субъективная оценка зрительных функций

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Нейропсихология
  • 1515 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 29.04.2017
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Виды нарушений зрительных функций 4
2. Нейропсихологическая диагностика зрительных функций 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15
Фрагмент для ознакомления

6).Рис. 6. Тест на узнавание неверно написанных букв [1]В пробе «Слепые часы» испытуемому предлагается ознакомиться с эталонным циферблатом. Затем эталон закрывается, а испытуемый должен найти его аналог на слепых часах (рис. 7). Здесь следует очень внимательно отнестись к тому, упрочено ли в опыте испытуемого (если речь о ребенке) определение часов именно в таком варианте.Ошибки в этих текстах говорят о нарушении в понимании пространственного расположения стрелок и связи их положения со значением. Дефекты при выполнении этого задания указывают на дисфункцию теменно-затылочных отделов мозга (не только левого, но и правого полушария).Рис. 7. Проба «Слепые часы» [1]Самостоятельный рисунок – один из ведущим методов оценки пространственного гнозиса. Испытуемому дается неограниченный выбор предметов для рисования и письма, бумага и предлагает изобразить тот или иной объект. Анализу подвергаются цветовые предпочтения испытуемого, топологические, конструктивные и стилистические особенности рисунка правой и левой рукой.Так, можно предложить испытуемому нарисовать такие предметы как куб, дом, дерево. Кроме того на одной стороне сложенного листа бумаги испытуемый должен ведущей рукой нарисовать тот рисунок, который хотел бы видеть на коврике. Затем лист переворачивается и тоже задание необходимо выполнить второй рукой. Метод копирования обычно используется в следующих тестах:Тесты Тейлора и Рея-Остеррица предполагают предъявление испытуемому фигуры Тейлора и Рея-Остеррица (рис. 8). Их необходимо скопировать. Не допускается разворот исходного изображения, все манипуляции с собственным листом бумаги строго фиксируются. На всем протяжении эксперимента специалист воздерживается от любых замечаний. Полезно отмечать время копирования.В тесте Денманна испытуемому предлагается скопировать уже имеющиеся относительно простые фигуры. Копирование выполняется как одной, так и другой рукой.В качестве еще одного варианта тестов на копирование возможно копирование фигуры, которая разворачивается на 180 градусов. Испытуемому предлагается «развернуть» предъявляемую фигуру и нарисовать ее.Данный список проб и методик далеко не полный, но достаточный для проведения полноценной диагностики. При работе с различными проблемными категориями пациентов методики могут варьироваться, комбинировать и обогащаться новыми подходами и принципами [2, 3, 4, 6, 7].Рис. 8. Фигура Тейлора (слева), фигура Рея-Остеррица (справа) [1]ЗАКЛЮЧЕНИЕНейропсихологическое исследование – это важный этап лечения пациентов с нарушениями зрительно-пространственного и зрительного гнозиса. Оно проводится с целью описания нарушений высших психических функций и выделения тех факторов, которые лежат в их основе (нарушений анализа и синтеза, патологической инертности нервных процессов, инактивности и пр.).В специальных случаях могут вводиться дополнительные задания.Очень сложной категорией испытуемых являются дети, т.к. все материалы для исследований следует отбирать согласно возрасту ребенка. Кроме того следует учитывать возможность педагогической запущенности испытуемого. Так, ребенок может не назвать те или иные предметы не потому, что он с ними не знаком, а потому, что он не знает ка они называются.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБалашова Е. Ю., Ковязина М. С. Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы. – М.: Генезис, 2010. – 12 с. (+ 70 л.)Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. – СПб.: Стройлеспечать, 2007. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений. – М.: Издательский центр Академия, 2009. – 272 с.Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб.пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр Академия, 2002. – 232 с. Хомская Е. Д. Нейропсихология: 4-е издание. – СПб.: Питер, 2005. – 496 с.Хомская Е. Д. Нейропсихологическая диагностика. Часть I. Схема нейропсихологического исследования высших психический функций и эмоционально-личностной сферы. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2007. – 46 с.Хомская Е. Д. Нейропсихологическая диагностика. Часть II. Альбом. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2007. – 46 с.

1. Балашова Е. Ю., Ковязина М. С. Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы. – М.: Генезис, 2010. – 12 с. (+ 70 л.)
2. Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. – СПб.: Стройлеспечать, 2007.
3. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений. – М.: Издательский центр Академия, 2009. – 272 с.
4. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр Академия, 2002. – 232 с.
5. Хомская Е. Д. Нейропсихология: 4-е издание. – СПб.: Питер, 2005. – 496 с.
6. Хомская Е. Д. Нейропсихологическая диагностика. Часть I. Схема нейропсихологического исследования высших психический функций и эмоционально-личностной сферы. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2007. – 46 с.
7. Хомская Е. Д. Нейропсихологическая диагностика. Часть II. Альбом. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2007. – 46 с.

Развитие зрительных функций с помощью компьютерных игр у дошкольников с нарушением зрения

Институт проблем передачи информации РАН, Москва












Развитие зрительных функций с помощью компьютерных игр у дошкольников с нарушением зрения

Т. А. Подугольникова

Большая часть информации о мире, дети дошкольного возраста получают с помощью зрения, а именно зрение играет важную роль в развитии познавательных способностей ребенка и формировании его жизненного опыта. У детей с нарушениями бинокулярного зрения, такими как косоглазие, амблиопия и анизометропия, наблюдается снижение остроты зрения и контрастной чувствительности, неустойчивость фиксации взора, сужение поля зрения, нарушение пространственной ориентации и восприятия пространственного взаиморасположения объектов и т. д. Эти нарушения приводят к серьезным проблемам анализа изображений на уровне зрительных центров мозга, приводит к формированию неточных зрительных представлений об окружающем мире и снижению уровня развития наглядно-образного мышления. В результате, у детей с нарушениями бинокулярного зрения наблюдается снижение уровня когнитивного развития зрительных функций (внимания и кратковременной зрительной памяти), визуально, здоровья и прочего, Так что они, как правило, к нормальной жизни своих коллег темпа и качества, психическое и интеллектуальное развитие.

Для лечения нарушения зрения и успешно адаптироваться в окружающем мире дети нуждаются и лечение специальные медицинские приборы и специальное обучение, которое требует как от ребенка, так и от специалистов длительной и напряженной работы. Как результат, ребенок испытывает большие перегрузки, весь день полна уроков и со специалистами и с учителями, и в основной игре «работа» дошкольника, он просто не имеют времени.

Специалисты лаборатории физиологии зрения нашего института (ИППИ РАН) разработан комплекс программ для эвм «Академик» с учетом достижений науки в области нейрофизиологии и психофизики зрения. Эти программы предназначены как для функционального лечения нарушений бинокулярного зрения, так и для развития когнитивных зрительных функций (зрительного внимания, кратковременной памяти, зрительной памяти, ориентации в микропространстве, визуальный поиск) и развития визуального здоровья. Все эти навыки необходимы детям для успешного обучения в начальной школе, так как они играют важную роль и при чтении, и скопировать с доски или с книги, и при работе с материалом.