Вам нужна курсовая работа?
Интересует Социология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Знакомство детей подготовительной группы с традицией имянаречения как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.

  • 35 страниц
  • 23 источника
  • Добавлена 21.12.2011
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
1.1.Особенности духовно – нравственного воспитанию детей дошкольного возраста
1.2 Традиции имянаречения
1.3Средства знакомства дошкольников с традицией имянаречения
1.4 Методика проведения занятий в подготовительной дошкольной группе.
Глава 2. Диагностика знаний детей старшей подготовительной группы о традиции имянаречения.
2.1. Определение уровня знаний дошкольников о традиции имянаречения
2.2. Разработка занятий по традиции имянаречения для детей подготовительной группы
Заключение
Понятийный аппарат
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

- формирование интереса к источникам информации имянаречения.Воспитательные:- возбуждение, стимулирование эмоционального отклика (радости, гордости) к событиям и судьбам людей в истории; - расширение, обогащение познавательного интереса, любознательности как качеств личности;- формирование ценностного отношения к событиям, поступкам людей их созидательной, духовной роли в жизни общества, истории;- воспитание личностной культуры и патриотических качеств и побуждений.Развивающие:- развивать интеллектуальные способности детей;- совершенствовать речь: словарный запас, выразительность, структуру и правильность построения фраз; функции (диалоговую, описательную, повествовательную доказательную);- развивать мышление: анализирующее, ассоциативное, диалектическое;- развивать воображение: воспроизводящее, воссоздающее творческое;- развивать эмоционально-волевую сферу: (культуру, духовный отклик) Занятие 1. Цель: узнать о традициях имянаречениях, о важности «с гордостью носить свое имя» Задачи:расширить знания об именах, познакомиться с историей традиции имянаречения; Изучить наиболее почитаемые поступки и качества характера, которые связывают с именами. Основная часть. Имя – слово, которым называют человека. Значение имени, которое носит человек (например, Александр – «защитник людей», всегда защитит слабого; Татьяна – «распорядительница», у нее порядок и в душе, и в доме; Ирина – «мир, спокойствие, тишина», никогда не повышает голоса, не сердится).Значение пословицы «Хорошо там и тут, где по имени зовут». Как выбирают имя ребенку. День имени – именины. Как празднуют именины.Имя человека – его слава и достоинство. Святые и известные люди, которые прославили свои имена в истории (например, Архангел Михаил победил зло, полководец Михаил Кутузов победил врага).Практический материал для работы: ресурсный круг «Мое имя»; игра-упражнение «Подбери ласковые имена для друга»; составление рассказа о своем имени; рассматривание икон святых, наиболее почитаемых на Руси. Задание на дом.Практический материал для работы дома: узнать вместе с родителями значение имени, которое ребенок носит; обсудить соответствие характера, поведения ребенка его имени; рассказать о жизни близкого человека, известных в истории или культуре людей, имя которых носит ребенок. Составить свою родословную. Занятие 2.Цель: научиться составлять рассказ о тайне своего имени. Выделить «добродетельные поступки» Задачи: закрепление пройденного материала, изучение и рассказ освоем имени. Основная часть Почему же нам дали именно эти имена? (Этот вопрос дети задали своим родителям дома). От них узнали, что раньше на Руси священник предлагал на выбор из церковного календаря ряд имён в соответствии с именами святых. Но в современной России такой традиции теперь мало кто придерживается. После революции 1817 года появились такие имена как Октябрина, Майя, Искра. А после первого полёта Ю. Гагарина в космос, самым популярным именем стало – Юрий.Значение пословицы «В лицо человек себя не знает, а имя свое знает». Дети отвечают при помощи педагога, что означает данная пословица. Почему о человеке говорит его имя? Дети дома, вместе с родителями составляли свою родословную. Дети выяснили, в честь кого были названы они и их родственники. Рассказали о хороших поступках своих и своих близких. Происхождение имен.Аня – европейский вариант еврейского имени – Хана. Имя Анна означает: благодать, милостивая. Анастасия – от древнегреческого слова «анастас» – воскресший. Означает: возвращенная к жизни. Практический материал:игра «Кто больше найдёт вариантов своего имени», составление рассказа о своем имени, с учетом знаний, приобретенных дома. Составление рассказа о своей родословной. В завершении подводим итоги обоих занятий. Кто был назван в честь своих предков? Кто исходя из православных кононов? Кто по желанию родителей? Какие положительные качества ценили и ценят люди? (исходя из значений имен). Кто знает, что означает имя вашего друга? Почему мы должны гордиться своими именами?Всю работу по развитию у дошкольника нравственных качеств необходимо проводить совместно с родителями: необходимо сообщать им о достижениях и проблемах детей, консультироваться с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, обучать самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье.Родителям даются рекомендации по проработке, по прочтению конкретной истории имени. Они вместе со своим ребенком выполняют задания к заданной теме, рисуют семейное древо, учат ребенка пересказывать и составлять историю, обсуждая смысл имени, качества характера и эмоции, ею вызываемые и т.д. .ЗаключениеИзучая историю своего имени, и имен друзей и родственников позволяют ребенку выбрать героев. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Истории происхождения имен переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту. Помимо этого ребенок изучает историю страны, историю религии и т.д.Изучение значения, истории происхождения, героя, прославившего данное имя и его поступков является источником познавательного и духовно-нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины. Учит отличать положительные поступки от отрицательных, учит уважать своих предков и с гордостью носить свое имя. Именно поэтому мы можем утверждать, что изучение традиции имянаречения является средством духовно – нравственного развития дошкольника. В связи с этим, нами была проведена диагностика знаний традиций имянаречения. В результате стало известно, что дети имеют минимальный запас знаний по данной теме. Нами было разработано два занятия, направленные на изучение традиций имянаречения.Ожидаемые результаты: По итогам работы должна создаться в группе атмосфера доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания, богатой развивающей среды. В результате приобщения дошкольников к истории имянаречения на практике убедиться, что имянаречение является богатейшим источником познавательного и духовно-нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины. От того, насколько наши дети будут доброжелательны, трудолюбивы, как будут сформированы в них привычки нравственного поведения, во многом зависит успешность ребенка в жизни, становление его как личностиПонятийный аппаратДиагностика.Суть педагогической диагностики состоит в отражении объективно существующих закономерностей в индивидуальном уровне развития каждого ученика. Задачи педагогической диагностики, рассматриваемые сквозь призму учебно-воспитательного процесса, Н.А. Кузьминой сформулированы следующим образом:1.Выявление и уточнение исходного состояния уровня развития школьника.2.Пошаговое определение изменений в уровне воспитания детей.3.Анализ изменений уровня развития детей под влиянием определённых педагогических воздействий.4.Коррекционные действия.Духовность.Слово «духовность» употребляются в обиходе наших выражений очень широко. И только в силу незнания его значения люди иногда относят его лишь к одной человеческой деятельности - религиозной. Религиозность - это лишь определенное убеждение. А вот исполнение высокодуховных истин: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать и др.- это и есть духовность. Это качество всей человеческой деятельности, все то, что может нас возвысить над нашими вчерашними достижениями.Духовность - это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» (В. И. Даль).Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.Духовно - нравственное воспитание- это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.Именины - народное название праздника соименного человеку святого, дня его церковной памяти. Именины основаны на церковном обычае наречения христианам имен святых и ангелов. Перечень имен святых по дням церковного года содержится в Святцах, или Месяцеслове, а алфавитный список этих же имен, издаваемый в виде приложения к христианскому календарю, называется Именословом. Каждый христианин в день церковной памяти "своего" святого (небесного покровителя) называется именинником. Если этот святой имеет два или более памятных календарных дней, то для празднования Именин выбирается только один — первый, следующий за днем рождения христианина (обыкновенно указывается во время крещения).Именослав – приложение к церковному календарю, список имен в алфавитном порядке.Именная икона - икона с изображением святого-покровителя в честь которого при крещении дано имя её владельцу (т. н. тезоименный святой).Именная икона может иметь любой размер, но если она написана в размер человека на момент его рождения, то она называется «мерной» иконой. На именной иконе святой может быть изображён в рост или по пояс. Иногда пишут святого вместе с Ангелом Хранителем. Иногда пишут святого в молитвенном обращении к Господу, Иисусу Христу или Пресвятой Богородице. Также святой может быть изображён под Покровом Божией Матери или Нерукотворного Образа.Методика - это совокупность методов, приёмов, опробованных и изученных для выполнения определенной работы. Методика обучения это совокупность приёмов, с помощью которых происходит целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками.Наглядный метод – один из методов обучения.К группе наглядных методов, используемых в дошкольном обучении, относятся:– наблюдение;– рассматривание картин;– демонстрация диафильмов и кинофильмов, видеофильмов;– некоторые приемы обучения, в отдельных случаях выступающие в качестве самостоятельных методов: показ образца задания, способа действия и др.Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность- это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.Практический метод – один из методов обучения. К группе практических методов обучения в детском саду относятся:– упражнения;– игровой метод;– элементарные опыты;– моделирование.Родословная - описание родственных отношений изучаемого лица, представленное, как правило, в виде схемы с использованием общепринятых условиях обозначений.Святца – перечень имен святых по дням церковного годаСловестный метод – один из методов наблюдения. Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессечтения литературных произведений воспитателем, чтения истории и значения имен детьми, воспитателем, беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя, ответы на вопросы педагога, детей, проведения разнообразных игр, сообщения дополнительного материала воспитателем, рассмотрение наглядного материала, рассказ детей по схемам, иллюстрациям (напримерсоставленной родословной, репродукции иконы), разбора подвигов героев, чтения литературных произведений родителями, беседы и обсуждения и т.д.Список литературы 1.Дерево рода: имянаречение http://drevoroda.ru 2.Духовно – нравственное воспитание дошкольников http://krugloe.ucoz.ru 3.Журнал «Навигатор»: О Крещении http://www.sunhome.ru 4.Журнал «Организмика»: Этапы имянаречения http://www.dazzle.ru 5.Кори Дж. Как стать хорошим психологом[Текст]: пособие для воспитателей детского сада/Дж.Кори, М. Шнайдер-Кори. – СПб.: «Прайм-Еврознак», 2007. – 475 с. 6.Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности[Текст] //Начальная школа. 2007. № 11- 145 с. 7.Короткова Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторской сказки[Текст] // Начальная школа плюс До и После. 2007. № 11.-145 с. 8.Короткова Л.Д. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста.[Текст]: монография/ Л.Д. Короткова - М.: ЦГЛ, 2006.- 167 с. 9.Маслова В.В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры[Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений. / В.В. Маслова –М.: Владос.-2010 г-360 с. 10.Малова В.В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников[Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений. / В.В. Маслова –М.: Владос.,2010 г-360 с. 11.Маркова В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике[Текст]: // Дошкольное воспитание. – 2006. - №12. 12.Нравственное воспитание школьников и дошкольников, духовное воспитание детей http://www.vashevse.ru 13. Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей [Текст]// Дошкольное воспитание. – 2006. - №1. – 125 с. 14. Работа с дошкольниками, старшая подготовительная группа http://festival.1september.ru 15. Родовые и национальные традиции http://fictionbook.ru 16. Славянская традиция имянаречения http://www.liveinternet.ru 17. Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания[Текст]:пособие для педагогов дошкольных учреждений / Е.О. Смирнова.-М.: Владос , 2005. — 119 с 18. Традиции имянаречения в разных сословиях http://www.predeina-zaural.ru 19. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки[Тест] /О.В. Хухлаева.- М.: Генезис , 2007. — 2-е изд. – 176с.20. Шайдук В.В.Педагогические вопросы социализации детей и молодежи[Текст]: электронная газета.-2011 г.№14 21.Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога [Текст]/ Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: «Феникс», 2006. – 314 с. 22. Электронный журнал - Живое знание: «Имянаречение. Обряд имянаречения» http://naturalworld.ru 23. Эльконин Д.Б. Детская психология[Текст] / Д.Б. Эльконин.- М.: Издательский центр «Академия» ,. — 4-е изд., стер. — ред.-сост. Б. Д. Эльконин,-2007. — 384 с


Список литературы
1.Дерево рода: имянаречение http://drevoroda.ru
2.Духовно – нравственное воспитание дошкольников http://krugloe.ucoz.ru
3.Журнал «Навигатор»: О Крещении http://www.sunhome.ru
4.Журнал «Организмика»: Этапы имянаречения http://www.dazzle.ru
5.Кори Дж., Шнайдер-Кори М. Как стать хорошим психологом. – СПб.: «Прайм-Еврознак», 2007. – 475 с.
6.Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности //Начальная школа. 2007. № 11- 145 с.
7.Короткова Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторской сказки // Начальная школа плюс До и После. 2007. № 11.-145 с.
8.Короткова Л.Д. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Монография. М.: ЦГЛ, 2006.- 167 с.
9.Маслова В.В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. / Маслова В.В. –М.: Владос.-2010 г-360 с.
10.Малова В.В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. / Маслова В.В. –М.: Владос.-2010 г-360 с.
11.Маркова В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике // Дошкольное воспитание. – 2006. - №12.
12.Нравственное воспитание школьников и дошкольников, духовное воспитание детей http://www.vashevse.ru
13. Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей // Дошкольное воспитатние. – 2006. - №1. – 125 с.
14. Работа с дошкольниками, старшая подготовительная группа http://festival.1september.ru
15. Родовые и национальные традиции http://fictionbook.ru
16. Славянская традиция имянаречения http://www.liveinternet.ru
17. Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания. /Смирнова Е.О. -М.: Владос , 2005. — 119 с
18. Традиции имянаречения в разных сословиях http://www.predeina-zaural.ru
19. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки/ М.: Генезис , 2007. — 2-е изд. – 176с.
20. Шайдук В.В. Электронная газета: «Педагогические вопросы социализации детей и молодежи».-2011 г.№14
21.Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: «Феникс», 2006. – 314 с.
22. Электронный журнал - Живое знание: «Имянаречение. Обряд имянаречения» http://naturalworld.ru
23. Эльконин Д.Б. Детская психология /М.: Издательский центр «Академия» ,. — 4-е изд., стер. — ред.-сост. Б. Д. Эльконин,-2007. — 384 с

Дидактические игры как средство экологического воспитания ребенка

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 Сущность и задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста

1.2 Влияние на всестороннее развитие ребенка игры, особенности и виды дидактических игр в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста

1.3 Анализ документов, Государственные программы "Крымский веночек", "Малятко", "Дитина" и Государственный стандарт" Базовый компонент дошкольного образования в Украине", в разделе "Природа", "Игра"

Выводы к 1 разделу

РАЗДЕЛ 2 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ

2.1 Использование дидактических игр в процессе ознакомления с природой с детьми дошкольного возраста

2.2 Руководство дидактические игры экологического образования в процессе ознакомления с природой в разных возрастных группах

Выводы по 2 разделу

ВЫВОДЫ

СПИСОК литературы

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена реформированием украинской образовательной системы, требованиями, промышленности Государственным стандартом дошкольного образования в Украине относительно воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста. Одним из направлений является становление процесса непрерывного экологического образования в условиях усугубления экологических проблем.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой. Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла, в первую очередь, в связи с тщательного изучения современными учеными взаимодействия человеческого общества и природы.

Экологическое воспитание дошкольников уделяется особое внимание, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Экологическое воспитание детей - целенаправленный, систематический педагогический процесс, целью которого является экологически воспитанная личность.

Экологически воспитанная личность характеризуется сформированной сознание среды, экологически ориентированного поведения и деятельности в природе, гуманным, природоохранным отношением. Экологическое образование в условиях экологического кризиса современности, чтобы быть эффективным должно решать главную задачу - формировать экологически ориентированные на сознание детей дошкольного возраста.

Узнать стоимость работы