Регулирование конфликтов в организациях

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социология общая
  • 1818 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 31.01.2011
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Понятие конфликта. Основные подходы в изучении природы, причин, динамики конфликта
Управление конфликтами
Прогнозирование и профилактика конфликтов
Выводы
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

И все же на некоторые, имеющие психологическую основу, целесообразно обратить особое внимание.
Это: формирование общественного мнения, обращение к “ третейскому судье”, “откровенный разговор”, объективизация конфликта (исключение эмоций), “взрыв” (метод публичного осуждения конфликтующих сторон всем коллективом).
Таким образом, особенности управления конфликтами определяется их спецификой как сложного социального явления. Наиболее эффективным в преодолении конфликтов является их прогнозирование и профилактика. Регулирование возникшего конфликта зависит от целей, динамики особенностей участников, их эмоционального состояния.
Прогнозирование и профилактика конфликтов
Прогнозирование конфликтов – заключается в обоснованном предположении об их возможном будущем возникновении или развитии. Признаки социальной напряженности могут быть выявлены методом обычного наблюдения. Возможны следующие способы прогнозирования "зреющего" конфликта:
стихийные мини-собрания (беседы нескольких человек);
увеличение числа неявок на работу;
увеличение числа локальных конфликтов;
снижение производительности труда;
повышенный эмоционально-психологический фон;
массовое увольнение по собственному желанию;
распространению слухов;
стихийные митинги и забастовки;
рост эмоциональной напряженности.
Выявление источников социальной напряженности и прогнозирование конфликта на ранней стадии его развития значительно снижает затраты и уменьшает возможность негативных последствий. Важным способом управления конфликтами является их профилактика [11].
Профилактика конфликтов - заключается в такой организации жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними. Профилактика конфликтов – это их предупреждение в широком смысле слова. Предупредить конфликты гораздо легче, чем конструктивно разрешить их. Профилактика конфликтов не менее важна, чем умение конструктивно их разрешить. Она требует меньше затрат сил, средств и времени.
Объективные и организационно-управленческие условия, которые способствуют профилактике деструктивных конфликтов:
1. Создание благоприятных условий для жизнедеятельности работников в организации (материальная обеспеченность семьи, условия работы членов семьи и обучение детей; здоровье человека; отношение в семье).
2. Справедливое и гласное распределение материальных благ в коллективе, организации.
3. Разработка правовых и других нормативных процедур разрешения типичных предконфликтных ситуаций (унижение начальником достоинства подчиненного; определение размеров заработной платы; назначение на вакантную должность при наличии нескольких претендентов; увольнение сотрудников).
4. Успокаивающая материальная среда, окружающая человека: (удобная планировка рабочих и жилых помещений, освещенность, наличие комнатных растений, аквариумов, оборудование комнат психологической разгрузки, отсутствие раздражающих шумов).
5. Использование различных форм поощрения.
В интересах предупреждения возникновения конфликтов необходимо учитывать, что социальное взаимодействие носит непротиворечивый характер тогда, когда оно сбалансировано. Есть пять основных балансов, сознательное или несознательное нарушение которых может привести к конфликтам:
1. Поддержание в ходе взаимодействия баланса ролей. Каждый из партнеров может играть по отношению к другому роли старшего, равного или младшего по своему психологическому статусу. Психологически наиболее комфортной ролью человека нередко является роль старшего. Но эта роль потенциально наиболее конфликтна, поскольку именно она не устраивает партнера. Он не хочет играть роль младшего. Наиболее благоприятным для предупреждения ролевого конфликта является взаимодействие с окружающими на равных.
2. Поддержание баланса взаимозависимости в решениях и действиях. Каждый в идеале стремится делать то, что он хочет и когда хочет. Однако свобода каждого из нас не может обеспечиваться за счет свободы тех, с кем мы взаимодействуем. Слишком большая зависимость человека от партнера ограничивает его свободу и может спровоцировать конфликт. В ходе общения необходимо поддерживать комфортный баланс взаимозависимости.
3. Нарушение баланса взаимных услуг во взаимодействии диады людей чревато напряженностью в их взаимоотношениях и возможным конфликтом. Если человек оказал сослуживцу ненормативную услугу, а в ответ не получил с течением времени услуги примерно такой же ценности, то баланс услуг нарушается.
4. Поддержание баланса ущерба. Если человеку нанесен ущерб, то он испытывает желание причинить ответный ущерб тем людям, по чьей вине пострадал. Нанесение ущерба нарушает сбалансированность межличностного или межгруппового взаимодействия и может стать основой конфликта.
5. Пятый баланс, сохранение которого способствует профилактике конфликтов, состоит в сбалансированности самооценки и внешней оценки. В процессе социального взаимодействия люди постоянно оценивают друг друга. Человеку свойственна самооценка своего поведения, и он в качестве основы оценки чаще выбирает положительные стороны своей личности. При оценке работы подчиненного начальником он чаще оценивает по тому, что подчиненному не удалось сделать по сравнению с нормативными требованиями [8].
К факторам, препятствующим возникновению конфликтов также относятся:
1. Кадровая политика. Правильный подбор и расстановка кадров с учетом не только квалифицированных показателей, но и психологических качеств персонала существенно уменьшают вероятность возникновения конфликтов.
2. Высокий авторитет руководителя. Высокий авторитет руководителя, сформированный на основе его личностно-профессиональных и нравственных качеств, является залогом стабильности отношений в коллективе.
3. Положительные традиции. Онивыступают как дополнительные нормы социальной регуляции поведения.
4. Высокая мотивация. Высокая мотивация в ряде случаев элиминирует даже психологическую несовместимость.
5. Престиж. Фактор престижа в настоящее время недооценивается, но как показывают психологические исследования, его значимость высока. Например, повышение престижа деятельности при хорошо поставленной кадровой работе, способствует привлечению высококвалифицированных, инициативных специалистов.
6. Психологический климат. Часто именно дружелюбие, товарищеская взаимопомощь, взаимовыручка, преобладание положительных эмоций, простота отношений являются основой для формирования таких важных социально-психологических феноменов, как трудовой энтузиазм.
Таким образом, для успешного регулирования конфликтов важно их предупреждение, то есть диагностика социальной напряженности, а также их профилактика, то есть создание среды, минимально конфликтогенной и баланса социального взаимодействия.





Выводы
Конфликты играют ключевую роль в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, государства, общества и человечества в целом. Для того чтобы грамотно вести себя в конфликтах, человек должен знать закономерности их возникновения, развития и разрешения.
Существует множество работ, посвященных изучению различных аспектов конфликта. Большинство авторов признают конфликт как некое противодействие, противоречие, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей в коллективе, обществе. Также много авторов сходны в том, что конфликт является необходимым условием развития коллектива и наряду с негативными функциями он выполняет и позитивные функции и что без конфликта невозможно развитие группы, коллектива, организации, общества.
Анализ различных подходов к понятию конфликта позволяет сделать вывод о том, что изучение этого феномена, его функций и особенностей его реализации очень актуально. На современном этапе развития психологической науки не существует общепринятого определения понятия конфликта и ведущего подхода к его изучению.
Не существуют универсальных способов разрешения возникшего конфликта, требуется учет многих факторов. Регулирование конфликтов в организациях подразумевает под собой не только действия во время развившегося конфликта, но большей частью – профилактика и предупреждение конфликтов.
Способов и методов разрешения конфликтов во время их протекания не так уж много, кроме того, они сложны в применении, требуют специальных психологических умений. Поэтому главное – это профилактика конфликтов на основе приведенных знаний о них. Несмотря на положительную функцию некоторых конфликтов, чаще в организациях конфликты деструктивны в своем развитии.
Таким образом, выдвинутое в начале работы предположение верно. Иногда конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большое количество альтернатив и проблем, но в некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личностью и достижению целей организации в целом. В организации такие конфликты нуждаются в регулировании. Самый оптимальный момент регулирования – это не дать развиться конфликту, то есть его предвидеть и принять меры по его устранению.

Список литературы
Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во МГУ, 2000. - 240 с.
Анцупов А.Я. Социально-психологические проблемы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров. ГАВС, 2002. - 261 с.
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Альбом схем по учебной дисциплине «Конфликтология»: учебное пособие. Новогорск, 1997. - 66 с.
Гришина Н. В. Психология конфликта – СПб.: Издательство "Питер",2000. – 464с.
Громова О.Н. Конфликтология: курс лекций. М.: Экмос, 2000. - 319 с.
Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. "Питер", Санкт-Петербург – Москва - Харьков-Минск. 2000.
Ершов А.А. Проективная методика определения ценностных ориентаций руководителей коллективов на примере решения конфликтных ситуаций // Психология личности и малых групп. Вып.8. Л., 1997. С.127-130.
Зазыкин В. Г., Зайцева Е. В. Конфликтная личность в конфликтном противоборстве (психологические аспекты проблемы) М., 1998.
Канатаев Ю.А. Психология конфликта. М.: ВАХЗ, 2002.
Коваленко Б. В. Психология конфликта. Учебное пособие. М: МОСУ, 2000.
Кочеткова А. И. Психологические основы современного управления персоналом. – М.: Издательство ЗЕРЦАЛО. 1999.- 384с.
Левин К. Разрешение социальных конфликтов. /Пер. с англ.- СПб.: Изд. "Речь", 2000.- 408с.
Социальная психология классов. Проблемы классовой психологии в современном капиталистическом обществе. М., 1985.
Фролов С.С. Основы социологии. - М, Издательство «Юристъ». – 1997.











2

Список литературы
1.Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во МГУ, 2000. - 240 с.
2.Анцупов А.Я. Социально-психологические проблемы предупреждения и разреше-ния межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров. ГАВС, 2002. - 261 с.
3.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Альбом схем по учебной дисциплине «Конфликтоло-гия»: учебное пособие. Новогорск, 1997. - 66 с.
4.Гришина Н. В. Психология конфликта – СПб.: Издательство "Питер",2000. – 464с.
5.Громова О.Н. Конфликтология: курс лекций. М.: Экмос, 2000. - 319 с.
6.Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. "Питер", Санкт-Петербург – Мо-сква - Харьков-Минск. 2000.
7.Ершов А.А. Проективная методика определения ценностных ориентаций руково-дителей коллективов на примере решения конфликтных ситуаций // Психология лично-сти и малых групп. Вып.8. Л., 1997. С.127-130.
8.Зазыкин В. Г., Зайцева Е. В. Конфликтная личность в конфликтном противоборст-ве (психологические аспекты проблемы) М., 1998.
9.Канатаев Ю.А. Психология конфликта. М.: ВАХЗ, 2002.
10.Коваленко Б. В. Психология конфликта. Учебное пособие. М: МОСУ, 2000.
11.Кочеткова А. И. Психологические основы современного управления персоналом. – М.: Издательство ЗЕРЦАЛО. 1999.- 384с.
12.Левин К. Разрешение социальных конфликтов. /Пер. с англ.- СПб.: Изд. "Речь", 2000.- 408с.
13.Социальная психология классов. Проблемы классовой психологии в современном капиталистическом обществе. М., 1985.
14.Фролов С.С. Основы социологии. - М, Издательство «Юристъ». – 1997.

Вопрос-ответ:

Что такое конфликт в организациях?

Конфликт в организациях - это ситуация, когда возникают противоречия и разногласия между сотрудниками или группами сотрудников. Он может возникать из-за различий в целях, интересах, ценностях, ресурсах или взглядах на решение задач. Конфликты могут быть как полезными, стимулирующими развитие и рост, так и разрушительными, влияющими на эффективность организации.

Какие основные подходы в изучении причин и динамики конфликтов?

В изучении причин и динамики конфликтов применяются различные подходы. Одни из них смотрят на конфликт как на результат деятельности отдельных индивидов, другие - как на результат структурных и организационных факторов, третьи - как на взаимодействие между этими факторами. Существуют и другие подходы, которые учитывают психологические, социологические и экономические аспекты конфликтов.

Как осуществляется управление конфликтами в организациях?

Управление конфликтами в организациях включает в себя несколько этапов. Сначала нужно определить конфликтные ситуации и причины их возникновения. Затем следует разработать стратегию управления конфликтами, включающую выбор подходящих методов и техник. Далее осуществляется процесс разрешения конфликта, который может включать в себя переговоры, согласование интересов сторон, поиск компромисса или принятие решений третейским судьей. В конечном итоге, оценивается эффективность управления конфликтами и принимаются меры для предотвращения и предупреждения будущих конфликтов.

Какие методы прогнозирования и профилактики конфликтов существуют?

Для прогнозирования и профилактики конфликтов в организациях могут использоваться различные методы. Некоторые из них включают анализ и предсказание возможных конфликтных ситуаций на основе статистических данных, исследование предыдущих конфликтов и анализ социальных и организационных факторов, влияющих на их возникновение. Также может быть полезной работа с командой сотрудников, направленная на создание благоприятной атмосферы и установление открытого общения.

Какое понятие имеет конфликт в организациях?

Конфликт в организациях - это ситуация, когда интересы, цели или ценности различных групп или индивидуумов противоречат друг другу и могут привести к напряженности и недовольству. Он может возникать внутри организации между сотрудниками, отделами или уровнями управления, а также между самой организацией и внешними сторонами, например, клиентами или поставщиками.

Какие основные подходы используются для изучения причин и динамики конфликта?

Существует несколько основных подходов для изучения причин и динамики конфликта. Один из них - структурный подход, который анализирует роль организационных структур и взаимодействий в возникновении конфликта. Другой подход - психологический, который исследует роли эмоций, мотивации и взаимодействия личностей в конфликте. Также существуют социологический и культурологический подходы, которые учитывают роль социальных и культурных факторов в возникновении и развитии конфликта.

Как осуществляется управление конфликтами в организациях?

Управление конфликтами в организациях может быть осуществлено через различные стратегии и методы. Одна из них - предотвращение конфликтов путем создания благоприятных условий для сотрудников, предоставления возможностей для высказывания мнений и решения проблем. Другая стратегия - разрешение конфликтов, которая включает в себя поиск компромиссов, посредничество или применение альтернативных методов разрешения, таких как тренинги по коммуникации и управлению конфликтами.

Как можно прогнозировать и профилактировать конфликты в организациях?

Для прогнозирования и профилактики конфликтов в организациях можно использовать несколько подходов. Один из них - анализ предыдущих конфликтов и их причин, чтобы найти общие паттерны и предупредить их возникновение или повторение. Также полезно проводить мониторинг состояния организационной среды, чтобы обнаружить потенциальные источники конфликтов заранее. Значительную роль также играет профилактика конфликтов путем обучения сотрудников навыкам управления конфликтами и эффективной коммуникации.

Что такое конфликт и как он регулируется в организациях?

Конфликт - это столкновение интересов или точек зрения, которое может возникать в организациях из-за различий в целях, ценностях или восприятии ресурсов. Для регулирования конфликтов в организациях существуют различные подходы, такие как прогнозирование и профилактика конфликтов, формирование общественного мнения, обращение к третейскому судье, исключение эмоций, метод публичного осуждения и другие.

Какие подходы используются для изучения природы и причин динамики конфликта?

Изучение природы и причин динамики конфликта включает в себя различные подходы. Некоторые из них включают формирование общественного мнения и обращение к третейскому судье, где стороны конфликта пытаются получить поддержку и решение справедливого третьего лица. Однако такие подходы, как исключение эмоций и метод публичного осуждения, позволяют сторонам конфликта обратиться к объективному мнению и попытаться найти универсально справедливое решение.

Как можно прогнозировать и профилактировать конфликты в организациях?

Для прогнозирования и профилактики конфликтов в организациях можно использовать различные подходы. Важно обратить внимание на формирование общественного мнения, которое позволяет предугадать возможные конфликты и принять меры по их предотвращению. Также следует обращать внимание на обращение к третейскому судье, чтобы иметь возможность урегулировать конфликты в случае их возникновения. Исключение эмоций и метод публичного осуждения также могут помочь в предотвращении конфликтов и поддержании спокойной атмосферы в организации.