Российский рынок политического консультирования

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Связи с общественностью
  • 2020 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 22.11.2010
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Особенности и методы политического консультирования в России
1.1 Понятие и развитие политического консультирования в России
1.2 Место политического консультирования в современном политическом процессе
2. Анализ форм и методов работы политических консультантов в выборных кампаниях президента России на различных исторических этапах
Заключение
Список использованных источников





Фрагмент для ознакомления

Еще одним существенным отличием триумфа В.Путина образца 2004 г. от триумфа Б.Ельцина модели 1991 г. было то, что первый российский президент шел к победе, преодолевая сопротивление административного аппарата, его же преемник, напротив, активно на этот аппарат опирался. И если Б.Ельцин тем самым укрепил свою политическую независимость, то В.Путин сделал себя заложником бюрократии. В отличие от Ельцина Путин ухитрился не дать избирателям почти никаких конкретных обещаний. Но это не значит, что сам избиратель ничего от него не ждет. Совсем наоборот: на Путина возлагали много надежд - причем надежд разных, нередко противоречащих друг другу. Одни ждали от президента снижения налогов и управы на чиновников, другие - расправы с «олигархами» и увеличения пенсий и зарплат, третьи - обильного государственного финансирования силовых структур и оборонной промышленности. Решение неразрешимых головоломок подобного рода - задача его второго президентского срока.Особенность президентской кампании 2004 года состоит в том, что она выявила не столько силу победителя, сколько слабость проигравших. Практически о любом сопернике Путина можно сказать, что он потерпел сокрушительное поражение.Говоря о выборах 2008 года и о предвыборной агитации, можно отметить, что самую активную агитацию проводил Центризбирком, всеми усилиями пытавшийся повысить явку на выборах. На одной из пресс-конференций председатель ЦИКа Владимир Чуров заметил, что явка может превысить результат в 70 %. Социологические опросы также показывали прогнозируемую явку в интервале 65—70 %. Однако еще задолго до выборов возникали опасения, что явка может оказаться невысокой.Кандидат от партии власти Дмитрий Медведев совершил турне по стране, посетив около 20 городов. Причем он не оставил должность вице-премьера, то есть отличить рабочие поездки от агитации было проблематично. Независимый мониторинг Центра исследования политической культуры России показал, что Дмитрий Медведев превысил допустимый лимит предвыборного телевещания в 10 раз. Глава ЦИК Владимир Чуров также признал, что освещение кандидатов было неравным.Геннадий Зюганов совершил несколько поездок в регионы и выступил в нескольких предвыборных митингах. В основном КПРФ пыталась вести борьбу с доминированием Медведева в СМИ. Коммунисты подавали несколько жалоб в ЦИК на тотальное превосходство Медведева на телевидении, однако все их Центризбирком отклонил, сославшись на то, что они «не имеют под собой законных оснований».Оппозиционные силы призвали к бойкоту выборов. К бойкоту призвала «Другая Россия» (Каспаров, Касьянов), затем зарегистрированные партии СПС и «Яблоко» (Буковский), после этого с призывом не ходить на выборы к избирателям обратилась партия недопущенного к выборам Касьянова НДС, назвав эти выборы «недемократической процедурой». СПС поддержала активную форму бойкота, призвав собирать подписи в поддержку игнорирования выборов или портить или уносить бюллетени. ЦИК предупредил оппозиционеров, что такие призывы могут быть «уголовно наказуемы».Многие правозащитные организации заявили о нарушениях в ходе избирательной кампании, таких как принудительное голосование и незаконная агитация, в том числе и в «день тишины».Анализируя методы и формы работы политических консультантов на президентских выборах в России можно отметить, что они используют следующий арсенал технологий:Метод фрагментации – на сознание аудитории обрушивается непрерывный поток разнородных сообщений, создающих мелькающую и разрозненную картину мира.Метод отвлечения, переключающий внимание аудитории с неугодного события с помощью информации о другом событии, поданной в максимально сенсационной форме. Метод «объективного подхода» – подбор фактов и умелое их комментирование с целью выявления и закрепления в общественном сознании нужной тенденции.Популизм – создание и эксплуатация нереалистичных ожиданий путем многомерных (а по сути – обманных) обещаний.Именно с использованием этих методов были проведении кампании 2004 и 2008, отличие кампании Дмитрия Медведева, в том, что в СМИ долго создавалась интрига вокруг личности приемника В.В. Путина. При этом было понятно сразу, что именно приемник президента имеет все шансы на успех. Остальной политический процесс выступает ширмой для делегирования полномочий из одних рук в другие, этот фактор также сближает кампанию Путина в 2000 и Медведева в 2008. В СМИ были созданы и поддерживались все атрибуты политической борьбы и возможности выбора. Необходимо также отметить возросший уровень профессионализма политических консультантов с 1996 года до 2008. При этом выражается он не только в более грамотно и осторожном позиционировании главы государства, но и в том, как искусно отвлекают специалисты внимание общественного мнения от отсутствия фактической предвыборной борьбы и выбора в принципе (хорошо прослеживается на выборах 2004 и 2008 годов).ЗаключениеЗа более чем пятнадцать лет постсоветской истории России, в течении которых происходило складывание в стране современной многопартийной системы, отечественная политическая культура встроила в себя практически весь набор технологий политической рекламы, накопленной в западных демократиях; сначала механически переняв, затем творчески переработав, и, наконец, приспособив к особенностям и потребностям российской политики вообще и электорального процесса в особенности. Все это многообразие и весь процесс развития можно наблюдать, анализируя президентские кампании с 1996 по 2008 год. В стране, где основная масса избирателей той же компартии получает политическую информацию через общенациональные электронные СМИ, ставка на «простые» виды рекламы способна сохранять позиции той же КПРФ, но не в состоянии принципиально расширить ее электоральный плацдарм.Что в полной мере сказалось на исходе президентских выборов 2008 года, по ходу которых рекламные акции КПРФ прошли мимо решающей массы избирателей (включая ее сторонников), а атаки на компартию, наоборот, оказались в центре общественного внимания.Начиная с выборов 1999 2000 гг. такие виды рекламы как плакаты, листовки, телевизионные ролики, мультфильмы - стали чисто декоративным явлением, не играющим ощутимой роли в политических избирательных делах.Небольшой стаж также имеет и институт президентства в России именно с этим часто связаны грубые огрехи в позиционировании кандидатов и не умении донести до народа политическую позицию. Не смотря на недолгий срок существования можно с уверенностью сказать, что в России существует прошедшая этапы становления и совершенствования, нацеленная на дальнейшее развитие демократических институтов нормативно-правовая база проведения выборного процесса.Не стала пока массовым явлением и политреклама через Интернет, остающаяся скорее интеллектуальным изыском узкой прослойки PR- специалистов, периодически работающих с теми или иными политическими организациями. Сегодняшниеполитические консультанты это специалисты широчайшей области знаний, часто сами работавшие в политике. Границы этой профессии четко не зафиксированы.Усилиями PR-экспертов (политических консультантов) российский политический класс освоил лишь часть науки о подаче себя в политических делах. Облик, речевые особенности, язык жестов, навыки сотрудничества со специалистами по рекламе - все это более или менее вошло в политическую практику, особенно в периоды общественных мобилизаций, вроде общефедеральных выборов.Борьба за лучший образ в делах политики, - понимая под образом сложные системные образования, представляющие собою комплекс частных имиджей - стала стрежнем любых более или менее крупных общественно - политических кампаний в стране.Однако реализация имеющихся здесь потребностей и возможностей во многом блокируется в России тем, что использование информационного пространства, на почве которого происходит формирование этих образов, носит селективный характер. В полной мере ими могут пользоваться лишь представители партии власти либо союзных ей сил. В несравненно меньшей мере - оппозиция.В целом же анализ российской ситуации в области политического консультирования дает основание для вывода о том, что политическая реклама в отечественных условиях - как ключевой элемент политического (и электорального) процесса – находится пока в процессе становления и развития. Она нередко имеет весьма односторонний характер, при котором рост одних (и немногих) видов и приемов рекламы получил достаточно широкое употребление, тогда как ряд других малоупотребим. И служит своего рода декорацией, за которой эффективно действующие иные средства воздействия на политический и электоральный процессы – в частности, административный и финансовый ресурсы. В частности – PR технологии все шире берущие на себя функции политической рекламы. На общественном пространстве России все еще идет становление целостной системы политической рекламной деятельности, адекватные ее национальным возможностям и потребностям.В результате проведенного мной исследования были рассмотрены особенности эволюции политического консультирования в Российской Федерации до наших дней, как основы организации политической рекламы во время предвыборных кампаний, в частности накануне президентских выборов 2008 года, а так же изучить содержание стратегий и технологий применяемых в предвыборной гонке и их эффективность. Было доказано, что применение методов политического консультирования и избирательных технологий в процессе предвыборной кампании приводит к повышению активности избирателей, как в общем в избирательном процессе, так и в отношении конкретных кандидатов. В избирательном процессе на территории РФ больше шансов быть избранным имеет тот кандидат, который сумел обеспечить во - первых благоприятное впечатление о себе избирателей (сформировать имидж, вызывающий доверие), во – вторых – обеспечить политическую рекламу по средствам активного применения коммуникативных технологий, а именно по средствам телевиденья, как наиболее успешного способа воздействия на российского избирателя в связи с его психологическими особенностями.Список использованных источниковАвченко В. Эффективность политических манипуляций на практических примерах (Россия 1990-х). [электронный ресурс] //http://psyfactor.org/lybr5.htmАлешенков М.С., Родионов Б.Н. Секьюритология: Монография. - М.: МГУЛ, 2000. - 104 с.Амелин В.Н., Федоркин Н.С. Стратегия избирательных кампаний. - М.: РЦОИТ, 2001. - 106 с.Балашова А.Н. Технология избирательной кампании в западной политической науке // Вестник Московского университета. Сер.12. Политические науки. - 2000. - N 2. - С.62-79. Бандорин К.В. Моделирование выборных кампаний и обоснование избирательных технологий // Философия, культура и современность: Вып.1. - Саратов: Изд-во Саратовского педагогического института, 1999. - С.56-59.Беляков Е.Н., Устинкин С.В. Политический консалтинг: Учебное пособие. - Н. Новгород, 2003. - 228 с.Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России:теоретико-правовые и конституционные основы. – М.: Юристъ, 2005. – 237 с.Динес В.А., Дурнов А.В., Николаев А.Н. Динамика освоения региональной элитой современных избирательных технологий (К десятилетию первых альтернативных выборов) // Власть. - 1999. - N 8. - С.76-80. Егорова-Гантман Е.В., Плешаков К.В.Политическое консультирование. М.: Никколо-Медиа, 2006. – 480 с.Интернет-мониторинг выборов 2003-2004 в России. Гражданская инициатива проекта «Информатика для демократии - 2000+». Итоговые материалы. Т.2. Проблемы российских выборов. [электронный ресурс] //http://www.partinform.ru/articles/prez2004.htmКовлер А.И. Кандидат и его команда: Организационная структура избирательной кампании: Метод. пособие. - 2-е изд., доп. - М.: РЦОИТ, 1999. - 32 с. Лисовский С.Ф., Евстафьев В.А. Избирательные технологии: История, теория, практика - М.: РАУ Университет, 2000. - 319 с.Малкин Е., Сучков Е. Основы избирательных технологий. - М.: Русская панорама, 2002. - 464 с. Мирошниченко А.А. Выборы: от замысла до победы (Предвыборная кампания в российском регионе). - М.: Центр, 2003. - 304 с. Политическое консультирование и избирательный процесс. - М.: РЦОИТ, 2001. - 118 с.Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. — Екатеринбург: Деловая книга, 2001. — 496 с.Хрестоматия по курсу «Технологии СО в политике». СПб, 2010. – 611 с. Гончаров В.Э. Современное политическое консультирование. – СПб.: Знание,2007. - 220 с.

1.Авченко В. Эффективность политических манипуляций на практических примерах (Россия 1990-х). [электронный ресурс] //http://psyfactor.org/lybr5.htm
2.Алешенков М.С., Родионов Б.Н. Секьюритология: Монография. - М.: МГУЛ, 2000. - 104 с.
3.Амелин В.Н., Федоркин Н.С. Стратегия избирательных кампаний. - М.: РЦОИТ, 2001. - 106 с.
4.Балашова А.Н. Технология избирательной кампании в западной политической науке // Вестник Московского университета. Сер.12. Политические науки. - 2000. - N 2. - С.62-79.
5.Бандорин К.В. Моделирование выборных кампаний и обоснование избирательных технологий // Философия, культура и современность: Вып.1. - Саратов: Изд-во Саратовского педагогического института, 1999. - С.56-59.
6.Беляков Е.Н., Устинкин С.В. Политический консалтинг: Учебное пособие. - Н. Новгород, 2003. - 228 с.
7.Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. – М.: Юристъ, 2005. – 237 с.
8.Динес В.А., Дурнов А.В., Николаев А.Н. Динамика освоения региональной элитой современных избирательных технологий (К десятилетию первых альтернативных выборов) // Власть. - 1999. - N 8. - С.76-80.
9.Егорова-Гантман Е.В., Плешаков К.В.Политическое консультирование. М.: Никколо-Медиа, 2006. – 480 с.
10.Интернет-мониторинг выборов 2003-2004 в России. Гражданская инициатива проекта «Информатика для демократии - 2000+». Итоговые материалы. Т.2. Проблемы российских выборов. [электронный ресурс] //http://www.partinform.ru/articles/prez2004.htm
11.Ковлер А.И. Кандидат и его команда: Организационная структура избирательной кампании: Метод. пособие. - 2-е изд., доп. - М.: РЦОИТ, 1999. - 32 с.
12.Лисовский С.Ф., Евстафьев В.А. Избирательные технологии: История, теория, практика - М.: РАУ Университет, 2000. - 319 с.
13.Малкин Е., Сучков Е. Основы избирательных технологий. - М.: Русская панорама, 2002. - 464 с.
14.Мирошниченко А.А. Выборы: от замысла до победы (Предвыборная кампания в российском регионе). - М.: Центр, 2003. - 304 с.
15.Политическое консультирование и избирательный процесс. - М.: РЦОИТ, 2001. - 118 с.
16.Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. — Екатеринбург: Деловая книга, 2001. — 496 с.
17.Хрестоматия по курсу «Технологии СО в политике». СПб, 2010. – 611 с.
18.Гончаров В.Э. Современное политическое консультирование. – СПб.: Знание, 2007. - 220 с.

Вопрос-ответ:

Что такое политическое консультирование?

Политическое консультирование - это процесс предоставления экспертной поддержки и советов политическим деятелям и партиям для достижения своих целей. В рамках политического консультирования консультанты помогают политикам в разработке стратегий, создании образов, организации выборных кампаний и коммуникации с избирателями. В России политическое консультирование начало развиваться после распада СССР.

Каково место политического консультирования в современном политическом процессе России?

Политическое консультирование играет важную роль в современном политическом процессе России. Консультанты помогают политикам и политическим партиям проектировать свои политические кампании, формировать образы, анализировать общественное мнение и определять стратегии коммуникации с избирателями. Они также предоставляют экспертную поддержку политическим деятелям в реализации своих политических целей.

Какие формы и методы работы политических консультантов использовались в выборных кампаниях президента России на различных исторических этапах?

Политические консультанты в России используют различные формы и методы работы в выборных кампаниях президента. Это может включать разработку стратегий коммуникации, составление образов и выстраивание имиджа кандидата, организацию митингов, медийные кампании, опросы общественного мнения и многое другое. На различных исторических этапах политические консультанты адаптировали свои методы под изменяющуюся политическую обстановку и требования избирателей.

В чем отличие триумфа Путина в 2004 году от триумфа Ельцина?

Триумф Путина в 2004 году отличается от триумфа Ельцина в нескольких аспектах. Первое отличие заключается в политической обстановке на тот момент - Путин пришел к власти после периода политической и экономической нестабильности, вызванной распадом СССР, в то время как Ельцин стал первым президентом России после распада Советского Союза. Кроме того, Путин имел большую поддержку населения и использовал современные методы политического консультирования для создания позитивного образа и эффективной коммуникации с избирателями.

Какие особенности и методы политического консультирования существуют в России?

В России политическое консультирование имеет свои особенности и методы. Одной из особенностей является государственное управление политическими процессами, что часто приводит к использованию методов пропаганды и манипуляции информацией. Также в политическом консультировании в России широко используется технология телевидения, где политические консультанты помогают кандидатам создать подходящий имидж и передать нужные политические сообщения. Другим методом политического консультирования является массовое мерчандайзинговое продвижение кандидата, что позволяет привлечь больше внимания к нему.

Что такое политическое консультирование и как оно развивается в России?

Политическое консультирование - это процесс помощи политическим деятелям и кандидатам в достижении их политических целей через использование различных стратегических и практических методов. В России политическое консультирование начало развиваться активно в период после распада СССР, когда стало возможным участие различных политических сил в выборах. С тех пор политическое консультирование стало неотъемлемой частью политического процесса в России и широко используется во всех избирательных кампаниях.

Каково место политического консультирования в современном политическом процессе?

Политическое консультирование играет важную роль в современном политическом процессе. Оно помогает политическим деятелям и кандидатам определить свою избирательную базу, разработать стратегии и тактики выборной кампании, формировать своеобразный образ и передавать понятные политические сообщения. Политические консультанты также занимаются анализом общественного мнения и разрабатывают соответствующие коммуникационные стратегии для достижения желаемых политических результатов.

Какие особенности и методы применяются в политическом консультировании в России?

В политическом консультировании в России применяются различные методы и стратегии. Одной из особенностей является сильное влияние государства на политический процесс. Консультанты работают в тесном контакте с политическими партиями и кандидатами, помогая им разрабатывать эффективные стратегии и тактики для достижения своих целей. Методы включают анализ общественного мнения, проведение опросов, разработку политических программ и рекламных кампаний, организацию медиатических выступлений и дебатов. Важной частью работы политических консультантов является создание имиджа кандидата или партии и формирование политического бренда.

Какое место занимает политическое консультирование в современном политическом процессе в России?

Политическое консультирование занимает важное место в современном политическом процессе в России. Консультанты играют роль ключевых стратегических советников политических лидеров и партий, помогая им осуществлять эффективную коммуникацию с избирателями и добиваться своих политических целей. Они помогают разрабатывать идеологические позиции, общественно-политические программы, а также стратегии поведения во время выборных кампаний. Политические консультанты также активно используют средства массовой информации и социальные сети для формирования общественного мнения.

Какие формы и методы работы политических консультантов были применены в выборных кампаниях президента России на различных исторических этапах?

В выборных кампаниях президента России на различных исторических этапах политические консультанты применяли разнообразные формы и методы работы. В начальных этапах появления политического консультирования в России, акцент делался на разработке эффективных рекламных кампаний, создании образа и имиджа кандидата. В последующие годы стали активно использоваться цифровые технологии, социальные сети и интернет-ресурсы для коммуникации с избирателями и проведения агитационной работы. Стало популярным проведение опросов общественного мнения и анализ данных для разработки стратегии. Также важным элементом работы стали медиатические выступления, теледебаты и создание политических альянсов и коалиций.