Вам нужна курсовая работа?
Интересует Экономика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Основы мерчандайзинга в аптечных организациях.

  • 30 страниц
  • 13 источников
  • Добавлена 20.11.2010
700 руб. 1 400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МЕРЧАНДАЙЗИНГ. ПРИМЕНЕНИЕ МЕРЧАНДАЙЗИНГА В ФАРМАЦИИ
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МЕРЧАНДАЙЗИНГА В АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Фрагмент для ознакомления

Для аптеки более важен другой аспект — распределить акценты в виде “сильных” торговых марок таким образом, чтобы они были достаточно равномерными. Следующий принцип — информативность блока. Все препараты, сформированные блоками, обязательно должны быть обозначены заметными табличками-рубрикаторами, в основе которых должны лежать либо симптомы болезни, либо нозология (жаропонижающие, обезболивающие и пр.). Надписи типа “гепатопротекторы” могут быть потребителям просто непонятны. Количество блоков на оборудовании также должно быть ограничено — от 3 до 13 в зависимости от размеров оборудования. Следующий принцип, используемый при размещении и выкладке товаров, — дублирование в категориях, если позволяет площадь выкладки. Например, пользующиеся достаточно высоким спросом ненаркотические анальгетики, производные парацетамола можно разместить в группах жаропонижающих, обезболивающих, а также средств, применяемых при простудных заболеваниях. Наиболее популярные гомеопатические препараты можно дублировать в группе гомеопатии и конкретной нозологической категории [6].
БАДы с коммерческой точки зрения целесообразно распределять по общим с лекарственными средствами категориям, поскольку большинство покупателей слабо различает лекарственные средства и БАДы. При концентрации всех БАДов в одной укрупненной категории многие популярные БАДы теряют в продажах. При использовании категории БАДов как «параллельной» в ее рамках также необходима «внутренняя» категоризация / рубрикация по нозологическим / фармакотерапевтическим категориям.
При продажах парафармацевтики иногда более важную роль играют бренды, чем терапевтические категории товаров. Оправдано размещение ряда брендов элитной и лечебной косметики отдельно.
Расстановка акцентов на товарах определенных торговых марок может осуществляться только при условии комплексного подхода к подобному акцентированию. При акцентировании внимания потребителя на определенных товарах продажи могут возрасти, если эти товары имеют не менее 3-х из приведенных ниже характеристик [7]:
Это лидеры продаж в своей категории и известные бренды.
Продвигаются посредством проведения рекламно-информационных кампаний, а также с учетом сезонных предпочтений рынка.
Имеют конкурентные преимущества перед аналогичными марками и гарантированно высокое качество.
Представляют собой товары повседневного или ограниченного спроса (элитные категории).
Имеются в наличии в количестве, необходимом для усиленной продажи, приносящей существенную прибыль.
Рекламно-информационное сопровождение. И производителей, и аптеку интересует, какие средства рекламы и принципы ее размещения наиболее эффективны. Количество рекламного материала необходимо ограничить - не более 5% всех товаров, реализуемых в аптеке. Кроме того, в торговом зале не должно быть рекламы неходовых и отсутствующих в продаже товаров. Рекламные материалы должны постоянно обновляться (раз в 2-3 недели): долгое время на одном и том же месте они становятся “невидимыми” для потребителя. Анализ показывает, что, несмотря на большое разнообразие рекламных материалов, размещаемых на местах продаж, основными из них являются наклейки и таблички. При этом в каждой второй аптеке рекламируется товар, которого нет в продаже.
Выявленные особенности могут быть востребованы как аптечными организациями, так и фирмами-производителями для определения зон максимальных продаж, формирования устойчивого спроса и стимулирования сбыта товаров аптечного ассортимента. Готовых рецептов в данном случае не существует, но есть ряд “полезных советов”, которые могут помочь в решении проблем мерчандайзинга.
Для создания в аптеке атмосферы «доверия покупателя» требуется не только соответствующий ассортимент. Особенно важна роль эмоциональных факторов в магазинах, не ориентирующихся на низкие цены.
Движение потока средств покупателей подобно воде - они стремятся в те места, где цены ниже, и огромная часть положительных эмоций связана с удачной покупкой и экономией средств. Чем выше цены, тем больше необходимость усиливать "поддержку", делать пребывание в магазине более комфортным с помощью дополнительных услуг и удобств, консультаций высокого уровня и дизайна интерьера [10].
Традиционно в оформлении аптек используется белый цвет и холодные тона, которые действуют на покупателя пассивно, снимают беспокойство при выборе лекарств и стоянии в очереди, но в то же время создают некоторые трудности при представлении товара и мало способствуют импульсным покупкам.
В ряде случаев слишком "медицинское" оформление аптеки отрицательно сказывается на продажах косметических средств и детских товаров. Поэтому появились аптеки, где теплые цвета и натуральные материалы (дерево, камень) помогают уйти от нейтральной и холодной среды, создать необходимые акценты. Растения и игрушки делают магазин привлекательным, в том числе, для молодых семей и детей - покупателей завтрашнего дня [10].
Очень интересна для аптек группа работающих мужчин и женщин, которые стремятся динамично развиваться. Как правило, это покупатели с достатком выше среднего, и покупатели благодарные, поскольку им необходимо постоянно поддерживать интенсивные рабочий ритм. Активное действие теплых цветов интерьера соответствует их ожиданиям и восприятию, и поэтому применение таких цветов вполне оправданно.
Для аптек, расположенных в торговых центрах, в местах интенсивного покупательского потока, тоже важно активизировать покупателей, чтобы избежать отказов от покупок, вызванных очередями.
Одной из проблем аптек в торговых центрах является покупка, в основном, товаров экстренного спроса. Это происходит при неправильной ценовой стратегии, когда цены не стимулируют приток покупателей и заставляют их приобрести только те препараты, которые необходимы в данный момент. Профилактические средства же будут покупаться в других аптеках по более низкой цене, и объем покупки в аптеке в торговом центре может серьезно снизиться.
Хорошее соседство для аптеки в торговом центре - расположение рядом магазина здорового или диетического питания, секции парфюмерии и косметики, средств по уходу за лицом, волосами и телом, принадлежностей для сауны. В данном случае возникает эффект синергии торговых точек, когда в сознании покупателей товары аптеки не противопоставляются товарам для здоровых, красивых и энергичных людей, а создают общую концепцию. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современные маркетинговые технологии позволяют не только улучшить экономические показатели деятельности любой фармацевтической организации, но и сформировать одно из устойчивых конкурентных преимуществ - покупательскую приверженность, или иначе - покупательскую лояльность. Одним из инструментов такого воздействия на потребителя является мерчандайзинг - комплекс мероприятий, проводимых в торговом зале аптеки и направленных на увеличение объема продаж товаров аптечного ассортимента.
Цели и задачи мерчандайзинга для каждого звена товаропроводящей сети имеют свои особенности. Для производителя фармацевтических товаров при реализации программ мерчандайзинга главной целью в краткосрочной перспективе является увеличение объема продаж собственных торговых марок, а более долгосрочные цели - формирование лояльности к собственным торговым маркам. Для этого производителю необходимо:
- осуществлять постоянный сбор и анализ информации о запросах потребителей, интенсивности спроса на собственные товары и товары конкурентов;
- предоставлять дополнительные услуги розничным аптечным организациям (информация о новых товарах, свойствах и преимуществах своих торговых марок, консультирование по особенностям выкладки, доставка товаров, рекламная поддержка и т.д.);
проводить специальные акции по стимулированию сбыта собственной продукции на месте продажи (раздача образцов, продажа со скидкой и т.д.) и определять их экономическую эффективность.
Решение этих задач позволит закрепить в сознании покупателя отличительные черты торговых марок данного производителя, сформировать приверженность к ним, привлечь внимание именно к товару этой марки, стимулировать незапланированные покупки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Васнецова, О.А. Медицинское и фармацевтическое товароведение: учебник для вузов / О.А. Васнецова. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2005. – 608 с.
Гнеушева И.А. Аптека и рынок. Практический маркетинг. GPP - надлежащая аптечная практика (основные понятия, информация для специалистов) //Новая аптека//http://www.nov-ap.ru/3-2001/st1.htm.
Захарочкина Е.Р. Зонирование торгового зала аптечной организации // Е.Р. Захарочкина. Московские аптеки, февраль 2006. - №2. – С. 8 – 13.
Калмыкова, Н.Ю. Маркетинг в фармации. Витебск, ВГМУ, 2003. – 248 с.
Киселева, Л.Г. Экономика фармацевтической организации. Пермь, 2005. – 443 с.
Колипова Ю. Мерчандайзинг в аптеке //Российские аптеки №7-8, 2003. – С. 21 – 27.
Лагуткина, Т.П., Дорофеева, В.В., Теодорович, А.А., Косова, И.В. Управление и экономика фармации. В 4-х томах. Том №: Экономика аптечных организаций. Учебник. «Академия», 2008. – 432 с.
Лукьянова, Т.Д. Медицинское и фармацевтическое товароведение: маркетинговый подход. Витебск, ВГМУ, 2002. – 136 с.
Мерчандайзинг в аптеке //Провизор //http://www.liveretail.ru/articles. php?id=610.
Надлежащая Аптечная Практика в Новых Независимых Государствах. Руководство по разработке и внедрению стандартов. Специальный проект ВОЗ по Фармации в ННГ совместно с сотрудничающим Центром ВОЗ по Лекарственной политике и Развитию Фармацевтической Практики (Дания). Всемирная Организация Здравоохранения. Копенгаген, Дания, 2001 год.
Полякова Д.С. Надлежащая публикационная практика (GPP) для фармацевтических компаний как осознанная необходимость // Украинский медицинский вестник. - №4 (48). – VII/VIII. – 2005.
Умаров, С.З., Наркевич И.А., Костенко Н.Л., Пучинина Т.Н. Медицинское и фармацевтическое товароведение: Учебник / С.З. Умаров, И.А. Наркевич, Н.Л. Костенко, Т.Н. Пучинина. – 2-е изд., испр. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2004. – 368 с.: ил. – (Серия «XXI» век»).
Фидельман, Ф.И. Организация фармацевтической службы. Курс лекций. Витебск, ВГМУ, 2001.- 124 с.














ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Основные зоны в аптечном предприятии
Зона Основные задачи Способы решения Информационно-адаптивная зона Привлечение внимания - стимулирование желания покупателя обязательно войти в конкретную аптеку;
- формирование первого благоприятного впечатления;
- информирование об ассортименте и его структуре;
- информирование о рекламных акциях и сезонных предложениях (средства наружной рекламы: штендеры, панель-кронштейны, растяжки, рекламные щиты, указатели);
- интересное оформление витрины;
- средства внутренней рекламы: плакаты, постеры, буклеты, объявления, специальные ценники и др.;
- презентация новых и эксклюзивных товаров; презентация «лидеров» продаж;
- информационно-навигационная система;
- отдел фармацевтической информации или фармацевтического консультирования. Зона выбора Презентация и экспозиция ассортиментных групп - помощь покупателю в осуществлении осознанного выбора;
- стимулирование покупателя к совершению покупки (эффективная выкладка и прочие средства мерчандайзинга);
- консультанты, промоутеры. Зона импульсных покупок Стимулирование импульсных покупок - информационная поддержка;
- размещение товаров импульсного спроса;
- размещение информационных материалов и средств рекламы, способствующих формированию лояльности, преданности конкретным торговым маркам.
Приложение 2
Основные признаки детального зонирования
торгового зала аптечной организации
Признак деления Зоны Признак деления на зоны в зависимости от маркетинговых классификаций, ассортиментных позиций и особенностей организации экспозиции    - зона новых товаров;
- зона лекарственных средств;
- зона современной медицины и новых достижений;
- торговые зоны;
- зона безрецептурного отпуска (ОТС-зона) Признак деления на зоны в зависимости от ассортиментной политики    - зона продвигаемых товаров;
- зона детских товаров;
- зона традиционной медицины и народных средств;
- зона отдыха;
- зона рецептурного отпуска. Признак деления на зоны в зависимости от основных типов восприятия медицины и лекарственных средств покупателями    - зона эксклюзивных товаров;
- зона минеральной воды;
- зона зкзотической медицины;
- зона «детского сада» (детский уголок);
- зона отпуска по программе ДЛО. Признак деления на зоны в зависимости от функционального назначения  - зона лидеров продаж и т.д.;
- зона парафармацевтики и т.д.;
- зона нетрадиционной медицины и т.д.;
- праздничные зоны;
- рецептурно-производственная зона и т.д. Признак деления на зоны в зависимости от специфики ассортиментной группы «Лекарственные средства» - зона рекламы и т.д.   









2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Васнецова, О.А. Медицинское и фармацевтическое товароведение: учебник для вузов / О.А. Васнецова. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2005. – 608 с.
2.Гнеушева И.А. Аптека и рынок. Практический маркетинг. GPP - над-лежащая аптечная практика (основные понятия, информация для спе-циалистов) //Новая аптека//http://www.nov-ap.ru/3-2001/st1.htm.
3.Захарочкина Е.Р. Зонирование торгового зала аптечной организации // Е.Р. Захарочкина. Московские аптеки, февраль 2006. - №2. – С. 8 – 13.
4.Калмыкова, Н.Ю. Маркетинг в фармации. Витебск, ВГМУ, 2003. – 248 с.
5.Киселева, Л.Г. Экономика фармацевтической организации. Пермь, 2005. – 443 с.
6.Колипова Ю. Мерчандайзинг в аптеке //Российские аптеки №7-8, 2003. – С. 21 – 27.
7.Лагуткина, Т.П., Дорофеева, В.В., Теодорович, А.А., Косова, И.В. Управление и экономика фармации. В 4-х томах. Том №: Экономика аптечных организаций. Учебник. «Академия», 2008. – 432 с.
8.Лукьянова, Т.Д. Медицинское и фармацевтическое товароведение: маркетинговый подход. Витебск, ВГМУ, 2002. – 136 с.
9.Мерчандайзинг в аптеке //Провизор //http://www.liveretail.ru/articles. php?id=610.
10.Надлежащая Аптечная Практика в Новых Независимых Государствах. Руководство по разработке и внедрению стандартов. Специальный проект ВОЗ по Фармации в ННГ совместно с сотрудничающим Цен-тром ВОЗ по Лекарственной политике и Развитию Фармацевтической Практики (Дания). Всемирная Организация Здравоохранения. Копенга-ген, Дания, 2001 год.
11.Полякова Д.С. Надлежащая публикационная практика (GPP) для фар-мацевтических компаний как осознанная необходимость // Украинский медицинский вестник. - №4 (48). – VII/VIII. – 2005.
12.Умаров, С.З., Наркевич И.А., Костенко Н.Л., Пучинина Т.Н. Медицин-ское и фармацевтическое товароведение: Учебник / С.З. Умаров, И.А. Наркевич, Н.Л. Костенко, Т.Н. Пучинина. – 2-е изд., испр. – М.: ГЭО-ТАР – МЕД, 2004. – 368 с.: ил. – (Серия «XXI» век»).
13.Фидельман, Ф.И. Организация фармацевтической службы. Курс лек-ций. Витебск, ВГМУ, 2001.- 124 с.



[Введите текст]

ВВЕДЕНИЕ

В современных рыночных отношениях знаменует аптеки к пониманию необходимости привлекает, так как постоянно растущая конкуренция не обошла и в этой области рынка.

Участники фармацевтического рынка должны выбирать все более активные методы маркетинговой стратегии. Важной составляющей модели повышения продаж на уровне современного профессионального мерчандайзинга. Правильное использование мерчандайзинга может стать дополнительным преимуществом в определенной аптеке.

В связи с этим, актуальность данной работы не оставляет сомнений. Проведенные исследования в этой теме представляют значительный интерес для представителей фармацевтической сферы деятельности.

Объект исследования диссертации -марчендайзинг и его влияние на покупательскую способность.

Объектом диссертационного исследования становятся методы и приемы марчендайзинга, применяемых в сфере аптечного бизнеса.

Цель написания курсовой работы - выявить нюансы в применении марчендайзинга в аптеке, учреждений и организаций. Для достижения этой цели следует выполнить следующий круг задач:

1) рассмотреть общие положения область применения марчендайзинга;

2) изучить способы и средства применения марчендайзинга в области аптеки учреждений;

3) рассмотреть порядок формирования положительного имиджа аптеки;

4) для того, чтобы попытаться обосновать и рекомендовать способы повышения эффективности применения марчендайзинга.

Теоретической основой диссертации является общенаучный диалектический метод познания. Были использованы методы анализа, синтеза, аналогии и обобщения, сравнительно-правовой и формально-логический методы.

Работа состоит из введения, где рассматривается актуальность работы, цели, задачи, четырех глав, в которых рассматриваются общие положения марчендайзинга, конкретной реализации в аптеках нашей страны, исследуется формирование положительного образа аптеки в сосвременных условиях, и рассматривается психологический аспект продажи товаров в аптеках и заключения, где подводятся итоги, полученные в ходе написания работы.

ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИЯ МЕРЧАНДАЙЗИНГА

1.1 Основы мерчандайзинга

современная мировая экономика находится на рынке большое количество представителей, как производственного сектора, так и посредников-продажи, каждый из которых предприятие является заинтересованной стороной в области стабильной функциональной сбыта.

Узнать стоимость работы