Вам нужна курсовая работа?
Интересует Финансы?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Роль государственных и муниципальных финансов в социально-экономическом разчитии.

  • 31 страница
  • 20 источников
  • Добавлена 30.04.2011
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ




ВВЕДЕНИЕ
1. Содержание и состав государственных и муниципальных финансов.
2.Основные функции и принципы организации централизованных финансов.
3.Содержание и основные направления финансовой политики
4.Совершенствование финансовой политики на современном этапе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список источников

Фрагмент для ознакомления

Так же требует совершенствования налоговое администрирование, качество проведения налоговых проверок и повышение налоговой дисциплины.
Успешная реализация положений Долговой стратегии Российской Федерации на среднесрочную перспективу в сочетании с благоприятной для России внешнеэкономической конъюнктурой и устойчивым экономическим ростом позволили существенно снизить объем государственного долга по отношению к ВВП. Тем не менее, цель оптимизации управления государственным долгом и финансовыми активами является крайне актуальной. Ее достижение предполагает решение ряда задач: обеспечение приемлемого и экономически обоснованного объема и структуры государственного долга России, сокращение стоимости обслуживания и совершенствование механизмов управления государственным долгом, повышение эффективности управления зарубежными финансовыми активами РФ.
Несмотря на ряд достигнутых положительных результатов, на практике Правительство страны признает низкую эффективность проводимой финансово- инвестиционной политики и поэтому ее влияние на условия и факторы экономического роста в среднесрочной перспективе ограничено.
В целом факторами, сдерживающими развитие финансово-инвестиционного процесса, были и остаются: слабое финансовое положение предприятий реального сектора экономики (значительная доля убыточных предприятий); низкая для прибыли и нехватка собственных средств у субъектов экономики на инвестиционные цели уменьшение доли инвестиций, финансируемых из бюджетных ресурсов; высокий уровень инвестиционных рисков; непривлекательность реального российского сектора экономики для иностранного капитала и др. В настоящее время российская экономика нуждается в притоке инвестиций, в том числе иностранных. Иностранный капитал, привлеченный в национальную экономику и используемый эффективно, с одной стороны, оказывает положительное влияние на экономический рост, помогает интегрироваться в мировую экономику.

Глава 3. Роль муниципальных финансов в формировании финансовых ресурсов муниципальных образований

В бюджетной системе страны, являющейся главной финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социального развития соответствующих территорий, местные бюджеты – самые многочисленные. Являясь низовым звеном этой системы, они представляют собой ее фундамент, от укрепления которого зависит прочность и надежность всей системы.
Укрупненная структура доходов местных бюджетов в России за 2007 - 2009 год представлена в Таблице 3.1.
Таблица 3.1- Структура доходов местных бюджетов России по видам доходов 2007-2009 годах
Показатель 2007 2008 2009 Объем, млрд. руб Доля в общем объеме доходов, % Объем, млрд. руб Доля в общем объеме доходов, % Объем, млрд. руб. Доля в общем объеме доходов, % Собственные доходы, в т.ч. 1 387,2 71,18 1 559,7 76,99 1579,2 74,96 Действительно собственные доходы 819,2 42,04 854,6 42,19 886,1 42,06 Межбюджетные трансферты в форме дотаций и субсидий 568,0 29,15 705,1 34,81 693,1 32,9 Межбюджетные трансферты в форме субвенций 561,6 28,82 466,1 23,01 527,6 25,04 Общий объем доходов 1 948,8 100,00 2025,8 100,00 2106,8 100 Расходы 1 933,8   2208,8   2120,5 Дефицит/профицит (-/+) 15,0 0,77 183,0 7,80 13,7 0,01
Доля субвенций из Фондов компенсаций, передаваемых местным бюджетам для целей финансового обеспечения делегированных полномочий органов государственной власти, на протяжении рассматриваемого периода превышает 20%. В 2007-2009 годах она существенно не изменялась, составляя 28,82% и 23,01% и 25,04% от общего объема доходов местных бюджетов, Если в 2008 году года наблюдается снижение до 23,01%, вызванное сокращением количества передаваемых субъектами Российской Федерации на муниципальный уровень отдельных государственных полномочии, то в 2009 году снова происходит увеличение удельного веса до 25,4%.
Объем межбюджетных трансфертов, получаемых местными бюджетами в форме дотаций и субсидий, на протяжении 2007-2009 годов также не претерпел значительных изменений, составив почти 30% общего объема доходов. При этом положительной является тенденция роста субсидий по сравнению с дотациями, что свидетельствует о повышении целевой направленности использования средств, поступающих в местные бюджеты.
Около трети всех действительно собственных доходов местных бюджетов формируют налоговые доходы. При этом свыше 60% приносят отчисления от федерального налога на доходы физических лиц, в то время как местные налоги и сборы – лишь около 10%. Немногим более 10% от общего объема приходится на неналоговые доходы, что вполне соответствует мировой практике в странах с аналогичным российскому устройству системы местного самоуправления. Наибольшую значимость имеют доходы от использования находящегося в муниципальной собственности имущества, а также доходы от оказания платных услуг.
Таким образом, наибольший объем доходов, аккумулируемых в местных бюджетах, формируется в процессе межбюджетного перераспределения – 57,97%, 57,82% и 57,94% от общего объема доходов в 2007, 2008 и 2009 годах, соответственно. Действительно собственные доходы местных бюджетов составляют чуть более 40% общего объема, свидетельствуя о низкой реальной финансовой самостоятельности муниципальных образований. При этом формальная финансовая самостоятельность, рассчитанная как отношение собственных доходов (в трактовке БК РФ) к общему объему доходов, находится на достаточно приемлемом уровне – свыше 70%.
Достигнутое сокращение дефицита местных бюджетов – формально, поскольку обусловлено в большой степени не развитием собственного экономического потенциала муниципальных образований, а в результате повышения объемов межбюджетных трансфертов, поступающих в местные бюджеты.
Последняя тенденция наиболее актуальна для бюджетов городских и сельских поселений, что очевидно из данных Таблицы 3. 2.
Таблица 3.2. Доля доходов в структуре бюджетов муниципальных образований разных типов в 2007-2010 годах, %
Показатель 2008 год, % 2009 год, % 2010 год %(план) G M P G M P G M P Действительно собственные доходы, в т.ч. 55,8 27,4 55,8 54,2 28,8 34,6 55,6 29,0 41,0 Налоговые доходы 38,6 20,3 38,6 38,0 22,0 23,9 38,1 21,9 24,0 Неналоговые доходы 17,2 7,0 17,2 16,2 6,8 10,7 17,5 7,1 17,0 Межбюджетные трансферты в форме дотаций и субсидий 20,8 35,1 20,8 26,0 41,1 58,2 20,9 35,0 30,6 ИТОГО собственные доходы 76,6 62,5 76,6 80,2 69,9 92,9 76,5 64,0 71,6 Межбюджетные трансферты в форме субвенций 23,4 37,5 23,4 19,8 30,1 7,1 23,5 36,0 28,4 Общий объем доходов 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100 100 100 Дефицит/профицит (-/+) -1,0 4,1 -1,0% 2,5 12,2 18,6 3.0 -2.0 15,1
где G - доля в общем объеме доходов бюджетов городских округов
M - доля в общем объеме доходов бюджетов муниципальных районов
P - доля в общем объеме доходов бюджетов муниципальных районов
Местные бюджеты указанного типа являются наиболее зависимыми от поступающих межбюджетных трансфертов – дотации и субсидии формируют более половины объема их доходов. Наблюдается очень существенный разрыв (порядка 52% от общего объема доходов) между их реальной и формальной финансовой самостоятельностью. Кроме того, бюджеты муниципальных районов в 2010 году приняты с дефицитом, хотя в по факту в 2007 и 2008 году получен профицит.
Наименьшая доля межбюджетных трансфертов всех форм - около 45%, представлена в бюджетах городских округов. Это свидетельствует также и о самом высоком среди местных бюджетов всех типов уровне реальной финансовой самостоятельности (доле действительно собственных доходов).
Бюджеты муниципальных районов при этом занимают некое промежуточное положение. По уровню действительно собственных доходов их можно сопоставить с бюджетами поселений, по уровню дотаций и субсидий они ближе к бюджетам городских округов, однако по объемам полученных субвенций являются безусловными лидерами.
Таким образом, в настоящее время в России присутствуют достаточно самостоятельные и устойчивые в финансово-экономическом отношении городские округа, с одной стороны, и слабые, высокодотационные и зачастую дефицитные, с неравномерно поступающими доходами поселения — с другой. Также очевидно, что постепенно формируется модель «зависимого» муниципального района – зависимого при исполнении собственных полномочий от дотаций и субсидий, зависимого от субвенций при исполнении делегированных ему полномочий.
Одними из основных направлений повышения эффективности управления общественными финансами, определенными Концепцией повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 годах, являлись задачи по созданию стимулов для увеличения поступлений доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и созданию стимулов для улучшения качества управления государственными и муниципальными финансами. Сформированная система межбюджетных отношений явилась важнейшим инструментом для решения указанных задач.
В настоящее время действует Концепция до 2013 г., которая отличается тем, что ее реализация происходит в условиях кризиса, когда финансовое состояние в большинстве субъектов РФ и муниципальных образований ухудшилось. Приоритетами в регионах РФ и муниципалитетах стали выплата заработной платы, создание новых рабочих мест, выполнение социальных обязательств перед гражданами России.

В современных условиях важной задачей для муниципальных образований является преодоление проблем, возникших в условиях финансово-экономического кризиса, и создание условий для последующего инновационного развития. Одно из основных направлений финансово-экономической политики в условиях кризиса – обеспечение достаточного наполнения соответствующих бюджетов.
Для увеличения доходного потенциала муниципальных бюджетов можно рассматривать две позиции. В первую очередь это меры, направленные на организацию максимально возможной отдачи от тех доходных источников, которые законодательно закреплены за муниципальным районом (округом), во вторую - более обоснованное определение для каждого типа муниципального образования налоговых доходов, по которым органы местного самоуправления имеют возможность экономически воздействовать на величину налоговой базы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из важнейших задач, стоящих перед государством является эффективное решение социально-экономических задач. В процессе построения такого общества государство сталкивается с необходимостью формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Политика государства в области финансов играет важнейшую роль для экономики государства.
Роль государственных и муниципальных финансов в социально-экономическом развитии выражается в качественном управление финансами, т.е. выработку целее и задач, на которые необходимо направить ассигнования, поиск ресурсов и путей достижения поставленных целей, в сочетании с влиянием внешних факторов, от которых так же зависит получение намеченных результатов, а данное управление представляет из себя процесс, состоящих из таких этапов как разработка системы целей и задач, создание информационной базы, прогнозирование, планирование, организацию управления, оценку полученных результатов, стимулирование и контроль.
Значительную роль в указанных направлениях играет проведение финансовой политики: бюджетной, налоговой, валютной, кредитной, инвестиционной. При этом все они между собой взаимосвязаны: одна влияет на другую. И поэтому должны разрабатываться и осуществляться в тесной и непрерывной взаимосвязи.
Анализ современной финансовой политики позволяет сделать вывод, что пройден очень большой этап, реализована большая часть задуманного, но впереди- качественно новый, связанный со среднесрочным, а потом и долгосрочным бюджетным планированием, с принципиально новыми условиями, в которых сегодня функционирует российская экономика, к которым относятся:
-продолжение налоговой и бюджетной реформы;
- оптимизация управления государственным долгом и финансовыми активами;
- повышение эффективности проводимой финансово- инвестиционной политики;
- создание предпосылок для устойчивого функционирования и развития банковского сектора и финансовых рынков.
Реализация предлагаемых Концепцией повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации задач обеспечит завершение процесса системного реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации, создание эффективной, устойчивой и прозрачной системы финансовых взаимоотношений между органами власти в Российской Федерации, способной к самостоятельному развитию на основе сочетания принципов самостоятельности бюджетов всех уровней и единства их общих интересов. Совершенствование межбюджетных отношений позволит обеспечить рациональное и справедливое перераспределение финансовых ресурсов по территории страны и будет способствовать укреплению российской государственности.
Таким образом, качественная экономика, качественное регулирование и создание различных финансовых институтов (банков, страховых и инвестиционных компаний, пенсионных фондов), правильное регулирование финансового рынка, качественное балансирование федерального, региональных и местных бюджетов- все это создает ту основу финансовой системы, которая генерирует решения по инвестированию в инфраструктуру и ведущие коммерческие финансовые проекты, что в конечном счете создает условия повышения уровня материального благосостояние граждан и социальной защищенность всех слоев населения.
Список источников

Конституция Российской Федерации. [Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года]-М.: Омега-Л, 2008.-64с.
Бюджетный кодекс Российской Федерации №145 ФЗ.[ принят Государственной Думой 17 июля 1998 г. в редакции ФЗ № 63 от 26 апреля 2007] .-М.: Омега-Л, 2008.-276 с.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья : офиц. текст : [принят Гос. Думой 21 окт. 1994 г. ]. – М. : Эксмо, 2007. - 510 с.
Налоговый кодекс Российской Федерации : ( в 2 ч.). – М. : Ось-89, 2007. – 526 с. – (Кодекс).
Федеральный Закон "О федеральном бюджете на 2009г. и на плановый период 2010г. и 2011г." от 24 ноября 2008 года № 204-ФЗ.
Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Бюджетное Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ// Финансы.-2009.- №6.
Васильев В.В. Финансовые дотации: выравнивание или стимулирование// Финансы.-2009.-№4
Игнаков В.Г., Бутов В.И. Местное самоуправление российская практика и зарубежный опыт: Учеб.пособие, изд.2 перераб.-М.:ИКЦ «Март Т», Ростов на Д.,2008.
Карчевская С.А. Развитие финансовой самостоятельности местного самоуправления на современном этапе/ Финансы,2009.-№8.
Коршунова М.В. Уклонение и оптимизация в системе налогового контроля// Финансы.- 2007.-№5
Кудрин А.Л. Бюджет- основа обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости страны// Финансы.-2008.-№12
Кустова М.В., О.А. Ногина, Н.А. Шевелева //Налоговое право России: общая часть. -М.: Юристъ.- 2007г.
Нестеренко Т.Г. Этапы бюджетной реформы // Финансы.-2008г-№1, с.3
Общая теория финансов: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям -.[Дробозина Л.А. и др.] ;под ред. Дробозиной Л..- М: «ЮНИТИ», 2008.
Соколов А.А., Серик А.А. Антикризисные налоговые новации: меры, проблемы и перспективы//Финансы.-2009.-№8.-с.32
Финансы, денежное обращение и кредит: учебник [ Сенчагов В.К. и др. ].-изд.2-е перераб.и допол. - М.: ТК Велби, Проспект, 2007.-719с.
Финансы России: статистический сборник. М.: Госкомстат России, 2007.
Госкомстат России [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.– [М.,2010.]. – Режим доступа : http:// www.grs.ru
Федеральное Казначейство[Электронный ресурс]. – Электрон. дан.– [М.,2010.]. – Режим доступа : http:// www.roskazna.ru













27

Список источников

1.Конституция Российской Федерации. [Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года]-М.: Омега-Л, 2008.-64с.
2.Бюджетный кодекс Российской Федерации №145 ФЗ.[ принят Государственной Думой 17 июля 1998 г. в редакции ФЗ № 63 от 26 апреля 2007] .-М.: Омега-Л, 2008.-276 с.
3.Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья : офиц. текст : [принят Гос. Думой 21 окт. 1994 г. ]. – М. : Эксмо, 2007. - 510 с.
4.Налоговый кодекс Российской Федерации : ( в 2 ч.). – М. : Ось-89, 2007. – 526 с. – (Кодекс).
5.Федеральный Закон "О федеральном бюджете на 2009г. и на плановый период 2010г. и 2011г." от 24 ноября 2008 года № 204-ФЗ.
6.Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
7.Бюджетное Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ// Финансы.-2009.- №6.
8.Васильев В.В. Финансовые дотации: выравнивание или стимулирование// Финансы.-2009.-№4
9.Игнаков В.Г., Бутов В.И. Местное самоуправление российская практика и зарубежный опыт: Учеб.пособие, изд.2 перераб.-М.:ИКЦ «Март Т», Ростов на Д.,2008.
10.Карчевская С.А. Развитие финансовой самостоятельности местного самоуправления на современном этапе/ Финансы,2009.-№8.
11.Коршунова М.В. Уклонение и оптимизация в системе налогового контроля// Финансы.- 2007.-№5
12.Кудрин А.Л. Бюджет- основа обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости страны// Финансы.-2008.-№12
13.Кустова М.В., О.А. Ногина, Н.А. Шевелева //Налоговое право России: общая часть. -М.: Юристъ.- 2007г.
14.Нестеренко Т.Г. Этапы бюджетной реформы // Финансы.-2008г-№1, с.3
15. Общая теория финансов: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям -.[Дробозина Л.А. и др.] ;под ред. Дробозиной Л..- М: «ЮНИТИ», 2008.
16.Соколов А.А., Серик А.А. Антикризисные налоговые новации: меры, проблемы и перспективы//Финансы.-2009.-№8.-с.32
17.Финансы, денежное обращение и кредит: учебник [ Сенчагов В.К. и др. ].-изд.2-е перераб.и допол. - М.: ТК Велби, Проспект, 2007.-719с.
18.Финансы России: статистический сборник. М.: Госкомстат России, 2007.
19.Госкомстат России [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.– [М.,2010.]. – Режим доступа : http:// www.grs.ru
20.Федеральное Казначейство[Электронный ресурс]. – Электрон. дан.– [М.,2010.]. – Режим доступа : http:// www.roskazna.ru

Курсы

по дисциплине "Государственные и муниципальные финансы"

на тему: "Роль государственного и муниципального финансового контроля в эффективном и результативном управлении финансами"

Содержание

Введение

Глава 1. Финансовый контроль как элемент финансового контроля

1.1 Понятие финансового менеджмента, его роль

1.2 Понятие и виды государственного и муниципального финансового контроля

Глава 2. Система государственного и муниципального финансового контроля в российской Федерации,

2.1 Органы государственного и муниципального финансового контроля российской Федерации

2.2 Совершенствование структуры и механизмов государственного и муниципального финансового контроля

Вывод

Список литературы

Введение

Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово кредитных рычагов. Одним из наиболее важных рычагов управления финансовой системы является финансовый контроль.

Тема финансового контроля была всегда актуальна. Сегодня проблемы совершенствования и усиления государственного финансового контроля являются не менее актуальными, чем год или пять лет назад. Однако, не может утверждать, что никаких изменений к лучшему не происходит. Финансовый контроль охватывает все сферы жизни общества и должны быть направлены на повышение экономического стимулирования, рациональное и эффективное использование финансовых, трудовых, материальных ресурсов и природных богатств, уменьшение непроизводительных издержек и расходов, пресечении фактов бесхозяйственности и расточительства Каратонов М. Е. "Насущные" проблемы развития и повышения эффективности государственного финансового контроля // Финансовое право. - 2007, № 11. С. 11-16..

Целью диссертации является выявление роли государственных органов финансового контроля в повышении эффективности государственного финансового контроля.

Для достижения этой цели, поставить такие проблемы, как:

Рассмотрение теоретических основ финансового контроля, как элемента управления финансами, а также понятия государственного и муниципального финансового контроля и его видов.

Рассмотрение основных функций и задач органов государственного финансового контроля;

Выявление роли государственного и муниципального финансового контроля в эффективном управлении финансами.

Узнать стоимость работы