Вам нужна курсовая работа?
Интересует Экономика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Антимонопольное регулирование промышленно-развитых стран. Особенности антимонопольного регулирования в России.

  • 33 страницы
  • 31 источник
  • Добавлена 30.08.2010
800 руб. 1 600 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
1. Основы антимонопольного регулирования в промышленно-развитых странах
1.1.Государственное регулирование монопольных структур, слияний и поглощений фирм в США
1.2.Общая характеристика антимонопольного регулирования в развитых странах Европейского Союза
2. Особенности антимонопольного регулирования в России в контексте мирового опыта
2.1. Сравнительный анализ систем антимонопольного регулирования России и США
2.2. Пути повышения эффективности антимонопольного регулирования в России с учетом современного антитрастового законодательства промышленно-развитых стран
Заключение
Список использованных источников

Фрагмент для ознакомления

Рассмотрим ряд мер, которые могут повысить действенность конкурентной политики:
проведение специальных антимонопольных расследований, а также исследований состояния конкурентной среды на целевых рынках с учетом накопленного в экономической теории опыта исследований по проблемам организации отраслевых рынков (промышленности);
недопущение сдерживания экономически оправданного перехода от форм организации, основанной на вертикальной интеграции, включающей естественно-монопольный компонент, к формам, которые предполагают вертикальную дезинтеграцию, развитие конкуренции в тех сферах, где это возможно;
хищническое ценообразование – проблема, один из вариантов решения которой – мониторинг ситуации на предмет наличия входных барьеров на рынок, где существуют ее признаки [См.: 20, с. 102].
В-четвертых, повышение действенности конкурентной политики по выявлению и пресечению сговоров (соглашений), отдельных решений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию. Для решения данной задачи можно предложить следующие практические шаги:
проведение четкого разграничения между соглашениями и согласованными действиями. Это означает, что при применении норм антимонопольного законодательства суды не должны требовать свидетельств в виде каких-либо документов, если речь идет о согласованных действиях;
важно использовать методы статистического наблюдения за ценами, позволяющие оценивать случайность или неслучайность колебаний цен;
детальный статистический подход к идентификации признаков сговора с судейским корпусом [См.: 4, с. 119].
В-пятых, последовательное разграничение хозяйственных практик на незапрещенные, запрещенные как таковые и на те, которые могут быть разрешены при использовании правила взвешенного подхода. Правило взвешенного подхода – это инструмент антимонопольного регулирования, с помощью которого на основе сопоставления позитивных и отрицательных последствий действия соглашений или деятельности хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, выносится решение о разрешении или запрещении такой практики. В этой связи принципиальное значение имеют:
прозрачность процедур применения правила взвешенного подхода;
работоспособность норм, регламентирующих получение антимонопольными органами информации;
достаточные аналитические возможности антимонопольных органов оценивать последствия той или иной деловой практики;
инфраструктура использования государственных контрактов для выполнения НИР по соответствующим темам, позволяющая выявить наиболее подготовленного исполнителя.
В-шестых, обеспечение адекватности экономических санкций за нарушение антимонопольного законодательства. Существуют несколько способов определения размеров штрафных санкций (рисунок 2.3).

Рисунок 2.3 – Способы определения размеров штрафных санкций [См.: 15, с. 136]
Система санкций за нарушение антимонопольного законодательства в России неадекватна в двух аспектах: размер санкций и способ определения этого размера. Для решения этой проблемы следует разработать методику расчета причиненного ущерба, которая, с одной стороны, отражала бы его размеры, а с другой – предполагала бы сравнительно невысокие издержки по установлению такого ущерба. Наиболее адекватным показателем, на основе которого мог бы определяться размер санкций, является величина незаконно полученной прибыли.
Следует отметить, что в ряде случаев (в частности, при непредоставлении информации хозяйствующим субъектом по требованию антимонопольного органа, если такое предоставление регламентировано законодательством) рациональнее применять санкции в виде штрафов, определенных как величина, кратная МРОТ.
В-седьмых, ограничение сферы компетенции антимонопольных органов классом сделок экономической концентрации, которые могут порождать негативные системные эффекты. В качестве средства такого ограничения рассматривается повышение пороговых значений стоимости активов или оборота. Однако это ограничение должно быть дополнено в первую очередь более совершенными процедурами разработки структурных требований к объединению предприятий. Необходимо также обеспечить сбалансированность антимонопольного законодательства в части создания стимулов к применению его норм участниками хозяйственного оборота. В частности, следует привлекать заинтересованных хозяйствующих субъектов к процедуре нотификации сделок экономической концентрации, что позволит выявить информацию, необходимую для оценки последствий сделок экономической концентрации.
В-восьмых, совершенствование процедуры рассмотрения споров в условиях неполноты спецификации норм антимонопольного права. Это актуально для развития системы правового преследования нарушений антимонопольного законодательства. Ее решение имеет как минимум три аспекта:
разработка подзаконных актов, специфицирующих основные правовые нормы Закона «О защите конкуренции» и регламентирующих его правоприменение;
развитие информационной инфраструктуры применения норм конкурентного права;
повышение уровня специализации судов, рассматривающих дела по монопольным правонарушениям, и соответствующей квалификационной подготовленности судей, ведущих эти процессы [3, с. 76].
Подводя итог выше сказанному, можно выделить следующие направления повышения эффективности антимонопольного регулирования в России:
1. Совершенствование нормативно-правовой базы антимонопольной политики.
2. Максимально возможное обеспечение независимости и транспарентности действий антимонопольного органа и других субъектов конкурентной политики.
3. Разработка и применение операциональной методики анализа товарных рынков, в которых учитываются вопросы, не только связанные с определением границ рынков, но и относящиеся к выяснению наличия и высоты барьеров входа.
4. Последовательное разграничение в нормах и правоприменительной практике соглашений и согласованных действий.
5. Применение норм освобождения от ответственности за участие в соглашениях при условии сотрудничества с антимонопольными органами или ее смягчения.
6. Создание специального информационного реестра хозяйствующих субъектов, связанных в прошлом и/или в настоящем с лицами, которые обладают властными полномочиями на территории, охватывающей рынок.
7. Существенное сужение количества сделок экономической концентрации, которые требуют применения мер антимонопольного контроля, в том числе предварительного.
8. Включение в систему санкций за нарушение законодательства норм, позволяющих взыскивать с нарушителя антимонопольного законодательства величину, кратную доказанным масштабам нанесенного ущерба.
При этом на современном этапе развития российской экономики представляется актуальной не только активизация антимонопольного регулирования, но и совершенствования конкурентной политики, направленной на создание адекватных условий для всех субъектов рынка, защиту прав потребителя, прав интеллектуальной собственности и др.


Заключение
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Монополия – это: 1) предприятие, занимающее доминирующее положение на товарном рынке или в отрасли и обладающее монопольной властью, которую оно может использовать для удержания исключительного положения в динамике за счет подавления конкурентов; получения монопольно высокой прибыли, которая может быть достигнута за счет роста цен и снижения объемов производства, давления на конкурентов и потребителей и т.д.; 2) структура рынка, характеризующаяся наличием одной или небольшого количества фирм, на долю которых приходится значительный объем производства; дифференцированным продуктом, продаваемым по ценам и в объеме, отличном от того, который типичен для свободной конкуренции; барьерами входа. Монополии оказывают как положительное, так и негативное воздействие на экономику и общество в целом. Отражая интересы общества, государство в ряде стран принимает меры, направленные против монополий.
2. Антимонопольное регулирование зародилось в США в конце XIX века, где государственная политика получила развитие в двух направлениях: антитрестовское законодательство и прямое регулирование. В Европе антимонопольное законодательство появилось позднее, чем в Америке, в середине XX в., и принципиально отличается от него. Можно выделить даже два типа антимонопольного регулирования: первый, или европейский, при котором на законодательном уровне устанавливаются контроль за монополистическими объединениями, ограничения их злоупотреблений; и американский тип, при котором происходит формальное запрещение монополий.
3. Можно выделить четыре основные этапы антимонопольного регулирования в России: 1) Первый этап - заложены основные аспекты антимонопольной политики; 2) Второй этап - принятие основных нормативных актов, которые определили долгосрочную стратегию развития антимонопольного регулирования и придали ему системность и организованность; обособление антимонопольного регулирования как самостоятельной политики; 3) Третий этап - смена ориентиров и методов экономической политики; активизация защитной функции антимонопольной политики; развитие конкурентного законодательства применительно к новым сферам регулирования; 4) Четвертый этап - в рамках административной реформы государственных органов управления создается Федеральная антимонопольная служба (ФАС), задачей которой является развитие полноценной политики поддержки конкуренции.
4. К основным направлениям повышения эффективности антимонопольного регулирования в России: совершенствование нормативно-правовой базы антимонопольной политики; максимально возможное обеспечение независимости и транспарентности действий антимонопольного органа и других субъектов конкурентной политики; разработка и применение операциональной методики анализа товарных рынков; последовательное разграничение в нормах и правоприменительной практике соглашений и согласованных действий; применение норм освобождения от ответственности за участие в соглашениях при условии сотрудничества с антимонопольными органами или ее смягчения; создание специального информационного реестра хозяйствующих субъектов, связанных в прошлом и/или в настоящем с лицами, которые обладают властными полномочиями на территории, охватывающей рынок; существенное сужение количества сделок экономической концентрации, которые требуют применения мер антимонопольного контроля, в том числе предварительного; включение в систему санкций за нарушение законодательства норм, позволяющих взыскивать с нарушителя антимонопольного законодательства величину, кратную доказанным масштабам нанесенного ущерба.


Список использованных источников
Авдашева С.Б. Описание нелегального поведения в российском антимонопольном законодательстве: влияние на эффективность правоприменения // Теневая экономика. – М.: РГГУ, 2008. – С. 456 – 486.
Авдашева С.Б., Шаститко А.Е. Модернизация антимонопольной политики в России (экономический анализ предлагаемых изменений конкурентного законодательства) // Вопросы экономики. – 2005. - № 5. – С. 101 – 116.
Авдашева С.Б., Шаститко А.Е. Новое антимонопольное законодательство: результат стратегического взаимодействия? // Экономическая политика. – 2007. - № 3. – С. 72 – 91.
Авдашева С.Б., Шаститко А.Е., Калмычкова Е.Н. Экономические основы антимонопольной политики: российская практика в контексте мирового опыта // Экономический журнал ВШЭ. – 2007. – Т. 11. - № 1. – С. 89 – 123.
Антимонопольное законодательство и конкуренция // Право и защита. – 2008. - № 8. – С. 35 – 39.
Артемьев И., Сушкевич А. Основания антимонопольной политики государства // Экономическая политика. – 2007. - № 4. – С. 200 – 206.
Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник / Под ред. В.И. Кушлина. – М.: РАГС, 2005. – 828 с.
Государственное регулирование экономики: Учебное пособие / Под ред. Т.Г. Морозовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 255 с.
Гущин В.В., Дмитриев А.Ю. Российское предпринимательское право: учебник для вузов. – М.: Эксмо, 2006. – 736 с.
Еременко В.И. Антимонопольное законодательство Российской Федерации // Государство и право. – 2008. - № 3. – С. 23 – 29.
Естественные монополии России: монография / Под ред. Ю.З. Саакяна. – М.: ИПЕМ, 2007. – 408 с.
Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: учебник / Под ред. А. Аузана. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 489 с.
Касьянов Ю. Антимонопольное законодательство за рубежом: позитивный опыт // Мировая экономика и международные отношения. - 2007.-№ 8. – С. 15 – 25.
Кизилов В.В., Новиков В.В. К вопросу о необходимости отмены антимонопольного законодательства // Закон. – 2008. - № 2. – С. 31 – 37.
Князева И.В. Антимонопольная политика в России: учебное пособие для Вузов. – М.: Омега-Л, 2008. – 493 с.
Кузнецов Ю.В. Критика теоретических основ антимонопольного регулирования // Экономический вестник. – 2006. – Вып. 2. - № 4. – С. 595 – 613.
Национальная экономика: учебник / Под ред П.В. Савченко. – М.: Экономистъ, 2005. – 813 с.
Национальная экономика: Учебник / Под ред. В.А. Шульги. – М.: Российская экономическая академия, 2004. – 592 с.
Новиков В. Влияние российского антимонопольного законодательства на экономическое развитие // Вопросы экономики. – 2006. - № 9. – С. 33 – 48.
Просветов В., Шаститко А. Антимонопольная политика РФ и возможные пути повышения ее эффективности с учетом современного антитрастового законодательства ЕС: монография. – М.: РЕЦЭП, 2007. – 124 с.
Розанова М.Н. Эволюция представлений о конкуренции и развитие антимонопольного законодательства в зарубежных странах // Влияние конкуренции и антимонопольного регулирования на процессы экономической модернизации в России. – М.: ТЕИС, 2005. – С. 296 – 326.
Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков: Учебник. – М.: Инфра-М, 2008. – 442 с.
Тамбовцев В.Л. Стимулы применения антимонопольного законодательства для участников российских рынков // Влияние конкуренции и антимонопольного регулирования на процессы экономической модернизации в России. – М.: ТЕИС, 2005. – С. 86 – 117.
Шарапанова И.В. Подходы к практической оценке экономической эффективности деятельности антимонопольной службы по реализации антимонопольной политики // Экономика. – 2009. - №. 3. – С. 14 – 17.
Шаститко А. Реформа антимонопольного регулирования в России: повестка дня и дизайн дискуссии // Вопросы экономики. – 2006. - № 3. – С. 28 – 39.
Baker, J. Developments in Antitrust Economics // Journal of Economic Perspectives. – 2000. - № 13. – P. 81– 94.
Demsetz H. Two System of Beliefs About Monopoly // Industrial Concentration: the New Learning / Ed. by H.J. Goldschmid, H.M. Mann, F.J. Weston. – Boston: Little, Brown, 2004. – P. 164 – 184.
Joskow P.L. Transaction Cost Economics, Antitrust Rules and Remedies // Journal of Law, Economics and Organization. – 2006. – Vol. 18. - № 1. – P. 95 – 116.
Kahn A.E. The Economics of Regulation. Principles and Institutions. – N.Y.: McGraw Hill, 2005.
Motta M. Competition Policy. Theory and Practice. – Cambridge: Cambridge University Press, 2004.
Posner R.A. The Social Cost of Monopoly and Regulation // Journal of Political Economy. – 1990. – Vol. 83. – P. 807 – 827.














36



















изъятие дополни-тельной прибыли

величина, кратная размеру ущерба

Компенса-ция возникше-го ущерба

Способы определения штрафных санкций

Повышение действенности мер по выявлению и пресечению сговоров

Совершенствование процедуры рассмотрения споров

Высший Европейский суд

Суд первой инстанции

Судебные инстанции, уровень III

Генеральная дирекция по конкуренции в составе Европейской комиссии

Обеспечение адекватности экономических санкций за нарушение антимонопольного законодательства

Повышение действенности мер по пресечению и предупреждению злоупотреблений доминирующим положением

Разграничение властных и хозяйственных функций

Совершенствование сферы компетенции антимонопольных органов

Совершенствование статуса и компетенции антимонопольного органа

Разграничение хозяйственных практик на запрещенные, незапрещенные и т.д.

Фирма признается доминирующей и подверженной «искушению» злоупотреблением монопольным положением

Рыночная доля фирмы более 65%

Фирма занимает промежуточное положение - антимонопольные органы обязаны доказать наличие злоупотреблений

Рыночная доля фирмы от 35% до 65%

процент от оборота

величина, кратная МРОТ

Фирма исключается из списка потенциальных нарушителей

Рыночная доля фирмы до 35%

Функциональный уровень II

Земельное картельное ведомство

Национальное картельное ведомство

Европейская комиссия ЕС

Высший уровень I

получение монопольной прибыли

возможность влияния хозяйствующего субъекта на рыночные цены

доминирующее положение хозяйствующего субъекта в производстве, на рынке сбыта товара

Признаки монополии

Список использованных источников
1.Авдашева С.Б. Описание нелегального поведения в российском антимонопольном законодательстве: влияние на эффективность правоприменения // Теневая экономика. – М.: РГГУ, 2008. – С. 456 – 486.
2.Авдашева С.Б., Шаститко А.Е. Модернизация антимонопольной политики в России (экономический анализ предлагаемых изменений конкурентного законодательства) // Вопросы экономики. – 2005. - № 5. – С. 101 – 116.
3.Авдашева С.Б., Шаститко А.Е. Новое антимонопольное законодательство: результат стратегического взаимодействия? // Экономическая политика. – 2007. - № 3. – С. 72 – 91.
4.Авдашева С.Б., Шаститко А.Е., Калмычкова Е.Н. Экономические основы антимонопольной политики: российская практика в контексте мирового опыта // Экономический журнал ВШЭ. – 2007. – Т. 11. - № 1. – С. 89 – 123.
5.Антимонопольное законодательство и конкуренция // Право и защита. – 2008. - № 8. – С. 35 – 39.
6.Артемьев И., Сушкевич А. Основания антимонопольной политики государства // Экономическая политика. – 2007. - № 4. – С. 200 – 206.
7.Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник / Под ред. В.И. Кушлина. – М.: РАГС, 2005. – 828 с.
8.Государственное регулирование экономики: Учебное пособие / Под ред. Т.Г. Морозовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 255 с.
9.Гущин В.В., Дмитриев А.Ю. Российское предпринимательское право: учебник для вузов. – М.: Эксмо, 2006. – 736 с.
10. Еременко В.И. Антимонопольное законодательство Российской Федерации // Государство и право. – 2008. - № 3. – С. 23 – 29.
11. Естественные монополии России: монография / Под ред. Ю.З. Саакяна. – М.: ИПЕМ, 2007. – 408 с.
12. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: учебник / Под ред. А. Аузана. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 489 с.
13. Касьянов Ю. Антимонопольное законодательство за рубежом: позитивный опыт // Мировая экономика и международные отношения. - 2007.-№ 8. – С. 15 – 25.
14. Кизилов В.В., Новиков В.В. К вопросу о необходимости отмены антимонопольного законодательства // Закон. – 2008. - № 2. – С. 31 – 37.
15. Князева И.В. Антимонопольная политика в России: учебное пособие для Вузов. – М.: Омега-Л, 2008. – 493 с.
16. Кузнецов Ю.В. Критика теоретических основ антимонопольного регулирования // Экономический вестник. – 2006. – Вып. 2. - № 4. – С. 595 – 613.
17. Национальная экономика: учебник / Под ред П.В. Савченко. – М.: Экономистъ, 2005. – 813 с.
18. Национальная экономика: Учебник / Под ред. В.А. Шульги. – М.: Российская экономическая академия, 2004. – 592 с.
19. Новиков В. Влияние российского антимонопольного законодательства на экономическое развитие // Вопросы экономики. – 2006. - № 9. – С. 33 – 48.
20. Просветов В., Шаститко А. Антимонопольная политика РФ и возможные пути повышения ее эффективности с учетом современного антитрастового законодательства ЕС: монография. – М.: РЕЦЭП, 2007. – 124 с.
21. Розанова М.Н. Эволюция представлений о конкуренции и развитие антимонопольного законодательства в зарубежных странах // Влияние конкуренции и антимонопольного регулирования на процессы экономической модернизации в России. – М.: ТЕИС, 2005. – С. 296 – 326.
22. Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков: Учебник. – М.: Инфра-М, 2008. – 442 с.
23. Тамбовцев В.Л. Стимулы применения антимонопольного законодательства для участников российских рынков // Влияние конкуренции и антимонопольного регулирования на процессы экономической модернизации в России. – М.: ТЕИС, 2005. – С. 86 – 117.
24. Шарапанова И.В. Подходы к практической оценке экономической эффективности деятельности антимонопольной службы по реализации антимонопольной политики // Экономика. – 2009. - №. 3. – С. 14 – 17.
25. Шаститко А. Реформа антимонопольного регулирования в России: повестка дня и дизайн дискуссии // Вопросы экономики. – 2006. - № 3. – С. 28 – 39.
26. Baker, J. Developments in Antitrust Economics // Journal of Economic Perspectives. – 2000. - № 13. – P. 81– 94.
27. Demsetz H. Two System of Beliefs About Monopoly // Industrial Concentration: the New Learning / Ed. by H.J. Goldschmid, H.M. Mann, F.J. Weston. – Boston: Little, Brown, 2004. – P. 164 – 184.
28. Joskow P.L. Transaction Cost Economics, Antitrust Rules and Remedies // Journal of Law, Economics and Organization. – 2006. – Vol. 18. - № 1. – P. 95 – 116.
29. Kahn A.E. The Economics of Regulation. Principles and Institutions. – N.Y.: McGraw Hill, 2005.
30. Motta M. Competition Policy. Theory and Practice. – Cambridge: Cambridge University Press, 2004.
31. Posner R.A. The Social Cost of Monopoly and Regulation // Journal of Political Economy. – 1990. – Vol. 83. – P. 807 – 827.

Антимонопольное регулирование в рыночной экономике (опыт США и России)

Министерство образования российской Федерации

Московский Государственный Институт

Международных Отношений (Университет) →

Институт Внешних экономических связей

Кафедра менеджмента и маркетинга

 

 

 

 

 

диссертация

 

антимонопольное регулирование в рыночной экономике (опыт сша и россии)

 

 

 

Дата регистрации:________

Оценка_________________

 

Научный руководитель

 

______________________________________

______________________________________

______________________________________

"____" ______________ 2005.

 

Москва 2005

 

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

 

Введение ......................................................................................... 3

Глава 1. Теоретические аспекты антимонопольного регулирования

1.1. Взаимосвязь теории монополии и практики

антимонопольного (антитрестовского) регулирования

1.1.1. Модель монополистической фирмы

неоклассической теории ...................................................... 4

1.1.2. Естественной монополии ..................................................... 7

1.2. Концентрация промышленности. За и против ....................... 8

Глава 2. Антимонопольное регулирование за рубежом

2.1. Антитрестовские законы США, предпосылки

2.1.1. Закон Шермана 1890г. ........................................................ 12

2.1.2. Закон Клейтона 1914г. ........................................................ 13

2.1.3. Закон Робинсона-Пэтмэна 1936г. ...................................... 14

2.1.4. Закон Селлера-Кефовера 1950. ....................................... 16

2.2. Проблемы интерпретации ..................................................... 17

Глава 3. Монополизация рынка в России. Антимонопольная политика

3.1. Проблемы правового регулирования конкурентных

Узнать стоимость работы