Вам нужна курсовая работа?
Интересует Право?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Полномочия Президента РФ

  • 29 страниц
  • 35 источников
  • Добавлена 21.03.2011
650 руб. 1 300 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Место Президента РФ в системе органов государства
2. Основные полномочия Президента Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Право вето позволяет Президенту своевременно реагировать на нарушения прав и свобод, которые еще не возникли, но могут возникнуть в случае вступления в силу закона, нарушающего права и свободы личности.
Получила большое распространение практика возвращения законов. Право возвратить федеральный закон существует у Президента лишь в случае нарушения палатами Федерального Собрания установленных Конституцией РФ требований к порядку принятия (а отнюдь не повторного рассмотрения и одобрения) федерального закона;
в) в соответствии с ч.3 ст.115 Конституции глава государства может отменять нормативно-правовые акты Правительства страны в случае их неконституционного или незаконного характера;
г) на основании Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ он вправе приостановить действие нормативно-правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), актов органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Таковы основные полномочия Президента Российской Федерации по действующему законодательству.
Мировая практика говорит о том, что блага государства и его граждан будут эффективно защищены главой государства (президентом), если он: во-первых, является символом конкретного государства, его единства; представляет высшие государственные интересы как внутри страны, так и в мировом сообществе; во-вторых, представляет весь народ данной страны, его интересы и выступает от имени народа; консолидирует общество, цементирует общественно-политическую и государственную жизнь; в-третьих, несет персональную ответственность за положение дел в стране, обеспечивает стабильность и принимает оперативные меры по обеспечению безопасности государства и защиты его граждан; в-четвертых, направляет деятельность всего государственного аппарата по защите конституционных основ государства и прав и свобод личности; в-пятых, является «высшим защитником» интересов простых граждан, оперативно реагирует на нарушения прав граждан, рассматривает жалобы и принимает все меры для восстановления нарушенных прав и свобод личности.


Заключение

В настоящей работе на основе действующего российского законодательства (Конституции РФ и других нормативно-правовых актов), а также современной юридической литературы были рассмотрены вопросы, связанные с компетенцией Президента Российской Федерации: о его месте в системе органов государственной власти России и о его основных полномочиях.
Появившись лишь в 1991 году, институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности. В настоящее время в системе органов государственной власти Президент занимает особое место, непосредственно не входя ни в одну из её ветвей. Особенности его правового статуса определены ст. 80 Конституции, где устанавливается, что Президент Российской Федерации является главой государства.
В соответствии с Конституцией Президент Российской Федерации обладает весьма широким кругом полномочий в различных сферах общественной и государственной жизни, вытекающих из его статуса главы государства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции.
Особенно велика роль и широки полномочия Президента РФ в тех областях осуществления исполнительной власти, которыми он руководит непосредственно в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами и федеральными законами: оборона, безопасность, внутренние и иностранные дела, юстиция, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.
В настоящее время имеется ряд проблем, связанных с формированием и функционированием института главы государства: а) в части соотношения полномочий и взаимодействия институтов Президента и Председателя Правительства России в системе исполнительной власти; б) в области взаимодействия и совершенствования президентской и законодательной (представительной) власти в Российской Федерации; в) относительно определения основных направлений и пределов укрепления президентской власти как необходимого условия противодействия центробежным тенденциям в государственном управлении; г) в части необходимости использования в Российской Федерации зарубежного опыта оптимизации формирования и функционирования института Президента.
Данные проблемы вызваны несколькими причинами: во-первых, несовершенством действующей Конституцией Российской Федерации в части определения места института главы государства в государственном механизме, установления пределов полномочий Президента России и их детализации (ее ускоренное создание и принятие было обусловлено разгоном Верховного Совета России в октябре 1993 г. и необходимостью создания правового поля для новой системы власти в стране); во-вторых, крайне неповоротливой системой внесения поправок и изменений в Конституцию России, предусмотренной ее главой 9; в-третьих, возобновившимися процессами децентрализации системы государственного управления, ростом сепаратистских тенденций в региональных элитах, особенно в республиках в составе Российской Федерации; в-четвертых, системным кризисом в российской экономике и назревшей необходимостью ее модернизации.
Необходимость скорейшего решения вышеназванных проблем требует осуществления широкомасштабной оптимизации института Президента Российской Федерации, его модернизации и укрепления в целях сбалансированного развития всей системы государственной власти в стране, защиты прав, свобод и законных интересов граждан России.

Список нормативных правовых актов и литературы

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. 25 декабря (ред. от 30.12.2008 г.).
О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ // СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2710 (ред. от 24.04.2008 г.).
О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 21. Ст. 1919 (ред. от 23.02.2011 г.).
О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215 (ред. от 28.12.2010 г.).
О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063 (ред. от 28.12.2010 г.).
О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ // Российская газета. 2003. 16 января (ред. от 28.12.2010 г.).
Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253 (ред. от 08.03.2011 г.).
О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031 (ред. от 28.06.2009 г.).
Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005 (ред. от 28.12.2010 г.).
О международных договорах Российской Федерации: Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757 (ред. от 01.12.2010 г.).
О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе: Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849 // Российская газета. 2000. 16 мая (ред. от 07.09.2010 г.).
Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища: Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 746 // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3601 (ред. от 27.07.2007 г.).
Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. Принята 7 октября 1977 года // Ведомости ВС СССР. 1977. № 41. Ст. 617 (утратила силу).
Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР: Закон СССР от 14 марта 1990 года № 1360-1 // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 12. Ст. 189 (утратил силу).

Гончаров В.В. Место и роль института Президента Российской Федерации в системе исполнительной власти в стране // Юридический мир. 2010. № 3. С. 55-60.
Гончаров В.В., Жилин С.М. Особенности использования в Российской Федерации зарубежного опыта формирования и функционирования института президента // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 23. С. 18 - 22.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. Изд- 3-е., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004. – 587 с.
Кузнецов Е.Л. История создания института Президента СССР // Государство и право. 1996. № 5. С.95-104.
Мещеряков А.Н. Конституционные способы воздействия Президента РФ на исполнительную власть и связанные с ними особенности российской формы правления // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 5. С.19-22.
Ноздрачев А.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции Российской Федерации 1993 г. // Государство и право. 1996. № 1. С.12-22.
Радченко В.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. - Саратов, 2000. – 342 с.
Радченко В.И. Президент Российской Федерации в системе разделения властей // Российская юстиция. 1995. № 8. с.37-38.
Салмин А.М. О некоторых проблемах самоопределения и взаимодействия исполнительной и законодательной властей в Российской Федерации // Полис. 1996. № 1. С.7-32.
Снежко О.А. Президент Российской Федерации - гарант прав и свобод граждан // Право и политика. 2005. № 2. С.69-77.
Сопельцева Н.С. Иммунитет Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 5. С.22-26.
Тихон Е.А. Послания Президента РФ Федеральному Собранию как политико-правовой акт, определяющий стратегию России в области прав человека // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 16. С.34-36.
Юридическая энциклопедия. - Изд-е 5-е, доп. и перераб. / Под ред. М.Ю. Тихомирова. – М.: Изд-во М.Ю.Тихомирова, 2001. – 972 с.

Гончаров В.В. Место и роль института Президента Российской Федерации в системе исполнительной власти в стране // Юридический мир. 2010. № 3. С. 55.
Об истории учреждения института Президента в Советском Союзе подробнее см.: Кузнецов Е.Л. История создания института Президента СССР // Государство и право. 1996. № 5. С.95-104.
Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. Принята 7 октября 1977 года // Ведомости ВС СССР. 1977. № 41. Ст. 617 (утратила силу).
См.: Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР: Закон СССР от 14 марта 1990 года № 1360-1 // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 12. Ст. 189 (утратил силу).
Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. 25 декабря.
Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. - М.: Изд-во М.Ю.Тихомирова, 2001. С.730.
Мещеряков А.Н. Конституционные способы воздействия Президента РФ на исполнительную власть и связанные с ними особенности российской формы правления // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 5. С.19.
См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. Изд- 3-е., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004. С. 325.
См.: Салмин А.М. О некоторых проблемах самоопределения и взаимодействия исполнительной и законодательной властей в в Российской Федерации // Полис. 1996. № 1. С. 11.
См.: Радченко В.И. Президент Российской Федерации в системе разделения властей // Российская юстиция. 1995. № 8. С.37-38.
См.: Ноздрачев А.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции Российской Федерации 1993 г. // Государство и право. 1996. № 1. С. 15-16.
О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ // Российская газета. 2003. 16 января.
Подробнее об этом см.: Сопельцева Н.С. Иммунитет Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 5. С.22-26.
См.: Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. - М., 1997. С. 257 (приводится по: Снежко О.А. Президент Российской Федерации - гарант прав и свобод граждан // Право и политика. 2005. № 2. С.69).
Подробнее об этом см.: Гончаров В.В., Жилин С.М. Особенности использования в Российской Федерации зарубежного опыта формирования и функционирования института президента // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 23. С. 18 - 22.
Подробнее об этом см.: Гончаров В.В. Указ. соч. С.58.
См.: О международных договорах Российской Федерации: Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.
Российская газета. 2000. 16 мая.
СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
Тихон Е.А. Послания Президента РФ Федеральному Собранию как политико-правовой акт, определяющий стратегию России в области прав человека // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 16. С.34.
Радченко В.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. - Саратов, 2000. С.69.
Тихон Е.А. Указ. соч. С. 35.
СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.
СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3601.
СЗ РФ. 2005. № 21. Ст. 1919.
СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2710.
См.: По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 11.12.1998 № 28-П // СЗ РФ. 28.12.1998. № 52. Ст. 6447.
Мещеряков А.Н. Указ. соч. С.19.
СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
Снежко О.А. Указ. соч. С.72.
См.: Снежко О.А. Указ. соч. С.71.












12

Список литературы
1.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М., 1993.
2.Венская Конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 года. Вступила в силу для СССР 29 мая 1986 года // Вестник ВАС РФ. 1999. № 3.
3.О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ (с последующими изменениями) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 13. Ст. 1447; 2001. № 13. Ст. 1447; Российская газета. 2001. 20 декабря.
4.Об арбитражных судах в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 года № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 18. Ст. 1589.
5.О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 года № 2-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 42. Ст. 3921.
6.О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
7.О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года № 1-ФКЗ (с последующими изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 51. С. 5712; 1998. № 1. Ст. 1.
8.О военных судах Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 года № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 1999. № 26. Ст. 3170.
9.О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.
10.О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-1 в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года № 168-ФЗ (с последующими изменениями) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; 1999. № 7. Ст. 878; № 47. Ст. 5620.
11.Авакян С.А. Досрочное прекращение полномочий Президента России: проблемы, требующие юридического решения // Законодательство. 1999. № 3.
12.Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 1996.
13.Грязнов А.В. Концепция и конституционные основы института чрезвычайного положения // Государство и право. 1994. № 6.
14.Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник. М.: Юристъ, 2000.
15.Зиновьев А.В. Конституционное право России: проблемы теории и практики. СПб.: Герда, 2000.
16.Козлихин И.Ю. Идея правового государства. История и современность. СПб., 1993. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Кудрявцева Ю.В. М.: Фонд «Правовая культура», 1996.
17.Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А.Окунькова. 2-е изд. М.: БЕК, 1996.
18.Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. акад. Б.Н.Топорнина. М.: Юристъ, 1997.
19.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М.: Юристъ, 1995.
20.Котенков А.А. Президент – Парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе // Государство и право. 1998. № 9.
21.Котенков А.А. Актуальные проблемы взаимоотношений Президента РФ и Государственной Думы Федерального Собрания РФ в законодательном процессе // Государство и право. 1998. № 10.
22.Кузнецов Е.Л. История создания института Президента СССР // Государство и право. 1996. № 5.
23.Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М.: СПАРК, 2000.
24.Ноздрачев А.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции Российской Федерации 1993 г. // Государство и право. 1996. № 1.
25.Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М., 1996.
26.Окуньков Л.А. Перспективы перераспределения полномочий между Президентом, Правительством и Федеральным Собранием // Законодательство. 2000. № 9.
27.Послание Президента РФ Федеральному Собранию «Не будет ни революций, ни контрреволюций» // Росс. газета. 2001. 4 апреля.
28.Пчелинцев С.В. Правовое регулирование военного положения в Российской Федерации: Дисс. …канд. юрид. наук. М., 1998.
29.Радченко В.И. Президент Российской Федерации в системе разделения властей // Российская юстиция. 1995. № 8.
30.Радченко В.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. Саратов, 2000.
31.Рушайло В.Б. Административно-правовые режимы: Монография. М.: Изд-во «Щит-М», 2000.
32.Салмин А.М. О некоторых проблемах самоопределения и взаимодействия исполнительной и законодательной властей в в Российской Федерации // Полис. 1996. № 1.
33.Сахаров Н.А. Институт Президента в современном мире. М., 1994.
34.Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. М., 1997.
35.Чиркин В.Е. Основы государственной власти. М.: Юристъ, 1996.

ВВЕДЕНИЕ

"Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и защищать права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу". Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.: (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о внесении изменений в Конституцию Российской Федерации от 30 декабря 2008 года№. 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // российская газета. -2009. - 21 янв.- C. 3-5. так звучит присяга Президента Российской Федерации, согласно которой одним из наиболее важных полномочий Президента Российской Федерации является защита прав и свобод человека и гражданина и гарантии соблюдения Конституции Российской Федерации.

Частности, ключевое место в системе органов государственной власти Российской Федерации занимает Президент Российской Федерации как глава государства, имеет значительное влияние на всю систему государственных органов.

Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В порядке, установленном Конституцией Российской Федерации порядке Президент принимает меры по охране суверенитета Рф, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Статус и полномочия Президента Российской Федерации указаны в четвертой главе Конституции Российской Федерации. Веб-сайт stat.președintele.fr

Конституционный суд дает формулировке "гарант Конституции" довольно широкое толкование, признавая, в частности, за Президентом право издавать указы по вопросам, требующим законодательного решения, на период до принятия соответствующих законов.

Конституционная модель президентской республики в российской Федерации и принципы взаимодействия властей выглядят таким образом, что путем "контроля" и "противовесов" обеспечивается воспрепятствование превращению института Президента в режим личной власти, неподконтрольной народу или способной игнорировать иные ветви государственной власти России. Поэтому, как ни широки полномочия Президента, они сопрягаются с полномочиями других федеральных органов государственной власти, а отношения Президента и органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, власти Рф характеризуются не только правами, но и взаимной ответственности.

Узнать стоимость работы