Развитие знаково-символической деятельности у старших дошкольников с речевыми нарушениями

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Логопедия
  • 33 страницы
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 26.03.2017
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Актуальность исследования проблемы развития знаково-символической деятельности у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, в настоящее время, из сферы научного знания наиболее остро предстали в педагогической практике: в работе воспитателей и логопедов детских дошкольных образовательных учреждений.
Переход на новые образовательные стандарты ФГОС ДО в дошкольных образовательных учреждениях становится проблематичным по причинам, возрастающего количества детей дошкольного возраста с нарушениями в речевой сфере. По данным психологических исследований число дошкольников с данным дефектом составляет 1/3 от общего числа детей, посещающих детские сады [6].
Фрагмент для ознакомления

Коммуникативная деятельность ребенка с нарушениями в речи по уровню развития не удовлетворяет исходным допустимым параметрам речевого развития для детей старшего дошкольного возраста.
Коррекция речевых нарушений на занятиях с логопедом способна значительно сократить разрыв во взаимосвязях когнитивной сферы дошкольников и обеспечить развитие в знаково-символической деятельности [4].
Список литературы

Дмитриева Е.Е. Коммуникативное развитие детей с легкими формами психического недоразвития на ранних этапах онтогенеза. Н. Новгород: НГПУ, 2004. 259 с.
Ершова Н.В. Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития: старший дошкольный возраст / Ершова Н.В., и др. Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. 174 с.
Князева Т.Н. Психологическая готовность к обучению в основной школе детей с задержкой психического развития: теория и практика. Н. Новгород: НГПУ; ВВАГС,2004. 196 с.
Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Комплексная программа / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. СПб.: Речь, 2006. – 190 с.
Малофеев Н.Н. Базовые модели интегративного обучения / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. – 2008. – № 1. – С. 71 – 79.
Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2003. – 400 с.
Ульенкова У.В., Дмитриева Е.Е. Интеграция детей с умеренными нарушениями развития в общеобразовательную среду: проблемы и перспективы решения // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2008. № 4. С. 5–12.
Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2005, 176 с.


1. Дмитриева Е.Е. Коммуникативное развитие детей с легкими формами психического недоразвития на ранних этапах онтогенеза. Н. Новгород: НГПУ, 2004. 259 с.
2. Ершова Н.В. Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития: старший дошкольный возраст / Ершова Н.В., и др. Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. 174 с.
3. Князева Т.Н. Психологическая готовность к обучению в основной школе детей с задержкой психического развития: теория и практика. Н. Новгород: НГПУ; ВВАГС,2004. 196 с.
4. Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Комплексная программа / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. СПб.: Речь, 2006. – 190 с.
5. Малофеев Н.Н. Базовые модели интегративного обучения / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. – 2008. – № 1. – С. 71 – 79.
6. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2003. – 400 с.
7. Ульенкова У.В., Дмитриева Е.Е. Интеграция детей с умеренными нарушениями развития в общеобразовательную среду: проблемы и перспективы решения // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2008. № 4. С. 5–12.
8. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2005, 176 с.

Вопрос-ответ:

Какая актуальность исследования развития знаково символической деятельности у старших дошкольников с речевыми нарушениями?

Актуальность исследования данной проблемы находится в том, что она непосредственно связана с педагогической практикой и работой воспитателей и логопедов в детских дошкольных учреждениях. Дети старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями нуждаются в особой поддержке и развитии знаково символической деятельности для успешной адаптации в образовательной среде.

Почему именно старшие дошкольники с речевыми нарушениями стали целью исследования?

Старший дошкольный возраст является критическим периодом в развитии речи и знаково символической деятельности у детей. Дети с речевыми нарушениями требуют особого внимания и поддержки в этот период, чтобы преодолеть свои трудности и успешно адаптироваться в образовательной среде. Поэтому их развитие является важной задачей для воспитателей и логопедов.

Как развитие знаково символической деятельности у старших дошкольников с речевыми нарушениями связано с переходом на новые образовательные стандарты?

Переход на новые образовательные стандарты ФГОС ДО в дошкольных учреждениях предполагает более индивидуальный и дифференцированный подход к обучению детей с речевыми нарушениями. Развитие знаково символической деятельности становится одной из основных задач для этих детей, так как она способствует формированию и развитию познавательных и коммуникативных навыков, необходимых для успешного обучения и социализации.

Какие методы и подходы используют в работе с развитием знаково символической деятельности у старших дошкольников с речевыми нарушениями?

В работе с развитием знаково символической деятельности у старших дошкольников с речевыми нарушениями используются различные методы и подходы, такие как игровая терапия, использование специальных педагогических материалов, организация коммуникативного окружения, индивидуальные занятия с логопедом и т.д. Все они направлены на создание благоприятной и стимулирующей среды для развития знаково символической деятельности у этих детей.

Какая актуальность исследования развития знаково символической деятельности у старших дошкольников с речевыми нарушениями в настоящее время?

Актуальность исследования заключается в том, что в педагогической практике все больше возникает необходимость работать с детьми старшего дошкольного возраста, которые имеют речевые нарушения. Участие в таких исследованиях позволит определить эффективные методы развития знаково символической деятельности у этих детей и создать специализированные программы обучения и воспитания.

Какие преимущества может дать развитие знаково символической деятельности у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями?

Развитие знаково символической деятельности у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями позволяет им повысить уровень коммуникативных навыков и способствует развитию фантазии, воображения и абстрактного мышления. Это помогает им лучше адаптироваться в обществе и успешно учиться в школе.

Как переход на новые образовательные стандарты ФГОС ДО влияет на развитие знаково символической деятельности у дошкольников?

Переход на новые образовательные стандарты ФГОС ДО ставит перед воспитателями и логопедами задачу развития знаково символической деятельности у дошкольников. Новые стандарты определяют важность развития речевых и коммуникативных навыков у детей, поэтому развитие знаково символической деятельности становится неотъемлемой частью дошкольной программы.

Какие результаты можно ожидать от исследования развития знаково символической деятельности у старших дошкольников с речевыми нарушениями?

Ожидается, что исследование позволит выявить эффективные методы и подходы к развитию знаково символической деятельности у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Результаты исследования могут быть использованы в педагогической практике для создания индивидуальных программ обучения и воспитания для этих детей.

Зачем важно развитие знаково-символической деятельности у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями?

Развитие знаково-символической деятельности имеет большое значение для детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, так как она способствует развитию у них коммуникативных и познавательных навыков, способностей к речевому общению, абстрактного мышления, воображения и творческой активности. Это помогает им справляться с речевыми трудностями и успешно адаптироваться в образовательной среде.

Какие проблемы возникают у воспитателей и логопедов при работе с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями?

Воспитателям и логопедам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, часто встречаются проблемы связанные с ослабленной знаково-символической деятельностью, затруднениями в обучении грамоте и чтению, а также недостаточным развитием коммуникативных навыков и способностей к речевому общению. Это требует специального внимания и поиска эффективных методик и подходов для помощи в развитии этих навыков.

Какие факторы влияют на развитие знаково-символической деятельности у старших дошкольников с речевыми нарушениями?

На развитие знаково-символической деятельности у старших дошкольников с речевыми нарушениями влияют различные факторы. Важную роль играют образовательные стандарты и программы, которые способствуют структурированию и организации занятий. Также важным фактором является специальное обучение и поддержка педагогов, работающих с такими детьми, которые помогают создавать благоприятное образовательное окружение и применять эффективные методики для развития знаково-символической деятельности.

Какая актуальность исследования проблемы развития знаково символической деятельности у старших дошкольников с речевыми нарушениями в настоящее время?

В настоящее время, с развитием новых образовательных стандартов и переходом на ФГОС ДО, проблема развития знаково символической деятельности у старших дошкольников с речевыми нарушениями стала особенно актуальной. Данный вопрос стоит на повестке дня в педагогической практике воспитателей и логопедов детских дошкольных образовательных учреждений.