Лексическая системность у слепых детей

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 1414 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 01.04.2017
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Глава 1. Теоретические аспекты лексической системности у слепых детей 3
1.1 Особенности слепых детей и детей с нарушениями зрения 3
1.2 Особенности речи у слепых детей 5
1.3 Особенности лексической системности у слепых детей 8
Список литературы 12

Фрагмент для ознакомления

В содержании этих слов различаются такие, которые обозначают предметы, качества,действия. Но при этом, их количество невелико.Вместе с бедностью словарного запаса у слепых детей отмечается и нарушениепри его использовании, а именно: ограниченность и неточность понимания значения знакомых слов, неверное употребление данных слов в речи, что приводит к замещению одних слов другими. Зачастую, недоразвитие лексических средств в описанных нами случаях может сочетаться с несформированностью грамматического строя языка. В высказыванияхслепых детей наблюдаются специфические ошибки в грамматическом оформлении.Несмотря на различия в уровнях сформированности лексических и грамматических средств языка, во всех перечисленных случаях налицо ограниченный словарный запас, своеобразие определенных отклонений в его использовании и стойкий аграмматизм. Для правильной оценки отклонений речевого развития ребенка и определения наиболее рациональных и дифференцированных путей его коррекции необходимо определить уровень сформированности лексических и грамматических средств. С этой целью логопед проводит специальное обследование.Список литературыАрхипенко Г. М.Развитие речи младших дошкольников с недостатками зрения [Текст]/ Г. М. Архипенко //Дошкольное воспитание. - 2005. – № 5. - С. 81-84.Бабина Е. С. Особенности работы по воспитанию правильной речи у слабовидящих дошкольников [Текст]/ Елена Степановна; Е. С. Бабина //Дошкольная педагогика. - 2006. -№ 6. - С. 34-40.Бадалян Л. О. Невропатология: учеб.для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2002.-375 с.БузукН. Е.Индивидуальное занятие со слепым ребенком в группе кратковременного пребывания [Текст]/ Н. Е. Бузук// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - № 4. - С. 48-30.Буфетова В. В.Некоторые особенности логопедической работы со слабовидящими детьми [Текст] /В. В. Буфетова // Практическая психология и логопедия. - 2004. - № 3. - С. 79-81.Волкова Л. С. Логопедия: учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология» [Текст] / Л. С. Волкова, Р. И.Лалаева, Е. М. Мастюкова и др.Волкова Л.С. Результаты экспериментального изучения нарушений устной речи у детей с глубокими дефектами зрения // Дефектология, 1982. - №3. - С. 14.Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Проблемы общей психологии / Соб.соч. Т.3, Т.5. М.: Педагогика, 2011. - 346с., 420с.Епифанцева Т. Б. Настольная книга логопеда-дефектолога. [Текст]/Т. Б. Епифанцева. – М.; Феникс, 2005.Ермаков В. П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения: Учеб.пособие для вузов [Текст]/В. П. Ермаков, Г.А. Якунин, - М.; ВЛАДОС, 2000. – 236 с.Жигорева М. В. Особенности логопедической работы с детьми, имеющими нарушение зрения и речи. [Текст] /М. В. Жигорева //Логопедия. – 2006. – № 1. – С. 51-59.Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда / Н.С. Жукова, Е.Н. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: АРД, 2011. 320с.Космачева И. А.Особенности работы учителя-логопеда с детьми с нарушениями зрения [Текст]/ Ирина Александровна; И. А. Космачева// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. – № 1. - С.18-22.Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М., 2011. – 274 с.Лубовский В. Н. Специальная психология: Учеб.пособие для студ. выш. пед. учеб. заведение [Текст]/В. Н. Лубовский, Т. В. Рознова, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. В. И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005 – 464с.Назарова Н.М. Специальная педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. — 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 400 с. Покутнева С. А. Развитие связной речи дошкольников с нарушением зрения / С. А. Покутнева // дисс. канд. пед. наук по спец. 13.00.03. М., 1988.Правдина О. В. Логопедия [Текст]/Правдина О. В. - М., 1973.Ренезова Л. А.Коррекционные подходы к формированию у дошкольников с косоглазием и амблиопией конструктивных знаний, умений и навыков на общеобразовательных занятиях и в строительно-конструктивных играх [Текст]/ Л. А. Ремезова // Коррекционная педагогика. - 2004. - № 4. - С. 40-48.Селшерстова В. И. Специальная дошкольная педагогика и психология; Сборник программ нормативных курсов для высших учебных заведений [Текст]/Подобщ.ред. В. И. Селшерстова. - М. :ВЛАДОС, 2001. – 335с.СеродееваP. Ш.Коррекционная направленность предметного преподавания с учетом нарушения зрения обучающихся [Текст]/Р. Ш. Серодеева, Б. В. Тупоногов //Дефектология. - 2004. - № 6. -С. 22-27.Соколова А.В. Развитие нетрадиционных форм обучения слабовидящих детей в условиях специальных школ [Текст]/А. В. Соколова //Дефектология. -1996. -№ 4.-C.51-54.Тихеева Е.И. Развитие речи детей – М.: Просвещение, 1981.Филичева Т. Б. Основы логопедии [Текст]/Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. - М., 1989.Чиркиной Г. В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений [Текст]/Под общ.ред. проф. Г. В.Чиркиной. – 4-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 240с.

Список литературы

1. Архипенко Г. М.Развитие речи младших дошкольников с недостатками зрения [Текст]/ Г. М. Архипенко //Дошкольное воспитание. - 2005. – № 5. - С. 81-84.
2. Бабина Е. С. Особенности работы по воспитанию правильной речи у слабовидящих дошкольников [Текст]/ Елена Степановна; Е. С. Бабина //Дошкольная педагогика. - 2006. -№ 6. - С. 34-40.
3. Бадалян Л. О. Невропатология: учеб.для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2002.-375 с.
4. БузукН. Е.Индивидуальное занятие со слепым ребенком в группе кратковременного пребывания [Текст]/ Н. Е. Бузук// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - № 4. - С. 48-30.
5. Буфетова В. В.Некоторые особенности логопедической работы со слабовидящими детьми [Текст] /В. В. Буфетова // Практическая психология и логопедия. - 2004. - № 3. - С. 79-81.
6. Волкова Л. С. Логопедия: учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология» [Текст] / Л. С. Волкова, Р. И.Лалаева, Е. М. Мастюкова и др.
7. Волкова Л.С. Результаты экспериментального изучения нарушений устной речи у детей с глубокими дефектами зрения // Дефектология, 1982. - №3. - С. 14.
8. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Проблемы общей психологии / Соб.соч. Т.3, Т.5. М.: Педагогика, 2011. - 346с., 420с.
9. Епифанцева Т. Б. Настольная книга логопеда-дефектолога. [Текст]/Т. Б. Епифанцева. – М.; Феникс, 2005.
10. Ермаков В. П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения: Учеб.пособие для вузов [Текст]/В. П. Ермаков, Г.А. Якунин, - М.; ВЛАДОС, 2000. – 236 с.
11. Жигорева М. В. Особенности логопедической работы с детьми, имеющими нарушение зрения и речи. [Текст] /М. В. Жигорева //Логопедия. – 2006. – № 1. – С. 51-59.
12. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда / Н.С. Жукова, Е.Н. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: АРД, 2011. 320с.
13. Космачева И. А.Особенности работы учителя-логопеда с детьми с нарушениями зрения [Текст]/ Ирина Александровна; И. А. Космачева// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. – № 1. - С.18-22.
14. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М., 2011. – 274 с.
15. Лубовский В. Н. Специальная психология: Учеб.пособие для студ. выш. пед. учеб. заведение [Текст]/В. Н. Лубовский, Т. В. Рознова, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. В. И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005 – 464с.
16. Назарова Н.М. Специальная педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. — 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 400 с.
17. Покутнева С. А. Развитие связной речи дошкольников с нарушением зрения / С. А. Покутнева // дисс. канд. пед. наук по спец. 13.00.03. М., 1988.
18. Правдина О. В. Логопедия [Текст]/Правдина О. В. - М., 1973.
19. Ренезова Л. А.Коррекционные подходы к формированию у дошкольников с косоглазием и амблиопией конструктивных знаний, умений и навыков на общеобразовательных занятиях и В строительно-конструктивных играх [Текст]/ Л. А. Ремезова // Коррекционная педагогика. - 2004. - № 4. - С. 40-48.
20. Селшерстова В. И. Специальная дошкольная педагогика и психология; Сборник программ нормативных курсов для высших учебных заведений [Текст]/Подобщ.ред. В. И. Селшерстова. - М. :ВЛАДОС, 2001. – 335с.
21. СеродееваP. Ш.Коррекционная направленность предметного преподавания с учетом нарушения зрения обучающихся [Текст]/Р. Ш. Серодеева, Б. В. Тупоногов //Дефектология. - 2004. - № 6. -С. 22-27.
22. Соколова А.В. Развитие нетрадиционных форм обучения слабовидящих детей в условиях специальных школ [Текст]/А. В. Соколова //Дефектология. -1996. -№ 4.-C.51-54.
23. Тихеева Е.И. Развитие речи детей – М.: Просвещение, 1981.
24. Филичева Т. Б. Основы логопедии [Текст]/Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. - М., 1989.
25. Чиркиной Г. В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений [Текст]/Под общ.ред. проф. Г. В.Чиркиной. – 4-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 240с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности речи у слепых детей?

У слепых детей отмечаются особенности речи, такие как бедность словарного запаса, нарушение грамматической структуры, затруднения в построении сложных предложений.

В чем заключаются особенности лексической системности у слепых детей?

У слепых детей наблюдается бедность словарного запаса, а также нарушение связей между словами и понятиями. Они имеют ограниченные возможности для получения информации из визуальных источников, что сказывается на развитии и организации лексической системности.

Почему слепые дети имеют ограниченный словарный запас?

Ограниченный словарный запас у слепых детей объясняется их ограниченными возможностями в восприятии и получении информации из визуальных источников. Они не могут основываться на зрительных образах для запоминания и усвоения новых слов и понятий.

Какие факторы могут оказывать влияние на лексическую системность у слепых детей?

Факторами, оказывающими влияние на лексическую системность у слепых детей, могут быть недостаточное количество контекстуальных и коммуникативных ситуаций, недостаток стимуляции со стороны окружающей среды, отсутствие доступа к печатным источникам информации, а также недостаточная поддержка со стороны родителей и педагогов.

Какие проблемы возникают у слепых детей в связи с лексической системностью?

У слепых детей возникают проблемы в формировании и организации лексической системности, что отражается на их словарном запасе, связи между словами и понятиями, а также на развитии речи в целом. Эти проблемы могут затруднять их коммуникативное взаимодействие и обучение.

В чем особенности речи у слепых детей?

У слепых детей отмечаются определенные особенности речи, связанные с их нарушенным зрением. Они имеют ограничения в получении визуальной информации и восприятии окружающего мира. В связи с этим, у них может быть затруднено развитие речемыслительных процессов, которые часто формируются на основе визуального опыта. Некоторые слепые дети могут иметь трудности с формированием ясной и четкой артикуляции, а также с правильной интонацией и ритмом речи.

Какие особенности лексической системности у слепых детей?

У слепых детей наблюдается особенная организация лексической системности. Они могут иметь бедность словарного запаса и ограниченный доступ к новым лексическим единицам. Однако, их лексическая системность проявляется в активном использовании тех слов, которые они знают. Они придумывают различные способы расширения своего словарного запаса, используя ассоциации, контекстуальный анализ и другие когнитивные стратегии. Таким образом, хотя слепые дети могут иметь ограниченное количество слов, но они активно владеют теми, которые знают.

Какие особенности у слепых детей и детей с нарушениями зрения?

Слепые дети и дети с нарушениями зрения имеют определенные особенности, связанные с их зрительным дефектом. Они испытывают ограничения в получении визуальной информации и восприятии окружающего мира. У них может быть затруднено формирование и развитие речевых навыков, так как они не имеют возможности воспринимать речевые образцы и зрительные модели. Это может привести к нарушениям в артикуляции, интонации и ритме речи. Однако, эти дети развивают компенсаторные навыки, используя тактильное, слуховое и другие органы чувств для получения информации и формирования своей речи.

Какие особенности речи у слепых детей?

У слепых детей часто наблюдаются особенности речи. Они могут иметь затруднения со звукопроизношением, интонацией и ритмом речи. Они также могут испытывать трудности в построении грамматических конструкций и использовании сложных слов. В связи с отсутствием визуальной информации, слепые дети могут иметь ограниченный словарный запас. Однако, они компенсируют это за счет развитых навыков восприятия и понимания речи через другие чувства, такие как слух и осязание. Важно помнить, что каждый ребенок уникален и может иметь свои индивидуальные особенности речи.

Какие особенности лексической системности у слепых детей?

У слепых детей наблюдается бедность словарного запаса, что оказывает влияние на их лексическую системность. Они могут иметь ограниченные знания о различных предметах, качествах и действиях. Однако, слепые дети могут компенсировать это ограничение, развивая свои навыки восприятия через другие чувства, такие как слух и осязание. Это помогает им создавать связи между словами и строить свою лексическую систему. Важным фактором в развитии лексической системности у слепых детей является обучение, которое должно быть адаптировано к их особенностям и потребностям.