Особенности нарушения письменной речи у младших школьников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 3030 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 26.11.2010
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава I. Методика и организация экспериментального исследования письма у учащихся младших классов общеобразовательных школ
1.1 Цель и задачи исследования
1.2. Научно – теоретические основы методики констатирующего эксперимента
1.3. Содержание методики констатирующего эксперимента
1.4. Организация исследования и характеристика детей
Глава II. Нарушения письма у учащихся младших классов общеобразовательной школы
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Самые низкие результаты дети экспериментальной группы показали при написании изложении. У школьников отмечалось неправильное построение письменного высказывания, что выражалось в отсутствии четко выраженных частей в изложениях, нерасчлененности содержания (все работы детей написаны без абзацев, с пропусками в тексте).Основные синтаксические конструкции - простое распространенное предложение и предложение с однородными членами. В построении этих предложений имеется немало различного рода недостатков: незаконченность и неполнота мысли; пропуск слов, неправильный их порядок; нарушение связи слов; повторения одних и тех же слов в предложениях.Общее количество специфических ошибок , выявленных в письменных работах учащихся экспериментальной группы представлено в гистограмме 2.Гистограмма 2Виды дисграфических ошибок, выявленных в различных видах письменных работах детей экспериментальной группыПисьмо детей экспериментальной группы отличается большим количеством стойких специфические ошибки. Превалировали ошибки, связанные с нарушением языкового анализа и синтеза – пропуски, перестановки, вставки букв и слогов, нарушения маркировки границ предложения, пропуски слов, слитное написание слов, разрывы слов. В работах детей выявлено большое число ошибок, соответствующих акустической дисграфии (замены и смешения букв, связанные с недостаточным различением близких по артикуляционным или акустическим признакам фонем свистящих - шипящих, звонких - глухих, мягких - твердых и пр.).. Эти шибки обусловлены несформированностью слуховой дифференциации фонем.Проявления оптической дисграфии также оказались достаточно выражены в письменных работах детей экспериментальной группы. Дети смешивали буквы, сходные по пространственному расположению элементов и по количеству элементов. Данные ошибки обусловлены недостаточной сформированностью зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.Проявления аграмматической дисграфии у младших школьников экспериментальной группы выражались, преимущественно, в нарушении согласовании слов в предложении и в нарушении предложно-падежных конструкций.В процессе исследования была определена симптоматика и виды дисграфии у учащихся экспериментальной группы. Рассмотрев количественные и качественные характеристики письма у учащихся экспериментальной группы, мы выделили преобладающие виды дисграфии.Следует отметить, что «чистые» виды дисграфии в нашей группе не встречались, у всех 10 учащихся отмечались сложные смешанные дисграфии с преобладанием дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.Распределение сочетания форм дисграфий у детей экспериментальной группы представлено в таблице 5.Таблица 5Распределение сочетания форм дисграфий у детей экспериментальной группыВедущая дисграфияСопутствующие формы дисграфиикол-во детейДисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтезаАкустическая, оптическая7Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Оптическая, аграмматическая, 2Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтезаАкустическая, оптическая, элементы аграмматической1Наибольшее распространение по результатам исследования получила дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза - у 10 детей экспериментальной группы она является ведущей. Нарушения письма у этих учащихся связаны с несформированностью процессов звукового и слогового анализа и синтеза, нарушением анализа предложений на слова, анализа текста на составляющие его предложения.У 8 школьников в качестве сопутствующей дисграфии была выявлена дисграфия, связанная с нарушением фонемного распознавания. В основе этого вида дисграфии у детей лежит несформированность дифференциации фонем. У этих учащихся чаще всего была затруднена дифференциация свистящих и шипящих, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. У 3 детей на письме отмечались разнообразные аграмматизмы, что позволяет говорить о наличии аграмматической дисграфии, которая связана с нарушением грамматического строя речи, недоразвитием функций словообразования и словоизменения. У всех детей в письменных работах встречались графические ошибки, что позволяет диагностировать у них оптическую дисграфию. Только у 2 детей проявления оптической дисграфии были ярко выражены, у остальных детей они выражались, преимущественно, в небольшом количестве ошибок. В связи с этим, правильнее говорить о наличии элементов оптической дисграфии у 8 школьников.Анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать следующие выводы:У учащихся младших классов общеобразовательной школы выявлена дисграфия.У всех детей экспериментальной группы выявлено сложное сочетание нескольких форм дисграфии. Ведущим типом дисграфии, является дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза с которой сочетались акустическая дисграфия, оптическая и аграмматическая.В письменных работах учащихся контрольной группы отмечались лишь единичные специфические ошибки, что не позволяет диагностировать у этих детей дисграфию.Дети как контрольной, так и экспериментальной групп лучше справились с заданием на списывание с текста, большее число ошибок наблюдалось в диктантах, и максимальное - в изложения, что объясняется сложностью данного вида связной письменной речи.ЗаключениеПроблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Дисграфия является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики и орфографии родного языка, что и определило выбор темы нашего исследования.В основу теоретического обоснования выбора методики исследования положены современные научные представления о письме, о закономерностях его формирования (Ананьев Б.Г. [1], Леонтьев А.А. [9], Лурия А.Р. [11], Жинкин Н.И. [4]), современные научные представления о механизмах и симптоматике дисграфии (Лалаева Р.И. [6], Левина Р.Е. [8], Садовникова И.Н. [15], Спирова Л.Ф. [17], Токарева О.А. [18], Хватцев М.Е. [19], Корнев А.Н. [5] и др.)В данном экспериментальной исследовании была поставлена следующая цель: выявить особенности письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы. Для реализации поставленной цели мы решили следующие задачи: научно-теоретическое обоснование и выбор методики констатирующего эксперимента в соответствии с целью исследования, отбор детей в контрольную и экспериментальную группы, проведение экспериментальное исследование с целью изучения специфики письма учащихся начальных классов общеобразовательной школы, анализ данных экспериментального исследования.Исследование проводилось на базе ГОУ № 245 Адмиралтейского района.В исследовании принимали участие ученики 3 классов в возрасте 9,5-10 лет. С целью отбора детей в контрольную и экспериментальную группы было проведено предварительное исследование письменной речи детей на материале диктанта , изучение тетрадей детей, анамнестических данных, данных медицинских карт, психолого-педагогических характеристик.На основе анализа письменных работ учащихся, анализа ошибок в тетрадях детей и данных медицинских карт. В контрольную группу вошли 10 учащихся, в письменных работах которых либо отсутствовали стойкие дисграфические ошибки, либо имели место единичные специфические ошибки. В экспериментальную группу вошли 10 детей, в письменных работах которых наблюдались стойкие дисграфические ошибки.Для исследования сформированности письма у учащихся начальной школы была использована методика Р.И. Лалаевой, Л.И. Венедиктовой [13].С целью выяснения особенностей письменной речи учащихся начальных классов общеобразовательной школы (3 класс) были проанализированы написанные ими работы, такие как списывание с печатного и рукописного текста, письмо под диктовку, изложение.Проведенное исследование не выявило у детей контрольной группы нарушений письма. Выявленные в ходе диагностики детей контрольной группы ошибки не носят стойкий характер, а проявляются только в единичных случаях, что может объясняться невнимательностью и излишним волнением детей в условиях написания работ.Таким образом, результаты исследования показали, что у учащихся контрольной группы нет дисграфии.Качественный и количественный анализ письменных работ детей экспериментальной группы позволил сделать выводы о наличии дисграфии у учащихся младших классов общеобразовательной школы. Письмо детей экспериментальной группы отличается большим количеством стойких специфические ошибки. У всех детей экспериментальной группы выявлено сложное сочетание нескольких форм дисграфии. В письменных работах учащихся экспериментальной группы доминировали ошибки, связанные с нарушением языкового анализа и синтеза (218 ошибок) – пропуски, перестановки, вставки букв и слогов, нарушения маркировки границ предложения, пропуски слов, слитное написание слов, разрывы слов. Также в работах детей экспериментальной группы выявлено большое число ошибок, соответствующих акустической дисграфии (68 ошибок): замены и смешения букв, связанные с недостаточным различением близких по артикуляционным или акустическим признакам фонем свистящих - шипящих, звонких - глухих, мягких - твердых и пр. Эти ошибки обусловлены несформированностью слуховой дифференциации фонем.Недостаточная сформированность зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений детей данной группы отражалась на письме в виде ошибок оптической дисграфии (32 ошибки): смешение букв, сходных по пространственному расположению элементов и по количеству элементов. Проявления аграмматической дисграфии (24 ошибки) у младших школьников экспериментальной группы выражались, преимущественно, в нарушении согласовании слов в предложении и в нарушении предложно-падежных конструкций.Таким образом, результаты анализа письменных работ младших школьников позволили сделать вывод о том, что у всех детей экспериментальной группы отмечается смешанная форма дисграфии с преобладанием дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза в сочетании с акустической, оптической или аграмматической дисграфией. Полученные результаты диагностики свидетельствуют о необходимости коррекционной логопедической работы с детьми экспериментальной группы. Логопедическую работу по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащихся экспериментальной группы необходимо вести с учётом симптоматики, характера нарушений письменной речи, степени сформированности функций и процессов, обеспечивающих процесс письма.Список литературыАнаньев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Известия АПН РСФСР. 1959. Вып. 70.Ахутина Т.В., Пылаева Н.В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. – СПб., 2008.Выготский Л. С. Предыстория письменной речи. – В кн.: Умственное развитие детей в процессе обучения. М. – Л., 1935.Жинкин Н. И. Механизмы речи. - М. , 1958.Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб., 1997.Лалаева Р.И. Нарушение письменной речи//Хрестоматия по логопедии/под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 1997. – с.502-512 Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушения чтения и письма у младших школьников. – СПб., 2001, Левина Р.Е. Нарушения письма у учащихся массовой школы//Специальная школа. – М., 1961. - № 1. – с.66-74.Леонтьев А.А. Некоторые вопросы лингвистической теории письма// Вопросы общего языкознания. - М., 1964. – С.40-79Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. – М.: Изд-во АН СССР. -1950. Лурия А.Р. Психологическое содержание процесса письма //Хрестоматия по логопедии в 2 т.т. / Под ред. Волковой Л.С., Селивёрстова В И- М 1997. -т. 2-с. 326-333.Ляпидевский С.С. Дисграфии у детей и их патофизиологический анализ//Учебно-воспитательная работа в специальных школах. Выпуск №3. Учпедгиз, 1953. – с.57-62Назарова Л. К. О роли речевых кинестезий в письме // Советская педагогика. 1952. № 6.Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб., 2006. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. -М., 1995.Спирова Л.Ф. Соотношение между недостатками произношения, чтения и письма//Вопросы логопедии/Под ред. Левиной Р.Е. - М., 1959. – с. 75-135.Спирова Л. Ф. Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. М., 1965.Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии)//Расстройства речи у детей и подростков/ Под ред. С.С. Ляпидевского. - М.: Медицина, 1969. - С.190-212Хватцев М. Е. Логопедия. - М., 1994.Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты // Вопросы психологии. – 1956. - №5. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. Пособие для учителей-логопедов. – М.: Просвещение, 1978.

1.Ананьев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Известия АПН РСФСР. 1959. Вып. 70.
2.Ахутина Т.В., Пылаева Н.В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. – СПб., 2008.
3.Выготский Л. С. Предыстория письменной речи. – В кн.: Умственное развитие детей в процессе обучения. М. – Л., 1935.
4.Жинкин Н. И. Механизмы речи. - М. , 1958.
5.Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб., 1997.
6.Лалаева Р.И. Нарушение письменной речи//Хрестоматия по логопедии/под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 1997. – с.502-512
7.Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушения чтения и письма у младших школьников. – СПб., 2001,
8.Левина Р.Е. Нарушения письма у учащихся массовой школы//Специальная школа. – М., 1961. - № 1. – с.66-74.
9.Леонтьев А.А. Некоторые вопросы лингвистической теории письма// Вопросы общего языкознания. - М., 1964. – С.40-79
10.Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. – М.: Изд-во АН СССР. -1950.
11.Лурия А.Р. Психологическое содержание процесса письма //Хрестоматия по логопедии в 2 т.т. / Под ред. Волковой Л.С., Селивёрстова В И- М 1997. -т. 2-с. 326-333.
12.Ляпидевский С.С. Дисграфии у детей и их патофизиологический анализ//Учебно-воспитательная работа в специальных школах. Выпуск №3. Учпедгиз, 1953. – с.57-62
13.Назарова Л. К. О роли речевых кинестезий в письме // Советская педагогика. 1952. № 6.
14.Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб., 2006.
15.Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. -М., 1995.
16.Спирова Л.Ф. Соотношение между недостатками произношения, чтения и письма//Вопросы логопедии/Под ред. Левиной Р.Е. - М., 1959. – с. 75-135.
17.Спирова Л. Ф. Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. М., 1965.
18.Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии)//Расстройства речи у детей и подростков/ Под ред. С.С. Ляпидевского. - М.: Медицина, 1969. - С.190-212
19.Хватцев М. Е. Логопедия. - М., 1994.
20.Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты // Вопросы психологии. – 1956. - №5.
21.Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. Пособие для учителей-логопедов. – М.: Просвещение, 1978.

Вопрос-ответ:

Какая цель и задачи исследования в статье?

Целью исследования является изучение особенностей нарушения письменной речи у младших школьников. Задачи исследования включают разработку методики исследования письма у учащихся младших классов общеобразовательных школ, а также описание и характеристика нарушений письма у детей данного возраста.

Какие научно-теоретические основы использованы при разработке методики констатирующего эксперимента?

При разработке методики констатирующего эксперимента использованы научно-теоретические основы, связанные с психологией развития и психолингвистикой. Также были учтены теории развития письменной речи и специфика обучения письму у детей младшего школьного возраста.

Как было организовано исследование и как описываются дети в статье?

Исследование было организовано путем проведения констатирующего эксперимента на учащихся младших классов общеобразовательной школы. Дети были выбраны случайным образом. В статье представлена характеристика детей, включающая информацию о возрасте, поле, образовательном уровне и наличии нарушений в письменной речи.

Какие нарушения письма учащихся младших классов описываются в статье?

В статье описываются различные нарушения письма у учащихся младших классов общеобразовательных школ. К ним относятся проблемы с формой букв, нарушение пропорций и направления письма, неправильная постановка руки при письме, неразборчивость и нечеткость почерка и другие.

Есть ли список литературы, на который можно ссылаться для получения дополнительной информации по теме статьи?

Да, в статье приведен список литературы, который можно использовать для дополнительного изучения темы. В этом списке перечислены научные исследования и публикации, связанные с письменной речью, развитием письма у детей и методикой исследований в данной области.

Какие цели и задачи были поставлены перед исследованием нарушений письменной речи у младших школьников?

Целью исследования было определение особенностей нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательных школ. Задачи исследования включали разработку методики экспериментального исследования письма, изучение научно-теоретических основ методики констатирующего эксперимента, организацию исследования и характеристику детей.

Какие методы использовались в исследовании?

В исследовании использовалась методика констатирующего эксперимента. Кроме того, была разработана и применена методика экспериментального исследования письма у учащихся младших классов.

Опишите методику констатирующего эксперимента.

Методика констатирующего эксперимента заключалась в сборе и анализе данных о нарушениях письменной речи у младших школьников. Для этого проводилось обследование учеников и оценивалась качественная и количественная характеристика их письма.

Как организовывалось исследование и какие дети были включены в исследование?

Исследование было организовано путем проведения обследования учащихся младших классов общеобразовательных школ. В исследовании участвовали дети с нарушениями письменной речи. Их характеристика и особенности письма были описаны.

Какие были результаты исследования и какие литературные источники использовались?

Результаты исследования показали, что у младших школьников могут быть различные нарушения письменной речи. Литературные источники, используемые в исследовании, включают список литературы, который не был указан в данном отрывке текста.

Какие особенности нарушения письменной речи у младших школьников рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются особенности нарушения письменной речи у младших школьников. Они изучаются с помощью методики констатирующего эксперимента. В статье также описывается методика и организация экспериментального исследования письма у учащихся младших классов общеобразовательных школ.