ФОРМИРОВАНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Логопедия
  • 4545 страниц
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 24.05.2017
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАССКАЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ 3
2.1 Организация констатирующего эксперимента 3
2.2. Ход эксперимента 6
2.3 Анализ результатов исследования 12
Выводы по 2 главе 17
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ РАССКАЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ 18
3.1 Направления логопедической работы с детьми страдающими заиканием 18
3.2. Ход обучающего эксперимента 34
3.3. Анализ результатов 41
Выводы по 3 главе 45
Список литературы 46

Фрагмент для ознакомления

Г. Парамоновой, В. П. Глухова, В. К. Воробьевой, можно утверждать: методика исследования диалогической речи должна включать в себя:1. Выявление умения понимать связную речь окружающих (отдельных слов, предложений, диалогической и монологической речи).2. Выявление умения ребенка составлять рассказ. 3. Выявление умения ребенка пересказывать текст, используя разнообразные синтаксические конструкции. 4. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Основываясь на данных выводах, было проведено исследование сформированности связной речи с использованием методик двух авторов Л.Г. Парамоновой и Н. В. Микляевой, которое выявило:у всех детей исследуемой группы, (восемь человек) навыки построения рассказа находится на разном уровне развития. При определении результатов экспериментальной работы использовались следующие методики: «Диалогические скороговорки»Цель: учить четкости дикции, интонационной выразительности речи.Оборудование: пальчиковый театр, картотека скороговорок.Ход выполнения: педагог начинает, ребенок повторяет, после этого вступает в диалог.Речевой материал (примерный):- Расскажи мне про покупки.- Про какие про покупки?- Про покупки, про покупки, про покупочки свои!Оценка выполнения:5 баллов – ребенок проговаривает четко, с интонационной выразительностью, без помощи взрослого2,5 балла – проговаривает нечетко, делает интонационные ошибки1 балл – затрудняется проговаривать, требуется помощь взрослого0 баллов – не может проговорить«Этюд «На рыбалке»Цель: формировать у детей образные представления, умение имитировать движения, выражать эмоции (радость, досада, огорчение, разочарование).Ход выполнения:Педагог приглашает всех детей к воображаемой реке и предлагает угадать, что он будет сейчас делать. Педагог имитирует ловлю рыбы, изображая разные эмоциональные состояния (радость, досаду, огорчение, разочарование). Затем кладет пойманную рыбу в ведро. Дети по лицу взрослого должны определить, удалось ему поймать рыбку или нет, крупная раба или мелочь. Затем педагог предлагает детям имитировать рыбалку, а пойманную рыбку нужно положить в воображаемое ведро.Оценка выполнения:5 баллов – ребенок правильно имитирует все движения, ярко выражает предложенные эмоции.2,5 балла – движения имитирует, но не все эмоции умеет изобразить.1 балл – затрудняется выполнить задание, нуждается в помощи педагога.0 баллов – не может или вообще отказывается от выполнения задания.«Лиса и Журавль»Цель: Формировать умение предавать заданное эмоциональное состояние различными выразительными средствами; исследовать тембр голоса, постановку логического ударения.Ход выполнения.а) Выбрать соответствующую пиктограмму и с помощью мимики изобразить состояния: огорчения, радости, обиды, удивления.б) Предложить детям двигательно изобразить состояния: огорчения, радости, обиды, удивления с помощью жестов.в) Предложить детям произнести фразы: - Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать нечем! – Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости. Интонацией правильно выражая эмоциональное состояние.г). Предложить ребёнку произнести фразу так, если бы он был медведем; лисой; мышкой – Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать нечем! д) Предложить ребёнку произнести предложение так, чтобы главным словом было слово Лиса. (Вот и вздумала однажды Лиса угостить Журавля, пошла звать его к себе в гости.).Оценка выполнения:5 баллов – ребёнок правильно, с удовольствием с помощью мимики и жестов изображает состояния радости, обиды, удивления, огорчения. Интонационно правильно оформляет фразу и расставляет логическое ударение.2,5 балла – ребёнок выполняет задание с помощью логопеда, мимика и жесты присутствуют, но плохо развиты. Интонационно старается передать эмоциональное состояние фразы, с трудом, но выделяет главное слово в предложении.1 балл – ребёнок затрудняется в выполнении задания, трудно подбирает жесты, мимика почти отсутствует, интонационно не передаёт эмоциональное состояние фразы, затрудняется голосом выделять главное слово в предложении.0 баллов – ребёнок не справляется с заданием.Первым этапом стала повторная диагностика уровня развития связной речи. Мы увидели, что у 2  детей, находившихся на среднем уровне развития связной речи, наблюдается переход на более высокий уровень, так как дети правильно формулируют основную мысль произведения, умеют точно и последовательно строить рассказ по картинкам, используют в речи простые и распространенные предложения, используют существительные, обозначающие названия предметов; прилагательные, обозначающие свойства; глаголы, обозначающие действия предметов; предлоги, употребляемые в речи.2  детей с низким уровнем развития связной речи достигли среднего уровня. Это характеризуется тем, что дети могут выразить основную мысль произведения. Последовательно, логично, связно пересказывают сказки, но при этом присутствует небольшое количество подсказок преподавателя. В своей речи больше всего используют существительные и глаголы.Тем не менее, у остальных детей сохранились трудности в реализации замысла, недостаточная развернутость высказываний, паузы, отмечается аграмматизм, лексика авторского текста используется неполностью. В рассказах детей отсутствует знание структурных частей (начало, основная часть и конец). Отсутствует последовательность и логичность изложения.По результатам проведения методики «Диалогические скороговорки» были получены следующие результаты. Дети по-разному справились с данным заданием. Двое детей практические не допустили ошибок. Трое детей справились с заданием, они иногда сбивались, интонации были не всегда верными и подходящими. Остальные дети не смогли самостоятельно справиться с заданием, всем понадобилась помощь педагога. Но даже с его помощью дети не могли правильно повторить скороговорку, нарушали интонацию, допускали ошибки. Все интонации у них либо звучали одинаково, либо использовались неверно. При этом они были неуверенные в выполнении задания, не сразу понимали, что от них требуется. Распределение по набранным баллам представлено на рисунке 2.Рисунок 2. Результаты работы по методике «Диалогические скороговорки»На рисунке видно, что 20% детей справились с заданием, все остальные дети допускали ошибки, запинались, им требовалась помощь педагога, они использовали неправильную интонацию, либо вообще не использовали какую-либо интонацию.При выполнении задания «Этюд «На рыбалке» дети также не все справились с заданием полностью. Трое детей смогли изобразить нужные движения и эмоции, задание выполнили без подсказок и помощи педагога. Четверо детей выполняли не все движения, эмоции выражали не всегда точно. Один ребенок не соблюдал сюжет, просто рассматривал ведро, забыв о задании. Несмотря на то, что пытался показать рыбалку, не мог долго развивать сюжет, делал все неэмоционально. Распределение по набранным баллам представлено на рисунке 3.Рисунок 3. Результаты работы по методике «Этюд «На рыбалке»»Из рисунка видно, что 33% детей полностью справились с заданием, остальные дети допускали различные ошибки, нуждались в помощи педагога. Плохо справились с заданием 20% - они не смогли изобразить данный этюд, отвлекались и не были заинтересованы в задании.При выполнении задания «Лиса и Журавль» с заданием справился один ребенок детей, он смог передать все интонации, правильно использовал мимику и жесты. Четверо детей выполняли задание правильно, но иногда допускали различные ошибки, не всегда могли передать нужную интонацию, некоторых животных изображали одинаково. Остальные трое детей справились с заданием только с помощью педагога, мимика и жесты если и присутствовали, то были плохо развиты. Некоторые дети интонационно старались передать эмоциональное состояние фразы, с трудом выделяя главное слово в предложении. Некоторые дети затруднялись в выполнении задания, им было трудно подбирать жесты, мимика почти отсутствовала, интонационно они не передали эмоциональное состояние фразы, затруднялись голосом выделять главное слово в предложении. Распределение по набранным баллам представлено на рисунке 4.Рисунок 4. Результаты работы по методике «Лиса и журавль»Из рисунка видно, что 27% детей справились с заданием без ошибок, остальные дети допускали различные ошибки, нуждались в помощи и подсказках. Из всех детей 33% не смогли по разному изобразить животных при помощи интонации, мимики и жестов.Таким образом, проведенная коррекционная работа показала, что у детей в различной степени развита выразительность речи, лишь небольшая часть детей полностью справились с заданием, большая часть детей испытывали различные затруднения. Можно сделать вывод, что необходимо продолжать развивать у детей навыки рассказа и выразительность речи.3.3. Анализ результатовПосле проведения экспериментальной работы, нами вновь была проведена диаганостика, сравнительные результаты которой представлена в таблице 9.Таблица 9 - Результаты исследования после проведенной экспериментальной работыФ.И.Задание/ кол-во балловСреднеезначениеУровень123456Семен Н.4444343,8СреднийОльгаТ.4353533,8СреднийПолина А.3334333,2СреднийДанилаР.3232332,6НизкийАксиньяВ.4554344,1ВысокийТатьяна Д.2334333,0СреднийЕгорЗ.3434323,2СреднийИльяТ.4554444,3ВысокийПо результатам проведенной работы дети были распределены следующим образом:- высокий уровень – 2 человека;- средний уровень – 4 человека;- низкий уровень – 2 человека.Также нами было проведено исследование уровня формирования рассказа у дошкольников, которые не страдают заиканием.Полученные данные представлены в таблице 9.Таблица 9 - Результаты исследования детей с нормальным уровнем речевого развитияФ.И.Задание/ кол-во балловСреднеезначениеУровень123456Илья О.5445444,3ВысокийМарина З.5455544,6ВысокийВарвара Ш.4444433,8СреднийАртем П.4343433,5СреднийДарья Т.5555454,8ВысокийЮлия Т.4334333,3СреднийФилиппР.4444433,8СреднийМаксим Я.5454444,3ВысокийПо результатам таблицы можно сделать следующий вывод об уровне рассказа у детей без заикания:- высокий уровень – 4 детей;- средний уровень – 4 детей.Сравнительный анализ среднего балла по оценка уровня формирования рассказа у детей с нормальным речевым развитием и заиканием представлен нами на рисунке 5.Рисунок 5. Сравнительный анализТаким образом, можно сделать вывод о том, что ряд детей по-прежнему показали недостаточный уровень навыков рассказа. Они показали недостаточный активный словарный запас в процессе диалогичного общения, не смогли ответить на все поставленные вопросы, допускали ошибки в произношении слов, их согласовании и употреблении. Они использовали простые нераспространенные предложения, используя неверную интонацию. При этом около трети детей стали показывать более высокий уровень развития навыков о рассказа, по сравнению уровнем, который у них был до начала работы с ними, правильно и быстро отвечали на все поставленные вопросы.Можно сделать вывод, что необходимо развивать у детей навыки рассказа и выразительность речи с помощью театрализованной деятельности.Также было проведено анкетирование родителей по теме «Развитие речи в семье». В анкетировании приняло участие 8 родителей воспитанников. Респондентам было предложено ответить на 6 вопросов. Были предложены следующие варианты ответов:«Да»«Нет»«Не знаю»После обработки анкет были получены следующие результаты, которые представлены в таблице 10.Таблицы 10 – Результаты анкетирования родителейВопросОтветило «Да»Ответило «Нет»Ответило «Не знаю»1. Знаете ли вы что входит в понятие «рассказ»?85%5%10%2. Знаете ли вы как развивать навыки рассказа?75%5%20%3. Используете ли в общении с детьми произведения детской литературы?85%15%4. Организовываете ли вы дома игры, направленные на развитие рассказа?70%30%5. Проявляет ли ваш ребенок интерес к театрализованной деятельности?100%6. Необходима ли вам консультации педагогов в данном вопросе?90%10%Таким образом, исходя из итогов анкетирования, можно сделать вывод о том, что родители  знают, как правильно развивать навыки рассказа, какие методы и средства необходимо использовать, а также отметили возросший интерес у детей к театрализованной деятельности.Выводы по 3 главеУмения и навыки рассказа у детей с заиканием при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения в воспитания детей дошкольного возраста с заиканием. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития.Театральная деятельностькак инструмент коррекции удачно сочетает в себе как адаптивно социальную, так и практически восстановительную функцию речевой активности. Художественная литература, театральная деятельность обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы связного высказывания. Эти образцы различны по своему воздействию:- в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; - в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность родного языка;- в театральных постановках продают передать интонацию, мимику и жесты героев. Для углубления восприятия литературных произведений необходимо помимо ответов на вопросы по тексту и разбора художественных средств используемых автором – давать детям творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на словоизменение и словообразование, подбор рифмы к заданному слову. Всё это способствует обогащению речевого опыта ребенка в связных высказываниях, делая его речь более логичной и «богатой».Список литературыАлексеева М.М. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 2009. – 262с.Арзамасцева И.Н. Развитие речи у детей дошкольного возраста. - М.: Изд. центр «Академия», 2015. – 576 с.Возрастные особенности психического развития детей. / Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. – М.: АПН СССР, 1982. – 164с.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Академия, 2010. – 94с.Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: издательство «Лабиринт», 2012. – 352с.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Детство-Пресс, 2007. – 480с.Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Том 1: Психологическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1986. – 344с.Запорожец А.В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников. – М.: Просвещение, 1974. – 226с.Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. – М.: ООО Астрель, 2014. – 366с.Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969. – 214с.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – 584с.Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки. – Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2012. – 184 с.Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. – М.: Академический проект, 2010. – 504с.Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 20077. – 272с.Осипова О. С. Развитие речи: этапы, проблемы, направления коррекции. – М., 2015.Павлов И.П. Мозг и психика: Избранные психологические труды. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 320с.Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. – М.: Лабиринт, 2013. –143 с.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2012. – 720с.Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 160с.Соссюр Ф. Заметки по общей лингвистике. – М.: Издательская группа «Прогресс», 2015. – 280с.Тарасова Н. Р. Заикание: перспективные направления в работе с детьми дошкольного возраста. – М., 2014.Ушакова Т.Н. Психолингвистика. – М.: издательский дом «ПЕР СЭ», 2016. – 416с.Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2013. – 240с.Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2014. – 250с.Фролова С. П. Логопедическая работа с детьми, страдающими заиканием. – М., 2013.Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1964. – 672с.Юдина О. Р. Логопедическая работа в детском саду. – М.: изд-во «Логус», 2016.Яковлева Н. С. Развитие речи у детей, страдающих заиканием // Логопед. – 2014. - № 8. – с. 19 – 26.Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности и культуры устной речи. – М.: АРКТИ, 2014. – 144с.

Список литературы

1. Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 2009. – 262с.
2. Арзамасцева И.Н. Развитие речи у детей дошкольного возраста. - М.: Изд. центр «Академия», 2015. – 576 с.
3. Возрастные особенности психического развития детей. / Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. – М.: АПН СССР, 1982. – 164с.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Академия, 2010. – 94с.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: издательство «Лабиринт», 2012. – 352с.
6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Детство-Пресс, 2007. – 480с.
7. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Том 1: Психологическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1986. – 344с.
8. Запорожец А.В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников. – М.: Просвещение, 1974. – 226с.
9. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. – М.: ООО Астрель, 2014. – 366с.
10. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969. – 214с.
11. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – 584с.
12. Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2012. – 184 с.
13. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. – М.: Академический проект, 2010. – 504с.



14. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 20077. – 272с.
15. Осипова О. С. Развитие речи: этапы, проблемы, направления коррекции. – М., 2015.
16. Павлов И.П. Мозг и психика: Избранные психологические труды. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 320с.
17. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. – М.: Лабиринт, 2013. –143 с.
18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2012. – 720с.
19. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 160с.
20. Соссюр Ф. Заметки по общей лингвистике. – М.: Издательская группа «Прогресс», 2015. – 280с.
21. Тарасова Н. Р. Заикание: перспективные направления в работе с детьми дошкольного возраста. – М., 2014.
22. Ушакова Т.Н. Психолингвистика. – М.: издательский дом «ПЕР СЭ», 2016. – 416с.
23. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2013. – 240с.
24. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2014. – 250с.
25. Фролова С. П. Логопедическая работа с детьми, страдающими заиканием. – М., 2013.
26. Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1964. – 672с.
27. Юдина О. Р. Логопедическая работа в детском саду. – М.: изд-во «Логус», 2016.

Вопрос-ответ:

Как проводился констатирующий эксперимент?

В констатирующем эксперименте были выбраны старшие дошкольники с заиканием. Они должны были рассказать историю, используя свои многосложные структуры предложений. Рассказы были записаны и проанализированы.

Каким образом проходил обучающий эксперимент?

В обучающем эксперименте детям проводились занятия по формированию описательного рассказа. Использовались различные игры, упражнения и методики, направленные на развитие рассказа у детей с заиканием. Занятия проводились регулярно в течение определенного периода времени.

Какие результаты были получены в результате исследования?

После проведения обучающего эксперимента у детей с заиканием наблюдалось улучшение в формировании описательного рассказа. Дети стали использовать более сложные предложения и более богатую лексику. Однако, не все дети достигли такого улучшения в равной степени.

Какие методики были использованы при работе с детьми, страдающими заиканием?

При работе с детьми, страдающими заиканием, использовались методики, направленные на развитие рассказа, а также на снижение затруднений в речи. Некоторые из них включали упражнения на дыхание, артикуляцию, ритм и интонацию речи.

Какие выводы можно сделать по результатам исследования?

По результатам исследования можно сделать вывод, что специальная работа с детьми, страдающими заиканием, помогает им улучшить формирование описательного рассказа. Однако, каждый ребенок индивидуален, поэтому эффективность такой работы может быть разной для разных детей.

Как проводился констатирующий эксперимент?

В констатирующем эксперименте было проанализировано описание рассказа у старших дошкольников с заиканием с целью выявления особенностей их рассказа.

Какие результаты были получены после проведения эксперимента?

После проведения эксперимента было выявлено, что старшие дошкольники с заиканием имеют определенные особенности в своем описательном рассказе, такие как повторы звуков, долгие паузы и трудности со связыванием мыслей.

Какие направления логопедической работы предлагаются для детей со заиканием?

Для детей со заиканием предлагается логопедическая работа, направленная на развитие плавности речи, улучшение связи мыслей, формирование навыков рассказа и снятие психологического напряжения.

Как проходил обучающий эксперимент с детьми со заиканием?

В обучающем эксперименте дети со заиканием были обучены специальным техникам и упражнениям, направленным на улучшение их рассказов, таким как дыхательные и артикуляционные упражнения, техники регуляции дыхания и т. д.

Какие результаты были получены после обучающего эксперимента?

После обучающего эксперимента было отмечено значительное улучшение рассказов старших дошкольников с заиканием, проявляющееся в улучшении плавности речи, более связанной структуре рассказа и повышении уверенности в себе.