Вам нужна курсовая работа?
Интересует Право?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Политические партии в России: проблемы и перспективы.

  • 38 страниц
  • 23 источника
  • Добавлена 02.08.2011
900 руб. 1 800 руб.
Купить в 1 клик Скачать превью
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение
1. Политические партии РФ: особенности формирования
1. Политические партии РФ: особенности формирования
1.1. Правовой статус политических партий России
1.2. Проблемы функционирования
2. Будущее политический партий в РФ
2.1. Назначение политических партий в России
2.2. Перспективы развития политических партий
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Грызлова «Россия – выбор будущего: политические задачи партии и вопросы стратегии развития России», в котором декларируются политический стиль, политический характер и политический имидж партии. Чертами политической ментальности партии являются: решительность, четкое выражение воли, прозрачное формулирование целей и задач. В качестве главной цели партия выделяет наращивание своего участия в модернизации государства и экономики. Здесь также выделяется участие в повышении качества жизни российского народа, в решении внешнеполитических задач России.
Примечательно, что «партия власти» четко определяет направления и сферы своего участия в модернизации политической системы. Здесь важна конкретизация деятельности партийных организаций и лидеров партии, которые зачастую выступают и руководителями органов власти. Это модернизация системы государственного планирования, модернизация системы тактического целеполагания, концентрация контроля над стратегическими вопросами бюджетной политики, системная борьба с коррупцией, обеспечение прозрачности законодательного процесса. Примечательно, что политическая ментальность «Единой России» отличается некоторой «политической всеядностью» за счет широкой конъюнктуры проблем, решение которых партия считает своими прерогативами. Внимание партии ко многим проблемным ситуациям глобального и частного порядка заставляет усомниться в возможностях «партии власти», несмотря на ее приближенность к власти.
Участие партий в модернизации политической системы РФ осуществляется на базе внутренних ресурсов таковой. Среди этих ресурсов выделяется такой значимый ресурс, как создание оппозиции. Наличие оппозиции является естественным и закономерным в оправдавшей себя системе «сдержек и противовесов», которая эффективна как в политическом управлении, так и в управлении партогенезом и партийным строительством.
Факторы взаимного сдерживания необходимы для формирования и развития многопартийной системы. В этом плане оппозиционные партии должны отражать определенные настроения населения, в чем, собственно, и состоит предназначение оппозиции. При этом очевидна сложность формирования оппозиции, а именно:
- отсутствие выверенной идейной и мировоззренческой базы;
- отсутствие «предложенной повестки»;
- увлечение «борьбой персоналий».
В ходе выстраивания партийного оппозиционного комплекса отмечаются факторы риска. Они выражаются в провокационных попытках соотнести оппозиционную деятельность с расшатыванием сложившейся политической системы, равно как и системы политико-административного управления. Опасность произрастания оппозиции на базе «цветных революций», на базе гражданского возмущения и неповиновения может быть преодолена в ходе формирования двухпартийной системы, которая содержит конструктивные ресурсы развития партийно-политических отношений.
Определенный оппозиционный потенциал заложен в программах партий, критически относящихся к политическому курсу и к конкретным политико-управленческим стратегиям. Так, партия «Родина» в период своего самостоятельного существования на программном уровне оценивает совокупность негативных процессов в России как «системный кризис, т.е. кризис основных компонентов общества и государства». Кризисные явления партия оценивает в их детерминизме и протяженности во времени. Современное состояние политического транзита в Программе партии характеризуется как «тотальное доминирование частных интересов (групповых, корпоративных, личных и т.д.) над общими (для всего российского общества) интересами практически во всех сферах жизни страны».
Одной из особенностей межпартийной борьбы является общность стратегических целей политических партий РФ. На первый взгляд такая общность сводит на нет межпартийные противоречия.
Однако, как отмечает Президент РФ Д.А. Медведев, «Общественная дискуссия, межпартийная конкуренция у нас могут быть сколь угодно острыми, но базовые ценности у нас у всех общие, независимо от партийной принадлежности и других привычек: процветание России, социальная стабильность, мирная жизнь, целостность государства, свобода и справедливость – наконец, права и достоинства человека».
Примечательно, что политические партии при различиях идеологических позиций в качестве общей цели провозглашают развитие страны, укрепление государства, консолидацию общества. Так, политическая партия «Родина» на этапе своего автономного функционирования видела свою задачу в «консолидации воли народа Российской Федерации перед лицом растущих угроз и принципиально новых, крайне опасных для будущего страны вызовов». В качестве механизма достижения социального прогресса и успеха партия предлагает объединение вокруг стратегической, согласованной цели многонационального народа Российской Федерации, так как «ни одна корпоративная или социальная группа, ни одна политическая партия сама по себе не способна вывести страну из системного кризиса».
В условиях модернизации политической системы выстраивание оппозиции осуществляется по пути поляризации политических партий, в которой на одном полюсе – «партия власти» – «Единая Россия», а на другом – несколько партий при постепенном выделении партии-противовеса – «Справедливая Россия». Оппозиционные партии могут стать главными игроками на поле политических отношений, так как имеют уникальную возможность использовать как успехи, так и провалы политических преобразований. Здесь партии дают оценки идеологическим и мировоззренческим принципам социально-экономической и политической «перестройки», оценивают организационные и административные акции государства, характеризуют усилия органов власти и управления по реализации реформ.
В этих направлениях современные российские партии составляют конкуренцию государству, так как именно государство традиционно в России осуществляет политическую организацию, политическое воспитание, политическое просвещение граждан. Это распространяется, в первую очередь, в сфере политики и идеологии. Также в России государство традиционно стремится к осуществлению контроля над электоральным процессом, используя для этого ресурсы политико-административного, управленческого характера.
В условиях модернизации политической системы актуализируются пропагандистские, презентационные ресурсы, воплощение которых позволяет партиям не только влиять на содержание современной политической системы, но и определять политический курс развития страны. Также значимой является проблема отношений партий и электората. В России население традиционно слабо поддерживает политические структуры, партии, политические организации. В своем большинстве граждане РФ не испытывают интереса и симпатий к действующим политическим партиям, критически относятся к партийным лидерам федерального, регионального и местного масштаба.
Какими нам представляются основные направления развития института политических партий РФ? Прежде всего, мы не являемся сторонниками заложенного в законе “О политических партиях” жесткого ограничения количества политических партий в стране. На наш взгляд, выстраиваемая модель базируется не столько на теоретическом осмыслении закономерностей мирового процесса партийного строительства и функционирования института партий, сколько на умозрительных представлениях об эффективности партийных систем США и Англии, сформировавшихся, прежде всего, в администрации Президента и Центральной избирательной комиссии. Но это еще полбеды. Главное — как и в какой мере реализация указанного закона скажется и на становлении института политических партий, и на облике формирующегося гражданского общества в целом.
Реализованное в законе “О политических партиях” стремление предписать одному из важнейших институтов гражданского общества правила самоопределения представляется нам актом произвола государства по отношению к гражданскому обществу. Естественный процесс формирования партийной структуры в стране, под видом заботы о его упорядочивании, загоняется в прокрустово ложе интересов политической и административной элиты. Вряд ли это приведет к ожидаемому результату: появлению нескольких системных политических партий, способных сформировать и донести до россиян и реализовать глубоко продуманную демократическую концепцию преобразования страны. Некоторые итоги этой политики наблюдаются уже сегодня — мы имеем в виду ныне действующую партию власти.
Однако не надо думать, что существование такого политического суррогата, как “партии власти”, обязано исключительно властному произволу. Не в меньшей мере этот феномен являет собой порождение патерналистского, коммунистического сознания существенной части политических агентов, доставшихся современной России в наследие от недавнего тоталитарного прошлого. В нем, как в зеркале, отражается первоначальный этап формирования гражданского общества, все еще не осознавшего, что оно должно не меньше, чем государство, заботиться о своем состоянии, доверии населения к своим институтам.
Но есть еще одно потенциально опасное для судеб гражданского общества следствие реализации рассматриваемого закона. Речь идет о том, что большинство действующих сейчас политических партий, потеряв свой статус, “не сложат оружия” и будут функционировать не как должно гражданским неполитическим организациям, а останутся политическими агентами, размывая тем самым развитие процесса гражданского неполитического участия. К тому же нельзя исключать, что, обладая политическим и экономическим потенциалом, эти группы станут активно поглощать менее опытные и менее богатые некоммерческие организации. Все это не может не привести к новому всплеску политической гипертрофированности формирующегося российского гражданского общества и к деградации одного из его основных институтов — некоммерческих неполитических общественных объединений.
Потенциальная возможность реализации нарисованного здесь сценария представляется достаточно высокой. Поэтому, прежде всего, необходимы принципиальные поправки в принятый закон “О политических партиях”, призванные трансформировать его в подлинно демократический правовой акт, способствующий, а не препятствующий формированию полноценного, независимого от государства института политических партий.


Заключение


Опыт становления многопартийности в России показал, что формирование сильных и влиятельных политических партий возможно только при условии существования эффективной системы правовой и политической институционализации. Этот процесс определяется не только как факт правового оформления, но и как процесс становления роли партий в государственном механизме, регламентации порядка их образования и деятельности в качестве особого политического и правового института. В связи с этим необходимо выделить два уровня институционализации: правовую и политическую. Соотношение политической и правовой институционализации во многом подчинено общим закономерностям взаимообусловленности и взаимовлияния общественных и правовых отношений. Вместе с тем, российская история подтверждает, что далеко не всякое общественное отношение может быть урегулировано правовыми нормами, многие стороны отношений, возникающих в процессе становления политических партий, могут и не иметь нормативного измерения.
Таким образом, современная политическая составляющая российского гражданского общества и исторический опыт развития отечественной многопартийности предполагает неизбежный процесс институционализации политических партий, который включает в себя:
1. Легитимацию партии, то есть признание партии государством, закрепление за ней соответствующего места в системе властных отношений, определение объема ее полномочий, основ внутрипартийной организации, конституционных прав и обязанностей;
2. Формализацию внутрипартийной организации, то есть изменение ее внутренней структуры, трансформацию горизонтальных связей, появление отношений вертикальной зависимости, образование внутрипартийного кадрового ядра;
3. Определение функций, целей и задач, то есть выработка главных направлений в деятельности этого типа политической организации, вытекающих из ее внутренней сущности;
4. Политическое позиционирование, то есть определение партией своих позиций в политическом спектре, выбор и формирование общей стратегической линии и тактики политического поведения.
Проблема правового регулирования носит комплексный характер и не сводится к разработке и принятию законодательных актов, закрепляющих статус политических партий. Российская история наглядно демонстрирует необходимость анализа действенности и эффективности применения правовых норм на практике, своевременного выявления проблем, требующих правового решения, а также оценки адекватности правовых норм реалиям и тенденциям политической жизни. Очевидно, что переход к многопартийной системе не завершается принятием соответствующих нормативных актов, а предлагает в качестве предпосылок длительный и не лишенный противоречий процесс организационного и политического становления партий, освоения ими существующего политического пространства: поиск своего места в идейно-политическом спектре общества и установление между партиями прочной системы межпартийных контактов.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты

Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (с изменениями от 6 мая, 4 июня 2010 г.)
Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изменениями от 22 апреля, 27 июля 2010 г.)
Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (с изменениями от 22 апреля, 27 июля 2010 г.)


Периодическая литература

Барабанов Максим Валерьевич. Политические партии современной России: становление, особенности, перспективы: становление, особенности, перспективы : дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02 Москва, 2006 – 148 с.
Гаджиев К. С. Политология: учебник для вузов / К. С. Гаджиев. – М : Логос, 2007. - 488 с.
Зачем и для чего нужны политические партии в современной России? / Сафонов В.Е. // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2010. – № 4. – С. 35-42.
Место политических партий в Российской политической системе / Прок М.А. // Федерализм. – 2009. – № 2. – С. 219-222.
О политических технологиях и социальной базе политических партий в России / Пеньков В.Ф. // Мир и политика. – 2010. – № 45. – С. 12-23.
Особенности формирования политических партий в современной России / Романов Б. // Мировая экономика и международные отношения. – 2008. – № 6. – С. 57-64.
Подсумкова А.А., Юдина А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (под ред. Н.И. Воробьева). - Система ГАРАНТ, 2010 г. – СПС «Гарант»
Политические партии - субъект производства государственной власти / Анциферова И.В. // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. – 2005. – № 5. – С. 236-239.
Политические партии в демократической системе / Наматбекова Н.М. // Современные гуманитарные исследования. – 2006. – № 2. – С. 361-364.
Политические партии в механизме реализации национальных интересов России в условиях глобализации / Глущенко В.В. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2006. – № 6. – С. 11-16.
Политические партии в России: от конкуренции - к иерархии / Гельман В.Я. // Полис (Политические исследования). – 2008. – № 5. – С. 135-152.
Политические партии в России: формирование правового статуса / Курочкин А.В. // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. – 2009. – № 6. – С. 105-108.
Политические партии России: особенности правового статуса / Карцхия А.А. // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2008. – № 5. – С. 93-100.
Политические партии современной России: между светскостью и религиозностью / Слобожникова В.С. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. – 2005. – Т. 5. – № 1-2. – С. 81-88.
Понятия и признаки политических партий в Российской Федерации / Барамидзе С.М. // Вестник Удмуртского университета. – 2009. – № 2-2. – С. 179-184.
Правовой статус политических партий России (XX в. - начало XXI в.): историко-правовые традиции (Н.В. Минина, "Российская юстиция", N 3, март 2007 г.)
Силаев В.С. Роль партии в политической системе Российской Федерации // Вестник Челябинского государственного университета. Право. – 2007. – № 9. – С. 20.
Сравнительно-правовой анализ российского и зарубежного действующего законодательства о политических партиях / Курочкин А.В. // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2007. – Т. 149. – № 6. – С. 16-30.
Теория государства и права; отв. ред. В. Д. Перевалов. – М.: Норма, 2004 – 484 с.
Юдина А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях". - Система ГАРАНТ, 2009 г. – СПС «Гарант»








Политические партии в России: формирование правового статуса / Курочкин А.В. // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. – 2009. – № 6. – С. 105.
Политические партии в России: формирование правового статуса / Курочкин А.В. // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. – 2009. – № 6. – С. 106.
Политические партии России: особенности правового статуса / Карцхия А.А. // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2008. – № 5. – С. 93.
Политические партии России: особенности правового статуса / Карцхия А.А. // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2008. – № 5. – С. 95.
О политических технологиях и социальной базе политических партий в России / Пеньков В.Ф. // Мир и политика. – 2010. – № 45. – С. 12.
Силаев В.С. Роль партии в политической системе Российской Федерации // Вестник Челябинского государственного университета. Право. – 2007. – № 9. – С. 20.
О политических технологиях и социальной базе политических партий в России / Пеньков В.Ф. // Мир и политика. – 2010. – № 45. – С. 18.
Сравнительно-правовой анализ российского и зарубежного действующего законодательства о политических партиях / Курочкин А.В. // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2007. – Т. 149. – № 6. – С. 16.
Политические партии в России: формирование правового статуса / Курочкин А.В. // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. – 2009. – № 6. – С. 105.
Барабанов Максим Валерьевич. Политические партии современной России: становление, особенности, перспективы: становление, особенности, перспективы : дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02 Москва, 2006 – С. 93.












36

Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты

1.Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях"
(с изменениями от 6 мая, 4 июня 2010 г.)
2.Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
(с изменениями от 22 апреля, 27 июля 2010 г.)
3.Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (с изменениями от 22 апреля, 27 июля 2010 г.)


Периодическая литература

4.Барабанов Максим Валерьевич. Политические партии современной России: становление, особенности, перспективы: становление, особенности, перспективы : дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02 Москва, 2006 – 148 с.
5.Гаджиев К. С. Политология: учебник для вузов / К. С. Гаджиев. – М : Логос, 2007. - 488 с.
6.Зачем и для чего нужны политические партии в современной России? / Сафонов В.Е. // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2010. – № 4. – С. 35-42.
7.Место политических партий в Российской политической системе / Прок М.А. // Федерализм. – 2009. – № 2. – С. 219-222.
8.О политических технологиях и социальной базе политических партий в России / Пеньков В.Ф. // Мир и политика. – 2010. – № 45. – С. 12-23.
9.Особенности формирования политических партий в современной России / Романов Б. // Мировая экономика и международные отношения. – 2008. – № 6. – С. 57-64.
10.Подсумкова А.А., Юдина А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (под ред. Н.И. Воробьева). - Система ГАРАНТ, 2010 г. – СПС «Гарант»
11.Политические партии - субъект производства государственной власти / Анциферова И.В. // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. – 2005. – № 5. – С. 236-239.
12.Политические партии в демократической системе / Наматбекова Н.М. // Современные гуманитарные исследования. – 2006. – № 2. – С. 361-364.
13.Политические партии в механизме реализации национальных интересов России в условиях глобализации / Глущенко В.В. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2006. – № 6. – С. 11-16.
14.Политические партии в России: от конкуренции - к иерархии / Гельман В.Я. // Полис (Политические исследования). – 2008. – № 5. – С. 135-152.
15.Политические партии в России: формирование правового статуса / Курочкин А.В. // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. – 2009. – № 6. – С. 105-108.
16.Политические партии России: особенности правового статуса / Карцхия А.А. // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2008. – № 5. – С. 93-100.
17.Политические партии современной России: между светскостью и религиозностью / Слобожникова В.С. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. – 2005. – Т. 5. – № 1-2. – С. 81-88.
18.Понятия и признаки политических партий в Российской Федерации / Барамидзе С.М. // Вестник Удмуртского университета. – 2009. – № 2-2. – С. 179-184.
19.Правовой статус политических партий России (XX в. - начало XXI в.): историко-правовые традиции (Н.В. Минина, "Российская юстиция", N 3, март 2007 г.)
20.Силаев В.С. Роль партии в политической системе Российской Федерации // Вестник Челябинского государственного университета. Право. – 2007. – № 9. – С. 20.
21.Сравнительно-правовой анализ российского и зарубежного действующего законодательства о политических партиях / Курочкин А.В. // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2007. – Т. 149. – № 6. – С. 16-30.
22.Теория государства и права; отв. ред. В. Д. Перевалов. – М.: Норма, 2004 – 484 с.
23.Юдина А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях". - Система ГАРАНТ, 2009 г. – СПС «Гарант»

У нас вы можете заказать