386с.
23.Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 243с.
24.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 1999. – 262с.
25.Левина Р.Е. Нарушение речи и письма у детей: Избранные труды. М.: АРКТИ, 2005. – 222с.
26.Леонтьев А.А. Психофизиологические механизмы речи. Общее языкознание. – М.: Наука, 1969. – 445с.
27.Лепская Н.И., Винарская Е.Н., Богомазов Г.М. Способы слогоделения слов детьми разных возрастных групп и современные теории слога // Фонология. Фонетика. Интонация. // Материалы к IX Международному конгрессу фонетических наук – М., 1979. – с. 107-115.
28.Логопедия: Учебник / Под ред. Л.С. Волковой. -5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 524с.
29.Лопатина Л.В. О нарушениях звукослоговой структуры слова у дошкольников со стертой дизартрией // Логопед в детском саду, № 1(4), 2005
30.Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. – М.: Академический проект, 2000. – 504с.
31.Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. – М.: Академия, 2000. – 315с.
32.Мастюкова Е.М. Клиническая диагностика в комплексной оценке психомоторного развития и прогноза детей с отклонениями в развитии//Дефектология – 1996 – №5 –3-9с.
33.Маркова А.К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи: Дисс. канд. пед. наук. – М., 1963. – 25с.
34.Современный русский язык. Фонетика: учеб. пособие для пед. институтов / Тихонов А.Н. – М.: Просвещение, 1981. – 388с.
35.Современный русский язык. Фонетика: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / Л.Л. Касаткин. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 361с.
36.Титова Т.А. Нарушения звукослоговой структуры слова и их коррекция у детей с речевой патологией. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 126с.
37.Филичева Т.Б. Четвёртый уровень недоразвития речи // Методическое наследие / Под ред. Л.С.Волковой: В 5 кн. – М., 2003. – Кн. V Фонетико – фонематическое и общее недоразвитие речи . – 187с.
38.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 275с.
39.Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 1996. – 354с.
40.Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку. – М., 1957. – 258с.

Проблемы пространственных представлений у детей дошкольного возраста совместно с недоразвитием речи в психолого-педагогических исследованиях



Курсы

&';Проблемы пространственных представлений у детей дошкольного возраста совместно с недоразвитием речи в психолого-педагогических исследованиях&';

Введение

В процесс познания представления является ступенью перехода от ощущения и восприятия, мышления. таким Образом, проблема развития представлений, в том числе пространственных представлений является одним из самых важных. Психический процесс развития представлений рассматривался в работах Л. с. Выготского, A. V. Запорожец, P. I. Гальперина, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызиной, Е. А. Стребелевой, Б., Ананьева, Х Пиаже, S. L. Рубинштейн, д. Б. Эльконина и др.

Мозга организация речевых функций стала предметом исследования в середине XIX -  v. в работах П. Брока, Потому что Вернике. Организация речевой функции разносторонне освещена А. Р. Лурия по основам нейропсихологии (1973).

В исследованиях причин общего недоразвития речи существовали различные точки зрения: P. A. "-Давид, Е. А. Кириченко утверждают, что недоразвитие речи является следствием "общеорганической интеллектуальной дефективности".

от P. E. Левиной другой точки зрения: она говорит о том, что первичный дефект речи, появляются в указанном недоразвитии речевой функции не означает, что уровень психического развития детей с данной патологией можно отнести к категории умственно отсталых. Она рассматривала отклонения в развитии познавательной деятельности, выраженных нарушениях речи как вторичную задержку. Это положение подтверждается в работах других исследователей (Т. А. Власова, V. I. Лубовский, и др.).

Е. М. Мастюкова считает, что этот вопрос должен решаться дифференцированно, так как группа детей с нарушениями речи отличается разнообразием форм.

Психология детей с общим недоразвитием речи является одной из самых разработанных отраслей специальной психологии. Традиционно, нарушения речи были предметом изучения логопедии.

Целью данной работы является изучение и уточнение теоретической базы по проблеме развития пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи.

Для этого определим, что пространственные представления должен освоить дошкольник, рассмотрим направления психологических исследований по данной проблеме, рассмотрим процесс развития пространственных представлений на дошкольника, как обычно, определим особенности дисциплины процесс часто у детей с недоразвитием речи.

Узнать стоимость работы