Вам нужен реферат?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Характер

  • 26 страниц
  • 12 источников
  • Добавлена 01.12.2010
700 руб. 1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1. Общее понятие о характере и структура характера
Глава 2. Типология характеров
2.1. Типология Феофраста
2.2. Типология характеров 3. Фрейда
2.3. Типология характеров Э. Фромма
2.4. Типология характеров Э. Шпрангера
2.5. Типологии характеров А.Е. Личко и К. Леонгарда
Глава 3. Черты характера и отношения личности
Глава 4. Формирование характера
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Фрагмент для ознакомления

Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, в которых он мог бы проявить мужество. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера.
Важнейшим средством воспитания характера является труд. В серьёзном и общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей, воспитываются лучшие черты характера – целеустремленность, коллективизм, настойчивость. Важнейшее условие правильной организации воспитательных мероприятий – тесная согласованность учебно-воспитательной работы школы с соответствующими влияниями семьи.
На воспитание характера влияют литература и искусство. Образы литературных героев и их поведение часто служат для школьника своеобразным образцом, с которым он сравнивает свое поведение.
На воспитание характера влияет и личный пример воспитателя, будь то родители или педагоги. То, что делают воспитатели, часто гораздо больше влияет на жизнь ребенка, чем то, что они ему говорят. Как учитель относится к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами, каков стиль его работы – все это имеет огромное значение для воспитания характера детей.
Формирование характера невозможно без самовоспитания. Стремление к самосовершенствованию имеет социальную направленность. Н. Островский отмечал, что «для самовоспитания надо, прежде всего, призвать самого себя на собственный беспристрастный суд. Следует ясно и точно, не щадя своего самолюбия, выяснить свои недостатки, пороки и решить раз и навсегда, буду я с ними мириться или нет. Необходимо ли носить эту обузу за своими плечами или я должен выбросить её за борт» [2, с. 241 – 242]. Особенно благоприятным периодом для самовоспитания характера являются подростковый и юношеский возрасты, когда формируется самосознание, осуществляется выбор цели жизни, профессии, друзей. В процессе самовоспитания характера человек должен свои действия и поступки постоянно сверять с моральными принципами и нормами.
Таким образом, для становления характера сензитивным периодом является возраст от 2 – 3 до 9 – 10 лет: в дошкольные годы формируется отношение к труду, в младшем школьном возрасте – общение со сверстниками, в подростковом – сила воли, в ранней юности закладываются нравственные, мировоззренческие основы личности.
Глава 4. Черты характера и отношения личности
Человек познает себя во взаимодействии с другими людьми, находящимися на различных социально-культурных уровнях. И если референтная (эталонная) для данной личности социальная группа имеет объективно высокий статус, то это стимулирует личность к саморазвитию.
Человек строит свои жизненные стратегии, взвешивая различные альтернативы, составляя композиции возможных действий. Этот внутренний диалог – основной механизм саморегуляции: человек как бы смотрит на себя со стороны, с позиций других людей. Он формулирует приемлемые для себя компромиссы, выдвигает самооправдательные мотивы, примеряет свой внутренний мир к реальной действительности.
У социализированной личности возникают проблемы примирения, согласования внутреннего и внешнего мира. Как согласовать преданность своим принципам с противоречивыми требованиями жизни? В этих ситуациях и проявляется характер человека.
Отношение к коллективу и отдельным лицам (родным, друзьям, малознакомым) обнаруживается в коллективизме, гуманности, чуткости, доброте, отзывчивости, честности, скрытности и т.д. Характер может быть понят и раскрыт только в общении с другими людьми.
Отношение к труду находит выражение в таких чертах характера как трудолюбие, добросовестность, аккуратность, инициативность, инертность, небрежность, косность, лень. Отношение к препятствиям в трудовой деятельности проявляется в волевых чертах характера: целеустремленности, выдержке и самообладании, настойчивости и упорстве, смелости и решительности, инициативности и самостоятельности. Волевые черты иногда называют «хребтом» характера и в зависимости от их развития относят характер к сильному или слабому.
Отношение к самому себе находит выражение в таких чертах характера как скромность, самокритичность, застенчивость, робость, чувство достоинства, гордость, самомнение, честолюбие, уровень притязаний. В спорте, например, уровень притязаний выражается «мотивацией достижений». В одних случаях мотивом участия в соревнованиях служит стремление победить, стать чемпионом, установить рекорд (высокий уровень притязаний), в других – избежать поражения (пониженный уровень притязаний). По данным многих исследований, первый, как правило, приносит успех, второй же нередко приводит к неудаче.
Отношение к вещам, деньгам раскрывается в таких чертах характера как аккуратность, неряшливость, расточительность, бережливость, жадность, организованность, честность и других.
Как утверждал В. Гюго: «У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают, тот, который он сам себе приписывает, и, наконец, тот, который есть в действительности». В целях выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе окружающих людей. Прежде всего, то, насколько упорядочены у него отношения с людьми, нужен ли он людям, авторитетен ли среди них. Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий [2, с. 239].
Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека – недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций и отстаивании взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с чувством собственного достоинства, основанном на сознании действительной значимости своей личности.
Таким образом, в отечественной психологии выделяют следующие совокупности черт характера, выражающие основные категории отношений к: 1) коллективу и отдельным людям; 2) труду и достижению целей; 3) самому себе; 4) вещам и деньгам.
Заключение
Таким образом, характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.
Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны между собой и образуют целостную организацию, называемую структурой характера.
Черты характера – это те особенности личности, которые систематически проявляются в различных видах её деятельности и по которым можно судить о её возможных поступках в определённых условиях.
В отечественной психологии выделяют следующие совокупности черт характера, выражающие основные категории отношений к действительности: к коллективу и отдельным лицам; к труду, достижению целей; к самому себе; к вещам, деньгам.
Характер человека формируется достаточно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни, проявляет себя как более или менее устойчивый. Сочетание личностных черт, входящих в характер человека, образует различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров. Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Наибольшую известность приобрели классификации характеров Феофраста, З. Фрейда, Э. Фромма, Э. Шпрангера, К. Леонгарда и А.Е. Личко.
Для становления характера сензитивным периодом является возраст от 2 – 3 до 9 – 10 лет: в дошкольные годы формируется отношение к труду, в младшем школьном возрасте – общение со сверстниками, в подростковом – сила воли, в ранней юности окончательно формируются базовые, нравственные, мировоззренческие основы личности.
В формировании характера большое значение имеет семья, коллектив, а также самовоспитание и стремление к самосовершенствованию, имеющему сознательную направленность.
Список используемой литературы
Бороздина Л.В. Психология характера: Исторический очерк. – М., 1997. Ч. 1.
Ефимова Н.С. Основы общей психологии. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. – 288 с.
Леонгард К. Акцентуированные личности / Пер. с нем. Ростов н/Д: Феникс, 2000.
Личко А.Е. Типы акцентуаций и психопатий у подростков. – М.: ООО АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.
Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
Никандров В.В. Психология. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 912 с.
Общая психология / Под ред. Тугушева Р.Х., Гарбера Е.И. – М.: Эксмо, 2007. – 560 с.
Панферов В.Н., Микляева А.В., Румянцева П.В. Основы психологии человека. – СПб.: Речь, 2009. – 432 с.
Психология / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.
Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М.: МГУ, 1982.
Филатов Ф.Р. Общая психология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 544 с.: ил.
Фромм Э. Человек для себя / Пер. с анг. и послесл. Л.А. Чернышевой. – Мн.: Коллегиум, 1992.
Приложение
Таблица 1. Классификация А. Личко
Тип Сильные стороны Слабые стороны Гипертимный Активность, выносливость, общительность, находчивость, хорошее настроение, дружелюбие Склонен к переоценке своих способностей, неразборчив в знакомствах, легко может оказаться в асоциальной компании Шизоидный «Холодный» ум, хорошая интуиция, увлеченность делом, способность долго работать в одиночестве Замкнутость, трудно устанавливает контакты с людьми Истероидный Артистизм, хорошая интуиция, стремление к яркому, нестандартному Эгоцентричен, неадекватно себя оценивает, с целью привлечения внимания готов к асоциальному поведению Психоастенический Раннее интеллектуальное развитие, склонность к размышлениям Нерешительность, тревожность, мнительность, замкнутость Лабильный Мягкость, способность к сопереживанию Дела и поступки зависят от настроения Сензитивный Острое нравственное зрение, повышенная чувствительность Робок, отвергнутая любовь обостряет чувство неполноценности и может привести к суициду Эпилептоидный Аккуратность, педантичность Преобладает злобно-тоскливое настроение, жесток Конформный Стремление к устойчивости и стабильности Не переносит крутых перемен, склонен к алкоголизму Циклоидный В «хорошей» фазе похож на гипертимный тип В субдепрессионной форме наблюдается вялость, склонен к алкоголизму Неустойчивый Доверчивость и преданность группе Слабовольный, стремится к развлечениям, не любит трудиться Астеноневротический Повышенная чувствительность, способность рассчитывать на свои силы Часто ипохондрическое настроение, повышенная утомляемость
Таблица 2. Классификация К. Леонгарда
Тип Сильные стороны Слабые стороны Гипертимный – высокая контактность Энергичность, жажда деятельности, инициативность Легкомыслие, склонность к аморальным поступкам, раздражительность, несерьезность в отношении к делу Дистимный – низкая контактность Серьезность, добросовестность, чувство справедливости Пассивность, замедленное мышление, неповоротливость, индивидуализм Циклоидный – смена настроения В период подъема гипертимен В период спада дистимен Возбудимый – низкая контактность, замедленность вербальных и невербальных реакций Добросовестность, аккуратность, любит животных и маленьких детей Занудлив и угрюм, неуживчив в коллективе, властен в семье, в состоянии эмоционального возбуждения плохо контролирует свои поступки Застревающий – средняя общительность Стремится добиться высоких показателей в любом деле, предъявляет повышенные требования к себе Самонадеян, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и подчиненным на работе Педантичный – умеренная общительность Добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах Формализм, занудливость, брюзжание Тревожный – низкая контактность Дружелюбие, самокритичность, исполнительность Беззащитность, неуверенность Эмотивный – общение ограничено узким кругом избранных Доброта, сострадательность, обостренное чувство долга, исполнительность Чрезмерная чувствительность, слезливость Демонстративный –
легкость в установлении контактов Обходительность, аристократичность, способность увлечь других, неординарность мышления и поступков Эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы Экзальтированный –
высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость Альтруизм, имеет чувство со страдания, хороший вкус, яркость и искренность чувств Паникерство, подверженность сиюминутным настроениям Экстравертированный –
высокая контактность Готовность выслушать, помочь Подверженность влиянию, легкомыслие, страсть к развлечениям, участие в распространении сплетен Интровертированный –
низкая контактность, замкнутость Сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность Упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание своих идей











2

Список используемой литературы
1.Бороздина Л.В. Психология характера: Исторический очерк. – М., 1997. Ч. 1.
2.Ефимова Н.С. Основы общей психологии. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. – 288 с.
3.Леонгард К. Акцентуированные личности / Пер. с нем. Ростов н/Д: Феникс, 2000.
4.Личко А.Е. Типы акцентуаций и психопатий у подростков. – М.: ООО АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.
5.Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
6.Никандров В.В. Психология. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 912 с.
7.Общая психология / Под ред. Тугушева Р.Х., Гарбера Е.И. – М.: Эксмо, 2007. – 560 с.
8.Панферов В.Н., Микляева А.В., Румянцева П.В. Основы психологии человека. – СПб.: Речь, 2009. – 432 с.
9.Психология / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.
10.Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М.: МГУ, 1982.
11.Филатов Ф.Р. Общая психология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 544 с.: ил.
12.Фромм Э. Человек для себя / Пер. с анг. и послесл. Л.А. Чернышевой. – Мн.: Коллегиум, 1992.

Природа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО "ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ. П. М. МАШЕРОВА"

Кафедра психологии и коррекционной работы

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Природа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат продукта: Горалевич Ольга

студентка I курса ФлФ 105 группы

Реферат проверила: Милошевич Е. П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Витебск 2006

 

 

План

Введение

1.Общее понятие о характере.

2.Физиологические основы характера

3.Типология характера.

4.Влияние типов характера на профессиональную деятельность

Вывод

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, способ общения, способ реагирования на действия и поступки людей.

Узнать стоимость работы