Вам нужнакурсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Взаимосвязь типов темперамента и стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

  • 38 страниц
  • 14 источников
  • Добавлена 30.11.2010
800 руб.1 600 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Глава 1Теоретические основы исследования взаимосвязи темперамента и стратегии поведения в конфликтных ситуациях

5
1.1Понятие и типы темперамента
1.2Стили поведения в конфликтных ситуациях
1.3Выводы по 1 главе
Глава 2Эмпирическое исследование взаимосвязи темперамента и стратегии поведения в конфликтных ситуациях
2.1Цель, задачи, организация и методики исследования
2.2Анализ результатов исследования
2.3Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Бланк и ключ теста «Методика определения психологических типов личности» Д.Кейрси

Приложение Б Ключ теста «Типы поведения в конфликте» К.Томаса


Фрагмент для ознакомления

Кейрси.

Таблица 4 - Результаты исследования стратегий поведения в конфликте






Тип
темперамента Стратегии поведения в конфликте, баллы Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление 1 Экстраверт 6 11 9 3 1 2 Интроверт 1 12 7 6 4 3 Экстраверт 11 5 6 6 2 4 Экстраверт 5 12 8 3 2 5 Экстраверт 8 5 6 6 2 6 Амбиверт 10 8 3 5 6 7 Интроверт 9 5 4 8 4 8 Экстраверт 8 5 6 4 7 9 Интроверт 4 5 6 6 9 10 Амбиверт 12 4 7 3 4 11 Экстраверт 14 6 3 3 4 12 Интроверт 8 9 9 3 1 13 Интроверт 1 3 8 7 11 14 Амбиверт 8 5 6 5 6 15 Экстраверт 11 7 5 3 4 16 Экстраверт 12 6 7 3 2 17 Интроверт 4 5 8 7 6 18 Амбиверт 9 11 4 4 2 19 Экстраверт 8 9 6 3 4 20 Экстраверт 11 7 5 6 1 21 Амбиверт 5 4 8 4 9 22 Интроверт 3 9 8 6 4 23 Экстраверт 12 5 6 4 3 24 Экстраверт 11 7 4 6 2 25 Интроверт 6 9 7 3 5 Ср.знач 7,9 6, 6 6,3 4,7 4,4
Исходя из данных, приведенных в таблице 2, очевидно, что стратегия соперничества в конфликтных ситуациях в группе испытуемых является преобладающей. Стиль соперничества (конкуренции) активен и обычно используется тогда, когда человек уверен в своих силах или обладает реальными властными полномочиями. Во многих случаях этот стиль приводит к повышению результативности рабочей деятельности. В то же время, следует отметить значительные различия в значениях показателей испытуемых в этом стиле поведения в конфликтных ситуациях (от 1 до 12 баллов), что говорит о неодинаковом поведении сотрудников в конфликтных ситуациях.
Стратегия сотрудничества в группе испытуемых является второй по лидерству позицией в конфликтных взаимодействиях. Этот стиль для взаимодействия людей в конфликтных ситуациях желателен. Стиль сотрудничества предусматривает для каждой из конфликтующих сторон готовность к открытому обсуждению причин конфликта, совместному поиску обоюдовыгодных решений. Это весьма эффективный стиль.
Компромисс в группе испытуемых - на третьем месте. Стиль компромисса предполагает готовность идти на частичные уступки в ответ на аналогичные шаги, что в принципе зачастую помогает достичь согласия.
Стратегия избегания в конфликтных ситуациях не является приоритетной. Избегание в экспериментальной группе является четвертой по лидерству позицией в конфликтных взаимодействиях сотрудников. Стиль избегания обычно используется тогда, когда решаемая проблема не слишком важна и не может оказать серьезного влияния на общее положение дел. Этот подход может быть также полезен в том случае, если исход конфликта предрешен заранее: конфликтант не обладает реальной властью лидера или хочет выиграть время, чтобы получить дополнительную информацию и заручиться чьей-либо поддержкой.
Стратегия приспособления является наименее приоритетной в группе испытуемых. Стиль приспособления применяется при совместных действиях с кем-либо. Он подразумевает согласование позиций и выбор партнеров в отстаивании личных (или общих) интересов.


Рис. 5. - Стратегии конфликтного поведения испытуемых.

Для выявления взаимосвязи типов темперамента и стратегии поведения в в конфликтных ситуациях вычислены коэффициенты корреляции Пирсона (таблица 3).

Таблица 3 - Результаты корреляционного анализа



Показатели Экстраверсия-
интроверсия Здравомыслие-интуиция
Логичность-чувствование
Рассудительность-импульсивность
Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление Экстраверсия-
интроверсия 1,00 -0,19 -0,14 -0,23 0,66 0,11 -0,17 -0,50 -0,58 Здравомыслие-
интуиция 1,00 0,71 0,64 -0,48 0,50 0,39 -0,21 0,05 Логичность-
чувствование 1,00 0,68 -0,35 0,31 0,17 -0,18 0,23 Рассудительность-импульсивность 1,00 -0,40 0,20 0,27 -0,16 0,35 Соперничество 1,00 -0,22 -0,66 -0,33 -0,47 Сотрудничество 1,00 0,12 -0,27 -0,57 Компромисс 1,00 -0,17 0,19 Избегание
1,00 0,19 Приспособление 1,00
Знаки коэффициентов корреляции отражают направление связи данных. Абсолютная величина коэффициента корреляции Пирсона r показывает силу (тесноту) связи. Положительная корреляция свидетельствует о прямой зависимости, когда при увеличении значений одной переменной увеличиваются значения др. переменной.
Анализ коэффициентов корреляции показывает, что наибольшее значение среди коэффициентов корреляции, значимых для оценки верности гипотезы исследования, имеют коэффициенты для показателей «Экстраверсия- интроверсия» и «Соперничество» (r = 0,66), «Здравомыслие-интуиция» и «Сотрудничество» (r = 0,50), «Здравомыслие-интуиция» и «Компромисс» (r = 0,39), «Логичность-чувствование» и «Сотрудничество» (r = 0,31), «Рассудительность-импульсивность» и «Приспособление» (r = 0,35). Коэффициенты корреляции здесь имеют положительное значение, превышающее средний уровень или достаточно близкое к среднему уровню. Такая корреляция считается сильной, переменные ведут себя так, что когда одна из них достигает максимального значения, другая также находится на максимальном уровне. Значительная положительная связь выявлена также между показателями «Рассудительность-импульсивность» и «Компромисс» (r = 0,27) и «Рассудительность-импульсивность» и «Сотрудничество» (r = 0,20).
Эти результаты подтверждают верность выдвинутой гипотезы о существовании взаимосвязи типов темперамента и стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
Отрицательная корреляция означает наличие обратной зависимости, когда с увеличением значений одной переменной значения другой переменной уменьшаются.
Наибольшая отрицательная корреляционная связь, значимая для оценки верности гипотезы исследования, выявлена между показателями «Экстраверсия- интроверсия» и «Избегание» (r = - 0,50), «Экстраверсия- интроверсия» и «Приспособление» (r = - 0,58), «Здравомыслие-интуиция» и «Соперничество» (r = - 0,48), «Логичность-чувствование» и «Соперничество» (r = - 0,35), «Рассудительность-импульсивность» и «Соперничество» (r = - 0,40), что также подтверждает верность выдвинутой гипотезы.
Таким образом, проведенный корреляционный анализ показывает, что у испытуемых увеличению выраженности экстраверсии, как характеристики темперамента, соответствует увеличение склонности к соперничеству. Испытуемые-интроверты более склонны к избеганию и приспособлению. Здравомыслие и логичность способствуют склонности к сотрудничеству и компромиссу в конфликтных ситуациях.
Эти результаты исследования подтверждают теоретические положения. Тип темперамента влияет на характер межличностного общения, на поведение в конфликтных ситуациях. Экстраверты общительны, активны, оптимистичны, подвижны, у них сильный тип высшей нервной деятельности, по темпераменту они сангвиники или холерики. Холерик, как и сангвиник отличается высокой реактивностью. Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно, они зачастую неуравновешенны, возбудимы. Это может вызвать негативное взаимодействие в конфликтных ситуациях. Результатами исследования подтверждается, что у экстравертов преобладает стиль соперничества в конфликтных ситуациях.
Интроверты малообщительны, сдержанны, отделены от всех, в своих поступках ориентируются в основном на собственные представления, серьезно относятся к принятию решения, контролируют свои эмоции. К интровертам относятся флегматики и меланхолики. Меланхолик обычно неуверен в себе, робок, нерешителен, проявляет большую неловкость в новой обстановке. Всё новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. Результатами исследования подтверждается, что у интровертов преобладают стили избегания и приспособления в конфликтных ситуациях.
Таким образом, проведенный анализ результатов исследования подтвердил верность выбора методик и гипотезу исследования.

2.3. Выводы по 2 главе

В данной работе проведено экспериментальное исследование по трем методикам, позволившее выявить влияние темперамента личностей на поведение в конфликтных ситуациях. В эксперименте приняли участие 25 сотрудников организации.
Отбор диагностических методик проводился на основании изучения литературных источников. Для исследования типов темперамента применен тест «Методика определения психологических типов личности» Д.Кейрси; для исследования стилей поведения в конфликтных ситуациях применен тест «Стратегии поведения в конфликте» К.Томаса.
Результаты тестирования по методике Д.Кейрси показали, что испытуемым свойственны смешанные типы темперамента, характеризующиеся наличием свойств, характерных для разных типов темперамента с преобладанием одного из них. Среди испытуемых преобладают люди, у которых в большей степени преобладают черты экстраверта. При этом большинству респондентов свойственны здравомыслие, логичность и рассудительность. Эти свойства являются положительными как с точки зрения выполнения своих профессиональных обязанностей, так и с точки зрения эффективности общения в коллективе, особенно - в конфликтных ситуациях.
Тестирование по методике «Стратегии поведения в конфликте» К.Томаса показало, что преобладающей в группе испытуемых является стратегия соперничества в конфликтных ситуациях. Стратегия сотрудничества в группе испытуемых является второй по лидерству позицией в конфликтных взаимодействиях. Компромисс в группе испытуемых - на третьем месте. Стратегия избегания в конфликтных ситуациях не является приоритетной, эта стратегия – на предпоследнем месте. Стратегия приспособления является наименее приоритетной в группе испытуемых.
Для выявления влияния темперамента на поведение в конфликтных ситуациях вычислены коэффициенты корреляции Пирсона. Корреляционный анализ подтверждает верность выдвинутой гипотезы исследования: существует взаимосвязь типов темперамента и стратегии поведения в конфликтных ситуациях.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате данной работы решены задачи исследования и достигнута цель исследования.
Анализ литературных источников показал, что темперамент обусловлен типом нервной системы и отражает преимущественно врожденные характеристики поведения. В темпераменте выражается отношение человека к происходящим вокруг него событиям. Личность и темперамент связаны между собой таким образом, что темперамент выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств. От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность. Сочетание этих свойств и создает индивидуальный тип темперамента. Каждый тип темперамента связан с определенными признаками, характеризующими нервную систему человека.
Выделяют четыре основных типа темперамента: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический. Каждый темперамент указывает на способ мышления, поведения и стиля общения человека в эмоциональном плане. Принадлежность человека к тому или иному темпераменту отражается на стиле его поведения и отношениях с окружающими. Наиболее живые и подвижные люди - холерики и сангвиники. Причем холерик - самый неуравновешенный из них, и это заметно по тому, что он неуравновешен и внешне и внутренне. Сангвиник внутренне уравновешен, хотя внешне может быть очень эмоциональным. Меланхолик, наоборот, неуравновешен внутренне, хотя внешне это не всегда проявляется.
По складу личности среди людей выделяют экстравертов («обращенных вовне») и интровертов («обращенных внутрь себя»). Экстраверсия \ интроверсия определяют, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникающих в данный момент, или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим.
Проведенное нами эмпирическое исследование было нацелено на проверку гипотезы о существовании взаимосвязи типов темперамента личности, проявляющегося в деятельности человека и оказывающего на нее влияние, и стратегии поведения человека в конфликтных ситуациях.
Коллектив сотрудников относится к малой группе, определяющими в нем являются непосредственные отношения и взаимодействия между сотрудниками, между персоналом и руководителем, эмоциональный контакт, податливость или сопротивление групповому давлению, социально-психологическая совместимость и т. д.
Несомненно, личностные контакты могут привести к конфликтам. Конфликт в малой группе представляет собой столкновение противоположных интересов, мнений, взглядов, позиций, приводящий к серьезным разногласиям и острым спорам, чреватым осложнениями и борьбой. Любой человек должен постоянно учитывать особенности темперамента людей, с которыми ему приходится работать и общаться. Это необходимо для эффективного взаимодействия с ними, уменьшения вероятности возникновения конфликтных ситуаций, избегания стресса. Для успешного завершения конфликта важно выбрать нужный стиль поведения в конкретной конфликтной ситуации.
В результате констатирующего эксперимента выявлены типы темперамента и стратегии поведения испытуемых в конфликтных ситуациях. Проведенное психодиагностическое исследование подтвердило верность выдвинутой гипотезы: выявлена взаимосвязь типов темперамента и стратегии поведения испытуемых в конфликтных ситуациях.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные показатели психодиагностики дают возможности совершенствования свойств личности испытуемых. Возможность узнать свои стили поведения в конфликтных ситуациях может побудить каждого задуматься о своем взаимодействии с другими людьми и при необходимости изменить в лучшую сторону стратегии поведения в общении, и особенно – в конфликтных ситуациях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер. - 2004. - 701 с.
Овчинников Б.В., Владимирова И.М., Павлов К.М. Типы темперамента в практической психологии. СПб.: Речь, 2003. - 264 с.
Филатова Е.С. Искусство понимать себя и окружающих. – М., 1999. - 228 с.
Айзенк Г.Ю. Структура личности. – Пер. с англ. – СПб.: Ювента.М.: КСП+, 1999. – 464с.
Большой психологический словарь. /Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004. – 584 с.
Горянина В. А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия //Психологический журнал. -1997. - №6. – С.21-22.
Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб: Питер, 2003. - 276 с.
Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 704 с.
Конфликтология: Учебник / Под ред. А.С.Кармина.- 4 изд., стер. - СПб.: Лань, 2003. - 464 с.
Мерлин В.С. Собрание сочинений. Т.2. Своеобразие условных реакций в структуре волевого акта. – Пермь: ПСИ, 2006. – 192 с.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 672 с.
Сухарев В.А. Быть деловым человеком. - Симферополь, 2004. – 326 с.
Щербатых Ю.В. Психология личностных качеств. М.: Эксмо, 2006. – 324 с.
Юнг К.Г. Психологические типы. - СПб.:Азбука, 2003. – 216 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А
Бланк и ключ теста «Методика определения психологических типов личности» Д.Кейрси



Ключ к тесту:
Внизу каждого столбца бланка расположены пустые ячейки, в каждую из которых следует записать соответственно количество ответов по варианту а и по варианту б. Для первого столбца (шкала Е-I) обработка на этом заканчивается, а данные столбцов 2-3 (S-N), 4-5 (T-F), 6-7 (J-P) попарно суммируются, и результат записывается в нижние пустые ячейки, рядом с которыми стоят буквенные обозначения шкал (факторов). Таким образом, получается четыре пары чисел в нижних пустых ячейках. Затем обводится та буква (Е, или I, S, или N, Т, или F,J, или Р), которой соответствует большая сумма ответов из данной пары. Если числа равные (для шкалы Е-I это 5-5, для всех остальных - 10-10), обводится правая буква. В результате получаются четыре объединенные буквы. Они обозначают функциональный психологический портрет обследуемого.


ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Ключ теста «Типы поведения в конфликте» К.Томаса

№п/п соперничество сотрудничество компромисс избегание приспособление 1 А Б 2 Б А 3 А Б 4 А Б 5 А Б 6 Б А 7 Б А 8 А Б 9 Б А 10 А Б 11 А Б 12 Б А 13 Б А 14 Б А 15 Б А 16 Б А 17 А Б 18 Б А 19 А Б 20 А Б 21 Б А 22 Б А 23 А Б 24 Б А 25 А Б 26 Б А 27 А Б 28 А Б 29 А Б 30 Б А
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 672 с.

Большой психологический словарь. /Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004. – 584 с.


Щербатых Ю.В. Психология личностных качеств. М.: Эксмо, 2006. – 324 с.
Юнг К.Г. Психологические типы. - СПб.:Азбука, 2003.
Юнг К.Г. Психологические типы. - СПб.:Азбука, 2003.
Айзенк Г.Ю. Структура личности. – Пер. с англ. – СПб.: Ювента.М.: КСП+, 1999. – 464с.
Щербатых Ю.В. Психология личностных качеств. М.: Эксмо, 2006. – 324 с.

Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 704 с.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 672 с.
Мерлин В.С. Собрание сочинений. Т.2. Своеобразие условных реакций в структуре волевого акта. – Пермь: ПСИ, 2006. – 192 с.

Конфликтология: Учебник / Под ред. А.С.Кармина.- 4 изд., стер. - СПб.: Лань, 2003. - 464 с.
Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб: Питер, 2003. - 276 с.

Конфликтология: Учебник / Под ред. А.С.Кармина.- 4 изд., стер. - СПб.: Лань, 2003. - 464 с.
Горянина В. А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия //Психологический журнал. -1997. - №6. – С.21-22.

Сухарев В.А. Быть деловым человеком. - Симферополь, 2004. – 326 с.

Сухарев В.А. Быть деловым человеком. - Симферополь, 2004. – 326 с.
Сухарев В.А. Быть деловым человеком. - Симферополь, 2004. – 326 с.
Сухарев В.А. Быть деловым человеком. - Симферополь, 2004. – 326 с.
Филатова Е.С. Искусство понимать себя и окружающих. – М., 1999. - 228 с.
Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер. - 2004. - 701 с.


















42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер. - 2004. - 701 с.
2.Овчинников Б.В., Владимирова И.М., Павлов К.М. Типы темперамента в практической психологии. СПб.: Речь, 2003. - 264 с.
3.Филатова Е.С. Искусство понимать себя и окружающих. – М., 1999. - 228 с.
4.Айзенк Г.Ю. Структура личности. – Пер. с англ. – СПб.: Ювента.М.: КСП+, 1999. – 464с.
5.Большой психологический словарь. /Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004. – 584 с.
6.Горянина В. А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия //Психологический журнал. -1997. - №6. – С.21-22.
7.Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб: Питер, 2003. - 276 с.
8.Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 704 с.
9.Конфликтология: Учебник / Под ред. А.С.Кармина.- 4 изд., стер. - СПб.: Лань, 2003. - 464 с.
10.Мерлин В.С. Собрание сочинений. Т.2. Своеобразие условных реакций в структуре волевого акта. – Пермь: ПСИ, 2006. – 192 с.
11.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 672 с.
12.Сухарев В.А. Быть деловым человеком. - Симферополь, 2004. – 326 с.
13.Щербатых Ю.В. Психология личностных качеств. М.: Эксмо, 2006. – 324 с.
14.Юнг К.Г. Психологические типы. - СПб.:Азбука, 2003. – 216 с.


Введение

Актуальность данного исследования заключается в том, что проблема влияния темперамента на выбор стилей поведения в конфликтной ситуации не до конца не доказана. Наблюдая за поведением другого человека, зная его темперамент, можно предположить, как он будет вести себя в ситуации конфликта. Также это актуально в педагогический процесс, в жизнь семьи, то есть, в любой ситуации, где происходит взаимодействие личности и группы.

Рост такого интереса обусловлено широким распространением конфликтов в общественной жизни. Конфликты неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного развития. Каждый стремится добиться поставленной цели, часто не обращая внимания на других, что порождает соперничество и напряженность между людьми. Таким образом, большой интерес к проблемам возможностей и особенностей человеческой личности. Практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования; проблема личности стоит в центре и философского, и социологического, и психологического знания.

В этой связи возникает вопрос: каковы причины конфликтов, что влияет на них и какие особенности поведения человека в определенной ситуации конфликта?

В психологии специально выделяется задача, заключающаяся в исследовании различных свойств личности, которые формируются и проявляются в деятельности человека, влияющие на эффективность этой деятельности. Одним из этих свойств является темперамент - центральное образование психодинамической организации человека, преимущественно скорее всего врожденная. Поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психических функций человека.

Сегодня, существует несколько типологий темперамента, хотя, как правило, все они подчинены некой общей цели, способствующей пониманию индивидуальности человека и определению его возможностей и способностей.

Так, динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях - они проявляются и в сфере психической, в области стимулирования, в общей трудоспособности.

Естественно, особенности темперамента повлияли на учебные занятия и в трудовой деятельности. Но главное в том, что различия по темпераментам - это различия не по уровню возможности психики, а по своеобразию ее проявлений. Конечно, динамические проявления человека могут зависеть от требований ситуации, от воспитанных установок и привычек, и др, Но психические различия появляются и при прочих равных условиях: в одних и тех же обстоятельствах, при относительно равенстве мотивов поведения.

Узнать стоимость работы