Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Предпосылки позитивной и негативной мотивации у детей дошкольного и школьного возраста

  • 41 страница
  • 37 источников
  • Добавлена 10.05.2011
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы мотивации и мотивов в психолого – педагогической литературе
1.1. Понятие мотивации и мотива в психологии
1.2. Психологические теории мотивации
Глава 2. Формирование позитивной и негативной учебной мотивации у детей дошкольного и младшего школьного возраста
2.1. Особенности мотивов учебной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста
2.2. Предпосылки формирования позитивной и негативной учебной мотивации у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Глава 3. Эмпирическое изучение мотивов учебной деятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста
3.1. Методика проведения исследования
3.2. Анализ результатов исследования
Заключение
Библиография
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Фрагмент для ознакомления

Конкретные приемы, используемые нами на занятиях в процессе обучения младших школьников и старших дошкольников, представлены в приложении.
Данные изменения в методике ведения уроков были включены в обучение экспериментальной группы и продолжались в течение 2 месяцев.
После проделанной работы нами было проведено повторное исследование характеристик учебной мотивации во всех группах и сделан анализ полученных результатов в сравнении с первыми.
Итак, результаты повторной диагностики выраженности мотивов учебной деятельности младших школьников по методике М.Р. Гинзбург представлены в таблице 5
Таблица 5
Выраженность мотивов учебной деятельности младших школьников при повторном замере

Вид мотива Контрольная группа Экспериментальная группа Кол-во % Кол-во % Внешний 1 5 0 0 Учебный 5 25 8 40 Игровой 5 25 3 15 Позиционный 2 10 2 10 Социальный 3 15 3 15 Хорошая отметка 4 20 4 40 Диаграмма 1

Диаграмма 2

Как видно из таблицы, у учащихся экспериментальной группы преобладает учебный мотив (40 %), что по сравнению с первичным замером больше, тогда как у учащихся контрольной группы выраженность учебного и игрового мотива одинаковы – по 25 %.
В экспериментальной группе выраженность игрового мотива снизилась по сравнению с первичным замером – 15 %.
У учащихся экспериментальной группы оказался невыраженным внешний мотив, тогда как в контрольной группе этот мотив набрал 5 %.
Это значит, что после проведенной работы по формированию учебной мотивации и идентификации себя как школьника, учащиеся положительно воспринимают необходимость ходить в школу, а не как наказание и давление со стороны взрослых.
Соотношение позиционного мотива почти не изменилось по сравнению с первичным замером: по 10 % в каждой группе.
Социальный мотив также не поменял значения – по 15 % в каждой группе.
А вот мотивация получения хорошей оценки выросла: и в контрольной, и в экспериментальной группе он составляет по 40 %.
Это связано с тем, что учитель активно использует систему оценок для поощрения учащихся, создавая, таким образом, ситуацию успеха для ребенка.
Далее мы повторно оценили уровень учебной мотивации младшего школьника с помощью методики Н.Г. Лускановой.
Результаты первичного замера представлены в таблице 5
Таблица 5
Уровень учебной мотивации младших школьников при повторном замере

Уровень учебной мотивации Контрольная группа Экспериментальная группа Кол-во % Кол-во % Высокий 3 15 7 35 Средний 10 50 12 60 Положительный 6 30 1 5 Низкий 1 5 0 0 Негативный 0 0 0 0
Диаграмма 3

Диаграмма 4


Высокий уровень учебной мотивации присущ 15 % учащимся контрольной группы, что практически идентично результатам первичной диагностики.
Результаты экспериментальной группы изменились: высокий уровень учебной мотивации присущ 35 % детей, что выше, чем при первичном замере.
Эти ребята идентифицируют себя как школьника, с охотой ходят в школу, проявляют активность на уроке, демонстрируют интерес к выполнению задания, хорошо учатся, хорошо адаптировались к школе.
Средний уровень учебной мотивации присущ 50 % младших школьников контрольной группы и 60 % экспериментальной.
Эти ребята также хорошо учатся, школьная самоидентификация практически завершена, процесс адаптации подходит успешно к концу.
Положительное отношение к школе демонстрируют 30 % учащихся контрольной группы и 5 % экспериментальной.
Результаты в экспериментальной группе по данному уровню учебной мотивации ниже при повторном замере. Это говорит о том, что ребята в большей степени стали осознавать объективные причины посещения школы, а не только внешнюю ее сторону.
Низкий уровень мотивации продемонстрировал 1 ребенок из контрольной группы. Его можно отнести г группе риска, т.к. у него отмечаются сложности в учебе и адаптации. Ребенок с неохотой посещает школу, испытывает негативные эмоции и т.д.
Далее мы провели сравнительный анализ результатов первичного и повторного замеров в группах старших дошкольников.
Результаты, связанные с особенностями школьной мотивации предоставлены в таблице 6
Таблица 6
Выраженность мотивов учебной деятельности старших дошкольников
при повторном замере

Вид мотива Контрольная группа Экспериментальная группа Кол-во % Кол-во % Внешний 1 5 0 0 Учебный 3 15 7 35 Игровой 7 35 5 25 Позиционный 3 15 4 20 Социальный 3 15 2 10 Хорошая отметка 2 10 2 10
Диаграмма 5
Выраженность мотивов учебной деятельности у старших дошкольников контрольной группы

Диаграмма 6
Выраженность мотивов учебной деятельности у старших дошкольников экспериментальной группы

Итак, по результатам формирующего эксперимента видно, что результаты в экспериментальной группе практически идентичны при первичном и повторном замерах.
В экспериментальной группе собственно учебный мотив стал более выраженным (при первичной диагностике был присущ только 10 % детей, при повторной – у 35 %); появился интерес к хорошим отметкам (увеличился на 5 %), также уменьшилось количество ребят с выраженным игровым мотивом (на 20 %).
Таким образом, в результате целенаправленной работы у дошкольников учебный мотив стал более осознаваемым и сформированным.
Далее мы сравнили результаты первичной и повторной диагностики, касающейся уровня сформированности учебной мотивации у старших дошкольников. Результаты представлены в таблице 7
Таблица 7

Уровень учебной мотивации старших дошкольников при первичном замере

Уровень учебной мотивации Контрольная группа Экспериментальная группа Кол-во % Кол-во % Высокий 2 10 11 55 Средний 6 30 9 45 Низкий 12 60 0 0
Диаграмма 7
Уровень учебной мотивации у старших дошкольников контрольной группы


Диаграмма 8

Уровень учебной мотивации у старших дошкольников экспериментальной группы


Как видно из диаграмм, при повторном замере в контрольной группе результаты, касающиеся уровня сформированности учебной мотивации у старших дошкольников, остались идентичны.
Что касается экспериментальной группы, то здесь выражены явные изменения.
Высокий уровень сформированности учебной мотивации присущ 55 % детей, что на 50 % больше, чем при первичном замере; средний уровень также возрос (на 15 %).
При повторной диагностике низкий уровень у дошкольников не выявлен.
Таким образом, результаты формирующего эксперимента доказывают, что использование специальных методов, направленных на формирование учебной мотивации младших школьников дают положительную динамику.
В нашем случае мы использовали именно игровой метод, т.к. результаты первичной диагностики продемонстрировали слабость школьной самоидентификации и преобладания игрового мотива посещения школы.
Опираясь на данные индивидуальные особенности учащихся нам было легче вызвать у них первоначальный необходимый интерес к учебе, который затем мы удерживали и усиливали в ходе специальных приемов на уроках.
Для подтверждения или опровержения гипотезы о том, что использование игрового метода способствует повышению школьной мотивации у младших школьников мы провели математическую обработку данных, полученных в контрольной и экспериментальной группах по первичным и повторным данным.
Расчеты представлены в приложении.
Как показывают расчеты, существует значимое отличие между первичным и повторным замерами в экспериментальной группе. Значимых различий в контрольной группе не обнаружено.
Таким образом, можно сделать вывод, что приемы повышения школьной мотивации, основанные на игровом методе, которые проводились в экспериментальной группе, действительно способствуют повышению школьной мотивации у младших школьников. Гипотеза подтвердилась.
Таким образом, одной из основных предпосылок формирования позитивной учебной мотивации у старших дошкольников и младших школьников выступает поддержание и повышение интереса и положительных эмоций к процессу обучения, которую выстраивают на интересной для ребенка деятельности – игровой.
В результате ребенок, знакомясь с новым материалом, изучая его, испытывает постоянный интерес, положительные эмоции и удовлетворяет свою потребность в игре.
Постепенно акцент с игровой деятельности необходимо переносить на собственно учебную, сформированность которой на высокой уровне обеспечивает успешность учебно – воспитательного процесса.


Заключение

Целью данной исследовательской работы являлось изучение предпосылок формирования позитивной и негативной учебной мотивации у дошкольников и младших школьников.
Проблема развития учебной мотивации у дошкольников младших школьников является предметом исследования на протяжении многих лет. Несмотря на большую работу, которая ведётся в образовательных учреждениях по формированию мотивации у детей данного возраста, учителя с тревогой обращают внимание на «мотивационный вакуум», особенно на рубеже детского сада и начального звена.
Удовлетворение потребностей дошкольников и младших школьников влияет на их стремление учиться, что в свою очередь сказывается на успешности в учебной деятельности.
Учебная мотивация – необходимое условие дальнейшего успешного обучения. Одной из задач, которые должны решаться в начальной школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшего её развития у детей данного возраста.
Развитие учебной мотивации это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный.
Предпосылки формирования как позитивной, так и негативной учебной мотивации кроются в особенностях взаимодействия ребенка данного возраста со взрослым. Если взрослый (педагог, родитель) поддерживает и поощряет познавательную активность ребенка, его любопытство и воображение, то ребенок получает удовольствие от познания окружающего мира, формирует, таким образом, позитивную учебную мотивацию. Если взрослые наоборот подавляют стремление ребенка узнать что-то новое, то постепенно развивается потеря интереса к познанию, а отрицательная мотивация формируется на этой почве тогда, когда ребенка заставляют без интереса заниматься, мешая ему играть.
Таким образом, главной задачей, которую решает процесс формирования учебной мотивации это создание условий для творческого усвоения знаний, формирования из личности ученика субъекта обучения, а не простая передача «багажа» знаний.
Существует ряд конкретных условий, повышающих интерес школьника и дошкольника к учебной деятельности: творческий подход к выбору способа раскрытия учебного материала; организация групповой и индивидуальной работы учащихся над темой; установление связей между мотивами ученика и целями обучения; проблемность обучения; поощрение самостоятельности и инициативы.
Устойчивый интерес к учебной деятельности у детей формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов.
Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации, укрепляет желание детей овладевать знаниями.
В данной работе мы изучили проблему учебной мотивации младших школьников в психолого – педагогической литературе; рассмотрели особенности становления учебной мотивации у детей дошкольного и младшего школьного возраста; рассмотрели предпосылки возникновения позитивной и негативной учебной мотивации детей данного возраста; эмпирически изучили особенности учебной мотивации младших школьников и детей старшего дошкольного возраста; экспериментально проанализировали влияние специальных методов, используемых в процессе обучения, на формирование положительной учебной мотивации.
В результате использования на уроке специальных приемов развития учебной мотивации, в основе которых лежит привлечение внимания детей и игровой метод, в экспериментальных группах при проверке эффективности развивающей программы было выявлены следующие данные.
Возросло количество детей, демонстрирующих положительное отношение к учебе, школе. Эти дети идут в школу с удовольствием и интересом, испытывают к процессу обучения положительные эмоции.
Также возросло количество детей с ведущим школьным мотивом - непосредственно учебным. Также увеличилось количество детей с мотивом «положительная отметка».
При повторной диагностике снизился показатель по игровому мотиву; ни один ребенок не продемонстрировал внешнего мотива, когда он ходит в школу потому, что сказали взрослые.
В процессе исследования выдвинутое нами предположение о том, что игровой метод, используемый на уроках, способствует формированию положительной учебной мотивации младших школьников и дошкольников, подтвердилось.
Данная работа может представлять интерес для специалистов, участвующих в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста и младших школьников для решения задач поиска путей и средств формирования адекватных устойчивых мотивов учения у младших школьников, что в конечном итоге способствует эффективности учебной деятельности детей в целом.

Библиография

Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 2000
Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М., 1997
Битянова М.Р. Куда уходит детство? //Школьный психолог. – 1999, № 12
Бирюков С.М. Изучение мотивов учебной деятельности младших школьников // Начальная школа. – 1999. - № 10. - С-23-43
Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М., 2000
Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М., 2003
Гуревич К.М. Индивидуально психологические особенности школьников. - М., 1988
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986
Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. – 1992. - № 3 – 4. – с. 14 - 19
Егошина Е.В. Методика исследования мотивов учения // Начальная школа. – 1995. - № 6
Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. - М., 1991
Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2000
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2000
Истратова О.Н. Большая книга детского психолога /О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д., 2008
Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000
Лаврентьев В.В. Значение игры в работе с детьми // Начальная школа – 1999. - № 5 . - С- 47-53
Маклаков А.Г. Общая психология. — М., 2008
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М., 2000
Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М., 2002
Михайлова З.А. Игровые и занимательные задачи для младших школьников.- М., 2005
Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М., 2005
Мухина В.С. Детская психология. - М., 2000
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М., 2002
Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 2000
Психология человека от рождения до смерти. /Под общ. ред. А.А. Реана. – М., 2002
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В.Дубровиной, А. Д. Андреевой, Е.Е.Даниловой, Т. В. Вохмяниной; Под общ. ред. И.В.Дубровиной. - М., 2005
Психологическое обследование детей дошкольного и младшего школьного возраста / Ред. - сост. Г.В. Бурменская. - М., 2003
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 1999
Словарь практического психолога /Сост С.Ю. Головин. – Минск, 1998
Улицкая И.Л. Для развития познавательной активности // Начальная школа. – 1996. - № 6. - С – 22-30
Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучия /Под ред. Ю.З. Гильбуха. – Киев, 1993
Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М., 1991
Цукерман Г.А. Предметность совместной учебной деятельности // Вопросы психологии. - 1990. - № 6
Цукерман Г.А., Елизарова Н. В. О детской самостоятельности // Вопросы психологии. - 1990. - № 6
Шкуркин В.И. Влияние мотивов на учебную деятельность. - М., 2003
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 2000.
Эльконин Д.Б. Психология игры. - 2-е изд. - М., 1999


Приложение 1




Приложение 2
Расчет математических показателей по U-образному критерию Манна – Уитни
У младших школьников

контрольная группа   ур-нь уч мот 1 замер   ур-нь уч мот 2 замер 1 25 высокий 4 2 26 высокий 1 3 20 средний 20 4 20 средний 20 5 21 средний 16 6 21 средний 16 7 20 средний 20 8 22 средний 10 9 22 средний 10 10 21 средний 16 11 20 средний 20 12 15 положит 33 13 16 положит 31 14 15 положит 33 15 16 положит 31 16 17 положит 27 17 15 положит 33 18 15 положит 33 19 10 низкий 40 20 11 низкий 39 1 26 высокий 1 2 26 высокий 1 3 25 высокий 4 4 22 средний 10 5 22 средний 10 6 23 средний 7 7 22 средний 10 8 24 средний 6 9 23 средний 7 10 23 средний 7 11 22 средний 10 12 17 полож 27 13 18 полож 25 14 17 полож 27 15 19 полож 24 16 21 средний 16 17 17 полож 27 18 18 полож 25 19 12 низкий 38 20 15 полож 33 T1 453 T2 315 U1 157 U2 295 U<Uкр 127

экспериментальная группа   ур-нь уч мот 1 замер   ур-нь уч мот 2 замер 1 25 высокий 9 2 25 высокий 9 3 26 высокий 7 4 20 средний 29 5 21 средний 25 6 22 средний 19 7 20 средний 29 8 22 средний 19 9 20 средний 29 10 20 средний 29 11 21 средний 25 12 22 средний 19 13 21 средний 25 14 15 полож 37 15 15 полож 37 16 16 полож 34 17 17 полож 33 18 16 полож 34 19 15 полож 37 20 11 низкий 40 1 28 высокий 4 2 29 высокий 2 3 30 высокий 1 4 24 средний 11 5 27 высокий 6 6 28 высокий 4 7 24 средний 11 8 29 высокий 2 9 24 средний 11 10 23 средний 16 11 24 средний 11 12 26 высокий 7 13 24 средний 11 14 22 средний 19 15 22 средний 19 16 23 средний 16 17 23 средний 16 18 22 средний 19 19 21 средний 25 20 16 положит 34 T1 525 T2 245 U1 85 U2 365 U<Uкр 127
Расчет математических показателей по U-образному критерию Манна – Уитни у старших дошкольников

контрольная группа   ур-нь уч мот 1 замер   ур-нь уч мот 2 замер 1 3 высокий 1 2 3 высокий 1 3 2 высокий 5 4 2 средний 5 5 2 средний 5 6 2 средний 5 7 2 средний 5 8 1 средний 16 9 1 средний 16 10 1 средний 16 11 1 средний 16 12 0 средний 27 13 0 низкий 27 14 0 низкий 27 15 0 низкий 27 16 0 низкий 27 17 0 низкий 27 18 0 низкий 27 19 0 низкий 27 20 0 низкий 27 1 3 высокий 1 2 3 высокий 1 3 2 высокий 5 4 2 средний 5 5 2 средний 5 6 2 средний 5 7 2 средний 5 8 2 средний 5 9 1 средний 16 10 1 средний 16 11 1 средний 16 12 1 средний 16 13 1 средний 16 14 1 низкий 16 15 1 низкий 16 16 0 низкий 27 17 0 низкий 27 18 0 низкий 27 19 0 низкий 27 20 0 низкий 27 T1 334 T2 279 U1 276 U2 331 U<Uкр 127

экспериментальная группа   ур-нь уч мот 1 замер   ур-нь уч мот 2 замер 1 3 высокий 1 2 2 высокий 13 3 2 средний 13 4 2 средний 13 5 2 средний 13 6 2 средний 13 7 2 средний 13 8 1 средний 28 9 1 средний 28 10 1 средний 28 11 1 средний 28 12 1 низкий 28 13 0 низкий 33 14 0 низкий 33 15 0 низкий 33 16 0 низкий 33 17 0 низкий 33 18 0 низкий 33 19 0 низкий 33 20 0 низкий 33 1 3 высокий 1 2 3 высокий 1 3 3 высокий 1 4 3 высокий 1 5 3 высокий 1 6 3 высокий 1 7 3 средний 1 8 3 средний 1 9 3 средний 1 10 3 средний 1 11 3 средний 1 12 2 средний 13 13 2 средний 13 14 2 средний 13 15 2 средний 13 16 2 средний 13 17 2 средний 13 18 2 низкий 13 19 2 низкий 13 20 2 низкий 13 T1 483 T2 128 U1 127 U2 482 U<Uкр 127
Приложение 3

Содержание работы по формированию положительной учебной мотивации у младших школьников

По окончании первого этапа диагностики были опробованы разработанные нами приемы, направленные на формирование положительной учебной мотивации у младших школьников.
В основе использованных нами приемов лежит метод игры.
Игра занимает одно из главных мест в жизнедеятельности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.
Поэтому целесообразно использовать метод игры на уроках, чтобы решить следующие задачи:
Формирование познавательной активности младших школьников
Формирование положительной школьной мотивации
Развитие мыслительных операций, речи
Стимулирование развития творчества и воображения
С этой целью мы разработали ряд рекомендаций для педагогов начальных классов.
Предлагаемые приемы использовались педагогами на уроках для проверки домашних заданий, формирования интереса к новой теме, в процессе изложения нового материала, в качестве домашних заданий.
Эксперимент по формированию положительной учебной мотивации проводился в период сентября – октября (первой четверти учебного года) и совпадал с процессом адаптации ребенка к школе.
Эксперимент проводился в нормальных условиях, на уроках.
В процессе эксперимента мы использовали следующие приемы, направленные на формирование положительной учебной мотивации.
Приём «Фантастическая добавка»
Рассказ или пересказ текста от необычного лица (сказочного героя, неодушевленного предмета и т.д.)
Приём «Удивляй»
Сообщение интересных и необычных фактов
Приём «Отсроченная отгадка».
Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие: на следующем уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой, которые растут у нас на огороде.
Приём «Прогнозирование».
Используется при сообщении темы урока и его цели: «Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения, с которым будем работать на уроке. Обоснуйте свой ответ: «Карлик нос», «Беляночка и Розочка», «Кот в сапогах»».
Примем «Да-нетка».
Для создания интригующей ситуации, для организации отдыха на уроке: «Я задумала персонаж детской сказки, который, найдя клад, купил новый бытовой прибор. Кто это?» Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На вопросы учитель может отвечать только словами «да» и «нет».
Дидактическая игра
При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Так, при закреплении и проверке знаний на уроке русского языка использую игру «Иду в гости». Её можно использовать как в индивидуальной, так и групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимися, с кем необходимо провести индивидуальную работу. В игре участвует весь класс. У детей фишки (они выбирают сами): красные – это «гости», жёлтые – это «хозяева». Хозяева приглашают в гости и предлагают «гостю» задание, написанное на карточке. «Хозяева» проверяют выполненное задание и ставят оценку. Затем приглашают нового «гостя». Материал для игры: карточки с заданием.
Ф.И. «гостя», Ф.И. хозяина.
Вставь пропущенную букву и напиши проверочное слово. Оценка, которую ставит «хозяин».
1.  по…зда -
2.  г…лубок -
3.  м…сной -
Прием «Ребус, загадка»
Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев.
Прием «практическое применение знаний»
обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи
Прием «Проблемные задания»
Поиск ответа на вопрос «почему»
Прием «Проектные задания»
Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого используются творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, издание книжек.
Ученики, выполняя творческое домашнее задание, разрабатывают дидактические материалы.
Прием «создание ситуаций успеха».
После проведения формирующего эксперимента мы провели повторную диагностику особенностей учебной мотивации младших школьников, а также особенностей эмоционального отношения данных учеников к школе.

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2000. – С. 59
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2008. - С. 512
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2008. - С. 514
Словарь практического психолога /Сост С.Ю. Головин. – Минск, 1998. – С. 310
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2002. – С. 487
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2002. – С. 466
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2008. - С. 517

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2002. – С. 133

Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2008. - С. 517
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2008. - С. 519

Словарь практического психолога /Сост С.Ю. Головин. – Минск, 1998. – С. 312 - 313
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2000. – С. 23
Егошина Е.В. Методики исследования мотивов учения // Начальная школа. – 1995. - № 6
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы . СПб., 2000. – С. 47
Психологическое обследование детей дошкольного и младшего школьного возраста / Ред. - сост. Г.В. Бурменская. – М., 2003. - С. 68
Психология человека от рождения до смерти /Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2002. – С. 212
Психология человека от рождения до смерти /Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2002. – С. 214
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986. – С. 53
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986. – С. 59
Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности //Вопросы психологии. – 1992. - № 3. – С. 14
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986. – С. 71

Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучия / Под ред. Ю.З. Гильбуха. – Киев, 1993. – С. 56












7





Престижная мотивация

Мотивация благополучия


Мотивы социального сотрудничества


Узколичные мотивы


Широкие социальные мотивы


Мотивы самообразования

Учебно -познавательные мотивы


Широкие познавательные мотивы


Социальные

Познавательные


Группы мотивов

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 2000
2.Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М., 1997
3.Битянова М.Р. Куда уходит детство? //Школьный психолог. – 1999, № 12
4.Бирюков С.М. Изучение мотивов учебной деятельности младших школьников // Начальная школа. – 1999. - № 10. - С-23-43
5.Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М., 2000
6. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М., 2003
7.Гуревич К.М. Индивидуально психологические особенности школьников. - М., 1988
8.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986
9.Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. – 1992. - № 3 – 4. – с. 14 - 19
10.Егошина Е.В. Методика исследования мотивов учения // Начальная школа. – 1995. - № 6
11.Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. - М., 1991
12.Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2000
13.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2000
14.Истратова О.Н. Большая книга детского психолога /О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д., 2008
15.Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000
16.Лаврентьев В.В. Значение игры в работе с детьми // Начальная школа – 1999. - № 5 . - С- 47-53
17.Маклаков А.Г. Общая психология. — М., 2008
18.Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М., 2000
19.Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М., 2002
20.Михайлова З.А. Игровые и занимательные задачи для младших школьников.- М., 2005
21.Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М., 2005
22.Мухина В.С. Детская психология. - М., 2000
23.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М., 2002
24.Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 2000
25.Психология человека от рождения до смерти. /Под общ. ред. А.А. Реана. – М., 2002
26.Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В.Дубровиной, А. Д. Андреевой, Е.Е.Даниловой, Т. В. Вохмяниной; Под общ. ред. И.В.Дубровиной. - М., 2005
27.Психологическое обследование детей дошкольного и младшего школьного возраста / Ред. - сост. Г.В. Бурменская. - М., 2003
28.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 1999
29.Словарь практического психолога /Сост С.Ю. Головин. – Минск, 1998
30.Улицкая И.Л. Для развития познавательной активности // Начальная школа. – 1996. - № 6. - С – 22-30
31.Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучия /Под ред. Ю.З. Гильбуха. – Киев, 1993
32.Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М., 1991
33.Цукерман Г.А. Предметность совместной учебной деятельности // Вопросы психологии. - 1990. - № 6
34.Цукерман Г.А., Елизарова Н. В. О детской самостоятельности // Вопросы психологии. - 1990. - № 6
35.Шкуркин В.И. Влияние мотивов на учебную деятельность. - М., 2003
36.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 2000.
37.Эльконин Д.Б. Психология игры. - 2-е изд. - М., 1999

Нарушение способов общения как фактор формирования негативных эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста








 

РЕФЕРАТ


"Нарушение способов общения как фактор формирования негативных эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста"

 

 

 

Выполнил:

Педагог-психолог

Wendel-Й.

 

 

 

 






чтобы Нижневартовска, 2003

ПЛАН

I. Введение.

II. Общая характеристика общения. Функции коммуникации. Типы межличностного общения.

III. Структура общения.

IV. Влияние общения на психическое развитие ребенка.

V. Организация общения в группе детского сада с целью преодоления негативных эмоциональных состояний.

VI. Типичные негативные эмоциональные.

Вывод.

Библиография.

I. ВВЕДЕНИЕ

Многие педагоги и психологи считают, что дети должны теперь труднее, чем раньше. Они говорят, что изменилось все: и дети, и их родители, и отношения семьи к образовательному учреждению. Они говорят и о том, что дети иначе общаются друг с другом.

Это есть много объяснений. Мы знаем, что члены семьи теперь проводят все меньше и меньше времени друг с другом, что дома люди в основном не беседуют друг с другом, а смотрят телевизор или проводят время за компьютером. Увеличилось число детей, растущих "без присмотра" взрослых. Многие родители, отсутствие своих личных трудностей, а также вредных привычек и зависимостей. В результате расторжения брака, все больше и больше, количество детей, живет с одним из родителей. Дети сейчас больше занимаются спортом, многие из них нерегулярно питаются.

Изменилась и атмосфера в семье. Родители и дети живут сейчас более интенсивной жизнью, в которой все меньше времени остается для общения друг с другом, для совместной деятельности и ритуалы семьи. Если раньше семьи в основном сталкивались с проблемами внешними (нехватка денег, материальные затруднения), то сейчас более выражены проблемы внутренние: отношение напряженная, острая и внезапная реакция на ошибки и проступки отдельных членов семьи в форме физических и материальных наказаний. Постоянное агрессивное поведение родителей, которым подражает ребенок "заражает" их агрессивностью. Таким поведением родители нередко унижают, оскорбляют ребенка, проявляют к нему нелюбовь, формируют у него тем самым ощущения беззащитности, опасности и враждебности мира - у ребенка появляется тревожность, формируется заниженная самооценка, может начать развиваться невроз, заболеваний психосоматических.

Узнать стоимость работы