Вам нужна курсовая работа?
Интересует Бухучет и Аудит?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Бухгалтерский учет и аудит нематериальных активов по международным стандартам.

  • 38 страниц
  • 10 источников
  • Добавлена 30.04.2011
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1Понятие нематериальных активов
1.1Виды нематериальных активов
1.2Нематериальные активы с точки зрения стандартов отчетности
1.3Учет деловой репутации
1.4Отражение реальных НМА на предприятии
2Аудит учета нематериальных активов
2.1Аудит системы внутреннего контроля и состояния бухучета нематериальных активов
2.2Этапы и процедуры аудита нематериальных активов
2.3Методы аудита нематериальных активов и типичные ошибки в бухучете нематериальных активов
3Содержание и порядок использования международных стандартов аудита и сопутствующих услуг
4Сравнительная характеристика обязательных требований Международного стандарта аудита № 240 «Обязанности аудитора в отношении мошенничества при аудите финансовой отчетности» с требованиями правил аудиторской деятельности № 13 «Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита»
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

В дальнейшем в аудиторское заключение включаются соответствующие описания объемов ответственности как руководства, так и аудитора в отношении мошенничества.
Если аудитор выявил значимый риск, например риск существенного искажения из-за мошенничества, то в соответствии с п.51 МСА 330 «Аудиторские процедуры по оцененным рискам» (в ред. 2004 г) он обязан выполнить процедуры проверки по существу, разработанные специально в отношении данного риска. Если подход к аудиту значимого риска состоит в проведении только проверки по существу, она обязательно должна включать помимо аналитических процедур выполнение детальных тестов.
Собственно специальные вопросы, связанные с рассмотрением рисков мошенничества в ходе аудита финансовой отчетности, и составляют предмет нового МСА 240. Проведем анализ обязательных требований к аудитору в новом МСА 240 в сравнении с требованиями, содержащимися в ПСАД N 13 (табл.1). Уже основная цель аудитора в отношении мошенничества сформулирована в МСА и шире, и конкретнее, чем в ПСАД N 13.
Таблица 4.1 - Сравнительный анализ целей аудита
Новый МСА 240 ПСАД N 13 Цели аудитора состоят в следующем:
- выявить и оценить риски существенных искажений в результате мошенничества При планировании, выполнении и оценке результатов аудиторских процедур, а также при подготовке аудиторского заключения аудитор должен рассмотреть риск существенных искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности, возникающих в результате недобросовестных действий или ошибок - получить существенные надлежащие аудиторские доказательства в отношении оцененных рисков существенных искажений в результате мошенничества путем разработки и применения надлежащих ответных процедур - надлежащим образом реагировать на выявленное или подозреваемое мошенничество
Таким образом, выполняя требования нового МСА 240, аудитор обязан не только выявлять риски существенных искажений в результате мошенничества, но и разрабатывать аудиторские процедуры применительно к выявленным рискам, применять эти процедуры и в случае выявления мошенничества надлежащим образом на него реагировать.
Всего в разделе «Требования» МСА 240 содержится 35 обязательных требований к аудитору. Можно сгруппировать их по основным укрупненным блокам (табл. 4.2) и рассмотреть, существуют ли аналогичные обязательные требования в ПСАД N 13.

Таблица 4.2 - Сравнительный объем обязательных требований к аудитору
Обязательные требования нового МСА 240 ПСАД N 13 1 2 1. Обязательные предварительные процедуры: Да наличие профессионального скептицизма Да обсуждение в группе Да 2. Процедуры оценки риска искажения отчетности в результате мошенничества Да Окончание таблицы 4.2 1 2 3. Выявление и оценка рисков существенного искажения в результате мошенничества Нет 4. Действия в ответ на оцененные риски Нет 5. Оценка полученных аудиторских доказательств Да 5а. Заявления руководства Да 5б. Невозможность завершить задание Да 6. Сообщение информации Да 7. Аудиторское заключение Да 8. Документирование Нет
Как видно, часть обязательных требований к аудитору, содержащихся в МСА 240, полностью отсутствует в ПСАД N 13. Требования блоков 3 и 4 нового МСА 240 не будут рассматриваться, поскольку они связаны с реализацией применительно к мошенничеству требований МСА 315 и 330, не имеющих аналогов среди ПСАД. Однако даже по тем блокам, которые присутствуют и в ПСАД N 13, и в МСА 240, объем обязательных требований в МСА 240 при более подробном анализе, как правило, оказывается существенно шире, чем объем аналогичных требований в ПСАД N 13. Примерами таких расширенных требований являются блоки 1, 2, 5, 5а и 6.
И ПСАД N 13, и новый МСА 240 предполагают, что аудитор должен исходить из позиций профессионального скептицизма и что в ходе аудита необходимо обсуждать подверженность финансовой отчетности искажениям из-за мошенничества. Однако в МСА также предусмотрены дополнительные обязанности аудитора, а именно:
если выявленные в ходе аудита обстоятельства заставляют аудитора считать, что документ может быть не подлинным или что условия документа были модифицированы, но не раскрыты аудитору, аудитор обязан расследовать далее данный вопрос;
если ответы, получаемые в ходе расследования от руководства и лиц, наделенных руководящими полномочиями, не соответствуют друг другу, аудитор обязан расследовать эти несоответствия.
В новом МСА 240 введены отсутствующие в ПСАД N 13 обязательные требования, которые аудитор должен выполнить в рамках процедур оценки риска существенного искажения, а именно:
направить запросы лицам, наделенным руководящими полномочиями (т.е. представителям собственника), по поводу того, имеют ли они какую-либо информацию о любых имевших место или предположительных фактах мошенничества в отношении организации или намерениях его совершить. Процедуры получения ответов должны проходить наряду с получением ответов на аналогичные запросы, направляемые руководству;
рассмотреть, свидетельствует ли информация, полученная в результате других процедур оценки рисков и связанных с ними действий, о наличии одного или более факторов риска мошенничества, примеры которых приведены в Приложении 1 к стандарту;
оценить, свидетельствуют ли необычные или неожиданные зависимости, выявленные в ходе проведения аналитических процедур, включая те, которые связаны со счетами выручки, о рисках существенных искажений в результате мошенничества;
рассмотреть, указывает ли иная полученная аудитором информация на риск существенных искажений в результате мошенничества.
В Международном стандарте введено отсутствующее в ПСАД N 13 понятие риска обхода со стороны руководства организации контрольных процедур, которому уделено особое внимание, поскольку, как утверждается в стандарте, этот риск присутствует повсеместно и должен рассматриваться аудитором как значимый. Как указано в п. 31 нового МСА 240, руководство находится в уникальном положении, позволяющем совершать мошеннические действия в силу имеющейся у него возможности манипулировать учетными записями и подготавливать мошенническую финансовую отчетность путем обхода контрольных процедур, которые в иных обстоятельствах действовали бы эффективно. В силу непредсказуемости того, каким будет этот обход, он является риском существенного искажения в результате мошенничества и, таким образом, значимым риском.
В соответствии с требованиями нового МСА 240 аудитор в ходе оценки полученных аудиторских доказательств обязан выполнить следующие процедуры, предусмотренные п. п.32 - 37 стандарта:
провести тестирование надлежащего характера занесения данных, отраженных в Главной книге, и других корректировок, сделанных в ходе составления отчетности;
провести обзорную проверку бухгалтерских данных и оценить, имеют ли место обстоятельства, вызывающие отклонения, которые представляют собой риск существенного искажения в результате мошенничества;
для операций, которые не соответствовали обычному ходу дел организации или показались необычными на фоне полученного аудитором понимания деятельности организации, ее среды и другой информации, собранной в ходе аудита, аудитор обязан оценить, соответствует ли деловая цель (или ее отсутствие) для данных операций предположению, что они нужны для создания мошеннической финансовой отчетности или сокрытия хищения активов;
оценить, существуют ли специальные дополнительные риски, связанные с обходом руководством контрольных процедур, которые не были охвачены другими проведенными процедурами; оценить, указывают ли аналитические процедуры, выполненные в ходе формирования общего вывода о том, совпадает ли финансовая отчетность с пониманием аудитором организации и ее среды, на наличие не выявленного ранее риска существенного искажения в силу мошенничества;
для выявленных ошибок вне зависимости от их существенности оценить, не свидетельствуют ли они о факте мошенничества;
если выявленное искажение, по мнению аудитора, является следствием мошенничества с участием руководства, переоценить оценки риска существенного искажения в результате мошенничества и его влияние на характер, объем и время проведения аудиторских процедур в ответ на оцененные риски.
В новом МСА 240 по сравнению с ПСАД N 13 изменен характер заявлений руководства, которые необходимо получить аудитору в ходе проверки (табл. 4.3).

Таблица 4.3 - Сравнительный характер требований к заявлениям руководства
Новый МСА 240 ПСАД N 13 1 2 39. Аудитор обязан получить заявления руководства о том, что оно: 48. Аудитор должен получить письменные заявления от руководства аудируемого лица, в которых руководство аудируемого лица: - признает свою ответственность за характер, проведение и поддержание внутреннего контроля для предотвращения мошенничества - подтверждает свои обязанности по внедрению и обеспечению эффективности системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, которая создана для предотвращения и обнаружения недобросовестных действий и ошибок - раскрыло аудитору результаты своих оценок риска существенного искажения финансовой отчетности в результате мошенничества - выражает свое мнение о том, что неисправленные искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности, установленные аудитором при проведении аудита, являются несущественными по отдельности и в совокупности для финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом.
Краткое изложение таких искажений должно быть включено в заявление руководства или прилагаться к нему - раскрыло аудитору все, что ему известно о мошенничестве или подозрениях в мошенничестве в данной организации со стороны руководства, персонала, других лиц, которые могут оказать существенное влияние на финансовую отчетность - проинформировало аудитора о всех важных фактах, относящихся к любому недобросовестному действию Окончание таблицы 4.3 1 2 - раскрыло аудитору все, что ему известно о любых обвинениях в мошенничестве или подозрениях в мошенничестве в отношении финансовой отчетности со стороны сотрудников, бывших сотрудников, регулирующих органов и иных лиц - дает оценку риска того, что финансовая (бухгалтерская) отчетность может содержать существенные искажения, возникшие в результате недобросовестных действий и ошибок - признает свою ответственность за надлежащее составление финансовой (бухгалтерской) отчетности
Как видно из этой таблицы, требования к информации, которая должна содержаться в заявлениях руководства, существенно конкретизированы и направлены на полное информирование аудитора в отношении всех связанных с мошенничеством рисков организации и конкретных фактов, о которых известно руководству.
В новом Международном стандарте установлена обязанность аудитора сообщать информацию следующему кругу лиц: руководству, лицам, наделенным руководящими полномочиями, и внешней по отношению к организации стороне. Требования об информировании в общем соответствуют аналогичным требованиям ПСАД N 13.
Обязательные требования об информировании представителей собственника, содержащиеся в МСА 240, предполагают, что если аудитор выявил или подозревает мошенничество с участием руководства, персонала, играющего важную роль в системе внутреннего контроля, или же других лиц, которые могут оказать существенное влияние на финансовую отчетность, то он обязан своевременно сообщить об этих обстоятельствах лицам, наделенным руководящими полномочиями.
Если аудитор подозревает мошенничество с участием руководства, он также должен сообщить об этих обстоятельствах указанным лицам и обсудить с ними характер, сроки и объем аудиторских процедур, необходимых для завершения задания.
Отдельно подчеркивается (п.42), что аудитор обязан сообщить таким лицам и о любых иных обстоятельствах, связанных с мошенничеством, которые, по его мнению, входят в их компетенцию.
Таким образом, объем обязательных требований к аудитору в рамках МСА 240 существенно расширен по сравнению с требованиями ПСАД N 13, что не может не привести к увеличению трудозатрат в ходе аудита на выполнение обязательных процедур стандарта. Также хотелось бы привлечь внимание к блоку 8 «Документирование» табл.4.2, поскольку выполнение содержащихся в нем требований напрямую связано с объемом трудозатрат аудитора на документирование в ходе оформления результатов проверки. В новом МСА 240 установлено, что аудитор в обязательном порядке должен документировать:
существенные решения, к которым пришли в ходе обсуждения в группе аудиторов, в отношении подверженности финансовой отчетности искажениям в результате мошенничества (п.45);
выявленные и оцененные риски искажения финансовой отчетности в результате мошенничества на уровне финансовой отчетности в целом и на уровне предпосылок (п.45);
общее реагирование на оцененные риски искажения финансовой отчетности в результате мошенничества на уровне финансовой отчетности, а также характер, сроки и объемы аудиторских процедур и описание их связи с риском искажения финансовой отчетности в результате мошенничества на уровне предпосылок (п.46);
результаты аудиторских процедур, включая те, которые разработаны для реагирования на риск обхода контрольных процедур руководством (п.46);
сообщения о мошенничестве, сделанные руководству, лицам, наделенным руководящими полномочиями, и прочим лицам (п.47).
Если аудитор пришел к выводу, что предположение о наличии риска существенного искажения в результате мошенничества в отношении выручки неприменимо к условиям задания, то он должен документировать основания этого вывода (п.48).
Подводя итог, нужно отметить, что обязательные требования к аудитору при проведении аудита по МСА значительно расширены. Все это необходимо учитывать в своей практике аудиторам, которые проводят аудит в соответствии не только с ПСАД, но и с МСА.
Заключение

Итак, в данной работе была рассмотрена тематика аудита нематериальных активов в свете самых последних законодательных изменений. Однако, несмотря на все новшества, можно сказать, что российские стандарты бухгалтерского учета пока не в полной мере отвечают международным.
Российский учет требует четкого документального подтверждения, в том числе и в отношении нематериальных активов. Это следствие того, что до недавнего времени основными пользователями российской отчетности были различные регулирующие органы. По мнению автора, обязательное наличие «надлежаще оформленных документов» ограничивает нематериальные активы, отдаляет их от МСФО.
Так, при трансформации данных российского учета в МСФО могут потребоваться корректировки. И восстановить списанные на затраты объекты (при их существенности), руководствуясь критериями МСФО, может быть совсем непросто. МСФО подходят к понятию нематериальных активов шире, чем ПБУ, допускают наряду с юридически закрепленной формой контроля и иные ее формы. С 2005 года ушло из МСФО и обязательное требование «использования в производстве продукци или для управленческих нужд», еще больше отдалив их от российского учета. Все это делает менее удобным использование данных российского учета для подготовки отчетности по МСФО.


Список использованной литературы

Белышева И., Козлов Н. Нематериальные активы компании: классификация и учет // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. – 2008. – №4.
Белышева И., Козлов Н. Нематериальные активы компании: оценка стоимости // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. – 2008. – №5.
Булыга Р.П. Аудит нематериальных активов коммерческой организации: Правовые, учетные и методологические аспекты: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Юнити-Дана, 2008.
Бычкова С.М. Связь международных стандартов аудита с национальными нормативными документами, регулирующими аудиторскую деятельность // «МСФО и МСА в кредитной организации» - 2008 - № 4.
Закон об аудиторской деятельности №119-ФЗ от 13.07.2001 (в ред. 02.02.2007).
Изотова Л. Амортизация по-новому // Расчет. – 2008. – №3.
Лев Б. Нематериальные активы. Управление, измерение, отчетность. – М.: Квинто-консалтинг, 2007.
Рейли Р., Швайс Р. Оценка нематериальных активов. – М: Квинто-консалтинг, 2006.
Ржаницына В. Нематериальные активы в системе МСФО // Консультант. – [Электронный ресурс]: http://www.klerk.ru/articles/? 35945. – 09.11.2006.
Ухналевич У.А. Аудит нематериальных активов // В курсе дела. – 2006. – №15.
Б. Лев Нематериальные активы. Управление, измерение, отчетность/ М.: Квинто-консалтинг, 2007.
Р. Рейли, Р. Швайс Оценка нематериальных активов, М.: Квинто-консалтинг, 2006.
Белышева И., Козлов Н. Нематериальные активы компании: классификация и учет // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. – 2008. – №4.
Белышева И., Козлов Н. Нематериальные активы компании: оценка стоимости // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. – 2008. – №5.
Изотова Л. Амортизация по-новому // Расчет. – 2008. – №3.
Закон об аудиторской деятельности №119-ФЗ от 13.07.2001 (в ред. 02.02.2007).
Ухналевич У.А. Аудит нематериальных активов // В курсе дела. – 2006. – №15.
Булыга Р.П. Аудит нематериальных активов коммерческой организации: Правовые, учетные и методологические аспекты: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Юнити-Дана, 2008.
Бычкова С.М. Связь международных стандартов аудита с национальными нормативными документами, регулирующими аудиторскую деятельность // «МСФО и МСА в кредитной организации» - 2008 - № 4.
Ржаницына В. Нематериальные активы в системе МСФО // Консультант. – [Электронный ресурс]: http://www.klerk.ru/articles/? 35945. – 09.11.2006.












4


38

Список использованной литературы

1.Белышева И., Козлов Н. Нематериальные активы компании: клас-сификация и учет // Акционерное общество: вопросы корпоративного управ-ления. – 2008. – №4.
2.Белышева И., Козлов Н. Нематериальные активы компании: оценка стоимости // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. – 2008. – №5.
3.Булыга Р.П. Аудит нематериальных активов коммерческой органи-зации: Правовые, учетные и методологические аспекты: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Юнити-Дана, 2008.
4.Бычкова С.М. Связь международных стандартов аудита с нацио-нальными нормативными документами, регулирующими аудиторскую дея-тельность // «МСФО и МСА в кредитной организации» - 2008 - № 4.
5.Закон об аудиторской деятельности №119-ФЗ от 13.07.2001 (в ред. 02.02.2007).
6.Изотова Л. Амортизация по-новому // Расчет. – 2008. – №3.
7.Лев Б. Нематериальные активы. Управление, измерение, отчет-ность. – М.: Квинто-консалтинг, 2007.
8.Рейли Р., Швайс Р. Оценка нематериальных активов. – М: Квинто-консалтинг, 2006.
9.Ржаницына В. Нематериальные активы в системе МСФО // Кон-сультант. – [Электронный ресурс]: http://www.klerk.ru/articles/? 35945. – 09.11.2006.
10.Ухналевич У.А. Аудит нематериальных активов // В курсе дела. – 2006. – №15.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита

(наименование выпускающей кафедры)

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

на тему: "учет и анализ использования нематериальных активов (например, ООО "Творец")"

Студент Пешковой Елены Михайловны

заочном факультете экономики и управления

Руководитель: k. e. n. доцент Н. В. Пушкарева

(ученая степень, звание, Ф. и. О.)

Москва 2012 ,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИICA И ПРАВА

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита

Я УТВЕРЖДАЮ,

Заведующий кафедрой

(подпись, и. О. Фамилия)

"_____"______________20___,

(дата)

РАБОТА

на выпускную квалификационную работу студента

Пешковой Елены Михайловны

Тема работы: "бухгалтерский учет и анализ использования нематериальных активов (например, ООО "Творец")"

утверждена приказом ректора института № 4050 от " 14 " ноября 2011 года

Целевые установки:

Разработка мероприятий по совершенствованию бухгалтерского учета и использования нематериальных активов организации (например, ООО "Творец").

Вопросы, подлежащие разработке (исследований):

1. Изучить понятие, классификация и нормативное регулирование нематериальных активов.

2. Рассмотреть особенности синтетического и аналитического учета нематериальных активов.

3. Рассмотреть методику анализа использования нематериальных активов в организации.

4. Дать организационно-экономическую характеристику ООО "Творца".

5. Оценка организации учета нематериальных активов в ООО "Творца".

6. Оценку использования нематериальных активов в ООО "Творца".

7. Определить пути совершенствования бухгалтерского учета и использования нематериальных активов в ООО "Творца".

8. Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий.

Основная литература:

Кондраков Н. Н. бухгалтерского Учета, анализа хозяйственной деятельности и аудита.

Узнать стоимость работы