система работы по изучению фразеологии в 5-6 классах в котексте реализации ФГОС основного общего образования
Заказать уникальную дипломную работу- 37 37 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 04.05.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Изучение русской фразеологии в условиях современной школы 6
1.1. Основные требования к современному уроку русского языка в основной школе 6
1.2. Темы по русской фразеологии в современных программах по русскому языку 13
Глава 2. Формирование коммуникативной компетенции средствами русской фразеологии в условиях основной школы 20
2.1. Компетенции, формируемые при изучении фразеологизмов в 5 – 9 классах 20
2.2. Изучение категориального аппарата темы «Фразеология» в 5 – 9 классах 22
2.3. Методическая база изучения фразеологии в 5 – 9 классах (методические материалы, примеры упражнений) 28
Заключение 36
Список литературы 38
Предоставление учащимся возможности выбора путей организации деятельности по пути достижения цели.Предоставление учащимся возможности определения своей позиции относительно ценностей и смыслов деятельности.Осуществление самостоятельной деятельности и саморегуляции как способности к преодолению препятствий и волевому усилию.Использование алгоритмизации в деятельности с целью нахождения обобщенных способов деятельности.С учетом указанных требований к организации учебного процесса построим модель развития учебно-исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения диалектной лексике. В модели отражена цель, зафиксированная в Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования и являющаяся конечным результатом реализации модели; начальные условия развития учебно-исследовательской деятельности учащихся; этапы развития, соответствующие каждому этапу средства развития учебно-исследовательской деятельности; уровни развития учебно-исследовательской деятельности.Основной целью модели развития сопровождения проектной деятельности учащихся является прохождение всех этапов учебно-исследовательской деятельности:выявление проблемы, цели исследования;сбор информации по проблеме;отбор и структурирование материала;выдвижение гипотезы;проверка гипотезы;формулировка выводов.Этап - выявление проблемы, цели исследования.Целью данного этапа является обучение учащихся установлению проблемы деятельности, способу выбора цели деятельности. На данном этапе происходит процесс осмысления учащимися личных потребностей, интересов и возможностей; учащимися принимаются прогностические решения, направленные на определение цели.Учащимися формулируется цель дальнейшей деятельности для того, чтобы приступить к изучению нового материала: узнать новое понятие, новый способ действия и др.На данном этапе осуществляется развитие компонентов учебно-исследовательской деятельности:мотивационного–определяется смысл и осознание учащимися необходимости решения данной проблемы для установления цели деятельности;когнитивного – в процессе выявления проблемы учащиеся анализируют и сравнивают уже имеющиеся знания с теми, которые необходимы для достижения цели; проводят поиск и отбор источников информации;процессуального –учащиеся выбирают способы достижения цели, разрешения проблемы, определяя связи со знакомой информацией;рефлексивного – учащиеся проводят анализ своей деятельности, прогнозируют цели изучения материала и план работы с новой информацией.2. Этап - сбор информации по проблеме. Учащиеся осуществляют поиск и необходимой для решения поставленной цели информации, ее анализ, классификацию, обобщение, интерпретацию информации, принимают эффективные решения в ситуациях определенности и неопределенности, составляют план действий. Учащимся необходимо определить, владеют ли они необходимым количеством информации для решения проблемы и достижения цели. На этапе сбора информации происходит развитие компонентов учебно-исследовательской деятельности:мотивационного – учащиеся самостоятельно осуществляют выбор источника информации, способа работы с ней;когнитивного - учащиеся составляют план работы с информацией; проводят поиск и выбор информации из различных источников в соответствии с поставленными целями и планом работы с информацией;процессуального - учащиеся проводят анализ, конкретизацию, обобщение информации при работе с математическими понятиями и утверждениями; устанавливают связи между понятиями;рефлексивного - устанавливают соответствия между изученной информацией, способами деятельности и информацией, требуемой для разрешения проблемы.3. Этап - отбор и структурирование материала. Целью данного этапа является отбор и структурирование информации, полученной на прядущем этапе, ее сопоставление с уже имеющимися знаниями. Учащиеся анализируют, систематизирует, интерпретируют, сопоставляют информацию с выделенной целью, проблемой исследования.На этапе сбора информации происходит развитие компонентов учебно-исследовательской деятельности:мотивационного – учащиеся выбирают способ интерпретации информации и представления в процессе решения проблемы;когнитивного - учащиеся проводят выбор информации, необходимой для решения проблемы; соотносят полученную информацию с уже имеющейся;процессуального- учащиеся интерпретируют информацию, выявляют основную и второстепенную для решения проблемы, устанавливают связи между понятиями;рефлексивного - устанавливают соответствие плана работы с информацией с достигнутыми результатами, оценивают собственную деятельность в ситуации затруднения и определяют причины их возникновения.4 и 5. Этапы – выдвижение гипотезы и проверки гипотезы. Данный этап реализовывается с целью обнаружения причинно-следственных связей и отношений лингвистических объектов, в результате чего учащийся может сформулировать утверждения и предположить их достоверность, обобщить или конкретизировать материал; выявить связи новых понятий с уже изученными и т.п. Гипотеза это связь между имеющимися знаниями и знаниями, фактами, способами, которые нужно «открыть» учащемуся (имеется в виду субъективная новизна знания).мотивационного – учащиеся делают предположение, которое приведет к разрешению проблемы, достижению цели исследования и, следовательно, к «открытию» нового знания;когнитивного - соотносят полученную информацию с уже имеющейся; «открытие» нового знания на этапе предположения и доказательства предположения;процессуального- учащиеся грамотно формулируют гипотезу исследования, выстраивают последовательность действий по ее проверке;рефлексивного – осознают и предполагают результат исследования.6. Этап - формулировка выводов. Учащиеся представляют выводы, формулируют личностную значимость исследования, анализируют какие методы и приемы были использованы при достижении цели.Учащимися должны установить удалось ли им достичь цель исследования, определить, где могут быть применены полученные знания.На этапе формулировки выводов происходит развитие компонентов учебно-исследовательской деятельности: мотивационного – осознание учащимися потенциальных возможностей, самостоятельное осмысление того, что удалось усвоить и зачем;когнитивного – использования новой информации через изучения дополнительной литературы;процессуального – учащиеся устанавливают целесообразность действий, проводя соответствие между возможными ситуациями, конструируют новые задачи;рефлексивного – учащиеся анализируют, оцениваю, корректируют результаты своей деятельности.Отметим, что выполнение указанных этапов носит циклический характер: этапы повторяются при изучении каждой новой темы. При этом у учащихся развиваются все основные компоненты учебно-исследовательской деятельности, а процесс обучения последователен и логичен. Упражнения на уроках. Рефлексивный вопрос выступает и как метод, и как прием обучения и познавательной деятельности. Этот вопрос имеет свои этапы.К примеру, на этапе ориентировки реализуется следующий вопросЗачем нужна фразеология? Смысл изучения фразеологизмов?Этап реализации:Какие действия необходимо совершить, чтобы достичь знаний идиом? Как найти идиомы в звучащем или написанном тексте?Этап контроля:Зачем нужны данные знания, как реализовать поиск идиом? Прочитай сочетания слов. Подчеркни одной чертой устойчивые сочетания (фразеологизмы).1) Весенний дождь, грибной дождь; белая ворона, белая скатерть; мамин сын, маменькин сынок; золотые серьги, золотые руки; повесить картину, повесить голову.2) Перемывать посуду, перемывать косточки; злые люди, злые языки; щелкать зубами, щелкать пальцами; хлопать дверью, хлопать глазами; в теплых рукавицах, в ежовых рукавицах,3) Рубить дрова, рубить сплеча; горные реки, молочные реки; расхлебывать кашу, варить кашу; наклонить голову, ломать голову; белые мухи, белые цветы.Познавательная рефлексивная задача реализуется на основании следующих действий:Вспомнить идиому, обозначающую «уйти ни с чем», «ничего не делать», «остаться ни с чем», «делать работу хорошо и быстро». Какие фразеологизмы являются синонимами? Найти идиому в тексте 1. Прошла еще одна неделя нашей жизни в лагере.2. Вы здесь прожили без году неделя, а уже собрались уезжать.3. Выиграв матч, все были на седьмом небе от счастья.4. На голубом небе не было ни облачка.5. Петя не отличался ловкостью и часто наступал на ноги окружающим.6. Друг вскоре начал наступать мне на пятки, и я проиграл лыжную гонку.7. Все слушали его раскрыв рот.8. Доктор попросил меня открыть рот и показать горло.Узнать значение идиом, проверив себя по «Толковому словарю» или «Словарю диалектных слов»;Ответить на вопросы.Или такие рефлексивные задачи, как:Прочитайте пословицы о блинах, какие непонятные слова есть в тексте, каково их значение?К какому типу выражений принадлежат словосочетания про хлеб? Чем вы руководствовались в поисках и характеристике словНайдите фразеологизмы в тексте. Какое общеупотребительное слово соответствует ему? Проверьте себя по толковому словарю.1. Все бежали как на пожар.2. Туристы берегли спички как зеницу ока.3. Рыбы в нашем озере пруд пруди.4. Для Сережиного друга починить велосипед – раз плюнуть.5. Из похода мы возвращались черепашьим шагом.6. Маслята попадались грибникам на каждом шагу.7. Услышав в кустах треск, ребята показали пятки.8. Для спасения урожая колхозники трудились не покладая рук.9. Бабушка встречала нас всегда с распростертыми объятиями.10. Пуговица на куртке держалась на честном слове.Эти задачи способствуют развитию аналитических и синтетических умений, а также умения анализировать тексты. «Языковой портфель». Выделяют следующие направления деятельности «папка достижений», где будут содержатся достижения детей по предметурефлексивный, направленный на отслеживание результативности учебно-познавательной деятельности ученика как в количественном, так и качественном плане;проблемно-исследовательский, связанный с написанием исследовательской работы, подготовкой реферата, доклада, сообщения, выступления;тематический, издаваемый в процессе изучения какой-либо темы, раздела, учебного курса. Это направление включает в себя написание собственной работы, анализ идиом, а также вывод о специфике значенийТематический «Языковой портфель» создается в процессе изучения диалектной лексики. Ученик реализует деятельность последующим параметрам Все задания соответствуют направлению Уровневый подход к заданиямЗадания должны быть различнымиКоличество заданий и вопросов должны быть не менее 10;Обязательное аккуратное выполнение заданияЗаключениеИдиомы становятся отражением взгляда русского народа на жизнь. Для анализа лингвострановедческих элементов в работе были выбраны идиомы, характеризующие крестьянский быт и крестьянскую речь. С одной стороны, они являются типичным отражения русского мировоззрения, с другой стороны, эти единицы в определенной мере уникальны. Именно поэтому представляется интересным и обоснованным для анализа ФЕ обратиться к идиомом одной семантической категории, с одной стороны, разных по своему содержанию, с другой стороны, объединенных общим мировоззрением. Отметим, что лексемы отличаются крайней неоднородностью. В фразеологических словарях идиом наблюдается значительное количество. Это вполне закономерно, так как лексические элементы характеризуют народный характер их речи. Рассмотрение лингвострановедческих явлений можно использовать с целью обнаружения причинно-следственных связей и отношений лингвистических объектов, в результате чего учащийся может сформулировать утверждения и предположить их достоверность, обобщить или конкретизировать материал; выявить связи новых понятий с уже изученными и т.п. Рассмотрение лексики на уроках русского языка помогает расшить общий кругозор учащихся, познакомить их с явлениями крестьянского быта той поры, более пристальное внимание обратить на культуру и историю земли. Обращение к лингвострановедческой лексике на уроках разного типа в школе помогает развить целый ряд компетенций учащихся, в частности способствует более глубокому подходу к формированию коммуникативной компетенции. Формирование речи учащегося тесно связано с другими сферами развития и во многом зависит от речевой среды, в которой он растет. После года быстро развивается понимание речи (импрессивная речь) и увеличивается количество слов, произносимых самим малышом (экспрессивная речь).Эти важные для дальнейшего развития изменения психики ребенка не происходят сами по себе, а является результатом направленного педагогического воздействия со стороны родителей и педагогов. Это возможно тогда, когда работа с ребенком построена на понимании закономерностей психического развития и специфики следующих возрастных периодов, знание того, какие возрастные новообразования являются основой дальнейшего развития ребенка. Список литературыАргинская И.И, Дмитриева Н.Я., Полякова A.B., Романовская З.И. Обучаем по системе Занкова. М., 1993. - 240 с.Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. М., 1997.-336 с.Григорьев Н.Д., Шевченко Т.П. Проблема взаимосвязи искусств в системе эстетического воспитания // Эстетическое воспитание в школе. Вопросы системного подхода / Под ред. Б.Т. Лихачева. М., 1980. -136 с.Донская Т.А. Методические основы развивающего обучения русскому языку: Дисс. .докт. пед. наук. -М., 1990. -416 с.Еремеев А.П. Формирование речевой деятельности учащихся в процессе изучения русского языка: Дисс. .докт. пед. наук. М., 1991. -44 с.Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1953. - 370 с.Купалова А.Ю. О едином курсе русского языка на коммуникативно-деятельностной основе // Начальная школа, -1988. -№ 10. -С.12-27.Ладыженская Т.А. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. М., 1986.- 127 с.Левин В.А. Воспитание творчества. Томск, 1992. - 55 с.Леонтьев A.A. Основы теории речевой деятельности. М., 1974.-368 с.Леонтьев A.A. Типы речевой деятельности и проблемы обучения русскому языку // Русский язык за рубежом, -1967. -№1; №2. С.Леонтьев A.A., Носенко Э.Л. Некоторые психолингвистические характеристики спонтанной речи в состоянии эмоционального напряжения // Общая и прикладная психолингвистика. М., 1973.Леонтьев А.Н Язык, речь, речевая деятельность- М., 1969. 214 с.Липина О.И., Оморокова М.И. Работа над развитием речи учащихся. -М., 1967. С.146-165.Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979. -320 с.
1. Аргинская И.И, Дмитриева Н.Я., Полякова A.B., Романовская З.И. Обучаем по системе Занкова. М., 1993. - 240 с.
2. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. М., 1997.-336 с.
3. Григорьев Н.Д., Шевченко Т.П. Проблема взаимосвязи искусств в системе эстетического воспитания // Эстетическое воспитание в школе. Вопросы системного подхода / Под ред. Б.Т. Лихачева. М., 1980. -136 с.
4. Донская Т.А. Методические основы развивающего обучения русскому языку: Дисс. .докт. пед. наук. -М., 1990. -416 с.
5. Еремеев А.П. Формирование речевой деятельности учащихся в процессе изучения русского языка: Дисс. .докт. пед. наук. М., 1991. -44 с.
6. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1953. - 370 с.
7. Купалова А.Ю. О едином курсе русского языка на коммуникативно-деятельностной основе // Начальная школа, -1988. -№ 10. -С.12-27.
8. Ладыженская Т.А. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. М., 1986.- 127 с.
9. Левин В.А. Воспитание творчества. Томск, 1992. - 55 с.
10. Леонтьев A.A. Основы теории речевой деятельности. М., 1974.-368 с.
11. Леонтьев A.A. Типы речевой деятельности и проблемы обучения русскому языку // Русский язык за рубежом, -1967. -№1; №2. С.
12. Леонтьев A.A., Носенко Э.Л. Некоторые психолингвистические характеристики спонтанной речи в состоянии эмоционального напряжения // Общая и прикладная психолингвистика. М., 1973.
13. Леонтьев А.Н Язык, речь, речевая деятельность- М., 1969. 214 с.
14. Липина О.И., Оморокова М.И. Работа над развитием речи учащихся. -М., 1967. С.146-165.
15. Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979. -320 с.
Реализация социализирующего потенциала внеурочной деятельности учащихся в условиях ФГОС начального общего образования
Курсы
Реализация социализирующего потенциала внеурочной деятельности учащихся в условиях ФГОС начального общего образования
Введение
Актуальность исследования
Начальная школа - самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
в Начальной школе совпадает с периодом формирования личности ребенка. Младший школьник впервые оказывается в коллективе сверстников, которые не только являются коллегами по играм, но конкурентами в новой для учащихся учебной деятельности. Младший школьный возраст благоприятен для успешной социализации в силу большой любознательности детей 6-9 лет: эмоциональность восприятия, подражательный характер и ориентация на авторитет взрослого в поведении и деятельности, большое доверие к учителю и желание связать самостоятельно приобрели опыт социальной материи.
В Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС) для ступени начального общего образования определяется как фундамент всего последующего образования. На ступени начальной общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способность к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять контроль и оценку, взаимодействовать с учителем и сверстниками.
Федерального государственного образования стандарта начального общего образования устанавливает требования к результатам учащихся, освоивших основные образовательные программы начального общего образования: личным, метапредметным, предметным.
В п. 19 «Требования к разделам основной образовательной программы начального общего образования» отмечается, что внеурочная деятельность