Инновационные аспекты образовательной системы в ВУЗax РФ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социология общая
  • 4040 страниц
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 23.03.2011
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение
1. Инновационные подходы к формированию профессиональной компетентности и профессиональной позиции
1.1. Категория «профессиональная компетентность»
1.2. Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы
1.3.Категория «профессиональная позиция студента» как инновационный аспект в образовании
1.4. Профессиональная позиция будущих специалистов
2.Выявление взаимозависимости инновационных аспектов оценки профессиональной компетентности преподавателей студентами от сформированности их профессиональной позиции
2.1. Диагностика оценки профессиональной компетентности преподавателей студентами
2.1.1. Методическое оснащение исследования
2.1.2. Результаты исследования
2.2.Диагностика профессиональной позиции студентов
2.2.1. Методическое оснащение исследования
2.2.2. Результаты исследования
3. Рекомендации преподавателям на основе полученных данных
Заключение
Литература и источники
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6

Фрагмент для ознакомления

3-е изд. [Текст] / Е.А. Климов – М.: Академия, 2007.
Кузьмина, Н.В., Реан, А.А. Профессионализм педагогической деятельности. [Текст] / Н.В. Кузьмина, А.А. Реан – Рыбинск, 1993.
Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего. [Текст] / Д.А. Леонтьев, Е.В. Шелобанова // Вопросы психологии. – 2001. - №1. – С. 106-113.
Москаленко, О.В. Акмеологические основы профессионального самосознания личности. [Текст] / О.В. Москаленко – Астрахань, 2000.
Панов, В.И. Психодидактика образовательных систем. Теория и практика. [Текст] / В.И. Панов – СПб.: Питер, 2007.
Равен, Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. [Текст] / Дж. Равен – М., 2002.
Савелова, С.Б. Управление становлением профессиональной позиции как условие качества переподготовки в РИПО менеджеров в сфере образования. [Электронный ресурс] / С.Б. Савелова // http://www.conflictmanagement.ru/ - 13.04.2008.
Селевко, Г.К. Технологии развивающего образования. [Текст] / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005.
Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. [Текст] / В.В. Сериков. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.
Смирнов, С.Д. Психологические факторы успешной учебы студентов ВУЗа [Текст] / С.Д. Смирнов // Вестник Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. – 2004. - №1. – С. 25-30.
Софьина, В.Н. Акмеологический подход к развитию профессиональной компетентности специалиста [Текст] / В.Н. Софьина // Прикладная психология. – 2005. – № 6. – С. 5-13.
Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста [Текст] / Ю.Г. Татур // Высшее образование сегодня. – 2004. - № 3. – С. 67-75.
Фролов, Ю.В., Махотин, Д.А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов [Текст] / Ю.В. Фролов, Д.А. Махотин // Высшее образование сегодня. – 2004. - № 8. - С. 15-26.
Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. [Текст] / В.А. Ясвин. – М.: Смысл, 2001.


Приложение 1
Индивидуальный стиль преподавания.

Анализ педагогической литературы, посвященной стилям преподавания, позволил сделать следующие выводы. Установлено, что стиль педагогической деятельности зависит от множества факторов: психического склада человека, его ценностных ориентаций, уровня образования и общей культуры, влияния ближайшего социального окружения и авторитета людей, оказавших наибольшее воздействие на процесс социализации педагога. Отдельными исследователями в основу типологии стиля преподавания заложены три типа характеристик: содержательные, динамические и результативные.
С учетом этих характеристик выделены следующие типы стилей преподавания: эмоционально-импровизационный (ЭИС); эмоционально-методический (ЭМС); рассуждающе-импровизационный (РИС); рассуждающе-методический (РМС). Остановимся кратко на их параметрах.
Эмоциональность. Достоинства: умение увлечь предметом, умение интересно преподнести новый материала, артистизм, проницательность, умение варьировать различные формы и методы работы, высокий интерес к изучаемому материалу у учащихся, их высокая познавательная активность. Недостатки: завышенная самооценка, демонстративность, повышенная чувствительность к ситуации в классе и настроению на уроке, зависимость от них, недостаточная требовательность, недостаточное внимание к слабым ученикам.
Рассудительность. Достоинства: высокая требовательность к ученикам, внимательное отношение к уровню знаний всех учащихся, формирование твердых и прочные навыков учения, аргументированная оценка знаний учащихся. Недостатки: неумение поддерживать у учащихся постоянный интерес к предмету, предпочтение репродуктивной деятельности, скучность и утомительность уроков, отсутствие психологического контакта с учениками.
Методичность. Достоинства: умение ясно и четко преподнести свой предмет, высокая методическая подготовка, требовательность к себе и к учащимся, внимательное отношение к уровню знаний, объективная самооценка, сдержанность, у учащихся твердые знания и навыки работы. Недостатки: приверженность своей традиционно отработанной методике, использование стандартных форм и методов обучения, зависимость настроения от подготовленности класса.
Импровизационность. Достоинства: контактность, умение руководить коллективной работой класса, создавать благоприятный психологический климат. Недостатки: отсутствие методичности в закреплении учебного материала, в систематическом контроле знаний учащихся, непрочность знаний учащихся, недостаточная сформированность у них навыков учения и самообразования.



Приложение 2
Таблица «Стили преподавания».
Сулейманов Л.Р. Медведев А.М. Севастьянов О.В. Стрельченко Д.С. Калашников А. Бояркин М.Ю. Деларю В.В. Зиновьева Д.М. Юнда А.В. Прокофьева Т.В. Моложавенко А.В. Андрущенко Т.Ю. Романенко Е.В. Крутова В.В. Полеткина И.И. 1. умение увлечь предметом, умение интересно преподнести новый материал 1.1 2.1 3.1 4.1 5.1 6.1 7.1 8.1 9.1 10.1 11.1 12.1 13.1 14.1 15.1 2. артистизм, демонстративность 1.2 2.2 3.2 4.2 5.2 6.2 7.2 8.2 9.2 10.2 11.2 12.2 13.2 14.2 15.2 3. недостаточная требовательность, практическое отсутствие контроля за знаниями 1.3 2.3 3.3 4.3 5.3 6.3 7.3 8.3 9.3 10.3 11.3 12.3 13.3 14.3 15.3 4. высокая требовательность 1.4 2.4 3.4 4.4 5.4 6.4 7.4 8.4 9.4 10.4 11.4 12.4 13.4 14.4 15.4 5. формирование твердых и прочные навыков учения 1.5 2.5 3.5 4.5 5.5 6.5 7.5 8.5 9.5 10.5 11.5 12.5 13.5 14.5 15.5 6. неумение под-держивать постоянный интерес к пред-мету, скучность и утомительность занятий 1.6 2.6 3.6 4.6 5.6 6.6 7.6 8.6 9.6 10.6 11.6 12.6 13.6 14.6 15.6 7. умение ясно и четко преподнести свой предмет 1.7 2.7 3.7 4.7 5.7 6.7 7.7 8.7 9.7 10.7 11.7 12.7 13.7 14.7 15.7 8. сдержанность,
требовательность к себе и к учащимся 1.8 2.8 3.8 4.8 5.8 6.8 7.8 8.8 9.8 10.8 11.8 12.8 13.8 14.8 15.8 9. приверженность своей традиционно отработанной методике 1.9 2.9 3.9 4.9 5.9 6.9 7.9 8.9 9.9 10.9 11.9 12.9 13.9 14.9 15.9 10. контактность, умение руководить коллективной работой 1.10 2.10 3.10 4.10 5.10 6.10 7.10 8.10 9.10 10.10 11.10 12.10 13.10 14.10 15.10 11. умение созда-вать благоприят-ный психоло-гический климат 1.11 2.11 3.11 4.11 5.11 6.11 7.11 8.11 9.11 10.11 11.11 12.11 13.11 14.11 15.11 12. отсутствие методичности в закреплении учебного материала 1.12 2.12 3.12 4.12 5.12 6.12 7.12 8.12 9.12 10.12 11.12 12.12 13.12 14.12 15.12

Приложение 3
Таблица «Оценка профессиональной компетентности преподавателя, личного отношения к нему, интереса к его предмету и результата изучения предмета».

ФИО преподавателя Профессиональная компетентность преподавателя Мое личное отношение к преподавателю Мой интерес к предмету, который ведет преподаватель Результат изучения предмета 1- минимальная до 10- максимальная 1 – крайне отрицательное до 10- очень хорошее 1 – полностью отсутствует до 10- очень высокий 1- никакого до 10 – глубокое изучение предмета, высокий интерес к данной сфере Сулейманов Л.Р. Медведев А.М. Севастьянов О.В. Стрельченко Д.С. Калашников А. Бояркин М.Ю. Деларю В.В. Зиновьева Д.М. Юнда А.В. Прокофьева Т.В. Моложавенко А.В. Андрущенко Т.Ю. Романенко Е.В. Крутова В.В. Полеткина И.И.

Приложение 4
Опросник «Профессиональная компетентность преподавателя».

Профессиональная компетентность преподавателя – это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Напишите 5 слов, ассоциирующихся с компетентным преподавателем __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опишите компетентного преподавателя, как Вы его представляете в идеале __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По каким признакам Вы определите, что перед Вами компетентный преподаватель (назовите не менее трех)?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Назовите не менее 5 качеств, обязательных для компетентного преподавателя
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Компетентность преподавателя зависит от (проранжируйте: 1- самое важное, 2- чуть менее важное и т.д.):
его характера
его образования
его профессиональной мотивации
его профессионального саморазвития
от условий работы
от характера взаимодействия с учащимися
от предмета, который он преподает
Ваш вариант___________________________________________________________













Вам легче изучать предмет, если преподаватель (проранжируйте: 1- самое важное, 2- чуть менее важное и т.д.)
Что необходимо для того, чтобы преподаватель был компетентным (проранжируйте: 1- самое важное, 2- чуть менее важное и т.д.) умеет увлечь предметом, интересно преподнести новый материал артистичен, демонстративен высоко требователен формирует твердые и прочные навыки учения умеет ясно и четко преподнести свой предмет сдержан, требователен к себе и к учащимся приверженец своей традиционно отработанной методики контактен, умеет руководить коллективной работой умеет создавать благо-приятный психологический климат

























Приложение 5
Опросник «Профессиональная позиция».

Ответьте, пожалуйста, как можно более подробно на следующие вопросы:
Собираетесь ли Вы после окончания ВУЗа работать по специальности? Если да, то в какой сфере? Если нет, то почему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему вы выбрали именно эту профессию?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что для Вас работа? Зачем вы работаете?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


За что вы несёте ответственность как профессионал?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 6
«Мотивация профессиональной деятельности».
Инструкция. Прочитайте вышеперечисленные мотивы профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для Вас по пятибалльной шкале на тот момент, когда Вы выбирали профессию.

Лист ответов
1 2 3 4 5 Мотив в очень незначительной мере в незначительной мере в не большой но и не малой мере в большой мере в очень большой мере 1. Денежный заработок 2. Стремление к продвижению по службе 3. Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег 4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей 5. Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других 6. Удовлетворение от самого процесса и результата работы 7. Возможность наиболее полной самореализации
Кузьмина, Н.В., Реан, А.А. Профессионализм педагогической деятельности. – Рыбинск, 1993.
Деркач, А.А. Акмеологические основы развития профессионала. – М.: Мос.Психолого-социальный институт, 2004.
Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
Маркова, А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.
Шадриков, В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. - М., 1982.
Москаленко, О.В. Акмеологические основы профессионального самосознания личности. – Астрахань. – 2000. Проблемы профессиональной социализации личности. – М., 1999.
Гусева, Н.Д. Акмеология профессиональной деятельности преподавателя высшей школы. – М., 2003.
Равен, Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. – М., 2002.
Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста// Высшее образование сегодня. № 3. 2004.
Фролов, Ю.В., Махотин Д.А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов //Высшее образование сегодня. № 8. 2004. С.38.
Енгалычев, В.Ф. Профессиональная компетентность специалиста в практической юридической психологии. – М.: Высшая школа психологии, 2004. С. 142.
Софьина, В. Н. Акмеологический подход к развитию профессиональной компетентности специалиста / В. Н. Софьина // Прикладная психология. – 2005. –№ 6. – С. 65–71.
Болотов, В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе.// Педагогика. 2003, № 10.
Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов.-М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. С.54.
Там же. С. 54.
Там же. С. 53.
Маркова, А.К. Психология профессионализма. - М., 1996. С. 78.
Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. № 5. 2003.
Селевко, Г.К. Технологии развивающего образования. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.
Митина, Л.М., Митин, Г.В., Анисимова, О.А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога : Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/Под общ. ред. Митиной, Л.М..- М.: Академия, 2005. С. 250.
Введенский, В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагогога /В.Н.Введенский //Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 51-55.
Маркова, А.К. Психология труда учителя. - М.: Просвещение, 1993. С. 114.
Кузьмина, Н.В. ., Реан, А.А. Профессионализм педагогической деятельности. – Рыбинск, 1993. С. 54.
Доклад «О деятельности института по повышению профессиональной компетентности педагогических и руководящих кадров как условии достижения качества дополнительного педагогического образования».Текст взят с сайта //www.bank.orenipk.ru/ 3.06.2007.
Современный словарь иностранных слов: Ок. 20000 слов — Спб.: “Дуэт”, 1994 — с. 474.
Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М.Прохоров, редкол.: А.А.Гусев и др. — Изд. 4-е. — М.: Сов. энциклопедия, 1987. — с. 1024.
Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М.Прохоров, редкол.: А.А.Гусев и др. — Изд. 4-е. — М.: Сов. энциклопедия, 1987. — с. 1024
Савелова, С.Б. Управление становлением профессиональной позиции как условие качества переподготовки в РИПО менеджеров в сфере образования. Текст взят с сайта http://www.conflictmanagement.ru/ 13.04.2008.
Битянова, М. «Половина Успеха». Текст взят сайта http://psy.1september.ru/ 13.04.2008.
Университетские чтения 2006. Симпозиум 2.Сек.№ 2-4. Актуальные проблемы развития психолого-пед...
О.В. Гринько Развитие будущего субъекта психолого–педагогической деятельности.
Университетские чтения 2006. Симпозиум 2.Сек.№ 2-4. Актуальные проблемы развития психолого-пед...
Сыромятников И.В. Профессиональная субъектность как цель современного дистанционного образования. Текст взят с сайта http://www.milpsy.effcon.ru/lit/sirom2.htm 12.03.2008.
Савелова, С.Б. Управление становлением профессиональной позиции как условие качества переподготовки в РИПО менеджеров в сфере образования. Текст взят с сайта http://www.conflictmanagement.ru/ 13.04.2008.
Зарецкий, В.К., Р.Г. Каменский. Концептуальная схема самоопределения.// Кентавр. Методологический и игротехнический альманах. 1995, № 2. С. 10-12.
Ананьев, Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. // Современные психологические проблемы высшей школы. – СПб.: Питер, 1994.
Зеер, Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности/ Рос. гос. проф.-пед. ун-т; Нижнетагил. гос. проф. колледж им. Н.А. Демидова. Екатеринбург, 2002.
Зимняя, И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону:Феникс,1997.
Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие. 3-е изд. – М.: Академия, 2007.
Университетские чтения 2006. Симпозиум 2.Сек.№ 2-4. Актуальные проблемы развития психолого-пед...
О.В. Гринько Развитие будущего субъекта психолого–педагогической деятельности.
Панов, В.И. Психодидактика образовательных систем. Теория и практика. – СПб.: Питер, 2007.
Ясвин, В. А.. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001.
Асмоло,в А.Г. Образование в пространстве СНГ. - Научно-методический журнал "Мир психологии", 1999, №1.
Вяткин, Ю.Г. Психосемантические методы описания профессий. Текст взят с сайта http://www.voppsy.ru/ 23.04.2008.
Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие. 3-е изд. – М.: Академия, 2007.
Леонтьев, А.Н. Философия психологии. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.
Леонтьев, Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего. Вопросы психологии №1, 2001 г.
К.Роджерс. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.
Сапогова, Е.Е. Психология развития человека. Учебное пособие. Гриф Минобр. - М.: Аспект, 2005.
Ханина, И.Б. К вопросу о профессиональной составляющей в структуре образа мира.// Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 1990, №3.
Ильясов, И.И. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М.: МГУ, 1980.
Ляудис, В. Я. Методика преподавания психологии. 5-е изд. – Спб.: Питер, 2007.
Kenneth, A. Feldman and Theodore M. Newcomb. The Impact of College on Students. (2 Volumes) San Francisco: Jossey-Bass, 1969.
Ханина, И.Б. К вопросу о профессиональной составляющей в структуре образа мира.// Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 1990, №3.
Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие. 3-е изд. – М.: Академия, 2007.
Оборина, Д.В. Об особенности ментальности будущих педагогов и психологов //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. – 1994 - №2
Серый, А.В. Осмысленное отношение к профессиональной деятельности как условие развития профессионально-значимые качества психологов-практиков. «Вестник Кемеровского Государственного Университета» №2 (22). Кемерово: "Компания ЮНИТИ", 2005.
Аксенова, И.В. Динамика развития профессионально-перцептивной культуры студентов-психологов : автореф. дис. канд. психол. наук / Аксенова И.В. ; Белгород. гос. ун-т. Каф. практ. психологии. - Ставрополь, 2000.
Леонтьев, Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего. Вопросы психологии №1, 2001 г.
Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие. 3-е изд. – М.: Академия, 2007.
Асмолов, А.Г. Деятельность и установка. - М., 1979.
Бадмаев, Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
Донцов, А. И. Выбор профессии и жизненная перспектива. //Вопросы психологии, 1990, №2.
Ильясов, И.И. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М.: МГУ, 1980.
Исаев, Е.И. , Пазухина, С.В. : Формирование ценностно-смыслового отношения к психологии у будущих педагогов. //Вопросы психологии, 2004, №5.
Слободчиков, В.И., Исаев Е. И. , Косарецкий С. Г.: Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога. // Вопросы психологии, 2000, №3, С. 57.
Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Проблемы развития психики. /Под ред. А. М. Матюшкина.-М.: Педагогика, 1983.
Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1986.
Леонтьев, А.Н., Эльконин, Д.Б. Потребности и мотивы деятельности // Психология: Учебник. - М., 1956.
Рубинштейн, С. Л.Основы общей психологии — СПб.: Питер Ком, 1999.
Узнадзе, Д.Н. Психология установки. -СПб.: Издательство "Питер", Издание: 1-е, 2001.
Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Проблемы развития психики. /Под ред. А. М. Матюшкина.-М.: Педагогика, 1983.
Рубинштейн, С. Л.Основы общей психологии — СПб.: Питер Ком, 1999. С. 218.
Асмолов, А.Г. Деятельность и установка. - М., 1979. С. 79.
Леонтьев, А.Н., Эльконин, Д.Б. Потребности и мотивы деятельности // Психология: Учебник. - М., 1956.
Университетские чтения 2006. Симпозиум 2.Сек.№ 2-4. Актуальные проблемы развития психолого-пед...
О.В. Гринько Развитие будущего субъекта психолого–педагогической деятельности.
Постников, П.Г. Дидактика истории (на пути к профессиональному мастерству). Пособие. Текст взят с сайта //www.oim.ru/ 4.06.2007.
Такая поправка была сделана для студентов младших курсов, которые знают еще не всех преподавателей кафедры.
Сборник психологических тестов. Часть III: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. С.16.
"Управление становлением профессиональной позиции как условие качества переподготовки в РИПО менеджеров в сфере образования" Савелова С.Б. Текст взят с сайта http://www.conflictmanagement.ru/ 13.04.2008.
Сборник психологических тестов. Часть III: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. С.17.
Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. С. 37.
Сиразеева, А.Ф. Человекоцентрированная технология обучения Карла Роджерса.// Российская Академи Естествознания. Фундаментальные исследования. №6, 2007.
Рогинский, В.М. Азбука педагогического труда (Пособие для начинающего преподавателя технического вуза).- М.: Высш. шк., 1990. С. 63.
Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М: Изд-во КомКнига, 2007. С.135.
Университетские чтения 2006. Симпозиум 2.Сек.№ 2-4. Актуальные проблемы развития психолого-пед...
О.В. Гринько Развитие будущего субъекта психолого–педагогической деятельности.
Там же.












40

Литература и источники

1.Ананьев, Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. Современные психологические проблемы высшей школы. [Текст] / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 1994.
2.Асмолов, А.Г. Образование в пространстве СНГ. [Текст] / А.Г. Асмолов // Научно-методический журнал "Мир психологии". – 1999. - №1. – С. 53-58.
3.Болотов, В.А., Сериков, В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. [Текст] / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. – С. 25-28.
4.Гусева, Н.Д. Акмеология профессиональной деятельности преподавателя высшей школы. [Текст] / Н.Д. Гусева. – М., 2003.
5.Деркач, А.А. Акмеологические основы развития профессионала. [Текст] / – А.А. Деркач. - М.: Мос. психолого-социальный институт, 2004.
6.Донцов, А. И. Выбор профессии и жизненная перспектива. [Текст] / А.И. Донцов // Вопросы психологии. – 1990. - №2. – С. 63-67.
7.Зеер, Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности [Текст] / Э.Ф. Зеер - Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2002.
8. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. [Текст] / Э.Ф. Зеер - Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
9. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования [Текст] / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. - № 5. – С. 42-48.
10.Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». [Текст] / И.А. Зимняя // – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
11.Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие. 3-е изд. [Текст] / Е.А. Климов – М.: Академия, 2007.
12. Кузьмина, Н.В., Реан, А.А. Профессионализм педагогической деятельности. [Текст] / Н.В. Кузьмина, А.А. Реан – Рыбинск, 1993.
13. Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего. [Текст] / Д.А. Леонтьев, Е.В. Шелобанова // Вопросы психологии. – 2001. - №1. – С. 106-113.
14.Москаленко, О.В. Акмеологические основы профессионального самосознания личности. [Текст] / О.В. Москаленко – Астрахань, 2000.
15.Панов, В.И. Психодидактика образовательных систем. Теория и практика. [Текст] / В.И. Панов – СПб.: Питер, 2007.
16.Равен, Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. [Текст] / Дж. Равен – М., 2002.
17.Савелова, С.Б. Управление становлением профессиональной позиции как условие качества переподготовки в РИПО менеджеров в сфере образования. [Электронный ресурс] / С.Б. Савелова // http://www.conflictmanagement.ru/ - 13.04.2008.
18.Селевко, Г.К. Технологии развивающего образования. [Текст] / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005.
19. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. [Текст] / В.В. Сериков. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.
20.Смирнов, С.Д. Психологические факторы успешной учебы студентов ВУЗа [Текст] / С.Д. Смирнов // Вестник Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. – 2004. - №1. – С. 25-30.
21.Софьина, В.Н. Акмеологический подход к развитию профессиональной компетентности специалиста [Текст] / В.Н. Софьина // Прикладная психология. – 2005. – № 6. – С. 5-13.
22.Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста [Текст] / Ю.Г. Татур // Высшее образование сегодня. – 2004. - № 3. – С. 67-75.
23.Фролов, Ю.В., Махотин, Д.А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов [Текст] / Ю.В. Фролов, Д.А. Махотин // Высшее образование сегодня. – 2004. - № 8. - С. 15-26.
24.Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. [Текст] / В.А. Ясвин. – М.: Смысл, 2001.

Вопрос-ответ:

Какие инновационные подходы существуют к формированию профессиональной компетентности и профессиональной позиции?

Существуют различные инновационные подходы к формированию профессиональной компетентности и профессиональной позиции. Один из них - активные методы обучения, такие как проектная деятельность, кейс-метод, практики, мастер-классы, которые позволяют студентам участвовать в реальных профессиональных ситуациях и развивать не только знания, но и навыки и компетенции. Также важным инновационным подходом является использование информационных и коммуникационных технологий в образовании, таких как онлайн-курсы, вебинары, электронные учебники и др. Это позволяет студентам иметь доступ к актуальной информации и развивать свои компетенции в современном информационно-технологическом обществе.

Что представляет собой категория профессиональная компетентность?

Категория профессиональная компетентность представляет собой совокупность знаний, навыков, умений и личностных качеств, необходимых для успешного выполнения профессиональных задач. Это включает в себя не только знания в определенной сфере деятельности, но и способность применять эти знания на практике, анализировать и решать профессиональные проблемы, работать в коллективе и т.д. Профессиональная компетентность является ключевым показателем качества образования и успешности будущей профессиональной деятельности.

Какова роль профессиональной компетентности преподавателя высшей школы?

Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы играет важную роль в формировании компетентности студентов. Компетентный преподаватель способен не только передавать знания и информацию, но и развивать у студентов навыки и умения, стимулировать их интерес к предмету и профессии, помогать им решать профессиональные проблемы и развивать свои личностные качества. Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы также включает умение использовать инновационные методы обучения, быть в курсе современной научно-технической информации и применять ее на практике.

Какие инновационные подходы используются для формирования профессиональной компетентности студентов?

Инновационные подходы включают использование современных технологий обучения, активных и интерактивных методов обучения, проектной деятельности, сотрудничества с реальными работодателями и практиками. Это помогает студентам развивать навыки, необходимые для успешной профессиональной деятельности.

Какова роль профессиональной компетентности преподавателя в образовательной системе?

Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы играет важную роль в образовательной системе. Он должен обладать широкими знаниями в своей области, использовать современные методы обучения, быть готовым к постоянному обновлению своих знаний и навыков. Только так преподаватель сможет эффективно передать свои знания студентам и помочь им развить свою профессиональную компетентность.

Что такое профессиональная позиция студента в образовании?

Профессиональная позиция студента - это его отношение и активное участие в процессе обучения. Он должен проявлять интерес к своей профессии, стремиться к самосовершенствованию, активно участвовать в практической деятельности, проектах и исследованиях. Профессиональная позиция студента помогает ему развить не только свою профессиональную компетентность, но и личностные качества, необходимые для успешной карьеры.

Какие преимущества имеет развитая профессиональная позиция будущего специалиста?

У развитой профессиональной позиции будущего специалиста есть много преимуществ. Он будет более готов к рынку труда, иметь больше возможностей для карьерного роста, обладать навыками самоорганизации и самостоятельной работы, уметь работать в команде и решать проблемы. Такой специалист будет гораздо более ценным для работодателя и сможет успешно применять свои знания и навыки на практике.

Какие инновационные подходы используются для формирования профессиональной компетентности и профессиональной позиции в ВУЗах РФ?

В образовательной системе ВУЗов РФ используются различные инновационные подходы для формирования профессиональной компетентности и профессиональной позиции студентов. Некоторые из них включают активное использование современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, проведение проектной деятельности, стимулирование самостоятельной работы и исследовательской активности, развитие навыков презентации и коммуникации, организацию практических занятий на предприятиях и т.д.

Что означает категория "профессиональная компетентность" в контексте образовательной системы ВУЗов РФ?

Категория "профессиональная компетентность" в образовательной системе ВУЗов РФ означает совокупность знаний, навыков, умений и компетенций, необходимых студентам для успешного освоения профессиональной деятельности. Она включает в себя как теоретическую базу, так и практические навыки, которые помогают студентам применять свои знания в реальных ситуациях и решать профессиональные задачи.

Какая роль имеет профессиональная компетентность преподавателя высшей школы?

Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы играет ключевую роль в образовательном процессе и формировании профессиональной компетентности студентов. Преподаватель, обладающий высокой компетентностью в своей области знаний, способен передавать свои знания и опыт студентам, развивать их профессиональные навыки, оказывать методическую и психолого-педагогическую поддержку. Он также должен быть способен адаптироваться к изменениям в образовательной среде и внедрять инновационные подходы для повышения качества образования.

Какие инновационные подходы используются в формировании профессиональной компетентности и профессиональной позиции в ВУЗах РФ?

В ВУЗах РФ используются различные инновационные подходы, например, активное использование информационных технологий и онлайн-обучение, применение интерактивных методов обучения, использование профессиональных практик и стажировок, включение студентов в научно-исследовательскую и практическую деятельность, проведение профессиональных семинаров и конференций, разработка индивидуальных образовательных программ и проектов.