Полномочия Президента РФ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Административное право
  • 2929 страниц
  • 35 + 35 источников
  • Добавлена 21.03.2011
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Место Президента РФ в системе органов государства
2. Основные полномочия Президента Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Право вето позволяет Президенту своевременно реагировать на нарушения прав и свобод, которые еще не возникли, но могут возникнуть в случае вступления в силу закона, нарушающего права и свободы личности.
Получила большое распространение практика возвращения законов. Право возвратить федеральный закон существует у Президента лишь в случае нарушения палатами Федерального Собрания установленных Конституцией РФ требований к порядку принятия (а отнюдь не повторного рассмотрения и одобрения) федерального закона;
в) в соответствии с ч.3 ст.115 Конституции глава государства может отменять нормативно-правовые акты Правительства страны в случае их неконституционного или незаконного характера;
г) на основании Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ он вправе приостановить действие нормативно-правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), актов органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Таковы основные полномочия Президента Российской Федерации по действующему законодательству.
Мировая практика говорит о том, что блага государства и его граждан будут эффективно защищены главой государства (президентом), если он: во-первых, является символом конкретного государства, его единства; представляет высшие государственные интересы как внутри страны, так и в мировом сообществе; во-вторых, представляет весь народ данной страны, его интересы и выступает от имени народа; консолидирует общество, цементирует общественно-политическую и государственную жизнь; в-третьих, несет персональную ответственность за положение дел в стране, обеспечивает стабильность и принимает оперативные меры по обеспечению безопасности государства и защиты его граждан; в-четвертых, направляет деятельность всего государственного аппарата по защите конституционных основ государства и прав и свобод личности; в-пятых, является «высшим защитником» интересов простых граждан, оперативно реагирует на нарушения прав граждан, рассматривает жалобы и принимает все меры для восстановления нарушенных прав и свобод личности.


Заключение

В настоящей работе на основе действующего российского законодательства (Конституции РФ и других нормативно-правовых актов), а также современной юридической литературы были рассмотрены вопросы, связанные с компетенцией Президента Российской Федерации: о его месте в системе органов государственной власти России и о его основных полномочиях.
Появившись лишь в 1991 году, институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности. В настоящее время в системе органов государственной власти Президент занимает особое место, непосредственно не входя ни в одну из её ветвей. Особенности его правового статуса определены ст. 80 Конституции, где устанавливается, что Президент Российской Федерации является главой государства.
В соответствии с Конституцией Президент Российской Федерации обладает весьма широким кругом полномочий в различных сферах общественной и государственной жизни, вытекающих из его статуса главы государства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции.
Особенно велика роль и широки полномочия Президента РФ в тех областях осуществления исполнительной власти, которыми он руководит непосредственно в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами и федеральными законами: оборона, безопасность, внутренние и иностранные дела, юстиция, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.
В настоящее время имеется ряд проблем, связанных с формированием и функционированием института главы государства: а) в части соотношения полномочий и взаимодействия институтов Президента и Председателя Правительства России в системе исполнительной власти; б) в области взаимодействия и совершенствования президентской и законодательной (представительной) власти в Российской Федерации; в) относительно определения основных направлений и пределов укрепления президентской власти как необходимого условия противодействия центробежным тенденциям в государственном управлении; г) в части необходимости использования в Российской Федерации зарубежного опыта оптимизации формирования и функционирования института Президента.
Данные проблемы вызваны несколькими причинами: во-первых, несовершенством действующей Конституцией Российской Федерации в части определения места института главы государства в государственном механизме, установления пределов полномочий Президента России и их детализации (ее ускоренное создание и принятие было обусловлено разгоном Верховного Совета России в октябре 1993 г. и необходимостью создания правового поля для новой системы власти в стране); во-вторых, крайне неповоротливой системой внесения поправок и изменений в Конституцию России, предусмотренной ее главой 9; в-третьих, возобновившимися процессами децентрализации системы государственного управления, ростом сепаратистских тенденций в региональных элитах, особенно в республиках в составе Российской Федерации; в-четвертых, системным кризисом в российской экономике и назревшей необходимостью ее модернизации.
Необходимость скорейшего решения вышеназванных проблем требует осуществления широкомасштабной оптимизации института Президента Российской Федерации, его модернизации и укрепления в целях сбалансированного развития всей системы государственной власти в стране, защиты прав, свобод и законных интересов граждан России.

Список нормативных правовых актов и литературы

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. 25 декабря (ред. от 30.12.2008 г.).
О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ // СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2710 (ред. от 24.04.2008 г.).
О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 21. Ст. 1919 (ред. от 23.02.2011 г.).
О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215 (ред. от 28.12.2010 г.).
О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063 (ред. от 28.12.2010 г.).
О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ // Российская газета. 2003. 16 января (ред. от 28.12.2010 г.).
Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253 (ред. от 08.03.2011 г.).
О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031 (ред. от 28.06.2009 г.).
Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005 (ред. от 28.12.2010 г.).
О международных договорах Российской Федерации: Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757 (ред. от 01.12.2010 г.).
О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе: Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849 // Российская газета. 2000. 16 мая (ред. от 07.09.2010 г.).
Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища: Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 746 // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3601 (ред. от 27.07.2007 г.).
Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. Принята 7 октября 1977 года // Ведомости ВС СССР. 1977. № 41. Ст. 617 (утратила силу).
Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР: Закон СССР от 14 марта 1990 года № 1360-1 // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 12. Ст. 189 (утратил силу).

Гончаров В.В. Место и роль института Президента Российской Федерации в системе исполнительной власти в стране // Юридический мир. 2010. № 3. С. 55-60.
Гончаров В.В., Жилин С.М. Особенности использования в Российской Федерации зарубежного опыта формирования и функционирования института президента // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 23. С. 18 - 22.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. Изд- 3-е., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004. – 587 с.
Кузнецов Е.Л. История создания института Президента СССР // Государство и право. 1996. № 5. С.95-104.
Мещеряков А.Н. Конституционные способы воздействия Президента РФ на исполнительную власть и связанные с ними особенности российской формы правления // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 5. С.19-22.
Ноздрачев А.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции Российской Федерации 1993 г. // Государство и право. 1996. № 1. С.12-22.
Радченко В.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. - Саратов, 2000. – 342 с.
Радченко В.И. Президент Российской Федерации в системе разделения властей // Российская юстиция. 1995. № 8. с.37-38.
Салмин А.М. О некоторых проблемах самоопределения и взаимодействия исполнительной и законодательной властей в Российской Федерации // Полис. 1996. № 1. С.7-32.
Снежко О.А. Президент Российской Федерации - гарант прав и свобод граждан // Право и политика. 2005. № 2. С.69-77.
Сопельцева Н.С. Иммунитет Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 5. С.22-26.
Тихон Е.А. Послания Президента РФ Федеральному Собранию как политико-правовой акт, определяющий стратегию России в области прав человека // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 16. С.34-36.
Юридическая энциклопедия. - Изд-е 5-е, доп. и перераб. / Под ред. М.Ю. Тихомирова. – М.: Изд-во М.Ю.Тихомирова, 2001. – 972 с.

Гончаров В.В. Место и роль института Президента Российской Федерации в системе исполнительной власти в стране // Юридический мир. 2010. № 3. С. 55.
Об истории учреждения института Президента в Советском Союзе подробнее см.: Кузнецов Е.Л. История создания института Президента СССР // Государство и право. 1996. № 5. С.95-104.
Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. Принята 7 октября 1977 года // Ведомости ВС СССР. 1977. № 41. Ст. 617 (утратила силу).
См.: Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР: Закон СССР от 14 марта 1990 года № 1360-1 // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 12. Ст. 189 (утратил силу).
Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. 25 декабря.
Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. - М.: Изд-во М.Ю.Тихомирова, 2001. С.730.
Мещеряков А.Н. Конституционные способы воздействия Президента РФ на исполнительную власть и связанные с ними особенности российской формы правления // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 5. С.19.
См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. Изд- 3-е., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004. С. 325.
См.: Салмин А.М. О некоторых проблемах самоопределения и взаимодействия исполнительной и законодательной властей в в Российской Федерации // Полис. 1996. № 1. С. 11.
См.: Радченко В.И. Президент Российской Федерации в системе разделения властей // Российская юстиция. 1995. № 8. С.37-38.
См.: Ноздрачев А.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции Российской Федерации 1993 г. // Государство и право. 1996. № 1. С. 15-16.
О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ // Российская газета. 2003. 16 января.
Подробнее об этом см.: Сопельцева Н.С. Иммунитет Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 5. С.22-26.
См.: Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. - М., 1997. С. 257 (приводится по: Снежко О.А. Президент Российской Федерации - гарант прав и свобод граждан // Право и политика. 2005. № 2. С.69).
Подробнее об этом см.: Гончаров В.В., Жилин С.М. Особенности использования в Российской Федерации зарубежного опыта формирования и функционирования института президента // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 23. С. 18 - 22.
Подробнее об этом см.: Гончаров В.В. Указ. соч. С.58.
См.: О международных договорах Российской Федерации: Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.
Российская газета. 2000. 16 мая.
СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
Тихон Е.А. Послания Президента РФ Федеральному Собранию как политико-правовой акт, определяющий стратегию России в области прав человека // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 16. С.34.
Радченко В.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. - Саратов, 2000. С.69.
Тихон Е.А. Указ. соч. С. 35.
СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.
СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3601.
СЗ РФ. 2005. № 21. Ст. 1919.
СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2710.
См.: По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 11.12.1998 № 28-П // СЗ РФ. 28.12.1998. № 52. Ст. 6447.
Мещеряков А.Н. Указ. соч. С.19.
СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
Снежко О.А. Указ. соч. С.72.
См.: Снежко О.А. Указ. соч. С.71.












12

Список литературы
1.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М., 1993.
2.Венская Конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 года. Вступила в силу для СССР 29 мая 1986 года // Вестник ВАС РФ. 1999. № 3.
3.О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ (с последующими изменениями) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 13. Ст. 1447; 2001. № 13. Ст. 1447; Российская газета. 2001. 20 декабря.
4.Об арбитражных судах в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 года № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 18. Ст. 1589.
5.О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 года № 2-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 42. Ст. 3921.
6.О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
7.О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года № 1-ФКЗ (с последующими изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 51. С. 5712; 1998. № 1. Ст. 1.
8.О военных судах Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 года № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 1999. № 26. Ст. 3170.
9.О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.
10.О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-1 в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года № 168-ФЗ (с последующими изменениями) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; 1999. № 7. Ст. 878; № 47. Ст. 5620.
11.Авакян С.А. Досрочное прекращение полномочий Президента России: проблемы, требующие юридического решения // Законодательство. 1999. № 3.
12.Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 1996.
13.Грязнов А.В. Концепция и конституционные основы института чрезвычайного положения // Государство и право. 1994. № 6.
14.Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник. М.: Юристъ, 2000.
15.Зиновьев А.В. Конституционное право России: проблемы теории и практики. СПб.: Герда, 2000.
16.Козлихин И.Ю. Идея правового государства. История и современность. СПб., 1993. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Кудрявцева Ю.В. М.: Фонд «Правовая культура», 1996.
17.Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А.Окунькова. 2-е изд. М.: БЕК, 1996.
18.Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. акад. Б.Н.Топорнина. М.: Юристъ, 1997.
19.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М.: Юристъ, 1995.
20.Котенков А.А. Президент – Парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе // Государство и право. 1998. № 9.
21.Котенков А.А. Актуальные проблемы взаимоотношений Президента РФ и Государственной Думы Федерального Собрания РФ в законодательном процессе // Государство и право. 1998. № 10.
22.Кузнецов Е.Л. История создания института Президента СССР // Государство и право. 1996. № 5.
23.Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М.: СПАРК, 2000.
24.Ноздрачев А.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции Российской Федерации 1993 г. // Государство и право. 1996. № 1.
25.Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М., 1996.
26.Окуньков Л.А. Перспективы перераспределения полномочий между Президентом, Правительством и Федеральным Собранием // Законодательство. 2000. № 9.
27.Послание Президента РФ Федеральному Собранию «Не будет ни революций, ни контрреволюций» // Росс. газета. 2001. 4 апреля.
28.Пчелинцев С.В. Правовое регулирование военного положения в Российской Федерации: Дисс. …канд. юрид. наук. М., 1998.
29.Радченко В.И. Президент Российской Федерации в системе разделения властей // Российская юстиция. 1995. № 8.
30.Радченко В.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. Саратов, 2000.
31.Рушайло В.Б. Административно-правовые режимы: Монография. М.: Изд-во «Щит-М», 2000.
32.Салмин А.М. О некоторых проблемах самоопределения и взаимодействия исполнительной и законодательной властей в в Российской Федерации // Полис. 1996. № 1.
33.Сахаров Н.А. Институт Президента в современном мире. М., 1994.
34.Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. М., 1997.
35.Чиркин В.Е. Основы государственной власти. М.: Юристъ, 1996.

Вопрос-ответ:

Какие полномочия имеет Президент РФ?

Президент РФ имеет широкий спектр полномочий, включая законодательную, исполнительную и представительную власть. Он назначает и отзывает членов Правительства, может вносить законодательные инициативы, вето на законопроекты, распоряжаться армией и внешней политикой, а также оказывать влияние на судебную систему и принимать меры по обеспечению прав и свобод граждан.

Какое место занимает Президент РФ в системе органов государства?

Президент РФ занимает первое место в системе органов государства. Он является главой государства и руководит исполнительной властью. Президент принимает решения по важным вопросам, назначает и отзывает членов Правительства, и управляет внешней политикой страны.

Какие основные полномочия имеет Президент РФ?

Основные полномочия Президента РФ включают законодательную инициативу, назначение и отзыв членов Правительства, руководство военными силами, управление внешней политикой, охрану безопасности и обороны страны, а также управление экономикой и социальными вопросами.

Какое значение имеет право вето для Президента РФ?

Право вето позволяет Президенту РФ реагировать на нарушения прав и свобод, которые могут возникнуть при вступлении в силу закона, нарушающего права и свободы личности. Это означает, что Президент может отклонить законопроект, который не соответствует конституционным принципам и нормам.

Когда Президент РФ может вернуть федеральный закон?

Президент РФ имеет право вернуть федеральный закон, если он нарушает права и свободы граждан. При нарушении Президент может вернуть закон с предложениями о его доработке или отклонить его полностью.

Каково место Президента РФ в системе органов государства?

Президент РФ занимает первое место в системе органов государства. Он является высшим должностным лицом и главой государства.

Какие основные полномочия имеет Президент Российской Федерации?

Основные полномочия Президента РФ включают назначение и утверждение высших должностных лиц, подписание и возврат федеральных законов, осуществление внешнеполитических функций, управление вооруженными силами, проведение референдумов и т.д.

Какое место занимает право вето у Президента РФ?

Право вето позволяет Президенту своевременно реагировать на нарушения прав и свобод, которые еще не возникли, но могут возникнуть в случае вступления в силу закона, нарушающего права и свободы личности.

Как распространена практика возвращения законов Президентом РФ?

Практика возвращения законов Президентом РФ получила большое распространение. Президент имеет право вернуть федеральный закон, если он нарушает Конституцию или противоречит интересам государства и граждан.

В каких случаях Президент РФ может возвратить федеральный закон?

Право возвратить федеральный закон существует у Президента РФ лишь в случае нарушения Конституции или интересов государства и граждан. Президент может вернуть закон на повторное рассмотрение в Государственную Думу и Совет Федерации.